Реферат: Взаимоотношения России с исламским миром . Перспективы

Название: Взаимоотношения России с исламским миром . Перспективы
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Учебный курс: «Геополитика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Взаимоотношения России

с «исламским миром». Перспективы»

Москва

2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Россия и исламский мир:

история и современность

1.1. Исламский мир на международной сцене…………………………...5

1.2.Взаимоотношения России и стран ислама:

исторический контекст………………………………………………..7

Глава 2. Россия и исламский мир:

перспективы и проблемы сотрудничества

2.1. Стратегическое партнерство России и исламского мира:

интересы сторон……………………………………………………….11

2.2. Россия и страны исламского мира: борьба с

«международным терроризмом»……………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………25

Библиографический список……………………………………………….27

Введение

Актуальность проблемы. Современная международно-политическая ситуация с необыкновенной остротой поставила вопрос о путях дальнейшего развития исламского мира, переживающего период самоосознания и поиска своего места в новом глобальном сообществе. Важная роль в ответе на поставленный вопрос принадлежит России, которая не только географически, но и по внутреннему мироощущению находится на стыке крупнейших культурно-исторических ареалов.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. В первую очередь нас интересует вопрос стратегического сближения между Россией и исламским миром и значение этого сближения для обеих сторон.

Объектом исследования в настоящей работе является весь комплекс современных межгосударственных отношений России и стран исламского мира, включая их исторические предпосылки.

Предметом исследования является развитие тех тенденций, которые способствуют или препятствуют сближению и взаимодействию России и «исламского мира», устранению возникавших между ними противоречий и недопонимания.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представленияо стратегическом сближении между Россией и исламским миром и значение этого сближения для обеих сторон. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

1. раскрыть понятие «исламский мир»;

2. выполнить сводный анализ современного состояния взаимоотношений России с очерченным выше «исламским миром» в целом;

3. выявить характер и перспективы взаимодействия России с исламскими государствами.

Методологические и теоретические основы исследования составляют выводы работ по проблемам геополитики, международных отношений, философии истории, правоведения и политологии. Системный подход к анализу многопланового фактического материала, затрагивающего проблемы как внешней, так и внутренней политики государств, взаимоотношениям которых посвящена курсовая, дал возможность раскрыть целостность и взаимозависимость различных этапов и направлений партнерства России и стран исламского мира.

Характеризуя степень научной разработанности данной темы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

- обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения).

- моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Глава 1. Россия и исламский мир: история и современность

1.1. Исламский мир на международной сцене

Исламский мир сегодня - это свыше 1,3 миллиарда мусульман, проживающих на нашей планете. Приверженцы этой религии составляют большинство населения более чем в 40 странах. Более 50 миллионов проживают на так называемом "исламском Севере": в России, на Кавказе и в Центральной Азии.

Самые крупные мусульманские страны: Индонезия - 210 млн. человек, Пакистан - около 150 млн., Бангладеш - свыше 110 млн., Нигерия - около 80 миллионов, в Иране - свыше 65 миллионов, в Турции - около 65 млн., в Египте - более 60 млн., в Марокко - свыше 30 млн., в Алжире - около 30 млн., в Судане - свыше 25 млн., в Узбекистане и Саудовской Аравии - свыше 20 млн. в каждой. В Индии численность мусульманской общины превысила 140 млн. человек.[1]

Быстро растут мусульманские общины за пределами традиционного исламского ареала - в США, во Франции, Бразилии, Германии, Великобрита-нии, Италии, Японии, Голландии и т.д. Всего в Европейском Союзе уже живут более 15 миллионов мусульман, и ожидается, что эта цифра возрастет до 40 млн. к 2015 г.По оценкам специалистов, к 2025 году приверженцы ислама составят не менее 30 процентов населения Земли.[2]
Исламский мир сегодня - это десятки крупных межгосударственных организаций. Самой влиятельной из них является созданная в 1969 году Организация Исламская Конференция (ОИК), которая насчитывает 57 государств (в том числе по два из Европы и Латинской Америки и шесть государств СНГ). В то же время исламский мир - это тысячи международных неправительственных, религиозных, общественных организаций, формирую-щих сложную систему коммуникационных сетей на уровне различных социальных, профессиональных, корпоративных и иных групп исламского мира.
Мы знаем, что сообщество российских мусульман - это вторая по численности конфессиональная группа в стране. И взаимоотношения России с Исламским миром непосредственно и опосредованно влияют на внутриполитическую стабильность в стране.

"Исламский" фактор в общественно-политической жизни России как значимое явление стал проявляться на рубеже 1980-1990-х гг. Первоначально это было связано не столько с непосредственно возрождением самой религии, сколько с появлением национальных общественно-политических организаций, рассматривающих исламский фактор как важнейший компонент национального самосознания и необходимый атрибут в борьбе за суверенитет. Так появление первых религиозных институтов в ряде территорий и республик было результатом деятельности этих организаций.[3]

Таким образом, «Исламский мир» сегодня - это десятки крупных межгосударственных организаций.

