Курсовая работа: Ведение отчетности малого предприятия
Название: Ведение отчетности малого предприятия Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ......................................................... 4 1. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА............................. 6 1.1 Условия и показатели для применения упрощенной системы налогообложения................................................... 6 1.2 Состав и порядок составления упрощенной бухгалтерской отчетности.............................................................. 3 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 8 2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности МП «Екатерина»............................................................ 8 2.2 Методика исчисления и анализа состава имущества и источников его приобретения............................. 12 2.3 Содержание и методика анализа финансовой устойчивости организации.......................................................... 14 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА 17 3.1 В части наличия имущества и источников его приобретения 17 3.2 B части производственного потенциала организации 17 3.3 В части финансового состояния........................ 18 3.4 В части платежеспособности и ликвидности оборотных средств............................................................................... 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 23 ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................. 25 Источники для анализа.............................................. 25 Список использованных источников....................... 39 ВВЕДЕНИЕВ Российской Федерации и других суверенных государствах СНГ в настоящее время идет процесс создания национальной системы бухгалтерского учета, основанной на международных стандартах. Начало в этом направлении положил закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ. Организации, включая малые предприятия, получили возможность самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность. Важным нормативным актом является принятие Федерального закона « Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства», который вступил в силу с 1 января 1996 года. Сложность в учете и отчетности, множественность налогов, недостаточная квалификация бухгалтеров предприятий малого бизнеса – все это приводило к неправильному исчислению либо неуплате налогов. Новый закон дает возможность малым предприятиям перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица освобождаются от всех федеральных, региональных и местных налогов. Вместо них такие предприятия будут уплачивать только один (единый) налог с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Настоящая выпускная работа ставит своей целью разработать рекомендации по ведению учета и отчетности субъектами малого предпринимательства. В качестве объекта исследования было взято малое предприятие «Екатерина» г. Ростова-на-Дону. На примере этого предприятия был осуществлен анализ финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности и баланса, даются выводы и предложения по результатам анализа. 1. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА1.1 Условия и показатели для применения упрощенной системы налогообложенияПервым условием для применения упрощенной системы является предельная средняя численность работников — до 15 человек (включая различного рода договорников и работающих в филиалах). Второе условие — совокупный размер фактической выручки за предшествующий период должен не превышать сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Так, например, если установленная минимальная месячная оплата труда составляет 83 490 руб. (с 01.01.97 г минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 09.01.97 № 6 ФЗ, составляет 83 руб. 49 коп. (с 01.01.98 r)), то валовая выручка должна быть не более 27 554,46 руб. за один рабочий день (83 490 х 100 000):(25,25 х 12 мес.). В соответствии с п. 2 ст. 2 данного Федерального закона РФ под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности. Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения является совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно письму ГНС РФ от 06.02.96 № НП-6-02/77 «О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 № 222-ФЗ «0б упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» при подаче заявления на право применения упрощенной системы необходимо указать размер выручки на первый день квартала перехода: в условиях работы по-новому она должна быть выше, чем прежде. Для исчисления величины совокупного дохода нужно обязательно учитывать фактические производственные затраты. Пример отчета о таких затратах за квартал приведен в таблице 1. Таблица 1 ОТЧЕТ О ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТАХ И РАСХОДАХ НА ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ПО НОМЕНКЛАТУРЕ, УСТАНОВЛЕННОЙ СТАТЬЕЙ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.12.95 № 222-ФЗ ЗА II КВ. 1998 Г.
