Шпаргалка: Шпаргалка по Информатике 4
Название: Шпаргалка по Информатике 4 Раздел: Рефераты по информатике Тип: шпаргалка |
1 Что такое информатика? Введение в информатикуИнформатика как наука находится в периоде бурного развития, расширяет свою предметную область и из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе. Информатика — это фундаментальная естественная наука, изучающая процессы передачи и обработки информации. Академик Б. Н. Наумов определял информатику "как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)". Информатику следует относить к естественнонаучным дисциплинам в соответствии с представлением о единстве законов обработки информации в искусственных, биологических и общественных системах. Отнесение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки. В предмет информатики включается изучение отношений между источником и получателем информации. Но информатика имеет черты технических и общественных наук, поэтому она является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания. Определение информацииПонятие информация является одним из фундаментальных в современной науке и базовым для информатики. Наряду с такими понятиями, как вещество и энергия, пространство и время, оно составляет основу современной картины мира, ее относят к фундаментальным философским категориям. Понятие информации многозначно и имеет множество определений, раскрывающих ту или иную грань этого понятия. В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации. В философском словаре говорится, что информация (лат. informatio — разъяснение, изложение) — это, во-первых, некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний; во-вторых — одно из основных понятий кибернетики [1, с.172 ] В неживой природе понятие информации связывают с понятием отражения, отображения. В быту под информацией понимают сведения, которые нас интересуют, т.е. сведения об окружающем мире и протекающем в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (субъективный подход). Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников. С помощью всех своих органов чувств человек получает информацию из внешнего мира. В лингвистике под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной или полезностью, т.е. учитывается смысл сообщения. Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов. В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность символов, не учитывая их смысл. В теории информации под информацией понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность. По определению К. Шеннона, информация — это снятая неопределенность. Между информатикой и кибернетикой существует тесная связь. Основанная американским ученым Норбертом Винером в конце 40-х годов 20 в., кибернетика породила современную информатику, выполнила роль одного из ее источников. Сейчас кибернетика входит в информатику как составная часть. Кибернетика имеет дело со сложными системами: машинами, живыми организмами, общественными системами. Кибернетику интересуют процессы взаимодействия между такими системами или их компонентами. Рассматривая такие взаимодействия как процессы управления, кибернетику определяют как науку об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. Информация между кибернетическими системами передается в виде некоторых последовательностей сигналов. Выходные сигналы одних участников обмена являются входными для других. Под информацией в кибернетике понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторая система воспринимает от окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация) или, наконец, хранит в себе (внутренняя, внутрисистемная информация) [2, c. 22]. С точки зрения кибернетики, информацией является содержание передаваемых сигнальных последовательностей. В частности, любой текст на каком либо языке есть последовательность букв (в письменной форме) или звуков (в устной форме), которые можно рассматривать как графические или акустические сигналы. Еще один подход к определению информации таков: средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать информацию автоматически, без участия человека, и ни о каком знании или незнании здесь речь идти не может. Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной и даже ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе. Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных методов. Данные — это зарегистрированные сигналы. Данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. Для того чтобы извлечь информацию из данных необходимо наличие метода. [3, с.13] Информацию следует считать особым видом ресурса, т.е. запаса некоторых сведений об объекте. Однако, в отличие от материальных ресурсов, информация является неистощимым ресурсом и предполагает существенно иные методы воспроизведения и обновления. Свойства информации: · запоминаемость — возможность хранения информация (мы запоминаем макроскопическую информацию); · передаваемость — способность информации к копированию; · воспроизводимость — неиссякаемость: при копировании информация остается тождественной самой себе; · преобразуемость — преобразование информации связанное с ее уменьшением; · стираемость — преобразование информации, когда ее количество становится равным нулю; · объективность и субъективность — информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения; · достоверность — информация достоверна, если она отражает истинное положение дел; · полнота — характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся; · адекватность — степень соответствия реальному объекту; · доступность — мера возможности получить ту или иную информацию; · актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени. Информация может быть непрерывной и дискретной. Если источник вырабатывает непрерывный сигнал (изменяющийся во времени физический процесс), то соответствующая информация является непрерывной. Если же сигнал от источника принимает конечное число значений, которые могут быть пронумерованы, то соответствующая информация является дискретной. Непрерывное сообщение можно преобразовать в дискретное. Передача информации с помощью азбуки Морзе — это пример дискретной связи. 