Реферат: Административное право и его задачи
Название: Административное право и его задачи Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Оглавление 1. Административное право как отрасль права..…………………………..3 2. Предмет и задачи административного права..………………………….6 3. Виды административного права..………………………………………..8 Практическое задание……………………………………………………...10 Список используемой литературы……………….……………………….11 1. Административное право как отрасль права В литературе имеются различные варианты определения административного права. Авторы этих определений, исходя из собственных взглядов на предмет, а также метод административного права, формулируют свое понимание и определение административного права [3]. Можно проанализировать некоторые из этих определений: проф. Б.М. Лазарев : «…административное право в самой общей форме может быть определено как отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т. е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами Советского государства исполнительной и распорядительной деятельности. Это самое общее определение нуждается в конкретизации и пояснении»; проф. В.М. Манохин : «Советское административное право есть отрасль советского социалистического права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т. е. отношения в процессе практической организации выполнения государственных задач и функций в ходе социалистического и коммунистического строительства»; проф. Д.Н. Бахрах : «В самой общей форме можно сказать, что административное право – управленческое право. Эта отрасль регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, она «обслуживает» сферу государственного и муниципального управления»; проф. Ю.М. Козлов : «…административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти»; Д.М. Овсянко : «Административное право – одна из самостоятельных отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления) [2]. Все пять приведенных выше определений административного права обладают общими характерными чертами: 1) во всех определениях присутствует термин «государственное управление», хотя каждый из авторов по-своему понимает содержание данного термина; 2) во всех определениях отмечена регулятивная роль административного права; 3) все они подчеркивают, что нормы этой отрасли права регулируют определенные общественные отношения, т. е. те, которые относятся к сфере государственного управления; 4) в определениях Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, Ю.М. Козлова говорится о практическом характере административного права; 5) по определению Ю.М. Козлова,Д.М. Овсянко, административное право – это не просто те или иные нормы, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере исполнительной власти [4]. Теперь нужно рассмотреть признаки, необходимые для отнесения правового образования к такой отрасли, которой является административное право: 1) это специфический предмет правового регулирования, т. е. общественные отношения в сфере исполнительной власти, ее взаимосвязи с гражданином и т. д.; 2) это совокупность правовых норм, регулирующих указанные общественные отношения; 3) это не простая, арифметическая, а системная совокупность правовых норм, объединенных в единое целое функциональными и организационными связями и отношениями; 4) нормы данной отрасли регулируют административно-правовую часть статуса гражданина и общественных объединений в отношениях с исполнительной властью. На основании выше изложенного можно сформулировать такое определение административного права: это системная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти: административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений; форм и методов, контроля и ответственности в ходе осуществления указанной власти [2]. 2. Предмет и задачи административного права Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Более конкретно и развернуто эти отношения можно представить как отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями [3]. Реформируя административное право России, целесообразно учесть, а возможно, и частично использовать опыт других стран. Его содержание и структура должны быть хотя бы частично видоизменены по следующим направлениям: 1) административное право регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти. Но в этом процессе принимают участие и другие отрасли права – конституционное, финансовое, гражданское, налоговое, таможенное и др.; 2) необходимо развитие взаимосвязи: гражданин и административное право; 3) должно осуществляться регулирование административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений; 4) нужно усилить контроль судов (Конституционного Суда, общих и арбитражных судов) за деятельностью органов исполнительной власти, административных учреждений, должностных лиц; 5) необходимо повысить ответственность органов исполнительной власти и административных учреждений, усилить контроль за ними со стороны представительных органов власти, а также прокуратуры [5]. Административное право – это общественные отношения в сфере исполнительной власти, сложные и многоструктурные по своим взаимосвязям с другими отраслями российского права, в которых все более доминируют связи: гражданин и административное право; регулируются административно-правовая часть статуса гражданина и общественных объединений, контроль судов всех видов за деятельностью органов исполнительной власти и иных субъектов административного права, повышение ответственности названных органов и административных учреждений, контроля за ними со стороны представительных учреждений, а также органов прокуратуры, других контрольно-надзорных органов и инстанций.[2]. 3. Виды административного права Существуют различные классификации административно-правовых норм. В различных трудах по административному праву наиболее часто выделяются два основных вида административно-правовых норм: 1) материальные ; 2) процессуальные . Главная особенность материальных административно-правовых норм состоит в том, что они в юридическом порядке закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов регулируемых административным правом общественных отношений, часто именуемых управленческими. К процессуальным административно-правовым нормам обычно относят нормы, регламентирующие динамику функционирования органов исполнительной власти и обусловленных ею отношений [1]. Более важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выделить следующие виды административно-правовых норм: 1) обязывающие , т. е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия; 2) запрещающие , т. е. такие, которые предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определенных данной нормой; 3) уполномочивающие или дозволительные , разнообразные по наименованию, в которых выражается предусмотрение административно-правовой нормой возможности адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Помимо перечисленных и кратко охарактеризованных видов административно-правовых норм существуют стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные нормы. Первые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых общественных отношений. В литературе отмечается: удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию, что связывается с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов (методов). Именно в таком аспекте говорится об установлении налоговых, таможенных и иных льгот, освобождении от налогового обложения, применении льготного кредитования. Особенность вторых состоит в том, что даваемые ими рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера [4]. Практическое задание1. Определить способы изложения следующих административно-правовых норм, закрепленных в КОАП РФ: ст. 8.3; ст. 8.9; ст. 9.11; ст. 8.14; ст. 10.8; ст. 11.18; ст. 12.8; ст. 12.10; ч.1 ст. 20.4; ст. 23.8; ст. 23.44; ч.3 ст. 32.2. 2. Проанализировав нормы Закона «О милиции», назвать обязывающую, уполномочивающую и запрещающую нормы. Ответ: 1. Ст. 8.3 – обязывающая; ст. 8.9 – обязывающая; ст. 9.11 – запрещающая; ст. 8.14 – обязывающая; ст. 10.8 – запрещающая; ст. 11.18 – запрещающая; ст. 12.8 – запрещающая; ст. 12.10 ч. 1 – обязывающая; ст. 20.4 – обязывающая; си. 23.8 – уполномочивающая; ст. 23.44 – уполномочивающая; ст. 32.2 – обязывающая. 2. Обязывающие нормы – предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Веления, которые содержатся в такого рода административно-правовых нормах, могут быть выражены как обязательное предписание. Уполномочивающие нормы – нормы, в которых выражается предусмотрение административно-правовой нормой возможности адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Запрещающие нормы – нормы, которые предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определенных данной нормой. Список используемой литературы1. Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права // Государство и право. – 1998. - №10.- С. 18-21. 2. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.-622с. 3. Князев С.Д. Предмет и система административного права РФ: традиционные взгляды и современные реалии // Юрист. – 2001. - №5. – С. 48. 4. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристь, 1999.-320с. 5. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. Часть 1. – М.: МА МВД России. Изд-во «Щит-М», 2001.-308с. |