Реферат: Предпринимательство 9
Название: Предпринимательство 9 Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Юрий Васильевич Криволуцкий Основы предпринимательства Экзамен Лекция 1. Среда, 2 сентября 2009 г. Литература: «Учебник по основам предпринимательства» (Вгиковские преподаватели); «Предпринимательство» учебник для вузов под редакцией Гарфинкеля; «Предпринимательство» 2008 Лакусто. Предпринимательская деятельность. Заниматься предпринимательством модно с 18 лет (или ранее, если вышли замуж/женились). Основные признаки предпринимательства: 1) Предпринимательство связано с деятельностью и носит заведомо активный характер, подразумевая какие-то операции с объектом собственности; 2) Характерна жесткая целевая направленность этой деятельности на конкретный результат; 3) Ориентация носит устойчивый и непрерывный характер, подразумевая интегральный итоговый результат; Коммерческая деятельность чаще всего не преследует получение прибыли, но любая предпринимательская деятельность является, в том числе, коммерческой. Объекты собственности, выступающие в роли товарной продукции: 1) Материальные изделия; 2) Услуги; 3) Информационные ресурсы и объекты интеллектуальной собственности; 4) Права как возможности по реализации прав собственности; Роль предпринимателя в экономике: 1) Предприниматели питают рынок новыми товарами и услугами; 2) Открывают новые виды ресурсов (или используют старые на новый лад); 3) Способствуют развитию новых технологий; 4) Предприниматели открывают новые рынки; 5) Предприниматели создают новые предприятия (или реконструируют старые); 6) Создают новые рабочие места; 7) Осуществляют инвестиции в человеческий капитал; 8) Накапливают и делают инвестиции. Характеристики предпринимателя: 1) Ориентация на нововведения, творчество, освоение чего-то нового; 2) Способность предвидения, деловая интуиция; 3) Способность привлекать ресурсы; 4) Самостоятельность, волевые качества лидерство, стремление к победе; 5) Склонность к риску (способность действовать в условиях неопределенности). Мотивы предпринимателя: 1) Жадность и страх; 2) Стремление к прибыли; 3) Самореализация; 4) Стремление к независимости и проч. 5) Потребность в достижениях. Идеи для создания бизнеса (дела) можно: 1) Купить; 2) Придумать; 3) Своровать. Условия развития предпринимательства: 1) Легитимизация экономики; 2) Экономическая, социальная и политическая стабильность; 3) Поддержка и развитие конкуренции; 4) Государственная поддержка развития (регулирования) и стимулирования предпринимательства; 5) Повышение квалификации управленческих кадров. Лекция 2. 9 сентября 2009 г. Внешняя среда осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в процессе своего функционирования взаимодействует с внешней средой непрерывно. Схема 1. Взаимодействие с внешней средой можно дифференцировать: · по характеру типовых субъектов взаимоотношений; · по сферам взаимодействия. Сферы взаимодействия – нормативно-правовая сфера, макроэкономическая, товарная, трудовая, научно-техническая, географическая, климатическая. Предприятие испытывает воздействие внешней среды (рыночный спрос, законы, нормативные акты, финансовые отношения). И оно же оказывает встречное воздействие на окружающую среду (меняет положение на рынке, создает конкуренцию, воспитательная функция ТВ). Все взаимодействие с внешней средой носит адаптационный характер (регулируется объем предложения в зависимости от спроса). Необходимо изучать требования рынка. Это предполагает максимально полное использование внешней среды и рациональную степень нейтрализации неблагоприятных факторов. Аутсорсинг – часть технологического процесса отдаем на сторону с меньшими затратами. Типологическая классификация сфер предпринимательства. Основными признаками классификации служат: · специализация предприятий; · принадлежность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к определенной категории; · некоторые рамочные характеристики предприятий. Различают 2 вида специализации предприятий: 1. функциональная – выполнение определенного технологического процесса (фотография, литейное производство); 2. предметная (продуктовая) – выпускается один вид товара или услуги. По принадлежности лиц к определенной категории предприятия делятся на: 1. частные; 2. нечастные (государственные и муниципальные). По рамочным характеристикам предприятия разделяют: 1. по размеру – большие, крупные, средние и малые предприятия (10 % национального дохода у двух последних, вместе взятых); 2. по критической важности для региона – градообразующие, регионообразующие и бюджетообразующие. Основа процветания экономики – малые и средние предприятия, потому что они гибкие в деловой жизни. Направление деятельности предпринимательства. Схема 2. Формы государственного регулирования, поддержки и стимулирования. 