Реферат: Экономическое обоснование целесообразности создания малого предприятия акционерного типа
Название: Экономическое обоснование целесообразности создания малого предприятия акционерного типа Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Инженерно-экономический факультет Курсовая работа на тему: Экономическое обоснование целесообразности создания малого предприятия акционерного типа Работу выполнила студент г Рыжакина Т.Г. Проверил руководитель доцент Прокофьев Ю.С. Томск-2000 г. Содержание Стр. Введение 2 1. Исходные данные. 6 2. Определение имущества предприятия и источников его формирования. 7 2.1. Определение стоимости основных средств. 7 2.1.1. Стоимость технологического оборудования. 7 2.1.2. Определение стоимости вспомогательного оборудования. 11 2.1.3. Стоимость производственно-хозяйственного инвентаря. 11 2.1.4. Определение потребности в помещении. 11 2.2. Определение стоимости нематериальных активов. 12 2.3. Определение потребности в оборотных средствах. 12 2.3.1. Определение оборотного капитала в производственных запасах сырья и материалов. 14 2.3.2. Определение оборотного капитала в незавершенном производстве. 14 2.3.3. Определение оборотного капитала в запасах готовой продукции. 15 2.3.4. Оборотный капитал в дебиторской задолженности. 15 2.4. Определение размера акционерного капитала. 16 2.5. Определение номинальной стоимости и количества акций. 18 2.6. Операционный и финансовый цикл. 19 3. Определение численности работающих на предприятии. 20 4. Определение сметы затрат на производство и реализацию продукции. 21 4.1. Разработка сметы по статьям расходов. 24 4.1.1. Смета накладных расходов. 30 4.1.2. Сводная смета по статьям расходов. 31 4.1.3. Смета затрат по статьям и элементам. 32 4.2. Разработка сметы по экономическим элементам. 33 5. Калькуляция продукции. 34 6. Определение минимального уровня цены продукции. 36 7. Определение минимального объема продаж. 39 8. Экономические показатели деятельности предприятия. 41 Заключение. 45 47 Список литературы. Введение. Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общих потребностей и получения прибыли. Его основанием является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию соответствующего назначения, профиля и ассортимента. С точки зрения влияния на механизм хозяйствования, предприятия можно классифицировать по следующим признакам: 1. по видам деятельности; 2. по формам собственности; 3. по отраслевой принадлежности; 4. по типу производства; 5. по организационно-правовым формам; 6. по размерам. Основные моменты классификации предприятий по организационно-правовым формам, которые определяют организационно-правовые формы: 1. Характер взаимоотношения между учредителями; 2. Имущественная ответственность по обязательствам предприятия; 3. Минимальный размер уставного капитала; 4. Порядок управления предприятия; 5. Распределение прибыли; 6. Источники финансирования; 7. Порядок налогообложения. Всего существует 9 организационно-правовых форм (рисунок 1). Акционерное общество (АО) – форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций. Участники общества несут ответственность за результаты деятельности, ограниченную своими вкладами. АО создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в т.ч. иностранных), которые объединяют свой капитал и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции. АО: - является юридическим лицом; - несет имущественную ответственность перед кредиторами; - располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров; - владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции); Предприятия акционерного типа получают следующие преимущества: - способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций; - ограничение ответственности партнеров-акционеров стоимостью акций при общем экономическом интересе; - снижение предпринимательского риска; - облегчение перехода капитальных средств из отрасли в отрасль. АО функционируют обычно бессрочно, если иное не предусмотрено его уставом. Передача доли собственности осуществляется посредством продажи акций (иногда в учредительных документах может указываться иной порядок). Появление дополнительных владельцев акций оговаривается уставом. Функцию управления выполняет правление, которое сообща выбирает исполнительные органы: директора, его заместителя, главного бухгалтера и др. Уставной капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров. Размер уставного капитала определяется учредителями общества исходя из потребностей в денежных и иных средствах для начала его деятельности. Уставной капитал в момент учреждения общества должен состоять из оговоренного числа акций, кратного десяти, с одинаковой номинальной стоимостью. Обычно устанавливается нижняя граница уставного капитала. Существует две формы акционерного общества: - акционерное общество открытого типа (ОАО); - акционерное общество закрытого типа (ЗАО). Основные отличия ОАО от ЗАО: 1. Способ эмиссии (выпуск акций). ОАО может использовать две формы эмиссии: - открытая подписка (публичное размещение акций); - закрытая подписка (частичное размещение акций) – акции распространяются среди заранее известного круга лиц, при этом рекламная компания не проводится. При открытой подписке акции распространяются среди неограниченного круга инвесторов с привлечением рекламных компаний. При этом АО обязано ежегодно публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. ЗАО может проводить только закрытую подписку. 2. Переуступка акций. Участники ОАО могут уступать свои акции без согласия других акционеров. В ЗАО – участники имеют преимущественное право в покупке акций и их продаже (а ОАО они преимущества не имеют). 