Реферат: Виды конституций в зарубежных странах

Название: Виды конституций в зарубежных странах
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

МОСКОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра: Общеправовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Конституционное право зарубежных стран»

На тему: «Виды конституций в зарубежных странах»

Выполнил: Знаменщиков А.Б.

Группа: № 771

Проверил:

МОСКВА 2008

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие и сущность конституции………………………………………4

2. Содержание конституции в различных странах………………………..5

3. Классификация конституций зарубежных стран………………………7

Заключение……………………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………………….11

Введение.

Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. В этих условиях конституция, юридическая база развития законодательства, правоприменительной практики, правосознания. Она закрепляет существующий «каркас» общественного и государственного строя, устанавливает основы политического процесса в обществе. Но это не значит, что конституция лишь простой слепок существующей ситуации.

1. Понятие и сущность конституции.

Термин «конституция» (от латинского слова constitution – установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было. Не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.

Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия «конституция», принятие первых конституций (США 1787 г. Франции и Польши 1791 г.) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права - привилегии» (К. Маркс).

В современной науке конституционного права термин «конституция» употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая и конституция юридическая.

Фактическая конституция – это реально существующие основы общественно–политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.

Юридическая конституция – это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально–экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества.

Как синоним термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» или конституция в материальном смысле слова, а вместо термина «юридическая конституция» используется понятие «формальная конституция». В США часто говорится о «живой конституции». Под этим понимают толкование статей конституции США Верховным Судом за более чем 200 – летний период ее действия.

Высшая юридическая сила конституции означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они не действительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим представительным органом (парламентом) квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифицированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум.

2. Содержание конституции в различных странах.

Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая 1982 г., Папуа - Новой Гвинеи 1975 г., Бразилии 1988 г., Украины 1996 г. и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации (например, в США). Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция». Но в некоторых случаях применяется другая терминология: «политическая конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон» (в Австрии - один из актов), «основной закон» (Германия).

В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: «Форма правления», «Акт о риксдаге», «Акт о престолонаследии» - в Швеции, законы о кнессете (парламенте), о земле, о судоустройстве – в Израиле, сеймовый устав – в Финляндии и т.д.

В редких случаях под конституцией понимается совокупность законов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия). Законы. Считающиеся частью такой конституции (а в Великобритании их более 300), принимаются не в особом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом.

В странах, где конституций нет (султанат Оман и др.), их роль выполняет священная книга мусульман – Коран. В некоторых странах Коран является часть «конституционного блока», будучи поставлен над конституцией и остальными его частями (Иран, Саудовская Аравия и др.).

Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей) и статей. Так, например, текст Итальянской конституции состоит из раздела «Основные принципы» и двух частей – «Права и обязанности граждан» и «Государственный строй Республики». Статьи в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифрой или буквенной нумерацией. В редких случаях (например, В Венгрии) вместо статей имеются параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномочия федерации и субъектов), текст клятвы президента и др. Неотъемлемой частью конституции являются в некоторых странах (США и др.)поправки к ней, они не вносятся в текст, а прилагаются к конституции.

Основной закон имеет социальное и юридическое содержание. Социальное содержание конституции – это конкретизация ее социальной сущности. Правовое, юридическое содержание конституции – это тот юридически значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закрепляющие основы общественного строя (формы собственности, управление экономикой, партийную систему и др.), государственного строя (форму правления, форму устройства государства и др.), основные права граждан (право собственности, право на труд, на свободу слова, неприкосновенность личности и др.).

3. Классификация конституций зарубежных стран.

Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, - господство определенных слоев населения или военно–политических группировок (последнее в первую очередь относятся к временным конституциям, принимаемым в результате военных переворотов), регулирует политический процесс в обществе. Конституция отражает степень восприятия общечеловеческих ценностей в обществе данной страны, содержит, хотя и в неодинаковой мере, программные положения о путях развития общества.

С этой точки зрения можно различать в зарубежных странах несколько видов конституций:

- конституции полуфеодально-теократического характера, основные законы, отражающие влияние феодалов (Бахрейн, Бруней, Кувейт и др.);

- социалистические конституции, провозглашающие защиту интересов трудящихся (Вьетнам, Китай и др.);

- конституции капиталистического общества (США и др.);

- постсоциалистические конституции (Болгария, Венгрия, Украина и др.).

По своему характеру конституции могут быть:

- демократические (отражают общечеловеческие ценности);

- авторитарные (провозглашают господство и юридические привилегии определенных классов, социальных слоев, рас, этнических групп в обществе, устанавливают фиксированную партийную систему, принижают роль парламента, ограничивают основные права граждан);

- тоталитарные (закрепляют господство одной партии, вождизм, обязательную идеологию).

По структуре принято делить конституции на консолидированные и не консолидированные.

В зависимости от формы различают два вида конституций:

- писаные;

- неписаные.

Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (например, в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены основными законами данной страны.

Неписаная конституция – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев (из-за последних такая конституция и называется неписаной). Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов.

Указанное различие в значительной мере условно, так как в настоящее время нет таких конституций, которые были бы целиком неписаными (даже Великобритания, которая считается классической страной неписаной конституции, имеет в составе основного закона множество писаных актов). По существу, это комбинированные конституции, содержащие писаные и неписаные нормы. Поэтому указанное выше различие писаной и неписаной конституции часто заменяют различиями формальной конституции (конституционный акт) и материальной конституции (совокупность норм, регулирующих вопросы конституционного значения).

По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на:

- октроированные (дарованные);

- принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом);

- одобренные на референдуме.

По способу изменения различаются: «гибкие» и «жесткие».

Гибкими называются те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (например, конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия. В настоящее время наблюдается тенденция появления все большего числа «смешанных» по порядку изменения конституций: одни их статьи не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи – в упрощенном.

В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. Разумеется, отнесение той или иной конституции к первой группе отнюдь не означает ее вечного действия: вечных конституций не было и нет (более двух веков действует конституция США, более века - Бельгии).

Постоянная конституция – это такая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия.

Временная конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией. Временные конституции принимаются без созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся. Обычно они провозглашаются главой государства (так часто было в Египте, такова временная конституция Таиланда 1991 г.) или новым руководством страны после очередного переворота (Судан в 1985 г.).

С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США).

Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. В редких случаях конституции имеются в автономиях политического характера (например, Автономная Республика Крым на Украине).

Заключение.

Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни.

В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности.

В отличие от других нормативных актов конституция является основным законом государства и общества. Такое ее положение связано, прежде всего, с тем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой.

Одним из наиболее демократичных способов принятия конституции считается принятие ее специально избранным для этой цели учредительным собранием.

Таким образом, конституция - это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением.

Список литературы.

1. А.А. Мишин Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник-М.: 1998г.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Под ред. Б.А. Страшун. М.: 1997 г.

3. В.Е. Чиркин Основы конституционного права. Учебник. М.: 1996 г.

4. В.Е. Чиркин Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: 1997 г.

5. Конституции зарубежных стран. Учебное пособие / Сост проф. В.В. Маклаков. М.: Издательство БЕК.