Реферат: Описание сферы деятельности Казначейской системы в Республике Дагестан

Название: Описание сферы деятельности Казначейской системы в Республике Дагестан
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Глава 1. Казначейство РД

1.1. Описание сферы деятельности Казначейской системы в Республике Дагестан

В начале 90-х годов прошлого столетия, когда плановую систему в экономике заменили рыночные отношения, положения хозяйствующих субъектов в районе, как и по всей стране начала резко ухудшаться.

В результате прошедших в стране дефолтов, огромных темпов инфляций хозяйствующие субъекты не могли своевременно платить налоги, выплачивать заработную плату работникам. Терялись бюджетные средства на счетах коммерческих банков, а Государственный банк не имел полномочий по исполнению федерального бюджета, по осуществлению предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

В этих условиях Указом Президента РФ №1556 от 08 декабря 1992 года в России вновь возродилось Федеральное казначейство, которое просуществовало в России, как отдельный Департамент Государственного казначейства с 1821 года до середины 20-х годов прошлого столетия.

В Дагестане Казначейская система начала свое функционирование в 1996 году.

Сегодня это 50 отделений Федерального Казначейства по Республике и большой штат высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации прозрачность и гласность, целевое использование федеральных средств и кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан.

Все это стало во многом возможным благодаря поддержке федерального центра, руководства республики, знания и добросовестному труду работников системы казначейства.

Становление Федерального казначейства в России завершилось полностью к 2002 году с формированием структуры территориальных органов Федерального казначейства в составе 89 управлений и 2254 отделений.

Становление и развитие казначейской системы в РД проходило в несколько этапов.

Основными функциями Отделения федерального казначейства являлись:

1) бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета;

2) обеспечение в соответствии с установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий и учреждений за счет федерального бюджета;

3) осуществление контрольных функций во взаимодействии с органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками;

4) осуществление сбора, обработка и передача вышестоящему органу информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета;

5) осуществление иных функций в соответствии с Положением о федеральном казначействе.

Со дня открытия Отделения федерального казначейства и до октября 1997г. финансирование получателей осуществлялось путем перечисления средств со счета Отделения федерального казначейства, открытого в РКЦ на расчетные счета получателей в банках.

Данный порядок не в полной мере обеспечивало прозрачность в прохождении средств федерального бюджета и контроль за целевым использованием.

Переход на казначейскую систему обслуживания исполнения местных бюджетов в районах Республики Дагестан проходил с большими трудностями, так как многие главы районов отказывались подписывать Соглашения, не понимая роли Казначейской системы.

Благодаря принципиальной позиции Руководителя Управления федерального казначейства по Республике Дагестан Магомедова Сайгидгусейна Ахмедовича во всех районах и городах Республики с 2000 года была введена Казначейская система исполнения бюджетов.

С переходом на казначейскую систему начался процесс ликвидации долгов по заработной плате, пособиям и другим социальным выплатам в учреждениях, финансируемых из местного бюджета.

Уже на 1 января 2001 года в Отделении казначейства были открыты 92 лицевых счета, в том числе:

1) по местному бюджету - 54;

2) по республиканскому бюджету - 13;

3) по федеральному бюджету - 25;

Увеличилась численность работников Отделения с 5-ти человек до 11-ти, в том числе 10 госслужащих и 1 МОП.

Функции Отделения федерального казначейства по учету и распределению доходов с 01.10.2002г. были переданы Управлению федерального казначейства по Республике Дагестан в связи с централизацией учета и распределения доходов на едином счете 40101, открытого для УФК по РД в ГРКЦ г.Махачкала.

С переходом на Единый казначейский счет на уровне УФК по РД в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса балансовые счета 40105 и 40204, открытые Отделению в РКЦ г.Дербента были закрыты соответственно с 01.01.2004г. и 01.01.2006г.

Со вступлением в силу федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» с апреля 2006г. заключены соглашения «О кассовом обслуживании исполнения бюджетов поселений» с 14-тью администрациями муниципальных образований поселений района.

При заключении соглашений о кассовом обслуживании исполнения бюджета района и поселений был выбран вариант с открытием лицевых счетов бюджетополучателям в Отделении федерального казначейства.

Со всеми получателями средств федерального бюджета заключены договора об обмене электронными документами в системе СЭД федерального казначейства.

Также с финансовым Управлением МФ РД составлен Регламент о порядке и условиях обмена информацией.

Благодаря поддержке руководства в лице руководителя Магомедова Сайгидгусейна Ахмедовича.