3. Размер уставного капитала. Устанавливается минимальный размер уставного капитала: ОАО – должен быть больше 1000 минимальных оплат труда; ЗАО – должен быть больше 100 минимальных оплат труда. 4. Число участников. В ЗАО не должно быть более 50 собственников. Если в ЗАО становится более 50 членов, то такое общество должно быть преобразовано в ОАО. В ОАО ограничений нет. Целью данной работы является закрепление теоретического материала и получение практических навыков самостоятельного расчета. Целью расчета является выявление приемлемых условий, при достижении которых можно говорить о целесообразности создания предприятия. Эти условия выражаются в следующем: 1. Нахождение минимальной цены, достаточной для получения прибыли, чтобы выплатить необходимые дивиденды. 2. Определение минимального объема продаж, достаточного для обеспечения безубыточной работы. 1. Исходные данные (вариант 6). Таблица 1
2. Определение состава имущества предприятия и источников его образования. Для осуществления хозяйственной деятельности предприятию необходимы различные ресурсы. Среди них особенно можно выделить ресурс – имущество предприятия. Для создания предприятия необходимы следующие виды имущества: - оборудование - здания - материальные оборотные средства - денежные оборотные средства. В момент образования предприятия к источникам могут быть отнесены: - акционерный капитал - аренда - кредит. С целью уменьшения капитала во внеоборотных активах помещения будем арендовать. Денежные средства для текущих платежей в необходимом размере возьмем в кредит в банке на срок 1 месяц. Остальные виды имущества приобретаются или обеспечиваются за счет собственных средств- формирования акционерного капитала. Таким образом, необходимо определить размер акционерного капитала путем расчета стоимости имущества. Для потребности в акционерном капитале необходимы следующие виды имущества: 1. Технологическое оборудование 2. Вспомогательное оборудование 3. Производственно-хозяйственный инвентарь 4. Помещения 5. Нематериальные активы 6. Оборотный капитал в производственные запасы 7. Оборотный капитал в незавершенное производство 8. Оборотный капитал в запасы готовой продукции 9. Оборотный капитал в дебиторскую задолженность 10. Оборотный капитал в денежные средства 2.1. Определение стоимости основных средств. 2.1.1. Стоимость технологического оборудования. Технологическое оборудование – это оборудование, осуществляющее непосредственное изготовление готового продукта. Стоимость технологического оборудования определяется по формуле: (1) где m – количество операций технологического процесса; Oi – принятое количество единиц оборудования, занятое выполнением i-той операции; Цi – цена единицы оборудования, занятой выполнением i-той операции. Расчетное количество единиц оборудования, занятое выполнением i-той операции: (2) где - годовой фонд времени работы оборудования, час/год; n- номенклатура изготовляемой продукции, количество наименований; - годовой объем производимой продукции; - норма времени на изготовление j-того изделия по i-той операции (j=1), мин./изд. Допущение : n=1 – один вид абстрактного изделия. определяется либо маркетинговыми исследованиями, либо исходя из возможностей оборудования. Максимально возможное количество продукции (производственная мощность), которое мы можем произвести на нашем оборудовании, определяется по формуле: (3) где - принятое количество оборудования, занятое выполнением самой трудоемкой операции. Максимальное количество продукции, которое можно произвести, ориентируясь на лимитирующую операцию, называется производственной мощностью . Считаем, что третья операция самая трудоемкая - =80 мин./изд. Принимаем =1. Рассчитываем ед./год Приравниваем ед./год Тогда расчетное количество единиц оборудования, занятое выполнением i-той операции рассчитываем по формуле: (4)
Округляя расчетное количество единиц оборудования до целого большего числа, получаем принятое количество . Коэффициент загрузки оборудования по каждой операции рассчитывается по формуле: (5) Коэффициент загрузки оборудования учитывает неизбежные простои, возникающие по технологическим и организационным причинам (аварийный ремонт, занятость рабочих на выполнении других работ и т.п.). Он зависит от типа производства, режима работ в цехе, а также от характера оборудования. Построим диаграмму загрузки оборудования (рис. 2). Данная диаграмма показывает, количество каких единиц оборудования надо увеличивать в случае расширения производства. В нашем случае, при увеличении производства, необходимо приобретать единицу оборудования, занятую на 3-ей операции. Рассчитаем стоимость технологического оборудования по формуле (1): 2.1.2. Определение стоимости вспомогательного оборудования. Вспомогательное оборудование: транспортные устройства, вспомогательные приспособления и др. Стоимость вспомогательного оборудования принимаем в размере 30 % от стоимости технологического оборудования (6) 2.1.3. Стоимость производственно-хозяйственного инвентаря. Производственно-хозяйственный инвентарь: мебель, оргтехника, телефон – принимаем за 20 % от стоимости технологического оборудования. (7) 2.1.4. Определение потребности в помещении. Для расчета арендной платы определим необходимую площадь для помещений следующего типа: - производственное помещение - помещение под склад - помещение под офис Площадь производственного помещения определяется по формуле: (8) где - габариты оборудования, занятого выполнением i-той операции, m – количество операций технологического процесса; - коэффициент, учитывающий дополнительную площадь для создания свободного места вокруг оборудования, равный 2.
