Реферат: Отчет по учебно-ознакомительной практике на ГУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района

Название: Отчет по учебно-ознакомительной практике на ГУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал Вятского государственного гуманитарного университета

в г. Кирово-Чепецке

Кафедра экономики и управления

Отчет

по учебно-ознакомительной практике

на ГУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района.

Выполнил:

Студент группы Мд-3

Михеев Сергей Николаевич

Руководители практики:

от предприятия:

(Ф.И.О.)

от филиала:

Суходоев Алексей Юрьевич (зав. кафедрой, старший преподаватель)

Оценка:

Подпись руководителя от филиала

Дата проверки:

Кирово-Чепецк

2009

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Характеристика внутренней среды ГУ Центр занятости населения

Кирово-Чепецкого района…………………………………………………………..4

1.1.Общая характеристика и основные функции ЦЗН………………………..4

1.2. Организационная структура и структура управления Кирово-Чепецкого

ЦЗН…………………………………………………………………………..8

1.3. Взаимодействие с работодателями……………………………………….13

1.4. Функции ЦЗН………………………………………………........................19

2. Работа отдела специальных программ занятости населения…………….......21

2.1. Положение о финансировании мероприятий…………………………….21

2.2. Структура отдела…………………………………………………………..22

2.3. Информация о реализации спецпрограмм……………………………….23

Заключение…………………………………………………………………...........29

Библиографический список………………………………………………………31

Приложения………………………………………………………………………..32

Введение

Цель написания данной работы знакомство с реальной практической работой предприятия и изучение, анализ опыта организации производственной деятельности, управления организацией и коллективом.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение организационной структуры предприятия, особенностей функционирования обекта;

- анализ функций предприятия;

- изучение структуры управления на предприятии.

Методы используемые для организации прохождения практики:

- знакомство и анализ с нормативно-правовой и распорядительной документацией;

- личное общение с работниками служб и отделов;

- наблюдение за деятельностью работников;

- выполнение порученных работ и заданий;

- подготовка и оформление рабочих документов;

Объектом исследования послужило ГУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района.

Информационной основой для написания отчета послужили:

- Устав ГУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района.

- Нормативно-правовые акты

- Специальная литература.

1. Характеристика внутренней среды ГУ Центр занятости населения Кирово-Чепецкого района

1.1. Общая характеристика и основные функции ЦЗН

Закон РФ "О занятости населения в РФ" №1032-1, определяющий правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, был принят в Российской Федерации 19 апреля 1991года. В связи с принятием данного закона в целях обеспечения социальной защиты населения от возможности в условиях рыночной экономики безработицы исполнительный комитет Кирово-Чепецкого городского Совета народных депутатов решил образовать на базе бюро по трудоустройству населения города Кирово-Чепецка центр занятости населения. Данное решение №11/290 было принято 6 августа 1991 г.

Кирово-Чепецкий центр занятости населения приобрёл статус юридического лица, вошёл в структуру Кировской областной службы занятости населения и Федеральной государственной службы занятости при Министерстве труда и социального развития РФ.

ЦЗН Кирово-Чепецкого района является государственным учреждением, образованным на базе отдела занятости населения, выделенного из состава Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Кировской области в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.09.2000 г. №1000/26-рк.

Центр занятости руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями Минтруда России и иных федеральных органов исполнительной власти, решениями Кировской областной Думы, администрации Кировской области и органов местного самоуправления Кирово-Чепецкого района, принятыми в пределах их компетенции, приказом и указаниями Департамента, а также Уставом Кирово-Чепецкого районного центра занятости населения.

Центр занятости населения по месту нахождения уплачивает налоги и сборы в порядке, определённым Налоговым кодексом РФ.

Центр занятости координирует свою деятельность с органами местного самоуправления в пределах его компетенции, взаимодействует с профсоюзами, общественными объединениями, представляющими интерес граждан особо нуждающихся в социальной защите.

Совместно с органами местного самоуправления осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учётом экономических и социальных особенностей района.

Основными задачами центра занятости населения являются:

- Оказание помощи гражданам в подбое подходящей работы и трудоустройстве;

- Организация работы по развитию и совершенствованию профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан;

- Содействие занятости населения, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- Осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению службы занятости, а также оказание психологической и материальной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании;

- Разработка и финансирование районной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития района.

Центр занятости возглавляет директор, назначение на должность и освобождение от должности которого производится руководителем Департамента с учётом мнения администрации Кирово-Чепецкого района.

Вопросы приёма и увольнения заместителя директора решаются директором центра занятости по согласованию с руководителем Департамента.

Методическое руководство финансово - хозяйственной деятельностью органов службы занятости осуществляет Федеральная служба занятости при Минтруде России.

Финансирование мероприятий по содействию занятости на селения производится за счёт средств федерального бюджета и осуществляется в порядке, согласованном с Министерством труда и социального развития РФ, и на основании договоров, заключаемых между Центром занятости и организацией и (или) физическими лицами.