Налоговая организация по месту постановки субъекта малого предпринимательства на налоговый учет выдает ему (по его письменному заявлению) годовой патент, удостоверяющий право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. В соответствии с п. 4 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона РФ письменное заявление подается предпринимателем за один месяц до начала очередного квартала при соблюдении следующих условий: 9. если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной данным Федеральным законом; 10. если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период; 11. если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации. Для индивидуальных предпринимателей годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Сведения о форме патента, его назначении и порядке заполнения приведены в Приказе ГНС РФ от 24.01.96 № ВГ-3-02/5 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства». По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган (в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) расчет подлежащего уплате единого налога. Приказом Госналогслужбы РФ от 24.01.96 № ВГ-3-02/5 установлена типовая форма № 7 расчета единого налога для организаций — субъектов малого предпринимательства, уплачивающих налог как от валовой выручки, так и с совокупного дохода. Несмотря на сложность заполнения этого расчета (он содержит свыше 40 показателей), методические указания по его составлению отсутствуют, нет источников информации. Учитывая это, субъектам малого предпринимательства можно использовать как источники для последующего заполнения указанного расчета Госналогслужбы следующие учетные регистры: отчет о фактических затратах (таблица 1) и расчет единого налога по результатам хозяйственной деятельности субъекта (таблица 2). Для заполнения рекомендуемого отчета и расчета используются данные книги учета хозяйственных операций и деятельности субъектов малого предпринимательства формы № К-1 (таблица 4). Таблица 2РАСЧЕТ ЕДИНОГО НАЛОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА За II кв. 1998 г.
Форму № 7 расчета, можно построить более экономично. В упрощенном варианте расчет единого налога можно произвести так: Таблица 3РАСЧЕТ ЕДИНОГО НАЛОГА С ВАЛОВОЙ ВЫРУЧКИ ОРГАНИЗАЦИИ - СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА II КВ. 1998 Г. (руб.)
К приведенному в табл. 3 расчету единого налога дадим некоторые расшифровки и сделаем экспресс-анализ. Предельные сроки ежеквартальной уплаты стоимости патента организация нарушала. Так, в первом полугодии отчетного года сумма уплаты, фактически поступившая, характеризуется так:
Одновременно с представлением в налоговый орган расчета на уплату единого налога организация — налогоплательщик передает выписку из книги доходов и расходов по состоянию на последний рабочий день отчетного периода. В ней указывается совокупный доход (валовая выручка), полученный за отчетный квартал. Кроме этого, организация предъявляет для проверки налоговому органу патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения с отметкой банка об исполнении платежа за отчетный период. Субъекты малого предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с указанным Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», не являются плательщиками налогов. Так, согласно Инструкций Госналогслужбы РФ субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты налогов: на пользователей автомобильных дорог (№ 30 от 15.05.95, п; 23.7); на владельцев транспортных средств (№ 30 от 15.05.95, п. 36.12); на прибыль (№ 37 от 10.08.95, п. 1.2.3); НДС (№ 39 от 11.11.95, п. 20). При превышении определенной Федеральным законом предельной численности работающих (более 15 человек) налогоплательщики, начиная со следующего квартала, переводятся с упрощенной системы налогообложения на существовавшую ранее систему. Книга учета доходов и расходов, утвержденная Приказом Минфина РФ «О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» № 18 от 22.02.96, безусловно, упрощает ведение бухгалтерского учета, однако имеет ряд недостатков. Один из главных — необходимость бессистемных выборок данных для составления баланса. Кроме того, в книге отсутствует учет движения материальных ресурсов, основных средств, состояния расчетов с поставщиками и т. д. Приняв за основу форму № К-1, в книгу следует внести некоторые уточнения, направленные на ее совершенствование. Рекомендуемая учета хозяйственных операций ведется в разрезе восемнадцати статей (строк) баланса. Книга открывается на год и ведется в разрезе каждого месяца. В целях ее унификации предусматривается отражать приход и расход по каждой статье баланса не по двум графам, а по одной: в числителе — приход, в знаменателе — расход. Это в два раза сокращает объем и размеры книги. В конце каждой страницы книги и в целом за месяц предусмотрены по статьям баланса обороты по приходу и расходу, а также остатки на конец месяца. В табл. 4 приведена книга, заполненная фактическими данными в тыс. руб. за один месяц по каждой хозяйственной операции. При изготовлении бланков книги доходов и расходов надлежит учесть следующее дополнение. Для накопления (отражения) информации по налоговому учету графу 4 следует подразделить на две: «всего» и «в том числе не принимаемые для расчета налога». Таблица 4 Форма № К-1
(наименование организации) КНИГА учета хозяйственных операций и деятельности субъекта малого предпринимательства на 1998 год
В настоящей книге содержится 100 (сто) страниц с , № 001 по № 100.
