Дипломная работа: Профессиональное ориентация и профессиональное обучение безработных в службе занятости
Название: Профессиональное ориентация и профессиональное обучение безработных в службе занятости Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа | |||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет ГУМАНИТАРНЫЙ Кафедра СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИДИПЛОМНАЯ РАБОТА ( СР и С. 000000. 084 ДР ) Дипломник Е.Л. Романова Зав. кафедрой Л.Е. Ананьина Руководитель В.В. Астапов Консультанты: Правовой части Г.И. Петрова Психологической части С.Н. Орлова Нормоконтроль Д.Г. Никитина
Дипломная работа 76с., иллюстраций 1, приложений 3, список использованных источников 53. Профессиональная ориентация и профессиональное обучение безработных в службе занятости. Цель работы – на основе отчетных данных и анализа научной литературы Центра занятости населения Березовского района Красноярского края проанализировать применение основных услуг службы занятости населения и технологии работы с клиентами в области профессиональной ориентации и профессионального обучения. Метод исследования – аналитический. Используемые методы сбора информации: изучение документов, данных статистики, наблюдение. Проанализирована работа Центра занятости населения Березовского района за период с 2004-2005гг. В работе определены типичные формы организации работы с безработными гражданами в области профессиональной ориентации и профессионального обучения и их роль в работе специалиста по профессиональному обучению и профессиональной ориентации.
|
![]() |
Центр занятости населения Березовского района
![]() |
Директор ЦЗН
Главный бухгалтер Отдел профобучения
и профориентации
Отдел по начис-
лению пособий, сти-
пендий и др.
Отдел по трудоустрой-
ству и консультациям,
по трудоустройству слабо-
защищенных групп населения
Рисунок 1 – Организационная структура Государственного Учреждения Березовского районного центра занятости населения
2.2 Место и роль профессиональной ориентации и профессионального обучения в работе специалиста по профессиональному обучению и профессиональной ориентации
В связи с усложнением ситуации на рынке труда, проявляющиеся в активизации процесса смены рабочих мест, одна из задач Центра занятости населения Березовского района – оказание помощи населению в профессиональной переориентации. На сегодняшний день насчитывается более 40 тысяч профессий и специальностей. Самостоятельно сделать выбор бывает очень трудно. Большая часть граждан, выбирая профессию, специальность ориентируется не на содержание предстоящей деятельности, а на менее значимые факторы (25 % делают выбор под влиянием знакомых, 17 % - по совету родственников, 9 % - под влиянием средств массовой информации, 9 % - руководствуется фактором близости к дому и только 40 % ориентируется на содержание деятельности). Выбор профессии, специальности сложен также из-за неверного или неполного учета личных психофизиологических характеристик [30; С.2].
Особенность проведения консультации с клиентом Центра занятости населения состоит в том, что на консультацию приходит уже сформировавшаяся личность со своими привычками, взглядами на мир, со своими проблемами, которые разрешаются не просто.
Условно всех обращающихся граждан за профконсультационной помощью можно разделить на 3 группы:
1) начинающие свою трудовую жизнь;
2) обратившиеся за консультацией в связи с потерей рабочего места или собственного желания сменить его;
3) пенсионеры, которые хотели бы продолжить свою трудовую деятельность [18; С.15].
Особую трудность при консультировании представляет вторая группа, требующая кроме профконсультационной работы зачастую психологическую
коррекцию, так как в силу сложившихся обстоятельств перед ними возникла проблема смены работы и многими это трудно переживается.
На личностно-психологическом уровне это проявляется в неудовлетворенности, внутренней конфликтности, снижением уровня ценностей и самооценки.
Выбор новой профессии, специальности часто в этом случае происходит как:
1) компенсация предыдущего неуспеха (я хотел бы найти любую работу, где бы мог достичь успехов, чтобы застраховать себя от увольнения);
2) компенсация эмоциональной депривации (тепла, ласки, доброты, поддержки, контакта), ищет профессию, специальность, которая дала бы ему это;
3) изменение социального статуса – отсюда поиск только престижных в данный момент профессий, специальностей;
4) уход от каких-либо проблем (например, контактов в семье. В этом случае выбор профессии, специальности, предполагающие длительные поездки, командировки, одиночество);
5) случайный выбор (лишь бы трудоустроиться, все равно куда и по какой профессии, специальности) [18; С.17].
Часто сам человек не осознает эти проблемы, поэтому вводную беседу нужно строить так, чтобы с помощью косвенных вопросов перевести конфликт на сознательный уровень и провести психокоррекционную работу.
Итогом деятельности Центра занятости населения Березовского района является то, что он направил на профессиональное обучение и переподготовку в 2003 году – 47 человека, из них: инвалиды – 4 чел., молодежь в возрасте 16-29 лет – 27 чел., из них подростки в возрасте 16-17 лет – 1человек, слабозащищенные граждане - 12 чел. Особое внимание к проблемам безработных граждан из числа слабозащищенных категорий населения обеспечило направление на профессиональное обучение 12 человек в 2001 году. Успешно осуществлялось обучение женщин – 42 человек [41; С.3].
По сравнению с 2003г. в 2004 году увеличилось количество безработной молодежи в возрасте от 16-29 лет – 46 человек. Возросло количество инвалидов, направленных на профессиональное обучение, и составило 6 человек. Всего в 2004 году направлено на профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации 59 человек. В течение 2005 года на профессиональное обучение, переобучение повышение квалификации было направлено 84 человек. Из них: молодежь в возрасте 16-29 лет – 66 человек, женщин – 68 человека, слабозащищенных категорий населения – 21 человек, инвалидов – 7 человек. Данная статистика представлена в виде диаграммы в приложении Б.
Таким образом, за время с 2004 по 2005 года отмечается тенденция к увеличению числа лиц, пользующихся услугами центра занятости населения Березовского района, а также расширение направлений деятельности центра занятости свидетельствует о качестве и успешности выполняемой им работы.
2.3 Технология работы специалиста по профессиональному обучению и профессиональной ориентации с клиентами
Специалист по профессиональному обучению и профессиональной ориентации действует в рамках определенного алгоритма в общении с клиентом, который представлен в приложении В.
Специалист по организации профессионального обучения, переобучения в процессе собеседования с клиентом выясняет, что ему было предложено инспектором по трудоустройству.
В случае, если клиенту было предложено трудоустройство по имеющейся специальности, но он отказывается и настаивает на варианте обучения и трудоустройства по другой специальности, то проводится экспересс-диагностика. Если клиенту, согласно его психофизиологических особенностей, подходит имеющаяся у него профессия (специальность), и он может быть по ней трудоустроен, объясняет, что приоритетным правом на профессиональное обучение, переобучение пользуются граждане, не имеющие специальности или имеющие специальность (профессии), трудоустройство по которой в настоящее время не представляется возможным.