Средства Центра занятости направляются на:

- Переподготовку безработных граждан;

- Организацию общественных работ;

- Выплату пособий по безработице;

- Мероприятия по созданию новых рабочих мест;

- Расходы по анализу рынка труда;

- Расходы по анализу рынка рабочей силы;

- Расходы по информационно - справочному и рекламно-издательской деятельности;

- Содержание органов службы занятости;

- Подготовку и повышение квалификации кадровой службы занятости.

Общественные расходы ЦЗН классифицируются по экономическим статьям расходов бюджета, закреплёнными в Федеральном законе РФ «О бюджете классификации РФ» от 15.08.1996г. №115-ФЗ.

Средства из федерального бюджета на содержание ЦЗН выделяются на основе утверждённых смет расходов Департаментом ФГСЗН по Кировской области.

Смета расходов представляет собой основной плановый финансовый документ, который устанавливает лимит в потребностях учреждения. На основе утверждённой сметы учреждения получают средства для осуществления своей деятельности. Своевременное, достоверное и полное отражение на балансе учреждения всех хозяйственных операций позволяет руководителям принимать обоснованные управленческие решения, осуществлять и контролировать целевое расходование на основе утверждённой сметы.

Смета общехозяйственных расходов отдела занятости населения содержит следующие статьи:

- Фонд оплаты труда;

- Начисления на фонд оплаты труда;

- Канцелярские и хозяйственные расходы;

- Командировочные расходы;

- Приобретение оборудования и инвентаря;

- Капитальные вложения;

- Прочие расходы.

В составе ГУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района работают 43 человека вместе с директором.

Инспекторы работают в соответствии с должностными инструкциями, в которых изложены квалификационные требования, требования к знанию законов РФ, должностные обязанности, права и ответственность.

Центр занятости населения работает по нескольким направлениям в соответствии с этим организованны отделы:

1. Административно-правовой.

2. Отдел трудоустройства, включающий:

- сектор анализа рынка труда;

- информационно-консультационную службу;

- группу трудоустройства.

3. Отдел бухгалтерского учёта и отчётности.

4. Отдел профориентации и профессионального обучения.

5. Отдел специальных программ содействия занятости.

6. Отдел автоматизированных систем управления.

Структура управления ГУ Кирово-Чепецкий районный центр занятости населения относиться к линейной. (Приложение № 1).

1.2. Организационная структура и структура управления Кирово-Чепецкого ЦЗН

Организационная структура - одна из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями (отделами) и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Структура управления - это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.

Структура ГУ Кирово-Чепецкого районного ЦЗН относиться к линейной организационной структуре (приложение 1). Это одна из самых простейших организационных структур. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

В линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной организации (начальник отдела, заместитель директора, директор ЦЗН). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжение каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Центр занятости возглавляет директор, назначение на должность и освобождение от должности которого производится руководителем Департамента с учетом мнения администрации Кирово-Чепецкого района.

Вопросы приема и увольнения заместителей директора решаются директором Центра занятости по согласованию с руководителем Департамента.

Директор ЦЗН утверждает подведомственным ему органам службы занятости структуру, численность работников, штатное расписание, и смету расходов в пределах утвержденного бюджета и предельной численности работников.

Директор ЦЗН несет ответственность за подбор, расстановку и повышение квалификации работников, соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка, в соответствии с трудовым законодательством осуществляет прием и увольнение работников Центра, применяет меры по их поощрению и наложению дисциплинарных взысканий.

Организационная структура – это совокупность подразделений:

основных;

вспомогательных;

обслуживающих.

Организационная структура

Группа трудоустройства

1) Административно-правовой отдел включает:

юридическую службу;

инспектора по кадрам, архив.

Юридическая служба осуществляет контроль за соблюдением законности в ЦЗН и защищает его права и интересы. Дает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности ЦЗН, оказывает помощь отделам ЦЗН по правовым вопросам. Оказывает юридические услуги гражданам, работодателям.

Инспектор по кадрам, архивариус ведет учет личного состава ЦЗН, оформляет прием, увольнение, перевод работников. Оформляет архив безработных граждан, организует его учет и хранение.

2) Отдел бухучета и отчетности.

Ведет учет финансовых, расчетных и кредитных операций, расчет по заработной плате, пособиям по безработице, стипендии обучающимся за счет средств ЦЗН, начисляет и перечисляет налоги и сборы в федеральный, региональный и местный бюджет, производит страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды и т.д.

3) Отдел автоматизированных систем управления.

Сотрудники отдела занимаются вопросами, связанными с эксплуатацией автоматизированной системы, осуществляют связь с разработчиками системы «Катарсис», производят техническое обслуживание и ремонт оргтехники.

4) Отдел профориентации и профобучения.

