Реферат: Сущность государственных финансов
Название: Сущность государственных финансов Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1. Сущность государственных финансов.......................................5 1.1. Государственные доходы............................................................................7 1.2. Государственные расходы...........................................................................9 2. Функции государственных финансов.......................................12 3. Принципы и роль государственных финансов.....................18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................22 ВВЕДЕНИЕ Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. 1. Сущность государственных финансов Государственные финансы — важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций. Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению. В состав государственного финансирования входят следующие звенья: - бюджеты разных уровней; - внебюджетные фонды; - государственный кредит; - финансы государственных предприятий. Бюджеты разных уровней. Главную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи. Они складываются на различных уровнях: федеральном, республиканском и местном. На федеральном уровне — это федеральный бюджет, финансовые ресурсы, которые используются на решение общегосударственных проблем, которые необходимы для всего государства. Это содержание армии, управление государством, содержание социально-культурной сферы, на медицинские нужды, на решение международных соглашений. На республиканском уровне (субъектном) — бюджеты субъектов Федерации. Финансовые ресурсы, которые предназначены для выполнения государственных функций субъектов Федерации. Эти финансовые ресурсы разделяются по территориям, отраслям и должны иметь социально-экономическую направленность. На местном уровне — финансовые ресурсы местных бюджетов, которые используют для регулирования экономических процессов местного хозяйства, т.е. создания территориальной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, финансирования затрат по воспроизводству трудовых ресурсов.[1] Следующим звеном являются внебюджетные фонды, которые могут быть федерального и регионального назначения. Внебюджетные фонды федерального назначения — это фонд социального страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости. Внебюджетные фонды регионального назначения — инновационный фонд, который идет на создание и внедрение в производство новой продукции, технологии, техники и других достижений НТП, природоохранный фонд и фонд регионального развития. По функциональному назначению внебюджетные фонды подразделяются: - на экономические, - социальные, - природоохранные. Внебюджетные фонды имеют свои особенности: - финансируют строго целевые мероприятия, - носят автономный характер, - не нуждаются в законодательном оформлении, - обособлены от бюджета. Источники финансовых ресурсов внебюджетных фондов — это социально-целевые отчисления: доходы от займов и лотерей, добровольные взносы и пожертвования, сэкономленные финансовые ресурсы. Государственные кредиты. Государство мобилизует временно свободные денежные средства юридических и физических лиц для покрытия своих расходов. Для этого оно выпускает государственные ценные бумаги. Основными формами государственного кредита являются: займы, казначейские ссуды. Государственные кредитные ресурсы должны покрывать дефицит бюджета и способствовать оттоку денег из обращения.[2] 1.1. Государственные доходы Государственные доходы — часть финансовых отношений, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства. Аккумулируемые государством финансы называются централизованными. Та часть государственных доходов, которая остается на государственных предприятиях, называется децентрализованными. Денежные отношения при формировании государственных доходов очень многообразны. Объектами этих отношений являются: на государственных предприятиях — выручка, прибыль, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование. При бюджетных отношениях объектами будут прибыль и заработная плата, так как с них берутся налоги. При государственных кредитных отношениях объектами будут временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения. Источниками государственных доходов являются внутренние и внешние источники. Внутренние источники — НД, золотой запас государства и платная приватизация государственного имущества. Внешние источники — заимствование в других странах и выплаты по кредитам зарубежных стран. Государственные доходы формируются тремя методами. Эти методы взаимосвязаны, и их называют системой государственных доходов: - налоги; - займы; - эмиссия. Система государственных доходов решает три задачи: - фискальную, - экономическую, - социальную. Налоги — обязательные взносы в государственный бюджет части доходов юридических и физических лиц для использования в интересах всего общества. Механизм взыскания налог7ов в экономически развитых странах является главным инструментом перераспределения НД и пополнения бюджета и внебюджетных фондов. Налоги обеспечивают финансовыми ресурсами государственную власть, т.е. выполняют фискальную роль. Во-вторых, налоги влияют на расширение воспроизводства, совершенствуют отраслевую и территориальную структуру экономики, т.е. выполняют экономическую роль. В-третьих, регулируют доходы различных социальных групп населения, освобождают некоторые группы путем установления льгот, т.е. выполняют социальную роль. Займы — находят применение в различных звеньях государственных финансов: в федеральном регулировании, местных бюджетах, во внебюджетных фондах и в составе привлеченных средств предприятий. При финансовой напряженности в стране роль государственных займов увеличивается. Финансовая напряженность может быть связана с финансовыми расходами на военные нужды, с крупными платежами по ранее взятым государственным займам, с увеличением государственных расходов, выполнением социальных программ, финансированием капитальных вложений. Финансовой базой погашения займов являются налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и процентов по ним, требуют увеличения налогов, т.е. повышения налоговых ставок или введения новых налогов. В этой связи для того, чтобы уменьшить социальную напряженность в обществе (недовольных налогоплательщиков), государство выпускает новые встречные государственные займы. Но чтобы они оправдали себя, необходима соответствующая платежеспособность предприятий, населения и доверие этих категорий к государственным ценным бумагам. Эмиссия — может быть в форме денег или выпускаемых ценных бумаг — бумажно-денежная и кредитная эмиссия.[3] 1.2. Государственные расходы Государственные расходы — часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Они связаны с выполнением внешних и внутренних функций государства, т.е. это социальные, экономические, управленческие, оборонные, международные функции. Государственные функции выполняются как органами управления, так и через предприятия, организации и учреждения. Государственные расходы состоят из двух частей: - прямые расходы государства через бюджет и внебюджетные фонды; - расходы предприятий, организаций, учреждений. В условиях административной хозяйственной системы государство является собственником средств производства и основным инвестором, выполняющим организационно-хозяйственную функцию, диктует свои условия предприятиям. При переходе к рынку государство координирует экономику с помощью методов финансового регулирования, меняется структура государственных расходов, повышается роль децентрализованных расходов. Государственные расходы в условиях рыночной экономики включают: - затраты на инвестиции действующих и вновь создаваемых предприятий; - социальная защита; - децентрализованные государственные расходы, которые осуществляются непосредственно государственными предприятиями — они связаны с хозяйственной деятельностью предприятий, а также социальными запросами работников этих предприятий; - затраты на содержание управленческих структур; - затраты на военные расходы. Совокупность всех видов расходов взаимосвязаны между собой и составляют систему государственных расходов. Выделяют следующие принципы осуществления системы государственных расходов: - целевое расходование средств, строго по финансовому плану. В коммерческой сфере — это расходы на капитальные вложения и финансирование оборотных средств. А в некоммерческой сфере — затраты на заработную плату, текущее содержание предприятий и на капитальные вложения; - безвозвратность расходования, т.