Курсовая работа: Коммерческое предложение
Название: Коммерческое предложение Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа |
Введение От того, насколько правильно составлено коммерческое предложение, зависит успех всей работы по совершению продажи. Коммерческое предложение отличается от прайс-листа или обычного описания товара своим назначением, которое состоит не столько в том, чтобы информировать клиента о предлагаемом товаре или услуге, сколько в том, чтобы побудить его к действию - купить товар или воспользоваться услугой. Коммерческое предложение – это предложение, которое может быть адресовано как одному человеку (юридическому лицу), так и нескольким. Коммерческое предложение выражает намерение направившего ее лица заключить договор с адресатом. На сегодняшний день словосочетание коммерческое предложение встречается на каждом шагу. Ежедневно мы слышим эти слова с экранов телевизоров или на радио эфире, читаем на листовках, которые раздаются промоутерами на улице. Что же в действительности представляет собой коммерческое предложение? И, опираясь на какие законы, оно может быть составлено грамотно и действительно работать на продавца? Именно эти вопросы в первую очередь я ставлю перед собой, приступая к написанию курсовой работы. На мой взгляд, эта тема действительно очень актуальна, так как в рамках рыночной экономики конкуренция играет решающую роль. И все инструменты широко известные и совершенно новые должны правильно работать на продавца, для того чтобы его товар или услуги были востребованы потребителем. Коммерческое предложение как раз и является одним из таких инструментов. Умение правильно составлять такие предложения может являться залогом успешного предпринимательства. Ведь для того чтобы продать что-то, нужно в первую очередь найти покупателя, затем выгодно представить, и только после этого можно рассчитывать на успех. Таким образом, значение коммерческого предложения в современном предпринимательстве сложно недооценивать. Но все-таки нужно помнить, что оно может быть как панацеей для продавца, так и обернуться большой бедой. Для того не вызывать негатива у покупателей и партнеров нужно уметь составлять грамотно и интересно такие предложения. Глава 1. 1.1 Коммерческое предложение Коммерческое предложение – основной инструмент продажи. Именно c коммерческого предложения начинается знакомство потенциального клиента с продуктом или услугой. И от того, насколько правильно составлено и доставлено коммерческое предложение, зависит успех всей работы по совершению сделки. Коммерческое предложение отличается от прайс-листа или обычной спецификации на товар своим назначением, которое состоит не столько информировании клиента о предлагаемом товаре или услуге, сколько в том, чтобы побудить его покупке товара или воспользоваться услугой. Коммерческие предложения условно можно разделить на «персонифицированные» и «неперсонифицированные». Персонифицированные коммерческие предложения, адресованы конкретному лицу и содержат личное обращение. Неперсонифицированные коммерческие предложения - рассчитаны на более широкую и обезличенную аудиторию получателей. Вне зависимости от вида коммерческого предложения автор должен ясно представлять целевую аудиторию, на которую ориентирован текст. Перед составлением коммерческого предложения рекомендуется определить потребности целевой аудитории, то, что может ее заинтересовать, привлечь внимание. Зачастую самой распространенной ошибкой является подмена реальных потребностей целевой аудитории, представлениями автора о нуждах потенциальных клиентов. После того, как выяснены потребности целевой аудитории (ЦА), можно переходить к составлению текста предложения. Коммерческое предложение должно последовательно выполнить 4 основные функции рекламного сообщения: - привлечь внимание; - вызвать интерес; - пробудить желание; - стимулировать покупку. Именно в соответствии с этими функциями формируется текст коммерческого предложения. В «шапке» коммерческого предложения желательно разместить визуальный образ, который привлекал бы внимание читателя. Часто, эту функцию отводят логотипу компании-отправителя. Поэтому логотип должен в первую очередь привлекать внимание. Любое коммерческое предложение имеет вступление, основную часть и заключение. Основная задача вступления – определить повод обращения. То, насколько грамотно написан повод, в полной мере отражает будущий результат. Зачастую, скучное начало предопределяет попадание предложения в мусорную корзину. Основная часть коммерческого предложения - это детализированная суть самого предложения. В основной части коммерческого предложение следует излагать существенные условия договора. Под такими условиями понимают: - качественные и количественные характеристики товара; - цены; - условия платежа и поставки, включая характеристики упаковки; - условия перевозки и страхования. Подведите итог. Еще раз укажите, что именно Вы предлагаете, какие условия, укажите контактное лицо, «готовое ответить на все возникшие вопросы». 