Площадь складского помещения: (9) Площадь для офиса:
Суммарная площадь требуемых помещений:
Арендная плата: Арендная плата за 1 в год составляет 400 руб. 2.2. Определение стоимости нематериальных активов. Нематериальные активы отражают имущественные права (право пользования землей, водой и другими природными ресурсами), право пользования интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии). Расходы, связанные с созданием предприятия (регистрация, подготовка документов, написание устава) – около 5 тыс. руб. 2.3. Определение потребности в оборотных средствах(оборотных активах). Помимо основных фондов предприятие для осуществления процесса производства должно иметь средства, которые расходуются на приобретение сырья, материалов, топлива, на оплату электроэнергии, услуг других организаций, на заработную плату рабочих и служащих и ряд других расходов, связанных с производственной деятельностью. Оборотные активы являются мобильными средствами. Они подвержены постоянному изменению, находятся в постоянном движении. Отличительные признаки оборотных активов: 1. В процессе их использования они меняют натурально-вещественную форму, проходя различные стадии (например, исходное сырье→готовый продукт→выручка от реализации→исходное сырье…). 2. Переносит стоимость средств на изготовление продукции в течение одного оборота. 3. Участие оборотных средств в производственном процессе в течение одного оборота. Оборотные средства – ресурсы, используемые предприятиями для создания производственных запасов, авансирования затрат в процессе производства и реализации продукции. Следовательно, оборотные средства обслуживают как процесс производства продукции, так и процесс реализации. Стоимость оборотных средств переносится на себестоимость готовой продукции в течение одного оборота целиком. Наличие оптимального размера оборотных средств является условием непрерывной, эффективной работы предприятия. По степени участия в производственном процессе все оборотные средства можно разделить на 2 группы: 1). Оборотные средства в сфере производства . К ним относятся производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов. 2). Оборотные средства в сфере обращения . К ним относятся запасы готовой продукции, денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения. Рассмотрим классификацию оборотных активов по различным признакам (рисунок 3). 2.3.1. Определение оборотного капитала в производственных запасах сырья и материалов. Производственные запасы – это запасы сырья, материалов (основных, вспомогательных), комплектующие, полуфабрикаты, запасные части для ремонта и т.д. Главная цель создания производственных запасов – обеспечить непрерывны устойчивый ход производства, минимизировать срыв производственного процесса, минимизировать запасы денежных средств. (11) где - норма расхода материала на единицу продукции, кг/ед.; - годовой объем производства продукции (принимаем равным производственной мощности), ед./год; - цена материала, руб./кг; - оборачиваемость производственных запасов, дни. (12) где - вес изделия, кг/ед.; - коэффициент использования материала. кг/ед.
2.3.2. Определение оборотного капитала в незавершенном производстве. Незавершенное производство – незаконченное изготовление продукции, находящееся в различной стадии готовности, пока продукция не передана на склад. (13) где ТЦ – длительность производственного цикла, дни; QГ – годовой объем производства продукции, руб./ед.; С – себестоимость единицы готовой продукции, руб./ед.; KГ – коэффициент готовности. Длительность производственного цикла рассчитывается по формуле: (14) где Тсм – продолжительность смены, (7-8 час.); S – количество смен работы (двухсменный режим); Kпер – коэффициент, учитывающий продолжительность различных перерывов, возникающих в процессе изготовления продукции (2-3). Сумма денежных затрат предприятия на производство и реализацию продукции называется себестоимостью. Себестоимость единицы готовой продукции по приближенному методу определяется по формуле: (15) где kм – коэффициент, учитывающий удельный вес стоимости основного материала в себестоимости изделия (0,80-0,85). Коэффициент готовности рассчитывается по формуле: (16) Рассчитаем длительность производственного цикла по формуле: дни. Коэффициент готовности по формуле: Тогда оборотный капитал в незавершенное производство составляет: 2.3.3. Определение оборотного капитала в запасах готовой продукции. Формула для определения оборотного капитала в запасах готовой продукции: (17) где - период оборота запаса готовой продукции, дни; - годовой объем производства продукции, ед./год; С – себестоимость единицы готовой продукции, руб./ед.
