Реферат: Государственное и муниципальное управление в арабских странах

Название: Государственное и муниципальное управление в арабских странах
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

«Государственное и муниципальное управление в арабских странах (Египет, Ирак)».

Москва 2009г.

Содержание.

Введение ………………………………………………………………………………………………..3

1. Египет:

· Конституция Египта……………………………………………………………………………….4

· Основы правового статуса личности…………………………………………………………...5

· Конституционные институты непосредственной демократии………………….....................9

· Законодательная власть………………………………………………………………………...11

· Исполнительная власть………………………………………………………………………...13

· Судебная власть………………………………………………………………………………...15

· Местное самоуправление и управление…………………………………………....................17

2. Республика Ирак:

· Конституционное развитие и политические институты……………………….....................20

· Особенности конституционно-правового статуса граждан…………………………………25

· Центральные органы государственной власти………………………………………………26

· Законодательная власть………………………………………………………………………..29

· Судебная система и Прокуратура……………………………………………………………..31

· Местное самоуправление………………………………………………………………………34

Заключение …………………………………………………………………………………………….35

Приложения …………………………………………………………………………………………....36

Список использованной литературы ……………………………………………………………….38

Введение.

Конституционный процесс в арабских странах обладает рядом особенностей, которые носят разноплановый характер. Одни из них отражают общие закономерности развития политической системы в арабских странах и в большей или меньшей степени присущи всем странам региона; другие обусловлены спецификой исторического и социально-экономического развития каждой страны.

Целью данного реферативного исследования является проведение анализа основ конституционного права Египта и Каира и их более полное исследование.

Для достижения этой целинеобходимо выполнить следующие задачи:

• Предоставить исчерпывающий материал по разработке и
основным положениям конституции Египта и Каира;

• Раскрыть основы правового статуса личности по конституции;

• Как функционируют институты непосредственной демократии;

• Рассмотреть законодательную власть в государстве;

• Рассмотреть исполнительную власть;

• Проанализировать, как функционирует судебная власть в государстве;

• Рассмотреть особенности местного самоуправления и управления.

Информационная база представлена работами российских и зарубежных авторов в области государственного управления, нормативно-правовыми актами и ресурсами Интернета. Основной нормативный источник, использованный в данной работе – Конституция Египта (от 1971 года) и Конституция Ирака (первая была принята 10 июля 1924 года).

Согласно Конституции Египта главой государства является президент, который наделен рядом полномочий также исполнительную власть осуществляет Правительство, которое образует Совет министров. В Ираке Президент-главнокомандующий вооруженными силами и председатель Совета Министров, а высшим органом власти является Совет революционного командования.

В работе были использованы труды: Баглая М.В, Сонина В.В, Чиркина В.Е., Черниловского З.М. При написании работы также использовались данные из Интернет-источников - www.leit.ru, www.wikipedia.ru

КОНСТИТУЦИЯ ЕГИПТА.

Действующая Конституция Египта была принята в 1971 г., когда после смерти первого президента Насера и смены руководства страна перешла от декларированной соци­алистической ориентации на путь капиталистического развития, и при этом могли возникнут трудности в ее разработке, так как Конституция Египта имеет сложный характер. Ей присуще сочетание социалистических идей (речь идет о так называемом арабском социализме), исламских ценностей, положений конституционализма, связанных с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капи­талистическое развитие страны в его современных социальных формах.

Интересен тот факт, что Конституция Египта исходит из признания особой роли ислама в обществен­ном развитии. Следование законам шариата — не только религиозная и моральная, но и правовая обязанность граждан-мусульман. Ислам — государственная религия, принципы мусульманского права — главный источник законодательства, определенные государственные структуры строятся с учетом исламских традиций. И то, что конституция отражает сильное влияние концепций западного либерализма, говорит о ее явной противоречивости.

Основные черты содержания конституции. Постоянная конституция Египта 1971 г. (до этого принимались несколько временных конституций) состоит из двух частей: конституционной декларации, где указаны цели государства (мир в стране, арабское единство, постоянное развитие и человеческое достоинство), и собственно конституции, где содержатся юридические нормы, хотя и в этой части есть положения, которые не могут быть обеспечены юридическими средствами.

В соответствии с конституцией Египет — простое унитарное государ­ство, состоящее из административно-территориальных единиц; каких-либо автономных образований в нем нет. По форме правления это президентская республика в ее несколько смягченном варианте, так как она имеет отдельные слабо выраженные черты парламентарной формы. В Египте существует либеральный (полудемократический) государственный режим. Провозглашена и существует свобода прессы, партийной, политической деятельности, но в рамках принципов египетского общества.

Конституционный контроль. Конституционный контроль осущест­вляет Верховный конституционный суд, действующий в соответствии с законом 1971 г. (с последующими изменениями). Этот суд назначается декретом президента в составе председательствующего и такого числа членов, которое сочтет целесообразным президент, но решения в нем должны быть приняты по меньшей мере семью членами. В состав Верхов­ного конституционного суда могут быть назначены лица из состава Вер­ховного суда или иных судебных органов высшего ранга. Они должны быть не моложе 45 лет, иметь стаж работы в судебных органах не менее 5 лет или быть профессорами права египетских университетов со стажем работы не менее 8 лет, адвокатами при Кассационном суде или Высшем административном суде со стажем работы не менее 10 лет. Помимо кон­ституционного контроля, который распространяется на законы и иные правовые акты (включая декреты президента), Верховный конституционный суд дает толкования законов и декретов президента, если возникают споры об их применении, рассматривает споры судов и других органов, обладающих судебными полномочиями, о компетенции, а также споры, возникающие в связи с вынесением двух разных решений по одному и тому же делу.[1]

В Верховный конституционный суд могут обращаться суды, если они считают какой-либо правовой акт неконституционным, или одна из сторон в процессе, заявляющая о неконституционности правового акта в ходе его применения (с разрешения суда).

По вопросу о толковании нормативных актов в Верховный конституционный суд может обращаться министр юстиции по поручению председателя Совета министров, в связи с обращением парламента, Высшего совета магистратуры — органа судейского самоуправления. Верховный конституционный суд в Египте действует довольно активно.

Основы правового статуса личности.

Конституция предусматривает равенство всех граждан в правах и обязанностях независимо от пола, языка, этнического происхождения, вероисповедания и убеждений, но оговорки о шариате придают принципу равноправия свои особенности. Среди социально-экономических прав названы право на труд и образование, говорится также о свободе научного и художественного творчества.

В числе политических прав в конституции названы избирательные права, право граждан выражать свое мнение по вопросам, вынесенным на референдум, право граждан обращаться в государственные органы, свобода мнений и слова, мирных шествий и демонстраций, свобода создания ассоциаций (в частности, говорится о профсоюзах, которые должны действовать на демократических основах), свобода собраний. На частных собраниях представители органов безопасности не вправе присутствовать, но на собраниях, обсуждающих публичные вопросы, могут присутствовать в случаях, предусмотренных законом.

Конституция содержит широкий перечень личных свобод граждан: свобода личности, названная естественным правом человека, свобода вероисповедания и совершения религиозных обрядов, передвижения по стране и выезда из нее, неприкосновенность личной жизни, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений. Особые положения относятся к гарантиям от произвольного ареста, гарантиям прав обвиняемого. Вместе с тем отдельные права личности могут быть ограничены по решению не только судебных, но и иных, как сказано, компетентных органов. Кроме того, использование ряда прав возможно, лишь если это соответствует моральным устоям страны.[2]

Среди обязанностей граждан конституция называет: оборону родины, защиту и поддержку социалистических завоеваний, сохранение на­ционального единства, государственной тайны, уплату налогов, участие в государственной жизни (последнее влечет, в частности, обязательное участие в выборах и референдуме).

Правовое регулирование общественных объединений

Конституция АРЕ предусматривает свободное создание общественных объединений и устанавливает, что политическая система (этот термин употребляется в конституции) имеет многопартийный характер. В Египте действует несколько законов, регулирующих статус различных видов объединении (в том числе отдельные законы о разновидностях профсоюзов). Несколько законов касаются деятельности партий. Основным из них является закон о политических партиях 1977 г. (с последующими изменениями). Согласно закону, партии должны быть национально-демократическими по своему характеру, созданными с целью политического представительства граждан. Они должны использовать демократические средства и действовать на основах соучастия в функциях власти, вносить вклад в социально-экономический прогресс страны на основе социального единства, сохранения достижений рабочих и крестьян, достижений союза трудовых сил народа и социалистических завоеваний. Цели партий не должны противоречить принципам шариата, революций 1952 и 1971 гг. (в последнем случае имеется в виду поворот курса страны, осуществленный Садатом после смерти президента Насера). Они не могут быть отделениями зарубежных партий, а вновь создаваемые партии не должны повторять названия и цели уже существующих.[3]

Для создания партии необходимо подать письменное заявление от имени не менее чем 50 учредителей — египетских граждан. Не менее половины учредителей должны быть рабочими и крестьянами. Заявление подается на имя председателя специальной комиссии с приложением необходимых документов (устава, программы или декларации о целях партии и др.). Комиссия может отклонить заявление в течение 15 дней; если письменный отказ в регистрации не получен в этот срок, партия считается зарегистрированной автоматически. Комиссия по регистрации партии состоит главным образом из высших государственных чиновников. Ее председателем является председатель Консультативного совета (аш-шура), членами — министры внутренних дел, юстиции, государственный министр по делам парламента и др. В последние годы комиссия отклонила много заявок, ссылаясь главным образом на то, что партии с такими целями уже существуют.

