Реферат: Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли в Украине

Название: Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли в Украине
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..2

Раздел 1 Теоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли

1.1 Понятие, сущность и виды тарифного и нетарифного регулирования……5

1.2 Механизм действия импортных тарифов и квот ………………………….14

1.3 Тарифное и нетарифное регулирование на международном уровне…….18

Раздел 2 Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли в Украине

2.1 Тарифное и нетарифное регулирование в Украине……………………….23

2.2 Таможенно-тарифное регулирование Государственной таможенной службы Украины………………………………………………………………………26

Раздел 3 Методы повышения эффективности действия таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………………………38

Заключение ……………………………………………………………………...44

Список использованной литературы ………………………………………..46

Приложения ……………………………………………………………………..47

ВВЕДЕНИЕ

В условиях реформирования экономики Украины таможенные пошлины являются важнейшим инструментом внешнеторговой политики государства в целях ограничения ввоза иностранных товаров, защиты и поощрения развития отечественного производства и стимулирования вывоза национальных товаров.

Введение таможенной пошлины может иметь несколько целей, среди которых фискальные, экономические и политические. В отличие от других налогов взимание пошлины осуществляется не только и не столько в фискальных целях (формирование доходной части бюджета), сколько направлено в основном на формирование рациональной структуры экспорта и импорта в условиях отсутствия прямого вмешательства государства в эту сферу. Введение пошлины может иметь целью осуществление экономического давления на соответствующие государства или создание им режима наибольшего благоприятствования по политическим мотивам.

В экономически развитых странах наиболее распространенной является пошлина, которая взимается с товаров, ввозимых в страны, то есть регулированию подлежит только импорт. Экспорт товаров регулируется, как правило, лишь в странах с невысоким уровнем экономического развития.

Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран – как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. История международной торговли – это одновременно и история развития и совершенствования государственного регулирования международной торговли. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов.

Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики.

Теориям внешней торговли и таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности посвящены работы многих известных отечественных и зарубежных экономистов, однако постоянно меняющиеся условия требуют особого внимания ученых экономистов и государственных деятелей к данному вопросу, так как Украина глубоко интегрирована в процессы международного обмена товарами и услугами.

Целью курсовой работы является определение основных направлений повышения эффективности тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Украины. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить понятие и сущность тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

- рассмотреть механизм действия импортных тарифов и квот на внешнюю торговлю;

- проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования на международном уровне;

- изучить способы и методы тарифного и нетарифного регулирования, применяемые в Украине;

- рассмотреть роль Государственной таможенной службы Украины в таможенно-тарифном регулировании внешней торговли;

- разработать основные методы повышения эффективности действия таможенно-тарифного регулирования;

Объектом исследования является система тарифного и нетарифного регулирования в Украине. Предмет исследования - тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли, применяемые в Украине.

В работе также использованы материалы официальных Интернет-сайтов Государственной таможенной службы Украины: http://www.customs.gov.ua/ и Государственного комитета статистики Украины: http://www.ukrstat.gov.ua/.

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРИФНОГО И НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1.1 Понятие, сущность и виды тарифного и нетарифного регулирования.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customsduty) – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

· Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

· Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

· Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.[2]

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

· Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

· Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10долл. За 1 т);

· Комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10долл. за 1т).

По объекту обложения:

· Импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

· Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

· Транзитные- пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречается крайне редко и используется преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

· Сезонные- пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

· Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

· Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

· Автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.[1]

· Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенном тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще. [4, С.4]

По типам ставок:

· Постоянные- таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

· Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти в случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используется, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

· Номинальные- тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

· Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Виды таможенных пошлин суммированы в рисунке 1.1. [7, С.12]


Рис. 1.1 Виды таможенных пошлин

Нетарифные методы защиты экономики страны.

Количественные ограничения

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. [5, С.21]

Измерение нетарифных методов

Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:

· Индекс частотности (frequency index ) - индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики.

· Индекс покрытия торговли ( trade coverage ratio ) – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытыми нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.

· Индекс воздействия на цены ( price impact index ) – соотношение цены мирового рынкаи внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.

Количественные ограничения – административная форма не тарифного государственного регулирования торгового оборота, выделяющего количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. [4, С.53]

Квотирование/ Контингентирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота ( quota ) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

· Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

· Импортные –вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. [7, С.96-98]

По охвату квоты делятся на:

· Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;

· Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.

Лицензирование

Лицензирование (licensing) – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

· Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

· Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;

· Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом. [11, С.24]

Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

· Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

· Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров.

· Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

«Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта (voluntaryexportrestraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

Табл. 1.2

Система нетарифных ограничений

Система нетарифных ограничений
I.Финансовые меры:
1.Сборы дополнительные сборы внутренние (уравнительные) налоги и сборы пограничные налоги и сборы скользящие сборы импортные депозиты
2.Налоги
3.Пошлины
II. Административные меры:
1.Количественные 2.Скрытые методы 3.Финансовые
Квотирование (контингентирование) экспортная квота Технические барьеры соблюдение нац. стандартов качества Субсидирование прямая субсидия
импортная квота требования к упаковке косвенная
индивидуальная квота санитарно-гигиенич. нормы внутренняя
глобальная квота требования к рекламе экспортная
Лицензирование разовая лицензия Внутренние налоги прямые Демпинг спорадический
генеральная косвенные преднамерен
глобальная Политика в рамках государственных закупок постоянный
автоматическая лицензия обратный
взаимный
"Добровольное" ограничение экспорта Требование о содержании местного компонента Экспортное кредитование субс.кредиты экспортерам
гос.кредиты импортерам
страхование эксп. рисков

1.2 Механизм действия импортных тарифов и квот

Ранее построение национальных тарифов осуществлялось на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (СТС). Начиная с 1988 года развитые государства перешли на тарифы, которые основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), также разработанной СТС на основе Международной стандартной товарной классификации ООН. В настоящее время осуществляется переход на ГС и других стран. Украина перешла на ГС в 1991 году.