1.2 Состав и порядок составления упрощенной бухгалтерской отчетностиКнига формы № К-1, помимо регистрации всех фактически состоявшихся хозяйственных операций, выполняет также функцию комбинированного учетного регистра аналитического и синтетического учета. По достаточно детальному тексту содержания операции (графа 3) и ее сумме (графа 4) на каждую дату можно определить наличие и движение имущества, денежных средств и источников их возникновения. Эти данные позволяют вести упрощенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Баланс составляется без каких-либо выборок, поскольку в предложенной книге регистрации (ял. табл. 4) данные хозяйственных операций регистрируются не только в хронологическом порядке, но одновременно и по статьям баланса. Таблица 5 Форма № 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС на 1 июля 1998 г. ОРГАНИЗАЦИЯ ________________________________________ (руб.)
Примечание . Знак «Х» означает, что графа в этом случае не заполняется, знак «—« означает, что в организации отсутствуют данные Отчет о прибылях и убытках (форма № 2.) составляется субъектами малого предпринимательства по данным следующих источников информации (табл. 6). Таблица 6 Форма № 2 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Выручка от реализации (стр. 0)0) принимается по данным стр. 1 табл. 3 или графы 16 табл. 4 по стр. «Обороты с начала года». Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (стр. 020) принимается по данным графы 8 табл. 4 строки «Обороты с начала года». Результат от реализации (стр. 050) и показатели со стр. 060 по стр. 100, а также показатели о внереализационных доходах и расходах (стр. 120 и 130), принимаются по данным текста хозяйственных операций табл. 4 графы 17 за три месяца текущего отчетного квартала. Нераспределенная прибыль или убыток (стр. 170) исчисляется арифметически порядком, указанным в самом отчете ф. № 2. Такая прибыль по данным отчета ф. № 2 должна соответствовать стр. 480 баланса. Упрощенный вариант отчета о прибылях и убытках, заполненный фактическими данными, приведен в табл. 6. 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности МП «Екатерина»Малое предприятие «Екатерина» зарегистрировано 11 марта 1994 года Постановлением Главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону за № 177 на основе Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90г. и Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.90г. МП «Екатерина» представляет собой предприятие, основанное на частной собственности двух физических лиц. Собственником всех его средств являются учредители (два физических лица). МП «Екатерина» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать со своим полным наименованием, товарный и финансовый знак. Предприятие осуществляет свою деятельность на территории г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Предметом деятельности МП «Екатерина» является торгово-закупочная деятельность, осуществление ремонтных работ и услуг, заготовка и переработка древесины, лесоматериалов, изготовление столярных изделий и мебели, оказание транспортных услуг гражданам и организациям. Среднесписочный состав работников предприятия по состоянию на 01.01.99г. составляет 48 человек, в том числе28 человек основных работников, остальные работают по совместительству. Социальное, медицинское страхование и социальное обеспечение работников предприятия осуществляется в порядке и на условиях, установленных для рабочих служащих государственных предприятий. Предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию, социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством. Высшей инстанцией предприятия является собрание учредителей и их решения. Непосредственным руководителем предприятия выступает директор, назначенный собранием учредителей. Директор предприятия самостоятельно устанавливает структуру и штатное расписание предприятия, определяет формы и системы оплаты труда его сотрудников. Целью создания МП “Екатерина” стало насыщение рынка города и области товарами народного потребления, имеющими повышенный спрос, улучшение розничной торговли, расширение услуг населения по доставке товаров, заготовке и переработке