В Египте действует несколько политических партий, представленных в Народном собрании (парламенте). Наиболее крупными из них являются:

1)Национально-демократическая партия. Это правящая партия, рас­
полагающая абсолютным большинством мест (360 из 458)[4] в однопалатном
парламенте. К этой партии принадлежит президент, который является ее
председателем. Партия представляет интересы верхушки государственного
аппарата, крупной промышленной, торговой, земельной буржуазии, части
интеллигенции, части национальной (средней) буржуазии;

2) партия Новый Вафд, представляющая интересы национальной
буржуазии, землевладельцев. Согласно партийной программе, «Новый Вафд» признает республиканский строй и привержен демократическому «социализму как морально-этической, экономической и социальной системе». На место классовых противоречий, заявляют вафдисты, следует поставить человеколюбие, а государственный и частный сектор должны уживаться в рамках национальной экономики. Государственный сектор должен, по их мнению, играть ведущую роль в развитии капиталоемких отраслей производства, при этом государству надлежит поддерживать и поощрять частный сектор. Партия потребовала внесения поправок в конституцию с целью гарантировать демократические свободы, заменить президентскую систему на парламентскую, обеспечить независимость суда и прокуратуры.

Возрождение «Вафда» привело к существенным подвижкам в партийно-политической системе Египта. К нему потянулись многие оппозиционные силы.

3) Социалистическая партия труда, защищающая интересы мелких
предпринимателей, националистических кругов мусульман, интеллигенции;

4) Либерально-социалистическая партия, являющаяся на деле, вопреки
названию, сравнительно правой партией;

5) Национально-прогрессивная партия, выражающая интересы де­мократических кругов и объявляющая себя сторонницей идей научного
социализма;

6) Партия аль-Умма, отстаивающая идеи мусульманского братства; выступает за «исламскую арабскую египетскую республику» и «консультативный демократический социалистический режим» на основе шариата. Программа партии базируется на националистических и исламско-теологических концепциях. «Аль-Умма» стремилась к союзу с «Братьями-мусульманами» и вафдистами. Но ей так и не удалось попасть в парламент.

7)Насеровская арабская социалистическая партия, объявившая себя наследницей идей первого президента Египта Насера.

В Египте существует также Египетская коммунистическая партия, находящаяся на нелегальном положении еще со времен Насера, выдви­гавшего лозунги социалистической ориентации страны.

Почти все партии, действующие в Египте, включая правящую, высту­пают с социалистическими лозунгами, хотя и трактуемыми по-разному, в основном с позиций мусульманских ценностей и «арабского социализма». Лишь правящая партия имеет большое представительство в парламенте, следующая за правящей партия Новый Вафд имеет 34 представителя, другие — значительно меньше. Некоторые из названных партий, по данным выборов 1995 г., вообще не имеют представительства в парламенте.

Среди общественных организаций конституция особо выделяет профсоюзы. Она устанавливает, что профсоюзы участвуют в выполнении социальных программ и планов, наблюдают за моральным поведением своих членов и призваны укреплять их «социалистическое поведение». В Египте существует несколько разновидностей профсоюзов, поскольку существующие наряду с «рабочими» профсоюзами объединения работников творческих профессий (адвокатов, журналистов и др.) тоже рассматриваются как профсоюзы. О каждом виде профсоюзов существует отдельный закон. Хотя и в разной мере, они все подлежат государственному контролю, представляют годовые отчеты или данные о своем финансовом состоянии в соответствующие министерства.[5]

В 1980 г. конституция была дополнена специальным разделом, посвя­щенным прессе, которая охарактеризована как «народный независимый орган», свободно осуществляющий свои функции на службе обществу. На прессу возлагается обязанность формировать и толковать основные направления общественного мнения, но в рамках принципиальных устоев египетского общества. Провозглашается право общественных и частных ассоциаций свободно публиковать свои издания, запрещается цензура, оказание давления на печатные средства массовой информации. Издания не могут быть запрещены в административном порядке: сделать это может только суд. В Египте создан Высший совет прессы, который следит за тем, чтобы ее деятельность соответствовала интересам национального единства и социального мира.

Таким образом, Конституция АРЕ предусматривает свободное создание общественных объединений и устанавливает, что политическая система имеет многопартийный характер. На мой взгляд это вполне эффективная система.

Конституционные институты непосредственной демократии.

Выборы. Выборы президента, парламента, местных советов в адми­нистративно-территориальных единицах осуществляются на основе все­общего и прямого избирательного права при тайном голосовании. По ныне действующей конституции, принятой в 1971 году, Египет является президентской республикой. Выборная процедура осуществляется в соответствии с положениями статьи № 76 Конституции АРЕ, согласно которой "народное собрание должно предложить кандидатуру президента республики. Кандидатура, которая получила две трети голосов депутатов Народного Собрания, должна быть представлена на всеобщее рассмотрение, через процедуру референдума. Кандидат должен считаться президентом республики, когда он наберет абсолютное большинство голосов отданных на референдуме". Кроме того, президент государства избирается сроком на шесть лет, причем Конституция не ограничивает число президентских сроков. Что же касается принципа равенства, то при выборах представительных органов он не действует, поскольку применяется подобие куриальной системы: особое представительство имеют рабочие и крестьяне. Избиратели страны делятся на две категории: 1) рабочие и крестьяне, 2) прочие.

Каждая из них представлена в представительных органах половиной состава депутатов, но по своей численности эти две группы неравны, что влечет за собой нарушение принципа равных выборов. При выборах президента принцип равенства соблюдается: каждый избиратель имеет один голос и все участвуют в выборах на равных основаниях.[6]

При выборах президента применяется мажоритарная система абсо­лютного большинства, хотя и с некоторыми особенностями (в частности, избиратели голосуют только по одной кандидатуре, которой необходимо набрать большинство голосов зарегистрированных избирателей). При формировании представительных органов применяется смешанная изби­рательная система, также обладающая своеобразием. Согласно законам о Народном собрании и местных народных советах, кандидаты в депутаты,выдвигаемые партиями и индивидуально гражданами (на деле — тоже партиями), в избирательном бюллетене делятся на два списка: партийный список, единый по стране (кандидаты, выдвинутые партиями), и индивидуальный список (кандидаты, баллотирующиеся в отдельно взятых, чаще всего в двухмандатных округах). В списке каждой партии половина кандидатов должны быть рабочими и крестьянами, в индивидуальных списках — тоже. Избиратель имеет, по существу, четыре голоса. Он должен проголосовать за список какой-либо партии, выбрав из него равное количество рабочих и крестьян (он может также голосовать за список в целом, но и в этом случае число избранных от данной партии должно быть разделено по указанным выше категориям), а также отдать два голоса за индивидуальных кандидатов: один должен быть из категории рабочих и крестьян, другой — из прочих. При подсчете голосов по партийным спискам применяется пропорциональная избирательная система, при подсчете голосов по индивидуальным кандидатурам (по округам) — мажоритарная система относительного большинства, если по округу выдвинуто более двух кандидатов. При этом избранными считаются кандидаты, получившие не менее 10% голосов зарегистрированных избирателей. Если же по округу выдвинуты только два кандидата (один — от рабочих и крестьян, другой — от прочих), то для избрания им необходимо получить не менее 20% голосов зарегистрированных избирателей.

Порядок создания избирательных округов, избирательных комиссий, предвыборной агитации соответствует в целом общепринятым правилам. Результаты голосования подводит Центральная избирательная комиссия, они утверждаются министром внутренних дел.

Референдум. Положения о референдуме содержатся в законе 1956 г. о реализации политических прав граждан[7] , где имеется специальный раздел о референдуме. Относящиеся к этому институту вопросы регулируются также законами о Народном собрании и местных советах (в той части, где регулируется порядок их избрания). Следует учесть, что участие избирателей в референдуме, как и в выборах, в Египте обязательно, в противном случае предусмотрен штраф.

Согласно конституции, право назначать референдум предоставлено президенту. Он вправе проводить референдум по всем вопросам, связанным с национальными интересами, а также обязан провести референдум при изменении конституции и роспуске парламента. В последнем случае он приостанавливает заседания парламента и в течение 30 дней обязан провести референдум. Вопрос о том, распускается парламент или он продолжает свою деятельность, решают избиратели.