На сегодняшний день« исламский мир» насчитывает свыше 1,3 миллиарда мусульман, проживающих на нашей планете. Приверженцы этой религии составляют большинство населения более чем в 40 странах, и их число неуклонно растет.

Мировой ислам переживает небывалый подъем. Его центры непрерывно развивались и накапливали духовный и интеллектуальный потенциал, его демографический и финансовый потенциал колоссально вырос и представлен сейчас нефтяными гигантами Ближнего Востока.

1.2. Россия и исламский мир: исторический контекст

Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Последняя война Советского Союза тоже проходила на территории мусульманской страны - Афганистана. В то же время традиционно между двумя сторонами, как считает целый ряд известных специалистов, существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям.

Многочисленные в истории конфликты между Россией и странами исламского мира, по мнению некоторых известнейших русских ученых, объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала "третья сила", которой такие конфликты действительно были выгодны.[4]

В двух мировых войнах ХХ века Россия и исламский мир являлись скорее объектами реализации чужих интересов, чем субъектами собственных стратегических задач. Отношения СССР с мусульманскими странами, особенно после Второй мировой войны, развивались таким образом, что с целым рядом из них (многие арабские страны, Афганистан) такие связи определялись как «особые», «дружественные». В то же время мусульманский, и особенно арабский мир особенно благодарен Советскому Союзу за поддержку законных и справедливых требований палестинского народа. Палестинский вопрос – своего рода лакмусовая бумажка, по которой исламский мир судит о позиции того или иного государства или о взглядах того или иного политика.[5]

Масштабное сотрудничество было взаимовыгодным: Советский Союз получал из стран исламского мира продовольственные и промышленные товары, в которых он остро нуждался и которые при других обстоятельствах был бы вынужден покупать на Западе совершенно по другим ценам. В ответ СССР реализовывал в исламском мире различные проекты научно-технического характера.

Динамика этого сотрудничества была такова, что в 1970-е и 80-е годы прошлого века, в контексте новых внешнеполитических тенденций, а также происходящих внутренних изменений в самом советском обществе многие ведущие политики и специалисты на Западе с заметной тревогой прогнозировали выход стратегического взаимодействия Советского Союза и исламского мира в начале ХХI века на принципиально новый уровень. В то же время, ввод советских войск в Афганистан под странным для многих в исламском мире лозунгом «интернациональной помощи» кардинально изменил эту ситуацию. Правящие круги, а тем более общественность большинства мусульманских стран, оценили этот шаг руководства Советского Союза как «объявление войны Исламу». [6]

Естественно, что "третья сила" - стратегические противники СССР - воспользовалась создавшейся ситуацией в своих интересах. По мере развития афганского конфликта образ Советского Союза как стратегического партнера исламского мира стал быстро тускнеть.

Российское руководство в 1990-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в исламском мире. Более того, конфронтация между новой Россией и исламским миром усилилась и из-за исламофобских установок и настроений среди влиятельной части нового российского правительства.[7]

Кризис в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России, как метод целенаправленного воздействия на эту борьбу, а также на процесс передела бывшей общегосударственной собственности. Но затем развитие конфликтной спирали привело к прямой силовой конфронтации между высшим истеблишментом и одной из новых региональных элит, пришедших к власти на волне демократизации общества.

Неспособность бывшего российского руководства найти политическое решение чеченского узла привела к дальнейшему кризисному витку. Началась реализация сценариев «управляемых конфликтов» для усиления влияния на внутриполитические процессы в Российской Федерации. В том числе преследовалась цель максимально препятствовать сближению России с исламским миром.[8]

Несмотря на то, что чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против Ислама». "Третья сила" стала достаточно успешно использовать чеченский фактор, а в дальнейшем и феномен т.н. «международного терроризма» для обострения отношений между Российской Федерацией и исламским миром. В свою очередь, достаточно влиятельные российские круги стали активно и целенаправленно подстегивать новую исламофобскую кампанию в стране.[9]