Линия на сокращение уровня таможенного обложения товаров с последующей ликвидацией пошлин является одним из важнейших направлений деятельности ВТО. Решения о снижении уровня таможенного обложения принимались в рамках ГАТТ на следующих многосторонних торговых переговорах:

1. Женева (Швейцария) — 1947 г.

2. Аннеси (Франция) — 1949 г.

3. Торки (Великобритания) — 1950 г.

4. Женева - 1956 г.

5. "Диллон — раунд", Женева — 1960—1961 гг.

6. "Кеннеди — раунд", Женева — 1964—1967 гг.

7. "Токио — раунд", Токио — Женева — 1973—1979 гг.

8. "Уругвайский раунд", г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай) — Женева - 1986-1994 гг.

Результатом деятельности ГАТТ стало снижение средней величины таможенных пошлин примерно с 60% в 1947 году до 40% в середине 50-х годов, около 10% — в 70-х годах, 5— 7% — в 90-х годах.

В соответствии с решениями Уругвайского раунда МТП ГАТТ (после "четырехстороннего соглашения" 1993 года между США, ЕС Японией и Канадой) подлежат полной отмене пошлины на ряд товаров (строительное, медицинское оборудование, фармацевтическая продукция, цемент, офисную мебель и др.). Одновременно должно быть произведено снижение пошлин на некоторые другие товары, в том числе товары PC, проведена гармонизация пошлин. В результате общая величина таможенного обложения снизится до 3%.

Кроме того, тарифная работа в ВТО идет не только по пути прямого снижения ставок, но и по пути своеобразного "замораживания" (по терминологии ГАТТ — "связывания" или "консолидирования") ставок на существующем или согласованном уровне.

По итогам Уругвайского раунда, доля "связанных" ставок в тарифах развитых государств возрастет до 98—99%, PC — до более 70% всей товарной номенклатуры.

Особое место в таможенно-тарифном регулировании МТ занимают антидемпинговые и компенсационные пошлины. Фактически речь идет об экономических контрмерах, санкционируемых международным экономическим правом в ответ на правонарушение, выражающееся в демпинге и субсидировании экспорта.

Антидемпинговые пошлины — это дополнительные пошлины, взимаемые с товаров, продаваемых на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны-экспортера.

Статья VI ГАТТ в случае демпинга разрешает применять антидемпинговую пошлину в размере, равном разнице между "нормальной" и фактической экспортной ценой, и только тогда, когда результатом демпинга является материальный ущерб национальной промышленности.

Компенсационной называется пошлина, которая, согласно ст. VI ГАТТ, "устанавливается с тем, чтобы нейтрализовать действие субсидии или льготы, установленной прямо или косвенно в отношении экспорта или производства какого-либо товара".

Вышеприведенные положения были развиты по итогам Токио-раунда в Соглашении о применении ст. VI ГАТТ ("Антидемпинговый кодекс") и Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах 1979 года.

В ходе Уругвайского раунда Соглашения были модернизированы и включены в обязательный пакет ВТО. Зачастую введение антидемпинговых и компенсационных пошлин используется произвольно, противоправно, выборочно — в нарушение международного экономического права.

Для установления антидемпинговой пошлины необходимы три условия:

1. должен быть констатирован ФАКТ демпинга;

2. должно быть констатировано причинение ущерба национальному производству;

3. должна быть выявлена причинная связь между демпингом и ущербом.

Антидемпинговое расследование осуществляется государственными компетентными органами по заявлению соответствующей национальной отрасли производства, которая должна быть представлена производителями, имеющими более чем 50%-ную долю в отечественном производстве данного продукта.

Материальный ущерб может быть выражен в таких формах, как сокращение продаж, прибыли, объема выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, недоиспользование производственных мощностей.

Ущерб выражается также и в факторах неблагоприятного воздействия на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, уровень зарплаты, объемы инвестиций и т. д.

Если в ходе расследования невозможно установить конкретного поставщика демпингового товара, то антидемпинговая пошлина может быть введена не против товаров невыявленной организации-экспортера, а в отношении товаров определенной страны. Устанавливается такая пошлина в размере н на срок, способных нейтрализовать ущерб от демпинга (но не более чем на 5 лет).

Компенсационные меры могут применяться только в отношении субсидий, признанных "специфическими". Таковыми они признаются, если субсидия предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности. Если же право на субсидию общедоступно, установлены объективные критерии ее получения, то такая субсидия не является "специфической".

Выделяются две категории специфических субсидий:

— запрещенные (направлены на экспорт продукции или на использование отечественных товаров вместо импортных); в отношении них действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;

— дающие основания для судебного разбирательства; в этих случаях субсидирующая сторона обязана отозвать субсидию или компенсировать ущерб.

В число разрешенных, "неспецифических", субсидий входит финансирование НИОКР, регионального развития, адаптации предприятий к требованиям охраны окружающей среды и т.п.

Под субсидией понимается вклад, дотация правительства или государственного органа: передача средств, прямые переводы, кредитные гарантии, финансовые льготы, налоговые льготы, любые формы поддержки доходов и цен.

Материальный ущерб от субсидирования считается существующим, если общая величина субсидии в стоимости товара выше 5%. Компенсационные пошлины вводятся властями импортирующей страны на основе итогов расследования.

Программы субсидирования, существующие в странах с переходной экономикой, должны быть прекращены или приведены в соответствие с Соглашением в течение 7 лет с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО. Развивающимся странам предоставляется для этого 8 лет. Для наименее развитых из PC этот срок не установлен.

1.3 Тарифное и нетарифное регулирование на международном уровне.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, организационные, политические, административные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт (табл. 1.3).