Оборотный капитал в дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность – счета к поступлению – это деньги, которые должны предприятию за выпускаемую продукцию. Оборотный капитал в дебиторской задолженности находится по формуле: (18) где - выручка от реализации продукции за год; - оборачиваемость дебиторской задолженности, дни. Выручка от реализации продукции определяется по формуле: (19) где ρ – рентабельность продукции (20 %). Определим оборотный капитал в дебиторскую задолженность: 2.4. Определение размера акционерного капитала. Акционерный капитал складывается из двух величин: внеоборотных активов и собственных оборотных средств. (20) Внеоборотные активы складываются из величин: стоимости технологического оборудования, стоимости вспомогательного оборудования, стоимости производственно-хозяйственного инвентаря, стоимости нематериальных активов. Собственные оборотные средства определяются сл࠵ࡨࢆ࢜ࡰࡸ@ࡼࡢࢀࡠࡼࡸt@@âêÂèÒÞÜ\f@@[1]*@@@PdbRࡦࡨࡪ@@@âêÂèÒÞÜ\f@@[1]*Z@ࡴࢀࡪࡨࡰࢄࡼࢀࢂࡴࡠ࢞@ࡠࡨࡼࡶࡪࡺࡺࡼࢂࢄ࢘X@ࡴࡼࢄࡼࢀࡠ࢞@ࡤࡴࡶ࢜ࢎࡠࡪࢄ@ࡤ@ࢂࡪࡢ࢞tࡠࡨࡼࡶࡪࡺࡺࡼࢂࢄ࢘@ࡾࡼࢂࢄࡠࡤࡰࡴࡠࡸ@ࢂࢀ࢘࢞X@ࡸࡠࢄࡪࢀࡰࡠࡶࡼࡤX@࢚ࡺࡪࢀࡦࡰࡰ@ࡰ@ࡾࢀࡼࢎࡪࡪvࡠࡨࡼࡶࡪࡺࡺࡼࢂࢄ࢘@ࡾࡼ@ࡼࡾࡶࡠࢄࡪ@ࢄࢀࢆࡨࡠvࡠࡨࡼࡶࡪࡺࡺࡼࢂࢄ࢘@ࡾࡼ@ࢂࡼࢌࡰࡠࡶ࢘ࡺࡼࡸࢆ@ࢂтрахованию и обеспечению; - задолженность перед бюджетом; вексель к уплате. (22) где - норма расхода материала на изготовление изделия, кг/ед.; - годовой объем производства продукции, ед/год; - цена материала в рублях; - оборачиваемость кредиторской задолженности. Тогда величина собственных оборотных средств равна: Денежные средства на текущие расходы покрываются за счет краткосрочного кредита: (23) Определим акционерный капитал по формуле (20): Составим баланс и схему связи имущества и источников финансирования. Первоначальный баланс предприятия.
Схема связи имущества и источников финансирования. Актив Пассив 2.5. Определение номинальной стоимости и количества акций. Акция – это ценная бумага. Которая представляет собой свидетельство о внесении капитала (доли, пая) в общий капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода – дивиденда из прибылей указанного общества. Акции могут быть различных видов, но основными являются: именные, акции на предъявителя, простые и привилегированные акции. Именная акция закрепляется за акционером посредством занесения в книгу записей. Передача именных акций (прав на нее) осуществляется путем передаточных надписей и их отражения в книге общества. Акция на предъявителя подобно деньгам принадлежит ее фактическому владельцу и не закрепляется за каким-либо конкретным лицом. Свободная передача акций означает автоматическую смену ее владельца. Простые акции позволяют получать доход в зависимости от результатов деятельности АО, а также принимать участие в управлении и голосовать на общем собрании акционеров. Привилегированные акции отличаются от простых заранее установленной суммой дохода на акцию независимо от результатов работы АО, и первоочередностью выплат возвратных сумм при ликвидации АО. Главный недостаток привилегированных акций в том, что они не дают права голоса на общем собрании акционеров. На нашем предприятии, рассматриваемом в данной работе, предусматривается выпуск лишь простых акций. Любые ценные бумаги имеют номинальную цену, обозначенную на них. Номинал акций позволяет определить следующие моменты: - количество акций - определяет доступность акций широкому кругу акционеров - влияет на управляемость акционерным обществом. Условно примем номинал акции 10000-50000 руб. Количество акций, выпускаемых акционерным обществом, определяется по формуле: (24) где На – номинал акций; Ак – акционерный капитал. Из формулы (24) следует, что при увеличении номинала количество выпускаемых акций уменьшается, а следовательно уменьшается и количество акционеров. 2.6. Операционный и финансовый цикл. Характеризует степень использования оборотных средств. отпуск готовой продукции период оплаты сырья получение денежных средств от покупателя Тоб.м - длительность оборота производственных запасов, Тоб.нзп – длительность оборота незавершенного производства, Тоб.гп – длительность оборота готовой продукции, Тоб.дбз – длительность оборота дебиторской задолженности. Топ.ц – операционный цикл – показывает суммарное время “омертвления” денежных средств. Тф.ц. – период финансового цикла – период, когда деньги отвлечены от оборота. Тф.ц. =Топ.ц. –Тоб.крз. В течение финансового цикла мы привлекаем собственные денежные средства и кредиты банков. 3. Определение численности на предприятии. Расчет численности работающих определяется для расчета затрат по зарплате, производительности труда и среднемесячной оплаты. Необходимо определить численность основных рабочих, вспомогательных рабочих и инженерно-технических работников (ИТР). 