Эта негативная тенденция была в определенной степени сломлена в 2003 году, когда наметилось улучшение отношений России с целым рядом ведущих мусульманских стран. В октябре этого же года глава российского государства впервые в истории присутствовал в Куала-Лумпуре на заседании важнейшего межгосударственного института исламского мира - Организации Исламская Конференция (ОИК).
В своем выступлении в столице Малайзии Президент Владимир Путин остановился на нескольких ключевых моментах. Во-первых, он подчеркнул значение начавшегося взаимного движения России и большинства стран исламского мира друг к другу. Во-вторых, В.В.Путин отметил историческую предпосылку такого взаимного притяжения: «На протяжении многих веков Россия, как евроазиатская страна, переплетена с исламским миром традиционными, естественными связями... На протяжении всего XX века Россия поддерживала многие из ваших стран в их движении к национальной независимости... Мы были основными союзниками большого количества мусульманских и арабских стран». В-третьих, Президент России ясно высказался по поводу попыток связать ислам и терроризм: «Терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией, культурной традицией или образом жизни. Мы категорически против всяких клише в отношении мусульман, и знак равенства между мусульманином и террористом ставят только провокаторы». В-четвертых, В.В.Путин заявил о стратегических перспективах сотрудничества России и исламского мира: «Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем. Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики...»[10]
Резюме. Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Войны и конфликты, взаимные обиды и обвинения формировали подозрительное отношение друг к другу. В то же время традиционно между двумя сторонами существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям. Многочисленные в истории конфликты между Россией и странами исламского мира объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала «третья сила», которой такие конфликты действительно были выгодны.
Российское руководство в 90-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в исламском мире... Кризис в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России. Хотя чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против ислама». Но, несмотря на это, исторический опыт России и арабских народов наглядно доказывает не только возможность, но и неизбежность мирного цивилизованного сосуществования и общения людей с различной национальной и религиозной принадлежностью.

Глава 2. Россия и исламский мир:

перспективы и проблемы сотрудничества

2.1. Стратегическое партнерство России и исламского мира:

интересы сторон

Российско-арабские отношения являются важным фактором стабильности и безопасности в мировом масштабе. Россия и арабский мир - важные экономические и политические центры в современном мире, который должен быть многополярным и открытым к самому широкому сотрудничеству.

Потенциал российско-арабского сотрудничества поистине велик и далеко не исчерпан, причем использование этого потенциала диктуется велением времени, так как обе стороны сталкиваются с современными рисками и вызовами. Россия и арабский мир могут и должны выступать единым фронтом против международного терроризма и одновременно против попыток втянуть арабов и русских в выдуманную «борьбу цивилизаций». Исторический опыт России и арабских народов наглядно доказывает не только возможность, но и неизбежность мирного цивилизованного сосуществования и общения людей с различной национальной и религиозной принадлежностью. Именно поэтому в арабском мире с нескрываемым воодушевлением встретили историческое заявление Президента России Владимира Путина о том, что Россия «всегда была самым верным, надежным и последовательным защитником интересов исламского мира на международной арене». Сегодня можно с уверенностью сказать, что окончательно и полностью провалились попытки под надуманными предлогами втянуть Россию в конфликт с исламским миром. Более того, арабы поддержали стремление России вступить в Организацию Исламская конференция в качестве наблюдателя. Благодаря этому Россия и арабский мир получили возможность не только обозначить свои позиции относительно происходящих в мире процессов, но и сообща работать над формированием единого подхода к ведению межцивилизационного и межконфессионального диалога. [11]

Сегодня международный терроризм, проблемы нераспространения оружия массового уничтожения, эпидемии, технологический прогресс и многое другое заботит и Россию, и арабский мир. Именно поэтому обе стороны должны проявлять все большее рвение для установления самого широкого сотрудничества в различных областях, в частности в политической, экономической и культурной.[12]

В этой связи необходимо подчеркнуть важность и своевременность создания Российско-Арабского делового совета (РАДС), который сумел быстро перейти от теоретических рассуждений о двусторонних отношениях к практической реализации крупных и разнообразных проектов в торгово-промышленной области. Можно с большой уверенностью сказать, что сегодня не существует никаких препятствий для развития двусторонних отношений между Россией и арабскими странами, о чем наглядно свидетельствует растущий с каждым годом товарообмен. Безусловно, этому способствуют также сходство или близость позиций сторон по основным международным и региональным проблемам. И Россия, и арабские страны выступают за достижение всеобъемлющего и справедливого урегулирования ближневосточного конфликта на основе резолюций Совета Безопасности ООН и необходимости реализации права палестинского народа на создание собственного независимого государства на своей земле. В арабском мире приветствовали решение руководства России начать политический диалог с движением ХАМАС. Арабам очень импонировала позиция Москвы, настойчиво призывавшей продолжить оказывать финансовую помощь властям Палестинской автономии и, более того, решившей оказать такую помощь в размере 10 млн. долларов. Ставка российского руководства на неизбежность эволюции мировоззрения руководства ХАМАС по мере продвижения мирного процесса себя оправдала: каждый день поступают новые сигналы, свидетельствующие о готовности движения ХАМАС подключиться к мирному процессу на основе подписанных соглашений. Очень важно, чтобы международное сообщество, и в частности Израиль, прислушалось к мнению России о необходимости дать время новой власти в Палестине и не загонять правительство ХАМАС в угол.[13]