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Таблица 1.3

Классификация инструментов торговой политики

Методы

Инструменты торговой политики

Регулирует преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

Импорт

Импорт

Н

Е

Т

А

Р

И

Ф

Н

Ы

Е

Количественные

Квотирование

Лицензирование

«Добровольное ограничение»

Экспорт

Экспорт

Импорт

Импорт

Скрытые

Государственные закупки

Требование о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

Импорт

Импорт

Импорт

Импорт

Финансовые

Субсидии

Кредитование

Демпинг

Экспорт

Экспорт

Экспорт

Различные страны мира используют разные инструменты для осуществления своей торговой политики. Если средний уровень таможенной защиты государства поддается весьма точной количественной оценке, то уровень использования нетарифных методов в силу их большого разнообразия и различного экономического содержания может быть оценен количественно лишь весьма приблизительно. Средний уровень тарифа обычно рассчитывается только для товаров, импорт которых подлежит обложению пошлины, взвешенная по стоимостному объему импорта товара, на которые она накладывается.

Средний уровень нетарифных ограничений обычно рассчитывается как стоимостная доля импорта или экспорта, подпадающая под эти ограничения. При этом делается поправка на степень интенсивности этих ограничений: например, очевидно, что автоматическая лицензия на экспорт, обязательно выдаваемая властями по предъявлении необходимых документов, ограничивает экспорт в значительно меньшей степени, нежели экспортная квота, запрещающая экспортировать товар сверх определенных количеств. Высокоинтенсивными количественными ограничениями считаются всевозможные запреты на экспорт и импорт товаров, количественные квоты, выборочное лицензирование экспорта и импорта. К низко интенсивным количественным ограничениям относится автоматическое лицензирование, гибкие квоты (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Характер инструментов торговой политики

Средневзвешенный тариф (в %) Запретительный Ограничительный Умеренный Открытый Свободный
<40-100 <25 10-15 >10 0

Количественные ограничения

Покрытая доля торговли (в %)

<40

>25

>10

0-10

10-25

0-25

0-10

0

Степень интенсивности

Высокая

Любая

Высокая

Высокая

Средняя

Низкая

Средняя

0

Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.

Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:

предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;

стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.

Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.

"Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели:

· внешнеторговая квота в ВНП;

· доля экспорта в производстве;

· доля импорта в производстве;

· удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

вступление Украины в ВТО предусматривает необходимость соблюдения всех обязательств, устанавливаемых правилами данной организации.

РАЗДЕЛ 2

ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В УКРАИНЕ

2.1 Тарифное и нетарифное регулирование в Украине.

За годы независимого развития в Украине выполнена большая работа по созданию механизма регулирования внешнеэкономической деятельности как необходимым условием эффективной внешнеэкономической политики страны. Основным ее содержанием в условиях перехода к рыночным отношениям стал отказ от административных методов и переход к использованию экономических методов регулирования. Однако эта задача решалась не достаточно последовательно и взвешено. Поэтому политика в этой области в значительной мере на основе метода попыток и ошибок, что нанесло ущерб национальной экономике, ее стратегическим интересам касательно вхождения в мировое хозяйство.

Курс на свободную торговлю через «глобальную» либерализацию внешнеэкономической деятельности, во многом обусловленный желанием выполнить требования ведущих международных организаций (МВФ, Мирового банка, ГАТТ/СОТ), последнее время все больше натыкался на контртенденцию роста протекционизма. Как объединить эти две противоположные тенденции – очень сложная политико-экономическая проблема. Поэтому все более актуальным становится всестороннее изучение мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с целью создания оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы мер временной защиты внутреннего рынка и государственной поддержки конкурентоспособности отечественных предприятий. Формирование экономично эффективной модели внешнеэкономической деятельности Украины, предусматривает поиск оптимальной комбинации защитных и наступательных способов, которые бы отвечали стратегическим интересам страны в системе взаимоотношений в рамках мирового хозяйства. И этот поиск имеет очень важное значение в связи с новой программой действий уряду Украины.

С начала создания независимого Украинского государства в 1991 г., перед страной стала одна из важнейших задач: создания эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Такая система должна защитить экономический суверенитет, гарантировать экономическую безопасность страны, стимулировать развитие и реформирование национальной экономики и обеспечить ее интеграцию в мировую экономику. Ответственная система регулирования, если исходить из идеологии принятого в апреле 1991 г. Закона «О внешнеэкономической деятельности», должен включать финансовое, валютное, таможенное, тарифное, нетарифное обеспечение, инструменты экспортного контроля, способы реализации политики в области сертификации товаров в связи с из ввозом и вывозом за пределы страны.

В области регулирования экспорта в 1997-2000 гг. торговая политика Украины представляла собой фундамент системы централизованного планирования. Она была не активной, наступающей, как у большинства стран мира, а пассивной. При этом экспорт рассматривается лишь как способ обеспечение финансовых пополнений для поддержки критического импорта хоть бы на минимальном уровне. Таким образом, вопреки практике большинство зарубежных стран, где внешнеэкономическая политика основывается на мерах либерализации экспорта и его финансовой и другой поддержке, в Украине вышеупомянутая система имела в основном обмеренный характер.

В 1993-1994 гг. в Украине существовала система, которая предвидела для товаров, которые считались жизненно необходимыми (сельскохозяйственная продукция и ресурсы промышленных областей) жесткую систему контрольных мер – квотирование, лицензирование, специальные режимы торговли, вывозная пошлина. Так, в марте 1993 г. квотированию подлежали товары 390 наименований, хотя позже этот список был укороченный: в декабре 1993 г. – до 285 наименований (близко 60% экспорта), в мае 1994 г. – до 104 наименований (30% экспорта).

В январе 1993 г. было введена экспортная пошлина, которая должна компенсировать половину разницы между внутренними и мировыми ценами по соответствующим экспортным товарам. Но уже в 1994 г. она была ликвидирована при сбережении системы квотирования экспорта. Вместе с этим существовал специальный режим для экспорта «стратегически нужной» продукции, введенный в декабре 1992 г. и в мае 1994 г. ликвидированный.

