Реферат: Основные типы структур управления. понятия дерево целей организации и его роль в менеджменте
Название: Основные типы структур управления. понятия дерево целей организации и его роль в менеджменте Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение……………………………………………………………………………. 3 1. Описание основных типов структур управления, их содержание, достоинства и недостатки………………………………………………4 2. Раскрытие понятия «дерево целей» организации и его роль в менеджменте………………………………………………………........11 3. Задача………………………………………………………………....... 13 Заключение ……………………………………………………………… 15 Список литературы …………………………………………………... 16 Ведение
Данная контрольная работа будет посвящена анализу существующих основных типов структур управления и изучены их особенности. Управление - процесс сложный и емкий, требующий не только классифика-ции по стилям, методам, но и структуризации. Организационная структура управления - важное звено в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых структур - это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Все требует упорядоченности и иерархичности. В особенности для российского рынка, когда переход к рыночному укладу в экономике уже произошел, а понимания построения организации у многих предпринима-телей еще нет, как никогда актуальным становится научный менеджмент и его основные учения, в частности его выводы о типовых организационных структурах управления. Цель контрольной работы будет заключаться в следующем: в первом вопросе мы рассмотрим основные типы организационных структур управления и покажем их видимые преимущества и недостатки, также наглядно с помощью схем рассмотрим формы их функционирования и зависимости происхождения одной от другой. Во второй части работы мы рассмотрим метод дерева целей и его роль в менеджменте. Выполним задачу. 1. Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки. Структура организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации. Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Элементы организационной структуры управления – это либо отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), либо службы и органы аппарата управления.[2, с. 364] В процессе исследования оргструктур был выработан ряд требований для того, чтобы деятельность организации была эффективной: - Оптимальность. Установление рациональных связей между звеньями управления на всех его уровнях и в каждой системе управления. - Оперативность. Все распоряжения выполняются оперативно. Мини-мальное количество посредников между руководителем. - Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации. - Гибкость. Способность изменяться в с изменениями внешней среды. - Экономичность. Нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий аппарат. Кроме вышеуказанных требований на разработку структуры управления оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: технические; организационные; экономические; социально-психологические др. Внешние факторы: территориальное размещение; климатические условия. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.[3, с. 110-111] Структуры управления во многих организациях сложились больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению. Несмотря на это, можно выделить два типовых подхода, получивших наибольшее распространение. Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления — иерархический тип. Второй исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды — органический тип. Иерархический (бюрократический) тип структур управления исторически сформировался первым. Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработа-вшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифициро-ванных специалистов по каждой должности; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышесто-ящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональ-ности такой структуры. [5] Органический тип , представляя собой новый тип, возник как антипод бюрократическому типу. Он предполагает гибкость структур вместо жесткости, связанной правилами и нормами, высокий уровень горизонталь-ной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.[3, c.115] Линейно-функциональная Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис.1) [5]
Достоинства линейной структуры: четкая система взаимных связей функций и подразделений; один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель, выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатками являются: невосприимчивость к изменениям; жесткость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; перегрузка управленцев верхнего уровня.[4] Линейно-штабная структура Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. (рис.2)
Производственные отделения
[3, с.113] Достоинства структуры : более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов. Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции.[1, с. 253-255] Недостатки линейно-функциональной структуры управления на практике усугубляются за счет таких условий хозяйствования, при которых: допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышаются нормы управляемости, особенно у директоров и их заместителей; формируются нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные и регламентирующие документы.[2, с. 368-369] Девизионнальная структура управления Необходимость изменения вида структуры управления чаще всего связана с ростом организации, диверсификацией ее деятельности и усложнением взаимодействий с внешней средой. Конкуренция заставляет руководителей концентрировать все больше внимания и усилий на конечных результатах, т.е. на продукции, услугах и потребителях. Соответственно меняются подходы к построению структур управления. Подход к перестройке и формированию структур, основу которого составляет выделение в составе организации производственных отделений (подразделений) как самостоятельных объектов управления, получил название дивизионального (от англ. division — отделение). Ключевыми фигурами в управлении организацией становятся не руководители, а менеджеры производственных отделений, которые усиливают вертикаль иерархии управления(рис. 3) [ 3,с.113]
Достоинства дивизионной структруры: управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями; обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли"; более тесная связь производства с потребителями. Недостатки . Дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Дублирование функций управле-ния на разных уровнях в конечном счете привело к росту затрат на содержа-ние управленческого аппарата. В самих производственных отделениях управление строится по линейно-функциональному виду. На данную структуру управления успешно переходят многие отечественные организа-ции (в первую очередь акционерные общества, холдинги и т.п.), используя заложенные в ней возможности децентрализации и роста эффективности. Проектная структура Проектные структуры применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления. Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность. Достоинства . Такая структура обладает большой гибкостью, Недостатки но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. При этом от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации. С целью облегчения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов или используются так называемые матричные структуры. Матричная структура управления. Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп. Структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы (персонал и техническая помощь руководителю проекта), с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками и ресурсами. Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.[6, гл. 11] Для эффективности применения матричных структур необходимо одновременно с введением новой структуры провести изменения в системах планирования, контроля, распределения ресурсов, ввести новые условия материального стимулирования участников, изменить стиль руководства и всемерно поддерживать стремление работников. Достоинства матричных структур. Более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов. В матричных структурах можно гибко перераспределять кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большую возможность координации работ, это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах. Среди недостатков матричной организации обычно подчеркивается сложность, наложение вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам и к трудностям в принятии решений. Бригадная (кросс - функциональная) структура управления. Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Основными принципами такой организации управления являются: автономная работа рабочих групп (бригад); самостоятельное принятие решений рабочими группами; замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений. Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников. В организации, построенной по этим принципам, могут, как сохраняться функциональные подразделения, так и отсутствовать. В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, она называется бригадной. Достоинства бригадной (кросс-функциональной) структуры: сокращение управленческого аппарата; гибкое использование кадров, их знаний; работа в группах создает условия для самосовершенствования; сокращается потребность в специалистах широкого профиля. Недостатки бригадной структуры: сложность в координации работ отдельных бригад; высокая квалификация и ответственность персонала; высокие требования к коммуникациям.[1, с. 371] 2. Раскрытие понятия «дерево целей» организации и его роль в менеджменте. Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей. Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
4 (рис. 4) 1 - главная цель (корневая); 2 - подцели или цели уровня 1 (средства по отношению к главной цели); 3 – цели уровня 2 или задачи управления, которые необходимо решить для достижения целей уровня 1 ; 4 - данные, показатели, необходимые для решения задач [6, с.50] Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам: - общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата; - при развертывании общей цели исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня; - при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения; - подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и невыводимыми друг из друга; - фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента. Выделяют пять основных черт для определения специфики и свойств цели: · конкретность и измеримость; · определенность во времени; · адресность, направленность; · согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями организации; · контролируемость. Пример Дерева целей. Повышение эффективности работы с клиентами до 1 июля 2010 года
Задача. Выберите оптимальное управленческое решение по вопросу оценки качества и приобретения сотового телефона по следующим исходным условиям. Есть: 1. Марки сотовых телефонов: Nokia 7610, Motorola V3, Samsung D500, SonyEricsson K600, LG M4410. 2. Таблица критериев, по которым будет производиться оценка и выбор телефона (табл. 1). Задачу решаем с помощью MS Excel Необходимо обосновать выбор марки сотового телефона. Решение
. В таблице 1 в первом столбце перечислены критерии оценки вариантов, на основе которых осуществляется выбор модели сотового телефона. Во втором столбце в матрице приведены удельные веса критериев Далее значения удельных весов критериев и значения выбранных вариантов перемножаем и складываем по столбцам Расчеты произведены правильно, т.к. полученные результаты в сумме составляют единицу ∑xm * an=0,19+0,19+0,24+0,175+0,205=1 По условию оптимальным вариантом решения является тот, сумма которого является max. Максимальная сумма (∑xm * an) значений является 0,24. Получается, что оптимальным вариантом решения является марка сотового телефона Samsung D500. Он показывает, что этот телефон явятся наиболее функциональным и критерий звука является равным по сравнению с другими значениями вариантов (0,25). Также качество изображения на экране является одним из лучших (0,3). Хотя телефон не из легких (0,25), он привлекает низкой ценой из всех предложенных вариантов (0,1). Ответ: оптимальным вариантом при принятии решения по вопросу оценки и приобретения сотового телефона является Samsung D500. Тест . Валютный риск – это спекулятивный риск: 1) Да 2) Нет Валютный риск — опасность валютных потерь в результате изменения курса валюты цены к валюте платежа в период между подписанием контракта и проведением по нему платежа. Экспортер или кредитор несет убытки при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа, получая меньшую реальную стоимость по сравнению с оговоренной в контракте. И, наоборот, для импортера (или должника по займам) валютный риск возникает при повышении курса валюты цены (займа) к валюте платежа. Колебания валютных курсов приводят к обогащению одних компаний и к убыткам других Спекуляция в экономической лексике — получение дохода за счёт разницы между ценами покупки и продажи Валютные риски относятся к спекулятивным рискам, поэтому при потерях одной из сторон в результате изменения валютных курсов другая сторона, как правило, получает дополнительную прибыль, и наоборот. Ответ – Да Заключение Управление людьми имеет важное значение для всех организаций. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализа-ции будет потеряна. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется. Мы выяснили, что имеются два основных типа организационных структур управления: иерархический и органический . В свою очередь иерархический тип структур управления имеет несколько основных вариантов: линейно-функциональная, линейно-штабная, диви-зиональная. Также имеется несколько основных вариантов структур управления в органическом типе: матричная, проектная и бригадная. Однако ни одна из перечисленных структур управления в чистом виде не применяется, за исключением линейной, и то лишь на малом предприятии. На подавляющем большинстве предприятий используется смешанный тип управления. В одних случаях – это простое сочетание перечисленных четырех форм, когда в нижнем звене – на уровне бригады – применяется линейная, в среднем – на уровне цеха – функциональная, а на уровне предприятия – линейно-функциональная и частично матричная форма. Чаще, однако, встречается синтез различных форм, когда они действуют солидарно на всех уровнях хозяйственной иерархии. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Список литературы 1. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. – 3 –е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.-512с. 2. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. м доп. – М.: Экономист, 2006. - 670 с. 3. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФА-М, 2007. – 288 с. 4. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент. Учебник. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998.-343с. 5. Типовые организационные структуры предприятий. Сайт «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000_orgchart.shtml 6. Сафронов Н. А. Экономика предприятия. Глава 11. Организационная структура управления предприятием. http://books.efaculty.kiev.ua/ekpd/11 Приложение
|