Реферат: Порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками
Название: Порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: реферат |
Вопрос 24. Порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Обязанности работодателя и работника в области охраны труда регламентируется Федеральным законом (ст.14,15) и ст.212,214 ТК РФ. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: · безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов; · применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; · соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; · режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; · приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; · обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;1 · организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; · проведение аттестаций рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; · проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; · недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний; · информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; · предоставление органами государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; · принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; · расследование в установленном Правительством РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; · санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; · беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; · выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки; · обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; · ознакомление работников с требованиями охраны труда. Работник обязан: · соблюдать требования охраны труда; · правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; · проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;2 · немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); · проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Государство гарантирует работникам охрану здоровья и безопасные условия труда через систему государственного надзора и контроля исполнения требований охраны труда. Вопрос 129. Цель, критерии, субъекты и объекты экономической безопасности государства. Экономическая безопасность - это состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от угроз, внутреннего и внешнего характера, которое должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями) и надежно обеспечивать существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства. Функционирование механизма обеспечения экономической безопасности можно представить следующим образом: государство воспринимает угрозу, оценивает ее, разрабатывает политику и конкретные мероприятия по блокированию или нейтрализации появившихся или возможных угроз и реализует эти мероприятия посредством правовых форм и средств. Динамика развития общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ с точки зрения экономической безопасности может носить как позитивный, так и негативный характер. Направленность этих отношений позволяют оценить определенные качественные критерии и параметры (пороговые значения). Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономических отношений с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. В приложении №2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. №1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)», одобренному Указом Президента Российской Федерации от 29апреля 1996г. №608, приводится перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров. В соответствии с ним критериями экономической безопасности Российской Федерации являются: - способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; - зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране; - уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения; - обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением; - уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимый с позиции социально-экономической стабильности общества; - устойчивость финансовой системы; - рациональная структура внешней торговли; - доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг; - поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки; - сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций; - обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов. Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата. Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики – главный признак экономической безопасности. Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз3 . Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга. Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Объектами экономической безопасности являются: · экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг; · природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые. Субъекты экономической безопасности – это: · функциональные и отраслевые министерства и ведомства; · налоговые и таможенные службы; · банки, биржи, фонды и страховые компании; · производители и продавцы продукции, работ и услуг; · общества защиты прав потребителей. 1 Графкина М.В., Михайлов В.А., Нюнин Б.Н. – Безопасность жизнедеятельности. М.: Проспект, 2007г., с 84 2 Графкина М.В., Михайлов В.А., Нюнин Б.Н. – Безопасность жизнедеятельности. М.: Проспект, 2007г., с 86 3 Цыганов С. И., Манина А. Я. Иностранные инвестиции в России: проблемы национальной экономической безопасности: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000г. ,с.16. |