Реферат: Содержание понятия государство
Название: Содержание понятия государство Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
1. 2. Содержание понятия «государство». Теории происхождения государства и права.
Характеризующие особенности государства: государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом. государство существует не в любом обществе, а только в том, где есть такие общественные институты, как экономика, собственность, социальные классы, социальные группы и др. государство и общество НЕ СОВПАДАЮТ друг с другом; при определении государства всегда идет речь о властных институтах, государственном аппарате и о власти в целом. Государство – это организация политической суверенной власти,осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими и иными процессами жизни общества, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории. Признаки государства: публичная власть (т.е.власть, цель которой - достижение публичного интереса, которая обращена ко всему обществу); административно-территориальная организация населения (означает, что государство всегда действует в определенных территориях и социальных границах); суверенитет (верховенство и независимость государственной власти как внутри, так и вне общества). Иногда в качестве признаков государства выделяют налоги, право, государственный язык, государственная символика. Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей, одновременно с государством и функционирует неразрывно с ним. Сущность права – обусловленная материальными и социокультурными условиями жизнедеятельности общества - общая воля, т.е.результат согласования частных интересов, которые выражаются в законе либо иным способом, и выступающая основным регулятором взаимоотношения людей. Основные теории происхождения права и государства: Теологическая (Ф.Аквинский). Процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом, с помощью государства и права Бог управляет миром, власть Бога олицетворяют монархи,но сами монархи - слуги церкви. Патриархальная ( Платон,Аристотель). Государство - продукт естественного развития семьи, т.е.изначально семья разрастаетя в племя, а оно эволюционирует в государство. Власть главы семьи превращается во власть главы государства. Договорная (Гоббс,Гроций, Локк, Руссо). Государство и право возникают в результате общественного договора; люди, находящиеся в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Общественный договор - не конкретный документ, а определенное состояние общества. При нарушении договора одна из сторон имела право на ответные действия: монарх наказывал виновных, народ восстает. Теория насилия (Гумплович, Каутский). Государство – это результат завоевания,насилия, порабощения одних племен другими - есть внутреннее и внешнее насилие. Психологическая (Тард, Петражидский). В теории говорится что государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Органическая (Спенсер). Сравнивал общество с организмом. Само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение). Классовая (Маркс, Энгельс). Возникновение государства – результат объективных социально-экономических процессов, которые приводят к возникновению антагонистич.классов. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Расовая. Тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Легла в основу фашистской политики и идеологии. Ирригационная ( Виттфогель). В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. 3. Формы государства . Соотношение типа и формы государства: 1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения; 2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им; 3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации; 4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д. Соотношение формы и типа государства применительно к различным типам государства: 1) рабовладельческий тип государства: а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху—деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно—бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.); б) республика: – аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта); – демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины); 2) феодальный тип государства: а) монархия: – раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер; – сословно—представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса; – абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха; б) республика – экономически развитые и независимые города—республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков); 3) буржуазный тип государства: а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.); б) республика – парламентская и президентская; 4) социалистический тип государства социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.). В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного типа могут встречаться одинаковые формы.
3. Соотношение права и морали. Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.. Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию - регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы). Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем" Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства"*. Законодательство не может декретировать нравственность. Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права. Мораль и право - составные части духовной культуры человечества. При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций). Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.). Способ правового регулирования - правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.
4. Нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1] Нормативный правовой акт в России является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Признаки нормативных правовых актов: нормативный характер, это правовой акт является результатом правотворчества, общеобязательность, оформление в виде, официального документа, определённый порядок группировки правовых норм Нормативно-правовые акты в Российской Федерации Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов: в зависимости от юридической силы: Законы Конституция РФ Федеральные конституционные законы Федеральные законы Подзаконные правовые акты: Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб) Локальные нормативно-правовые акты Особую группу составляют международные договоры РФ. Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов. в зависимости от содержания: отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами) гражданско-правовые уголовно-правовые и т.д. комплексные Действие нормативно-правовых актов во времени Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования. Действие нормативно-правовых актов в пространстве Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц) 5. Виды систематизации нормативных актов. Систематизация нормативных актов — деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов. 1 Учёт нормативных актов. Сбор действующих нормативных актов для обработки и расположения по определённой схеме с целью хранения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Наиболее распространены журнальный учёт и автоматизированный учёт. 2 Инкорпорация. Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в романо-германской правовой системе для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Бывает (не)официальной. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной. 3 Консолидация. Унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. Так как не изменяет содержания законов, является аналогом инкорпорации, применяется в английской правовой системе. 4 Кодификация. Создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер. 6. Основные правовые системы современности.
