Курсовая работа: Выбор стратегии фирмы методом SPACE
Название: Выбор стратегии фирмы методом SPACE Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курсовой проект"Выбор стратегии фирмы методом SPACE" Содержание Введение 1. Методика SPACE 2. Диагностика стратегического положения фирмы 3. Рекомендации по выбору стратегии фирмы Введение Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволила бы им поспевать за изменениями, проходящими в их окружении. Важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся среде. Не существует стратегии, единой для всех компаний, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конечно, всегда следует помнить, что стратегическое управление-это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией. В данной работе мы рассмотрим предприятие ГАЗ, (Горьковский Автомобильный Завод). 1. Методика SРАСЕ Одним из инструментов диагностики положения фирмы в рыночном "пространстве" является методика, которая в английской аббревиатуре так и называется SРАСЕ (пространство)=Stгаtеgiс Роsition аnd Aсtion Еvаluation (стратегическая оценка положений и действий). В основе методики лежит анализ положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам: конкурентное преимущество фирмы, ее финансовое положение, привлекательность отрасли и, наконец, стабильность экономической среды. Система, в которой выполняется оценка стратегических позиций компании, образуется четырьмя координатными осями: 1) потенциал компании, 2) конкурентные преимущества компании, 3) потенциал отрасли, 4) условия бизнеса.
![]() Каждый стратегический квадрант соответствует одной из четырех возможных стратегических линий компании: 1. Придерживаться наступательных стратегий, 2. Придерживаться консервативной линии поведения, 3. Придерживаться линии сохранения своей компании, 4. Придерживаться линии борьбы за сохранение своих позиций. На наш взгляд предприятие придерживается наступательных стратегий, что соответствует агрессивной позиции. Агрессивная позиция
![]() Эта позиция характерна для привлекательных отраслей в стабильном окружении. Анализируемая фирма имеет несомненное конкурентное преимущество и может сохранить его с использованием имеющегося финансового потенциала. Критический фактор - способность противостоять появлению новых конкурентов. Рекомендуемые стратегии : 1) поиск кандидатов на поглощение в собственной и смежной отраслях; 2) увеличение доли рынка; 3) концентрация ресурсов на продуктах, обеспечивающих наибольшее преимущество над конкурентами. На наш взгляд предприятие придерживается стратегии 3. Поведение фирмы : - это поведение разведчика. Стремление исследовать как можно больше альтернатив, нежесткий, децентрализованный контроль, не всегда полное использование ресурсов. 2. Диагностика стратегического положения фирмы В этой таблице мы даем экспертные оценки по следующим факторам. Факторы, определяющие привлекательность (силу) отрасли
Среднее значение __________3 _________________ Примечания для экспертной оценки факторов, определяющих привлекательность отрасли Параметры отрасли (факторы, определяющие ее привлекательность) в методике SРАСЕ используются следующие. Потенциал роста - связан с оценкой общей емкости рынка и наличием соответствующих производственных ресурсов. Потенциальная прибыльность - оценка нормы прибыли, которая может сложиться в отрасли. Финансовая стабильность - имеются в виду условия функционирования среднего, типичного предприятия данной отрасли. Технологическое know-how - качественная характеристика уровня технологической экспертизы, необходимой для работы в отрасли. Использование ресурсов - оценка эффективности использования ресурсов на предприятиях отрасли (в сравнении с другими отраслями). Капиталоемкость Легкость вхождения на рынок - качественная оценка фактора с учетом всего комплекса действий, которые должны быть предприняты для вхождения на рынок: осуществление единовременных капитальных затрат, создание имиджа и т.д. Производительность, использование мощностей Факторы, определяющие конкурентное преимущество фирмы
Среднее - 6 = ____________3 _______________ Примечания для экспертной оценки факторов, определяющих конкурентное преимущество фирмы Конкурентное преимущество фирмы характеризуется следующими показателями: Доля рынка это относительная доля рынка, которая может быть измерена отношением объема продаж за некоторый период к объему продаж вашего ведущего конкурента. Качество продукта - относительная экспертная оценка качества Вашего продукта в сравнении с продукцией Ваших конкурентов. Стадия жизненного цикла продукта понятие, широко используемое в стратегическом планировании. В большинстве случаев принято выделять четыре стадии: стадию введения (называемую также зарождения), стадию роста, стадию зрелости и стадию упадка (старения). Стадия введения продукта на рынок характеризуется прежде всего распространением среди потенциальных потребителей осведомленности о существовании нового продукта. Дифференциации продукта в этот период мала. Спрос неэластичен по цене. Экономия на масштабах производства незначительна. Отношение постоянных затрат на производство продукта к переменным как правило относительно мало. Стадия роста характеризуется быстрым ростом объемов продаж. Растет дифференциация продуктов конкурентов. Растет экономия на масштабах производства и отношение постоянных затрат к переменным. Спрос становится все более эластичным по цене. Стадия зрелости характеризуется высокой степенью дифференциации продукта, выраженной сегментацией рынка, значительной экономией на масштабах производства, высокими значениями отношения постоянных затрат к переменным и эластичности спроса по цене. Стадия упадка характеризуется интенсификацией ценовой конкуренции, исключительно высокой эластичностью спроса по цене, уменьшающимся отношением постоянных затрат к переменным при сохранении значительной экономии на масштабах производства. В методике SPACE жизненный цикл продукта аналогично другим показателям оценивается по шкале 0-6, что дает возможным более тонко оценивать положение в рассматриваемом измерении. Цикл замены продукта - характеристика степени определенности срока жизни продукта (длительности его жизненного цикла). Приверженность потребителей характеристика степени верности клиентов торговой марке (заметим, что такая верность может быть достигаема за счет разных способов и речь идет в данном случае о конечном результате). Использование производственных мощностей у конкурентов. Технологическое ноу-хау характеристика технологической экспертизы (знаний, опыта), находящейся в исключительном распоряжении данной компании. Степень вертикальной интеграции под вертикальной интеграцией понимается объединение в рамках одной фирмы звеньев одной и той же производственной цепи. Например, производитель мебели приобретает лесозаготовительный бизнес (обратная вертикальная интеграция), или мебельный магазин (прямая вертикальная интеграция). Факторы, определяющие финансовое положение фирмы
