Контрольная работа: Руководство и структура подразделений ДПС
Название: Руководство и структура подразделений ДПС Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
дисциплина: «Безопасность движения транспорта и пешеходов» тема: «Руководство и структура подразделений ДПС» П Л А Н : 1. Роль и основные задачи дорожно-патрульной службы 2. Виды и структура подразделений дорожно-патрульной службы 3. Способы и формы организации дорожно-патрульной службы 4.Основные организационные формы профессиональной подготовки 5. Контроль и оценка работы личного состава Роль и основные задачи ДПС Очевидно, что без детального правового регулирования сферы, в которой функционируют ТС – источники повышенной опасности, без четкой системы дозволений и запретов, а также контроля их выполнения невозможно осуществлять эффективные перевозки грузов и пассажиров. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти признается «осуществление государственного контроля выполнения законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения». Выполнение этой задачи возлагается в основном на специализированные органы, наделенные соответствующими надведомственными полномочиями, такие как Российская транспортная инспекция Министерства транспорта РФ, Гостехнадзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Госкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ, а также ГИБДД МВД РФ. Важнейшие службы ГИБДД имеют следующие основные задачи: 1.Автотехническая инспекция: - контролирует соблюдение нормативов, устанавливающих требования к конструкции, состоянию и переоборудованию механических ТС (транспортных средств) и прицепов к ним; - организует и проводит государственных технический осмотр ТС; - проверяет работу предприятий, фирм, учреждений, ведомств в части обеспечения БДД (безопасности дорожного движения); - участвует в осмотре технического состояния ТС, занятых в перевозках опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов, а также ТС, причастных к ДТП (дорожно-транспортных происшествий). 2. Подразделения организации дорожного движения и дорожной инспекции: - контролируют соблюдение правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, содержании и ремонте автомобильных дорог, дорожных сооружений, ЖДП, технических средств регулирования дорожного движения, линий городского электротранспорта в части обеспечения БДД; - изучают условия дорожного движения и принимают меры по совершенствованию организации движения ТС и пешеходов; - согласуют проекты по организации дорожного движения на улицах и автомобильных дорогах; - осуществляют методическое руководство деятельностью специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений. 1. Регистрационно-экзаменационные подразделения: - контролируют исполнение нормативных актов, устанавливающих требования по подготовке водителей ТС; - принимают экзамены по ПДД (правилам дорожного движения), навыкам вождения ТС, а также выдают водительские удостоверения; - регистрируют автомототранспортные средства, выдают их владельцам регистрационные знаки и документы; - ведут учет автомототранспортных средств; - осуществляют розыск ТС в процессе регистрационно-экзаменационной работы; 2. Подразделения пропаганды: - осуществляют разъяснение и пропаганду ПДД и других нормативных актов по вопросам БДД с использованием СМИ (средств массовой информации); - организуют проводят работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; - разрабатывают методические рекомендации, листовки, информационные бюллетени, брошюры и другие печатные материалы по вопросам БДД; - организуют смотры, конкурсы, рейды и другие мероприятия по профилактике ДТА (дорожно-транспортных аварий); - проводят систематическое изучение общественного мнения о работе ГИБДД. 3. Подразделения информационного обеспечения: - участвуют в разработке территориальных и межрегиональных планов оперативно-поисковых мероприятий и координируют действия подразделений ГИБДД; - обеспечивают круглосуточное функционирование федеральной базы данных о ТС, находящихся в розыске; - осуществляют сбор, обработку и оценку текущей информации о совершенных и готовящихся преступлениях, связанных с использованием ТС, и доводят ее по назначению. 4. Дорожно-патрульная служба. Актуализация потребности в текущем контроле состояния ТС, параметров ТИ, поведения участников дорожного движения и в немедленном выполнении распорядительно-регулировочных действий при возможных осложнениях условий движения, а также исключительно высокая распространенность и латентность правонарушений, связанных с посягательством на безопасность дорожного движения, общественный порядок и права собственников транспортных средств, обусловливают необходимость их активного выявления, пресечения и профилактики независимо от родовых объектов посягательства. Качественное своеобразие данных проступков, проявляющееся в использовании ТС, в единстве сферы (дорожное движение) и субъектов ответственности, позволяет рассматривать их совокупность как некую общность деликтов, образующих один из важнейших компонентов управляющего воздействия ГИБДД. К основным задачам ДПС отнесены: - сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства; - обеспечение бесперебойного и безопасного дорожного движения ТС; - предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения. В связи с этим на ДПС возлагаются следующие функции: - оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов; - осуществление контроля за соблюдением Правил дорожного движения РФ, а также нормативны правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; - регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения ТС и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий; - охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах, дорогах и иных общественных местах; - осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также ТС, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий; - осуществление в соответствии с действующим законодательством производства по делам об административных правонарушениях; - осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра; - проведение в соответствии с действующим законодательством дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации ТС; - осуществление в установленном порядке сопровождения ТС; - выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушение правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению; - информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в сфере дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению; - контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения; - участие совместно с таможенными органами в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию РФ. Виды и структура ДПС В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений. В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС: 1)группа 2)отдельный взвод 3)моторированный взвод (группа) 4)отдельная рота 5)отдельный батальон 6)полк. Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы: а) руководство б)штаб в)дежурная часть г)группа кадров д)группа административной практики е)группа дознания и розыска ж)группа пропаганды з)финансовая часть и)техническая часть к)служба обеспечения и обслуживания л) группа службы м)роты (взводы) 1. В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь. 2. В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба. 3. Дежурная часть предназначается: - для непрерывного управления силами и средствами, занятыми обеспечением контроля дорожного движения; - сбора, обработки и регистрации информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом; - организации выезда на места ДТП; - обеспечения личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и служебной документацией; - установления личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС. 4. Группа дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выявления обстоятельств, причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП. 5. Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском ТС, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных т похищенных ТС и веду розыскную документацию. 6. Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД. В состав группы ходят старший инспектор и инспектора по административной практике. 7. В группу кадров входят старший инспектор, инспектора по кадрам и психолог, которые занимаются комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляют личные дела сотрудников, готовят материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимают участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины. 8. Техническая часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической связи, инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонты и обслуживанию ТС. 9. Роты ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Способы ДПС К важнейшим способам дорожно-патрульной службы принято относить следующие: 1. Наблюдение за дорожным движением 2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил 3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов. 4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения. 5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц. 1. Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всех последующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов ДИ на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы. 2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. 3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. 3.1. Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование . предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов. При ведении открытого контроля сотрудники располагаются на местах, где они хорошо виды участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений. 3.2. Скрытый контроль ведется сотрудниками ДПС в гражданской одежде и на автотранспортных средствах обычного исполнения, оборудованных радиостанцией и оперативно-техническими средствами. 3.3. Смешанный контроль ведется инспекторами в форменной и гражданской одежде, соответственно использующими ТС специального и обычного исполнения. Сотрудники, несущие службу в гражданской одежде, занимаются выявлением и фиксацией правонарушений, а также передают информацию о них обычным нарядам ДПС, которые производят остановку ТС и принимают к нарушителям предусмотренные меры воздействия. 4. Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения. К проведению мероприятий по восстановлению движения привлекаются соответствующие должностные лица, а также участники дорожного движения. 5. Пресечение неправомерных действий частников дорожного движения и должностных лиц производится для предотвращения ДТП и других преступлений. В настоящее время данный метод должен быть доминирующим в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа ДТА и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод, вместе с тем, в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект. Формы организации ДПС Совокупность форм организации контроля дорожного движения можно условно подразделить на две группы: мобильные и статичные. К первой из них относятся: 1. Пеший патруль (пост) 2. Автомобильный патруль (автопатруль) 3. Мотоциклетный патруль (мотопатруль) 4. Патруль с применением вертолетов и других летательных аппаратов ( воздушный патруль) Вторую группу составляют: 1. Стационарный пост ДПС 2. Контрольный пост милиции (КПМ) 3. Контрольно-пропускной пункт (КПП) 4. Специальный пост ДПС 5. Автоматические устройства контроля дорожного движения и фиксации правонарушений. Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной. Основные организационные формы профессиональной подготовки Проблема профессиональной подготовки сотрудников ДПС решается преимущественно за счет функционирующей в рамках МВД системы обучения рядового и начальствующего состава, которая реализуется в форме первоначальной, служебной, боевой, физической подготовки и ежедневного инструктажа. Первоначальная подготовка проводится в три этапа: а) ознакомление с работой подразделения под руководством наставника (до 6 месяцев) б) обучение в учебных центрах МВД (от 1 месяца до 1 года) в) стажировка в занимаемой должности по месту службы под руководством наставника (начальника). Особая роль в совершенствовании профессиональных качеств принадлежит служебной, боевой и физической подготовке, еженедельно проводимой руководством подразделений ДПС, ГОРОВД и аппаратов ГИБДД. Ее программа разрабатывается с учетом: 1) условий несения службы; 2) уровня теоретической подготовки и наличия практического опыта у обучаемых; 3) наличия технических средств контроля за дорожным движением и другой аппаратуры, используемой при выполнении задач ДПС; 4) возможностей учебных заведений МВД и других ведомств, дислоцированных на территории, обслуживаемой подразделением. А в частности, для инспекторов и старших инспекторов ДПС программа курса должна строиться так, чтобы имелась возможность оценить их знания и умения, как минимум, по следующим дисциплинам: 1) ПДД и другие нормативные акты, определяющие порядок дорожного движения, требования к его участникам, транспортным средствам и важнейшим элементам ДИ; 2) регулирование дорожного движения с помощью жезла и технических средств; 3) скоростное маневрирование на автомобиле (мотоцикле) 4) применение приемов преследования и задержания преступников; 5) стрельба из табельного оружия; 6) оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДИП; 7) оформление материалов по фактам ДТП; 8) квалификация правонарушений в сфере БДД и охраны общественного порядка. Одной из важнейших форм непрерывной профессиональной подготовки личного состава является инструктаж нарядов, который проводится для каждой смены перед заступлением ее на службу. В его проведении участвуют руководители отделов (отделений) ГИБДД и строевых подразделений ДПС, старшие инспектора-дежурные, а также представители других служб милиции, которые могут приглашаться для разъяснения порядка взаимодействия при выполнении отдельных правоохранительных функций. Контроль и оценка работы личного состава Учет ДТП и административно-правовой деятельности составляют основу для ведения аналитической работы в строевых подразделениях ДПС. Сопоставление показателей аварийности и результатов надзора за дорожным движением позволяет устранить их взаимные несоответствия и избрать рациональные варианты расстановки сил, используемых в обеспечении БДД.В настоящее время обработка и анализ обработка и анализ данных о ДТП ведутся, в основном, по единой методике. Однако в организации учета административно-правовой деятельности единого подхода нет, причем в большинстве случаев не оцениваются данные, характеризующие направленность и эффективность контроля за дорожным движением. Вместе с тем многолетний опыт функционирования подразделений ДПС показывает, что их эффективная работа обеспечивается только тогда, когда деятельность личного состава оценивается объективно, по количественно определенным и понятным для него критериям. Активизация так называемого «человеческого фактора» является важнейшим компонентом интенсификации и улучшения качества правоохранительной деятельности службы, которая, в основном, сама определяет себе объем и направленность работы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Закон РСФСР «О милиции» 2.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» 3.Конституция РФ 4.Дорожно-патрульная служба, С.Н. Дмитриев, М., Спарк,2000г |