Реферат: Анализ стихотворения Лермонтова Дума 2
Название: Анализ стихотворения Лермонтова Дума 2 Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»Дума-поэтическая форма, которую широко использовали поэты-декабристы (наприм. «Думы» Кондратия Рылеева). Следуя декабристам, Лермонтов по возвращении из ссылки печатает «Думу», в которой обращается к своим современникам с упреком в малодушии, в отказе от гражданской борьбы: они не желают служить самодержавию, но в то же время отказались от борьбы с ним и от всякого участия в общественной жизни. Стихотворение по жанру является элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов. Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека . Тема раскрывается в характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов...»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна: Толпой угрюмою и скоро позабытой Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Он ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно порицая безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит "мы", Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки. "Дума" - это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь". В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию. Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»«Выхожу один я на дорогу…» написано За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них
: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи. Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»Стихотворение написано на берегу финского залива в августе1832 г (первая строка совпадает со стихом из анонимно изданной в 1828г поэмы декабриста Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»). Центральная тема – тема одиночества . Парус привлекает внимание лирического героя своим одиночеством. Стихотворение начинается инверсией «Белеет парус одинокий», она помогает передать настроение. Слово «парус» употребляется лишь раз, затем автор заменяет его на местоимение «он». С этого момента смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки о парусе и о том, что его окружает, следующие две – о состоянии души героя. В стихотворении много слов, противопоставленных друг другу по значению, т.е. антитезы: ищет — кинул, край далёкий — страна родная, ищет — бежит, буря — покой . Противоположность значений предлогов над — под так же усиливает противопоставление. Лермонтов воспевает человека- борца, который отвергает покой, поэтому идейное содержание можно выразить строкой «А он, мятежный просит бури, Как будто в бурях есть покой!» Стихотворение было воспринято в русском обществе как выражение передовых гражданских идей того времени. Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон»Стихотворение посвящено демону, тема к которой поэт обращался в разное времяАнализ стихотворения Лермонтова «Ангел»Стихотворение «Ангел» было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. Земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути!Тема земли впервые возникает в сознании читателя в конце второго четверостишия: «...и хвала его непритворна была». Слово непритворна появляется так неожиданно, мы как бы спотыкаемся об него, оно звучит диссонансом по отношению к той мелодии, которая возникла в нашей душе. Противопоставление контрастных образов земли и неба усиливается и тем, что слова-антонимы небо - земля занимают в стихотворении особое место: со слова небо («По небу...») начинается стихотворение, а словом земля заканчивается («...скучные песни земли»). Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно…»Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. В нем поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Лермонтов говорит о настроении, охватившем передовых людей его поколения, которое вступило в жизнь после разгрома декабрьского восстания 1825г, в пору глубокого общественного застоя и жестокого полицейского режима Николая 1,- поколения, обреченного на бесплотную растрату лучших сил. Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горечь: И скучно и грустно, и некому руку подать Им овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает как быстро течет время, что «проходят – все лучшие годы» и он не в силах противиться судьбе. Любовь ему кажется тоже немыслимой вещью, Лирический герой ни в чём не видит счастья жизни. Она для него просто «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны. Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкий недуг, холодное вниманье, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: Любить… но кого же?, Что пользы напрасно и вечно желать?; сравнение: жизнь – пустая и глупая шутка. Это стихотворение – исповедь одинокого человека, который никак не может смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром. Анализ стихотворения Лермонтова «Мой дом»Стихотворение «Мой дом» было написано 17-летним Лермонтовым. Тема стихотворения - дом для души поэта: Мой дом везде, где есть небесный свод,
|