древесины, изготовлению столярных изделий. Уставной фонд предприятия в 1994 году был установлен в размере 300000 рублей. В настоящее время основным источником средств финансирования предприятия является собственный капитал, который в свою очередь делится на основные и оборотные средства.. К основным средствам относится уставной капитал и прибыль. Оборотные средства представлены в виде дебиторской задолженности и наличных денежных средств предприятия, товаров на складе, сырья и материалов, продукции в процессе производства. В условиях рыночной экономики величина прибыли - основного источника средств, зависит от многих факторов. Среди них наиболее весомым являются конкурентоспособность реализуемых товаров, их уровень цен, и следовательно, объем продаж. Для завоевания рынка предприятие часто использует форму товарного кредита, продает товары с рассрочкой платежа. Неоплаченные счета потребителей за поставленные товары (хозяйственные) или предоставленные услуги являются большей частью дебиторской задолженностью предприятия. Из этого следует, что прибыльность и рентабельность предприятия во многом зависит от эффективного управления финансами, трудовыми ресурсами и материально-техническими средствами. Политика управления оборотным капиталом предприятия предполагает решение двух задач. Первая – обеспечение платежеспособности. Вторая- обеспечение приемлемого объема, структуры рентабельности оборотных средств. Таким образом, политика управления оборотным капиталом предприятия должна обеспечить достижение компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы малого предприятия. Одним из основных составляющих оборотного капитала МП «Екатерина» выступают товарные запасы. Сюда также относится дебиторская задолженность, то есть неоплаченные счета за поставленную продукцию, оказанные услуги. Денежные средства и ценные бумаги – наиболее ликвидная часть – являются также составляющие оборотного капитала предприятия. К денежным средствам предприятия относят деньги в кассе, на расчетном и депозитном счетах. На предприятии развита форма вексельных расчетов. Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью предприятия является определение сроков товарного кредита, предоставляемого покупателям, которые оказывают влияние на объем продаж и получение денежных средств. Управление дебиторской задолженностью сводится также еще и к определению платежеспособности, финансовой устойчивости и имущественного обеспечения дебитора. Предприятие также практикует выдачу товарных кредитов совхозам и колхозам (а также частным лицам) бод будущий урожай. Таким образом, от эффективного управления дебиторской задолженностью зависит оборачиваемость средств в расчетах и, соответственно, последующая прибыль. Для налаживания бесперебойной торговли МП «Екатерина» заключает договора поставок с основными поставщиками, где оговаривается ассортимент тор=варов, сроки поставок, стоимость, условия платежей. При этом руководство предприятия учитывает возможность срыва поставок. В этой связи оно проводит постоянно оценку своих основных поставщиков. В Ростове-на-Дону работает несколько аналогичных предприятий. Отличие МП «Екатерина» от других в том, что только здесь выдается продукцию (оказание услуг) в кредит. Этот факт и наиболее широкий ассортимент продукции оказывает положительное внимание на конкурентоспособность предприятия, его преимущество в завоевании большей доли рынка в данном районе города и области. Учет конкурентов, системы поставок и сбыта осуществляется руководителем отдела продаж. Целесообразно в дальнейшем вести эту работу системно, с использованием маркетинговых исследование (выработка стратегии предприятия, проведение соответствующей рекламной компании, выбор каналов сбыта). Анализ финансового положения МП «Екатерина» помогает определить наличие финансовых ресурсов, распределить эти ресурсы, пометить направления, требующие развития, а также определить вопросы, нуждающиеся в корректировке. Определить финансовое положение предприятия можно на основе финансовых отчетов предприятия. Бухгалтерская отчетность предприятия представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности. В состав годовой бухгалтерской отчетности включается: 12. бухгалтерский баланс - форма №1; 13. отчет о прибылях и убытка – форма №2; 14. отчет о движении капитала – форма № 3; 15. отчет о движении денежных средств – форма № 4; 16. приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5. 2.2 Методика исчисления и анализа состава имущества и источников его приобретенияОтчетные данные и методику анализа состава имущества малого предприятия и источников его формирования представим в виде двух взаимосвязанных аналитических таблиц 7 и 8. Таблиц 7 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПО ДАННЫМ БАЛАНСА