Улучшению развития казначейской системы в районе способствовало бы:

1. Внедрение электронного документооборота между Национальным банком Республики Дагестан и Управлением федерального казначейства;

2. Внедрение СЭД между всеми получателями бюджетных средств и Отделением по районам УФК по Республике Дагестан. Для чего необходимо организовать курсы по обучению бухгалтерских работников получателей бюджетных средств.

2009 год - это начало нового этапа в развитии казначейской системы, связанного с внедрением новых нормативно-правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, вступающие в силу с 1 января 2009г., что непосредственно отразится на всем бюджетном процессе Республики, а значит – в работе всех учреждений и организаций Дагестана.

Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан, возглавляемое руководителем Магомедовым С.А., старается обеспечить наиболее комфортные условия участникам бюджетного процесса для начала работы в условиях новых приказов, содержащих большое количество новых форм документов. На расширенном совещании с отделениями казначейств, руководителем УФК по РД Магомедовым С.А. было отмечено, что казначейская система находится в достаточно высокой степени готовности и весь основной круг проблем коснётся распорядителей и получателей средств, в связи с чем, было поручено провести на местах совещания с главными бухгалтерами участников бюджетного процесса всех уровней бюджетов, создать рабочие группы по вопросам реализации подготовительных мероприятий по внедрению новых нормативных актов.

Ни для кого не секрет, что кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно органами Федерального казначейства, что является существенным фактором упорядочивания бюджетного процесса в Российской Федерации и оказывает положительное влияние на устойчивость бюджетной системы в целом. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральным казначейством позволяет органам государственной власти Российской Федерации иметь первичную, достоверную информацию о совокупных денежных ресурсах всей бюджетной системы страны и о денежных ресурсах каждого бюджета этой системы, а также обо всех направлениях расходования этих ресурсов в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации. Принцип кассового обслуживания счетов по учету средств региональных бюджетов органами федерального казначейства является одним из основных факторов, способствующим обеспечению единства учетной политики в Российской Федерации. Субъекты РФ формируют свои бюджеты под заданную казначейскими алгоритмами и правилами матрицу.

На сегодняшний день, для учета средств местных бюджетов Республики Дагестан, Управлением федерального казначейства по Республике Дагестан открыто 52 единых счета для учета средств городских и районных бюджетов и 706 счетов для учета средств бюджетов сельских поселений. К моменту перехода муниципалитетов на казначейское обслуживание, сотрудниками органов федерального казначейства РД была проделана огромная работа по оптимизации, налаживанию, а где-то и восстановлению бюджетного бухгалтерского учета.

1.2. Структура и организация органов федерального казначейства в Республике Дагестан

Управление Федерального Казначейства по Республике Дагестан, имеет следующие структурные подразделения:

Руководство: Руководитель УФК имеет 1-го зам. Руководителя и двух заместителей.

Отдел доходов ФБ и внебюджетных фондов: В отделе работают 16 штатных сотрудников, из которых 7 старших казначеев и 2 специалиста перовой категории. Ведет учет доходов федерального бюджета и распределяет в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, поступивших на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, открытые в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях. Осуществляет бухгалтерский учет доходов бюджетов разных уровней в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1999 г.

Для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и учета доходов федерального бюджета органам федерального казначейства в кредитных организациях открываются счета № 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства» и № 40102 «Доходы федерального бюджета».

Основанием для открытия указанных счетов являются совместные указания Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Доходы, поступившие на счет № 40101, распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, по нормативам отчислений, устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий финансовый год.

Отчетность о доходах федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В случае выявления расхождения в отчетных данных устанавливаются причины и принимаются меры по их устранению.

Отдел платежей: В отделе работают 8 штатных сотрудников, из которых 5 являются старшими казначеями. Этот отдел занимается открытием и ведением органами федерального казначейства министерства Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов Федерального Бюджета.

Для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

Лицевой счет, предназначенный для учета доведенных главному распорядителю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и распределению их по распорядителям и получателям средств, находящиеся в его ведении (далее - лицевой счет распорядителя средств);

Лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых денежных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета (далее - лицевой счет получателя средств);

Лицевой счет, предназначенный для учета доведенных иному получателю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, а также кассовых расходов, произведенных иным получателем средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета (далее - лицевой счет иного получателя средств).

Отдел платежей из республиканского бюджета и учета средств ФБ на возвратной основе: В отделе работают 8 штатных сотрудников, из которых 3 главных казначея, 1 старший казначей, I специалист 1 категории, и зам. нач. отдела.

Организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на счетах казначейства.

Предоставляет отчетность о финансовых операциях высшим органам.