1. Численность основных рабочих определяется по каждой операции по соответствующей трудоемкости выполняемых работ. (25) где Fр – годовой фонд времени рабочего, час/год; Qг – годовой объем производства продукции, ед./год; tн – трудоемкость выполняемых работ по i –той операции, мин./изд. Численность рабочих по каждой операции: Чосн.р. =0,52+1,3+2,08+1,3+1,04+1,82=8 человек. 2. Численность вспомогательных рабочих. Численность вспомогательных рабочих определяется по: - нормам обслуживания; - рабочим местам. Установим численность рабочих по рабочим местам. Для нашего предприятия по этому методу требуется 3 вспомогательных рабочих: кладовщик, грузчик, слесарь. 3. Численность административно-управленческого аппарата. Численность административно-управленческого персонала устанавливается на основе разрабатываемого штатного расписания – документа, который содержит информацию о составе инженерно-технических работников, их численности и окладах по каждой должности. Административный аппарат нашего предприятия – директор, зам. директора по коммерческим вопросам, бухгалтер-экономист, секретарь. Итого: 4 человека. Всего: численность работающих – 15 человек. 4. Определение сметы затрат на производство и реализацию продукции. По экономическому содержанию затраты классифицируются: 1. По экономическим элементам; 2. По статьям расходов. 1. Классификация затрат по экономическим элементам. Данная классификация требуется для определения затрат в целом по предприятию и расчета на основе этих затрат прибыли. Кроме того, она необходима для определения потребностей в различных ресурсах. В соответствии с этим признаком все затраты группируются по следующим элементам: 1. Материальные затраты 2. Затраты на оплату труда 3. Отчисления на социальные нужды 4. Амортизация основных фондов 5. Прочие затраты. Эта группировка регламентируется нормативными документами. 1. Материальные затраты. Включают: - стоимость приобретаемого сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции (основные материалы); - материалы для обеспечения технологического процесса (содержание, ремонт оборудования, зданий, сооружений и т.п.); - покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты; - услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями; - стоимость приобретаемого со стороны топлива; - стоимость покупаемой энергии. Стоимость материальных затрат определяется на основе цен их приобретения без налога на добавленную стоимость (НДС). Стоимость материала определяется за вычетом стоимости реализуемых отходов. Если транспортировка осуществляется сторонними организациями, то затраты по транспортировке должны быть включены в цену приобретения. 2. Затраты на оплату труда. Включают: - выплаты зарплаты, исходя из принятой системы оплаты труда на данном предприятии; - стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты; - выплата стимулирующего характера (премии, надбавки); - доплаты (за условия труда и т.п.); - оплата очередных и дополнительных отпусков и льготных часов для подростков; - вознаграждения за выслугу лет; - выплату по районному коэффициенту и т.д. Затраты за счет прибыли предприятия не включаются в затраты на оплату труда: материальная помощь; оплата отпусков, сверх предусмотренного законом, надбавки к пенсии; дивиденды; оплата путевок на лечение, отдых и т.д. 3. Отчисления на социальные нужды. Включают: - органы государственного социального страхования – 5,4 %; - пенсионный фонд – 28 %; - фонд медицинского страхования – 3,6 %; - фонд занятости – 1,5 %. 4. Амортизация основных фондов. Амортизация производственных фондов. 5. Прочие затраты. Элементы прочих затрат: - налоги за счет себестоимости (земельный налог, налоги в дорожные фонды и т.п.); - отчисления в специальные внебюджетные фонды; - платежи по страхованию имущества; - вознаграждение за изобретение и рационализаторство; - платежи по кредитам; - затраты на командировки; - оплата услуг связи, банков; - плата за аренду; - отчисления в ремонтный фонд; - отчисления на рекламу; - амортизация нематериальных активов и т.д. На основе полученного свода затрат по элементам определяется структура затрат, т.е. удельный вес каждого элемента. Это позволит выделить наиболее существенные из них. По удельному весу элементов затраты подразделяют на: - материалоемкие - трудоемкие - фондоемкие (амортизация). Недостатки данной классификации: по этой группировки мы не можем определить затраты: - по месту их возникновения (по структурным подразделениям: цехам и т.д.); - по отдельным видам продукции и услуг. 