2 Электронная почта [править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой, проверенной 17 июля 2011 . Для термина «Mail» см. другие значения. Типичный интерфейс клиента электронной почты, с возможностью выбора папок с сообщениями (слева), сообщений (справа вверху) и просмотра текста сообщений (справа внизу) Электро́нная по́чта (англ. email , e - mail , от англ. electronic mail ) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числеглобальной) компьютерной сети. Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности - простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки. Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена; возможность передачи как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; независимость серверов (в общем случае они обращаются друг к другу непосредственно); достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами. Недостатки электронной почты: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма; возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток); ограничения на размер одного сообщения и на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей). Основным отличием (и достоинством е-майл) от прочих систем передачи сообщений (например, служб мгновенных сообщений) ранее являлась возможность отложенной доставки сообщения, а также развитая (и запутанная, из-за длительного времени развития) система взаимодействия между независимыми почтовыми серверами (отказ одного сервера не приводил к неработоспособности всей системы). В настоящее время любой начинающий пользователь может завести свой бесплатный электронный почтовый ящик, достаточно зарегистрироваться на одном из интернет порталов (см. сервисы). В скором будущем электронная почта будет доступна не только в латинских доменных зонах, но и в кириллической зоне .РФ 3 Информационные системы. Классификация информационных систем Главная > Компьютерные информационные технологии, КИТ > Материал, темы > Информационные системы. Классификация информационных систем Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. (Классификация информационных систем. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ИС) - совокупность организационных и технических средств, предназначенная для хранения и обработкиДАННЫХ . Любая ИС описывает некоторую совокупность объектов внешней среды, например, материальные ценности, товары, финансы, служащие предприятия и т.п. Эта совокупность называется ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТЬЮ . ДАННЫМИ называется информация об объектах предметной области представленная совокупностью признаков, значениями которых один объект отличается от другого. Например, для предметной области "товары" признаками могут являться НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА , ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО и т.п. Любая ИС состоит из двух составляющих - ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА , в котором хранятся данные, и ПРОЦЕДУР ОБРАБОТКИ ДАННЫХ . КЛАССИФИКАЦИЯ ИС ПО РЕЖИМУ РАБОТЫ 1. РУЧНЫЕ - вся обработка данных осуществляется пользователем вручную. 2. АВТОМАТИЧЕСКИЕ - вся обработка данных осуществляется автоматически. 3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ - на некоторых этапах обработки данных эта обработка осуществляется вручную, на остальных автоматически. ПО СОДЕРЖИМОМУ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ (ИПС) - системы, в которых основными, превалирующими операциями являются поисковые операции, например, ИС "КАДРЫ". 2. СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ (СОД) - системы, в которых превалирующими являются операции обработки, например, ИС "БУХГАЛТЕРИЯ". ПО СОДЕРЖИМОМУ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА 1. ФАКТОМЕТРИЧЕСКИЕ - в информационном фонде таких ИС содержатся собственно данные об объектах предметной области, например, справочник физических констант. 2. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ - в информационном фонде таких ИС содержатся ссылки на документы (или другие ИС), в которых хранятся требуемые данные. Например, каталог справочников и таблиц. ПО ЧАСТОТЕ ОБНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА 1. СТАТИЧЕСКИЕ - ИС, в которых обновление информационного фонда не происходит при любом обращении пользователя. Например, справочник исторических событий, справочник физических констант и т.п. 2. ПОЛУСТАТИЧЕСКИЕ - ИС, в которых обновление информационного фонда происходит не при каждом обращении пользователя. Например, ИС "КАДРЫ", ИС "БУХГАЛТЕРИЯ" и т.п. 3. ДИНАМИЧЕСКИЕ - ИС, в которых обновление информационного фонда происходит при каждом обращении, например, система выдачи точного времени, системы связи и т.