1.2 Коммерческий текст Трудно представить современный мир рекламы и коммерции без текста. Деятельность практически любой фирмы начинается с предложений о сотрудничестве. Чтобы продать товар или услугу нужна реклама, необходимо информировать людей, грамотно использовать PR… Всё это - коммерческий текст. Текст, прямо или косвенно направленный на продажу. Коммерческий текст охватывает довольно много разновидностей текста, необходимых любой компании, начиная от деловой переписки, и заканчивая рекламной кампанией. Широко распространена продажа текстов. Стоимость текста зависит как от вида текста, так и от профессионализма и опыта того, кто их пишет. Написанием коммерческих текстов занимаются копирайтеры. Именно в область их деятельности и входят рекламные и PR статьи, слоганы, и другие виды коммерческого текста. Успех компании во многом зависит от отношений с партнёрами, поэтому деловая переписка особенно важна. Бизнес текст такого рода требует полного понимания специфики, как деятельности фирмы-продавца, так и деятельности фирмы-покупателя, для того чтобы не возникало никакого недопонимания, и сотрудничество было наиболее продуктивным. Прежде всего, следует заинтересовать компанию, которой предлагается сотрудничество, как и потенциального клиента, которому предлагается товар или услугу. Но коммерческие предложения отличаются от рекламных статей и любых других статей, направленных на потенциального клиента. Здесь нужно проявить деловые качества и навыки, убедить руководство компании в том, что продавец серьёзный и надёжный партнёр. Сделать это порой достаточно сложно, хотя бы из-за того, что, зачастую не получается чётко изложить и оформить предложение в письменном виде, да ещё и так, чтобы оно выглядело наиболее привлекательным среди множества других. Коммерческий текст – это также резюме, описание товара или предлагаемой услуги. Если компания не является широко известной, ведущей компанией в какой-либо области, то грамотный и привлекающий внимание коммерческий текст очень важен, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей и заставить их откликнутся именно на данное предложение. Ну а если продавец, очень крупная и известная компания, то грамотно составленное описание товара будет просто необходимо, иначе имидж будет подпорчен. А каждый промах ведёт к убыткам. Таким образом, любой текст, выпущенный от лица компании – это коммерческий текст. И он имеет очень много форм и назначений, и любая неточность в тексте не обойдётся даром. За ошибки приходится платить очень дорого: потерей потенциальных клиентов, поэтому любой коммерческий текст следует подготавливать очень тщательно и необходимо консультироваться со специалистами, которые подскажут, в каком направлении двигаться при создании того или иного текста. Но самое важное, чтобы все слова надо подтверждались делом, иначе далеко продажи не пойдут и даже самые лучшие тексты, написанные лучшими профессионалами, не спасут продавца. 1.3 Подготовка к составлению коммерческого предложения На этапе подготовки к составлению коммерческих предложений необходимо получить следующую информацию:
Перед составлением письменного коммерческого предложения всегда следует выяснить мотивы и потребности клиента, которыми он руководствуется при совершении покупки. Следует составить список этих мотивов и использовать его при разработке письменного предложения. Желательно собрать всю возможную информацию о покупателе, по возможности тщательно расспросить клиента по телефону или при личной встрече, стараясь выяснить его рациональные и эмоциональные мотивы. При переговорах внимательно слушать и анализировать, что говорит клиент и отмечать наиболее важные моменты. Для получения наиболее полной информации можно использовать так называемые "открытые" вопросы, т.е. те, на которые невозможно ответить одним или несколькими словами. Например, "Каким характеристикам системы Вы уделяете наибольшее внимание?", "На какую цену Вы рассчитываете при закупке?". 1.4 Составление коммерческого предложения (КП): содержание и оформление При составлении письменного коммерческого предложения особое внимание следует уделить следующим моментам: 1. Ясность; 2. Четкое указание выгод для клиента; 3. Коммерческое предложение должно вызывать у Вашего клиента доверие. 