Оказывает услуги безработным гражданам по профессиональному обучению, информирует о профессиях, специальностях, востребованных региональным рынком труда. Заключает договора на обучение с безработными гражданами, контролирует посещаемость и выполнение учебных планов и программ, следит за успеваемостью обучающихся по направлению ЦЗН.

Отдел профориентации проводит консультирование, диагностику профессионально важных качеств, профессиональный отбор, психологическую поддержку, проведение мероприятий по социально-психологической адаптации и т.д.

5) Отдел активной политики занятости.

Ведет направления работы по организации общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, граждан, особо нуждающихся в социальной защите; содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности.

6) Отдел трудоустройства включает в себя:

сектор анализа рынка труда по связям с работодателями;

информационно-консультационную службу:

группу трудоустройства.

Специалисты сектора анализа рынка труда занимаются изучением рынка труда, спроса на рабочую силу, привлечением работодателей к сотрудничеству со службой занятости. Информируют работодателей об услугах, предоставляемых ЦЗН, проводят гарантированные собеседования, встречи, совещания.

Информационно-консультационная служба производит прием всех обратившихся в ЦЗН граждан, консультирование их по вопросам трудоустройства и постановки на учет. Формирует «резерв кадров» из числа тех граждан, которые желают сменить работу. Проводят групповые собеседования о правах, обязанностях, технологии работы ЦЗН.

Группа трудоустройства.

Специалист группы трудоустройства работает со своей группой приема, посещает предприятие для решения вопросов о трудоустройстве граждан, изучает профессиональную, общеобразовательную подготовку безработных граждан для подбора подходящего места работы или прохождения профподготовки.

1.3. Взаимодействие с работодателями.

В течение 2005г. в ЦЗН от работодателей г. Кирово-Чепецка и Кирово-Чепецкого района поступило 10298 вакансий. На 01.01.2006г. осталось незаполненными 1070 вакансий.

Снято вакансий в 2008г. – 10097, осталось вакансий на 01.01.2006г. – 1070. На 6,7 % сократилось число вакансий, находящихся в картотеке более полугода. Выросла в 2008г. и обеспеченность вакансиями граждан, ищущих работу.

В 2008г. при участии ЦЗН трудоустроено 6307 чел.

Уровень трудоустройства составил:

· ищущих работу граждан - 59,0 % от общего числа ищущих работу, (в 2007 году – 62,8 %);

· безработных – 37,2 % от общего числа безработных граждан, (в 2004 году – 35,2 %).

В 2008г. безработных граждан принимали на работу 647 предприятий и фирм (в 2007 г. – 626), основные из них:

Предприятие Трудоустроено безработных
ВЭЛКОНТ ОАО 169
Мебельная фабрика “Лотус” 116
СМУ-4 КЧУС 85
Завод Полимеров КЧХК 78
ИП Чаузова М.Л. 78
КЧУС+К ОАО 76
Благоустройство ООО 75
Корпусгрупп ООО 67
Форвят 65
ЗМУ КЧХК ООО 61
Тепличный комбинат ООО 55
Хлебокомбинат 53
ЦРБ 50
ИП Конышев М.В. 50
Овощевод ООО 45
Эпотос К ООО 43
Почта России 41
МСЧ-52 40

Многие предприятия снизили прием работников относительно 2007 г. (ОАО «Химкомбинат», ООО «Завод Полимеров КЧХК», ООО «Форвят», ВЭЛКОНТ ОАО, ОАО «Хлебокомбинат», МСЧ-52).

55 чел. из числа безработных взяли свидетельство предпринимателя на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, из них 46 чел. получили финансовую помощь от ЦЗН по развитию предпринимательской деятельности.

На 1 января 2009г. количество состоящих на учете безработных ниже уровня начала года на 621 чел. или на 37%.

Работа по трудоустройству граждан.

В 2008г. службой занятости зарегистрировано 8772 ищущих работу, из них 3948 чел. (45,0%) присвоен статус безработного. (Приложение № 2)

Отдел трудоустройства ЦЗН продолжает работать по отраслевому принципу с применением метода профилирования безработных - конкурентоспособные безработные регистрируются в отраслевых группах (6 отраслевых групп), безработные, испытывающие наибольшие трудности в трудоустройстве – в профильных группах (8 групп):

Отраслевые группы: Профильные группы:

- промышленность и строительство

(3 группы)

- долговременные безработные

(2 группы)

- торговля и общественное питание - предпенсионный возраст
- образование и здравоохранение - одинокие, многодетные родители, женщины с малолетними детьми
- сельское хозяйство

- молодежь (2 группы)

- выпускники профессиональных учебных заведений,

- освобожденные из УИН
- инвалиды и имеющие справки КЭК
- сельские безработные

Доля граждан, испытывающих особые трудности в трудоустройстве в общем числе безработных в течение года, возрастала и на конец года безработные профильных групп составили 51 % от общей численности безработных.