п. В дальнейшем будут рассматриваться АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИС, реализуемые средствами вычислительной техники, в частности средствами IBM PC-совместимых компьютеров. ) 4. Понятие WWW относится к абстрактному информационному киберпространству. Под словом Internet обычно подразумевают физический уровень сети, то есть аппаратное обеспечение, состоящее из компьютеров и кабелей. Основой WWW и Internet является использование протоколов , то есть языка и правил, посредством которых компьютеры “общаются” между собой. Например, TCP/IP (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol), представляет собой набор сетевых протоколов, которые позволяют компьютерам различной архитектуры соединяться друг с другом. Он является базовым протоколом сети Internet. WWW - это больше, чем просто один из протоколов. Подобно мозаике, Web объединяет несколько протоколов, в том числе FTP (File Transfer Protocol), telnet, WAIS (Wide-Area Information Servers) и другие. Word Wide Web – это составная часть Интернет. Word Wide Web – это глобальная распределенная информационная гипертекстовая мультимедийная система. Она позволила связать в единое целое разрозненную информацию, хранящуюся на разных компьютерах. Основным свойством гипертекстов в WWW является наличие ссылок на ресурсы, находящиеся на различных компьютерах сети. Способ записи ссылки называется URL (Uniform Resource Locator). URL имеет следующий общий формат: протокол://адрес_компьютера.имя_домена1.имя_домена2.имя_домена3 (домен – domain – область). Домены самого верхнего уровня были созданы с момента введения доменной системы имен. По мере подключения к Интернет новых стран, появляются новые домены верхнего уровня. В соответствии с международным стандартом принята двухбуквенная кодировка государств. Всего на данный момент существует около 150 доменов верхнего уровня, соответствующих различным странам. ru - Россия ca - Канада de - Германия fr - Франция il - Израиль it - Италия edu – учебные заведения net – сетевые организации org – некоммерческие и прочие организации gov – правительственные учреждения mil – военные учреждения com – коммерческие организации В WWW передача гипертекста определяется протоколом HTTP (Hyper Text Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста). Протокол – это совокупность правил, по которым происходит передача данных. Гипертекст – это текст с выделенными местами – ссылками, которые определяют соответствующие действия, например показ изображения, открытие другого документа и т.д. Ссылки в тексте выделены особым образом. Если установить на них указатель мыши и нажать на кнопку, то будет выполнено действие, связанное с данной ссылкой, например показан другой параграф этого же текста, а возможно, и совсем другой документ. Программы просмотра гипертекстов в WWW называются браузерами (англ. Browse – пролистывать, проглядывать книгу). Языком WWW является язык создания гипертекстов HTML (Hyper Text Markup Language). 5 Информация (от лат. informatio , разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо независимо от формы их представления. В современной науке рассматриваются два вида информации. Объективная (первичная) информация - свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.(см.В.М. Глушков, Н.М. Амосов и др. «Энциклопедия кибернетики». Киев. 1975 г.) Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе. В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.{см.С.И.Ожегов. "Словарь русского языка". Москва. 1990г.). В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация - это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями [1]. 6 Microsoft Windows (/ˈwɪndoʊz/) (англ. windows — о́кна) — семейство проприетарных операционных систем корпорацииМайкрософт (Microsoft), ориентированных на применение графического интерфейса при управлении. Изначально были представлены многофункциональными надстройками для MS-DOS. В настоящее время под управлением операционных систем семейства Windows, по данным ресурса Netmarketshare (Net Applications) на 2009 год, работает около 90 % персональных компьютеров[1] . Операционные системы Windows работают на платформах x86, x86-64, IA-64, ARM. Существовали также версии для DEC Alpha, MIPS, PowerPC и SPARC[2] . Функции операционных системОсновные функции: - Выполнение по запросу программ (ввод и вывод данных, запуск и остановка других программ, выделение и освобождение дополнительной памяти и др.). - Загрузка программ в оперативную память и их выполнение. - Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства ввода-вывода). - Управление оперативной памятью (распределение между процессами, организация виртуальной памяти). - Управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как жёсткий диск, оптические диски и др.), организованным в той или иной файловой системе. - Обеспечение пользовательского интерфейса. - Сохранение информации об ошибках системы. Дополнительные функции: - Параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность). - Эффективное распределение ресурсов вычислительной системы между процессами. - Разграничение доступа различных процессов к ресурсам. - Организация надёжных вычислений (невозможности одного вычислительного процесса намеренно или по ошибке повлиять на вычисления в другом процессе), основана на разграничении доступа к ресурсам. - Взаимодействие между процессами: обмен данными, взаимная синхронизация. - Защита самой системы, а также пользовательских данных и программ от действий пользователей (злонамеренных или по незнанию) или приложений. - Многопользовательский режим работы и разграничение прав доступа (см. аутентификация, авторизация). 13.02.2010, 07:28 Stfw.Ru:
Калькулятор
9. Что такое Internet? 1.3. Возможности InternetInternet
предоставляет пользователям всевозможные информационные
икоммуникационные
услуги.