Вопросы о списке избирателей, порядке голосования, агитации за и против предложенных на референдуме мер решаются с помощью процедуры, аналогичной процедуре выборов.

Законодательная власть.

Состав и структура парламента. Законодательная власть осу­ществляется однопалатным Народным собранием, избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Досрочно оно может быть распущено только после референдума. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и не более 10 назначенных президентом членов.[8] Не менее 50% состава парламента должны быть рабочими и крестьянами. Депутат Народного собрания имеет свободный мандат. Он не может быть отозван избирателями; досрочная утрата мандата возможна только по решению парламента, принятому минимум 2/3 голосов (это решение депутат может обжаловать в Кассационный суд). Член парламента обладает обычными депутатскими привилегиями (иммунитет, индемнитет и др.) и подвергается типичным ограничениям не может покупать, арендовать государственную собственность, продавать свою собственность государству, заключать контракты с государством как предприниматель или импортер.

Депутаты парламента объединяются в партийные фракции, в На­родном собрании создаются также постоянные и временные комиссии, избирается его председатель.

Сессии и заседания. Очередные сессии парламента созываются один раз в год — во второй четверг ноября — декретом президента. Но если декрет не издан, депутаты сами должны собраться в указанный день в столице государства в помещении парламента. Очередная сессия длится семь месяцев. Внеочередные сессии созываются президентом или по требованию большинства депутатов Народного собрания.

Заседания парламента открытые; закрытые заседания могут прово­диться по требованию президента, правительства, премьер-министра, 20 членов Собрания. Кворум для заседаний составляют большинство членов парламента; решения, законы принимаются большинством голосов присутствующих членов.

Полномочия парламента. Парламент определяет генеральную по­литику государства, принимает план экономического и социального раз­вития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осу­ществляет в определенной мере контроль за деятельностью правительства и министров.

Основные решения парламента принимаются в форме законов. Зако­нодательная инициатива принадлежит президенту и любому члену пар­ламента. Проект закона, внесенный от имени президента, направляется в соответствующую постоянную комиссию, а «частный билль» члена парламента идет сначала в постоянный комитет и лишь потом в постоянную комиссию. Проект закона о бюджете может внести только правительство. Народное собрание не может вносить изменения в этот проект без согласия

правительства, но вправе не утвердить его. Президент в течение 30 дней после принятия закона парламентом имеет право вето, оно преодолевается 2/3 членов парламента.

Народное собрание осуществляет парламентский контроль. Депутаты вправе задавать вопросы министрам на заседаниях парламента, по предложению минимум 20 депутатов может быть начата дискуссия по публичным вопросам и политике правительства. Правительство в принципе несет солидарную ответственность перед парламентом (хотя это и затруднено). Каждый министр индивидуально отвечает за работу своего министерства. Народное собрание может лишить министров доверия (уволить в отставку), но только после интерпелляции. Предложение о недоверии в ходе интерпелляции может внести 1/10 часть членов парламента, решение принимается большинством его членов. Это, однако, не относится к премьер-министру. Народное собрание в данном случае при выражении недоверия премьер-министру, а следовательно, и всему составу правительства, сначала обращается к президенту с предложением об отставке премьер-министра. Президент может возвратить это предложение обратно в парламент, но если он подтвердит свое предложение, президент выносит спорный вопрос на референдум. При результате референдума в пользу премьер-министра парламент распускается, в противном случае уходят в отставку премьер-министр и все правительство. Однако это не означает персональной замены всех лиц, осуществляющих в центре исполнительную власть: по конституции она принадлежит также президенту.

Консультативный совет. Своеобразным совещательным органом парламента (а также президента) является созданный в 1980 г. Кон­ сультативный совет (меджлис аш-шура). Этот орган состоит не менее чем из 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами (50% из них должны быть рабочими и крестьянами), а 1/3 назначается президентом. Срок полномочий его членов — 6 лет, но президент может распустить этот орган досрочно (в отличие от парламента без проведения референдума). Совет

обновляется наполовину через 3 года. Запрещается совмещать мандат

депутата парламента и члена Консультативного совета.

Консультативный совет изучает вопрос о сохранении принципов ре­волюции 1952 г., национального единства, социального мира, союза тру­довых сил народа, социалистических целей, укрепления демократической политической системы и делает предложения по этому вопросу. С парламентом консультируются при изменении конституции, разработке проектов важных законов, имеющих отношение к парламенту и президенту, к национальному плану, при подготовке международных договоров о союзе с другими государствами, при принятии решений по общей политике.

Президент и министры могут выступать перед Консультативным со­ветом, но правительство не ответственно перед ним.

Таким образом, парламент Египта играет важную роль к конституционном развитии. Он определяет генеральную по­литику государства, принимает план экономического и социального раз­вития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осу­ществляет в определенной мере контроль за деятельностью правительства и министров.

Исполнительная власть.

В АРЕ исполнительная власть принадлежит президенту, который яв­ляется одновременно главой государства и главой исполнительной власти, и правительству, которое характеризуется конституцией как «высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства»(ст. 153).[9]

Президент избирается прямыми, выборами гражданами государства сроком на 6 лет. Кандидатом может быть выдвинут египетский гражданин, рожденный египетскими родителями (т.е. не натурализованный гражданин), не моложе 40 лет. Выдвигает кандидатуру президента в Египте не какая-либо партия или группа избирателей, а парламент по предложению не менее трети его членов. Кандидатура выносится на голосование избирателей, если при голосовании в Народном собрании она соберет 2/3 голосов. Если кандидат не получит 2/3 голосов в парламенте (этого на практике в АРЕ не было), он не будет представлен на голосование избирателей. Парламент снова выдвигает кандидатуру. Ей достаточно получить уже большинство голосов в Народном собрании, чтобы быть представленной на голосование избирателей. В принципе на второе голосование в парламенте может быть представлен тот же кандидат, что и в первый раз, и ему будет достаточно получить в данном случае большинство, а не 2/3 голосов. Однако избирателям всегда предлагается только один кандидат на пост президента, который должен быть одобрен или не одобрен голосованием граждан-избирателей (фактов неодобрения не было). Запрета на последующее переизбрание одного и того же лица не существует.

Вознаграждение президента определяется особым законом. Он не может получать никакой другой заработной платы или вознаграждения заниматься свободной профессией, предпринимательской или коммерческой деятельностью, не может приобретать государственную собственность. Подавая в отставку, он обращается с соответствующим заявлением к парламенту.

В случае временной неспособности президента выполнять свои обя­занности их выполняет назначаемый им вице-президент (один из вице-президентов). Если открылась вакантная президентура (например, в случае смерти президента) или установлена постоянная неспособность президента выполнять свои обязанности, эти обязанности, если парламент не распущен, выполняет его председатель, а если распущен — председатель Верховного конституционного суда. В этом случае выборы нового президента должны быть приведены в течение 60 дней.

В случае государственной измены, совершения уголовного преступ­ления обвинение против президента может быть выдвинуто третьей частью Народного собрания, признание виновным осуществляется его двумя третями. Это влечет смещение президента с должности, а судит его специальный трибунал, создаваемый законом. На время процедуры импичмента обязанности президента выполняет вице-президент.

Президент АРЕ является одновременно главой государства и главой исполнительной власти (хотя есть и Совет министров, возглавляемый премьер-министром). Поэтому он обладает очень большими полномочиями. Президент определяет общую политику государства (парламент определяет генеральную линию) и наблюдает за ее осуществлением. Он вправе назначить 1—2 вице-президентов и определить круг их полномочий, назначает премьер-министра и министров (эти назначения не должны утверждаться парламентом), назначает 1/3 членов Консультативного совета, созывает заседания Совета министров, присутствует и председательствует на них, требует отчета от министров, назначает высших военных и гражданских должностных лиц, дипломатов, издает нормативные акты и может уполномочить других лиц издавать такие акты. Он может издавать временные акты с силой закона, если парламент не заседает; если же заседает, то такие акты президент может издавать с разрешения 2/3 его членов. Президент вправе назначать референдум, он объявляет чрезвычайное положение (в этом случае такой акт должен быть в течение 15 дней представлен на утверждение парламента). Президент— главнокомандующий. Он объявляет войну по уполномочию Народного собрания, заключает международные договоры (некоторые из них не подлежат ратификации), но договоры, касающиеся территории государства, суверенитета, обременении государственной казны, требуют одобрения парламента.

При президенте действуют несколько национальных специализиро­ ванных советов: национальной безопасности, экономики, обороны и др. (в настоящее время их шесть). Число, название, состав советов определяются декретами президента по его усмотрению.