Если клиента нельзя трудоустроить по имеющейся у него профессии (специальности) объясняет, что ему целесообразнее пройти профессиональное обучение или переподготовку, так как его профессия не пользуется спросом на рынке труда. Для клиента, впервые ищущего работу, предлагает варианты обучения с целью получения профессии с перспективой трудоустройства, разъясняет, что лица, впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки и переподготовки в течение 10 дней со дня обращения в Центр занятости населения не могут быть признаны безработными гражданами.
Уточняет, какую профессию (специальность) хотел бы получить клиент.
Если у клиента есть четкое представление о том, какую профессию он хотел бы получить, то: проводит тестирование и определяет соответствие избираемой профессии психофизиологическим качествам клиента; дает полную информацию о данной профессии (специальности), в том числе о потребности ее на рынке труда.
Если шансы трудоустроиться не велики, то рассматривает с клиентом другие варианты с учетом результатов тестирования и использует все возможности убедить клиента согласиться на обучение профессии (специальности), которая соответствует его психофизиологическим возможностям и по которой он сможет трудоустроиться [35; С.23].
Если клиент не знает, какая работа ему нужна, то: выясняет индивидуальные наклонности, психофизиологические возможности клиента и те требования к работе, которые наиболее важны для него; пытается подобрать профессию, которая удовлетворит данным требованиям и которую клиент сможет выполнять, при этом учитываются реальные перспективы трудоустройства после обучения; выясняет возможность обучения данной профессии в учебных заведениях Березовского района или близлежащих районов; направляет в Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. Если клиент нуждается в углубленной профдиагностике, психологической поддержке, профессиональном отборе на избранную профессию [35; С.24].
Если клиент согласен начать обучение, то специалист:
1) заключает с клиентом договор на обучение;
2) вносит в карточку персонального учета безработного гражданина соответствующую запись;
3) объясняет клиенту, что органами службы занятости оплачиваются: стоимость обучения, проживание (общежитие) и стоимость проезда до учебного заведения и обратно, медицинские услуги, в течение всего периода обучения выплачивается стипендия (информирует о ее размере и предупреждает, что стипендия в полном размере будет выплачиваться только при условии успеваемости и регулярного посещения занятий);
4) поясняет клиенту, что до фактического начала занятий ему выплачивается пособие по безработице, если он его получал;
5) информирует о дате начала занятий (если она известна, или занятия начинаются через определенное время, договаривается с клиентом о дате его следующего прихода);
6) уведомляет, что инспектор по трудоустройству прекращает поиск подходящих вариантов работы с момента направления на обучение [35; С.26].
Все документы по окончании занятий безработным гражданином сдаются в архив центра занятости населения.
Таким образом, основная цель специалиста по профессиональному обучению и профессиональной ориентации – оказывать информационно-консультационную помощь и психологическую поддержку обращающимся в службу занятости гражданам в выборе их сферы их деятельности, в рекомендации на прохождение в оптимально короткие сроки профессионального обучение или переобучения, на получение подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан, потребностями работодателей, рынка труда.
2.4. Законодательные основы профессиональной ориентации и профессионального обучения безработных граждан
На международном уровне определяющее значение в области занятости и регулирования социально-трудовых отношений имеет международная организация труда (МОТ). Основная задача МОТ – это разработка, принятие и контроль за выполнением конвенций и рекомендаций.
Предупреждение безработицы включено в компетенцию МОТ при ее основании. Первая Международная Конференция труда в 1919г. приняла Конвенцию №2, дополненную рекомендацией №1 о безработице.
Конвенция №122 и Рекомендация №122 О политике в области занятости, 1964 предусматривает проведение активной политики содействвия полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Рекомендация №122 и приложение к ней рассматривают практически все вопросы занятости и организации работы служб занятости (кроме финансовых). Почти все законодательные и нормативные документы о занятости в России в той или иной мере используют положения этой рекомендации.
Конвенция №158 и соответствующая ей Рекомендация О прекращении трудовых отношений 1982г. предусматривают защиту трудящихся от увольнения без основательных причин, обеспечение защиты доходов в случае потери работы и установление процедур, которыми надлежит руководствуеться в случае образования излишней рабочей силы.
Важным направлением работы МОТ является помощь профессиональной подготовке и переподготовке кадров странам-членам, особенно развивающимся. Позиця МОТ в области профобразовании отражена в ряде конвенций и рекомендаций.
В рекомендации №57 О профессиональном обучении 1937г. дано определение этого обучения, основы его организации и составление программ, рассмотрены допрофессиональная подготовка и профобучение до и в процессе работы по найму, об экзаменах и удостоверении обучающихся, о преподавательском персонале. В 1949г. Международная конференция труда приняла Рекомендацию №87 о профессиональном ориентировании, в которой рассмотрена сущность этого понятия, сфера применения, принципы и методы профориентации.
Наиболее всесторонне данный вопрос рассмотрен в Рекомендации №117 о профессиональном обучении 1962г. В 1975г. принята Конвенция №142, дополненная Рекомендацией №150 О развитии людских ресурсов. В ст. 1 говорится: «Каждый член организации принимает и развивает всесторонние и скоординированные политику и программы профориентации и профподготовки, тесно связанные с занятостью, в часности через государственные службы занятости» [20; С.358].
Что касается федерального уровня, здесь на первое место выходит Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. В соответствии с Конституцией труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Профессиональная ориентация и профессиональное обучение безработных граждан в России регулируется соответствующими правовыми актами: Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1, Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. № 1032-1 в редакции Федерального закона от22.08.2004г. № 122-ФЗ, Основными направлениями государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995г. № 47, Постановлением Правительства Российской Федерации «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения» от 27.11.1995г. №1177, Постановлением Минтруда РФ «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке в Российской Федерации» от 27.09.1996г. №1, Постановлением Минтруда РФ «Об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» от 13.01.2000г., Приказом Минтруда и РФ и Минобороны России «О взаимодействии учреждений профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Минтруда РФ и военных комиссариатов в работе по профориентации граждан на овладение военно-учетными специальностями и поступление на военную службу» от 25.06.2001г. № 125/282, а также другими нормативно-правовыми актами.
Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 определяет основные государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования, государственные образовательные стандарты, формы получения образования. Центры занятости населения Красноярского края оказывают методическую и информационную помощь школам в проведении профориентационной работы. Для педагогов проводятся семинары, на которых рассматриваются вопросы современных технологий профориентационной работы со школьниками.