В сети Internet Вы получаете возможность:
< Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 Далее > 10. Информатизация [править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Информатизация (англ. Informatization ) — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий. По определению ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г., информатизация представляет собой "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". В постановлении Совета Министров Республики Беларусь даётся следующее определение понятия «информатизация»:[1] информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений . Информатизация – направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума. 11. Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты: - увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; - возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; - нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; - создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; - развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей; - признание массового примата личности в управлении социальными и экономическими отношениями; - новые способы производства, основанные на знании. Превращение информации в экономико-хозяйственную категорию; - массовое коллективное инвестирование (без посредников), базирующееся на совладении материальными и нематериальными активами (crowd funding).
4567 1 Появление и развитие информатики
15. Требования, предъявляемые к информации • Динамический характер информации. Информация существует только в момент взаимодействия данных и методов, т.е. в момент информационного процесса. Остальное время она пребывает в состоянии данных. • Адекватность используемых методов. Информация извлекается из данных. Однако в результате использования одних и тех же данных может появляться разная информация. Это зависит от адекватности выбранных методов обработки исходных данных. Данные, по своей сути, являются объективными. Методы являются субъективными, в основе методов лежат алгоритмы, субъективно составленные и подготовленные. Таким образом, информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов. Для бизнеса информация является исходной составляющей принятия решений. Всю информацию, возникающую в процессе функционирования бизнеса и управления им, можно классифицировать определенным образом. В зависимости от источника получения, информацию разделяют на внутреннюю и внешнюю (например, информация, описывающая явления, происходящие за пределами фирмы, но имеющие к ней непосредственное отношение). Также информация может быть классифицирована на фактическую и прогнозную. К фактической информации о бизнесе относится информация, характеризующая 16. Виды информации - это бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, налоговая декларация и т.п. 17.
Сбор и хранение.
Поиск информации -
это извлечение хранимой информации. · непосредственное наблюдение; · общение со специалистами по интересующему вас вопросу; · чтение соответствующей литературы; · просмотр видео, телепрограмм; · прослушивание радиопередач, аудиокассет; · работа в библиотеках и архивах; · запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; · другие методы. Обработка.
Передача.
18. Информационные системы – включают в себя функциональные компоненты,компоненты системы обработки данных, организационные компоненты. Функциональныекомпоненты - представляют собой подсистемы обработки информационных ориентировпо определенному функциональному признаку. Например: бухгалтерский учет иотчетность,; технико-экономическое планирование; бизнес-план и т.д. Компонентысистемы обработки данных (СОД) – типовыми задачами которых являются:1. сбор и перенос информации на машинные носители(жесткий диск, гибкий диск);2. передача информации в места ее хранения и обработка;3. ввод информации в ЭВМ и контроль ввода;4. создание и ведение внутримашинной информационной базы;5. обработка информации на ЭВМ (накопление, сортировка,корректировка, выборка, арифметическая и логическая обработка);6. вывод информации;7. управление вычислительными процессами ввычислительных сетях. 19. В состав информационной системы входят следующие основные компоненты:
Каждый компонент системы выполняет определенную задачу, при взаимодействии компонентов между собой используется технология "клиент-сервер". На иллюстрации 2.1 схематически представлена структура информационной системы в целом. Далее рассматриваются назначение и работа каждого компонента системы.
20. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии — производство информации для ее .анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах. 21 Тенденции развития информационных технологий В последнее время классическое определение понятия Информационные технологии, включающих в себя систему дисциплин из области управления и обработки данных, создание банка данных с применением вычислительной техники чаще всего воспринимается, как компьютерные технологии. И это имеет свое объяснение, поскольку информационные технологии используются компьютерная техника с программным обеспечением для обработки и хранения информации, а также ее защиты, передачи и получения. Помимо собственно программных технологий защиты информации, размещенных в компьютерных банках данных, в офисах применяется прибор для выявления подслушивающих устройств под названием индикатор поля. В настоящее время наиболее актуальными вопросами в области информационных технологий являются создание порталов электронных услуг (е-commerce) и построение хранилищ данных и ВІ-решений. Возрастание спроса на порталы обусловлено выводом бизнеса в Интернет сеть многими компаниями, особенно банками, туристическими и страховыми фирмами. В свою очередь причиной увеличения востребованности построения хранилищ данных и ВІ-решений, как последующего этапа развития информационных технологий, является потребность в обработке информации, ее анализа, моделирования ситуаций деятельности и определения проблемных и успешных точек бизнеса, что позволяет принимать правильные управленческие решения. Наряду с широким внедрением электронных информационных технологий в деятельность коммерческих организаций, не утратили своего значения традиционные формы управления персоналом с использованием традиционной офисной техники, среди которой важное место занимают цифровые диктофоны. Еще одно важное направление развития информационных технологий это использование услуг фирм специализирующихся на ИТ-аутсорсинге, т.е. разработке и сопровождении информационных систем. Услуги этих компаний позволяют заказчику с минимальными затратами внедрять уже готовые программные решения и разрабатывать информационные системы на заказ. Рынок этих услуг в настоящее время достаточно хорошо развит и пользуется спросом. 22. .1. Классификация программного обеспечения Программное обеспечение (ПО) - это совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая использование ЭВМ в интересах каждого ее пользователя. Различают системное и прикладное ПО. Схематически программное обеспечение можно представить так: Системное ПО – это совокупность программ для обеспечения работы компьютера. Системное ПО подразделяется на базовое исервисное . Системные программы предназначены для управления работой вычислительной системы, выполняют различные вспомогательные функции (копирования, выдачи справок, тестирования, форматирования и т. д). Базовое ПО включает в себя:
Сервисное ПО включает в себя программы (утилиты):
23. Прикладное ПО – это комплекс программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области. Прикладное ПО работает только при наличии системного ПО. Прикладные программы называют приложениями. Они включает в себя:
Особую группу составляют системы программирования (инструментальные системы), которые являются частью системного ПО, но носят прикладной характер. Системы программирования – это совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов. Системы программирования обычно содержат:
24. Понятие операционной системы. Функции операционной системы Понятие операционной системы. Функции операционной системы. Классификация операционных систем. ОС отвечает за управление процессоров, ОП, дисков, клавиатуры, монитора, принтеров, сетевого интерфейса и других устройств, и обеспечивает пользователя имеющими простой, доступный интерфейс программами для работы с аппаратурой. Компьютерная система состоит из аппаратного обеспечения, системных программ и программ-приложений. Внизу находится аппаратное обеспечение, которое во многих случаях само состоит из двух или более уровней (или слоев). Самый нижний уровень содержит физические устройства, состоящие из интегральных микросхем, проводников, источников питания, электронно-лучевых трубок и т. п. Выше расположен микроархитектурный уровень, где. Классификация операционных систем. находятся внутренние регистры и арифметико-логическое устройство (АЛУ). На каждом такте процессора из регистра выбирается один или два операнда, которые обрабатываются в АЛУ. Результат сохраняется в одном или нескольких регистрах. В некоторых машинах операции над данными контролируются программными приложениями, которые называются микропрограммами. В других компьютерах такой контроль выполняется напрямую аппаратными цепями. Следующий уровень – машинный. Здесь команды могут использовать регистры или другие возможности аппаратуры. Команды, видимые для работающего на ассемблере программиста называются машинным языком. Обычно машинный