1. Ясность. - логотип фирмы; - контактные данные; - дату; - заголовок; - ФИО адресатов в фирме-заказчике, кому направляется КП. Следует кратко описать в КП последовательность действий, ожидаемых от клиента в случае принятия положительного решения или появления вопросов. Например: "По всем вопросам Вы можете обращаться к ... по телефону ...." 2.Четкое описание выгоды и преимущества товара. - указываем технический параметр; - описываем, какое преимущество или выгоду этот технический параметр дает клиенту; - перечисляем на первой странице коммерческого предложения все требования, которым должен удовлетворять запрашиваемый товар, в порядке их приоритета в глазах заказчика. Можно попробовать сделать это так: "Согласно нашему разговору (дата) запрашиваемая Вами система должна удовлетворять следующим требованиям:...". 1.5 Согласование коммерческого предложения После подготовки и оформления в письменном виде коммерческого предложения ответственный исполнитель, готовивший его, согласует изложенные в нем условия предлагаемой сделки с : - руководителем структурного подразделения; - юристом; - главным бухгалтером; - заместителем руководителя предприятия, курирующим структурное подразделение; - другими заинтересованными должностными лицами. Такое согласование оформляется в виде проставления реквизита "визы" в строго определенном месте бланка или стандартного листа, на котором оформлено коммерческое предложение (далее "на Бланке"). Если при согласовании возникают замечания, то они указываются либо в самой визе (если замечание короткое), либо на отдельном листе с проставлением соответствующей пометки на Бланке ("Замечания прилагаются" рядом с визой). Визы собираются (проставляются) на лицевой стороне последнего листа второго экземпляра коммерческого предложения, остающегося на предприятии. Если при согласовании коммерческого предложения возникла необходимость внесения изменений в условия предлагаемой сделки, то в этом случае ответственный исполнитель проводит повторную подготовку, оформление и согласование текста коммерческого предложения. 1. Проверка правильности оформления коммерческого предложения. Перед передачей согласованного Коммерческого предложения на подпись Руководителю предприятия (его заместителю) необходимо проверить правильность его оформления (с учетом требований государственных стандартов на оформление Писем). Такую проверку обычно осуществляют специалисты службы документационного обеспечения управления предприятия либо структурного подразделения, готовившего данный документ. Неправильно оформленное коммерческое предложение возвращается ответственному исполнителю, готовившему его, на доработку.. 2. Подписание коммерческого предложения Коммерческое предложение подписывает (проставляет реквизит "подпись" на Бланке) руководитель предприятия (или его заместитель, имеющий соответствующие права - далее "его заместитель"). Допускается подписывать только первый экземпляр коммерческого предложения (отправляемый Заказчику). В этом случае его второй экземпляр (остающийся на предприятии) заверяют специалисты службы документационного обеспечения управления (проставляют на Бланке реквизит "отметка о заверении копии "). При наличии в коммерческом предложении сведений, составляющих коммерческую тайну исполнителя (предприятия) или заказчика, а также в случае, когда условия сделки либо сам факт ее подготовки являются коммерческой тайной, руководитель предприятия (его заместитель) на Бланке проставляет реквизит "гриф ограничения доступа к документу". В специальных случаях (для придания юридической силы коммерческому предложению, для наиболее важных и ответственных сделок и т.п.) после подписания коммерческого предложения руководителем предприятия (его заместителем) его подпись дополняется оттиском печати предприятия (на Бланке проставляется реквизит "печать"). При подписании коммерческого предложения у руководителя предприятия (его заместителя) могут возникнуть замечания, учет которых приведет к необходимости внесения изменений в условия предлагаемой сделки. В этом случае ответственный исполнитель проводит повторную подготовку, оформление, согласование и подписание текста коммерческого предложения. 