1. Регулирование . Органы государственных структур могут непосредственно регулировать деятельность предприятий. «+»: · адресность и избирательность; · быстрота воздействия; · относительная упрощенность обоснования управленческих решений; · наглядность практического результата. «-»: · возникновение гражданской ответственности за результаты прямого вмешательства в предпринимательскую деятельность; · необходимость использования собственных ресурсов для покрытия затрат на это вмешательство; · порождение неравных условий осуществления предпринимательской деятельности или недобросовестная конкуренция. Участие в высших органах управления предприятием через институт представительства. Участие в назначении высших должностных лиц, лицензирование, сертификация, издание нормативно-правовых актов по вопросам деятельности конкретного предприятия, предоставление субъектам правоотношений эксклюзивных льгот, дотаций и преференций (преимущественных прав). 2. Поддержка: · финансовая Предоставление льготных государственных кредитов, списание или уменьшение по ранее полученным (отсрочка, уменьшение %); предоставление преимущественных прав регистрации; предоставление субвенций (целевых безвозмездных ассигнований); предоставление землеотводов, в т.ч. и для строительства жилья; предоставление квот на привлечение иностранной рабочей силы; введение системы льготных коммунальных тарифов; предоставление гарантий со стороны органов государственного управления по кредитам; предоставление налоговых льгот, включая налоговые каникулы (на срок от 3 до 5 лет); введение специальных условий размещения заказов на товарную продукцию; введение импортных пошлин и квот. · имущественная · информационная · кадровая 3. Стимулирование. Введение эффективной налоговой системы; организация дозированного конкурирования с иностранными фирмами (дозированное допущение на российский рынок); инициирование спроса; снятие или ослабление российский экспортных квот и уменьшение таможенных пошлин; стабилизация социально-политической обстановки. Тема для эссе: «Евгений Онегин и экономика» Лекция 3. 16 сентября 2009 г. Организация нового предприятия. Успех любого предприятия зависит от правильного выбора сферы бизнеса, правильного определения стратегии и тактики управления предприятием. При организации нового бизнеса надо соблюдать ряд требований, которые могут гарантировать успех: 1) Постараться захватить монополию на какой-либо вид изделий или услуг, и, таким образом, доминировать на рынке благодаря своей продукции; 2) Рост бизнеса должен быть относительно независимым от фазы экономического цикла. Даже в периоды спада необходимо обеспечивать рентабельное производство; 3) Предприятие нуждается в постоянно высокой норме прибыли и темпах роста заказа (рост покупателей); 4) Выберите такую сферу деятельности, где многое зависит от таланта руководителя; 5) Необходимо постоянно заботится о расширении рынка своей продукции и не стараться удержать всеми силами старые рынки (расширяя ассортимент, создавая новые модели и прочее); 6) Идеальным вариантом для предпринимателя является новая сфера, потому что в таких условиях предприниматель может диктовать цены (завоевание рынка – чем больше доля рынка, тем выше влияние на цены); 7) Надо отдать предпочтение той сфере, которая соответствует имеющимся ресурсам (речь идет о том, чтобы учесть необходимый размер средств для Вашего бизнеса, которых для начала нужно не так уж и много); 8) Выбрать организационно-правовую форму деятельности своего предприятия (у каждой из них есть свои положительные и отрицательные черты); 9) Важным решением, которое должно быть принято на ранних стадиях создания предприятия – это вопрос о местоположении предприятия; 10) Размер предприятия зависит от первоначального капитала: предприятия из разряда малого бизнеса обладают меньшим стартовым капиталом. Рентабельность – прибыль на каждый потраченный рубль. В связи с этим вводится понятия срок окупаемости. Срок окупаемости можно рассчитать путем деления наших затрат на нашу прибыль . Тезисы: В бизнесе ещё есть непокоренные вершины. Вкладывайте деньги только в то, что знаете (нельзя быть некомпетентным при вкладывании денег; никогда не вкладывай деньги под давлением – всегда, когда у тебя просят деньги – отложи вопрос на завтра). Сначала заработай свои деньги, а затем сумей их защитить. Клиенты подразделяются на: одноразовых, эпизодических и регулярных. Одноразовый клиент – клиент, который попадает к Вам случайно – турист, человек, который оказался проездом в городе и т.д. Эпизодический клиент – клиент, у которого повторное желание приобрести ваш товар возникнет очень нескоро. Такой тип клиентов свойственен для некоторых отраслей – например, покупка свадебного платья. Регулярный клиент – нельзя предсказать, когда он придет, но придет. Разновидности таких клиентов зависят от периодичности приобретаемого товара, которая в свою очередь зависит от типа товара: например, товары длительного пользования (холодильник), товары роскоши, а также товары нерегулярного пользования (авиабилеты), товары регулярного потребления (самый «регулярный» клиент). Польза от такой классификации заключается в следующем:
Лекция 4. 23 сентября 2009 г. Современные организационно-правовые формы предпринимательства в России. Категории (в юриспруденции):
Физическое лицо – индивидуум, на который согласно международному гражданскому праву распространяются общепринятые гражданские права и свободы:
Физические лица в праве заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Под юридическим лицом понимается надлежащим образом зарегистрированная организация, обладающая вещными правами на первоначально обоснованную учредителями собственность и имеющая определенные гражданские права и обязательства. Идентифицирующим признаком юридического лица является наименование. Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. К числу лиц с особенным статусом относятся субъекты международных отношений и органы государственного и муниципального управления. Схема 3 (пояснения ниже). Хозяйственные товарищества:
Очень похоже на полное товарищество, но наряду с участниками (полными товарищами) могут участвовать вкладчики (коммандитисты). Последние не участвуют в управлении товариществом, но участвуют в распределении прибыли, и несут убытки в пределах своих вкладов. Преимущества: могут привлекать дополнительных вкладчиков. Хозяйственные общества (наиболее распространенные):
Производственный кооператив – добровольное объединение физических лиц на основе членства для совместной производственной и хозяйственной деятельности, основанное на их личном участии. Уставной капитал складывается из взносов (паев). Число лиц не менее 5. Структура управления такая же, как и у ОАО (наблюдательный совет вместо совета директоров). Несут субсидиарную ответственность своим имуществом перед обязательствами кооператива. Преимущества: прибыль распределяется пропорционально трудовому участию, законодательством не ограничивается число членов кооператива, у всех имеются равные права в управлении кооперативом. Недостатки: число лиц не менее 5, субсидиарная ответственность. УП – юридическое лицо, образованное на основе объектов государственной или муниципальной собственности, которые закрепляются за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. УП является неделимым. Собственники – лица с особенным статусом. УП на основании хозяйственного ведения – 1 учредитель, начальный капитал называется уставным фондом, органы управления имеют 2 уровня (учредитель, орган управления - директор), учредитель несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. УП на праве оперативного управления создается по приказу государства. Государство диктует цели, задачи. Государство – учредитель. И РФ несет ответственность по обязательствам деятельности этого предприятия. Дочернее юридическое лицо – это юридическое лицо, управление которым преобладающе определяется другим юридическим лицом (основным или материнским). Зависимое общество – если другое общество имеет 20 и более % голосующих акций или уставного капитала. Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения. Оно представляет интересы и осуществляет защиту. Филиал – обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющие все функции юридического лица или только часть из них. Ни представительство, ни филиал не являются юридическими лицами. Лекция 5. 30 сентября 2009 г. Цели предприятия. Цель является изначальным элементом системы управления предприятием. Цель представляет собой будущее состояние системы. Составляющие цели:
Миссией называют общую цель, показывающую устремление к чему-либо. Примиряем различные интересы участников предприятия. На основе миссии формулируются долгосрочные цели предприятия. Задача – результат, который надо достигнуть за определенный плановый период. Стратегия – способ или средство достижения долгосрочных целей. Она отвечает на вопрос, какие есть альтернативные способы достижения целей, какие варианты лучшего использования ресурсов. Политика – касается категории средств для краткосрочных целей. Отвечает на вопрос, каким образом должны выполняться задачи. Функции целей:
Требования к целям:
Выдвижение цели отвечает на вопрос, что необходимо сделать, чтобы организация вышла на новый этап своего развития. При этом всегда необходимо увязывать цели и ресурсы предприятия и требования рынка. Среди целей предприятия могут быть:
В качестве показателей при выборе целей могут быть использованы следующие:
Планирование и реализация маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования всегда решают определенную проблему. Требования:
Масштаб исследований зависит от величины фирмы. Основные виды исследований маркетинга:
Порядок проведения маркетинговых исследований (5 этапов):
1 этап. Один из самых важных этапов, п.ч. правильно сформулированная проблема во многом определяет успех дальнейшего исследования. 2 варианта: когда проблема (цель исследования) четко сформулирована и наоборот. Во втором случае проводится предмаркетинговое исследование. 2 этап. Источники информации – материалы законодательного и нормативного характера, отчеты различных исследовательских центров; издания академий, институтов, университетов; различные публикации, газеты, телерадиореклама. 3 этап. Когда недостаточно данных для принятия решений. Включает ряд подэтапов:
объектом могут быть зрители, либо вообще рынок кинопродукции, вторичный рынок
4 основных метода сбора первичной информации:
метод сбора информации за поведением наблюдаемого объекта без установления прямого контакта; преимущество: простота; недостаток: нельзя установить внутренние мотивы поведения
метод сбора информации о поведении объекта и установление причинно-следственных связей; недостаток: трудно контролировать все факторы маркетинга
сбор данных с помощью ЭВМ по заранее разработанной модели