язык содержит от 50 до 300 команд, служащих преимущественно для перемещения данных по компьютеру, выполнения арифметических операций и сравнения величин. Управление устройствами на этом уровне осуществляется с помощью загрузки определенных величин в специальные регистры устройств. Системный слой начинаются с ОС. Она предназначена для того, чтобы скрыть от пользователя все эти сложности. Она состоит из уровня ПО, который частично избавляет от необходимости общения с аппаратурой напрямую, вместо этого предоставляя программисту более удобную систему команд. Над ОС расположены интерпретатор команд, компиляторы, редакторы и т. д. Подобные программы не являются частью ОС, хотя обычно поставщики компьютеров устанавливают их на машины. Под ОС обычно понимается то ПО, которое запускается в режиме ядра (режиме супервизора). Она защищена от вмешательства пользователя с помощью аппаратных. Компиляторы и редакторы запускаются в пользовательском режиме. Если пользователю не нравится какой-либо компилятор, он может написать свой собственный. Наконец, над системными ПО расположены прикладные программы. Они пишутся пользователем для решения собственных проблем – обработки текста, электронных таблиц, технических расчетов или сохранения информации в БД. Основные функции ОС: Ос как расширенная машина Архитектура (система команд, организация памяти, ввод-вывод данных и структура шин) большинства компьютеров на уровне машинного языка примитивна и неудобна для работы с программами, особенно в процессе ввода-вывода данных. ОС не только устраняет необходимость работы непосредственно с дисками и предоставляет простой, ориентированный на работу с файлами интерфейс, но и скрывает множество неприятной работы с прерываниями, счетчиками времени, организацией памяти и другими элементами низкого уровня. С точки зрения пользователя ОС выполняет функцию расширенной машины или виртуальной машины, в которой проще программировать и легче работать, чем непосредственно с аппаратным обеспечением, составляющим реальный компьютер. ОС предоставляет нам ряд возможностей, которые могут использовать программы с помощью специальных команд, называемых системными вызовами. Ос как диспетчер ресурсов Работа ОС заключается в обеспечении организованного и контролируемого распределения процессоров, памяти и устройств ввода-вывода между различными программами, состязающимися за право их использовать. Управление ресурсами включает в себя их мультиплексирование (распределение) двумя способами: во времени и в пространстве. ОС сначала разрешает доступ, например, к процессору одной программе, затем, после того как она поработала достаточное время, другой программе, затем следующей и, в конце концов, опять первой. Определение того, как долго ресурс будет использоваться во времени, кто будет следующим и на какое время ему предоставляется ресурс — это задача операционной системы. Другой вид распределения — это пространственное мультиплексирование. Вместо поочередной работы каждый клиент получает часть ресурса. Обычно оперативная память разделяется между несколькими работающими программами, так что все они одновременно могут постоянно находиться в памяти. Конечно, при этом возникают проблемы справедливого распределения, защиты памяти и т. д., и для разрешения подобных вопросов существует ОС. Другой ресурс, распределяемый пространственно, — это диск (жесткий). Распределение дискового пространства и отслеживание того, кто какие блоки диска использует, является типичной задачей управления ресурсами, которую также выполняет ОС. Вывод: ОС – это программа контролирующая работу прикладных программ и системных приложений и исполняющая роль интерфейса между приложениями и аппаратным обеспечением компьютера. 25. Классификация ОС. 1.Общего назначения. 2.Специального назначения По типу вычисляемой системы: 1. ОС мейнфреймов: а)Пакетная обработка; б) обработка транзакций; в) системы разделения времени. 2. Серверные; 3. Многопроцессорные ОС; 4. Встроенные ОС; 5. ОС смарт-карт ОС реального времени (VxWorks,QNX):ОС с жесткой системой реального времени; ОС с гибкой системой реального времени. По режиму обработки задач: однозадачные, многозадачные (мультипрограммные). По способу взаимодействия с компьютером: диалоговые системы, пакетные системы. По организации работы в диалоговом режиме с пользователями: однопользовательские, мультитерминальные. По структуре ОС: 1.Монолитные(макроядерные) (главная процедура -> сервисные процедуры - > утилиты); 2. Многоуровневые ОС; 3. Виртуальные машины; 4. Экзоядро; 5. ОС модели клиент-сервер (микроядерные). 