Реферат: Проблемы защиты авторского права в сфере web-журналистики Рунета
Название: Проблемы защиты авторского права в сфере web-журналистики Рунета Раздел: Рефераты по юридическим наукам Тип: реферат |
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЭССЕ СТУДЕНТКИ I КУРСА ЯНКОВОЙ МАРИАННЫ СЕРГЕЕВНЫ«Проблемы защиты авторского права в сфере web -журналистики Рунета» Предмет: СОФ СМИ Преподаватель: Любановская Юлия Олеговна г. Калининград 2000г. ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕОбъект исследования Эмпирическая база Методологическая база Цели и задачи исследования I ЧАСТЬ WEB-ЖУРНАЛИСТИКА И ЗАКОН II ЧАСТЬ КОПИРАЙТВАРИАНТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ«У вас есть право защищать свои права!» www.uka.ru/copyright ВВЕДЕНИЕВ условиях стремительного развития сети Интернет как четвертого вида средств массовой информации, web-журналистика получает всё большее распространение. За сравнительно короткий срок она превратилась в могучий фактор, влияющий наряду с печатью, радиожурналистикой и тележурналистикой на все сферы социально-экономической, общественно-политической, научной, культурной и досуговой жизни современного общества. Web-журналистику часто называют сетевой журналистикой, кибер-журналистикой, виртуальной журналистикой или же просто Интернет-журналистикой, что ничуть не меняет её социальной роли. В сущности, сетевая журналистика рассматривается как очередная историческая форма развития одного из направлений электронных средств массовой коммуникации, появившаяся вслед за радио, телевидением, видео. Это утверждение подтверждается не только количеством пользователей Интернета (15% населения страны), но и фактом реализации в виртуальном пространстве её разнообразных функций, аналогичных функциям традиционных СМК. Информатизация открывает новые возможности традиционным средствам массовой информации: печать, радио и телевидение используют Интернет для ускорения доставки своего содержания. Вместе с тем, по крайней мере часть аудитории перестаёт читать газеты, пользуясь получением информации через Всемирную паутину. Многие любители телевидения переключаются на Интернет, и социологи отмечают некоторый отток зрителей. Помимо этого, традиционные СМИ выступают в качестве путеводителя по информационным адресам Интернета. Чем больше выбор, тем больше возможностей для получения информации. Важнейшее значение приобретает защита авторских прав той или иной информации в сфере сетевой журналистики. На сегодняшний день Интернет успел реализовать, пожалуй, все возможные варианты нарушения авторских прав: самовольную публикацию без согласия автора и без ссылок на авторский текст, плагиат, публикацию текста с многочисленными ошибками и даже приписывание текста не тому автору. Виртуальные «похитители» текста порой даже не знают о существовании значка копирайт, что не освобождает их от ответственности. К сожалению, не всегда удается обнаружить первоисточник украденной информации вследствие того, что содержание сайтов постоянно обновляется, то есть находится в процессе замены старых текстов на новые. Особенно остро эта проблема ощущается на сайтах информационно-новостной направленности, где концепцией существования и является постоянная смена заголовков, статей, рекламных баннеров, онлайновых соцопросов и т.д. Объектом данного исследования являются русскоязычные сайты журналистской направленности, а также общенациональные и региональные виртуальные средства массовой информации Рунета. Эмпирической базой послужили правозащитные и юридические порталы Рунета. В исследовании также использованы результаты социологических опросов, проведенных на http:\\www.gazeta.ru и http:\\www.lenta.ru. Теоретической и методологической основой настоящего исследования послужили аналитические статьи сайта «Ассоциации по защите авторских прав в сети», законы РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г., а также международные правовые акты, регулирующие защиту авторских прав. Целью исследования является выявление причин, затрудняющих защиту авторских прав в сфере web-журналистики как в России, так и в мире в целом. Задачей выступает формулирование вариантов и способов решения поставленных проблем. ЧАСТЬ I WEB -ЖУРНАЛИСТИКА И ЗАКОН На сегодняшний день законодательная база для сферы web-журналистики Рунета находится в зачаточном состоянии. Единственный закон, гарантирующий защиту авторского права в Российской Федерации, был принят 9 июля 1993 года («Об авторском праве и смежных правах», № 5351-1). Сегодня, в 2000 году, на него ссылаются лишь некомпетентные web-журналисты и так называемые «сетевые графоманы», так как влияние данного закона в сети Интернет сводится к минимуму. Для того, чтобы глубже вникнуть в суть проблемы защиты авторского права, исследователь считает необходимым ввести понятие авторского права. Авторским правом называется раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. Причем, авторское право распространяется на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав. Авторские права относятся к числу объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность в свою очередь является всего лишь условным собирательным термином, который включает в себя права, относящиеся к литературному, художественному и научному произведениям, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (т. е. авторские права); научным открытиям, изобретениям и другим правам, к которым смело можно отнести и авторские права в сфере сетевой журналистики. К международным актам, участником которых является Россия, и действие которых распространяется на защиту прав авторов, относятся: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (Бернский Союз); Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО и подписанная в 1952 году и Стокгольмская конвенция от 14 июля 1967 года об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В настоящее время Россия имеет ряд двухсторонних соглашений по вопросам защиты прав авторов, и существенным продвижением вперед в этой области стало присоединение России в 1994 году к Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» и Всемирной конвенции «Об авторском праве». Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» является старейшим актом в области охраны авторских прав (она была заключена в 1886 году). В дальнейшем она неоднократно изменялась и редактировалась, и на сегодня это наиболее регламентированный международный акт, обеспечивающий защиту интересов авторов (в том числе и программ для ЭВМ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) в иностранных государствах. Основополагающими принципами Бернской конвенции являются принципы национального режима и минимальности прав. Всемирная конвенци я об авторском праве была подписана в Париже ещё аж в 1952 г. (к этой редакции Россия присоединилась в 1973 г.) и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г. (в этой редакции Россия присоединилась только в 1995 г.). Всемирная конвенция строится на принципе национального режима с менее жесткими правовыми рамками для стран-участников и имеет дополнительный раздел – «специальные положения», относящийся к развивающимся странам. Для обеспечения более эффективной защиты прав авторов и правообладателей в этой сфере 14 июля 1967 г. была заключена Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В соответствии со ст. 2 Конвенции, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а так же все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, и разрабатывает соответствующие правовые вопросы, относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе (как, впрочем, и на веб-сайте, который в свою очередь является виртуальным носителем) и распространена на неограниченном количестве копий. В 2000 году в России в сфере защиты авторских в сети Интернет реально функционируют: Российское авторское общество (РАО), Ассоциация защиты авторских прав в Сети, Союз Операторов Интернет, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности и некоторые другие организации, существующее скорее виртуально, нежели реально. Однако официально. Фонд развития Интернет-культуры начал Web-депонирование сайтов и Интернет-публикаций, что позволит защитить авторские права в сети Интернет. "Мы не предотвращаем пиратское копирование и использование информации, так как в сети Интернет это невозможно осуществить в принципе. Мы даем возможность авторам законным образом бороться с последствиями такого воровства", - именно так декларируют свою цель сами создатели этого проекта. На недавно прошедшем в Сеуле двухдневном семинаре по проблеме защиты авторских прав в Интернете эксперты из Соединенных Штатов, Японии, Китая и Финляндии, а также исполнители и бизнесмены обсуждали способы борьбы против веб-сайтов и технологий, которые позволяют распространять музыкальные произведения бесплатно. В частности, музыкальная индустрия теряет миллионы долларов из-за пользователей Интернета, которые предпочитают обмениваться записями между собой вместо того, чтобы покупать диски в магазине. Возможные меры против "музыкальных пиратов" включают в себя шифрование записей, жесткий контроль над соответствующими веб-сайтами и введение более жестких законов для защиты авторских прав. По словам корреспондента компании «Би-би-си», представители музыкальной индустрии признают, что остановить пиратство будет нелегко из-за темпов развития новых технологий и глобального масштаба Интернета. Но музыкальная индустрия страдает в последнюю очередь. А в первую – информационная, когда информация становится абсолютно доступной любому пользователю сети. Выполнив такие несложные операции, как копирование и вставка текста, любой желающий станет обладателем той или иной информации. Исключая, пожалуй, flash-технологию, с помощью которой можно обеспечить небольшую степень защиты представленной на сайте информации. Однако процесс комплектации текстов в формат flash довольно трудоёмкий и крайне нерациональный. Особенно в том случае, если речь идёт об объёмных текстах (например, свод законов или же содержание книги в цифровом виде). А тексты небольшого объема, как правило, прочитываются целиком, легко усваиваются и поэтому не требуют дословного сохранения. ЧАСТЬ II КОПИРАЙТ ( COPYRIGHT ) Слово «копирайт» происходит от слияния английского глагола tocopy (копировать) со словом right (право). Для русских людей копирайт является правом, регулирующим отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства; авторское право охраняется как в уголовном, так и в гражданском порядке. Значок копирайта (с) или Ó закрепляет наименование обладателя авторского права и год публикации произведение, статьи, заметки и т.