Отдел финансирования ведомств: В отделе работают 11 штатных работников, из которых 1 главный казначей, 9 старших казначеев, и заместитель начальника отдела. Отдел Финансирования ведомств следит за обеспечением с установленными размерами целевое финансирование предприятий, учреждений и организаций и за целевым использованием внебюджетных средств. Осуществляет кассовое планирование средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств и направлений их использования.

Отдел контрольно-инспекторский: В отделе работают 6 штатных сотрудников, из которых 3 главных казначея, 2 старших казначея и заместитель начальника отдела. Этот отдел осуществляет контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками. Осуществляет по предоставлению государственных налоговых инспекций возврат в республиканский бюджет Российский Федерации излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей.

Отдел финансирования расходов республиканского бюджета:

В отделе работают 6 сотрудников, из которых 1 главный казначей, 1 старший казначей, заместитель начальника. Отдел занимается распределением доходов республиканского бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, финансово — кредитных учреждений внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств, а также осуществляет операции с этими средствами.

Планирует и осуществляет кассовое планирование средств республиканского бюджета, и иных централизованных финансовых ресурсов. Отдел финансирования расходов федерального бюджета: Начальник -Гасанова К.Ш. В отделе работают 7 штатных сотрудников, в том числе заместитель начальника, 2 главных казначея, 2 старших казначея. Отдел регулирует финансовые отношения между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными федеральными) внебюджетными фондами, организует контроль, за поступлением и использованием федеральных средств. Также существуют следующие отделы:

Отдел общий;

Отдел кадров;

Отдел отчета и отчетности;

Отдел юридический;

Отдел капитального строительства;

Отдел финансового обеспечения органов ФБ;

Отдел информационной технологии и защиты информации.


В начале 90-х годов прошлого столетия, когда плановую систему в экономике заменили рыночные отношения, положения хозяйствующих субъектов в районе, как и по всей стране начала резко ухудшаться.

В результате прошедших в стране дефолтов, огромных темпов инфляций хозяйствующие субъекты не могли своевременно платить налоги, выплачивать заработную плату работникам. Терялись бюджетные средства на счетах коммерческих банков, а Государственный банк не имел полномочий по исполнению федерального бюджета, по осуществлению предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

В этих условиях Указом Президента РФ №1556 от 08 декабря 1992 года в России вновь возродилось Федеральное казначейство, которое просуществовало в России, как отдельный Департамент Государственного казначейства с 1821 года до середины 20-х годов прошлого столетия.

В Дагестане Казначейская система начала свое функционирование в 1996 году.

Сегодня это 50 отделений Федерального Казначейства по Республике и большой штат высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации прозрачность и гласность, целевое использование федеральных средств и кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан.

Все это стало во многом возможным благодаря поддержке федерального центра, руководства республики, знания и добросовестному труду работников системы казначейства.

Становление Федерального казначейства в России завершилось полностью к 2002 году с формированием структуры территориальных органов Федерального казначейства в составе 89 управлений и 2254 отделений.

Становление и развитие казначейской системы в РД проходило в несколько этапов.

Основными функциями Отделения федерального казначейства являлись:

1) бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета;

2) обеспечение в соответствии с установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий и учреждений за счет федерального бюджета;

3) осуществление контрольных функций во взаимодействии с органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками;

4) осуществление сбора, обработка и передача вышестоящему органу информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета;

5) осуществление иных функций в соответствии с Положением о федеральном казначействе.

Со дня открытия Отделения федерального казначейства и до октября 1997г. финансирование получателей осуществлялось путем перечисления средств со счета Отделения федерального казначейства, открытого в РКЦ на расчетные счета получателей в банках.

Данный порядок не в полной мере обеспечивало прозрачность в прохождении средств федерального бюджета и контроль за целевым использованием.

Переход на казначейскую систему обслуживания исполнения местных бюджетов в районах Республики Дагестан проходил с большими трудностями, так как многие главы районов отказывались подписывать Соглашения, не понимая роли Казначейской системы.

Благодаря принципиальной позиции Руководителя Управления федерального казначейства по Республике Дагестан Магомедова Сайгидгусейна Ахмедовича во всех районах и городах Республики с 2000 года была введена Казначейская система исполнения бюджетов.

С переходом на казначейскую систему начался процесс ликвидации долгов по заработной плате, пособиям и другим социальным выплатам в учреждениях, финансируемых из местного бюджета.

Уже на 1 января 2001 года в Отделении казначейства были открыты 92 лицевых счета, в том числе:

1) по местному бюджету - 54;

2) по республиканскому бюджету - 13;

3) по федеральному бюджету - 25;

Увеличилась численность работников Отделения с 5-ти человек до 11-ти, в том числе 10 госслужащих и 1 МОП.