Следует отметить, что существование в 1993-1994 г. достаточно аналогичной на первый взгляд, системы экспортного регулирования, направленной не на его стимулирование, а на регламентацию, образовывалась в целом на объективных основаниях, поскольку производителей побуждали серьезные стимулы к реализации своей продукции за рубежом через большую разницу во внутренних и мировых ценах. То есть, отсутствие комплексного подхода к проведению экономических превращений, отдельно либерализации цен, демонополизации торговой деятельности, предрешало и сдерживало либерализацию экспорта.

С начала этапа радикальной либерализации возникли условия для качественного нового подхода в экспортной политики. Так, уже в январе 1995 г. список товаров, экспорт которых квотируется и лицензируется, был сведен до нескольких позиций (зерновые, драгоценные металлы, отходы и лом черных металлов). В 1996 г. этот список включал уже только руды драгоценных и полудрагоценных металлов, драгоценные и полудрагоценные камни. Таким образом, произошла глобальная либерализация экспорта. Введенный при этом механизм индикативных цен, на который возлагалось задания регулирования экспортных цен за условиями свободы экспортных деятельности, практически не имел ограничительной силы. А Указ Президента « О мерах касающихся доскональности конкурентно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» (февраль 1996 г.) дал возможность практически отойти от обязующихся индикативных цен, превративший этот инструмент на существенно информационный рычаг.

В связи с этим в 2000-2006 гг., с формальной точки зрения, получилось очень быстрое приближение системы регулирования украинского экспорта к стандартам международной практики. Реализация модели «обвальная либерализация» имела полное положительное влияние, поскольку наблюдалось значительное увеличение вывоза, начала формироваться экспортная -ориентировочная экономика. Однако положительным этот процесс был только на первый взгляд, так как он имеет и до сих пор ощущаемые отрицательные последствия. Глобальная либерализация и резкое увеличение экспорта в условиях тоже обвального сокращения внутреннего производства - временный успех, который создается на выталкивание за границу продукции, которая не может быть реализована на внутреннем рынке, в последствии уменьшения платежеспособности спроса. При этом в специфических условиях Украины увеличение экспорта происходит при существующей нерациональности его структуры, сконцентрированного на товарах сырья или с низким уровнем добавленной стоимости ( до 60% украинского экспорта). Такое взаимоотношение, в свою очередь, призывает к пересозданию ответственных областей экономики и усиливает эффект доиндустриализации страны.

Серьезной проблемой, таким образам, является сама структура, а не динамика экспорта. Неэффективность структуры вывоза, во многом обусловлена тем, что в стране за пять лет независимого существования, так и не создана система эффективной поддержки экспорта товаров с высокой степенью обработки, в том числе финансирование вывоза машинотехнической продукции за счет налоговых кредитов, страхование операций.

2.2 Таможенно-тарифное регулирование Государственной таможенной службы Украины.

Товары и предметы, ввозимые на таможенную территорию Украины и вывозимые за пределы этой территории, подлежат обложению таможенной пошлиной.Таможенная пошлина это непрямой налог, взимаемый с товаров (других предметов), которые перемещаются через таможенную границу, то есть ввозятся, вывозятся или следуют транзитом, и который включается в цену товаров и уплачивается за счет конечного потребителя.

Размеры ставок и виды таможенных пошлин в Украине устанавливаются в соответствии с Единым таможенным тарифом Украины, который определяется Законом Украины «О Едином таможенном тарифе» и международными договорами.Единый таможенный тариф Украины это систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые на таможенную территорию Украины или вывозимые за пределы этой территории товары или иные предметы.

Ставки Единого таможенного тарифа Украины являются едиными для всех субъектов внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности организации хозяйственной деятельности и территориального размещения, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины и ее международными договорами.

Единый таможенный тариф утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

Единый таможенный тариф Украины, изменения и дополнения к нему должны быть официально опубликованы в общедоступных средствах массовой информации не позднее, чем за 45 дней до даты введения их в действие. В случае если указанные документы не будут официально опубликованы, они в силу не вступают. Если указанные документы будут опубликованы несвоевременно, датой вступления в силу будет считаться 46-й день с момента официальной публикации. Официальной публикацией считается публикация в официальном периодическом издании Верховной Рады Украины или Кабинета Министров Украины. Датой официальной публикации считается дата фактического выхода в свет соответствующего номера этого издания.

Плательщиками таможенных пошлин являются физические и юридические лица, которые осуществляют перемещение через таможенную Границу Украины товаров и иных предметов, подлежащих таможенному обложению, согласно действующему законодательству.

Объектом обложения является таможенная стоимость или физическая единица импортируемых товаров или других предметов (рис.2), которые перемещаются через таможенную границу Украины. Для определения таможенной стоимости товаров валюта контракта пересчитывается в национальную валюту Украины по курсу Национального банка Украины, который действует на дату подачи таможенной декларации.Перемещение через таможенную границу Украины — ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз с этой территории или транзит через территорию Украины товаров или предметов любым способом, включая использование с этой целью трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Механизм начисления и уплаты таможенной пошлины включает в себя несколько элементов, таких как порядок определения контрактной стоимости товара, порядок определения страны происхождения товара, порядок определения товарной группы импортируемого товара, порядок применения льгот, если таковые предусмотрены для данного товара, порядок начисления и уплаты таможенной пошлины (рис.3).


Плательщики – юридические и физические лица, которые осуществляют перемещение товаров через таможенную границу Украины.

Рис.2.1 Объект налогообложения таможенной пошлиной.

Начисление таможенных пошлин на товары и иные предметы, подлежащие таможенному обложению, производится на базе их таможенной стоимости, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за них на момент пересечения таможенной границы Украины.


Рис. 2.2 Механизм начисления и уплаты таможенной пошлины.