е. эти расходы не нуждаются в обязательном возмещении, но учитывается результативность инвестиций; - соблюдение режима экономии. Это система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата, т.е. необязательно должно быть сокращение затрат, но обязательно затраты должны быть результативными. Финансирование государственных расходов может осуществляться в трех формах: - самофинансирование, когда собственными финансовыми ресурсами предприятия покрываются его расходы; - бюджетное финансирование. Применяется для обеспечения затрат общегосударственного значения. - кредитное обеспечение. Используется государственными предприятиями, когда они подучают банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат. А также применяется государственными структурами различных уровней управления. Они заимствуют денежные средства в форме государственного кредита. Все эти формы государственных расходов должны иметь рациональное соотношение.[4] 2. Функции государственных финансов Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль. 1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п. 2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства. 3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов. 4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.[5] Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота: 1. Распределительная функциягосударственных финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне - государство. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне). Распределительная функция охватывает три последовательные ступени: Формирование фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства государства. Распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны. В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества. При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. К первичным доходам относится: - прибыль предприятий; - отчисления в социальные, внебюджетные фонды; - доходы работающих. Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики), в пользу малоимущего населения страны. Таким образом, необходимость перераспределения НД связана: - с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятия и организаций; - с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД); - существованием различных социальных групп населения. В процессе перераспределения ВВП и НД, осуществляемого через финансы, используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. Распределительная функция финансов позволяет: - образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а так же государства; - образовывать фонды целевого назначения; - осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между сферами и социальными группами; - создавать необходимые резервы, как на уровне предприятий, так и государства.[6] 2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы: - контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; - контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п. Контрольная функция финансов проявляется: - до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты; - в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет; - в процессе подведения итогов, составление оценок исполнения денежных фондов. Контрольная функция реализуется через: - финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета; - финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов; - кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов. Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов. 3. Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) - эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличение его объема, улучшению материального положения работающих. На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.[7] 3. Принципы и роль государственных финансов Состояние государственных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы: - единства законодательной и нормативной базы; - открытости и прозрачности; - разграничения полномочий и предметов ведения; - целевой ориентированности; - научного подхода к реализации намеченных целей; - экономичности и рациональности; - управляемости финансовыми потоками на централизованной основе. Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегияопределяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагает государственный секторы экономики.[8] Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам: 1) экономической стабилизации; 2) адаптации к рыночным преобразованиям; 3) стимулированию инвестиционной активности. 1. Экономическая стабилизацияна макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики. 2 . Финансовая адаптацияк рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства. Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает: - либерализацию цен; - приватизацию; - социальную трансформацию; - интеграцию в мировую систему. Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики. 3. Инвестиционная активностьгосударства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.[9] ЗАКЛЮЧЕНИЕ При написании контрольной работы на тему «Сущность и функции государственных финансов» мной подведены следующие итоги. Государственные финансы — важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций. В состав государственного финансирования входят следующие звенья: бюджеты разных уровней; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий. Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота — распределительная и функция контроля. Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации намеченных целей; экономичности и рациональности; управляемости финансовыми потоками на централизованной основе. Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с. 2. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с. 3. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2007. – 763 с. 4. Литовченко, В.П. Финансы и кредит. Ч. 1. Государственные финансы: рабочая тетрадь студента / В.П. Литовченко, В.И. Соловьев. – М.: Высшая школа управления, 2006. – 196 с. 5. Мысляева, И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007. - 360. 6. Нелюбова. Н.Н. Финансы: учеб. пособие / Н.Н. Нелюбова, С.П. Сазонов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 96 с. 7. Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 462 с. 8. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 2006. – 840 с. [1] Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М., 2006. – С. 216. [2] Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М., 2006. – С. 218. [3] Нелюбова Н.Н. Финансы: учеб. пособие. - Волгоград, 2001. - С. 46-47. [4] Литовченко В.П. Финансы и кредит. Ч. 1. Государственные финансы: рабочая тетрадь студента. – М., 2006. – С. 27-29. [5] Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов. - М., 2002. - С. 96-98. [6] Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.Б. Поляка. – М., 2007. – С. 86. [7] Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М., 2007. – С. 114. [8] Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. — М., 2007. - С. 121-122. [9] Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2007. – С. 208-209. |