1.6 Принятие решения по коммерческому предложению На данном этапе выполняются технологические операции, связанные с : отправкой коммерческого предложения заказчику; - регистрация отправки коммерческого предложения заказчику; - контроль получения и рассмотрения коммерческого предложения заказчиком; - корректировкой коммерческого предложения; - получением решения по коммерческому предложению от заказчика; - регистрацией получения решения по коммерческому предложению. Подписанное коммерческое предложение отправляется заказчику (контрагенту) для рассмотрения и принятия решения по условиям предлагаемой сделки. 1. Отправка коммерческого предложения Заказчику Полностью подготовленное, оформленное и подписанное Коммерческое предложение перед отправкой его заказчику регистрируется специалистами службы ДОУ. Регистрация необходима для обеспечения сохранности документов, их оперативного поиска, учета и контроля. Регистрация К коммерческого предложения - это фиксация факта его создания путем проставления специалистами службы ДОУ реквизитов "индекс" и "дата" на Бланке с последующей записью необходимых сведений о коммерческом предложении в регистрационных формах (журналах и/или карточках). Коммерческое предложение регистрируется только один раз - в день его подписания. При передаче зарегистрированного коммерческого предложения из одного структурного подразделения предприятия в другое оно повторно не регистрируется. Реквизит "дата" проставляется на бланке после подписания коммерческого предложения. Реквизит "индекс" коммерческого предложения, как правило, включает: порядковый номер в пределах регистрируемого массива документов; индекс по номенклатуре дел. В состав индекса могут входить номера (коды) из дополнительных классификаторов предприятия (корреспондентов, структурных подразделений, вопросов деятельности и т.д.), для обеспечения оперативной работы с документами. В индексе обычно соблюдается следующая последовательность составляющих его частей: - порядковый регистрационный номер в пределах данной группы документов; - номер направления по Номенклатуре дел предприятия; - номер дела внутри данного направления по Номенклатуре дел предприятия; - номер по дополнительному классификатору предприятия (при необходимости). Пример: 123/01-23, где 123 - порядковый регистрационный номер, 01-23 - номер дела, в которое будет подшит второй экземпляр Коммерческого предложения. Индекс коммерческому предложению присваивается в пределах календарного года. На приложениях к Коммерческому предложению индексы не проставляются. Коммерческие предложения регистрируются в регистрационных формах исходящих документов. Форма журнала (карточек) регистрации не регламентирована, т.е. оптимальный состав и порядок расположения регистрационных граф (реквизитов) определяется специалистами службы ДОУ по своему усмотрению. Форма и порядок ведения таких журналов (карточек) закрепляется в разрабатываемой предприятием "Инструкции по ведению журнала (карточек) регистрации исходящей документации". При наличии в коммерческом предложении сведений, составляющих коммерческую тайну исполнителя (предприятия) или заказчика, а также в случае, когда условия сделки либо сам факт ее подготовки являются коммерческой тайной (на бланке проставлен реквизит "гриф ограничения доступа к документу"), коммерческое предложение регистрируется в специальной учетной (регистрационной) форме. После регистрации коммерческое предложение отправляется Заказчику. Отправка может осуществляться: - по почте; - средствами факсимильной связи; - личной доставкой представителем исполнителя (заказчика). В первых двух случая отправку производят специалисты службы ДОУ, в третьем - ответственный исполнитель (либо другой сотрудник по его поручению - курьер) лично передает коммерческое предложение представителю заказчика (ответственному исполнителю). При отправке Коммерческого предложения по почте, ответственный исполнитель должен проставить отметку о категории почтового отправления (на втором экземпляре, остающемся на предприятии). К отправляемому по почте коммерческому предложению прилагается сопроводительное письмо. В сопроводительном письме обычно указывают с какой целью направляется основной документ, что с ним надо сделать и в какие сроки. На копии сопроводительного письма проставляют отметку об отправке (категория почтового отправления, должность и личная подпись отправившего, дата) и подшивают в дело на общих основаниях. Отправка Коммерческого предложения средствами факсимильной связи осуществляется после предварительной договоренности с представителем Заказчика. На первом экземпляре Коммерческого предложения, переданного по телефаксу, проставляют соответствующую отметку ("Документ отправлен телефаксом на № 000 0000, личная подпись оператора, дата"). В случае личной доставки Коммерческого предложения представителем исполнителя, на копии сопроводительного письма