Сегодня Россия поддерживает отношения со всеми арабскими странами. Россия предприняла верный шаг, решив назначить своего постоянного представителя при Лиге арабских государств. Между сторонами не существует нерешенных проблем. Более того, и Россия, и арабский мир являются важными игроками на нефтяном рынке. Все это и многое другое создает благоприятную почву для перехода на более высокий уровень отношений, а именно к стратегическому партнерству. Понятно, что такое партнерство не только не может быть направлено против третьих стран, но и обязательно сыграет позитивную роль как фактор стабильности на региональном и международном уровне. Ведь и Москва, и арабские столицы достаточно давно призывают превратить Ближний Восток в зону, свободную от оружия массового уничтожения. Сегодня обе стороны выступают за урегулирование кризиса вокруг ядерной программы Ирана дипломатическими средствами и призывают приложить максимум усилий, чтобы не втянуть регион Ближнего Востока, находящийся на южных рубежах России, в новую военную конфронтацию. Для того чтобы избежать подобного развития событий, международному сообществу следует всерьез рассмотреть предложение России о создании международных центров по обогащению урана и одновременно гарантировать право всех государств на использование атомной энергии в мирных целях.[14]

Современные политические и экономические процессы диктуют необходимость использования фактора времени для ускорения темпов развития торговли и экономических отношений между Россией и арабским миром. Сегодня обстоятельства позволяют удачно использовать технологические возможности России в сфере космоса, энергетики, авиации и, с другой стороны, финансовые возможности арабов не только для развития двухстороннего сотрудничества, но и для реализации совместных проектов в третьих странах. Такое сотрудничество откроет для арабов выход в космос и позволит им приобщиться к высоким технологиям в области авиации. Арабские страны могут без промедления приступить к открытию филиалов российских университетов и таким образом получить неограниченный доступ к современным знаниям в научных областях. Именно поэтому мне представляется очень полезным и важным решение египетского руководства открыть русский университет в Каире. В свою очередь, российские компании должны без долгих колебаний начать использовать инвестиционные возможности в арабских странах и вкладывать деньги в долгосрочные проекты, особенно в нефтегазовой области, транспорте, связи и др.[15]

Арабские страны не скрывают своей заинтересованности в том, чтобы Россия была сильной, процветающей страной, способной сыграть важную позитивную роль на международной арене. Именно поэтому арабы поддерживают предпринимаемые Россией шаги по оздоровлению климата на Северном Кавказе. Поддерживая этот курс российского руководства, наблюдатели из Лиги арабских государств и Организации Исламская конференция присутствовали как на референдуме по конституции, так и на президентских и парламентских выборах в Чеченской Республике. Вместе с Россией арабские государства заинтересованы в установлении многополярного мира, в реформировании ООН с тем, чтобы гарантировать справедливое представительство крупных регионов в мировых структурах. Арабы должны вести диалог с российским руководством, чтобы занять надлежащее место в Совете Безопасности.[16]

Позиции арабских стран и России полностью совпадают относительно курса демократизации. Обе стороны убеждены в необходимости учета особенностей эволюции каждого народа и каждой страны при решении подобных вопросов. Обе стороны категорически возражают против насаждения «демократии» насильственным путем, особенно если этот процесс сопряжен с двойными стандартами.

Развитие российско-арабских отношений и продвижение к настоящему стратегическому партнерству, безусловно, имеют огромные перспективы. Однако для ускорения этого процесса необходимо учитывать фактор времени и быстро меняющуюся международную обстановку.[17]

Российские государственные интересы:

У Российской Федерации, как суверенного государства, всегда были и будут вполне определенные геополитические интересы, отстаивать которые обязательный императив для любого российского руководства. В этом контексте Ближний и Средний Восток, арабский мир, Турция, Иран, Афганистан, мусульманские республики Центральной Азии и Южного Кавказа - регионы, находящиеся в непосредственной близости от границ страны, в обозримом будущем останутся зонами российских жизненно важных интересов.

Фактор исламского мира для России в условиях «однополярного мира». Налаживая на практике стратегический диалог с исламским миром, Россия получает реальные политические и экономические возможности для взаимодействия с другими глобальными игроками и осуществления собственных стратегических задач.

Исламский фактор для обеспечения долгосрочной стабильности российского общества. Россия – многоконфессиональная страна. Сообщество российских мусульман – это вторая по численности конфессиональная группа в стране. И взаимоотношения России с исламским миром непосредственно и опосредованно влияют на внутриполитическую стабильность в стране.[18]

В исламском мире интеграционные процессы развиваются на разных, официальных и неофициальных, социальных, политических и экономических уровнях; они охватывают различные экономические, социальные и политические группы. Постепенное усиление давления "однополярного мира" на исламский мир вызывает ответную реакцию и в других сферах. Происходит сближение позиций в рамках ОИК и ОПЕК, консолидируется позиция мусульманских стран по иракскому кризису, появляются общеарабские каналы телевидения и т.д.