Таблиц 8 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.3 Содержание и методика анализа финансовой устойчивости организацииОтчетные данные и методику анализа финансовой учтойчивости малого предприятия, основанную на данных бухгалтерской отчетности, представим в виде аналитической таблицы 9. Таблица 9 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Отчетные данные и методику анализа себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли организации представим в виде аналитической таблицы 10. Таблица 10 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗАРассмотренные в динамике результаты аналитических показателей финансового состояния малого предприятия "Екатерина", представленные в табл. 7 - 10, позволяют сделать следующие выводы и предложения. 3.1 В части наличия имущества и источников его приобретенияСтоимость имущества и источников его приобретения за анализируемый период значительно уменьшилась, на 1902 тыс. руб. (6802-4900), или на 38,8% (1902-4900) х 100 (стр. 11 табл.7) Уменьшение имущества в абсолютных суммах шло за счет кредиторской задолженности и фондов потребления. Они уменьшились на 2495 тыс. руб. (стр. 16 и 17 табл. 8). Однако удельный вес этих двух источников уменьшился в большей степени и составил 43,5%[(61,84-34,9)-61,84х 100]. 3.2 B части производственного потенциала организацииПроизводственные мощности также уменьшились за отчетный период на 75 тыс. руб. (704-629), или на 10,6% (75:704)х100 (стр. 19 табл. 9). Однако показатель съема продукции, характеризующий эффективность их использования, увеличился. Так, в отчетном году на 1 тыс. руб. производственной мощности выручка от реализации продукции (стр. 30 табл. 9) составила 24,2 тыс. руб. [(15 262):629], а в предыдущем году съем продукции составлял 20,8 тыс. руб. (14 675:704). В относительном выражении съем продукции увеличился на 16,3% [(24,2-20,8):20,8х100]. 3.3 В части финансового состоянияКоэффициент соотношения текущих обязательств (или заемных средств) за отчетный год составил 0,542 от всей величины собственного капитала (стр. 20 табл. 9) Этот показатель, характеризующий финансовую устойчивость (автономность) организации, достигает критической (зависимой) точки, когда его значение превышает единицу. В предыдущем году малое предприятие имело значительную финансовую зависимость, поскольку коэффициент финансовой устойчивости превысил критическую точку и составил 1,629. Из всей величины собственного капитала 3179 тыс. руб. доля вложения собственных оборотных средств в оборотные краткосрочные активы на конец года составила 1721 тыс. руб. (с. 18 - с. 12), а по удельному весу — 0,542 (стр. 20 табл.9). Отсюда капитализированная часть собственного капитала для покрытия долгосрочных активов по стоимости будет составлять 1458 тыс. руб. (3179—1721), а до удельному весу 0,458 (1458:3179). Я разделяю мнение проф. В. В. Ковалева о том, что не следует смешивать понятия «оборотные средства», характеризующие II раздел актива баланса (стр. 290) и «собственные оборотные средства».