Правительство. Наряду с президентом исполнительная власть при­надлежит правительству — Совету министров. Хотя фактически, а зачастую и юридически руководителем правительства является президент (например, когда он председательствует в соответствии с законом на заседаниях правительства), в Египте есть должность премьер-министра и его правовоеположение отличается от положения министров: Народное собрание может его уволить только после вторичного решения об этом и референдума. Тем не менее премьер-министр осуществляет лишь функции административного премьера.

Премьер-министр и министры назначаются президентом, при этом не требуется, чтобы назначенный премьер представлял президенту кандидатуры министров своего кабинета: президент вправе подобрать министров самостоятельно и часто делает это. Министром и заместителем министра может быть назначен гражданин не моложе 35 лет[10] , обладающий гражданскими и политическими правами. Члены правительства приносят клятву перед президентом. Министр не может приобретать государственную собственность, заниматься предпринимательской деятельностью. Предать министра суду имеют право парламент и президент, это своего рода министерский иммунитет. Министр может быть членом Народного собрания, он сохраняет свой депутатский мандат и право голосовать в парламенте.

Таким образом, Президент АРЕ является одновременно главой государства и главой исполнительной власти (хотя есть и Совет министров, возглавляемый премьер-министром). Поэтому он обладает очень большими полномочиями. Президент определяет общую политику государства в отличие от парламента, который определяет генеральную линию, и наблюдает за ее осуществлением.

Судебная власть.

Суд. Организация судов регулируется конституцией и законом о су­дебной власти 1972 г. В Египте действуют общие суды, есть некоторые специальные суды (например, созданные в соответствии с законом 1980 г. о защите ценностей от порока), а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел (например, по делам несовершеннолетних), но они не рассматриваются как специальные суды. Существует система административных судов. Специальных мусульманских судов в Египте нет, но общий и иные суды могут в соответствии с Уголовным кодексом 1937 г. применять нормы шариата, уголовные суды могут применять наказания, предусмотренные шариатом, в гражданском праве на основе Гражданского кодекса 1948 г. применяются нормы шариата, если соответствующие отношения не урегулированы законом. Как отмечалось, наиболее широко применяется шариат в семейном и наследственном праве. Есть касающиеся этих отраслей права законы, которые целиком основаны на нормах мусульманского права (например, законы 1920, 1929, 1985 гг., регулирующие брачно-семейные отношения).

Система общих судов состоит из Кассационного суда — высшей су­дебной инстанции, апелляционных судов, действующих в восьми крупных городах, и судов первой инстанции. Кроме того, дела могут рассматриваться единолично судьями суммарной юрисдикции, входящими в систему общих судов.

В соответствии с принятыми в 1980 г. законами о защите ценностей от порока и о внутреннем фронте и социальном мире создана система судов государственной безопасности — Верховный суд государственной безопасности и нижестоящие суды безопасности. Кроме того, существует суд ценностей, состоящий из семи судей. В нем председательствует заместитель председателя Кассационного суда. Эти суды рассматривают дела, связанные с нарушением национального единства, с нарушением установленных законом твердых цен, дела о политических партиях, о средствах общественного мнения.

Система административной юстиции построена в основном с учетом французской модели. Ее возглавляет Государственный совет, выполняющий, в частности, консультативные функции для правительства, а при рассмотрении дел действующий в более узком составе в качестве Верховного административного суда (в нем председательствует председатель Государственного совета). Существуют административные апелляционные суды и низовые административные суды, дисциплинарные суды и коллегия государственных уполномоченных (при Государственном совете). Они рассматривают вопросы, связанные с выборами местных органов, споры о заработной плате и пенсиях государственным служащим, жалобы граждан на нарушения их прав в процессе управления и др. Дисциплинарные суды рассматривают вопросы о дисциплинарной ответственности чиновников, жалобы последних на взыскания.

Законодательство Египта устанавливает общепринятые принципы судебного процесса: состязательность, гласность, обжалование судебных решений в порядке апелляции и кассации и др.

Прокуратура. Под контролем парламента работает генеральный со­циалистический прокурор. Он отвечает за обеспечение прав граждан, безопасность общества и его политической системы, за сохранение соци­алистических завоеваний. Он имеет свое ведомство в столице и может

назначать своих представителей в провинции.

Таким образом, видно что судебная система Египта, которая формировалась опять же с учетом исламских традиций и западных либеральных моделей, вполне развита и функционирует нормально.

Местное самоуправление и управление.

В АРЕ система местных органов, осуществляющих управление обще­ственной жизнью, основана на сочетании государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, принципов централизации и децентрализации. Первый принцип находит свое выражение в существовании назначенных представителей центра (государственной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов. Как представители государственной власти рассматриваются также избранные населением начальники деревень, шейхи городских кварталов. Им передаются отдельные полномочия центральных органов исполнительной власти на местах (так называемая деконцентрация). Второй принцип связан с деятельностью избираемых населением местных представительных органов — народных собраний административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутригородских районов, деревень. В Египте 27 губерний (провинций), которые делятся на округа, а последние — на районы.

Система государственных органов на местах. Система местных
государственных органов регулируется законом 1979 г. о местной власти. В
каждую провинцию президент назначает губернатора. С прекращением
полномочий президента губернатор автоматически отстраняется от
должности, губернатором назначается новое лицо (или переназначается
прежний губернатор). Губернатор — представитель исполнительной власти
государства в провинции. Он несет ответственность за обеспечение
продовольственнойбезопасностипровинции, эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, за состояние общественной безопасности, порядка и общественной нравственности, за охрану государственной собственности. Он осуществляет контроль над всеми публичными службами в провинции, кроме судов. Губернатор несет ответственность перед президентом и премьер-министром и обязан представлять регулярные отчеты министру по делам Совета министров и местного управления, а также местному народному совету.

Губернатор возглавляет провинциальный административный орган — исполнительный совет, в состав которого входят помощники губернатора, назначаемые премьер-министром по представлению губернатора, начальники районов, мэры городов и некоторые другие лица. Исполнительный совет контролирует работу исполнительного аппарата, чиновников, готовит проект местного бюджета, проекты решений провинциального народного совета, проводит в жизнь эти решения.

Назначаемые министром, губернатором, начальником района ос­тальные главы административно-территориальных единиц (округов, районов) обладают полномочиями, сходными с полномочиями губернатора в их административно-территориальных единицах. Однако старосты деревни и шейхи городских кварталов не назначаются, а избираются населением сроком на 5 лет из числа грамотных граждан, достигших 30 лет и владеющих земельным наделом (в деревне) не менее 5 федданов (немногим более 2 га), т.е. не из числа бедняков. Они осуществляют, в частности, функции полицейского контроля в деревне и рассматриваются как государственные служащие, подчиненные министру безопасности.

Местное самоуправление. Органами местного самоуправления яв­ляются избираемые гражданами народные советы административно-территориальных единиц (вплоть до деревни). В народный совет провинции избирается по восемь членов от каждого района, входящего в состав провинции. Выборы являются неравными, так как население районов неодинаково по численности. Из восьми названных членов семь избираются в районах по партийным спискам, на основе пропорциональной системы, а один — по индивидуальным кандидатурам на основе мажоритарной системы относительного большинства с тем же условием, что и при выборах в парламент: необходимо получить для избрания не менее 20% голосов от списочного состава избирателей.

По закону провинциальный совет обладает значительными полномо­чиями: осуществляет общий контроль за деятельностью любых служб в провинции, но в том случае, если их деятельность касается провинциальных, а не общегосударственных вопросов, принимает решения о создании местных предприятий и служб, утверждает местный бюджет самоуправления; он вправе устанавливать местные налоги и сборы и т.д. Во исполнение своих полномочий совет принимает решения. Ответственность за реализацию этих решений несут губернатор и исполнительный совет. На практике, однако, основные прерогативы по управлению провинцией принадлежат губернатору. Он обладает также правом вето в отношении решений совета. Если же совет настаивает на своем решении, спор передается на рассмотрение правительства, которое и решает окончательно вопрос. Правительство также вправе распустить провинциальный совет по предложению министра по делам местной власти.

Полномочия нижестоящих народных советов, их отношения с начальниками районов, городов, сел (мэрами городов и старостами сел) аналогичны тем, которые присущи полномочиям провинциального совета и его отношениям с губернатором, только они рангом или рангами ниже. Соот­ветственно уже и пространственные пределы их деятельности.

Таки образом, хотелось бы отметить, что система местного самоуправления основана на сочетании государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, принципов централизации и децентрализации. Первый принцип находит свое выражение в существовании назначенных представителей центра (государственной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов. Как представители государственной власти рассматриваются также избранные населением начальники деревень, шейхи городских кварталов. Им передаются отдельные полномочия центральных органов исполнительной власти на местах (так называемая деконцентрация). Второй принцип связан с деятельностью избираемых населением местных представительных органов — народных собраний административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутригородских районов, деревень. В Египте 27 губерний (провинций), которые делятся на округа, а последние — на районы.