Среднее значение __________3 _________________ Примечания для экспертной оценки факторов финансового положения предприятия Финансовое положение фирмы характеризуется такими показателями. Отдача на вложение (ROI ) стандартная финансовая характеристика. Исчисляется как отношение прибыли к вложенному капиталу (собственному). Финансовый рычаг - измеряется соотношением собственных и заемных средств. Ликвидность - в качестве измерителя можно воспользоваться показателями текущей или абсолютной ликвидности. Стоит подчеркнуть, что максимальная ликвидность не есть абсолютное благо и можно говорить о ее оптимальном, сбалансированном уровне, также как и в случае с финансовым рычагом. Степень удовлетворения потребностей в капитале - качественная оценка степени удовлетворения потребности фирмы в капитале. Может быть произведена вычислением отношения имеющегося капитала к необходимому. Поток платежей в пользу фирмы - имеются в виду реальные перечисления средств. Простота выхода с рынка - под ней понимается величина финансовых потерь, связанных с уходом с рынка и перепрофилированием компании. Рискованность бизнеса оценка должна учитывать как рыночные, так и политические факторы риска в деятельности компании. Оборачиваемость запасов - один из возможных дополнительных факторов в оценке деятельности компании. Факторы, определяющие стабильность среды
Среднее - 6 = ____________3 _______________ Примечания для экспертной оценки факторов, определяющих стабильность среды Факторы, определяющие стабильность среды , в методике следующие. Технологические изменения - качественная оценка множественности происходящие технологических нововведений. Темп инфляции . Вариация спроса - характеристика стабильности спроса. Разброс цен конкурирующих продуктов - важная характеристика степени зрелости рынка и уровня ценовой конкуренции. Барьеры (ограничения) для вхождения на рынок - необходимые лицензии, требования к квалификации, исключительные права, уже предоставленные другим фирмам и т.д. Давление конкурентов - общая характеристика уровня конкуренции в отрасли. Эластичность спроса по цене - статистически оцениваемая степень влияния изменения цены на спрос. Графическая интерпретация стратегического положения фирмы После того, как все перечисленные Факторы оценки (для этого используются итоги вышеприведенных таблиц), полученные по четырем обобщенным координатам измерения, наносятся; на график. Строится геометрическая Фигура путем соединения; точек. Находится центр тяжести полученной Фигуры и соединяется вектором из центра системы координат. Затем переходят к анализу графика и его интерпретации Вместе с интерпретацией определяются основные стратегии используемые предприятием с таким стратегическим положением. 3. Рекомендации по выбору стратегии фирмы В зависимости от тех позиций, которые в настоящее время занимает компания, могут выбираться точечная, линейная, пространственная или портфельные стратегии. Точечные стратегии выбираются, как правило, на ближайшую перспективу и ориентируются четко на занимаемую компанией стратегическую позицию, в то время как остальные типы стратегий разрабатываются исходя из анализа вектора смещения стратегической позиции. Исходя из анализа вектора смещения мы получили линейную. Для выбора стратегий следует использовать приложение 1 и 2.
Например, точечная стратегия III(1) в квадранте "замрите" предполагает концентрацию всех усилий компании на захват рынка. Стратегия II(1-2-3)/ III(1) в том же квадранте может означать: 1. Развитие продукта компании на первом этапе с последующим переходом к захвату рынка, или 2. Сначала развитие рынка, а затем его захват, или 3. Переход к захвату через горизонтальную диверсификацию компании. Линейной стратегии соответствует определенный горизонт, в который попадает позиция компании. Например, если позиция компании оказывается в первом горизонте квадранта "боритесь'', то подходящей будет стратегия, ориентированная на создание компанией совместных предприятий. У нас попадание позиций компании в третий горизонт квадранта "наступайте" целесообразнее будет рекомендовать использование прямой и/или обратной. Пространственные стратегии представляют собой комбинации разнообразных стратегий, находящихся в разных квадрантах, но на одинаковых горизонтах систем (см. рисунок выше). Портфельные стратегии представляют собой сбалансированный набор отдельных точечных стратегий, нацеленный на то, чтобы осуществить радикальное изменение стратегической позиции компании. ПОТЕНЦИАЛ КОМПАНИИ
ОЦЕНКАУСЛОВИЙБИЗНЕСА Например, если стоит цель изменить позицию компании с «квадрант "держитесь" III(1-2) / II(1-2-3)» на позицию «квадрант "замрите" II(1-2-3) / I(1-2)», то вариантом "портфеля" стратегий в данном случае может быть: 1. Сокращение компании. 2. Конгломеративная диверсификация. 3. Реорганизация компании. 4. Развитие нового продукта. 5. Захват рынка. 6. Горизонтальная интеграция. Приложение 1 Виды точечных стратегий компании
Приложение 2 Условия выбора стратегий
Из вышесказанного наше предприятие будет иметь следующую точечную стратегию – это Концентрическая диверсификация. Ее содержание-организация новых производств, совпадающих с основным профилем. |