В то же время многие политики и общественные деятели в мусульманских странах выражают неудовлетворенность и беспокойство недостаточными, по их мнению, темпами процессов интеграции исламского мира. По их мнению, опасные вызовы, с которыми сталкиваются исламские страны, требуют ускорения интеграционных процессов.[19]

Одна из главных причин, по которой исламский мир пока еще далек от того, чтобы действительно представлять собой сплоченный субъект на глобальной сцене, заключается в том, что специфические интересы отдельных стран, несмотря на многочисленные декларации, доминируют над общими интересами исламского мира. Другая важнейшая причина заключается в том, что многие ведущие глобальные игроки однополярного мира объективно не заинтересованы в процессах консолидации исламского мира, видя в этом угрозу своим привилегированным отношениям с отдельными мусульманскими странами.[20]

Но ускорение интеграционных процессов в исламском мире соответствует долгосрочным интересам Российской Федерации. Более того, наша страна может и способна принять более активное участие в этих процессах. Во-первых, Россия заинтересована в укреплении любой глобальной силы, поддерживающей усилия по созданию нового, справедливого многополярного мира. Во-вторых, успешная интеграция исламского мира дает возможность эффективно вести борьбу с «международным терроризмом». В-третьих, ускорение интеграционных процессов в исламском мире способно придать дополнительный импульс развитию экономических отношений Российской Федерации с мусульманскими странами. В - четвертых, исламский мир может стать в перспективе самым крупным стратегическим партнером российского ВПК. В-пятых, развитие отношений России с консолидирующимся исламским миром может дать новый вектор в интеграции постсоветского пространства, поскольку все среднеазиатские республики бывшего СССР и Азербайджан являются членами ОИК.[21]

Стратегическое сотрудничество на мировом нефтяном рынке. Будучи двумя основными игроками на мировом энергетическом рынке, Россия и исламский мир просто не могут не сотрудничать в данной сфере.

Инвестиционный потенциал исламского мира. Целый ряд экспертов отмечают несколько принципиально важных факторов, потенциально способствующих росту инвестиций из исламского мира в Россию. Во-первых, даже успешные по экономическим меркам капиталовложения на американском и западноевропейском рынках вовсе не являются гарантией сохранности инвестиций, в том числе и в так называемые "голубые фишки". Во-вторых, финансовые средства некоторых арабских инвесторов замораживались под необоснованным предлогом «борьбы с международным терроризмом». В-третьих, российская экономика по-прежнему в значительной степени недооценена.

Стратегическая инвестиционная политика в большинстве мусульманских стран – это, прежде всего, государственная политика. Постепенное укрепление роли государства в Российской Федерации дает возможность более эффективно сопрягать взаимные интересы. Масштабные инвестиции в российскую экономику возможны только в рамках стратегического партнерства.

Арабские страны и российский ВПК. Мусульманские страны являются в настоящее время крупнейшим импортером вооружений в мире. Торговля оружием связана с долгосрочной политикой соответствующих государств, поэтому устойчивое сотрудничество в этой сфере возможно только в рамках стратегического партнерства. Исламский мир потенциально может стать наиболее крупным потребителем продукции российского ВПК.

Развитие экономического сотрудничества. На процесс постепенного ослабления экономических отношений России с Исламским миром в 1990-е годы оказали различные факторы. Исправление ситуации требует, прежде всего, выработки новой внешнеэкономической стратегии в отношении исламского мира. При этом необходимо учитывать и некоторые новые реалии, появившиеся в этом регионе, например, ускорение здесь интеграционных процессов.[22]

Интересы исламского мира :

Все мусульманские страны обладают собственными национальными интересами. Часто эти интересы входят в противоречие с универсальными интересами Исламского мира. Тем не менее, исламский мир – это реальный субъект геополитики. В контексте данных интересов наибольший интерес для Исламского мира представляют Россия и Европейское сообщество.

Восстановление роли России как великой державы. Исламский мир особо заинтересован в восстановлении геополитической роли России как великой державы. Объективно именно Россия и исламский мир, прежде всего, заинтересованы в формировании многополярной структуры мира. Одновременно большинство ведущих мусульманских стран исходят из того, что Россия как один из полюсов многополярного мира наиболее адекватно отвечает долгосрочным целям исламского сообщества.