Функции Отделения федерального казначейства по учету и распределению доходов с 01.10.2002г. были переданы Управлению федерального казначейства по Республике Дагестан в связи с централизацией учета и распределения доходов на едином счете 40101, открытого для УФК по РД в ГРКЦ г.Махачкала.

С переходом на Единый казначейский счет на уровне УФК по РД в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса балансовые счета 40105 и 40204, открытые Отделению в РКЦ г.Дербента были закрыты соответственно с 01.01.2004г. и 01.01.2006г.

Со вступлением в силу федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» с апреля 2006г. заключены соглашения «О кассовом обслуживании исполнения бюджетов поселений» с 14-тью администрациями муниципальных образований поселений района.

При заключении соглашений о кассовом обслуживании исполнения бюджета района и поселений был выбран вариант с открытием лицевых счетов бюджетополучателям в Отделении федерального казначейства.

Со всеми получателями средств федерального бюджета заключены договора об обмене электронными документами в системе СЭД федерального казначейства.

Также с финансовым Управлением МФ РД составлен Регламент о порядке и условиях обмена информацией.

Благодаря поддержке руководства в лице руководителя Магомедова Сайгидгусейна Ахмедовича.

Улучшению развития казначейской системы в районе способствовало бы:

1. Внедрение электронного документооборота между Национальным банком Республики Дагестан и Управлением федерального казначейства;

2. Внедрение СЭД между всеми получателями бюджетных средств и Отделением по районам УФК по Республике Дагестан. Для чего необходимо организовать курсы по обучению бухгалтерских работников получателей бюджетных средств.

2009 год - это начало нового этапа в развитии казначейской системы, связанного с внедрением новых нормативно-правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, вступающие в силу с 1 января 2009г., что непосредственно отразится на всем бюджетном процессе Республики, а значит – в работе всех учреждений и организаций Дагестана.

Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан, возглавляемое руководителем Магомедовым С.А., старается обеспечить наиболее комфортные условия участникам бюджетного процесса для начала работы в условиях новых приказов, содержащих большое количество новых форм документов. На расширенном совещании с отделениями казначейств, руководителем УФК по РД Магомедовым С.А. было отмечено, что казначейская система находится в достаточно высокой степени готовности и весь основной круг проблем коснётся распорядителей и получателей средств, в связи с чем, было поручено провести на местах совещания с главными бухгалтерами участников бюджетного процесса всех уровней бюджетов, создать рабочие группы по вопросам реализации подготовительных мероприятий по внедрению новых нормативных актов.

Ни для кого не секрет, что кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно органами Федерального казначейства, что является существенным фактором упорядочивания бюджетного процесса в Российской Федерации и оказывает положительное влияние на устойчивость бюджетной системы в целом. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральным казначейством позволяет органам государственной власти Российской Федерации иметь первичную, достоверную информацию о совокупных денежных ресурсах всей бюджетной системы страны и о денежных ресурсах каждого бюджета этой системы, а также обо всех направлениях расходования этих ресурсов в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации. Принцип кассового обслуживания счетов по учету средств региональных бюджетов органами федерального казначейства является одним из основных факторов, способствующим обеспечению единства учетной политики в Российской Федерации. Субъекты РФ формируют свои бюджеты под заданную казначейскими алгоритмами и правилами матрицу.

На сегодняшний день, для учета средств местных бюджетов Республики Дагестан, Управлением федерального казначейства по Республике Дагестан открыто 52 единых счета для учета средств городских и районных бюджетов и 706 счетов для учета средств бюджетов сельских поселений. К моменту перехода муниципалитетов на казначейское обслуживание, сотрудниками органов федерального казначейства РД была проделана огромная работа по оптимизации, налаживанию, а где-то и восстановлению бюджетного бухгалтерского учета.

1.3. Современное состояние предприятия и сферы его деятельности

Подводя предварительные итоги работы Управления федерального казначейства по Республике Дагестан как федерального органа исполнительной власти на территории Республики Дагестан, можно констатировать, что вследствие внедрения нормативной базы казначейской системы на всех уровнях бюджетной системы РД, изменен финансовый климат Республики Дагестан.

Являясь основным инструментарием, обеспечивающим эффективное и целевое использование бюджетных средств всех уровней, исполняя федеральный и кассово обслуживая республиканский бюджеты, автоматизируя все учетные процессы в расходных частях бюджетов и расщепление налогов и сборов по их уровням в программной комплексе «Центр-КС», а также осуществляя ведение государственных реестров, казначейская система исполнения бюджетов делает прозрачным многие финансовые процессы на территории Республики Дагестан.