Вновь встающие на учет безработные направляются на индивидуальные консультации к специалисту по профилированию для выявления цели, причины обращения, конкурентоспособности клиента, его пожеланий и определения направления работы с ним. В работе с безработными профильных групп используются программы социальной адаптации, программы групповой психологической поддержки, семинары по поиску работы, проводится профинформационная работа, социологические исследования. Специалист отдела трудоустройства по профилированию ежемесячно планирует работу с профильными группами, на основе их анализа, выявленных проблем, ситуации на рынке труда.

С начала года с целью совершенствования работы и в связи с изменениями в Законе «О занятости населения в РФ» выделена профильная группа «Выпускники профессиональных учебных заведений». Во всех профессиональных учебных заведениях города оформлены информационные стенды службы занятости, с выпускниками регулярно проводились консультации с целью содействия в их трудоустройстве. Создана и ведется картотека резюме молодых специалистов, которые наряду, с другими ищущими работу предлагаются для рассмотрения на поступающие вакансии. В двух учебных заведениях работали консультационные пункты ЦЗН.

Уровень снятия с учета по профильным группам за 2008г. составил 80%, из них 30% - трудоустроено, 13% направлено на профобучение.

Встающие на учет граждане для ознакомления с правами и обязанностями безработных, ситуацией на рынке труда, услугами, предоставляемыми службой занятости, направляются на семинар «Информационный вестник». За 12 месяцев проведено 152 семинара, в них приняли участие 2746 чел.

С сельскими безработными еженедельно специалистом по профилированию проводится профинформационная работа в форме групповых перерегистраций.

За 2008 год с безработными гражданами было проведено 47 программ социальной адаптации:

- клуб ищущих работу «Мой успех» - для безработных, имеющих низкую мотивацию к трудоустройству, для обучения навыкам поиска работы (8 программ);

- клуб ищущих работу «Твоя первая работа» - для выпускников профессиональных учебных заведений (1 программа);

- новый старт «Эдельвейс» - для инвалидов (1 программа);

- мастерская поиска работы «Составление резюме»- для обучения навыкам составления резюме (15 программ);

- мастерская поиска работы «Собеседование с работодателем»- для обучения навыкам самопрезентации (19 программ);

- мастерская поиска работы «Адаптация на рабочем месте»- для закрепления на рабочем месте (3 программы).

Кроме этого, использовались программы групповой и индивидуальной психологической поддержки, семинары по активному поиску работы, проводилась профинформационная работа, социологические исследования. Приоритет в направлении на программы социальной адаптации и психологической поддержки отдается безработным профильных групп.

В программах социальной адаптации приняли участие 325 человек, из них 110 чел. было направлено на «КИР», 11 чел. – на «Новый старт», 204 чел. – на «Мастерские поиска работы». Уровень трудоустройства в течение месяца после окончания программ составил 51%.

Кроме этого, специалист по профилированию направляет безработных профильных групп на программы психологической поддержки в «Филиал УМЦ в Кирово-Чепецке». В процессе индивидуальных консультаций специалист по профилированию выявляет проблемы, мешающие трудоустройству безработного, и составляет заявку на проведение программы. В 2008 г. в «Филиале УМЦ в Кирово-Чепецке» была проведена 21 программа психологической поддержки, в них приняли участие 275 чел, из них трудоустроено в течение месяца 26 чел (10,32 %).

В результате проведенной работы количество безработных граждан за год снизилось с 1681 чел. до 1060 чел. (на 37%). Уровень трудоустройства безработных составил 37% (по профильным группам – 26,1%, по отраслевым группам – 45,4%), ищущих работу – 59,1%.

За год в центр занятости поступило более 10000 вакансий более чем от 600 работодателей. Специалисты отдела трудоустройства еженедельно посещают закрепленные за ними предприятия (1573 посещения в год), и посетили 648 предприятий и организаций города и района.

Информирование ищущих работу об имеющихся вакансиях проводиться:

· Через информационный зал (за год информационный зал посетили около 6 тысяч человек, нашли работу 1241 чел.);

· Через газету «1000 вакансий Кирово-Чепецка» (выпущен 21 номер);

· Через информационный портал службы занятости;

· Через информационный сервер центра занятости.

Для качественного заполнения поступающих вакансий работодателям предлагаются кандидаты не только из числа состоящих на учете, но и из картотеки кадрового резерва (картотеки наиболее востребованных на рынке труда профессий). На сегодняшний день банк кадрового резерва насчитывает более 1600 чел. За прошедший год по заявкам работодателей на 416 поступивших вакансий осуществлялся целевой подбор и отбор кандидатов из числа безработных и ищущих работу. Уровень заполнения вакансий составил 55 %.

Работодатели могут ознакомиться с картотекой ищущих работу в центре занятости, через информационный портал СЗ, информационный сервер.

За год было проведено 69 ярмарок вакансий и собеседований для предприятий города и района. В них приняли участие 73 предприятия, заявлено 960 вакансий. Ярмарки вакансий проводились, в основном, для отдельных предприятий, а также по отдельным профессиям. Уровень заполнения заявленных на ярмарки вакансий составил 64%.