Российская стратегия в отношении исламского мира. Преобладающее большинство политических элит мусульманского сообщества заинтересованы в том, чтобы Россия четко определилась со своей стратегической линией - стала долгосрочным и прогнозируемым партнером Исламского мира. Это тем более важно, потому что в нынешнем высшем российском политическом истеблишменте серьезные позиции сохраняют группы, достаточно негативно настроенные в отношении развития полноценных, разносторонних взаимоотношений с Исламским миром.[23]

Укрепление внутренней стабильности в России. Исламский мир, за исключением отдельных экстремистских организаций, заинтересован в долгосрочной стабильности в России. Исторический опыт последних десятилетий ясно свидетельствует: существенная политическая или экономическая дестабилизация в России негативно сказывалась на отношениях между нашей страной и исламским миром.

Развитие экономического сотрудничества с РФ. В новых условиях имеются несколько новых направлений для выхода экономического взаимодействия на качественно более высокий уровень. В свою очередь, Россия получает возможность не только развивать свои высокотехнологические отрасли и обеспечивать рост занятости, но и высвобождать значительные средства на социальные и иные инвестиционные нужды.[24]

Резюме. Россия и арабский мир - важные экономические и политические центры в современном мире. Потенциал российско-арабского сотрудничества поистине велик и далеко не исчерпан, причем использование этого потенциала диктуется велением времени, так как обе стороны сталкиваются с современными рисками и вызовами. Интересы России в отношениях с исламским миром не всегда совпадают с интересами во взаимоотношениях с отдельными мусульманскими странами. Если в контактах с теми или иными конкретными мусульманскими странами исламский фактор может и не затрагиваться, то в отношениях с исламским миром в целом он является весьма важным, даже если внешне и не артикулируется.

Для исламского мира сближение с Россией полезно с разных точек зрения. Оно способствует восстановлению баланса в международной политике, который был со всей очевидностью нарушен в связи с тем, что одна сторона, представленная американской администрацией, захватила ключевые позиции в мировой политике. Тем более что эта сторона стремится навязать силой свои ценности и культуру государствам исламского мира.

Россия хочет воспользоваться колоссальными инвестиционными возможностями исламского мира для выстраивания стратегического партнерства в условиях нарастающей глобальной борьбы за природные ресурсы, особенно нефть и газ.

2.1. Россия и страны исламского мира: борьба с «международным терроризмом»

Одна из самых страшных болезней современного общества – международный терроризм. Кроме того, разжигание межэтнических и межконфессиональных конфликтов становится опасной угрозой для всего человечества. Попытки втянуть мировое сообщество в этот, по сути, искусственный конфликт есть и на Западе, и на Востоке.[25]
Одни, прикрываясь религиозными лозунгами, фактически осуществляют вооруженную агрессию против своих братьев и союзников, борются с законной властью, провоцируя сепаратизм, занимаются террором. Другие используют ситуацию в своих корыстных целях – как инструмент политического давления для достижения собственных целей, которые не имеют ничего общего ни с интересами ислама, ни с защитой прав человека, ни с международным правом в целом. [26]
С примерами подобного рода мы сталкиваемся у себя, в России, на примере Чеченской Республики. В последние годы там наметилась четкая тенденция нормализации ситуации, состоялся референдум, на котором была принята конституция этого субъекта Российской Федерации, а также – выборы президента.
Характерно, что этот процесс нашел большее понимание и в мусульманском мире.Законно избранный президент Ахмат Хаджи Кадыров в январе 2004 года был принят на самом высоком уровне в Саудовской Аравии, многие мусульманские государства участвуют в создании специального Фонда ЮНЕСКО по восстановлению образования в Чеченской Республике. Делегация Общества "Красного Полумесяца" Объединенных Арабских Эмиратов посетила Грозный в мае 2004 года для того, чтобы обсудить конкретные вопросы оказания гуманитарной помощи в восстановлении Чечни. Таких примеров можно привести немало.[27]

Неожиданное и вроде бы спонтанное появление «широкомасштабного» феномена международного терроризма, буквально в течение нескольких лет, вряд ли можно назвать случайным. Начавшееся формирование «нового мирового порядка», рост кризисных тенденций в глобальной международной системе, существенное усиление стратегической неопределенности, начавшаяся широкомасштабная ревизия существующих норм международного права и т.д. - все это способствовало росту различных радикальных сил и течений во многих частях нашей планеты.

Однако для превращения экстремистских групп в действительно террористические структуры, как показывает исторический опыт, прежде всего, необходимо появление т.н. «третьей силы». Именно такая «третья сила» способствует превращению радикала в реального террориста. Очень часто с террористическими структурами в принципе нельзя договориться именно потому, что за ними стоит «третья сила».[28]

В основном «третья сила» прибегает к террору в двух случаях. Во-первых, когда резко, до «точки кипения» обостряются противоречия внутри властвующего класса того или иного государства, и терроризм прямо используется в острых фазах борьбы за власть. Во-вторых, «третья сила» прибегает к использованию террористических структур и методов в решающих стадиях реализации своей стратегической линии, когда для достижения определенных целей отбрасываются любые моральные принципы и нормы. Трагедия в Беслане находится именно в этом ряду.