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ РЕСПУБЛИКИ ИРАК.

Ирак был одной из провинций (вилайетов) Османской империи и назывался вилайет Багдад и Басра. После поражения в первой мировой войне арабские территории были разделены между странами-победительницами. На международной конференции в Сан-Ремо 20 апреля 1920 года было принято решение о том, что Ирак и Палестина будут находиться под мандатом Англии. На долгое время Ирак стал фактически частью английских колоний.

Первым английским " конституционным" документом для Ирака явился по существу регламент о полномочиях министров и их отношений с английскими советниками, который действовал вплоть до окончания протектората.

12 марта 1921 года в Каире состоялась конференция, на которой было принято решение об изменении формы правления или о создании монархии. Таким образом, Ирак стал полуколониальной парламентской монархией. В 1922 г. был заключен договор с Англией, который связывал Ирак протекторатом, узаконивал присутствие английских войск в Ираке, а страна управлялась фактически англичанами через местную знать. Вслед за принятием англо-иракского договора было объявлено о проведении по всему Ираку всеобщих выборов в Учредительное собрание. Одной из основных задач нового правительства, назначенного королем 25 октября 1923 г., было принятие Конституции.

Иракская Конституция была принята 10 июля 1924 г. (опубликована 21 марта 1925 г.). Проект Конституции был разработан в министерстве колоний Англии. Конституция объявляла Ирак наследственной парламентской монархией (парламент состоял из двух палат), с использованием принципа разделения власти. Король властвует, но не отвечает, исполнительная власть принадлежит правительству, законодательная власть - парламенту, судебная власть остается независимой. Фактическая власть сохранилась в руках высшего английского эмиссара.

Конституция состояла из 123 статей (10 разделов и введение) и действовала до 1958 г. К некоторым статьям были сделаны поправки, но они не были существенными.

В 1932 г. после подписания англо-иракского договора 1930 г. Ирак стал членом Лиги Наций. Ирак и Англия обменялись послами, была ликвидирована должность высшего эмиссара, а вместо него был назначен посол Великобритании. Ирак формально стал независимым государством.

Следующим этапом конституционного развития Ирака стала революция 14 июля 1958 г., когда была свергнута существовавшая в Ираке 38-летняя монархия. К свержению монархии привел ряд внутренних и внешних факторов. К таким факторам следует отнести попытку заключения Портсмутского договора 1948 г., который являлся разновидностью договора о "совместной обороне" и налагал на Ирак тяжкие оковы. Ирак по этому договору оказывался бы полностью подчиненным интересам Англии и связанным с ее военными авантюрами. Следующим шагом Англии после неудачи с Портсмутским договором стал Багдадский пакт, на основе которого Англия взяла на себя обслуживание и использование всех военных баз и аэродромов, находящихся на территории Ирака, а Ирак обязывался пропускать английские военные самолеты через свою территорию и обслуживать их, а также разрешал размещать на своей территории войска стран-членов НАТО. Свержению монархии в Ираке способствовал также ряд внешних факторов: национализация Египтом Суэцкого канала, провозглашение Суданской республики и т. д.

После свержения монархии в Ираке 14 июля 1958 года была разработана новая временная республиканская Конституция, где были определены республиканская форма правления и органы власти новой республики. Временное правительство обещало также провести всеобщие выборы и разработать постоянную Конституцию.

Первый раздел временной Конституции определял форму государства: Ирак объявлялся республикой, независимым суверенным государством (ст. 1). Кроме того, Ирак согласно ст. 2, являлся частью арабской нации, а народ Ирака состоит из двух братских наций: арабской и курдской, и Конституция гарантирует их национальные права в рамках единого государства (ст. 3).

Ислам был объявлен государственной религией. Второй раздел был посвящен основным правам и обязанностям граждан. Здесь говорилось о том, что "вся власть исходит от народа", что все иракские граждане равны перед законом в правах и обязанностях независимо от вероисповедания, национальности, убеждений и языка.

Конституция 1958 года предусматривала организацию высших органов государственной власти в республике. Был создан Совет руководства, который являлся коллегиальным органом, состоящим из двух членов и председателя, и имел полномочия главы государства. По ст. 21 Совет Министров взял на себя законодательные функции, он вправе разрабатывать издавать законы с последующим утверждением их Советом руководства. Одновременно, как указывается в ст. 22, Совет Министров считается исполнительным органом. Судебная власть, как говорилось в ст. 23, была независимой, но фактически высшее руководство оказывало большое влияние на решения судов.

В Конституции говорилось о том, что все указы, приказы и постановления, изданные главнокомандующим вооруженными силами, премьер-министром или Советом руководства, имеют силу закона.

Фактически, в соответствии с Конституцией 1958 года, власть оказалась сконцентрированной в руках главнокомандующего вооруженными силами, министра обороны и, одновременно, премьер-министра Касема, который сосредоточил всю полноту власти в своих руках как руководитель революции.

Отход режима Касема от первоначального курса, особенно начатая в 1961 году на севере страны война против курдов, привели режим к краху. В итоге, в начале 1963 года, Касем был свергнут блоком партий и группировок во главе с партией БААС. Но отсутствие единогласия внутри самой партии БААС дало возможность военным во главе с Абду-Салям Арефом совершить военный переворот и взять власть в свои руки.

Новое правительство издало новую временную Конституцию, которая заменила Конституцию 1958 года и стала инструментом укрепления нового режима.

Новая временная конституция была принята в1964 году. В преамбуле новой Конституции говорилось, что "по воле народа" армия взяла на себя власть для обеспечения равенства между гражданами независимо от веры и национальности, для построения нового общества на основе арабских и исламских учений.

Конституция была формальным документом, служившим для легализации нового режима. Хотя в ней много говорилось о свободе и правах граждан, в действительности верхушка режима решала все вопросы без участия народных представителей и каких-либо законодательных органов.

Главой государства являлся Президент. Он обладал широкими полномочиями: назначал и увольнял премьер-министра, министров и их заместителей, утверждал законы и международные договоры, он же назначал и увольнял офицеров, судей и служащих государственных учреждений, назначал дипломатических представителей Ирака в другие страны. Президент являлся главнокомандующим вооруженными силами, по ст. 48 он был правомочен объявлять чрезвычайное положение. Он также имел право объявлять войну и заключать мир с согласия Национального Совета руководства и Совета обороны. Президент являлся также председателем Национального Совета обороны и увольнял и назначал членов данного Совета. Согласно ст. 51 президент был уполномочен издавать указы, имеющие силу закона. В случае если по каким-то причинам место президента оказалось бы вакантным, то избирался бы новый президент, как это указано в ст. 55 Конституции на совместном заседании Национального Совета обороны и Совета Министров 2/3 голосов.

Законодательная власть по Конституции принадлежала Национальному Совету руководства, а также Совету Министров, членов которых назначал Президент.

Исполнительная власть принадлежала Правительству, которое состояло из премьер-министра и министров, которых назначал президент.

Судебная власть рассматривалась по Конституции как независимая. Судьи должны были руководствоваться только законом. Кроме того, было предусмотрено создание Высшего государственного судебного совета, в функции которого должно было входить изучение и толкование законов (ст. 93).

Новая временная Конституция была разработана и издана 21 сентября 1968 г. По этой Конституции Ирак был объявлен народно-демократической республикой, а народ Ирака - частью арабской нации. Иракская республика объявлялась полностью независимым государством, источником власти которого является народ. Ислам объявлялся государственной религией, арабский язык - официальным языком государства.

Конституция содержала также основные права и обязанности граждан, которые фиксировались в любой, заново изданной конституции, как право на личную собственность и на наследство. В новой Конституции (ст. 18) определялись пределы собственности на землю, и запрещалось приобретение земли неиракскими гражданами.

В Конституцию была включена статья, по которой государству давалось право лишать гражданства тех иракских граждан, которые приобрели его после 6 августа 1924 года. Эта статья противоречит последующей (ст. 21), которая гласит, что все иракские граждане равны в правах и обязанностях перед законом, независимо от их расового происхождения, языка и религии.

По Конституции 1968 года, система управления страной сосредоточилась в руках Совета революционного командования. Так, ст. 41 гласит, что Совет революционного командования - это революционный аппарат, который руководил народными массами и вооруженными силами утром 17 июля 1968 года, то есть возглавил революцию. Число членов Совета по Конституции 1968 года не было определено; все члены Совета являлись заместителями президента республики. Члены Совета увольняются 2/3 голосов членов Совета, а назначаются большинством голосов.