1.4. Функции Центра занятости

1. Регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан.

2. Оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

3. Информирует о положении на рынке труда.

4. Организует профессиональную ориентацию граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

5. Осуществляет психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан.

6. Организует проведение оплачиваемых общественных работ.

7. Организует временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

8. Помогает социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.

9. Содействует самозанятости безработных граждан.

10. Выдает предложения для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников.

11. Содействует гражданам в переселении для работы в сельской местности.

12. Участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматриваю-щих мероприятия по содействию занятости населения.

13. Реализует программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а так же граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

14. Участвует в подготовке плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу.

15. Участвует в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы.

16. Обобщает практику применения законодательства о занятости, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию.

17. Формирует предложения по финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, альтернативной гражданской службы, содержанию Центра занятости.

18. Формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.

19. Подготавливает и передает в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в территориальный орган о деятельности Центра занятости.

20. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и отправляет заявителям ответы.

21. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости.

2. Работа отдела специальных программ занятости населения

2.1. Положение о финансировании мероприятий

Финансовое обеспечение обязательств Российской Федерации по содействию занятости населения осуществляется на основании приказа Минздравсоцразвития России от 29 июля 2008 г № 485 «Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан» в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости по разделу «Национальная политика», подразделу «Общеэкономические вопросы», целевой статье «Мероприятия в области занятости населения в Российской Федерации» функциональной классификации расходов бюджетов РФ по следующим видам расходов:

а) размещение материалов о планируемых мерах по организации общественных работ в средствах массовой информации, разработку и издание специальных информационных изданий;

б) материальную поддержку безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, а также на период временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, а также материальную поддержку несовершеннолетних граждан на период их временного трудоустройства в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше полуторакратной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

в) транспортные расходы по доставке граждан к месту проведения общественных работ и обратно.

2.2. Структура отдела

В отделе специальных программ работают 4 человека, каждый из которых выполняет следующие функции: (Приложение № 3)

Начальник отдела

выполнение административных функций,

планирование,

контроль расходования финансовых средств,

прием граждан,

работа с властными структурами, организациями, предприятиями,

проведение встречных проверок,

проведение информационного вестника и др.

Заместитель начальника отдела

выполнение административных функций,

ведение непосредственного учета расходования финансовых средств,

работа с работодателями,

заключение договоров,

проведение работы с отчетными документами,

взаимодействие с бухгалтерией ЦЗН,

проведение встречных проверок,

прием граждан,

проведение информационного вестника,

издание приказов на материальную помощь по общественным работам и направлениям работы отдела.

Два ведущих специалиста. (Приложение № 4)

работа с работодателями,

работа с вакансиями,

прием и устройство безработных и несовершеннолетних граждан,

проведение работы с отчетными документами,

издание приказов на материальную помощь,

ведет учет расходования финансовых средств,

поведение встречных проверок,

проведение информационного вестника и др.

2.3. Информация о реализации спецпрограмм

В 2008 году проведены следующие организационные мероприятия :

Направлены письма в городскую и районную администрации и Думы с расчетами по частичному финансированию предприятий, желающих сотрудничать с ГУ ЦЗН на условиях организации и проведения специальных программ для безработных граждан, что соответствует «Программе содействия занятости населения на 2008-2009г.г.»;

Добились решения городской и районной Думы по вопросу финансирования на 2008 г. выше названных предприятий из средств городского и районного бюджетов для проведения общественно-полезных работ с привлечением безработных граждан и подростков:

выделено финансовых средств из городского бюджета 470 тыс. руб. (в 2004 г.-480тыс. руб.);

выделено финансовых средств из районного бюджета 66,8 тыс. руб. (в 2004 г. - 66,5 тыс. руб.).

3. Проведен анализ состава безработных граждан, в том числе тех, кому общественные работы являются подходящими в соответствии с «Законом о занятости в РФ», нуждающихся в помощи в соответствии со специальными программами, с целью оказания действенной адресной помощи в трудоустройстве данным категориям граждан. С 2004 по 2008 год в ЦЗН обратилось более 4 тыс. чел. особо нуждающихся в социальной защите и 32,8 тыс. чел., кому общественные работы являются подходящими из числа длительно не работающих, а также впервые ищущих работу.

4. Специалисты отдела специальных программ и отдела трудоустройства посетили более 400 предприятий с целью информирования работодателей о программах активной помощи безработным гражданам на условиях сотрудничества, проработки возможностей заключения договора для трудоустройства граждан, направляемых ЦЗН.