При определении таможенной стоимости в нее включается цена приобретения товара, указанная в счет-фактуре, а также следующие фактические расходы, если они не включены в счет-фактуру:

1) по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке и страхованию до пункта пересечения таможенной границы Украины;

2) комиссионные и брокерские;

3) плата за использование объектов интеллектуальной собственности, которая относится к данным товарам и иным предметам и которую должен оплатить импортер (экспортер) прямо или косвенно в качестве условия их ввоза / вывоза.

При определении таможенной стоимости необходимо учесть базисные условия поставки, которые используются в зависимости от способа перевозки товара и иных предметов.

При расчете затрат на транспортировку к границе Украины, если они в соответствии с условиями поставки не были включены в стоимость товара при поставке на бесплатной основе или с помощью транспортных средств покупателя, для расчета транспортных затрат должны использоваться данные бухгалтерского учета о калькуляции транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.

Если декларация заполняется на товары нескольких видов, то затраты на транспортировку распределяются между товарами разных наименований пропорционально их весу.

В том случае, если бухгалтерские данные о расходах на перевозку данным видом транспорта отсутствуют, в таможенную стоимость включается сумма, рассчитанная, исходя из действующих на момент транспортировки груза тарифов на перевозку соответствующим видом транспорта.

Если в соответствии с условиями поставки в стоимость товара декларантом (декларант — юридическое или физическое лицо, осуществляющее декларирование товаров или иных предметов.) включены затраты на транспортировку после пересечения таможенной границы Украины, при определении таможенной стоимости они могут быть исключены.

При явном несоответствии заявленной таможенной стоимости товаров и иных предметов, либо в случае невозможности проверки ее исчисления таможенные органы Украины определяют таможенную стоимость последовательно, на основе цены на идентичные товары и иные предметы, действующие в ведущих странах-экспортерах указанных товаров и иных предметов.

При определении таможенной стоимости иностранная валюта пересчитывается в валюту Украины по курсу Национального банка Украины, применяемому для расчетов по внешнеэкономическим операциям и действующему на день представления таможенной декларации.

Далее определяется страна происхождения товаров. Таковой считается страна, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке или обработке.

Полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:

- полезные ископаемые, добытые в пределах ее территории или экономической зоны;

- растительная продукция, выращенная на ее почве;

- живые животные, выращенные в ней; продукция, полученная в ней от живых животных; произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

- продукция морского промысла, добытая или произведенная в Мировом океане судами данной страны, а также судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

- вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

- товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в вышеприведенных пунктах.

Переработка или обработка товаров в данной стране считается достаточной, если:

- декларируемые товары классифицируются в тарифной позиции иной, чем происходящие из третьих стран материалы или изделия, использованные для их изготовления;

- в стоимости декларируемых товаров доля добавленной стоимости составляет не менее 50%.

Не могут признаваться в качестве достаточной переработки товаров следующие технологические операции:

- по сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

- подготовка товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование партий отправок, сортировка и переупаковка);

- простые сборочные операции;

- смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

Ставки таможенной пошлины для конкретного импортного товара определяются Единым таможенным тарифом Украины. Облагаемые таможенной пошлиной товары сведены в товарную классификационную схему, которая базируется на Гармонизированной системе описи и кодирования товаров. Все предметы, подлежащие таможенному контролю, систематизированы в 21 разделе, 97 главах, 1241 товарной позиции, 5019 товарных подпозициях. Каждый товар имеет свой четырехзначный цифровой код, в котором первые два знака означают товарную группу, вторые два — соответствующую товарную позицию. Например, раздел 4 называется «Продукты пищевой промышленности; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; и другие». Он содержит 9 групп, такие как: 16 «Колбасы и аналогичные продукты из мяса», 17 «Сахар тростниковый или из сахарной свеклы и химически чистая сахароза в чистом состоянии» и т. д. В свою очередь эти девять групп включают 56 товарных позиций (для примера выдержка из Систематизированного свода ставок ввозной пошлины приведена в табл. 2).

Одна из главных задач таможенных органов — определение тарифной позиции, которой отвечает товар или предмет, перемещающийся через таможенную границу Украины. Главы и разделы Единого таможенного тарифа имеют вспомогательный характер и используются для правильного отнесения товара: или предмета к той или иной товарной позиции, которая является главным элементом классификации.

Кроме того, для более точного определения товарной позиции таможенные органы руководствуются следующими положениями:

- предметы, предъявленные к таможенному контролю в разобранном или несобранном виде, классифицируются по той товарной позиции, к которой принадлежит предмет в собранном виде;

- если предмет может быть отнесён к двум или более товарным позициям одновременно, преимущество отдаётся товарной позиции, которая содержит более детальную опись предмета;

- предметы, которые содержат смесь разных компонентов или наборы, предназначенные для продажи, которые укомплектованы разными предметами, классифицируются по предмету или материалу, определяющему товарную характеристику набора.

После определения тарифной позиции импортного товара применяются конкретные ставки таможенной пошлины. Как уже ранее отмечалось, ставки устанавливаются в определённом проценте к стоимости товара (адвалерная пошлина), либо в твёрдых суммах к единице товара (специфическая пошлина). Единый таможенный тариф Украины определяет несколько ставок на одну товарную группу: преференциальную, льготную и полную, применение которых зависит от страны происхождения импортных товаров.