представитель заказчика (ответственный исполнитель) проставляет отметку о получении коммерческого предложения (должность и личная подпись получившего, дата). В дальнейшем, эту копию подшивают в дело на общих основаниях. Отправленное Заказчику Коммерческое предложение ставится на контроль. Для регистрации этого, специалисты службы ДОУ на оставшемся на предприятии экземпляре коммерческого предложения проставляют реквизит "отметка о контроле" на левом поле Бланка напротив реквизита "заголовок к тексту" и делают необходимые записи в регистрационных формах. После этого специалисты службы ДОУ организуют оперативное хранение (согласно присвоенному индексу по номенклатуре дел) оставшегося на предприятии экземпляра коммерческого предложения. 2. Регистрация отправки коммерческого предложения заказчику . На основании записей об отправке коммерческого предложения (сделанных при его отправке на копии сопроводительного письма) и информации из подтверждающих получение документов, специалисты службы ДОУ делают необходимые записи в регистрационных формах. 3. Контроль получения и рассмотрения коммерческого предложения заказчиком. Данная технологическая операция начинается с контроля получения ответственным исполнителем заказчика отправленного ему коммерческого предложения (при этом он уведомляется о том, что согласно подтверждающих получение документов коммерческое предложение находится в их организации). Если оно им не получено и не найдено (потеряно у заказчика), то производится повторная отправка (а при необходимости и повторное оформление) коммерческого предложения заказчику. После того, как ответственный исполнитель заказчика получил Коммерческое предложение, ответственный исполнитель согласует с ним порядок и сроки рассмотрения условий предлагаемой сделки и контролирует их выполнение. Согласно типовых сроков исполнения документов, заказчик должен рассмотреть коммерческое предложение и подготовить ответ в 10-ти дневный срок после его получения. 4. Корректировка коммерческого предложения. Если при рассмотрении коммерческого предложения у заказчика возникли замечания, то ответственные исполнители заказчика и исполнителя совместно корректируют условия предлагаемой сделки (с привлечением необходимых специалистов). После этого повторно проводятся все предыдущие технологические операции. 5. Получение решения по коммерческому предложению от заказчика. Оформленное Заказчиком в письменном виде решение по Коммерческому предложению может быть получено от него: - по почте; - средствами факсимильной связи; - личной доставкой представителем заказчика (исполнителя). Полученное от Заказчика письменное решение по коммерческому предложению (далее "решение"), как и любые поступающие (входящие) на предприятие документы, в начале проходит этапы: - приема и первичной обработки; - предварительного рассмотрения, разметки (классификации). В нижнем правом углу первого листа решения автоматическим нумератором проставляют регистрационный штамп, содержащий: наименование предприятия, поля для указания даты поступления и номера (индекса) входящего документа. Регистрационный штамп необходим для оформления реквизита "отметка о поступлении" и означает подтверждение принадлежности рассматриваемого документа предприятию. Данный штамп не проставляется на приложениях к документу. Если в адресе решения указаны структурное подразделение или фамилия ответственного исполнителя, то оно передается по назначению без предварительного рассмотрения и разметки. Если полученное решение не требует рассмотрения руководителя предприятия, то оно также сразу передается в структурное подразделение или ответственному исполнителю. В этих случаях в правой части верхнего поля первого листа решения проставляют фамилию ответственного исполнителя или условное обозначение структурного подразделения (направления деятельности), которому направляется документ. Решение, требующее обязательного рассмотрения руководителем предприятия, передается ему после регистрации специалистами службы ДОУ предприятия. Дальнейшая работа с решением производится на основании резолюции руководителя предприятия, оформленной на самом документе, и содержащей: Ответственного исполнителя, указания по исполнению, сроки. Первичная обработка, предварительное рассмотрение и разметка решения осуществляется специалистами службы ДОУ предприятия в день его поступления. 6. Регистрация получения решения по коммерческому предложению Поступившее в структурное подразделение или ответственному исполнителю Решение регистрируется специалистами службы ДОУ структурного подразделения (если не было зарегистрировано специалистами службы ДОУ предприятия). Процесс регистрации Решения (в т.