[2] Последние — это часть собственного капитала организации, отражаемого в составе IV раздела пассива баланса (стр. 490). Она, как правило, равна сумме превышения текущих активов над текущими обязательствами, указанными в разделе VI пассива баланса (стр. 690). Механизм исчисления по данным баланса суммы превышения текущих активов над текущими обязательствами представим так: [(с.290-с.690)-с.690]. В нашем примере это будет 1100 тыс. руб. [(4542-1721)-1721]. При анализе баланса следует обратить внимание на то, чтобы разность строк баланса 490 и 190 соответствовала данным строки 690. Нарушение этого равенства показывает, что анализируемое малое предприятие на указанную сумму неравенства допустило иммобилизацию (отвлечение) внеоборотных активов (из раздела I баланса) в оборотные активы (раздел II баланса). По результатам анализа данного показателя руководителю организации следует принять соответствующее управленческое решение. Например, можно уменьшить остатки денежных средств на 1100 тыс. руб. путем перечисления этой суммы в качестве пая в уставный капитал другой организации и отразить в учете по дебету счета 06 с кредита счета 51. Размер оборотных и приравненных к ним средств анализируемого малого предприятия по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличился на 403 тыс. руб. (2825—2422). Отсюда следует, что весь данный период предприятие работало с излишками оборотных средств, составляющими 16,7% [.(403:2422)х 100]. Однако коэффициент маневренности (гибкости) оборотных средств снизился на 4,9% (0,887-0,933):0,933х100 (стр. 21 табл. 9). За отчетный период скорость оборачиваемости оборотных средств составила 10,69 дней (стр. 23 табл. 9), а коэффициент их оборачиваемости — 34 раза в год (360:10,69). 3.4 В части платежеспособности и ликвидности оборотных средствКоэффициент денежного покрытия (КДП) на отчетную дату по сравнению с этим показателем предыдущего года значительно возрос. На 1 руб. кредиторской задолженности малое предприятие имеет денежных средств 85,7 коп. (стр. 25 табл. 9). Это означает, что оно имеет возможность за счет денежных средств погасить 85,7% краткосрочных заемных обязательств. Теоретически оправданная величина этого коэффициента — 20—25 коп. Коэффициент финансового покрытия (КФП) на 1 руб. кредиторской задолженности на отчетную дату (стр. 26 табл. 39) — 2 руб. 47 коп. средств покрытия, состоящих из денежных средств и дебиторской задолженности. Теоретически признанная величина этого показателя составляет 70—80 коп. Следовательно, малое предприятие не имеет не обеспеченную источниками покрытия кредиторскую задолженность. Малое предприятие как в предыдущем, так и в отчетном периоде, было платежеспособным, поскольку коэффициент общего покрытия (КОП) составлял более единицы. В отчетном периоде он составил 2,64 (стр. 27 табл. 9).. Теоретически величина этого коэффициента, как правило, всегда должна превышать единицу, иначе в условиях рыночных отношений последует финансовая катастрофа. Предприятие в этом случае постепенно будет утрачивать финансовую устойчивость, усилится его зависимость от привлечения заемных средств. Для устранения образовавшегося у малого предприятия на конец отчетного периода излишка платежных средств (см. стр. 08 табл. 37) на 563 тыс. руб. (1475-912) ему рекомендуется с расчетного счета погасить досрочно краткосрочный кредит банка, краткосрочные займы на 5 тыс. руб. и просроченную задолженность поставщикам, подрядчикам и прочим кредиторам на 558 тыс. руб. За каждый день на 1 тыс. руб. выручки от реализации продукции (работ, услуг) (без акциза и налога на добавленную стоимость) малое предприятие имеет 187 руб. чистой выручки (см. стр. 28 табл. 39). Таким образом, у него на расчетном счете ежемесячно оставалось свободных финансовых ресурсов на сумму 238 тыс. руб. [(15 262х х0,187):12мес.]. Запасы товарно-материальных ценностей в отчетном году по сравнению с предыдущим годом (см. стр. баланса 211+212+213) резко снизились, а именно: на 226 тыс. руб. (332—106), или на 213 2% [(226 : 106) x l00]. Такое недопустимо значительное снижение предельного уровня запасов вызвано влиянием двух факторов: 17. приростом остатков производственных запасов за счет увеличения объема реализации продукции (работ, услуг) на + 13 тыс. руб. [(15 262 - 14 675) х 22,62 : 1000]; 18. повышением эффективности использования запасов (стр. 29 табл. 9) на -239 тыс. руб. [(6,95 - 22,62) х 15262 : 1000]. В заключение необходимо отметить следующее. Руководящие работники и специалисты экономических служб всех организации, включая малые предприятия, должны научиться не только читать бухгалтерский баланс, но и анализировать его. Без конкретных знаний в области экономического анализа в условиях рыночной