2. Классификация затрат по статьям расходов. Достоинства данной классификации: - отсутствие вышеотмеченных недостатков; - позволяет определять затраты по выполняемым функциям управления. Номенклатуру статей определяют сами предприятия (исходя из технологии, индивидуальных особенностей предприятия (размер, тип производства), отраслевой принадлежности, особенно организации производства). Количество статей влияет на точность расчета себестоимости, на аналитичность расчета (чем больше статей, тем глубже можно проводить анализ), на затраты, связанные с учетом и с планированием. При выделении статей затрат необходимо выделять по возможности как можно больше прямых затрат (без чрезмерного ущерба для учета и трудоемкости расчета). Во внимание принимается удельный вес прямых затрат в общих затратах. Прямые затраты относятся к конкретному виду продукции. Прямые затраты. 1. Сырье и основные материалы. Основные материалы берутся за вычетом отходов. 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие. 3. Топливо и энергия (технологические). Влияют на структуру изготовляемой продукции. 4. Основная зарплата производственных рабочих. Эти затраты можно отнести к конкретному виду продукции. 5. Дополнительная зарплата производственных рабочих. Оплата отпусков, льготных часов подростков. 6. Отчисления на социальные нужды производственных рабочих. 7. Расходы на подготовку и освоение новых изделий. Только единичных производств. 8. Возмещение износа спец. оснастки. Косвенные затраты. 9. Общепроизводственные расходы (общецеховые, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования). 10. Общехозяйственные расходы. 11. Коммерческие расходы. Статьи 9, 10, 11 – комплексные статьи – это такие статьи, которые включают в себя насколько элементов. 4.1. Разработка сметы по статьям расходов. Так как производство номенклатурное и, кроме того, предприятие малое, т.е. нет смысла выносить в отдельные затраты многие службы, то сделаем следующее допущение: Общепроизводственные + общехозяйственные + коммерческие расходы→ (заменяем на) накладные расходы. Состав статей, которые мы в данном расчете будем использовать: - основные материалы; - реализуемые отходы; - основные материалы за вычетом отходов; - дополнительная зарплата производственных рабочих; - отчисления на социальные нужды, цели производственных рабочих; - накладные расходы. Прямые затраты. 1. Основные материалы. Основные материалы на весь объем производимой продукции. (26) где gr –вес изделия; kисп. – коэффициент использования материала; Цм – цена материала, руб./кг; Q = Qг – годовой объем производства продукции, ед./год. Основные материалы на единицу производимой продукции: (27) 2. Реализуемые отходы на весь объем производимой продукции: (28) Цотх. – цена отходов, берем 10 % от цены материала. Реализуемые отходы на единицу производимой продукции: (29) Цотх. =0,1∙1,95=0,195 руб./кг 3. Затраты на материалы за вычетом отходов. На весь объем производимой продукции: (30) На единицу производимой продукции: (31)
4. Основная зарплата производственных рабочих. Основная зарплата - это заработок за выполнение работы и пребывание работника на рабочем месте. При расчете останавливаемся на сдельно-премиальной системе. руб./ед. (32) где m – количество операций; tнi – норма времени на выполнение i-той операции; Cч1 – часовая ставка 1 разряда (принимаем равной 1000/170=5,88); kт.к. – тарифный коэффициент; kп. – коэффициент, учитывающий премии и доплаты (1,5-1,6); kр. – районный коэффициент (1,3). Табл. 1 Тарифная сетка в бюджетной сфере.
Тарифный коэффициент показывает, во сколько ставка одного разряда отличается от другого.
(33) 5. Дополнительная зарплата производственных рабочих. Дополнительная зарплата – зарплата, не связанная с пребыванием рабочего на работе: - оплата отпусков - оплата времени, связанная с выполнением общественных обязанностей. руб./год (34) где kдоп. – коэффициент, учитывающий дополнительную зарплату (0,10-0,15).
6. Отчисления на социальные нужды производственных рабочих. (35) 0,385 – коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды. Косвенные затраты. 7. Накладные расходы. Относятся на весь выпуск, связаны с деятельностью предприятия в целом и не могут быть непосредственно отнесены к конкретному виду изделия, т.к. отсутствуют нормы. Состав накладных расходов. 7.1. Амортизация основных средств и материалов. К основным средствам относятся технологическое оборудование, вспомогательное оборудование, производственно-хозяйственный инвентарь. (36) где Он – норма амортизационных отчислений (15%). Амортизация нематериальных активов. (37) 7.2. Арендная плата рассчитывается по формуле (10): (38) Арендная плата за 1 м2 в год составляет 400 руб. 7.3. Отчисления в ремонтный фонд. (39) где kотч.рф – коэффициент, учитывающий отчисления в ремонтный фонд (0,06-0,08); Ц – цена основных средств. 7.4. Затраты на вспомогательные материалы на содержание оборудования. (40) где kвм – коэффициент, учитывающий затраты на вспомогательные материалы на содержание оборудования (0,02-0,03). 7.5. Затраты на энергию. А) на технологическое оборудование (41) где Nyi – установленная мощность оборудования на каждой операции, кВт