5. Организована и проведена работа в соответствии с новой программой трудоустройства выпускников ПУЗов и ССУЗов в возрасте 18-20 лет. В 2008 году в службу занятости обратились 170 выпускников, из них трудоустроено на данную программу 34 человека;

6. Ежедневно проводится информационный день для безработных граждан, вновь встающих на учет, предоставляется информация о государственных программах, направленных на поддержку безработных граждан в период поиска постоянного места работы, в том числе об организации спецпрограмм. Организованы и проводятся специалистами отдела специальных программ групповые собеседования с безработными, особо нуждающимися в социальной защите, с целью активизировать их участие в поиске подходящей работы на условиях материальной поддержки

С 2005 по 2008 год проведено 680 бесед, на которых присутствовало 12507 человек.

7. Проводится ежедневный прием указанных выше категорий граждан специалистами отдела специальных программ с целью подбора кандидатур для трудоустройства на договорные рабочие места. Всего получили индивидуальную консультациюоколо 600 человек.

8. В 2008 году проведено 20 заседаний комиссий по работе с долговременными безработными с целью их трудоустройства, в том числе и на спецпрограммы;

9. Проведена подготовительная работа по организации трудоустройства безработных граждан на спецпрограммы в соответствии с нормативными документами. Оформлен заказ в типографию на изготовление буклетов, листовок, информационных материалов.

10. В 2008 году заключено 377 договоров с предприятиями города и района на организацию и проведение спецпрограмм:

проведение общественных работ - 110,

трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите - 119,

трудоустройство выпускников в возрасте 18-20 лет - 27,

трудоустройство подростков -148.

Всего приняло участие в программах 2317 человек.

11. Организовано участие 29безработных граждан в общественных работах и 376 подростков в реализации мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества к 60-летию Победы.

12. Организованы общественные работы и временные работы для несовершеннолетних к празднованию 50-летнего юбилея г. Кирово-Чепецка;

13. Приняли участие в ярмарке вакансий и образовательных услуг для несовершеннолетних. В ярмарке приняло участие около 600 человек.

14. Организовано проведение спецпрограмм в сельхозпредприятиях ООО «Тепличный комбинат» и ООО «Овощевод» в период становления с целью оказания помощи в трудоустройстве безработных граждан, сокращенных с др. сельхозпредприятий. Всего трудоустроено в 2008 г. в ООО «Овощевод» 105 человек, в том числе 92 с материальной поддержкой от ЦЗН. В ООО «Тепличный комбинат» трудоустроено 62 человека, в том числе на спецпрограммы – 51.

15. Проведено 409 встречных проверок на предприятиях, заключивших договора на проведение спецпрограмм с ГУ ЦЗН. Проверялось соблюдение трудового законодательства РФ при приеме и увольнении участников спецпрограмм.

16. Подготовлен информационный материал о работе ЦЗН по спецпрограммам, в том числе по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи для встречи с представителями Канады;

17. Приняли участие в работе круглого стола с представителями Канады по вопросам занятости молодежи;

18. Проведена совместная работа с комиссиями по делам несовершеннолетних, советом по опеке и попечительству при городской и районной администрациях и др. заинтересованными организациями по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков, нуждающихся в трудоустройстве в свободное от учебы время;

19. Принимали участие в работе в городской и районной комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав раз в 2 недели на основе распоряжения городской администрации «Об утверждении состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» (членом комиссий является начальник отдела специальных программ занятости населения);

20. Проведено совещание у зам. главы администрации города Белова Н.В. с руководителями организаций, заинтересованных в занятости подростков;

21. Заключен договор на организацию временных работ для несовершеннолетних с НКО «Фонд - городской молодежный центр», трудоустроено 16 подростков. Создана репортерская группа для сбора краеведческого материала к 60 - летию Победы в Великой Отечественной войне и 50 – летию города Кирово-Чепецка;

22. Приняли участие в работе двух совещаний у районного прокурора по вопросам профилактики правонарушений и занятости несовершеннолетних, в том числе в присутствии представителей всех учебных заведений города;

23. Трудоустроен 31 подросток, состоящий на учете в КДН. Помимо заработной платы несовершеннолетние граждане получили от ЦЗН материальную поддержку в сумме 18,2 тыс. руб.

24. Организована работа по трудоустройству инвалидов на квотированные рабочие места:

проведены совещания с сотрудниками управлений соцзащиты администраций города и района по реализации Закона Кировской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов»;

приняли участие в областном Форуме по данному вопросу;

в управления социальной защиты администраций города и района переданы перечни предприятий со среднесписочной численностью более 100 человек, а также списки трудоустроенных ранее инвалидов по квоте;

направлены работодателям методические материалы по данному вопросу;

налажен обмен информацией по вакансиям под квоту;

осуществлялось трудоустройство инвалидов на квотированные рабочие места;

В 2008 году всего работают на квотированных рабочих местах 223 чел., трудоустроены вновь – 49 чел., из них безработных граждан - 29 чел.