Основные положения политики в области профессиональной ориентации и профессионального обучения в государственной службе занятости разработаны на основе Закона “О занятости населения в Российской Федерации” от 19.04.1991г. №1032-1, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ. Они призваны способствовать созданию на всей территории Российской Федерации эффективно действующей системы переобучения, содействующей формированию рациональной структуры занятости населения, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для свободного социально-профессионального самоопределения и самореализации человека, его адаптации к труду в условиях рыночных отношений и развития профориентационных услуг для различных социальных групп населения.
Закон “О занятости населения в Российской Федерации” в статье 23 устанавливает приоритет на профессиональное обучение и переподготовку следующих категорий безработных:
1)безработные инвалиды;
2)безработные по истечение шестимесячного периода безработицы;
3)граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
4) выпускники общеобразовательных учреждений;
5) впервые ищущие работу, не имеющие профессии, специальности
[1; С.14].
Статьей 29 Закона «О занятости населения в РФ» установлены размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости населения. Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения. Также органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку и повышение квалификации в другую местность [1; С.28].
В случае смерти гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается. При этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения Российской Федерации, одобренная коллегией Минтруда России от 22 июня 1999 года определяет нынешнее состояние и прогнозы развития рынка труда, системы профессионального образования, результаты научных исследований, опыт профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан в нашей стране и за рубежом, мнения экспертов по наиболее актуальным проблемам занятости населения. Концепция является стратегическим документом по развитию данного направления профессионального образования.
Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995г. № 47 содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная политика в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, цели и принципы которой являются общими для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В настоящих Основных направлениях определена государственная политика в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, которая является деятельностью государства, направленная на повышение эффективности использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, кадровое обеспечение структурной перестройки хозяйственного комплекса.
В Федеральной государственной службе занятости создается система профориентационных услуг на основании Положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости, утвержденного Приказом ФСЗ России от 2 февраля 1994г. № 15, которое способствует формированию правовых, экономических и организационных условий и гарантий для свободного социально-профессионального самоопределения и самореализации человека, подбора вида занятости, его адаптации к труду в условиях рыночных отношений, развитию профориентационных услуг для различных социальных групп населения.
В приложении к письму «Об использовании этических норм профконсультанта службы занятости» от 15 сентября 1994г. № С-З-8-31 определены Основные этические нормы профконсультанта службы занятости. Эти нормы разработаны в соответствии с квалификационными требованиями к профконсультантам Федеральной государственной службы занятости. При приеме на работу в службу занятости населения специалистов по профориентации и профобучению необходимо знакомить с этическими нормами профконсультанта службы занятости. Они могут быть включены в текст трудового договора. Соответствие деятельности профконсультанта этическим нормам профконсультанта службам занятости России является необходимым условием при их аттестации.
Грубое нарушение этических норм профконсультанта службы занятости может быть квалифицировано по результатам аттестации как несоответствие занимаемой должности и повлечь за собой меры, предусмотренные трудовым законодательством.
Этические нормы профконсультанта службы занятости населения распространяются на специалистов региональных служб занятости населения, центров профориентации, учебных центров, Клубов ищущих работу, курсов «Новый старт» государственной службы занятости населения, прочих учреждений и организаций, выполняющих по договорам с органами государственной службы занятости населения практические функции по профессиональному консультированию безработных граждан и незанятого населения.
Если рассматривать региональный уровень, то необходимо отметить, что Управление федеральной государственной службы занятости населения (УФГСЗН) по Красноярскому краю проводит профориентационную работу в тесном взаимодействии с заинтересованными структурами: Агенством образования, Краевым Агенством социальной защиты населения, Краевым военным комиссариатом, Комитетом по молодежной политике и делам несовершеннолетних администрации края, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе края, Главным управлением исполнения наказаний (ГУИН), Красноярским краевым центром профориентации и психологической поддержки населения.
В течение нескольких лет между Управлением ФГСЗН и Управлением культуры действует Соглашение о совместной деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения, разработан план совместных мероприятий. Также подписано Соглашение с Главным управлением исполнения наказаний на оказание услуг по профессиональной ориентации женщинам, освобождающимся из мест лишения свободы. В рамках Соглашения проведен семинар с сотрудниками ГУИН «Социально-правовые и психологические особенности исполнения наказаний в виде лишения свободы». Разработано и подписано «Типовое положение о специализированном консультационном пункте для осужденных к лишению свободы» [2; С.40].
В большинстве центров занятости населения Красноярского края проводится программа психологической поддержки безработных граждан, которая включает в себя проведение семинаров-тренингов: «Новый старт», «Психология успеха», «Технология карьеры», «Искусство трудоустройства», «Формула Вашего успеха», «Ваш выбор в жизни», «Как победить обстоятельства», «Победить или проиграть». Эти семинары-тренинги помогают в нормализации психоэмоционального состояния безработных, в осознании жизненных стратегий, выработке навыков позитивного мышления и повышению мотивации к трудоустройству [21; С.18].
Особое внимание уделяется ориентации безработных граждан на самозанятость, организацию собственного бизнеса как на один из наиболее реальных и перспективных вариантов смягчения ситуации на рынке труда. С этой целью реализуется программа «Успех» по содействию в развитии предпринимательской инициативы. Безработные, желающие заняться предпринимательством и имеющие способности к нему, обучаются по курсу «Основы предпринимательской деятельности» и принимают участие в специализированном тренинге «Предприниматель» [21; С.25].
В 2004-2006 годах деятельность центров занятости населения Красноярского края в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения направлена на реализацию краевой программы содействия занятости населения на 2004-2006гг. В соответствии с программой в отчетном периоде (2004-2006гг.) необходимо предоставить возможность пройти соответствующее профессиональное обучение в целях последующей их занятости 22,5 тысяч безработным и незанятым гражданам. В соответствии с Программой определены основные мероприятия по содействию занятости населения в области профориентации и профобучения:
1) организация профессиональной ориентации;
2) организация профессионального обучения;
3) организация учебных рабочих мест;
4) информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребностях в работниках и о гражданах, ищущих работу, возможностях профессионального обучения;
5) содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности.
Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется за счет средств федерального бюджета, в порядке, согласованном с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, и на основании договоров, заключаемых между центром занятости населения и организацией [26; С.5].
На основе Программы содействия занятости населения Красноярского края на 2004-2006гг. Управлением ФГСЗН по Красноярскому краю разработана подпрограмма профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения на 2005-2006гг. Цель подпрограммы – повышение конкурентоспособности граждан, не имеющих работу или находящиеся под риском ее потери, путем развития профессиональных знаний и навыков для расширения возможностей в поисках нового рабочего места. Подпрограмма ориентирована на категории безработных граждан, которым не может быть предложена подходящая работа без предварительного обучения. Основным источником финансирования реализации подпрограммы является федеральный бюджет с привлечением средств работодателей. Реализация подпрограммы по профессиональному обучению безработных граждан будет способствовать снижению численности безработных граждан, окажет положительное влияние на социальную обстановку в крае [22; С.13].