kзi – коэффициент загрузки оборудования по каждой i-той операции; F0 – годовой фонд времени работы оборудования; k0 – коэффициент, учитывающий долю основного времени в общем времени; kN – коэффициент использования двигателя по мощности; Цэл – цена за 1 кВт/час (0,36 руб./кВт*час). kN =0,7; k0 =0,5-0,7. б) на вспомогательное оборудование Cэн. =11,497+1,15=12,647 тыс.руб./год 7.6. Затраты на инструменты. (42) где Тст – стойкость инструмента за весь период службы (300 мин.); Ци.ср. – средняя цена инструмента (20-30 руб.). . 7.7. Зарплата вспомогательных рабочих и ИТР. руб./год (43) Суммирование ЗП по каждой профессии. где Сз.мес. – месячная ставка рабочего, соответствующая профессии; слесарь – 600 руб. грузчик – 500 руб. кладовщик – 400 руб. Ч – численность; kп – доплаты и премии (1,3); kр – районный коэффициент (1,3). 7.8. Отчисления на социальные цели вспомогательных рабочих и ИТР: (45) Сотч. всп.р. =30420*0,385=11711,7 руб./год. Директор - 1000руб. Зам. директора по ком. части – 800 руб. Экономист-бухгалтер – 600 руб. Секретарь – 500 руб. Сз =30420+45240=75660 руб./год Отчисления на социальные цели ИТР: Сотч. =11711,7+17417,4=29129,1 руб./год 7.9. Командировочные расходы. Командировочные расходы берутся 10 % от зарплаты ИТР. 7.10. Представительские расходы. Данные расходы связаны с приемом различных клиентов по поставкам продукции и т.п. Принимаются 0,2 % от Qрл. (46) 7.11. Реклама. Затраты на рекламу берутся 1 % от Qрл. (47) 7.12. Налоги. В данные затраты входят налоги, включаемые в себестоимость продукции, а именно налоги на пользователей автомобильных дорог. Берется 2,5 % от Qрл. (48) 7.13. Плата за кредит. (49) где Ккр. – величина кредита; iкр. - % за кредит (58 %); Ткр. – длительность кредита (1 мес.). 7.14. Прочие расходы. В данные затраты включаются: - услуги сторонним организациям; - оплата за услуги банки, связи, телефон, телеграф и т.д. Берется 10-20 % от всех расходов. Спроч. =0,1*(15,525+1+28,8+6,21+1,794+12,647+30,618+75,66+29,129+4,524+4,8 +24+60+0,695)=29,54 тыс.руб./год. По накладным расходам составляется смета (табл.3). 4.1.1. Смета накладных расходов. Любое предприятие стремится получить максимальную прибыль при минимальных совокупных затратах. Минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Поэтому совокупные общие затраты делятся на постоянные и переменные: - переменные, изменяются с изменением объема производства; - постоянные, в краткосрочном плане остаются неизменными. Таблица 3 Смета накладных расходов.
В расчете на единицу продукции накладные расходы составят: - Постоянные расходы: - Переменные расходы: руб./ед. Таблица 4 4.1.2. Сводная смета по статьям расхода.
Классификация затрат по степени их зависимости от объема производства.
Рис. 4 Таблица 5 Увязка сметы затрат на производство продукции по статьям расходов и элементам затрат.
4.2. Разработка сметы затрат по экономическим элементам. Все затраты группируются по следующим элементам: 1. Материальные затраты 2. Затраты на оплату труда 3. Отчисления на социальные нужды 4. Амортизация основных фондов 5. Прочие затраты По данной классификации составляется смета затрат по экономическим элементам. Таблица 6 Сводная смета затрат по экономическим элементам.
5. Калькуляция продукции. Калькуляция – это исчисление себестоимости или издержек на единицу продукции, работ, услуг. Калькуляция может быть осуществлена на основе полных или неполных издержек. Калькуляция на основе полных издержек необходима для установления нижней границы цены продукции, для определения рентабельности продукции и целесообразности ее выпуска. Калькуляция на основе полных издержек нужна для цели анализа, позволяет решать задачу по определению точки безубыточности, задачу по определению влияния объема выпускаемой продукции на прибыль, находить оптимальный объем и ассортимент продукции. Метод полной калькуляции использует разбиение затрат на прямые и косвенные и разнесение косвенных затрат между различными изделиями. Рассмотрим калькуляцию продукции по трем вариантам: 1. На основе элементов затрат (В условиях производства однородной, единственной продукции).