Международный терроризм является системным феноменом, поэтому успешная борьба с ним должна быть основана на системной стратегии. В рамках такой стратегии одним из важнейшим приоритетов для России становится долгосрочное сотрудничество с мусульманскими странами. Как считает целый ряд экспертов, окончательное преодоление феномена "международного терроризма" вряд ли возможно до тех пор, пока мир вновь не станет более сбалансированным, многополярным и более справедливым.

Трагедия в Беслане и другие теракты 2004 года в России убеждают в двух, по крайней мере, вещах. Во-первых, именно Российское государство, наряду с исламским миром, становится главной мишенью «международного терроризма» и той «третьей силы», которая заинтересована в том, чтобы «очаг войны постоянно тлел на Кавказе». Это дает возможность влиять на внутрироссийские процессы, в том числе с прицелом на выборы. Во-вторых, в плане террористических угроз Россия является одним из наименее защищенных государств мира.[29]

Таким образом , международный терроризм является системным феноменом, поэтому успешная борьба с ним должна быть основана на системной стратегии. В рамках такой стратегии одним из важнейшим приоритетов для России становится долгосрочное сотрудничество с мусульманскими странами. Как считает целый ряд экспертов, окончательное преодоление феномена "международного терроризма" вряд ли возможно до тех пор, пока мир вновь не станет более сбалансированным, многополярным и более справедливым.

Заключение

Россия и исламский мир переживают трудные времена. Нашим странам, нашим цивилизациям брошен серьезный вызов. Угрозы, перед которыми стали наши народы и мир Ислама, имеют явную тенденцию к наращиванию.
Российское руководство в последние 2-3 года стало более адекватно оценивать эти угрозы и, соответственно, налаживать отношения со своими естественными стратегическими союзниками: со странами исламского мира и Востока в целом. Но такая геополитическая установка не прочерчена четко.
Общественность в исламском мире с большой опаской всматривается в Россию. Россия для нее – зона коммунизма, колыбель безбожия, а, по меньшей мере, страна, где бродят шайки мафиози. Война в Чеченской республике в конце 90-х годов прошлого века привела к росту негативного отношения ко всей России вообще. Несомненно, нужен более широкий взгляд на Россию, более глубокий подход к ней. Российская действительность за последние десять лет претерпела большие изменения. Наблюдающие за современной российской жизнью увидят, что она все более ориентируется на сближение с исламским миром. Этот новый курс распространяется и на мусульманские народы самой Российской Федерации.

В первую очередь нас интересует тема стратегического сближения между Россией и исламским миром и значение этого сближения для обеих сторон. Для исламского мира сближение с Россией полезно с разных точек зрения. Оно способствует восстановлению баланса в международной политике, который был со всей очевидностью нарушен в связи с тем, что одна сторона, представленная американской администрацией, захватила ключевые позиции в мировой политике. Тем более что эта сторона стремится навязать силой свои ценности и культуру государствам исламского мира.

С другой стороны, сближение имеет серьезный экономический аспект, поскольку Россия воспринимается как мощная экономическая сила, обладающая огромными природными ископаемыми, которая вместе с арабскими странами участвует в производстве двух видов продукции – нефти и газа, пользующихся непрерывно растущим спросом. Вместе с тем, Россия накопила огромный опыт в области промышленности, особенно в сфере осуществления крупных проектов. Она может в этом качестве внести вклад в подъем и развитие региона.

Россия, в свою очередь, хочет воспользоваться колоссальными инвестиционными возможностями исламского мира для выстраивания стратегического партнерства в условиях нарастающей глобальной борьбы за природные ресурсы, особенно нефть и газ. Известно, что ныне прилагаются определенные усилия для создания организации государств-экспортеров газа, подобной организации государств-экспортеров нефти (ОПЕК). И не стоит сомневаться в том, что России будет принадлежать ведущая роль в этом проекте.

В сотрудничестве для России кроется еще один важный момент. Он связан с тем, что сближение с исламским миром способствует стабилизации ее внутреннего положения, поскольку она представляет собою многонациональное и многоконфессиональное государство. Численность мусульман в России составляет примерно 20 млн. человек, и их количество приближается к 26 млн. с учетом мигрантов.

Российские мусульмане оказывают большое влияние на политику и экономику. Вместе с тем, мусульманские ценности могут способствовать поиску решения главных социальных проблем, от которых страдает Россия. Это, например, распространение наркотиков, алкоголизм, разводы, низкая рождаемость, сокращение численности населения, причем последнее явление составляет огромную проблему для страны.