7. Понятие и структура юридической нормы. Юридическая норма (норма права) — общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. Гипотеза (если…) – элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению. Диспозиция (то…) – элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов. Санкция (иначе…) – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания 8. Общая характеристика отраслей права.
Характеристики отрасли: предмет, источник, метод правов. Регулирования. Общая характеристика основных отраслей права: Конституционное (государственное) право определяет: основы государственного и общественного строя; правовое положение личности; систему органов государственной власти; государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения. Административное право содержит нормы, которые регулируют: деятельность исполнительно–распорядительных органов государства (президента, правительства, министерств, ведомств, местных органов управления); правовое положение государственной службы; административную ответственность. Гражданское право регулирует: имущественные отношения (купли–продажи, займа, собственности, наследования и т.п.); некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.). Семейное право регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в сфере брачно–семейных отношений. Трудовое право определяет: условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений; устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха; регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др. Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и, соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены. 9. Система законодательства в РФ.
Система законодательства
- это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов. 3) Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону. 6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения Виды законов
3) Федеральные законы
указы Президента; постановления Правительства; акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.; акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций; акты органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организации 10. Понятие правоотношения, его предпосылки и структура. Правоотношения - это регулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностямиТаким образом, правоотношение является средством "пepeвoдa,, объективного права (т. е. совокупности правовых норм) в субъективные права и обязанности участников общественных отношений (т. е. в плоскость их личностных установок).Для того, чтобы стать участником правоотношений, необходимо обладать определенными потенциальными свойствами личности, которые могут аккумулироваться при конкретных обстоятельствах. Одним из таких свойств является правоспособность.Правоспособность - это способность липа быть носителем субъективных прав и юридических обязанное i ей, закрепленных в нормах права. Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному липу, с другой - возможность пользоваться предоставленным набором прав. Под юридической обязанностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правоповедения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общая, например, относится ко всем без исключения юридическим сделкам, специальная же распространяется только на строго определенный вид данных сделок. В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Содержание и объем дееспособности зависят от нескольких факторов:От возраста правоспособного субъекта От состояния здоровья От родства субъектов 11. Система права РФ. Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию. В основе построения системы права лежат принципы: 1. · Принцип верховенства прав и свобод человека; 2. · Принцип законности; 3. · Принцип компетентности; 4. · Принцип формализованности; 5. · Принцип общедоступности; 6. · Принцип приоритета международно-правовых источников; 7. · Принцип перспективного действия нормы и ряд других. При этом основным является иерархическая организация правовых норм по юридической силе. Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом. Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, "кирпичиком" системы права из которых данная система права строится. Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д.. Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права. Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс. Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты. Правовые отрасли - это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права. Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм. Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения. Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права. Значительное влияние на нее оказывают исторические, религиозные, национально-этнические факторы, образ жизни населения. Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право. Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные. 12. Правонарушение: понятие, виды, состав. Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу. Признаки правонарушения: правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей до тех пор пока они не выразились в конкретных противоправных действиях; правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им; правонарушения совершаются только людьми; правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то, что деяние правонарушением не признается; правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом; правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. Виды правонарушений: Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на проступки и преступления. Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Законодатель, решая вопрос, к какой категории отнести преступление, руководствуется следующими критериями: значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности); размер причиненного ущерба; способ, место и время совершения противоправного деяния; личность правонарушителя. Вторую группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Виды проступков: административные проступки - это правонарушения, посягающие на общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей (нарушение правил дорожного движения); дисциплинарные проступки ~ правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы коллективов предприятий; материальные проступки - правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации (порча инструментов, недостача материальных ценностей); гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство); финансовые проступки ~ правонарушения в области обращения денежных ресурсов (сокрытие налогов, недоплата налогов); семейные проступки - правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания и воспитания детей); процессуальные проступки - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе (неявка свидетеля по вызову следователя). Состав правонарушения : Структура правонарушения состоит из его объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Объектом правонарушения является жизнь, здоровье, имущества гражданина; субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние (им может быть индивид или организация). Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами: (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью). |