В целях решения проблем профессиональной ориентации учащейся молодежи, безработных, незанятого населения, инвалидов, военнослужащих, уволенных с военной службы, повышения гибкости рынка труда, мобильности и развития человеческих ресурсов, снижения уровня безработицы Управлением ФГСЗН по Красноярскому краю разработана подпрограмма «Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения на 2005-2006гг.». Основными задачами подпрограммы являются осуществление эффективной защиты населения на рынке труда и профессий, а также направление усилий органов занятости населения, образования, социальной защиты, по делам молодежи, здравоохранения на совместное решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров, современных специалистов с учетом потребностей общества, способностей и интересов человека. Финансирование мероприятий Подпрограммы производится за счет средств федерального бюджета с привлечением средств управлений образования, работодателей. В ходе реализации Подпрограммы предполагается снять напряжение на рынке труда, сократить молодежную безработицу, понизить уровень трудностей, переживаемых гражданами в период становления рыночных отношений [21; С.14].
05.05.2006г. Управлением ФГСЗН по Красноярскому краю был издан приказ № 74 «Об утверждении рекомендаций по организации профессионального обучения безработных граждан». В данных рекомендациях большое внимание уделяется стажировке. Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей. На стажировку в организации направляются безработные граждане, которые имеют профессиональное образование и требуют опыта практической работы по специальности. Городской (районный) центр занятости населения заключают договор с организацией, который является основанием для направления безработных на стажировку в данную организацию. Организации для прохождения стажировки определяются на конкурсной основе. Конкурсный отбор не проводится, если для стажировки безработных граждан используются только средства работодателя. Организация стажировки специалистов и рабочих, осуществляемая в организации, регулируется работодателем. Согласно договору между городским (районным) центром занятости населения и работодателем устанавливается содержание стажировки. Продолжительность стажировки согласовывается, исходя из ее целей, сложности специальности, опыта работы, длительности безработицы. Срок стажировки не должен превышать 6 месяцев. Образовательная деятельность в форме стажировки не подлежит лицензированию, если не сопровождается итоговой аттестацией выдачей документов об образовании и (или) квалификации (постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» от 18.10.2000г. № 796). Работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу (в том числе с безработным гражданином, направленным на стажировку в организацию центром занятости населения), ученический договор (гражданско-правовой) на профессиональное обучение (Трудовой кодекс РФ, часть 3, раздел IV, глава 32). Финансирование стажировки осуществляется по виду расходов «Профессиональное обучение безработных граждан» и в соответствии с «Положением о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2002г. № 57/21н (с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социального развития РФ и Министерства финансов РФ от 14.02.2003г. № 37/17н). Учет лиц, с которыми организация заключает ученический договор производится в соответствии с письмом Горкомстата России от 04.06.2002г. № ВГ-07-23/2603. В письме доведен порядок учета лиц, с которыми организации заключили ученический договор. При заключении ученического договора на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества только стипендии, ученики не включаются в отчетность по труду. Если в период ученичества выплачивается и стипендия, и оплата работы, выполняемой учениками на практических занятиях, то производится учет этих договоров. В целом содержание и характер стажировки определяется организацией с учетом предложений самих стажеров, рекомендаций ведущих специалистов.
Таким образом, вышеуказанные нормативно-правовые акты позволяют улучшить условия для расширения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через экономическую стабилизацию, развитие малого и среднего бизнеса, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, деятельность органов служб занятости. А также создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы и сдержать рост неконтролируемой численности безработных.
2.5 Психологическое сопровождение процесса профобучения безработных граждан и незанятого населения
Прежде чем начать рассматривать психологическое сопровождение процесса профобучения, необходимо ознакомиться с психологическим портретом безработного.Как считает Р.С. Немов, чаще всего безработный – это человек, неуверенный в собственных силах, имеющий неадекватную самооценку, чувствующий тревожность в связи с неприятием всей ситуации, неприятия своего статуса безработного («Почему я?»). Человек испытывает высокий уровень напряженности и запрос на обучение навыкам саморегуляции , а также нуждается в поддержке и сочувствии [27; С.12].
Ситуация на рынке труда определяет необходимость мобильной перестройки и коррекции поведения и установок личности, изменения иерархии ценностей и критериев жизненного успеха. У многих людей смена жизненно-смысловых ориентиров и разрушение привычных устоев трудовой жизни вызывают глубокие негативные переживания.
Практический опыт показал, что эффективная работа с безработными возможна лишь в том случае, когда взаимодействие с ними строится как с человеком, переживающим нелегкий период в своей жизни. В связи с этим, отмечает Кулагин В.В., возрастает значение задач психологического сопровождения профессионального развития личности, которые заключаются, прежде всего, в актуализации профессионального ресурса, наиболее полном раскрытии интеллектуального и личностного потенциала человека [14; С.115].
Психологическое сопровождение осуществляется в процессе обучения, формирования и реализации (на первоначальной стадии) профессионального плана безработного и является неотъемлемой частью взаимодействия центра занятости населения с инспектором по профессиональной ориентации и профессиональному обучению.
Назначение психологического сопровождения, по мнению Абрамовой Г. С. заключается в следующем:
1)обеспечить профессиональную и социальную мобильность личности на рынке труда в условиях смены профессиональных ролей;
2)оказать помощь в формировании индивидуальной профессиональной карьеры;
3)сформировать психологическую готовность к реализации профессиональных и жизненных моделей [28; С.15].
Процедуры психологического сопровождения позволяют произвести отбор безработных, неспособных к обучению по мотивационным или познавательным причинам.
Психологическое сопровождение, согласно Н.И. Шевандрину, позволяет предупредить возможный отсев учащихся, связанный с несформированностью обучаемости, недостаточным уровнем умения обучаться. Психологическое сопровождение позволяет улучшить качество обучения. Своевременно оказанная поддержка помогает человеку мобилизовать свою эмоциональную, волевую и познавательную активность, настроиться на преодоление трудностей в обучении. Инспектор по профориентации и профобучению центра занятости населения Березовского района оказывает помощь в форме индивидуальных консультаций по преодолению психогенной учебной дезадаптации, отставанию в учебе.
Психологическое сопровождение организует включенность человека в учебную группу. В этом случае обучение выполняет важную функцию социализации личности. Групповая работа стимулирует поиск, выработку и совершенствование индивидуального стиля познавательной деятельности, насыщение его элементами чужого опыта, коррекцию стиля под воздействием групповой оценки [47; С.105].
Определим понятия, на которые будем опираться в дальнейшем.
Обучение – это целенаправленное активное взаимодействие обучающегося и обучаемого, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.