Казначейская система способствовала приобщению экономики Республики к общероссийским экономическим процессам. В рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Президента Республики Дагестан к Народному Собранию, Управление федерального казначейства по Республике Дагестан осуществляя свои функции, ведет всестороннюю работу по борьбе с коррупцией и искоренением возможных финансовых злоупотреблений на всех уровнях бюджета.

Наработанный опыт работы в высокодотационном регионе, каким является Республика Дагестан, анализ проделанной работы по предотвращению нецелевого использования бюджетных средств на стадии намерения бюджетополучателей в рамках осуществления органами казначейства предварительного и текущего контроля, позволяет сделать вывод о том, что необходимо передать казначейской системе функции последующего контроля при осуществлении кассового обслуживания бюджета Республики Дагестан. Скорейшее внедрение электронной системы платежей, о которой Управление федерального казначейства по Республике Дагестан неоднократно поднимало вопрос на всех уровнях власти, которая позволит в режиме реального времени осуществлять денежные переводы, положительно скажется на экономике Республики в целом.

Кроме того, необходимо усилить контроль за расходованием средств всех уровней бюджета со стороны Территориального управления Росфиннадзора по Республике Дагестан, Счетной палаты Республики Дагестан, правоохранительных органов и совместно с Парламентом Республики Дагестан ввести формулу определения эффективности расходования бюджетных средств при принятии бюджета Республики.

С учетом наработанного опыта, наличием отлаженной компьютерной сети не имеющей аналогов в РД, а также с учетом особенностей географического расположения Республики Дагестан и необходимости более тесного взаимодействия со всеми органами всех ветвей власти с учетом количества муниципальных бюджетов, существует необходимость создания координационного совета. Доминантная роль в данном Совете должна быть определена казначейской системе, что значительно улучшит финансово-экономическое состояние РД и положительно повлияет на динамику экономического инвестиционного климата.

Особенности кассового исполнения доходов в 2007 году обуславливается принятыми законодательными актами в части администрирования поступлений в бюджет. За 1 квартал 2007 года подписано 20 Соглашений по информационному взаимодействию между Управлением федерального казначейства по Республике Дагестан и администраторами поступлений в бюджет и их территориальными органами.

По состоянию на 01.01.2007 года по Республике Дагестан всего числится 79 тыс. налогоплательщиков, из них юридических лиц - 22,4 тыс. и предпринимателей без образования юридического лица - 56,6 тыс. Во исполнение Федерального закона от 23.12.2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» и Закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2007 год» на территории Республики Дагестан Управлением федерального казначейства по Республике Дагестан обеспечивается учет, распределение и последующее перечисление доходов в бюджеты разных уровней федеральных и региональных налогов и сборов. Учет и распределение налогов и сборов осуществляется согласно Приказа № 116н от 16.12.2004 года «Об утверждении порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

В целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральные, региональные и местные налоги и сборы, и иные платежи зачисляются в полном объеме на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» Управления федерального казначейства по Республике Дагестан для распределения доходов от их уплаты между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

За 1 квартал 2007 года по счету 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ» распределено 3 683 543 тыс. рублей, в том числе перечислено в федеральный бюджет – 1 048 225 тыс. рублей, в республиканский бюджет – 1 064 946 тыс. рублей, в местные бюджеты – 347 178 тыс. рублей, в бюджеты поселений – 29 459 тыс. рублей, внебюджетные фонды – 871 706 тыс. рублей и в УФК по Смоленской области – 134 982 тыс. рублей, возвращено по платежным поручениям администраторов 17 523 тыс. рублей.

Налоговые поступления за 1 квартал 2007 года составили 885 115 тыс. рублей, что составляет 84,4% от общего поступления, за аналогичный период прошлого года поступило налоговых доходов 806 729 тыс. рублей, что составляет 94%. Темпы роста поступления налоговых доходов в бюджетную систему к аналогичному периоду прошлого года составляет 135%. Выполнение бюджетных назначений по мобилизации налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом поступлений от ООО «Каспийгазпром» составляет 121,0%.

Сверх установленных индикативных показателей за 1 квартал 2007 года в федеральный бюджет поступило 35,4 млн. рублей налога на прибыль, 27,0 млн. рублей ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, 33,2 млн. рублей налога на добавленную стоимость, 1,7 млн. рублей акцизов. При этом, в федеральный бюджет недопоступило 22,3 млн. рублей налога за пользование природными ресурсами.

Абсолютный прирост поступлений по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил по федеральному бюджету 21,0% или 182,1 млн. рублей, по консолидированному бюджету РД 54,1% или 506,3 млн. рублей, по ЕСН и взносам на социальные нужды в государственные внебюджетные фонды 30,2% или 202,1 млн. рублей.