Конституция наделила Совет революционного командования широкими полномочиями, как высший орган власти в государстве: он избирает Президента республики и осуществляет руководство над вооруженными силами и силами внутренней безопасности, объявляет мобилизацию, войну и заключает мир, назначает премьер-министра и министров и увольняет их с занимаемых должностей, утверждает законы и постановления Совета Министров, международные договоры и соглашения, осуществляет всесторонний контроль над делами министерств и ведомств республики, издает указы, имеющие силу законов. По Конституции запрещается принимать какие-либо юридические меры против члена Совета без согласия 2/3 голосов его членов. Суд над членом Совета производится специальным судом. Заседания Совета проводятся закрыто при присутствии большинства членов. Постановления подписываются всеми членами Совета и издаются Президентом.

Президенту республики по Конституции 1968 года давались широкие полномочия: он утверждает международные договоры и соглашения, законы и постановления, издаваемые Советом Министров, издает указы, назначает и увольняет государственных служащих, назначает офицеров, судей, дипломатических представителей и увольняет их с занимаемых должностей. Президент объявляет чрезвычайное положение по всей стране и отменяет его с согласия Совета революционного командования, он же утверждает смертные казни и снижает сроки заключения по приговору суда. Президент может, по Конституции, отменить смертные и другие приговоры судов.

Исполнительную власть по Конституции 1968 года осуществляет Правительство, которое возглавляет Президент. Правительство состоит из премьер-министра и министров. Правительство выполняет следующие функции: обеспечение безопасности государства, защита прав граждан, координация работы министерств и контроль над работой министров, издание исполнительных и административных приказов, назначение служащих и увольнение их, разработка государственного бюджета, общего плана развития народного хозяйства, осуществление контроля над государственными денежными знаками, осуществление общего контроля над всеми государственными учреждениями и компаниями. Заседания Совета Министров проводятся секретно, постановления принимаются большинством голосов.

Временная Конституция 1968 года была переходной. По ней Совет революционного командования осуществлял всю полноту власти по управлению страной, сосредоточив в своих руках законодательную и исполнительную власть. Совет сам издавал законы, постановления и указы, сам следил за выполнением этих законов через исполнительные органы - министерства. В Конституцию была включена ст. 90, по которой разрешалось обратное действие законов. Совет революционного командования сохранил за собой право внесения поправок в Конституцию.

16 июля 1970 года была принята новая временная Конституция, состоящая из 5 частей и 70 статей. Часть I закрепляет республиканскую форму правления; часть II - социальные и экономические основы; часть III - основные права и обязанности; часть IV - высшие органы власти; часть V - общие положения.

Новая Конституция закрепила руководящую роль партии БААС в государстве. Совет революционного командования был юридически закреплен как высший орган власти. Этот Совет играл решающую роль в управлении государством, так как ему принадлежала вся законодательная и исполнительная власть.

Особенности конституционно-правового статуса граждан.

Правовому положению граждан посвящен третий раздел конституции под названием основные права и обязанности. Данный раздел открывается ст.19, п.1 данной статьи гласит "все граждане равны перед законом независима от пола, происхождения, языка, вероисповедания и социального происхождения", кроме того, п. б ст.30 конституции содержит норму суть которой заключается в том, что закон гарантирует равенство граждан при занятии государственных должностей.

В соответствии со ст.20 п. А Конституции никто не может считаться виновным в преступлении, пока его уголовная ответственность не будет доказана в суде. А также защита является священным правом на всех стадиях процесса и судебного разбирательства (п. Б). Никто не может быть признан виновным и подвергнут наказанию за деяния, которые в момент его совершения по закону не считалось преступлением. В соответствии со ст. 22 п. А достоинство человека считается неприкосновенным и запрещается любой вид психологических и физических пыток. Кроме того, согласно п. Б данной статьи никто не может быть арестован и содержан, а также подвергнут обыску, кроме тех случаев, которые указаны в законе. Конституция гарантирует тайну переписки. Любой гражданин за исключением определенных законом случаев вправе передвигаться и выбрать место пребывания включая место жительства, а также покидать страну и вернуться на Родину (ст. 24). Согласно ст.25 Конституции выбор религии и вероисповедания и занятие религиозными обрядами гарантируется, если они не нарушают положения Конституции и законов и не противоречат общественному порядку и морали. Конституция признает право мирных собраний и обеспечивает их свободное проведение, а также право создавать политические партии, профсоюзы и объединения в рамках закона. Государство создает условия для осуществления вышеуказанных свобод, которые не противоречат генеральной линии и национальной революции (ст.26). В соответствии со ст.27 государство гарантирует ликвидацию с неграмотностью и обеспечивает право на бесплатное начальное, среднее и высшее образование всем гражданам. Согласно ст. 32 п.п. А, Б труд является священной обязанностью каждого дееспособного гражданина, и государство гарантирует улучшение условий труда и жизненного уровня всех работающих граждан. Кроме того, согласно п. Д данной статьи государство гарантирует всем гражданам социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, безработицы и старости. Иракская республика предоставляет право политического убежища лицам, которые преследуются в своих государствах по причине их борьбы за свободу, а выдача политических беженцев запрещается (ст.34п.п. А,Б). В соответствии со ст.35 взимание налогов является обязанностью каждого гражданина. Налоги взимаются, изменяются только в соответствии с законом.

Однако стоит отметить, что положения большинства указанных выше статей нарушаются другими нормативными актами, так, например, Постановлением совета революционного командования от 04.02.1989 года имеющее силу закона поставило условия для кандидата в депутаты национального совета, одним из которых, например, является (быть верным принципам и целям июльской революции 1968 года, а также, чтобы участие кандидата в подержании войны против Ирана было заметным), а что касается указанной выше ст.19, то ее положение нарушается законом " Об Иракском гражданстве 43 от 1963 года " ст-13 которого гласит, " если гражданка Ирака выйдет за муж за иностранца или за гражданина Ирака, который принял иностранного гражданства, то она лишается Иракского гражданства, которое может восстановить только после расторжения брака или смерти супруга".

Согласно положениям Постановления совета революционного командования от 31.03.1980 года члены партии исламского призыва, совершившие преступление до принятия данного постановления, подвергаются смертной казни.

Центральные органы государственной власти

Совет революционного командования

Формирование Совета революционного командования прошло через три этапа.

Первый этап - это этап начала революционных преобразований и закрепление руководящей роли партии БААС в государстве. Этот период начался 17 июля 1968 года и продолжался по 1974 год. Совет революционного командования в этот период являлся высшим органом власти страны и осуществлял все государственные и административные функции по управлению страной.

Конституция узаконила пребывание партии БААС у власти и управление страной. Согласно поправке 1982, Совет революционного командования состоит из девяти членов, восемь из которых являются членами регионального руководства партии БААС, а девятый - Вице-Президент. Вследствие такой связи между членством в региональном руководстве партии БААС и в Совете революционного командования, а также потому, что членство в Совете основано на выборах, появился прецедент, что утрата членства партии (в региональном руководстве) ведет к утрате членства в Совете. Президиум Совета избирается из его членов 2/3 голосов и выполняет полномочия, указанные в Конституции. Также, Вице-Председатель Совета избирается из числа его членов таким же большинством и замещает Председателя Совета, если последний не может выполнять свои обязанности. Председатель, Вице-Председатель и члены Совета, согласно Конституции, обладают полной неприкосновенностью, следовательно в отношении любого из них не могут быть предприняты какие-либо меры, кроме как по предварительному разрешению Совета (ст. 40). Совет революционного командования, согласно ст. 41, "созывается по предложению Председателя, Вице-Председателя, а его сессии проводятся при наличии большинства членов". Решения в Совете принимаются 2/3 голосов, фактически же все главные решения, указы, приказы, законы принимаются председателем Совета. Совет революционного командования имеет широкие полномочия в деле управления государством и определения внутренней и внешней политики страны, а также в осуществлении руководства в том, что касается оборонных вопросов и государственной безопасности, в объявлении чрезвычайного положения в стране, в объявлении войны и заключении мира и других вопросах политики государства в целом.

Второй этап начинается с внесения в Конституцию поправок от 11 марта 1974 года, касающихся Совета Министров. В них говорится о том, что " Совет Министров состоит из министров во главе с президентом, и президент созывает и председательствует на заседаниях Совета Министров". По этим поправкам Совет революционного командования наделил Совет Министров некоторыми полномочиями, такими как: разработка законопроектов и передача их соответствующим законодательным органам, издание правил по исполнению законов, назначение государственных служащих и увольнение их от занимаемых должностей, разработка государственного бюджета и плана развития народного хозяйства, объявление полного или частичного чрезвычайного положения в стране, а также осуществление контроля над государственными учреждениями и др. Передача части полномочий и функций Совета революционного командования Совету Министров было закономерным явлением в связи с быстрым развитием государства, и невозможностью осуществлять управление всеми этими делами государства только Советом революционного командования. Но Совет революционного командования осуществлял прямой контроль над деятельностью Совета Министров, поскольку Президент является председателем Совета Министров.

