Реферат: Лирика как род литературы
Название: Лирика как род литературы Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
1. Психолого-педагогические и методические основы работы над лирическим произведением в школе 1.1 Понятие о лирике как роде художественной словесности Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А.Рыбникова, З.Я.Рез, В.Г.Маранцман, М.Г.Качурин. Жизнь человеческого общества трудно представить себе вне художественной литературы. Литературные произведения принято разделять на три основных рода (или, иначе, вида): эпос, лирику и драму. Это разделение восходит к временам Древней Греции, и впервые было намечено философом Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» (IV в. до н.э.). Впервые в VII—VI вв. до н. э. появился новый жанр — лирика. Аристотель определяет лирику по способу подражания, при котором «поэт остается самим собой». Современные исследователи, комментируя высказывание Аристотеля, отмечают, что древнегреческий философ отмечал в лирике, прежде всего, ее отличия от эпоса и драмы — то, что в ней «не происходит превращения говорящего в героя, что обязательно в драме и возможно в эпосе». [36, C.18]] Второй после античности виток осмысления лирики как рода литературы приходится на Новое время. Г.Гегель, одним из первых осмысливший родовую специфику лирики, выделил в этом роде литературы способность не зависеть от словесного наполнения. Он определяет лирику как «субъективную форму поэзии». Субъективность становится главной характеристикой художественного мира лирики: «В лирике удовлетворяется потребность высказать себя и воспринять душу в этом ее самовыражении Содержанием является отдельный субъект и тем самым обособленность ситуации и предметов, а также способа, каким вообще при таком содержании доводит себя до сознания душа с ее субъективным суждением, ее радостями, изумлением, болью и чувством». [21, С.436] Сделаем сравнительный анализ определений данного понятия с целью выявления жанрово-видовых особенностей данного рода литературы. С.П.Белокуров считает, что «лирика – это один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванные теми или иными обстоятельствами». В лирике, по его мнению, жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшее свойство, которое выделяет С.П.Белокуров, - способность передавать единичное (чувства, состояния) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы. [39, C.29] Д.Н.Ушакова считает, что «лирика - вид поэзии, преимущественно выражающий личные настроения и переживания автора». [40, C.151] В.Я.Шилин дает следующее определение лирики как рода художественной словесности: «Лирика – один из трех основных родов словесного искусства, как правило, использующий стихотворную форму. В отличие от эпоса и драмы, лирика отражает отдельные состояния характера в определенные моменты жизни». Лирика, по его определению, является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний, а речевая форма лирики есть внутренний монолог, преимущественно стихотворный. [41, C.51] И.А.Кленина утверждает, что: « Лирика – это один из основных литературных родов, воплощающий самые глубокие, задушевные переживания личности, вызывающие у читателя/слушателя обязательное чувство сопереживания, тяготеющий к стихотворной форме выражения». [42, C.171] В. А. Богданов определяет лирику таким образом: «Лирика (от греч. (греческий) lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр». В лирическом образе, считает Богданов, через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. [45, C.78] Корман Б.О. определяет лирику как «один из трех литературных родов. Произведение лирического рода есть такое произведение, считает ученый, в котором весь текст принадлежит одному субъекту речи. Такова схема формально-субъектной организации лирического произведения. Весь текст лирического произведения, по мнению Кормана Б.О., организуется субъектом сознания с обязательной прямо-оценочной точкой зрения. Такова схема субъектно-объектных отношений лирического произведения. [43, C.39-54] По мнению Тодоров Л. лирика - «один из трех основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. Выраженное в лирике состояние характера приобретает приметы художественного образа, и мы говорим об образе-переживании как об индивидуализированной и типической картине духовного мира человека. Изображение характера в его отдельном состоянии придает лирике черты, отличающие ее от других жанров. Непосредственное переживание как бы отодвигает на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка — стихотворную речь. [44, C.174-175] Сравнив определения различных ученых, можно выделить следующие жанрово-видовые особенности лирики как рода художественной литературы: субъективность, стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, способность передавать единичное как всеобщее, отражение отдельных состояний характера в определенные моменты жизни, прямое выражение авторских чувств и переживаний, наличие лирического героя. Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом в теоретической поэтике понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода. При указанном подходе к основным видам эпоса ученые относят эпопею, роман, повесть, рассказ, новеллу и, некоторые из них, очерк. У драмы в качестве устойчивого типа поэтической структуры выделяют трагедию, комедию и собственно драму. Лирический тип поэтической структуры характеризуют стихотворение, поэма, песня. Под жанром понимают некие содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Часто термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью. В литературоведении выделяют следующие жанры лирики как рода художественной словесности: ода, Л. Я. Гинзбург в монографии о лирике как роде литературы предприняла попытку охарактеризовать специфику лирического способа мышления. В своем труде исследовательница указала, что лирика является «самым субъективным родом литературы», что «она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Здесь же Гинзбург отметила: «По самой своей сути лирика – разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении), своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека». [23, C.8, 12] Своеобразие лирики как рода художественной литературы заключается в том, что она представляет собой очень общую, абстрактную содержательность,— между тем как целостный смысл произведения неповторим и конкретен. Но без постижения этой общей содержательности формы (например, содержания «лирики вообще»; лирического стихотворения определенной эпохи— а лирика каждой эпохи имеет свою формальную определенность — вообще; лирики данной группы поэтов вообще; наконец, данного поэта вообще) мы не сможем схватить и конкретное содержание данного, неповторимого произведения. Без знаний родовых, видовых и специфических особенностей лирики нет возможности грамотно изучать лирику в школе. Восприятие произведения, прежде всего, начинается с усвоения типа произведения, его жанра, стиля, размера, и лишь затем открывается путь к постижению конкретного, непостижимого смысла лирического произведения. Незнание особенностей лирики как рода художественной словесности может привести к неправильному подходу и изучению произведения, к неправильной интерпретации смысла, вложенного поэтом в произведение. |