Как и в прежние годы, два налога – налог на добавленную стоимость и единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, являются основной составляющей доходов федерального бюджета на территории Республики Дагестан.Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях составили: налог на добавленную стоимость (30,5%), единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (26,1%), налог на прибыль организаций (8,6%), платежи за добычу углеводородного сырья (14,6%), акцизы (0,5%) и прочие поступления (19,7%). Отчисления во внебюджетные фонды за 1 квартал 2007 года составили 871 707 тыс. рублей, что составляет 24,9% от общей суммы доходов.

Динамика поступления налогов и сборов в федеральный бюджет в сравнении с аналогичным периодом 2006 года составляет 121,0%.Если проанализировать темпы роста поступления налогов и сборов в федеральный бюджет в разрезе бюджетообразующих налогов, то оно выглядит следующим образом.Поступления налога на прибыль в федеральный бюджет по сравнению с бюджетными назначениями (55000 тыс. рублей) увеличились на 35431 тыс. рублей и составил 90431 тыс. рублей, что в свою очередь больше на 214,4% соответствующего периода прошлого года (42179 тыс. рублей). Рост поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет против прошлого года и перевыполнение установленных бюджетных назначений на первый квартал 2007 года объясняется, в основном, увеличением налоговой базы основных плательщиков налога на прибыль, таковыми являются ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания», ГУП «Кизлярский коньячный завод», ОАО «Дербентский завод игристых вин».

Поступление налога на добавленную стоимость в 1 квартале 2007 года по республике, без поступлений по ООО «Каспийгазпром» состоящего на учете в МРИ ФНС РФ №2 по работе с крупнейшими налогоплательщиками г. Москва составило 279,9 млн. рублей или на 143,0% больше, в сравнении с 1 кварталом 2006 года. Такому росту поступления НДС повлияло уменьшение сумм признанного к возмещению НДС, как по нулевой ставке так и по внутреннему рынку. Основными плательщиками НДС являются ОАО «НК Роснефть-Дагнефть», ЗАО «Каспий-1», ОАО «Авиалинии Дагестана».Неналоговых доходов за 1 квартал 2007 года поступило в федеральный бюджет 163 110 тыс. рублей, что составляет 15,6% от общего поступления, за аналогичный период 2006 года неналоговых доходов поступило в федеральный бюджет 59 454 тыс. рублей, что составляет 5% от общего поступления.

Основными плательщиками неналоговых платежей в федеральный бюджет являются следующие администраторы: Министерство внутренних дел - «Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями МВД по охране имущества и другие услуги по обеспечению охраны и безопасности граждан» - 40 844 тыс. рублей, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление – 1 004 тыс. рублей, Федеральная налоговая служба – 4 563 тыс. рублей, Федеральная служба судебных приставов – исполнительский сбор – 3 371 тыс. рублей, Федеральная служба по экологическому и технологическому надзору – плата за негативное воздействие на окружающую среду – 849 тыс. рублей, Федеральное казначейство – невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет – 103 665 тыс. рублей, и прочие администраторы – 8 814 тыс. рублей.

Динамика доходов республиканского бюджета в сравнении с аналогичным периодом 2006 года отличается значительным ростом. Если за 1 квартал 2006 года в доход республиканского бюджета через 40101 счет поступило регулирующих налогов и сборов, и иных платежей 687 762 тыс. рублей, то за аналогичный период 2007 года в доход республиканского бюджета поступило 1 064 946 тыс. рублей.

Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы республиканского бюджета увеличились более чем в 1,6 раза. Такому росту поступлений в республиканский бюджет повлияли следующие факторы: увеличение заработной платы, как работникам бюджетной сферы так и работникам хозяйствующих отраслей (с которого удерживается налог на доходы физических лиц), взыскание доначисленных сумм в ходе проверок крупных организаций по налогу на доходы физических лиц, увеличение ставки акцизов на алкогольную продукцию на 2007 год в среднем на 10%, в связи с вводом запрета на ввоз алкогольной продукции из Грузии и Молдавии увеличился оборот собственного производителя.

Кроме этого, в республиканский бюджет поступило напрямую от УФК по Смоленской области 96 175 тыс. рублей – доходы от уплаты акцизов на горюче смазочные материалы и на алкогольную продукцию. Всего за 1 квартал 2007 года в доход республиканского бюджета поступило 1161121 тыс. рублей. Если рассмотреть поступление налогов и сборов в доход республиканского бюджета, то первое место занимает налог на доходы физических лиц – 45,8%, налог на прибыль – 28,2%, акцизы – 6,9%, единый налог по упрощенной системе налогообложения – 2,8%, налог на имущество - 10,6 %, прочие налоги и сборы, зачисляемые в республиканский бюджет – 5,7%.В целом республиканский бюджет Республики Дагестан за 1 квартал 2007 года выполнен на 119,2%.