ч., содержащего коммерческую тайну) аналогичен процессу регистрации коммерческого предложения разница заключается в том, что реквизиты "дата" и "индекс" проставляются в соответствующих полях реквизита "отметка о поступлении" (в ранее проставленном автоматическим нумератором регистрационном штампе), а в реквизите "дата" проставляется дата поступления решения на предприятие. Кроме того, регистрация решения производится в регистрационных формах входящих документов. Сведения о зарегистрированном решении переносятся в регистрационные формы входящих документов. Глава 2 2.1 Предложения по усовершенствованию подготовки коммерческих предложений Коммерческие предложения в своей работе используют практически все компании, хотя и с разной степенью эффективности. Они вошли в практику деловой переписки уже давно, мы к ним привыкли настолько, что их наличие и необходимость использования в работе стало обыденностью.. На личные электронные почтовые ящики мини- коммерческие предложения (спамы) приходят ежедневно, с раздражающим упорством и периодичностью. Но, как ни странно, даже такого рода коммерческие предложения реально работают и дают свой результат (иначе, согласитесь, их просто бы не рассылали). Однако, многие компании довольно часто допускают ошибки при составлении подобного рода «документов», точнее не до конца используют их эффективность. 1. Ошибки во вступлении. Очевидно, что задачи вступления – побудить уважаемого читателя внимательно изучить предложение, сформировать правильное мнение об авторе, задать настроение. Хороший способ включения внимания адресата - обратиться к его стереотипам как в отношении его работы, так и в отношении получаемых им коммерческих предложений. Другими словами, желательно в самом начале письма проговорить характерные мысли и чувства адресата, возникающие у него в связи с данным предметом обсуждения, развеять возможные опасения и беспокойства. Ошибка 1. Самовосхваление отправителя. - Комментарий к тому, что уже сделано клиентом, особенно в сравнении с конкурентами. Здесь, однако, следует избегать Ошибок 2 и 3, описанных выше. 2. Представление услуги Ошибка 8. Слишком масштабная услуга! 3. Ценовые условия Что касается ценовых условий, то здесь есть главное правило: цена должна быть понятна потенциальному клиенту, в т.ч. должен быть понятен принцип ее формирования. Вывод Коммерческое предложение может стать лучшим менеджером по продаже, если к его составлению подойти грамотно и с умом. Нельзя не принимать во внимание, что среднестатистический человек ежедневно получает десятки и сотни различных рекламных предложений, будь то телевизионные ролики или печатные объявления, письма по e-mail или прямая почтовая рассылка. Уже установлено, что наш мозг не запоминает и 10% от объема полученной за день информации рекламного характера. А если учесть, что отдача от коммерческого предложения (даже подготовленного профессионалами своего дела) не может быть стопроцентной, то становится очевидно, что рассылка низкоэффективных коммерческих предложений - непозволительная роскошь. Каждое такое письмо - потерянный клиент. Для того чтобы коммерческое предложение не отправилось в корзину для мусора, нужно постараться. Оно должно "зацепить" адресата, вызвать у него интерес, а еще лучше - вызвать чувство, что воспользоваться предложением ему просто жизненно необходимо. Составляя коммерческое предложение, желательно придерживаться следующих нехитрых правил: 1.Не врать, не переоценивать собственной значимости (опытный человек всегда это увидит) и значимости собственных услуг. 2. Быть максимально конкретным в описании: нужд и проблем Клиента и ожидаемых результатов, предлагаемых услуг, собственных отличий и преимуществ, ситуации на рынке, примеров из практики. 3. Писать так, как люди разговаривают, когда смотрят друг другу в глаза: избегать шаблонных фраз, абстракций, длинных и сложных предложений, «притянутых за уши» примеров. 4. Проявлять уважение к Клиенту – в том числе, облегчая ему понимание текста предложения... Список литературы 1.Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина . Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов . – 3 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-318с. 2.С. И. Долгова, И. И. Кретова.Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник – М.: БЕК, 2009.-168с. 3.Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.-114с. 4.Шагалов Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешнеэкономических связей. – М.: ИНФРА-М, 2007.-253с. |