26. Семейства операционных систем: Однозадачные[редактировать] CP/M-совместимые- CP/M MS-DOS-совместимые- MS-DOS - PC-DOS - PTS-DOS - FreeDOS Другие- PalmOS - Netware [редактировать] Семейства операционных систем: Многозадачные[редактировать] POSIX-совместимые- Unix - Linux - его ближайший родственник - Solaris - BSD - FreeBSD - Mac OS - Mac OS X - OpenBSD - NetBSD - HURD [редактировать] Семейство Windows- Windows - Windows NT - Windows CE - Windows Mobile [редактировать] Операционные системы реального времени (ОСРВ)- QNX - QNX Neutrino - ОСРВ Багет - Contiki - Sand Linux [редактировать] Другие- AmigaOS - MVS - OS/2 - Symbian - VMS - z/OS - z/VM - KolibriOS [редактировать] 27. Основные критерии подхода к выбору операционной системы: 28 . Основные тенденции развития операционных систем для персональных компьютеров и мобильных устройств Оптимизация под выполняемые задачи Универсальные устройства, ориентированные на выполнение широкого спектра задач, постепенно уступают в конкурентной борьбе с компьютерами, предназначенными для выполнения специализированных функций. Уже сейчас существуют модели устройств с узко очерченным функционалом, преимущественно распределенным между сетевым серфингом, офисной работой, мультимедийными и развлекательными функциями, а также графическим дизайном. Вероятно, что в будущем целесообразно ожидать появления и активного распространения операционных систем «особой компетенции», оптимизированных для какой-либо из обозначенных функций. Появление «национальных» ОС Ряд государств с развивающимися экономиками и значительным потенциальном внутреннего спроса обладают серьезными перспективами для вывода на рынок собственных операционных систем и платформ. Вероятно, что в качестве приоритетного направления будут выступать мобильные устройства, а также компьютеры, выполняющие ведомственные функции (административные, военные и т.п.) Вендоры с опытом разработки подобных решений обладают серьезными перспективами для выхода на международный рынок. Развитие сервис- ориентированных ОС Рыночная практика показывает, что тесное взаимодействие операционной системы и сервисов от компании-разработчика является существенным фактором для обеспечения лояльности потребителя и генерации дополнительных финансовых результатов. В случае интенсивного развития данного рынка целесообразно5 Тенденции развития операционных систем ожидать появления ОС, аналогичных Google Chrome. На практике подобные решения будут ориентированы на работу в режиме онлайн, и будут обеспечивать комфортный доступ к персональной среде пользователя, предоставляемой вендором. В контексте данной концепции можно ожидать разграничения развлекательного и делового направлений, либо их интеграции в рамках комбинированных предложений. Интенсификация деятельности антимонопольных органов В ожидаемой перспективе вероятно изменение правового поля, в рамках которого осуществляют деятельность участники современного рынка операционных систем. Основным направлением, на котором целесообразно ожидать подобных явлений, является рынок Европейского Союза, где антимонопольные органы занимают достаточно активную позицию в отношении защиты производителей программного обеспечения. В перспективе данные компании также могут выступить в качестве новых игроков на рассматриваемом рынке. 29. Norton Commander Norton Commander (сокращенно называемый на советском пространстве NC, жаргон рус. Нортон ) — популярныйфайловый менеджер для DOS, первоначально разработанный американским программистом Джоном Соухэ. (Некоторые дополнительные компоненты были полностью или частично написаны другими людьми: Linda Dudinyak — Commander Mail, вьюверы; Peter Bradeen — Commander Mail; Keith Ermel , Brian Yoder — вьюверы.) Программа была выпущена компанией Peter Norton Computing (глава — Питер Нортон), которая позже была приобретена корпорацией Symantec. В течение нескольких лет Norton Commander конкурировал по степени популярности с файловыми менеджерами PCToolsи XTree, однако уже с третьей версии Norton Commander вытеснил с персональных компьютеров эти программы. Разработка велась с 1984 года (первоначально под названием VDOS). Первая версия была выпущена в 1986 году. В Советском Союзе и России наибольшую популярность получили версии 2.0 (1988), 3.0 (1989), 4.0 (1992). Третья версия породила целую серию расширений, патчей и улучшений, написанных третьими лицами без согласования с автором. К программе дописывались вьюверы, позволявшие смотреть файлы различных форматов, делались патчи, позволяющие копировать каталоги целиком, дописывались внешние плагины разного назначения. Начиная с версии 4.0 программу разрабатывала целая команда программистов, поскольку в 1990 фирма Peter Norton Computing была куплена компанией Symantec, но новый коммандер постепенно начал утрачивать популярность, так как увеличил размер занимаемой памяти (что было критично для DOS), содержал ошибки и, к тому же, начал вытесняться собственными клонами. Менее функциональные, чем Norton Commander, Volkov Commander и Pie Commander, более-менее точно копировали нортоновский интерфейс. DOS Navigator, визуально схожий с Norton Commander, предоставлял гораздо больший ряд возможностей. Впоследствии клоны появились и на других операционных системах: BSD, Linux — Midnight Commander, Krusader; Microsoft Windows — FAR Manager, Total Commander; и другие аналогичные