Табл. 2.3

Выдержка из Систематизированного свода ставок ввозной пошлины

Товарная позиция Опись товара согласно с Г С Ставки пошлины
преференциальные льготные полные

18.01

18.02

18.83

18.04

18.05

18.06

Группа 18

Какао-бобы, целые и

дробленые, сырые и

поджаренные

Какао-бобы, целые и

дробленые, сырые и

поджаренные

Шкурка и другие отходы какао

Какао-паста

Масло-какао

Какао-порошок без добавления сахара

Шоколад и другие пищевые продукты, содержащие какао

Х

Х

Х

Х

Х

Х

2%

5%

30%

5%, но не

меньше чем 0,25

евро за 1 кг

5%, но не меньше чем 0,2 евро за 1 кг

30%, но не меньше чем 0,7 евро за 1 кг

2%

5%, но не

меньше чем 0,02

евро за 1 кг

30%, но не

меньше чем 1

евро за 1 кг

5%, но не

меньше чем 0,25

евро за 1 кг

5%, но не

меньше чем 0,2

ЕВРО за 1 кг

30%, но не

меньше чем 0,7

евро за 1 кг

В законодательстве Украины предусмотрено ряд льгот при начислении и уплате таможенной пошлины. Так, от уплаты таможенной пошлины освобождаются:

- транспортные средства, осуществляющие регулярные международные перевозки грузов, багажа и пассажиров;

- предметы материально-технического снабжения и снаряжения, сырье, вывозимые за пределы таможенной территории Украины для обеспечения производственной деятельности украинских и арендованных (зафрахтованных) украинскими предприятиями и организациями судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Украины; валюта Украины, иностранная валюта и ценные бумаги; предметы, ввозимые в Украину для официального и личного пользования;

- товары и иные предметы, происходящие с таможенной территории Украины и ввозимые обратно на эту территорию без обработки или переработки, а также товары и иные предметы иностранного происхождения, вывозимые обратно за пределы таможенной территории Украины без обработки или переработки.

Допускается понижение ставок таможенных пошлин при ввозе на таможенную территорию Украины и вывозе за пределы этой территории товаров и иных предметов, например, отремонтированных и ранее ввезенных на таможенную территорию Украины или вывезенных за пределы этой территории или поврежденных до пропуска их через таможенную границу Украины, но пригодных к использованию в качестве изделий или материалов.

Допускается беспошлинный ввоз и вывоз или льготное обложение таможенной пошлиной товаров, ввозимых в специальные таможенные зоны на территории Украины или вывозимых из этих зон.

Размер льгот и порядок их предоставления устанавливаются Верховной Радой Украины согласно законодательству Украины о специальных таможенных зонах путем принятия отдельного закона для каждой из этих зон.

Допускается установление преференций по ставкам Единого таможенного тарифа Украины в виде освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставок пошлин или установ­ления квот на преференциальный ввоз в отношении иностранных товаров, происходящих из государств, образующих с Украиной таможенный союз или зону свободной торговли.

Товары и иные предметы, временно ввозимые на таможенную территорию Украины и предназначенные к обратному вывозу за ее пределы в установленные сроки в неизменном состоянии или отремонтированном виде, а также товары и иные предметы, временно вывозимые за пределы таможенной территории Украины и предназначенные к обратному ввозу на эту территорию в установленные сроки в неизменном состоянии, пропускаются через таможенную границу Украины без уплаты таможенной пошлины. Сроки условно-беспошлинного ввоза и вывоза определяются Таможенным кодексом Украины.

Таможенная пошлина, уплаченная за товары, ввезенные на таможенную территорию Украины для сборки, монтажа, переработки с последующим обратным вывозом в течение одного года, может быть полностью или частично возвращена владельцу товаров при их вывозе за пределы таможенной территории Украины и предъявлении свидетельств об Использовании этих товаров в вышеуказанных целях.

Таможенная пошлина начисляется таможенным органом Ук­раины в соответствии с положениями Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» и ставками Единого таможенного тарифа Украины, действующими на день представления таможенной декларации, и уплачивается как в валюте Украины, так и в иностранной валюте, покупаемой Национальным банком Украины.

Несколько иной порядок применения таможенных пошлин для физических лиц. Для определения суммы таможенной пошлины к этим плательщикам применяются только полные ставки Единого таможенного тарифа (преференциальные и льготные не используются).

В тоже время для этих плательщиков — несколько расширенный объем льгот. Так, от уплаты пошлины освобождаются такие предметы:

- товары, ввозимые на территорию Украины (кроме винно- водочных и табачных изделий) общей стоимостью, эквивалентной 200 ЕВРО включительно;

- предметы индивидуального пользования (за исключением транспортных средств личного пользования и запасных частей к нему), временно ввозимых на таможенную территорию Украины;

- предметы, ввозимые (пересылаемые) при переселении на постоянное место жительства в Украине;

- водка в количестве 1 л, вино — 2 л, табачные изделия — 200 сигарет (или 200 г этих изделий) на одно лицо.

Таможенная пошлина полностью вносится в Государственный бюджет Украины.

Таможенная пошлина уплачивается таможенным органам Украины, а в отношении товаров и иных предметов, пересылаемых в международных почтовых отправлениях,—предприятиям связи. Порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенной пошлины устанавливается Государственным таможенным комитетом Украины. Сумма излишне взысканных таможенных пошлин подлежит возврату владельцу товаров и иных предметов по его требованию в течение одного года с момента таможенного оформления.

Особенностью взимания пошлины является также и то, что контроль за правильностью и своевременностью уплаты этого налога в бюджет осуществляется таможенными органами Украины, а не налоговыми администрациями. В состав таможенных органов Украины входят: Государственный таможенный комитет Ук­раины и таможни Украины. [11, С.48]

Таможенная пошлина, не уплаченная в сроки, на которые были предоставлены отсрочка и рассрочка уплаты, а равно не уплаченная в результате других действий, повлекших ее недобор, взыскивается по распоряжению таможенных органов Украины в бесспорном порядке.

Своевременно не уплаченная таможенная пошлина взыскивается за все время задолженности бюджету с начислением пени в размере 0,2% суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты.

В настоящее время действует перечень стран, с которыми Украиной заключены соглашения о свободной торговле и торгово-экономические соглашения с предоставлением режима наибольшего благоприятствования или национального режима. При ввозе на таможенную территорию Украины товаров и других предметов, происхождением из указанных в перечне стран, применяются льготные ставки ввозной пошлины (приложение А).