Третий этап начинается после выборов в Национальное Собрание, которые проводились в стране в начале 1980 года. После образования Национального Собрания, Совет революционного командования не потерял своих полномочий в управлении государством, наоборот, эти полномочия усилились с утверждением Национального Собрания.

Президент

Президент Ирака обладает широким кругом полномочий. В компетенцию президента входит:

1. Издание декретов и указов в соответствии с Конституцией.
2. Охрана независимости страны, внешней и внутренней безопасности и свобод всех граждан.
3. Назначение заместителей президента и освобождение их от занимаемой должности.
4. Объявление полного или частичного чрезвычайного положения и отмена его.
5. Назначение высших судей и всех гражданских и военных служащих, а также увольнение их, награждение орденами и чинами.
6. Разработка государственного финансового плана и передача его Национальному Собранию.
7. Разработка общей политики государства во всех областях экономической и социальной жизни страны.
8. Заключение соглашений о займах и осуществление контроля над денежными знаками.
9. Осуществление контроля над всеми общественными, государственными и полугосударственными учреждениями.
10. Осуществление контроля над работой всех министерств и ведомств, координирование их работы.
11. Проведение переговоров и заключение договоров и международных пактов.
12. Аккредитация иностранных и международных миссий в Ираке, аккредитация иракских дипломатических миссий при иностранных правительствах и организациях.
13. Объявление помилования и утверждение смертных приговоров.
14. Осуществление контроля за исполнением Конституции и законов, решений судов.
15. Утверждение планов экономического развития.

Президент может передать некоторые свои полномочия заместителям. Следует отметить, что его заместители отвечают за свои должностные проступки и ошибки перед Президентом, который может предать любого из них суду.

Правительство

Согласно поправкам к Конституции от 11 марта 1974 года Совет Министров состоит из министров во главе с президентом, который созывает Совет Министров и председательствует на его заседаниях.

Совет революционного командования наделил Совет Министров некоторыми полномочиями, такими как:

 разработка законопроектов и передача их соответствующим законодательным органам, издание правил по исполнению законов;

 назначение государственных служащих и увольнение их от занимаемых должностей;

 разработка государственного бюджета и плана развития народного хозяйства;

 объявление полного или частичного чрезвычайного положения в стране;

 осуществление контроля над государственными учреждениями и др.

Передача части полномочий и функций Совета революционного командования Совету Министров было закономерным явлением в связи с быстрым развитием государства, и невозможностью осуществлять управление всеми этими делами государства только Советом революционного командования. Но Совет революционного командования осуществлял прямой контроль над деятельностью Совета Министров, поскольку Президент является председателем Совета Министров.

Президент осуществляет исполнительную власть; он же назначает членов Совет Министров, которые подчиняются ему. Члены Правительства перед тем, как приступить к исполнению своих обязанностей, приносят присягу Президенту. Президент может предать любого министра суду за должностное преступление. Каждый министр осуществляет контроль за работой своего министерства.

Законодательная власть.

Законодательная власть в Ираке представлена национальным советом.

Деятельность национального совета, его правовое положение, а также способ его формирование регламентируется разделом 2 временной конституции 1970 года, а также законом "О Национальном Совете" от 15 марта 1980 г.). и законом "О выборах в Национальный Совет". Согласно ст. 47 Конституции национальный совет состоит из представителей народа, различных экономических, политических и социальных слоев, которые избираются на основании как императивного, так и свободного мандата. Члены совета обладают традиционным парламентским иммунитетом и индемнитетом ( т.е. они не отвечают за свои взгляды и предложения во время исполнения своих обязанностей). В ст. 3 закона "О выборах в Национальное Совет" говорится: "Депутат - представитель всего народа". Депутат, по этому закону, не представитель своего округа или города ( принцип свободного мандата ). депутат может проживать на юге, а выдвинуть свою кандидатуру на выборы в районе Севера. Ценз постоянного проживания в определенном месте закон не предусматривает.

Активное избирательное право предоставляется всем гражданам Ирака - мужчинам и женщинам, достигшим 18 лет рожденным в Ираке от иракских родителей по рождению или иракского отца и арабской матери, а пассивным избирательным правом обладают Иракские граждане достигшие 25лет, умеющие читать и писать, не женаты на иностранке, не осужденные приговором суда. Пассивного избирательного права лишаются военнослужащие иракской армии и полиции. Согласно ст. 15 закона "О выборах" любой гражданин имеет право выдвинуть свою кандидатуру на выборы за 10 дней до начала выборов. По ст. 18 этого же закона, избирательной комиссии предоставлено право вычеркивать из списка выдвинутых кандидатур любую, неугодную правящей партии.

В функции Национального Собрания, согласно ст.ст. 52-54 Конституции, а также части III закона "О Национальном Собрании" 1980 г. входят две основные задачи: во-первых - законодательная, которая состоит в подготовке законопроектов, представленных Советом Революционного командования или Президентом республики, а также в обсуждении законопроектов, подготовленных 25 членами Национального Собрания по различным вопросам, кроме военных и вопросов безопасности; во-вторых - политическая задача заключается в надзоре за государственными органами, путем приглашения министров для дачи разъяснений по вопросам, Внутренняя деятельность совета регулируется регламентом, который был принят 6 ноября 1980 года. Согласно ст.1 регламента, а также ст. 33 Закона "О национальном совете" 1980 года первое заседание совета открывает старейший по возрасту член совета и в этом ему помогают два самые младшие по возрасту члена совета. На этом же заседании избирается председатель совета, заместитель председателя и секретарь совета большинством голосов присутствующих. Согласно ст. 39 совет образует постоянные и временные комитеты и комиссии на первом его заседании. В каждом комитета должно работать не менее 7-ми и не более 15-ти членов. Среди постоянных комитетов:

1. Комитет по законодательству и административным вопросам.

2. Комитет по финансам и планированию.
3. Комитет по делам прессы, культуры, просвещения и молодежи.
4. Комитет по аграрным вопросам и торговли.
5. Комитет по делам религии, социальным делам и здравоохранению.
6. Комитет по международным связям.
7. Комитет по делам энергетики, нефти, промышленности и металлургии.

Член комитета не может одновременно являться членом более одного комитета. Согласно ст. 46 любой член совета может по согласию с председателем присутствовать на заседаниях комитета без права голоса.

Кроме того, в случаях необходимости национальный совет вправе сформировать временные комиссии для расследования. Полномочия члена парламента прекращаются в следующих случаях:

1. По истечению срока полномочия парламента.
2. Добровольный уход члена парламента (по письменному заявлению).
3. Утраты одного из условий членства в парламенте.

Национальное Собрание избирает из своих членов председателя, заместителя председателя и секретаря. Срок работы Собрания - 4 года. Национальное Собрание созывается два раза в год на весеннюю и осеннюю сессии: весенняя сессия начинается в первую субботу апреля и завершается в конце мая; осенняя проходит с первой субботы ноября до конца ноября и завершается утверждением государственного бюджета.

Президент республики, в случае необходимости, может продлить сессию Национального Собрания на срок не более месяца. Президент может также созвать Национальное Собрание на внеочередную сессию. В заседании Собрания может принимать участие любой министр, но ему не предоставлено право голоса.

Совет революционного командования имеет право распускать Национальное Собрание и назначать новые выборы.

Кроме Национального Собрания был создан Консультативный Совет. В его функции входят редактирование законопроектов до их обсуждения на заседаниях Собрания. Членов Консультативного Совета назначает Президент.

Судебная система и Прокуратура.

Одним из важнейших законов по изменению системы судебных органов является закон 26 от 1963 г. "О судебной власти". Согласно этому закону в Ираке существуют следующие основные судебные органы.

Высший судебный совет - состоит из председателя кассационного суда, двух заместителей и председателя надзорной юридической комиссии, директора юстиции и одного судьи кассационного суда.

Этот Совет занимается приемом и назначением судей, передвижением их в должности и другими административными делами.

Высший Конституционный суд был образован в 1968 г. законом 159. Председателем этого суда является председатель кассационного суда Ирака. В него входят также два члена, из которых один является председателем комитета финансового надзора, а второй - председателем высшего судебного комитета, и трех судей из кассационного суда. В функции этого суда входят разъяснения статей Конституции, проверка соответствия издаваемых законов с ее текстом, разъяснение административных и финансовых законов, выявление нарушений законов и постановлений.

Помимо гражданских судов по закону 4 от 1965 г. "О национальной безопасности" в стране созданы суды государственной безопасности . Главный суд находится в Багдаде и состоит из пяти судей, трое из которых - военные, а двое - гражданские. По этому закону также были созданы Кассационный суд и комиссия по уточнению приговоров, выносимых судами государственной безопасности. Кассационный суд состоит также из пяти членов, трое из которых являются гражданскими судьями, переведенными из апелляционного гражданского суда, а остальные двое - военные.