программы. Команда Symantec продолжала борьбу за рынок, выпустив для DOS версии 5.0 (1995), 5.51 (1998) и для Microsoft Windows версию 2.01. В Norton Commander 5.51 для DOS появилась поддержка длинных имен файлов при работе в Windows. Но большого распространения эти версии уже не получили, так как появившиеся к тому времени клоны и последователи NC обладали большими возможностями, а некоторые пользователи предпочитали пользоваться штатным файл-менеджером Windows. А в середине 2000 года, появляется FAR Manager, который наследуя двухоконную идеологию, стандартную расцветку и систему команд (управление с клавиатуры) у файлового менеджера Norton Commander - становится наиболее популярным файловым менеджером (в основном, среди IT-специалистов). Культурное значениеNorton Commander не только спровоцировал целую серию собственных клонов и реплик, но и внёс в русский язык пару новых слов — «нортон» и «коммандер» стали в жаргоне пользователей ПК синонимами словосочетания «файловый менеджер». Введённая программой парадигма работы с файлами (2 одинаковые панели, между которыми происходят операции; большинство команд выполняется по «горячим клавишам») до сих пор применяется в подавляющем большинстве файловых менеджеров. Также существует музыкальная группа Nord'n'Commander, отдающая своим названием дань уважения популярному файловому менеджеру. 31. ПРОВОДНИК WINDOWS Проводник Windows — это приложение, реализующее графический интерфейс доступа пользователя к файлам в современных операционных системах Microsoft Windows и ReactOS. Проводник, в настоящее время, фактически является основой графической оболочки пользователя Windows. Обзор Эта статья находится под лицензией GNU Free Documentation License. Она использует материалы из Википедеи. 32. Программы обслуживания жестких дисков <<Назад | Содержание | Далее>> Основные операции, которые необходимо иногда проводить с жесткими дисками: Разбиение на разделы. На жесткий диск может быть установлено одновременно несколько операционных систем. Для этого жесткий диск должен быть разбит на разделы, т.е. независимые области на диске, в каждом из которых может быть создана своя файловая система. Наиболее простой и традиционно используемой программой для этих целей в Windows является программа FDisk . ОС Windows2000/XP имеют встроенную программу разбиения жестких дисков на разделы. Форматирование . Оно делится на низкоуровневое (физическое), которое выполняется производителями и делит поверхности магнитных пластин на дорожки и сектора и высокоуровневое (логическое), которое заключается в разбиении на кластеры и размещении на диске файловой системы. Логическое форматирование выполняется стандартной программой ОС Windows Format(Форматирование дисков). Проверка диска на наличие логических и физических ошибок . Если каким-то образом соответствие между тем, что записано в загрузочной области диска, и тем, что на самом деле находится на диске, нарушено, последствия могут быть непредсказуемы. Это может возникнуть вследствие сбоев ОС, и другого ПО. В частности, велика вероятность возникновения ошибок при некорректном завершении работы компьютера, при зависании системы и т.д. Обнаружить возникшие проблемы и предотвратить неприятности поможет стандартная программа Windows Проверка диска или ScanDisk . Но эта программа недостаточно мощна и функциональна. Поэтому при серьезных проблемах необходимо использовать более мощные средства (например, Norton Disk Doctor ( NDD ) из пакета Norton Utilities фирмы Symantec). Дефрагментация . Как известно, с точки зрения быстродействия винчестер одно из самых слабых мест системы. К счастью, помогает тот факт, что данные, которые расположены "подряд", считать можно намного быстрее. Что значит "подряд"? Каждый файл на диске занимает определенное пространство. Это пространство разбито на блоки - кластеры. Каждый кластер принадлежит определенному файлу. Хорошо, если кластеры одного файла следуют подряд, но так бывает не всегда. Файлы на диске постоянно создаются и уничтожаются. Операционная система не всегда может выделить файлу место таким образом, чтобы его кластеры шли друг за другом. То есть файл может занимать несколько кластеров, разбросанных по разным местам диска. В этом случае говорят, что файл фрагментирован. При этом скорость чтения и записи файла замедляется заметно. Если на диске образуется много таких файлов, то скорость работы системы заметно падает. Для решения этой проблемы помогает стандартная программа Windows Дефрагментация диска или Defrag . Опять же можно порекомендовать использовать более мощное средство дефрагментации (например, Norton Speed Disk из Norton Utilities ). Очистка диска . При регулярной работе на компьютере иногда накапливается некоторый пользовательский и системный "мусор", который полезно периодически расчищать и ликвидировать. Для этого существует много различных программ, а в Windows существует утилита - Очистка диска . 33. Назначение и классификация текстовых редакторов
|