сбор информации путем установления контактов с объектами исследований; орудием исследований является анкета; недостаток: большая трата средств, трудовых ресурсов; 3 основных контакта: телефон, личное интервью, анкета; условия проведения: вопрос должен быть понятен и нельзя допускать двусмысленного толкования, вопросы не должны содержать двойного отрицания; вопросы не должны содержать таких слов как мало, редко, часто, очень часто; состав и последовательность должны иметь определенный порядок, нельзя допускать в вопросе праздный характер, необходимо предусмотреть несколько контрольных вопросов 4 этап. Сбор, анализ всей информации. 5 этап. Составляется отчет по всей маркетинговой компании в виде отчета с выводами и рекомендацией. Лекция 6. Среда, 7 октября 2009 г. Тема: Маркетинг . В любой момент времени маркетинг можно рассматривать с трех позиций: 1) Маркетинг как метод; 2) Маркетинг как принцип управления предприятием; 3) Маркетинг как средство. Для маркетинговой деятельности представляют наибольшее значение четыре группы вопросов: 1) Вопросы информации и анализ ситуации; 2) Вопросы использования инструментов маркетинга; 3) Вопросы организации маркетинговой деятельности; 4) Вопросы контроля в области маркетинга. 1. Предметом анализа является: Конкурентное преимущество. Устойчивое конкурентное преимущество – это длительная выгода; применение некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность стратегии, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами. Существует четыре критериев конкурентных преимуществ: 1. Уникальность; 2. Невозможность скопировать; 3. Устойчивость; 4. Применима в разных ситуациях; Устойчивое конкурентное преимущество достигается путем непрерывного совершенствования и развития существующих, создания и развития способностей. КП строится на основании двух способностей: отличительных и воспроизводимых. К отличительным способностям можно отнести: патенты , эксклюзивные лицензии, монопольные позиции, сильные бренды, сильные лидеры, знания и умения, корпоративные культуры, сильные партнеры. Воспроизводимые способности могут быть воспроизведены конкурентами: технические, финансовые, маркетинговые ресурсы, неисключительные лицензии. Практическое задание, где в порядке убывания нужно расположить источники конкурентных преимуществ (опрос предприятий). Международные связи, инновации, текучесть кадров, управление затратами, ценовая политика, сильный бренд, этические нормы, квалификация сотрудников, качество товаров. Мой вариант: Инновации, сильный бренд/международные связи, ценовая политика, качество товаров, управление затратами, квалификация сотрудников, текучесть кадров, этические нормы. Правильный вариант: Качество товаров, квалификация сотрудников, этические нормы, сильный бренд, ценовая политика, управление затратами, текучесть кадров, инновации, международные связи. Деловая привлекательность продукта оценивается через три фактора: издержки, продажи и прибыли. Установление цен на товары. Различают четыре типа рынка: 1) Рынок чистой конкуренции (множество продавцов и покупателей). 2) Рынок монопольной конкуренции (множество продавцов и покупателей). 3) Олигополистический рынок (малое количество продавцов, которые очень внимательно следят друг за другом с точки зрения ценовой политики). 4) Рынок чистой монополии. Максимальная цена определяется спросом, а минимальная цена – издержками. Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара (средние издержки + прибыль). Второй способ основан на обеспечении целевой прибыли: («Цена» - «Себестоимость»)*«Количество проданного товара» = «Целевая прибыль» ((P-C)*Q= Пц ). Третий способ основан на ощущаемой ценности товара. В этом случае основным фактором ценообразования является покупательское восприятие ценности товара, а не его издержки. Четвертый метод заключается в установлении цены на уровне текущих цен конкурентов. При этом используются такие неценовые факторы как бренд, психология (9999 руб.). Лекция 14 октября 2009 г. Эластичность спроса. Схема 4. Менеджмент на предприятии. Применительно к предприятиям применяют такие понятия как контролинг, мониторинг (непрерывное наблюдение) и менеджмент. Существует 3 группы методов управления: экономические, организационно-административные и социально-психологические. Экономические – ведущие методы в управлении. К ним относится экономическое стимулирование, экономический анализ, хозрасчет, планирование (прогнозирование, моделирование). Хозрасчет – соизмерение доходов и расходов. Экономический анализ входит в число квалификационных требований к руководителю. Организационно-административные проявляются в виде организационного воздействия (реализуется в виде организационной структуры фирмы и в виде различных нормативов) и распорядительного воздействия (реализуется в виде приказа, распоряжения или устного указания). Социально-психологические методы управления осуществляются под действием не только объективных, но и субъективных факторов (воздействие на психику работника руководителя предприятия). 3 правила организатора:
Мотивация деятельности. Лекция 8. Среда, 21 октября 2009 г. Тема: Лидерство и власть Лидерство и власть подразделяется на два «столбика» личностная основа и организационная основа. К личностной основе относится: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. К организационной основе относят: принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей. Под экспертной властью понимают способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовки, уровня образования, опыта и проч. Власть примера – способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей харизмы, привлекательности. Право на власть – личный источник власти, связанный с занимаемой должностью. Власть информации исходит из возможности доступа к нужной и важной информации, и способности таким образом использовать ее, влияя на подчиненных. Потребность во власти может проявляться в потребности давать советы (настойчиво и назойливо). Принятие решений проявляется во влиянии на процесс принятия решений (иначе называется лоббированием). Власть вознаграждения – влияние на поведение подчиненного через положительную компенсацию его усилий (премия, благодарность, повышение, отпуск и т.д.). Принуждение – влияние на подчиненного через отрицательную компенсацию его усилий (выговор, взыскание, штраф). Власть над ресурсами представляет собой способность руководителя ограничить доступ к получению требуемых/дополнительных/необходимых ресурсов. Власть связей строится на способностях человека воздействовать на других людей через ассоциацию себя с какими-то влиятельными людьми. Принятие решений в предпринимательстве Этапы принятия решений: 1. Осознание необходимости принятия решений; 2. Выработка решения; 3. Выполнение решения. Типы задачи, которые руководитель должен решать: 1. Цель ясна, необходимо решить с минимальными затратами ресурсов; 2. Существует определенный объем ресурсов и нужно наилучшим образом их использовать; 3. Нет определенной цели, нет ограничения по ресурсам. Задачи и их решения получили название «линейное программирование». W = f(xi , yj ) Xi – регулируемая величина, под которой понимаются пути, методы достижения цели. Yj – нерегулируемая величина, под которой понимается объективные условия, которые могут произойти на протяжении планируемого периода и может оказать влияние на ожидаемый результат. Существует три модели принятия решений : 1. Модель в условиях полной определенности; 2. Модель принятия решений в условиях риска;
3. Модель принятия решений в условиях неопределенности.
Критерии принятия решения в таких ситуациях: a. Максиминный критерий (критерий Вальда);
b. Критерий минимаксного сожаления (критерий Сэвиджа);
c. Метод макси-макса; d. Критерий Гурвица; e. Критерий Лапласса; Лекция 28 октября 2009 г. Финансовое обеспечение деятельности предприятия. Источники денежных средств предприятия:
· кредиты: банковские кредиты, кредиты иных юридических лиц; · выпуск облигаций. Прибыль – основной источник денежных средств нормального предприятия. Прибыль – это превышение доходов над расходами. Кредит – основной источник заемных средств. Облигации – особые долговые обязательства. Определяя потребность в деньгах, предприниматель определяет, с какой целью и на какой срок эти деньги берутся, когда и какой объем средств необходимо будет вернуть, какой объем денежных средств и когда он должен быть в наличии, существуют ли иные способы привлечения денежных средств. Схема 5. 1 – денежные средства, вложенные в предприятие. 2 – прибыль, полученная в результате деятельности предприятия. 3 – денежные средства, реинвестируемые в предприятие. 4 – денежные средства, полученные на финансовом рынке. 5 – денежные средства на финансовое инвестирование. 6 – возврат кредитов. 7 – налоги в бюджет. Планирование прибыли предприятия. Прибыль – конечный финансовый результат деятельности. Для всех предприятий существует единый принцип расчета прибыли: Пб = Поп + Пдп + Пвр. Поп – прибыль от реализации основной продукции. Пдп – прибыль от реализации дополнительной продукции. Пвр – прибыль от внереализационных мероприятий (стоимость аренды, доходы по акциям, облигациям). Затраты на производство продукции. Входят:
Совокупность всех затрат на производство продукции называется себестоимостью. Калькуляция – это расчет себестоимости единицы продукции. Состав и структура затрат и порядок их включения в себестоимость регулируются нормативными актами. Бывают прямые и косвенные расходы. Часть затрат напрямую связана с производством продукции, например, затраты на материалы, ЗП. Они непосредственно напрямую формируют и включаются в себестоимость. Косвенные (накладные) расходы – управленческие расходы. Их обычно распределяют пропорционально фонду заработной платы. Есть также разделение на постоянные и переменные расходы. К постоянным расходам относятся расходы, которые не меняются в зависимости от изменения объемов производства (например, арендная плата). Переменные расходы наоборот – изменяются (ЗП, материальные расходы, энергия, топливо). Точка безубыточность (порог рентабельности). Схема 6. Лекция 11 ноября 2009 г. Финансирование без кредитования. 1. Лизинг – это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которые специально покупаются лизинговой компанией (лизингодатель), остаются в ее собственности, но отдаются в аренду лизингополучателю. Схема 7. Определение размера лизинговых платежей:
В условиях стабильной экономики лизинговые платежи Лп = А + Пк + Пком + Пу +НДС, где Пк – плата за кредитные ресурсы, Пком – комиссионные вознаграждения, А – амортизация, Пу – прочие услуги. Выручка от лизинговой сделки – сумма кроме НДС. А = С*На*Тл/100. На – норма амортизации. С – стоимость объекта лизинга. Тл – время действия лизингового договора. Пк = Вк*Пс/100. Вк – величина кредитных ресурсов, привлекаемых в лизинг. Пс – кредитная ставка в процентах. Вк = сумма (Сн + Ск)/2. Сн и Ск – стоимость объекта лизинга на начало и конец года. Пком = Вк*Пв/100. Пв – ставка комиссионных вознаграждений. НДС = В* 20/100. Лв = Лп/Тл. Лп – лизинговые платежи. Лв – лизинговые выплаты. Пример. Условия договора: стоимость имущества – 72 млн. руб., срок – 2 года, На – 10 %, процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение имущества – 50 %, величина использованных кредитных ресурсов – 72 млн. руб., процент комиссионного вознаграждения лизингодателю – 12 %, дополнительные услуги лизингодателя – 4 млн. руб. (консалтинг, обучение персонала, командировки), НДС – 20 %. Лизинговые взносы осуществляются ежеквартально, равными долями, 1ого числа 1ого месяца каждого квартала. Расчет среднегодовой стоимости имущества.
1 год: А = 7,2 Пк = 68,4*50/100 = 34,2 Пком = 68,4*12/100 = 8,208 Пу = 4/2 = 2 В = 7,2 + 34,2 + 8,208 + 2 = 51, 608 НДС = 51,608*20/100 = 10,3216 Лп1 = 51,608 + 10,3216 = 61, 9296 2 год: А = 7,2 Пк = 30,6 Пком = 7,344 Пу = 2 В = 47,144 НДС = 9, 4248 Лп2 = 56, 6328 Лп = Лп1 + Лп2 = 118, 5624 Лв = 118,5624/(2*4) = 14,82 2. Факторинг. Если есть какие-то долговые обязательства от покупателя товара, то можно либо ждать поступления платежей, либо продать эти долговые обязательства и получить деньги немедленно. Занимаются этим факторинговые фирмы. 3. Франчайзинг – это предоставление предприятием (франчайзерам) физическому или юридическому лицу (франчайзи) права на производство или продажу товаров или услуг под его фирменной маркой или под его технологией. 3 основных вида: товарный (это такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании право на продажу ее товаров с ее торговой маркой), производственный (передача технологии партнеру для производства продукции), деловой (фирма-франчайзер продает лицензию частным лицам на право открытия магазинов для продажи покупателям набора различных товаров и услуг). Предмет договора – передача прав на использование торговой марки, лицензии или технологии. В нем должно быть отражено:
+ франчайзинга:
Лекция от 18 ноября 2009 г. Рентабельность продукции и предприятия Оценка хозяйственной деятельности предприятия может производиться с помощью качественных и количественных показателей. Качественными показателями могут являться: широта охвата рынка, конкурентоспособность продукции, репутация предприятия и другие такого же типа. Количественные показатели могут состоять в оценке достижения заданных показателей, темпов их роста, уровня эффективности использования ресурсов предприятия. 10 показателей рентабельности: 1. Чистая прибыль = Балансовая прибыль – Платежи в бюджет; 2. Рентабельность продаж = Прибыль от реализации/Выручка от реализации; 3. Рентабельность продукции = Прибыль от реализации/Затраты на производство продукции; 4. Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/Средняя величина собственного капитала; 5. Рентабельность предприятия = Балансовая прибыль/Средняя стоимость имущества; 6. Срок окупаемости инвестиций = Размер инвестиций/Чистая прибыль; 7. Экономический эффект = Затраты на производство в базовом варианте – Затраты на производство в расчетном варианте; 8. Экономическая эффективность = Прибыль/Производственные затраты; 9. Производительность труда = Выручка от реализации/Среднесписочная численность работающих (руб./чел.); 10. Фондоотдача = Выручка от реализации/Средняя стоимость основных фондов (руб./руб.); 11. Оборачиваемость собственного капитала = Выручка от реализации/Средняя величина собственного капитала. Бизнес-план Бизнес-план помогает определить направление деятельности фирмы, сформулировать цели фирмы, выбрать товар или услугу, которая будет предлагаться фирмой; оценить материальные и финансовые возможности фирмы; получить кредит или привлечь инвестиции; оценить рыночное положение фирмы. Бизнес-план нужен для руководства фирмы, высшего управленческого персонала фирмы, акционерам, кредиторам и инвесторам. Различают несколько видов бизнес-плана: бизнес план коммерческой идеи или предприятия (для инвестора или потенциального партнера), бизнес-план компании или фирмы (изложение перспектив развития; такой БП нужен для совета директоров, собрания акционеров), БП-заявка на кредит (для кредитных организаций), БП-заявка на грант (для различных фондов). БП должен писать руководитель предприятия, акцентируя внимание на тех или иных аспектах деятельности фирмы. Строгой структуры БП не существует: если это крупный проект, то содержание одно; если проект мелкий, то БП будет попроще и т.д. Но тем не менее, в основном БП содержат следующие части: 1. Резюме; 2. Продукт или услуга; 3. Оценка рынка сбыта; 4. Конкуренция; 5. Стратегия маркетинга; 6. План производства; 7. Организационный план; 8. Юридический план; 9. Оценка риска и страхования; 10. Финансовый план; 11. Стратегия финансирования; В каком случае БП отвергается по факту рассмотрения: низкая вероятность реализации бизнес-проекта; большие коммерческие риски; большой срок окупаемости; низкое соотношение выгоды/затраты.