экономики нельзя организовать и направить в нужное русло экономическую деятельность своей организации. ЗАКЛЮЧЕНИЕВозможности малого бизнеса в России используются пока недостаточно эффективно. Развитие сети матах предприятии не оказывает еще существенного влияния на формирование товарных рынков, а для поддержания предпринимательской активности не созданы необходимые условия. Основными факторами, сдерживающими рост производства на малых промышленных предприятиях по оценкам предпринимателей, являлись следующие: недостаток собственных денежных средств (об этом заявило около 75% опрошенных руководителей), неплатежеспособность потребителей продукции (73%), нестабильность налоговой и правовой политики (около 60%), недостаток рынков сбыта, а также сырья и материалов (от 40 до 50%). Низкая конкурентоспособность продукции соответственно сдерживает спрос на нее и реализацию. Весьма низкой остается активность малых промышленных предприятий в области инвестиций. В частности, на стабилизацию малого бизнеса в строительстве, как отмечали руководители предприятий на протяжении истекшего года, большое влияние оказывали такие факторы, как неплатежеспособность заказчиков (80%), необеспеченность финансированием (около 65%), недостаток заказов на работы (60%). Кроме того, недостаточно эффективно использовался накопленный производственный потенциал отрасли. Нерешенные вопросы в области финансирования, по мнению предпринимателей, могут привести к остановке работы более, чем на 75% объектов. Нормальной работе малых торговых организаций, как отмечали предприниматели, препятствуют высокие налоги (около 90% pecпондентов), недостаток собственных средств (более 60%) и высокие транспортные расходы (более 35%). Анализ приведенных данных показывает, что основное место в развитии малого бизнеса занимает торговля. ПРИЛОЖЕНИЯИсточники для анализаФорма № 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 1998 год (тыс. руб.)
Форма № 2 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ( тыс. руб.)
Форма № 3 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛА (тыс. руб.)
СПРАВКИ
Форма № 4 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (тыс. руб.)
Форма № 5 ПРИЛОЖЕНИЕ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ (тыс руб ) 1 ДВИЖЕНИЕ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ
2 ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
Список использованных источников1. «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» 2. Амуржуев О.В., Дорогавцев А.Е. Теория экономического анализа М. Финансы и статистика, 1998 г. – 228 с. 3. Антипят В.В. Основы бухгалтерского учета 1998 г. (практическое пособие) 4. Безруких П.С. М. Бухгалтерский учет 1994 г. 528 с. 5. Боков И.И. Малые предприятия в переходной экономике/ Предпринимательство в России: традиции и современность. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы 1996-17 с. 6. Газета «Экономика и жизнь» №2 – 1999 г. 7. Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. № 37 п. 2.7 8. Кондраков Н.П., Краснова Л.П. Бухгалтерский учет на малых предприятиях 192 с., 1997 г. 9. Новодворский В.Д. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ /Под ред. В.Д. Новодворского – в трех частях ч. 3. – М: Бухгалтерский учет, 1994 – 80 с. 10. Патроков В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс. – М. Финансы и статистика, 1993 – 256 с. 11. Письмо ГНС РФ от 06.02.96 г. № НП-6 – 02/77 12. Приказ №18 Минфина РФ от 22.02.96 г. 13. Приказ Госналогслужбы РФ от 24 января 1996 г. №ВГ –3-02/5 14. Приказ Минфина РФ от 22.12.1995 г. № 131 приложение 4 стр.181 приложение 5 стр.191 15. Указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2270 16. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» 17. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.1995 г. №222-ФЗ ст. 3 18. Федеральный закон РФ «бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ [1] Показатели 2 и 3 в упрощенном варианте не даются, поскольку они заполняются только субъектами, у которых объектом налогообложения является совокупный доход, а не валовая выручка. [2] Ковалев В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. СПб.: Аудит-ажур, 1994. С. 52, 53. |