Этот суд был изменен законом 180 от 1968 г. и стал называться революционным судом. Был изменен и состав судей: суд стал состоять по этому закону только из трех членов - военных. Революционный суд рассматривает все дела, касающиеся внутренней и внешней безопасности государства, а также дела, переданные ему государственными органами, например, любой министр может передать дело о нарушении условий контрактов, заключенными с местными предприятиями в случае, если эти нарушения исходят от предпринимателя и влекут за собой ущерб государству. За последнее время в Ираке исчезла какая-либо граница между делами, рассматриваемыми гражданскими судами, и делами, рассматриваемыми революционным судом. Дело в том, что любое гражданское дело можно превратить в антигосударственное и наоборот. Это решают соответствующие органы власти или компетентные лица. Компетентными лицами могут быть, кроме прокуроров, директора компаний и местные партийные руководители.

Кассационный суд

Это самая высшая судебная инстанция для всех гражданских судов в Ираке. Он находится в Багдаде и состоит из председателя и 15 судей. Кассационный суд имеет следующие подкомитеты: судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по торговым и гражданским делам.

В коллегию по уголовным делам входит не менее 10 судей, в чьи функции входит рассмотрение споров между судами низшей инстанции и споров в случае, если приняты различные решения по двум аналогичным делам судов низшей инстанции, а также рассмотрение дел, переданных из судов низшей инстанции, для разъяснения какой-либо статьи закона.

Эта судебная коллегия окончательно рассматривает дело и утверждает приговоры о смертной казни в случае вынесения таких приговоров. Также толкует статьи уголовных законов.

Второй подкомитет - это судебная коллегия по торговым и гражданским делам, состоящая из одного заместителя председателя Кассационного суда и двух судей. В функции коллегии входит пересмотр приговоров, выносимых другим судом. Кроме того, существует судебная коллегия по пересмотру религиозных решений, а также решений, выносимых штрафными судами.

Председатель Кассационного суда имеет право возглавить любую судебную коллегию, предназначенную для пересмотра любого дела, а также имеет право создавать при необходимости судебную коллегию для рассмотрения решений судов, отменять или утверждать решения судов других инстанций.

Апелляционные суды

Эти суды существуют в крупных городах, центрах или столице. Апелляционный суд состоит из председателя и не менее трех заместителей и нескольких судей, согласно необходимости. Апелляционный суд пересматривает решения по гражданским и торговым делам, переданных ему из судов низшей инстанции.

Суды низшей инстанции

Эти суды состоят из одного судьи. В этих судах рассматриваются все гражданские дела и споры. Эти суды разделяются на суды с ограниченными полномочиями, где рассматриваются малозначительные дела, и суды с неограниченными полномочиями, где рассматриваются все гражданские и торговые дела, независимо от их значимости. Кроме этих судов, существуют мирные суды, где рассматриваютсямалые дела.

Шариатские суды

Эти религиозные суды рассматривают дела, касающиеся наследства и имущества религиозных браков и разводов, усыновления и других дел. Они разделяются на шиитские и суннистские суды, где каждая община решает свои чисто религиозные дела на основе шариата (мусульманское право). Помимо этих судов, существуют религиозные суды для других общин - христианской и т. д.

Штрафные суды

В этих судах рассматриваются уголовные дела, независимо от размера содеянного. Возглавляет суд один судья. Эти суды есть во всех районах и городах. Председатель апелляционного суда вправе создавать при необходимости так называемый "большой суд" из главного судьи и двух членов суда в каждом городе. В функции этого суда входит рассмотрение крупных уголовных дел, как убийство, бандитизм и т. д.

Трудовые суды

По закону 151 от 1970 г. "О труде" были созданы трудовые суды. В ст. 149 говорится, что "трудовые суды создаются во всех губерниях, а высший трудовой суд создается в столице - Багдаде".

Трудовой суд состоит из судьи и двух членов, один из которых является представителем профсоюза, а второй представляет работодателя. Эти суды рассматривают споры между работниками и работодателями. Их решения не подлежат кассации, если материальная сторона дела не превышает 100 иракских динаров.

Высший трудовой суд состоит из двух судей, трех представителей от работников и трех представителей от работодателей. Этот суд представляет собой нечто вроде кассационного трудового суда. В его функции входят пересмотр решений трудовых судов и принятие решений по разъяснению трудового законодательства.

Прокуратура

Прокуратура не занимает важного места в судебной системе Ирака. Дело в том, что обвинение любому гражданину может предъявить не только прокурор, но и другие компетентные лица, такие как директора компаний, местные партийные руководители, полиция и т. д. Поэтому роль прокурора в Ираке очень слаба. По закону 159 от 1979 г. "О прокуратуре" перед прокурором ставятся общие задачи, которые состоят в том, чтобы защищать государственное имущество, присутствовать при разборе дел в суде, где государство является стороной разбираемого дела.

Местное самоуправление

Ирак по закону 159 от 1969 г. разделен на 16 провинций (мухафазат), во главе которых стоят назначаемые Советом революционного командования губернаторы (мухафез), подчиненные министру внутренних дел. Кроме губернатора в некоторые крупные провинции назначаются министры автономии, которые подчиняются кабинету министров и считаются высшими представителями Правительства в провинциях. Под председательством губернатора действует Совет провинции, члены которого назначаются из высших административных чиновников провинции. Советы не пользуются полной самостоятельностью в вопросах местного управления. Органы, ведающие вопросами здравоохранения, просвещения, ирригации, аграрной реформы подчиняются Совету провинции и губернатору. Провинция, в свою очередь, делится на округа (каада), а округа - на волости (нахия).

Города управляются муниципальными членами муниципальных и административных Советов, назначаемых Правительством.

Помимо этих органов были созданы местные Народные Советы, члены которых назначаются из числа членов партии БААС.

В законе 35 от 1977 г. "О пересмотре законов" говорится: "Центральная власть должна иметь право контролировать местные Народные Советы и может приостановит их деятельность, если они не будут соблюдать общей линии государства", т.е. эти Советы полностью должны подчиняться органам власти на местах.

Заключение

В последнее десятилетие в связи с глобальными переменами, происходящими в современном мире и особенно в развивающихся странах, важной задачей российского государство ведения, в том числе науки конституционного права, становится изучение и анализ государственного политического механизма зарубежных стран. Тем более, что отношения России с этими странами переживают период нового дыхания, базирующегося на расширении круга взаимных интересов во все более многочисленных сферах. Поэтому я постаралась показать специфические черты и особенности политических систем двух наиболее развитых государств третьего мира, таких как Египет и Ирак. Так, в Египте, например, наблюдался процесс перехода к демократизации общественной жизни, что стало примером для других стран арабского Востока.

В Иране успешно завершается процесс формирования политико-государственных институтов, построенных на модернизированных догмах исламского шариата (шиитского течения).

Именно страны мусульманского Востока в силу специфики их исторического развития стали играть заметную роль во многих процессах международного масштаба. Политические системы в этих странах как раз и отражают происходящие существенные изменения в общественном и политическом развитии. Кроме того, изучение политических институтов в этих странах дает возможность понять сущность процессов, происходящих в других странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Приложения.

№1. ВЛАСТЬ В ЕГИПТЕ.


Назначенние представителей центра (государственной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов.

Местное самоуправление. Органами местного самоуправления яв­ляются избираемые гражданами народные советы административно-территориальных единиц (вплоть до деревни).

Избираемые населением местные представительные органы — народные собрания административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутригородских районов, деревень.

№2. ВЛАСТЬ В ИРАКЕ.


Список использованной литературы.

1. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма,
2004. - 832с.

2. Сонин В.В. История государства и права зарубежных стран: Учебно-
практическое пособие. Владивосток.: Изд-во ВГУЭС, 2001. -88с.

3. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристь, 1997.-568с.

4. Козлова Е.И. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристь,
1995.-568с.

5. Мишин А.А. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», М.: Белые львы. 2002.

6. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: Юристъ. 1999.

7. «Конституция Египта 1971г.», М.: Текст. 2000

8. «Конституция Ирака» М. 2002г

9. www.leit.ru,

10. www.wikipedia.ru


[1] Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: Юристъ. 1999. 340с.

[2] Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран», М.: Юристъ. 1997. 529с.

[3] Мишин А.А. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», М.: Белые альвы. 2002. 238с.

[4] «Конституция Египта 1971г.», М.: Текст. 2000.

[5] Сонин В.В. «История государства и права зарубежных стран: Учебно-практическое пособие», Владивосток: Изд-во ВГУЭС. 2001. 45с.

[6] Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран», М.: Юристь. 1997. 530с.

[7] Закон №73 от 1956 «об осуществлении политических прав граждан в АРЕ», М.: Текст. 1998.

[8] Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран», М.: Юристь. 1997. 532с.

[9] Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран», М.: Юристь. 1997. 533с.

[10] «Конституция Египта 1971г.», М.: Текст. 2000.