25. Информация о реализации специальных программ занятости населения:

Разработаны, издаются и распространяются справочники для работодателей по спецпрограммам: «Законодательство России о трудоустройстве подростков», «Служба занятости гражданам, освободившимся из мест лишения свободы», «Справочник работодателя по спецпрограммам», «Выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет»;

Систематизирован, напечатан и пополняется справочник статистических материалов по реализации спецпрограмм в 2004-2008г.г., ведется доработка в части анализа данных;

Оформлены и обновляются стенды в информационном зале ЦЗН с информацией об условиях оказании помощи в трудоустройстве безработным гражданам на спецпрограммы;

Изданы и распространены листовки для безработных граждан, для подростков и их родителей, а также, памятки для работодателей по трудоустройству на спецпрограммы;

Проведена большая рекламная кампания о специальных программах в СМИ (отдельные выпуски вестника ЦЗН «1000 вакансий» по каждой спецпрограмме, в местной газете «Кировец», «ТВ-газете», по кабельному телевидению).

Регулярно подготавливаются и печатаются материалы в СМИ о ходе общественных и временных работ, о трудоустройстве безработных граждан, ИТПР, о трудоустройстве выпускников;

Обновляется стенд в городском военкомате (информация об услугах ЦЗН в соответствии с законодательством, об организации специальных программ, об условиях оказания помощи в трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в том числе, уволенным с военной службы).

Заключение.

За время прохождения практики удалось более детально изучить направления деятельности ГУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района, его правовой статус, структуру управления, порядок взаимосвязи между структурными подразделениями и с работодателями.

Также представилась возможность ознакомиться с некоторыми видами документов.

Местом прохождения практики являлся отдел специальных программ. Специалисты данного отдела помогают безработным гражданам в трудоустройстве. Деятельность этого отдела затрагивает большой сегмент рынка труда. Работа ведется с различными категориями граждан такими как: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 17 лет; выпускники учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования; многодетные, одинокие родители; лица предпенсионного возраста; инвалиды; беженцы и переселенцы и т.д. Проведя сравнительный анализ динамики роста трудоустройства граждан, испытывающих проблемы в поиске работы, можно сделать вывод, что необходимость существования широкого спектра специальных программ очень важна, так как проведение мероприятий для данного контингента граждан приводит к снижению числа безработных.

Эффективность общественных работ, организуемых на территории города и района, дают возможность:

1) обеспечить потребность города и района в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер и работ по выполнению программ социально-экономического развития;

2) организовать постоянное наличие в городе и районе свободных рабочих мест для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и неконкурентоспособных на рынке труда;

3) оказать помощь социально важным для города и района предприятиям в сохранении рабочих мест;

4) предоставить безработным гражданам материальную поддержку в виде временного заработка в период поиска работы, наиболее подходящей для каждого гражданина;

5) снизить напряженность рынка труда, в первую очередь среди неконкурентоспособных безработных граждан;

6) сохранить мотивацию к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;

7) организовать общественные работы на базе постоянных рабочих мест на социально важных организациях города с целью их временной поддержки в связи с низким уровнем заработной платы.

Проведя анализ динамики трудоустройства граждан на общественные работы, можно сделать вывод, что существование данного вида специальных программ необходимо для некоторых категорий граждан, так как это приводит к сокращению числа безработных.

Опыт работы отдела занятости района и других отделов Кировской области говорит о том, что общественные работы порой являются единственным видом трудоустройства для отдельных безработных граждан, неконкурентоспособных на рынке труда. Поэтому рабочие места для участия в общественных работах должны иметься в наличии круглый год, эти работы должны своевременно оплачиваться, перечень работ должен быть конкретным и социально значимым, также должны быть определены и предприятия, организующие общественные работы. Эти предприятия должны иметь поддержку со стороны местного бюджета.

Библиографический список.

1.Закон РФ от 19 апреля 1991г № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

2.Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 16 февраля 2004 г № 21 об утверждении «Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета».

3.Приказ Министерства труда и социального развития РФ и Министерства финансов РФ от 25 марта 2005 г № 57/21н «Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета».

4.Приказ Министерства труда и социального развития РФ и Министерства финансов РФ от 14 февраля 2006 г № 37/17н « О внесении изменений в Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета».

5.Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ».

6.Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».

7.Приказ Минздравсоцразвития России от 29 июля 2008 г № 485 «Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан».

8.Программа содействия занятости населения города Кирово-Чепецка и Кирово-Чепецкого района на 2008-2009 годы.

Приложение 1.


Отдел трудоустройства (16 чел.)

Начальник отдела - 1 чел. (16 р.)

Ведущий инспектор – 15 чел. (13 р.)

Общее количество штатных единиц ЦЗН – 44 чел.. из них:
Должность Ед-ц
Директор 1
Зам. директора 2
Гл. бухгалтер 1
Нач. отдела 5
Зам. нач. отдела
Вед. программист 1
Вед. электроник 3
Ведущий инспектор 27
Ведущий инспектор 2
Бухгалтер 2

Приложение 2.