Динамика поступления доходов в местные бюджеты за 1 квартал 2007 года в сравнении с аналогичным периодом 2006 года отличается значительным ростом, так если за 1 квартал 2006 года в доходы местных бюджетов поступило 247 529 тыс. рублей, то за 1 квартал 2007 года в доходы местных бюджетов поступило 376 637 тыс. рублей, таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года доходы местных бюджетов увеличились более чем в 1,5 раза или на 152,2%.Такому росту объема поступлений налогов и сборов в местные бюджеты как и в случае республиканского бюджета повлияли такие факторы как: увеличение заработной платы, как работникам бюджетной сферы так и работникам хозяйствующих отраслей (с которого удерживается налог на доходы физических лиц), взыскание доначисленных сумм в ходе проверок крупных организаций по налогу на доходы физических лиц, увеличение ставки акцизов на алкогольную продукцию на 2007 год в среднем на 10%, в связи с вводом запрета на ввоз алкогольной продукции из Грузии и Молдавии увеличился оборот собственного производителя.

Управление процессом исполнения расходов федерального бюджета на территории Республики Дагестан осуществляется через лицевые счета получателей бюджетных средств, открытых им в органах федерального казначейства на основании полученных расходных расписаний в рамках доведённых лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

На содержание бюджетных учреждений федерального уровня:

-за 4 месяца2006года было израсходовано средств на общую сумму 2739,9 млн. руб.,

-за 4 месяца 2007года израсходовано средств на общую сумму 3320,2 млн. руб. или на 580,3 млн. руб. больше по сравнению с таким же периодом прошлого года; из них наибольший удельный вес занимают расходы на (в млн.руб.) :

2006 год 2007 год

Национальная оборона

кассовый расход 277,8

кассовый расход 377,6

Рост расх (млн.руб.) 99,8

кассовогоода (%) +35,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

715,5

1604,8

889,3

+124,3

Национальная экономика

248,2

249,0

0,80

+0,3

Образование

274,3

360,5

86,2

+31,4

Одним из основных факторов, способствующим обеспечению единства учетной политики в Российской Федерации, является принцип кассового обслуживания счетов по учету средств региональных бюджетов органами федерального казначейства. Субъекты РФ формируют свои бюджеты под заданную казначейскими алгоритмами и правилами матрицу. Бюджетным кодексом РФ четко определено, что субъекты Федерации, получающие из федерального бюджета дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, обязаны открыть свои счета только в федеральном казначействе.

На сегодняшний день, управлением федерального казначейства по Республике Дагестан открыто 52 счета для учета средств городских и районных бюджетов и 706 счетов для учета средств бюджетов сельских поселений.


Таблица 2.

Сравнительный анализ кассового исполнения республиканского бюджета РД(млн.руб.)

Показатели

На 01.05.2006

На 01.05.2007

Поступление из федерального бюджета на реализацию целевых программ,ВСЕГО: В т.ч.:

563,9

563,9

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

51,1

84,8

Дорожное хозяйство

240,0

-

Здравоохранение и социальное развитие

36,5

65,2

Лесное хозяйство

-

43,1

образование

216,6

297,3

прочие

15,2

73,5

Кассовый расход по республиканскому бюджету,ВСЕГО:В т.ч.:

7098,9

8971,3

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

45,9

105,4

Дорожное хозяйство

230,9

-

Здравоохранение и социальное развитие

1238,4

1811,3

Лесное хозяйство

-

13,9

образование

217,2

311,1

Физическая культура и спорт

38,7

-

прочие

5427,8

6729,6

УФК по Республике Дагестан постоянно проводит совещания с бюджетополучателями всех уровней. Это особенно актуально в 2009 году, который стал началом нового этапа в развитии казначейской системы, связанного с внедрением новых нормативно-правовых актов Минфина России и Федерального казначейства, изменяющего порядок организации и обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы и содержащего большое количество новых форм документов. Конечно, это отразилось на всем бюджетном процессе республики и на работе учреждений и организаций Дагестана.

Взаимодействие органов Федерального казначейства Республики Дагестан с федеральными органами осуществляется в рамках действия приказа Федерального казначейства от 30 марта 2006 г. № 44 «Об утверждении Порядка обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета».

С февраля 2009 года действие вышеуказанного приказа распространяется на УФК по Республике Дагестан, так как в декабре 2008 года Национальный банк Республики Дагестан Банка России был подключен к системе межрегионального электронного документооборота.