Не вызывает сомнения, что перспективы будущего сотрудничества между Россией и мусульманским миром велики и обширны. И предпосылки к успеху многократно превышают возможность невыполнения этой задачи.

Библиографический список

1. Агеева И.А Страны мира. – М.: Олма-Пресс, 2005.

2. Дергачев В.А. Геополитика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Жданов С. В. Арабские страны в мировой экономике. – М.: Издательство: Панорама, 2006.

4. Ковыршина Н. Б. Арабские страны. – М.: Издательства: АСТ, Восток-Запад, 2006.

5. Мусульманские страны на пороге XXI в. Власть и насилие. – М.: Издательство: ИНИОН РАН, 2007.

6. Новый виток российско-арабских отношений. С. Оганесян. // «Коммерсантъ» / №7, 2007.

7. Российско-арабские отношения: прошлое, настоящее, будущее. Петров Г.И. // «АиФ»/ №21, 2007.

8. Россия и исламский мир: перспективы и проблемы сотрудничества. В. Попов// журнал Аль-Муджтама (Кувейт), №1873, 2009.

9. Россия и исламский мир. Поле сотрудничества общественных структур. Д. Халидов // журнал Аль-Муджтама (Кувейт), №1873, 2009.

10. Современный этап взаимоотношений РФ и стран исламского мира. Валюк Б.Д. // «Итоги»/ №8, 2007.

11. Современность стран исламского мира. Перов К.Д. // «Комсомольская правда» / №2, 2007.

Интернет ресурсы:

www . islam. ru

1.Нарочницкая Н. А. Исламский мир: геополитическое и цивилизацион-ное соперничество.

2. Нарочницкая Н.А. Россия и мировой Восточный вопрос.

3. Обратный эффект. Глобализация стимулирует пробуждение ислам-ского мира.
4. Приоритеты стратегического сотрудничества между Россией и исламским миром.

5. Сближение России и исламского мира: стратегическое партнерство или конъюнктура? Круглый стол мусульманской общественности.
6. Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия (доклад депутатов Госдумы IV созыва).

7.Россия и Ближний Восток. Новые подходы возможны.

8. Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия.


[1] Мусульманские страны на пороге XXI в. Власть и насилие. - М.: ИНИОН РАН, 2007. С. 26.

[2] Там же. С.28.

[3] Агеева И.А Страны мира. – М.: Олма-Пресс, 2005. С. 128.

[4] Агеева И.А Страны мира. – М.: Олма-Пресс, 2005. С.130.

[5] Там же. С. 135.

[6] Новый виток российско-арабских отношений. С.Оганесян. // «Коммерсантъ»/№7, 2007. С. 6.

[7] Там же. С. 7.

[8] Современность стран исламского мира. Перов К.Д. // «Комсомольская правда»/ №2, 2007. С. 9.

[9] Там же. С. 10.

[10] Современность стран исламского мира. Перов К.Д. // «Комсомольская правда»/ №2, 2007. С. 11.

[11] Жданов С. В. Арабские страны в мировой экономике. - М.: Панорама, 2006. С.26.

[12] Там же. С.27.

[13] Мусульманские страны на пороге XXI в. Власть и насилие. - М.: ИНИОН РАН, 2007. С. 16.

[14] Там же. С. 20

[15] Жданов С. В. Арабские страны в мировой экономике. - М.: Панорама, 2006. С.31.

[16] Современность стран исламского мира. Перов К.Д. // «Комсомольская правда»/ №2, 2007. С.9.

[17] Там же. С. 11.

[18] Ковыршина Н. Б. Арабские страны. - М.: АСТ, Восток-Запад, 2006. С. 28.

[19] Там же. С. 30.

[20] Там же. С. 31.

[21] Российско-арабские отношения: прошлое, настоящее, будущее. Петров Г.И. // «АиФ»/ №21, 2007. С. 11.

[22] Современный этап взаимоотношений РФ и стран исламского мира. Валюк Б.Д. // «Итоги» /№8, 2007. С. 9.

[23] Новый виток российско-арабских отношений. С.Оганесян. // «Коммерсантъ», №7, 2007. С. 6.

[24] Там же. С.10.

[25] Россия и исламский мир: перспективы и проблемы сотрудничества. В. Попов// журнал Аль-Муджтама (Кувейт)/ №1873, 2009. С.8.

[26] Современность стран исламского мира. Перов К.Д. // «Комсомольская правда»/ №2, 2007. С. 9.

[27] Современность стран исламского мира. К.Д. Перов// «Комсомольская правда»/ №2, 2007. С.10.

[28] Там же. С. 11.

[29] Современность стран исламского мира. К.Д. Перов// «Комсомольская правда»/ №2, 2007. С. 11.