Намерение обучаться – субъективно переживаемое и осознаваемое желание овладеть новой профессиональной деятельностью; стремление выполнить намеченную программу трудоустройства, основным средством в которой является переобучение.
Готовность к обучению – это актуальная способность усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки, позволяющая овладеть новой профессиональной деятельностью в соответствии с образовательным стандартом, то есть в установленные сроки и в установленном объеме. Она определяется комплексом психологических и социальных свойств, описывающих ее мотивационную и познавательную сферы.
Ситуативное снижение умения учиться – это подавление способности усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки под воздействием прошлого профессионального опыта и возрастных изменений.
Отсутствие умения учиться – это резкое снижение способности усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки под воздействием прошлого профессионального опыта и возрастных изменений.
Условная готовность к обучению - это рассогласованность профессионального плана и профессионального опыта, рассогласованность мотивационной и познавательной сфер.
Реальная готовность к обучению – это согласованность профессионального плана и профопыта, подтвержденная наличием необходимых навыков самоорганизации умственной деятельности [29; С.5].
Работа по психологическому сопровождению, отмечает Крайг Г.. должна проводиться в той или иной степени, на всем протяжении взаимодействия безработного и инспектора центра занятости населения: от профотбора до стажировки на предприятии в процессе обучения. В этой работе можно выделить два основных этапа:
1)диагностика и формирование готовности к обучению;
2)опровождение безработных в процессе обучения.
Соответственно индивидуальным особенностям безработных этапы могут иметь разную длительность и насыщенность, или могут отсутствовать за ненадобностью.
Этап диагностики и формирования готовности к обучению. Первоначально осуществляется профотбор и/или профподбор клиента. На этом этапе инспектор по профориентации и профобучению выполняет следующие действия:
1)определение соответствия обучающегося той или иной профессии с учетом интенсивности и особенностей обучения;
2)выявление индивидуальных особенностей клиента, которые могут повлиять на успешность обучения;
3)учет всех данных о психологическом состоянии клиента и выявление тех, кто нуждается в индивидуальной работе по психокоррекции и психологической поддержке [16; С.36].
Процедура профотбора или профподбора проводится с использованием профориентационных методик, личностных тестов и методик для диагностики психических процессов. Для этой работы рекомендуется использовать выпущенные Красноярским краевым центром профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения «Сборник профориентационных методик» и сборник «Диагностика психических процессов» из серии «Библиотечка профконсультанта», интеллектуальный тест Равенна, опросник структуры темперамента Айзенка, личностный опросник Кеттелла, опросник акцентуаций личности Шмишека, цветовой тест Люшера, опросник «Уровень субъективного контроля».
После профотбора диагностируется готовность клиента к обучению. Степень этой готовности, согласно Кулагину В.В., оценивается инспектором по профориентации и профобучению на основе данных, полученных в процессе беседы с клиентом, в результате наблюдения за ним, по данным опроса и тестирования и по косвенным признакам.
После диагностики инспектор по профориентации и профобучению должен ясно представлять готовность клиента к профессиональному обучению. Это представление включает следующие факторы:
1)какие индивидуальные характеристики эмоционально-волевой и познавательной сферы клиента способствуют, а какие препятствуют его эффективному обучению?
Следует учитывать целеустремленность, организованность, решительность, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, аффектное проявление эмоций, степень саморегуляции, интенсивность эмоций, развитие памяти и внимания, широту, глубину и самостоятельность мышления.
2)нуждается ли клиент в психологической поддержке перед обучением?
3)какие затруднения может испытывать клиент в профобучении в силу своих индивидуальных особенностей?
Характер затруднений в общем весьма разнообразен, зависит от ситуации клиента и его индивидуальности. Это могут быть, например, сниженный уровень каких-либо психических процессов, недостаточная волевая организация своей деятельности, эмоциональная неустойчивость.
4)нет ли психологически обоснованных противопоказаний для направления клиента на профобучение?
Например, сильно интровертированный человек выбирает профессию, в которой он должен будет активно взаимодействовать с большим количеством людей [14; С.120].
Реальная готовность к обучению, по мнению Клыкова Ю.В., у клиента есть тогда, когда наблюдается согласованность мотивационной и познавательной сфер; имеются необходимые навыки умственной деятельности, согласованность профессионального плана и профессионального опыта.
При наличии у клиента сниженной готовности к обучению инспектор по профориентации и профобучению может принять решение о ее восстановлении.
Готовность к обучению формируется развитием познавательной сферы и активизацией мотивации человека.
Для развития познавательной сферы применяются упражнения, направленные на улучшение внимания, памяти, логического мышления.
Инспектор по профориентации и профобучению в ходе беседы должен выяснить, по возможности, содержание главного, смыслообразующего мотива клиента, прояснить вспомогательные, второстепенные мотивы, помогающие реализации главного мотива.
Активизация мотивов важна потому, что обучающийся тогда становится активным в учебной деятельности, когда ему ясна практическая значимость и цель решаемых задач.
Основываясь на результатах профконсультации, инспектор принимает решение, сразу ли направить клиента на обучение, или провести предварительную психологическую поддержку или, в соответствии с выявленными ограничениями клиента, не направлять его на профобучение. В любом случае в результате первого этапа психологического сопровождения должен быть ясен профессиональный план клиента [24; С.12].
При завершении первого этапа инспектор по профориентации и профобучению стремится к достижению нескольких целей:
1) сформировать готовность к обучению новой профессии, что достигается развитием познавательной сферы и активизацией мотивации человека;
2) еще раз сформулировать клиенту профессионально важные качества для будущей профессии;
3) сопоставить наличие этих качеств у клиента или возможность их развития с его прошлым профессиональным и жизненным опытом.
В ходе психологического сопровождения может появиться необходимость в оказании психологической поддержки.
Психологическая поддержка, по мнению Лукина В.Н. является одним из главных компонентов психологического сопровождения. Психологическая поддержка представляет собой одну из сложнейших составляющих профориентационной системы. Она является неотъемлемой частью всего процесса профессиональной ориентации, присутствует на каждом его этапе, а также может выступать как отдельное направление, имеющее свои особенности, специфику и включающее в себя как индивидуальное психологическое консультирование, так и активные формы работы с безработными – тренинги, семинары, клубная работа [16; С.40].
Согласно методическим рекомендациям, психологическая поддержка способствует:
1) созданию адекватного ресурсного состояния и повышению конкурентоспособности на рынке труда;
2) повышению мотивации к активному поиску работы, последующей профессиональной самореализации;
3) оптимизации состояния обучающихся граждан, повышению уровня их социальной и психологической адаптивности.