д. Обычно знак копирайта ставится под опубликованным материалом рядом с фамилией автора. Он предупреждает о том, что данный текст защищённый авторским правом, не может быть использован или перепечатан без согласования с автором, хостером, редакцией, вебмастером либо иным человеком или организацией, имеющей отношение к той или публикации. Но что мешает плагиатчику избавиться от значка копирайта в процессе редактирования текста? Ничего. Однако если обнаружится абсолютный аналог «защищённого» текста, то разбирательство будет явно не в пользу плагиатчика. Для того, чтобы не возникало неприятных для обеих сторон ситуаций, по закону необходимо заключать авторский договор. Официальная формулировка понятия «авторский договор» выглядит следующим образом: это договор между автором (или его наследниками) и издательством, театром, киностудией и т. п. об использовании произведения литературы, науки или искусства (издательский, постановочный, сценарный и др. авторский договор). В российском праве условия авторского договора определяются гражданским законодательством. В сфере web-журналистики авторским договором можно назвать соглашение автора на распространение его текстов другим лицом без ссылки на первоисточник. Несправедливо? Возможно. Но многие сетевые журналисты именно таким способом зарабатывают деньги. В России пока небольшие, а вне Рунета такой практикой занимается треть специалистов по PublicRelations и многие репортёры. Дело в том, что автор или вебмастер ни теоретически, ни практически не может отследить каждого пользователя, который посетил его сайт. В большинстве случаев технически зафиксировать посещение можно лишь с помощью интернетовских счётчиков. Несомненно, существует профессиональная дорогостоящая техника, приобретение и обслуживание которой могут позволить себе, пожалуй, только спецслужбы. Её установка для «рядового обывателя» незаконна, поскольку беспрерывная слежка и контроль могут быть использованы не по назначению или даже приравнены к шпионажу. ВАРИАНТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИВ СЕТИ ИНТЕРНЕТЗащита – слишком громкое слово, чтобы оно могло оправдать себя в Интернете. Если относиться к Глобальной Сети как к своеобразному информационному полю битвы, то для того, чтобы не быть уничтоженным, надо применять соответствующие меры. Самое страшное для сайта информационной направленности – это непосещаемость, то есть отсутствие визитов на сайт (после чего следует падение в рейтинге, которое, как правило, заканчивается закрытием сайта). Ниже исследователем предлагаются варианты информационной защиты в сфере web-журналистики. 1. Договор о неразглашении информации, полученной с того или иного сайта. (Договор может быть заключён как с автором, так и с вебмастером сайта. Он может быть построен как на доверии, так и заверен юридически.) 2. Регистрация на сайте для получения информации. (Может быть как бесплатная, так и платная. Плата за регистрацию должна быть очень невысокой, но может также и зависеть от качества информации или от степени её секретности) 3. Разрешение доступа на сайт только при вводе пароля. (Способы получения пароля самые разные: от дружбы с вебмастером, до официального обоснования своей заинтересованности в информации, предлагаемой на том или ином сайте/) 4. Сохранение документа в архив, защищённый паролем. (Схема получения документа аналогична пункту 3.) 5. Введение оплаты за получение информации. (В этом случае есть опасность резкого снижения посещаемости, падения рейтинга; сайт рискует остаться невостребованным). 6 Заказ или запрос той или иной информации по e - mail . (Электронное письмо в этом случае будет играть роль расписки или свидетельства вашего обладания той или иной информацией). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Так реально ли создать действующую систему защиты авторских прав в Рунете (желательно в максимально сжатые сроки)? Ответ неоднозначен: сложно, но возможно. Журналистская деятельность в Интернете – это в первую очередь не работа, а творчество. Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе какого-либо изобретения. Однако речь идёт о журналистском понятии творчества. Странно, но литераторов охотнее признают «творческими личностями», нежели журналистов, и об их правах заботятся больше, хотя количество нарушений авторского права в сфере журналистики несоизмеримо выше. Тем более в такой неосязаемой области, как Интернет. Мы видим, что правовая база в России есть. Но законы не скорректированы для функционирования в Сети, на чём и строится несанкционированное использование информации, полученной через Интернет. Массовая сетевая слежка за соблюдением авторских прав повлечёт за собой привлечение спецслужб, что может вылиться в СОРМ-3. И посему пока остаётся лишь надежда на порядочность и добросовестность тех, кто пользуется информацией, помеченной копирайтом. Список используемых материалов: «Интерньюс в России: www.internews.ru Сайт Российского Авторского общества: www.rao.ru СайтГильдииПрессы «Internet Press Guild»: www.netpress.org Правовой Сайт www.pravo.lnet.ru www.litera.ru:8080/slova/teoriya www.massmedia.newmail.ru www.npi.ru/rubinov Interactive Media Writers Association: www.imwa.com Сайт телекомпании “Би-Би-Си”: www.bbc.com www.uka.ru/copyright www.roms.ru www.copyrighter.ru Сайт Союза Операторов Интернет: www.soi.ru Сайт Фонда развития Интернет-культуры: www.frinc.org/wd Серых Л.А. «Интернет разрушает монополию на истину», Самарский Гос. Университет, 1998г. Сайт www.monitoring.ru Энциклопедия Кирилла и Мефодия онлайн: www.km.ru Карелина М.М. «Международно-правовые акты, регулирующие защиту авторских прав» (www.uka.ru/copyright). Богуславский М. М. "Вопросы авторского права в международных отношениях", Москва, Наука, 1973 г. Воронкова М. "Срок действия авторского права", Российская юстиция №2, 1995 год. |