Сочинение: Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Название: Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2 Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” - выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени. Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает нам представительниц фамусовского общества? Прежде всего следует сказать о безграничной власти женщин в обществе московских дворян: Судьи всему, везде, над ними нет судей, - говорит о дамах Фамусов. Когда же Павел Афанасьевич узнает о проступках Софьи, он восклицает: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” И не князь Петр, не Фома Фомич, а именно женщина! Очень велика власть женщины в семье: Наталья Дмитриевна Горич обращается с мужем, будто он маленький мальчик. Платон Михайлович только и слышит: “Мой милый, застегнись скорей” или “мой ангел, бога ради от двери дальше отойди”. Бал вещь хорошая, неволя-то горька; И кто жениться нас неволит! - произносит он. И все же продолжает подчиняться жене. Недаром Чацкий назвал мужа-мальчика, мужа-слугу “высоким идеалом московских всех мужей”. А что можно сказать об интересах дам высшего общества? Все, что привлекает их, - это балы, наряды, французские романы, а матерей - поиск женихов “с звездами да с чинами” для своих дочерей. Даже такие старухи, как полуглухая графиня-бабушка и Хлестова, приехали на танцевальный вечер к Фамусову, несмотря на то, что Хлестова заявляет: Легко ли в шестьдесят пять лет Тащиться мне к тебе, племянница?.. - Мученье! А графиня-бабушка после вечера признается: Когда-нибудь я с пала да в могилу. А вот разговор Натальи Дмитриевны с многочисленными княжнами Тугоуховскими: они, осмотрев друг друга с головы до ног, принимаются обсуждать “складочки”, “фасон прекрасный”, “тюрлюрлю атласный” и “эшарп”, подаренный кузеном. Ну а мать шести дочерей занята подбором подходящей партии для своих дочерей. Увидев новое лицо, Чацкого, она тут же хочет пригласить его в дом, но узнав, что он небогат и нигде не служит, тут же меняет свое решение. Из ряда постоянно кривляющихся дворянских дочек, льнущих к военным, “потому что патриотки”, несколько выпадает Софья. В ней нет той “страсти к мундиру”, о которой говорит Чацкий в своем монологе: девушка влюбилась в “безродного” Молчалина. Она не страшится сплетен, разговоров в свете. “Что мне молва!” — восклицает она. Софье трудно скрывать свои чувства и притворяться: когда Молчалин упал с лошади, она готова была “в окошко... прыгнуть” к нему. Однако Софья принадлежит все-таки к фамусовскому обществу, и все хорошее, что было заложено в ней природой, потеснила среда, в которой девушка жила и воспитывалась. Более того, Софья совершает низкий поступок, ведь это именно она становится источником злой сплетни о Чацком. Все это отдаляет девушку от таких людей, как Чацкий, от представителей “века нынешнего”. В комедии есть еще один женский персонаж - служанка Лиза. Она, конечно, существенно отличается от других женщин в пьесе, ведь она — девушка из народа. Согласно классицистической системе амплуа, Лиза является субреткой, устраивающей барышне свидания с любовником. Сама Лиза отвергает приставания и Фамусова, и Молчалина. Она страшится “барской любви”, ее не прельщают всевозможные зеркальца, помады и тому подобные “интересы”, которые предлагает ей Молчалин. Девушка влюблена в буфетчика Петрушу и хранит ему верность. Кроме того, Лиза играет очень важную роль в комедии, ведь она является вторым резонером, то есть героем, выражающим точку зрения автора. Достаточно вспомнить, какие меткие характеристики она дает другим персонажам: Чацкому, Скалозубу, Молчалину. Таким образом, женщины в комедии воплощают собой черты того общества, к которому они принадлежат, и делают “картину нравов” жизни московского дворянства, нарисованную в пьесе, более полной и красочной. |