Психологическая поддержка направлена на преодоление отрицательных эмоциональных состояний, изменение актуальных смысловых отношений и реформирование мотивационно-потребностной сферы как субъекта профессионального опыта.
Цель психологической поддержки – пробудить личность к проявлению максимальной активности в попытках восстановить занятость и собственное душевное благополучие, повысить эффективность этих попыток, сформировать адекватное отношение к реальности, своему профессиональному прошлому и будущему.
Взрослых, которые приступают к профобучению, можно условно разделить на четыре группы в зависимости от потребности в психологической поддержке:
1) высокий уровень познавательной активности. Лица с реальной готовностью к обучению. В эту группу включаются те, кто сохранил умение учиться и сумел адаптировать это умение к своему возрасту.
2) сниженный уровень познавательной активности. Лица с ситуативным снижением готовности к обучению. Это люди, которым необходимо помочь сформировать умение учиться в зрелом возрасте.
3) средний уровень познавательной активности. Лица с условной готовностью к обучению. В эту группу входят те, кому необходимо восстановить умение учиться в зрелом возрасте.
4) низкий уровень познавательной активности. Лица с отсутствием умения учиться. В этой группе те, у кого умение учиться по каким-либо причинам не восстанавливается.
При оказании психологической поддержки перед инспектором по профориентации и профобучению может возникнуть задача восстановления у клиента умения учиться.
Отрицательное влияние прошлого опыта может составлять проблему клиента, как осознаваемую, так и неосознаваемую [29; С.30].
Кулагин В.В. отмечает, что работа с проблемами клиента проводится при необходимости и на любой стадии психологической поддержки. Сущность этой работы в своевременном и умелом использовании социальных техник, применяемых в ходе беседы.
Беседа является основным методом психологической поддержки обучающихся безработных. Беседа – это метод воздействия на человека, главным результатом которого должно стать улучшение состояния человека и разрешение его проблем.
В беседе инспектор по профобучению и профориентации касается поверхностных и глубинных структур человека. Поверхностные – это структуры повседневной, обыденной жизни. Прикосновение к ним не вызывает особых переживаний у собеседника, тогда как глубинные – это жизненно важные структуры и касание их вызывает выраженные эмоциональные реакции и приводит к новому пониманию, постижению проблем и ситуаций.
Для достижения эффективности беседы необходимо эффективное поведение инспектора по профобучению. Такое поведение включает в себя:
1) достаточный уровень присоединения к собеседнику;
2) визуальный контакт;
3) адекватный язык жестов;
4) невербальное и вербальное следование рассказу собеседника.
При соблюдении этих условий главное значение имеет правильное применение техник работы с проблемами клиента.
Техника сведения проблемы к внутриличностной. Важно использовать технику в начале работы. Большинство людей возникновение и развитие проблем приписывают внешним причинам, что позволяет уйти от ответственности или оставить себе малую ее часть.
Сводя проблему к внутриличностной, мы показываем клиенту, подводим его к пониманию того, что развитие и закрепление проблемы и выход из нее зависят только от него, а не от социальных, исторических и других внешних факторов среды и общества. Просим клиента заменять «мы», «наше» на «я», «мое». То, что не удается интериоризовать, что является внешним для клиента, инспектор оставляет без изменений и старается приспособить личность к внешней реальности. При самом разделении внешней и внутренней реальностей человек чаще всего предпринимает поиск активного выхода из проблемной ситуации.
Противоположной по содержанию техникой является отделение проблем личности клиента. Принципиальность подхода здесь в том, чтобы показать клиенту чуждость и чужеродность для него данной проблемы. Это чужая проблема, и отторжение ее не приведет к каким-либо потерям, а явится лишь приобретением.
Техника упрощения проблемы. Часто бывает важно взглянуть на проблему максимально просто, выделить содержательное ядро и отбросить все второстепенное, необязательное. Тогда клиент осознает, понимает и чувствует, что проблема не столь глобальна и даже не столь значительна, как это ранее представлялось.
После этого можно применить технику доведения проблемы до ее завершения. Этот подход состоит в том, что в воображении клиента проигрываются различные варианты разрешения проблемы путем ее доведения до полного ее завершения.
Важно привести максимально возможное число вариантов. Здесь преследуются три цели: показать, что завершение проблемы не столько трагично, сколько результативно для собеседника, показать несколько путей решения проблемы и оценить ее остроту, несколько раз проигрывая ее динамику до полного завершения. Само многократное проигрывание проблемы в воображении способно снимать ее остроту.
Эффективным, крайним вариантом вышеприведенной техники является доведение проблемы до абсурда. Важно показать проблему как нелепую, а действия людей как вызывающие смех, так, чтобы клиент сам начал смеяться над ней. И часто смех является лучшим средством, освобождая, избавляя от проблемы.
Технология расширения. Система, порождающая проблемы, зачастую бывает более узкой, чем система, позволяющая эффективно работать с данной проблемой. Человек с проблемой постоянно проигрывает внутренние диалоги, причем они часто как бы идут по кругу, ведь его внимание, мышление приковано к малой части его опыта и ресурсов.
Технология расширения предназначена для более широкого рассмотрения возможностей, ресурсов и опыта человека и работы с проблемой с использованием этих возможностей этих возможностей. Такой подход часто оказывается эффективным.
Технология интерпретаций. Интерпретация позволяет человеку по новому увидеть ситуацию, дает возможность осознать четко очередное, альтернативное восприятие реальности. Интерпретация может изменить мысли, настроение, поведение клиента. И что особенно важно, дать ему новые ресурсы.
Она может присутствовать во всех методах воздействия, это базовая и весьма сложная технология. Внешне она представляется простой и доступной. Однако неквалифицированное ее использование в лучшем случае попросту бесполезно, а часто наносит урон [14; С.180].
При обучении каждый безработный должен увеличить свой человеческий капитал, понимаемый как совокупность приобретенных знаний, умений, мотивации и энергии, которые могут использоваться в течение определенного времени в целях производства товаров и услуг.
Способность работника адекватно изменять свои функциональные параметры и сохранять оптимальность в различных условиях деятельности, считает Базыленко Т., является предпосылкой к обеспечению высокой профессиональной эффективности и профессионального долголетия. Процесс профессиональной адаптации по сути своей является процессом выработки оптимальной стратегии профессиональной жизнедеятельности на протяжении всего трудового пути. Эта стратегия складывается из набора тактических приемов, включающих в себя владение эффективными стилями адаптивного поведения, приемами самоконтроля и управлением состоянием, навыками общения и взаимодействия. Профессиональный потенциал не является застывшей структурой, но, напротив, составляющие его компоненты находятся в движении, что открывает возможности саморазвития человека в данной профессиональной деятельности, а при определенных условиях и в процессе освоения новой профессии. В этом процессе развиваются творческие способности личности, созидательная направленность ее деятельности, формируется профессиональное самоопределение: отношение к себе, как к субъекту деятельности, к самой деятельности как социально и личностно значимой, к ее смыслу.