Управление рисками на предприятии. Под риском будем понимать возможный размер убытков, то есть уменьшение стоимостного объекта собственности. В Гражданском Кодексе под убытками лица, права которого были нарушены, понимаются расходы, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления своих нарушенных прав; или же обесценивание объекта собственности вследствие его уничтожения, изменения характеристик (реальный ущерб); а также неполученные доходы, которые это лицо могло бы получить при обычных условиях. Ждать нарушения прав можно от внешней среды, от отдельных субъектов и различных материальных вещей. Специальная область управления, которая занимается рисками, называется risk management. Любое предприятия сталкивается с рисками в ходе своей работы. Такого рода риски носят название предпринимательских или хозяйственных. Задачей предпринимателя не является искать дело без риска, но минимизировать возможный риск. Две области, которые напрямую связаны с рисками – страховой и игорный бизнес. Возможные источники рисков – непредвиденность конъюнктуры рынка, возможное изменение спроса, возможное изменение цен, поведение конкурентов, потребителей. Схема классификации рисков:
- Природно-естественные
- Политические
Спекулятивные риски обусловлены тем, что рискуя можно что-то приобрести. Чистые риски связаны с потерями. Имущественные риски связаны с частичной или полной потерей имущества (кража, халатное отношение). Финансовые риски обусловлены возможностью потерь финансовых ресурсов. Субъективные факторы (регулируемые) называют те, которые имеют непосредственное отношение к данному предприятию, зависят от него. К объективным (нерегулируемым) относят факторы независящие непосредственно от данного предприятия. К ним можно отнести инфляционные процессы, политические кризисы и прочее. От предпринимателя требуется знать влияние на конечный результат различных рисков: в какой момент времени могут возникнуть, как могут повлиять на конечный результат и т.д. Анализировать риски можно качественно и количественно. Цель качественного анализа: определить главные факторы риски и обозначить возможные области риска. Цель количественного анализа: численное определение размеров отдельного риска. Для определения возможного уровня потерь чаще всего используют области риска и коэффициент риска. Область риска - некоторая зона потерь, в границах которой эти потери не превышают некоторого установленного уровня. Обычно выделяют пять зон: безрисковая, минимального риска, повышенного риска, критического риска, недопустимого риска. Коэффициент риска можно рассчитать как отношение максимально возможного убытка к общему объему финансовых ресурсов предприятия. R = Imax /Ф, где Ф – финансовые ресурсы предприятия; Imax – максимально возможный убыток. Виды финансово-экономических рисков: 1. Риск неверного прогнозирования рынка; 2. Риск нереализации на рынке вашего товара или услуги; 3. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию; Причины: потребитель решает тратить деньги на другие цели; нет денег. 4. Риск отказа покупателя от оплаченной продукции и ее возврата; 5. Риск срыва собственных производственных планов/инновационных проектов; 6. Риск неполучения внешних кредитов или инвестиций. Методы управления рисками (с целью его снижения) 1. Уклонение; a. Отказ от ненадежных партнеров; b. Отказ от рисков проектов; c. Страхование рисков; d. Поиск гарантов. 2. Локализация; a. Создание венчурных предприятий; b. Создание специальных структурных подразделений для выполнения рискованных проектов. 3. Рассеивание; a. Распределение ответственности между участниками производства; b. Распределение риска во времени; c. Диверсификация инвестиций; d. Диверсификация видов деятельности. 4. Компенсация; a. Стратегическое планирование деятельности; b. Прогнозирование внешней обстановки; c. Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой информации; d. Создание системы резервов; e. Активный целенаправленный маркетинг. Принцип выбора метода управления рисками 1. Нельзя рисковать большим, чем тебе может позволить капитал; 2. Необходимо помнить о последствиях риска; 3. Нельзя рисковать многим ради малого; 4. Нельзя думать, что существует только одно решение. 9 декабря 2009 г. Банкротство предприятия Законодательство по банкротству развивалось по британской и американской системе. Британская – банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия. Американская – цель: восстановить платежеспособность предприятия путем проведения дополнительных реорганизационных предприятий. В настоящее время наблюдается сближение этих моделей. Также может быть ликвидировано:
Банкротство не применяется к казенным предприятиям. Банкротству повергаются предприятия, задолжавшие больше 500 МРОТ Признаки банкротства: · Существенные – неспособность предприятия удовлетворить требованиям кредиторов и обеспечить платежи в бюджет · Внешние – приостановление текущих платежей в течение 3 месяцев со дня наступления сроков исполнения Показатели:
Если 1 или 2 ниже нормы, суд может инициировать процедуру банкротства. Но при положительном 3ем может передумать. Рассматривается арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника. Основанием для возбуждения дела может быть заявление кредитора, должника или прокурора. Заявление прокурора может быть отозвано до возбуждения производства по делу. Заявления кредитора и должника не отзываются. Прокурор подает заявление при обнаружении умышленного (преднамеренного создания руководителем неплатежеспособности предприятия) или фиктивного (ложное объявление предприятия банкротом с целью введения в заблуждение своих кредиторов – для отсрочки, рассрочки платежей, скидок с долгов и т.д.) банкротства. По рассмотрению дел суд может внести 3 варианта решения:
Судом назначается арбитражный управляющий имуществом должника. Это применяется в случае, если предполагается, что есть возможность вывести предприятие из состояния банкротства. Все имущество принадлежит только ему. Он составляет план проведения внешнего управления, согласует его с кредиторами и доводит до сведения арбитражного суда. Вводится на 18 месяцев. На все это время вводится отсрочка удовлетворения требований кредиторов. 2 вариант – арбитражный управляющий понимает, что восстановить платежеспособность предприятия невозможно и принимает решение о конкурсном производстве. Те, кто получает санацию, обещает в полной мере расплатиться с кредиторами. В ГК существует 5 очередей, устанавливающих порядок выплат по долгам. Санация устанавливается на 18 месяцев, но уже через год должно быть оплачено 40% всех долгов. Если эти условия не выполняются, то санация прекращается и дело передается в конкурсное производство.
Цель – удовлетворить требования кредиторов. В процедуре принимает участие конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом. Также участвует собрание кредиторов, должник, заинтересованные лица. Собрание кредиторов тоже моет вносить предложения по кандидатуре конкурсного управляющего. Этот управляющий имеет возможность самостоятельно совершать сделки по отчуждению имущества должника, решать вопросы о сроках продажи имущества, способах реализации имущества и т.д. В конкурс не входит жилищный фонд (детские дошкольные учреждения и др. социальная инфраструктура), имущество, которое находится у должника в аренде или принято им на хранение или имущество, которое представляет предмет залога. Предприятие признается свободным от долгов с момента исключения его из единого государственного реестра. Внесудебные процедуры. Выплаты под надзором кредиторов, без участия суда. Мировое соглашение между должником и кредитором об отсрочке, скидке, рассрочке и т.д. Происходит под контролем арбитражного суда. При этом через 2 недели должно быть выплачено по крайней мере 35%.
В 2007 г. было подано 67000 исков о банкротстве. Объявив себя банкротом предприятия, не дожидаясь, пока это сделают кредиторы, предприятие получает значительные выгоды. Таким образом можно отсрочить на 2 года выплату долгов. Аресты имущества снимаются и кредиторы ничего не могут сделать. За это время нужно защитить свое имущество: продать фирму двоюродному брату, сдать в аренду и т.д., то есть по возможности уменьшить конкурсную массу. Избежать иска о преднамеренном банкротстве можно избежать, распродавая имущество по частям. Нужно как можно раньше подать заявление о банкротстве. Должник может предложить кандидатуру арбитражного управляющего, который будет руководить в интересах предприятия должника. Он составляет главный документ – реестр требований кредиторов, вносит предложения о процедуре внешнего управления, вводит график платежей и т.д. если инициатива принадлежит кредиторам, то они заинтересованы в скорейшей продаже и т.д. |