В связи с тем что с этого года Управление должно работать по приказу № 44, в целях осуществления кассовых выплат из федерального бюджета ежедневно до 16 часов 00 минут (в последний рабочий день недели и предпраздничные дни до 15 часов 00 минут) сотрудники Управления представляют в Федеральное казначейство Заявки на подкрепление счета в электронном виде с применением ЭЦП.

Сводная Заявка на подкрепление счета по учету средств федерального бюджета составляется на основании заявок отделений УФК по Республике Дагестан и Заявки на подкрепление счета лицевых счетов организаций, обслуживаемых непосредственно в УФК по Республике Дагестан. Заявки составляются на основании представленных получателями средств федерального бюджета платежных документов для осуществления предстоящих кассовых расходов.

УФК ежедневно, после подтверждения списания денежных средств по платежным поручениям, включенным в сводную заявку УФК на подкрепление счета, на основании данных промежуточной выписки банка направляет ГРКЦ НБ РД Банка России не позднее 16 часов 30 минут местного времени платежное поручение на списание остатка не использованных в течение дня средств федерального бюджета со счета, открытого УФК по Республике Дагестан на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета», на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета».

Опыт работы Управления по кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов республики позволяет инициировать ряд предложений по оптимизации бюджетного процесса на территории Дагестана. Существует реальная необходимость укрупнения муниципальных образований, особенно актуальная в силу специфических особенностей депрессивно-дотационной экономики республики. Количество муниципальных образований на территории республики — 758 — является одним самых многочисленных в Российской Федерации. При этом практически 80 процентов муниципальных образований приходят к началу финансового года без принятия собственного бюджета. В данных условиях органы Федерального казначейства становятся катализаторами процесса ускорения принятия бюджетов поселений. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления (ст. 5 п. 11 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ). Однако органы местного самоуправления не заинтересованы в укрупнении поселений, так как это чревато для них сокращением аппарата управления и ограничением полномочий на местах.

Хотелось бы еще заметить, что большой опыт работы в высокодотационном регионе, каким является Республика Дагестан, анализ проделанной работы по предотвращению нецелевого использования бюджетных средств на стадии намерения бюджетополучателей в рамках осуществления органами казначейства предварительного и текущего контроля позволяют сделать следующий вывод: необходимо передать казначейской системе функции последующего контроля при осуществлении кассового обслуживания бюджета Республики Дагестан.

За 2009 год несмотря на продолжающийся финансовый кризис поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики составило около 14 миллиардов рублей. Выполнены назначения по следующим видам доходов: налоги на прибыль, на доход физических лиц, на имущество организаций и акцизы на нефтепродукты. Однако, остаются проблемы с «недопоступлением» в бюджеты некоторых муниципальных образований.

Основные характеристики бюджета 2010 таковы: общий объём доходов – 48 млрд. 534 млн. рублей – общий объём расходов – 49 млрд. 134 млн. рублей. Таким образом, дефицит бюджета РД на следующий год составит 600 млн. рублей. Расходы бюджета на 2011 и 2012 годы утверждены в размере 49,9 млрд. и 55,4 млрд. соответственно; о доходах бюджета на эти периоды и соответственно дефиците не сообщается. Законодатель называет бюджет социально ориентированным.

Налоговые сборы в следующем году составят 12,5 млрд рублей, что на 140 млн. больше, чем в этом. Материальные затраты на государственное управление и расходы на содержание министерств и ведомств сокращены на 30 %. Сделано это было с учётом Посланий президентов РФ и РД. Были урезаны денежные поощрения начальнику республиканской службы по охране окружающей среды и начальнику республиканской службы ГОЧС, которые получали их в размере четырёх должностных окладов. Но бюджет принимался с учётом надбавок по зарплате сотрудникам ППС.

Помимо запланированных средств, в бюджет заложены дополнительные 150 млн. рублей для Махачкалы и по сравнению с предыдущими годами 2010-й – самый лучший в бюджетном плане для столицы.

От состояния доходов консолидированного бюджета республики зависит финансовое обеспечение всех социальных расходов: заработной платы, субсидий, пособий, стипендий и иных выплат, возможность своевременного ввода в эксплуатацию объектов строительства: школ, больниц, дорог, газификации, водоснабжения и т.д., своевременное предоставление государственной поддержки предприятиям промышленности и АПК, выполнение иных обязательств, предусмотренных законодательством.

Общеизвестным фактом является зависимость бюджета республики от федеральной финансовой помощи, которая в последние годы имеет положительную тенденцию к некоторому снижению, что заложено в основу финансового блока Стратегии развития республики до 2020 года.