2. В условиях многономенклатурного производства калькулирование осуществляется по статьям расхода: - полное калькулирование - неполное калькулирование. Определим накладные расходы для многономенклатурного производства. Определим коэффициент накладных расходов: (50) где Снр – сумма накладных расходов; Cзп – основная ЗП производственных рабочих за год. Накладные расходы на единицу продукции: (51) где - удельная основная ЗП производственных рабочих по j-тому изделию. Определим накладные расходы для многономенклатурного производства с разнесением накладных расходов на переменные и постоянные затраты. Коэффициент накладных переменных затрат: (52) Накладные переменные на единицу продукции: (53) Коэффициент накладных постоянных затрат: (54) Накладные постоянные расходы на единицу продукции: Таблица 7
6. Определение минимального уровня цены продукции. Минимальный уровень цены – это такой, который должен обеспечить получение прибыли, достаточной для выплаты дивидендов на уровне 25 % годовых. 1. Определим цену продукции в зависимости от уровня рентабельности. (55) где С – себестоимость продукции; p – рентабельность. Зададимся значениями рентабельности – 20 % и 40 %. А) p=20 % Б) p=40 % 2. Выручка от реализации: (56) где Qг – годовой объем выпуска продукции. А) p=20 % Б) p=40 % 3. Прибыль от реализации продукции. (57) где Собщ – общие затраты по смете. А) p=20 % Б) p=40 % 4. Распределение прибыли. Схема распределения прибыли представлена на рисунке 5. Найдем две точки для построения графика зависимости дивидендной ставки от уровня цены: 1) p=20 %, Нст =45% 2) p=40 %, Нст =93% Таблица 8
График зависимости дивидендной ставки от уровня цены.
Предельный уровень дивидендной ставки=25%, ему соответствует уровень рентабельности 13% и значение минимальной цены продукции – 951, 342 руб./ед.
7.Определение минимального объема продаж. Минимальный объем продаж – это такой объем продаж, при превышении которого обеспечивается получение прибыли. Формула для нахождения минимального объема продаж:
Графически значение минимального объема продаж можно найти как точку пересечения прямых выручки от реализации Qрл =f(Q) и себестоимости С =f(Q). Зададим два значения Q для построения графика. Таблица 9
По данным таблицы 9 построим график для определения минимального объема продаж (рис. 7). По графику находим значение Qmin =1179 ед./год, ему соответствует значение выручки от реализации – 1121,2 тыс. руб./год. Значение называется удельным маржинальным доходом (Мд ). Мд =0,951-0,77=0,181 тыс.руб./ед. Маржинальный доход показывает, как будет возрастать прибыль при увеличении объема продукции на одну единицу. В случае многономенклатурного производства находится минимальный объем продаж в рублях. Можно найти точку безубыточности Qрл min , в которой прибыль равна нулю, построив график зависимости удельного маржинального дохода от выручки от реализации. (59) где kпер – коэффициент, учитывающий удельный вес переменных расходов в выручке от реализации. Величина называется рентабельностью по маржинальному доходу Тогда . Зависимость между выручкой от реализации и удельным маржинальным доходом выражается: (60) График этой зависимости (рис. 8)
Точка пересечения прямых Спост и Мд является точкой безубыточности, в которой Qрл min =1121,2 тыс.руб. (рис. 8). Точка безубыточности характеризует запас финансовой устойчивости предприятия. Коэффициент, характеризующий финансовую устойчивость предприятия: (60) где Qпл – планируемое значение объема продаж, Qкр – критическое значение объема продаж. Построим графики зависимости минимального объема продаж Qкр от изменения факторов (рис.10). А).Qкр =f(Ц) где kц – коэффициент, учитывающий изменение цены. Б) Qкр =f(Спер ) В) Qкр =f(Спост )
8. Экономические показатели деятельности предприятия. Абсолютные показатели деятельности предприятия.
Относительные показатели деятельности предприятия.
Заключение. В данной курсовой работе выявили приемлемые условия, необходимые для создания акционерного общества открытого типа. В данной работе мы определили потребность в имуществе предприятия и источники его формирования. Основным источником финансирования (75,7 %) является акционерный капитал, краткосрочные пассивы составляют 24,3 %. В ходе выполнения курсовой работы был определен состав работников предприятия. Численность производственных рабочих определялась по методу трудоемкости выполняемых работ, численность вспомогательных рабочих и инженерно-технических работников – по рабочим местам. Общая численность работников составила 15 человек. Была разработана смета затрат на производство и реализацию продукции по статьям расхода и экономическим элементам. Рассмотрены варианты калькулирования для одноменклатурного и многономенклатурного производства. Произведен расчет предельной минимальной цены продукции, при которой возможна выплата дивидендов на заданном уровне. При уровне рентабельности равном 20 % получили значение дивидендной ставки 45 %. Повышенный процент дивидендной ставки является платой за риск вложения средств в новое дело. Полученное значение дивидендной ставки выше, чем банковская ставка по депозитам, поэтому мы можем привлечь людей, которые купят акции нашего предприятия. Был определен минимальный объем продаж, который необходим для обеспечения безубыточной работы нашего предприятия. Нахождение минимального объема продаж позволило определить, что наше предприятие обладает достаточным запасом финансовой устойчивости (коэффициент финансовой устойчивости равен 60 %). Был построен график зависимости объема производства от изменения факторов: цены, переменных удельных затрат, постоянных затрат. Проанализировав данный график можно определить влияние данных факторов на критическую программу нашего предприятия. Например, чтобы компенсировать потери от снижения цены нужно увеличить объемы производства. При увеличении переменных и постоянных затрат необходимо также увеличить объемы производства. |