РАЗДЕЛ 3

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Страны с переходной экономикой, к которым относится и Украина, как и страны, которые развиваются, должны уделять особенное внимание внешним источникам поступления средств в государственный бюджет, так как перестроечные процессы в экономике, как правило, связаны с временным спадом производства, а это ссужает базу налоговых поступлений за счет внутренних источников. [6, С.65]

Кроме того, создание эффективных механизмов контроля объектов налогообложения и сбора налогов требует определенного времени. В сфере внешнеэкономической торговли этого достичь легче по сравнению с внутренними объектами налогообложения.

Таможенно-тарифная политика любой страны, которая проводит радикальные экономические преобразования, должна:

- обеспечить необходимый уровень доходов государственного бюджета и этим обеспечивать макроэкономическую стабилизацию в государстве;

- создавать равные условия для конкуренции отечественных и зарубежных товаропроизводителей, что позволит государству на равных войти в мировое экономическое пространство;

- обеспечивать определенные меры защиты по отношению к национальным предприятиям, которые осуществляют переоснащение производства, его рационализацию, реструктуризацию, внедряют новые методы управления с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Однако это не означает, что страны, которые находятся в стадии экономической трансформации должны применять максимально высокие ставки таможенных пошлин и других налогов на товары внешней торговли, которые взимаются на границе. Как показывает мировой опыт, уровень таможенно-тарифной защиты для того, чтобы быть эффективным не должен быть непомерным (не более 10—15%). Во всяком случае, предельный уровень импортной пошлины не должен превышать 30%. Превышение этого уровня приводит не к увеличению общих поступлений в государственный бюджет, а к их сокращению.

Кроме того, чрезмерно высокие ставки таможенных пошлин и налогов на импорт не защищают национальных товаропроизводителей, а приводят к значительному нарушению условий конкуренции на соответствующие товары на внутреннем рынке страны. Это в свою очередь ведет к следующему:

1) подавляется иностранная конкуренция национальным производителем: прогрессируют явления застоя в национальном производстве, возрастают тенденции монопольного повышения цен на внутреннем рынке;

2) таможенные пошлины и налоги просто перестают платить, поскольку их обход становится не только необходимым, но и достаточно экономически выгодным;

3) иностранные конкуренты вынуждены проводить политику демпинга, чтобы их продукция была не только более качественной, но и более дешевой.

Характерно, что нарастание в Украине тенденций протекционизма происходит параллельно с развитием явлений тенизации внешнеэкономического товарооборота, контрабанды, что приводит к массовому уклонению от уплаты таможенных пошлин, сборов, акцизов и НДС. Парадоксом является то, что чем сильнее возрастают налоги на импорт в виде непомерных ставок таможенных пошлин, дискриминационных процедур относительно импорта, тем более очевидной становится неадекватность функционирования таможенно-тарифной системы Украины, тем меньше поступления в государственный бюджет и тем самым снижается защита национальных товаропроизводителей. Так, действующая в 2003 г. таможенно-тарифная система при всеобщем повышении ставок пошлин на товары обеспечила лишь 2,99% доходов государственного бюджета, что никак не может считаться достаточной величиной, в 2006 г.— 1,53%, в 2007 г. —3,12%.[13]

Для Украины, которая официально вступила в переговорный процесс на предмет получения полноправного членства в ГАТТ, особенно важным становится проведение такой таможенно-тарифной политики, которая не воспрепятствует принятию ее в эту международную организацию. Так как это означало бы отсрочку на неопределенный срок реше­ния вопросов, связанных с облегчением доступа Украины на рынки зарубежных стран, устранением остатков дискри­минационного подхода к Украине в торговле со стороны других государств.

На сегодняшний день таможенно-тарифная политика Украины не полностью отвечает требованиям ГАТТ, даже с учетом того, что по результатам Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ, странам с переходной экономикой предоставлен семилетний льготный период для адаптации своих экономик к жестким условиям, которые исходят из обязательства либерализовать внешнюю торговлю.

Общемировая тенденция—это снижение таможенных пошлин относительно импортных товаров. Так, по результатам Уругвайского раунда переговоров уровень таможенного обложения был снижен с 6,3% ДО 3,9%.

В Украине до 1994 г. проводилась достаточно либеральная политика относительно импорта. Единый таможенный тариф Украины, принятый II января 1993 г., по большинству тарифных позиций предусматривал ставки от 0 до 10%. Незначительная часть товарных позиций была объектом более высоких ставок—15— 30%, а максимальный уровень таможенного обложения предусматривался для алкогольных и табачных изделий—50%. Для товаров из стран, которые пользовались режимом наибольшего благоприятствования, применялись тарифы, которые составляли 2-3%.

По условиям ГАТТ относительно импортных товаров должен обеспечиваться аналогичный национальный режим обложения их внутренними налогами и сборами как и для отечественных товаров, а также обеспечиваться порядок применения налогового законодательства, правил и требований, которые относятся к внутренней торговле. Однако в Украине меры по повышению уровня пошлин были усилены введением на отдельные виды импорта, главным образом на алкогольные и табачные изделия, высоких ставок акцизного сбора, которые были более высокими по отношению к ставкам, которые применялись для товаров национальных производителей. Так, в декабре 2002 г. Постановлением Кабинета Министров Украины № 969 предусмотрено введение условных ставок акцизного сбора относительно импортных ликероводочных и табачных изделий, выраженных в ЭКЮ на физическую единицу импортированного товара. [5, С.24]

Также противоречит требованию ГАТТ дискриминационная процедура налогообложения импортных товаров относительно товаров национального происхождения, так как обложение налогами происходит непосредственно на границе, то есть до момента фактической реализации товаров.

Значительным шагом к повышению дискриминации импорта в Украине стал переход с 2004 г. к процедуре обложения импортных товаров налогом на добавленную стоимость по методике, которая предусматривает обложение данным налогом других налогов (пошлины и акциза), которые с целью налогообложения добавляются к таможенной стоимости товара, то есть налоги уплачиваются с налогов.