Показателями состоявшегося профессионального самоопределения являются: положительная установка на процесс деятельности, развитие мотивации достижений, сформированность профессионального самосознания, направленность личности на профессиональный рост, самосовершенствование.
Каждый работник проходит определенные стадии профессионального самоопределения. Соответственно эти стадии различают: адаптивный уровень, характеризующийся постепенным включение человека в систему отношений и деятельности; продуктивный, отличающийся включенностью человека в общий процесс деятельности и выработкой своей линии поведения; креативный, связанный с достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности, проявлением инициативы и творчества при решении профессиональных задач, синтезом саморазвития и самореализации [24; С.23].
В процессе психологического сопровождения желательна выработка у обучающихся безработных следующих качеств:
1) социально - психологическая компетентность, как стремление устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми с целью обмена и получения информации как познавательного, так и аффективно-оценочного характера;
2) владение совокупностью знаний и умений, которые обеспечивают эффективное осуществление этих контактов;
3) понимание другого человека, его индивидуально-психологических особенностей, эмоционального состояния, намерений, владение навыками совместной деятельности;
4) способность быстро восстанавливаться после перенесенных перегрузок, связанных с переутомлением, перенапряжением, воздействием стрессовых ситуаций.
Итак, психологическое сопровождение процесса профобучения осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.
Таким образом, инспектор по профориентации и профобучению имеет возможность самостоятельно подготовить и реализовать курс психологической поддержки. Такой курс будет иметь ценность при соблюдении темы занятия, которая должна соответствовать ожиданиям, запросам и требованиям конкретной группы людей, а также, если инспектор в достаточной степени владеет навыками общения, теорией и практикой консультирования.
Заключение
В заключении, можно сказать, что активная политика занятости, реализуемая путем профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, прежде всего должна быть направлена на усиление адресной социальной поддержки безработных граждан и незанятого населения, нуждающихся в профессиональном обучении и профессиональной ориентации в целях занятости, введение соответствующих нормативов на количество безработных, направляемых на обучение, а также на обеспечение приоритетного финансирования этого направления.
Для реализации задач профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения важное значение имеет дальнейшее развитие взаимодействия органов по вопросам занятости с органами управления образованием, разработка и внедрение новой рыночной категории – профессиональных стандартов, требований к профессиям, специальностям, должностям, их взаимосвязь с государственными образовательными стандартами.
Развитие системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения должно стать одним из важных элементов, неотъемлемой частью формируемой в настоящее время государственной политикой в области развития человеческих ресурсов.
Также, можно сказать о возрастании роли специалиста по профессиональному обучению и профессиональной ориентации в реализации многих программ содействия занятости населения: содействия трудоустройству, работы со слабозащищенными категориями населения, профессионального обучения, социальной адаптации длительно неработающих, информационного обеспечения программ занятости и т.д.
В то же время, во многих территориях (Манский, Козульский, Казачинский, Рыбинский, Кедровый, Пировский районах) еще недостаточно развиваются различные формы и направления профессионального обучения и профориентационной работы. Преимущественное развитие получили групповые формы профориентационной работы в ущерб работе по индивидуальному консультированию, психологической поддержке. Также, специалисты по профессиональному обучению и профессиональной ориентации сосредотачивают свое внимание на работе с учащейся молодежью, недостаточно уделяя внимания работе с безработными и другими категориями граждан.
Растет дополнительная нагрузка на специалистов по профессиональному обучению и профессиональной ориентации, которые выполняют функции специалистов по трудоустройству, работе со слабозащищенными категориями населения, по связям с работодателями и т.д., что приводит к снижению качества предоставляемых услуг.
Таким образом, сложившаяся система профессионального обучения и профессиональной ориентации, несмотря на имеющиеся сложности, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. В связи с этим необходимо: развивать различные формы профориентационной работы и профессионального обучения с заинтересованными структурами; разработать систему мероприятий для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ по результатам социологических исследований профессиональных предпочтений и интересов этой категории; расширять работу по профориентационному сопровождению профессионального обучения безработных граждан; повышать квалификацию и профессиональную компетенцию специалистов по профессиональному обучению и профессиональной ориентации и т.д.
Анализ деятельности Центра занятости населения Березовского района Красноярского края в части профессионального обучения и переобучения составлен на основе статистической отчетности и информации о работе специалиста по профессиональному обучению и профессиональной ориентации по различным направлениям деятельности.
Исходя из этого анализа можно, сделать следующий вывод, что продолжает расширяться взаимодействие отдела по профессиональному обучению и профессиональной ориентации с различными структурами, заинтересованными в развитии профессионального обучения (администрацией Березовского района, органами образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, военкоматами, образовательными учреждениями, работодателями).
Возрастают объемы профориентационной работы с высвобождаемыми работниками, с несовершеннолетними, с гражданами перед постановкой на учет в качестве безработных. Возрастает роль специалиста по профессиональному обучению и профессиональной ориентации в работе с работодателями: расширяется круг работодателей, заинтересованных в квалифицированных услугах специалиста, и спектр услуг, предоставляемых работодателям специалистом по профессиональному обучению и профессиональной ориентации.
Система профессионального обучения и профессиональной ориентации, безработных граждан тесно взаимосвязана с состоянием рынка труда и ориентирована, прежде всего, на профессии, пользующиеся спросом работодателей конкретной территории в определенный период времени.
Таким образом, в современных условиях возрастает значение мотивации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения . Стремление к получению новых знаний и профессиональных навыков существенно усиливается, если обучающийся четко понимает необходимость своего непрерывного образования для реализации личностных жизненных планов и намерений, скорейшего трудоустройства, достижения устойчивой занятости и гибкой адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда.
Поэтому профессиональное обучение, как процесс вооружения человека знаниями, навыками и умениями, должно сопровождаться и дополняться профессиональной ориентацией, как системой средств по развитию у граждан способности к самоанализу, принятию обоснованных решений по выбору и перемене профессии.