Схема работы с безработными гражданами, обращающимися в ЦЗН

Претендующие

на статус безработного

Не претендующие

на статус безработного

Информационный зал ЦЗН
Кабинет № 1 Автоматизированный информационный каб. № 5
Консультация Консультация Регистрация в качестве ищущих работу

Конкурентоспособные Неконкурент-носпособные Трудоустройство

Регистрация по отраслям:

· промышленность;

· строительство;

· торговля;

· образование и здравоохранение;

· сельское хозяйство

Регистрация по профильным группам:

· выпускники, молодежь;

· инвалиды;

· освобожденные из ИТУ;

· одинокие и многодетные родители;

· долговременные безработные;

· предпенсионный возраст

Перерегистрация Психолог отдела трудоустройства

Перерегистрация, анализ, спецпрограмма, психологическая поддержка и др.

Трудоустройство

Приложение 3.

Схема трудоустройства на специальные програмы занятости населения.


о


Заключение Работа с безработными

договоров по трудоустройству,

оказание материальной помощи


Работа

по

вакансиям

Работа по трудоустройству


Приложение 4.

Утверждаю:

Начальник отдела занятости

К-Чепецкого района

ВОРОНЧИХИН Н.И.

________________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ОТДЕЛА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В своей работе руководствуется Законом «О занятости населения в Российской Федерации», действующим законодательством о труде, Положениями о государственной службе занятости и Кирово-Чепецком отделе занятости населения, постановлениями и решениями вышестоящих органов, настоящей должностной инструкцией.

1.2. Квалификационные требования:

а) образование высшее или среднеспециальное; б) стажировка при приеме на работу продолжительностью не менее одной недели, самостоятельное повышение квалификации и постоянное изучение новых нормативных документов по вопросам занятости;

1.3. Принимается на работу и освобождается от должности приказом начальника отдела занятости населения.

1.4. Подчиняется начальнику отдела, зам. начальника отдела.

1.5. Четко и оперативно выполняет обязанности, определенные должностной инструкцией, проявляет инициативу в работе.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Участвует в организации единой информационно – консультационной и маркетинговой системы работы отдела занятости.

2.2. Изучает планы социально – экономического развития региона, предполагаемые структурные изменения в отраслях народного хозяйства, обеспеченность предприятий, учреждений, организаций и СХП всех форм собственности кадрами, проводимые мероприятия, связанные с изменением численности занятого населения.

2.3. Определяет перспективные направления приложения труда, выясняет потребности и возможности работодателей в создании дополнительных рабочих мест, организации общественных работ, квотированию рабочих мест.

2.4. Информирует работодателей об услугах, предоставляемых отделом занятости, готовит справочно–информационные материалы для работодателей.

2.5. Запрашивает вакансии, имеет тесную связь с кадровыми службами предприятий, учреждений, организаций и СХП всех форм собственности.

2.6. Ведет учет расходования финансовых средств.

2.7. Издание приказов на материальную помощь.

2.8. Ведет прием и устройство безработных и несовершеннолетних граждан.

2.9. Проведение работы с отчетными документами.

2.10. Организует мероприятия, проводимые с работодателями – гарантированные собеседования, встречи и совещания, социологические исследования и др.

2.11. Взаимодействует с объединениями работодателей.

2.12. Добросовестно относится к работе, исключая жалобы со стороны посетителей, грубость, невнимательное отношение к людям.

3. ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

3.1. Основы трудового законодательства, требования к профессиям, специальностям и должностям по тарифно-квалификационному справочнику, стандарты в отношении заработной платы, охраны труда.

3.2. Законодательство и нормативные документы по вопросам занятости.

3.3. Основы маркетинга в службе занятости.

3.4. Месторасположение предприятий и организаций города и района, наличие профессий, условия труда и быта.

3.5. Основы психологии и особенности работы с различными категориями граждан.

3.6. Ситуацию и перспективы рынка труда в городе, районе, и области, потребность в кадрах.

3.7. Структурные изменения в отраслях народного хозяйства, основные направления социально – экономического развития региона.

3.8. Технологию работы ОЗН и технологию отраслевого принципа работы.

3.9. Основы работы с компьютерной техникой.

4. ДОЛЖЕН УМЕТЬ

4.1. Вступать в контакт с работодателями, безработными, отдельными людьми и группами людей, располагать их к себе, вести беседу, выступать перед аудиторией.

4.2. Проводить справочно-информационную консультацию работодателей по вопросам работы отдела занятости.

4.3. Проводить справочно-информационную консультацию (индивидуальную и групповую).

5. ИМЕЕТ ПРАВО

5.1. Посещать предприятия, организации, учреждения для изучения движения кадров, выявления свободных рабочих мест, проведения маркетинговой работы.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение своей должностной инструкции.

6.2. Несет ответственность за сохранность и правильное использование переданных материальных ценностей.

С инструкцией ознакомлен (а):

СОГЛАСОВАНО:

Зам. начальника отдела по

маркетингу РТ С.М. АЛФЕРТЬЕВ