Таким образом, можно выделить следующие недостатки законодательной базы таможенно-тарифного регулирования и налоговой политики относительно импорта:

1. В Украине чрезвычайно высокие ставки акцизного сбора, НДС наносят ощутимый ущерб интересам импортеров, потребителям и государству, так как система такого налогообложения выгодна теневым контрабандным структурам, которые имеют возможность получать сверхприбыли, избегая уплаты налогов и других сборов. Наглядно это видно по подакцизной группе товаров. Так, для того, чтобы конкурировать с теневыми структурами, легальным импортерам приходится использовать услуги различного рода фондов, которые имеют право на налоговые льготы. В процессе сокращения таких льгот и сокращения легального импорта происходит монополизация внутреннего рынка Украины контрабандными структурами.

2. Методика расчета ставок таможенных налогов на основе стоимости импорта (адвалерные пошлины) дает возможность недобросовестным импортерам занижать контрактные цены и соот­ветственно скрывать от налогообложения значительную часть своего оборота.

3. В связи с тем, что с ростом ставок таможенной пошлины и акцизного сбора на импортные товары не были учтены технические возможности введения марок акцизного сбора на алкогольные и табачные изделия с 15 октября 2000 г., частично остановился легальный импорт алкоголя и фактически остановился импорт табачных изделий. В результате возросли цены на нелегальном рынке, что не отвечает интересам потребителей и спровоцировало усиление социальной напряженности. [13, С. 76]

4. Неоправданным и неэффективным с экономической точки зрения является количественное ограничение на выдачу сертификатов на торговлю импортными товарами и увеличение стоимости таких сертификатов (от объема розничной торговли соответственно численности населения регионов) это ведет к дисбалансу спроса и потребления и способствует монополизации рынков теневыми структурами. Кроме того, такой подход стимулирует коррупцию среди должностных лиц, которые занимаются выдачей сертификатов.

5. Чрезвычайно высокие ставки налогообложения, отсутствие твердых гарантий сохранности капитала, частые изменения в законодательстве создают серьезные преграды к инвестированию капитала из-за границы в Украину, что очень негативно отражается на экономической ситуации.

Вопросы современной таможенной политики Украины остаются актуальными в настоящее время, поэтому в соответствии с Программой деятельности правительства Украины последовательно проводятся мероприятия, которые направлены на разработку новой редакции Единого таможенного тарифа Украины, в котором предусматривается:

1) введение дифференцированного подхода к уровню таможенного обложения в зависимости от того, производится товар в стране на недостаточном, достаточном или избыточном уровне;

2) применение односторонних ограничений импорта, включая повышение ставок ввозных пошлин;

3) широкое применение специфических (на физическую единицу товара) и комбинированных ставок пошлин на товары так называемого некритичного импорта;

4) введение мер таможенно-тарифной защиты сельскохозяйственного производства Украины, в том числе путем применения сезонных пошлин;

5) сокращение перечня стран, которые пользуются льготами в области таможенного обложения;

6) установление предела в 30% для импортных пошлин и разработка графиков постепенного снижения уровней таможенного обложения импорта с доведением в течение 5—7 лет до уровней, обусловленных договоренностями в рамках ГАТТ;

7) введение единого порядка уплаты акцизов и НДС для товаров, как отечественного, так и импортного производства (с применением налогового векселя);

8) изменение механизма начисления акциза и НДС на импортные товары.

Все эти меры направлены на адаптацию законодательства Украины в области таможенно-тарифной политики с нормами и правилами, закрепленными системой ГАТТ и постепенное вхождение Украины в международное торговое сообщество. [11, С.24]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной практике регулирования внешней торговли тарифные и нетарифные ограничения играют очень важную роль. Большинство стран мира активно применяют нетарифные меры, следуя идее протекционизма. Исследователи насчитывают сотни всевозможных ограничительных мер, применяемых странами, причем в связи с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ/ВТО уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование нетарифных средств сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В итоге изучения особенностей нетарифных ограничений было отмечено, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;

2. По итогам проведенного анализа эффективности применения ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Украиной. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;

3. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности Украины представляет собой достаточно отработанный механизм;

Однако, сейчас, как и до возникновения ГАТТ, в Украине и во многих других странах с помощью нетарифных ограничений продолжает регулироваться значительная доля внешнеторгового оборота. Ведь, впрочем, и условия как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами — членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Украины от 06.02.96 г. «Про єдиний митний тариф »

2. Декрет Кабмина от 11.01.93 г. «Про єдиний митний тариф »

3. Декрет Кабмина от 3.05.94 г. «Про зміни ставок ввізного мита на окремі види товарів »

4. Декрет Кабмина «Про внесення змін до декрету про зміни ставок ввізного мита на окремі види товарів »

5. Буряковский В. В. Кармазин В. Я. и др. Налоги. – Учебное пособие

Дн.: «Пороги» 1998 г

6. Федосов В. М. Опарин В.М. и др. Податкова система України .– К.: Либідь, 1994 г.

7. Киреев А. Международная экономика, часть 1, М., Международные отношения, 1997 г. - с.197

8. Покровская В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация., М., Инфо-м.,1996г.- с.-201

9. Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. – М, 1997г. - №11-12 – с.72, с.78

10. Макогон Ю.В., Орехова Т.В. Глобализация и Украина в мировой экономике. Учебник для студентов ВУЗов. – 2-е изд. – Донецк: Альфа – пресс, 2005 – 398с.

11. Кравченко М.И., Бударина Н.А., Яценко А.Б. Международная экономика и международные отношения. Учебное пособие для студентов экономических спеціальностей. Донецк: ДонГУ, 1999 – 253с.

12. http://www.customs.gov.ua/

13. http://www.ukrstat.gov.ua/.

Приложение А