Список использованных источников
1 Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации” от 19.04.91 № 1032-1 // Сборник нормативных материалов и документов. – 2004. - с.23-33
2 Постановление Правительства Российской Федерации “О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения” от 14.05.92 № 315 // Сборник нормативных материалов и документов. – 2004. – с.38-46
3 Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации “ Об утверждении положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения” от 13.01.99 № 3 // Сборник нормативных материалов и документов. – 2000. – с.51-63
4 Базыленко Т. Психологическая помощь безработным / Т. Базыленко // Человек и труд. – 1994. - № 3. – с.78-83
5 Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2005 году // Человек и труд. – 2004. - № 2. – с.40-41
6 Герций Ю., Дановский С., Громова Е. Стили поведения сотрудников службы занятости в общении с безработными гражданами // Социологические исследования. - 2003. - № 1. – с.73-79
7 Гоголева Н.К. Закон нуждается в изменениях // Социальное обеспечение. – 1999. - № 1. – с.7-11
8 Ищенко О.П. Чтобы безработица не молодела // Человек и труд. – 1993. - № 3. – с.40-42
9 Карпов В.В., Гаврилов В.Е. Профессиональная ориентация в условиях рынка. СПб.: 2004. – с.45-67
10 Кащенко Н.В. Выброшенные за борт: занятость // Социальная защита. – 2000. – № 2. – с.10-13
11 Колесникова О., Федченко А. Чтобы достойно конкурировать на рынке труда // Человек и труд. – 2003. - № 9. – с.56-57
12 Комлев А. Открытое обучение // Человек и труд. – 2005. - № 11. – с.58
13 Кочетков Г. Обучение и переобучение безработных в Красноярском крае // Социологические исследования. – 2005. - № 3. – с.78-83
14 Кулагин В.В. Основы профессиональной психодиагностики – Л.: Медицина, 1984. – 216с.
15 Лукин В., Тихонова Е., Лаптев А. Психологическая помощь как элемент профориентации молодежи // Человек и труд. – 2005. - № 3. – с.56-58
16 Методика и практика психологического консультирования клиентов службы занятости //Материалы к семинару, СПб.: 2003. – с.34-45
17 Никольская Н. Опыт проведения ролевых игр в процессе подготовки профконсультантов службы занятости населения // Психологический журнал. – 2005. – № 2. – с.97-104
18 Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости: Сб. инструктивно-методических материалов. – М.: РУЦ ФСЗ, 1994. -115с.
19 Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М, 1998. - 368с.
20 Перспективные профессии и виды деятельности на рынке труда Красноярского края // Сост. Нерушева В.Н. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2005. - 58с.
21 Подпрограмма «Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения Красноярского края на 2005-2006 годы» / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2005. -32с.
22 Подпрограмма “Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения на 2005-2006 годы” / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2005. - 26с.
23 Политика занятости: стратегические задачи // Человек и труд. – 2004. - № 4. – с.36-37
24 Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения Красноярского края в 2005 году / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2006. - 18с.
25 Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения Красноярского края в 2004 году / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2005. - 16с.
26 Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения Красноярского края в 2004 году / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2005. - 28с.
27 Профориентация как система развития профессионального потенциала: Доклады Московской научно-практической конференции, 14-15 июня 2003г., Москва, РАГС. М.: Триада. – 2003. – с.123-147
28 Психологическая поддержка безработных граждан в ситуации потери и поиска работы / Методические рекомендации. – Екатеринбург, 2005. – 30с.
29 Психологическое сопровождение процесса обучения безработных граждан и незанятого населения в службе занятости / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2005. - 32с.
30 Рекомендации по организации профессионального обучения населения в городском, районном центре занятости населения / Методическое пособие. – Красноярск: Красноярский краевой комитет по занятости населения, 2005. - 41с.
31 Руководство для инструкторов по профориентации и профподготовке / Под ред. Ю.В. Клыкова. – М.: Центр учебных и информационных технологий, 2003. - 112с.
32 Саликова Н.К. Рынки труда и учебных услуг: занятость // Человек и труд. – 2000. - № 6. – с.23-27
33 Сафонов А. Места есть – людей не хватает: занятость // Социальная защита. – 2002. - № 7. – с.22-27
34 Сборник инструктивно-методических документов по профессиональной ориентации для практических профконсультантов службы занятости. – Красноярск.: Центр учебных и информационных технологий. – 2005. – 36с.
35 Сигарева Е.П. Безработные в структуре общества // Социологические исследования. – 2001. - № 7. – с.59-67
36 Служба занятости населения Красноярского края в 2005 году / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2006. - 30с.
37 Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения: научно-методическое пособие / Т.В. Комарова, А.Л. Мережанный, Н.И. Никольская и др. – Калуга: УФСЗН по Калужской области, 2004. – с.124-130
38 Соловьев А., Шолохов И. Профилирование безработных // Человек и труд. – 2004. - № 3. – с.54-55
39 Социальное измерение проблемы занятости // Социальная работа: Учеб. / Ред. В.И. Курбатов. – Ростов на Дону.: Феникс, 1999. – 445с.
40 Спасение утопающих – дело рук самих безработных и помогающих им специалистов // Эхо планеты. – 1998. - № 9. – с.13-15
41 Теория и методика социальной работы / Под рук. И.Г. Зайнышева. - М.: Союз, 1994. - 325с.
42 Технология взаимодействия с гражданами, ищущими работу и безработными / Методическое пособие. – Красноярск: Департамент ФГСЗН по Красноярскому краю, 1997. -60с.
43 Тихонова Н.Е. Российские безработные: штрихи к портрету // Мир России. – 2003. - № 1. – с.93-146
44 Трудовое и социальное право России: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л.И. Анисимова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 430с.
45 Файзуллина Г.З. Модель повышения квалификации работников учреждений начального профессионального образования // Профессиональное образование. – 2004. - № 2. – с.10-11
46 Шадрин В. Поиск работы начинается с прохождения “куса начинающего безработного” // Человек и труд. – 2003. - № 4. – с.25-27
47 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1999. – с.98-111
48 Шваков А. Основная заповедь – индивидуальный подход к безработным // Человек и труд. –2005. - № 8. – с.29-35
49 Годовая, квартальная отчетность ГУ Березовского центра занятости населения за 2004-2005гг. // Сост. Черкашина И.В. – Березовский район Красноярский край: Центр занятости населения Березовского района, 2006. – с.2-5
50 Устав о ГУ Березовском центре занятости населения / Утвержден Министром труда и социального развития Российской Федерации А.П. Поченок. – Красноярск. - 2000. –с.5-28
51 Программа содействия занятости населения Красноярского края на 2004-2006 годы / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2004. – 55с.
52 Итоги реализации программы содействия занятости населения Красноярского края за 2004 год / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2005. – 52с.
53 Итоги реализации программы содействия занятости населения Красноярского края за 2005 год / Методическое пособие. – Красноярск: Управление ФГСЗН по Красноярскому краю, 2006. – 56с.
Приложение А
(обязательное)
Услуги служб занятости в области профессиональной ориентации
![]() |
Приложение Б
(обязательное)
Динамика основных показателей по профессиональному обучению безработных граждан в 2000-20002гг. в Березовском районе
Приложение В
(обязательное)
Действия специалиста по профессиональному обучению и профессиональной ориентации
при направлении на профессиональное обучение