Реферат: Правильность написание резюме

Название: Правильность написание резюме
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Как правильно написать резюме

размещено: 28.09.07

Резюме – один из наиболее эффективных инструментов поиска работы. Фактически оно представляет собой краткое изложение наиболее важных для потенциального работодателя фактов вашей биографии и профессионального опыта. При написании резюме нужно помнить о том, что оно станет вашей визитной карточкой и должно выделять вас из огромного потока людей, ищущих работу.

Резюме должно состоять из 1 – 2 страниц и освещать следующие аспекты:

1. Фамилия, имя и отчество
Рекомендуется писать крупными буквами (18 – 20-й кегли шрифта) по центру вверху. Непосредственно слова "фамилия", "имя" и "отчество" писать не следует.

2. Контактная информация
Укажите свой телефон, адрес электронной почты и домашней страницы (если имеется). Указывать домашний адрес желательно, но необязательно. Можно ограничиться районом (станцией метро). Одним словом, напишите те средства связи, по которым с вами можно быстро и оперативно связаться.

3. Цель
Напишите, на какую вакансию, работу или область деятельности вы претендуете, обозначьте границы профессиональных интересов. Здесь также можно указать ваши пожелания и требования к будущему месту работы.

4. Образование (основное и дополнительное)
Представьте информацию как о фундаментальном образовании, так и о дополнительном: курсы, семинары, тренинги, стажировки и т. д. Указываются необходимые данные по каждому месту учебы:

  • дата поступления;
  • дата окончания (месяц/год);
  • название учебного заведения, название факультета;
  • уровень образования (среднее, среднее техническое, незаконченное высшее, высшее и т. п.);
  • название специальности.

5. Опыт работы
Укажите данные по каждому месту работы, начиная с последнего (текущего):

  • дата поступления;
  • дата окончания (месяц/год);
  • наименование компании;
  • направление деятельности компании;
  • название вашей должности;
  • функциональные обязанности, желательно подробно;
  • приобретенные навыки, знания, умения, достижения (конкретные факты из профессиональной деятельности).

Как правило, указывается опыт за последние десять лет. Для студентов и выпускников этот раздел может содержать информацию как об оплачиваемой, так и о неоплачиваемой работе (написание курсовой работы, диплома, общественная деятельность).

6. Профессиональные навыки и знания
Перечислите свои навыки и знания, подходящие для той специальности, которая является целью вашего резюме, а также укажите:

  • уровень владения компьютером, специальными программами;
  • владение оргтехникой (факс, модем, сканер, копировальное оборудование, офисная АТС и т. п.).

7. Профессиональные сертификаты
Укажите, если имеются.

8. Знание языков
Укажите язык и уровень владения (начальный/продвинутый/свободное владение).

9. Личные данные (необязательно)
В этом разделе вы можете указать такие сведения, как:

  • дата рождения;
  • возможность командировок;
  • семейное положение, наличие детей;
  • наличие водительских прав.

Формат резюме

размещено: 28.09.07

Хронологический подход. Особо подчеркиваются профессиональный статус и организации, в которых вы работали. Перечень начинается с конца, т. е. с самого последнего по времени места работы или учебы. Помимо этого должна присутствовать информация о вашей работе, непосредственных обязанностях и достижениях.

Применяется в случаях, когда:

  • ваша деятельность будет связана с прежней сферой;
  • имя вашего работодателя является важной и нужной информацией;
  • этот перечень отражает карьерный рост и развитие;
  • названия организаций, в которых вы раньше работали, являются солидными;
  • ваша работа была связана с традиционной областью, например госструктурами или образованием.

Не стоит прибегать к этому подходу, если:

  • у вас были какие-либо проблемы на предыдущих местах работы;
  • вы хотите сменить направление карьерного роста;
  • вы слишком часто меняли рабочие места;
  • вы не хотите делать акцент на вашем возрасте;
  • вы впервые ищете работу.

Деятельностный подход. В том случае когда вы стремитесь получить вполне определенную работу, резюме лучше организовать по рубрикам основных квалификационных разрядов, перечислять способности, имеющие прямое отношение к данному виду деятельности, и подчеркивать особые качества, которыми вы обладаете для ее выполнения. Вот несколько примеров: лидерские наклонности, навыки межличностного общения, способность брать на себя ответственность за организацию и управление. Областью применения ваших особых умений и качеств могут быть такие сферы деятельности, как телевидение, программирование и менеджмент. В таком резюме прежние должности и характеристики с места работы играют второстепенную роль.

Применяется в случаях, когда:

  • хотят подчеркнуть потенциальные способности, которые не были задействованы на прежнем месте работы;
  • вы меняете сферу карьерного роста;
  • вы впервые предлагаете услуги на рынке труда;
  • ваш карьерный рост не был успешным;
  • в прошлом сферы вашей занятости не были взаимосвязаны;
  • ваша деятельность была внештатной или временной.

Не стоит применять данный подход, если:

  • вы хотите подчеркнуть ваш карьерный рост;
  • ваши потенциальные работодатели чрезвычайно заинтересованы в ваших услугах;
  • у вас было небольшое количество должностных обязанностей;
  • ваше последнее место работы было очень престижным.

Помните! Не стремитесь уложить резюме в прокрустово ложе стандартного профиля, воспользовавшись шаблоном из компьютерных программ, например "Мастер Резюме". Ваше резюме должно быть индивидуальным и создавать представление именно о вас. Не стремитесь написать его за один присест дайте ему вызреть. Вы можете обратиться к консультанту, и тот поможет вам отшлифовать неровности.

Резюме для "неопытных"

Иногда студенты думают, что если у них не было опыта работы, за которую платили деньги, то и не стоит о ней упоминать. Это связано с уверенностью, будто работодатель принимает во внимание лишь оплаченный опыт и связанный со сферой деятельности, в которой студент является соискателем. Ерунда! Если бы это было действительно так, мог бы новичок вообще куда-нибудь устроиться?

Важен любой опыт. "Опыт" следует трактовать широко, как любую деятельность, которой студент занимался ради достижения определенной цели вне зависимости от того, платили ему или нет. Таким образом, понятие "опыт работы" включает такие области, как интернатура, волонтерская деятельность, учебные задания, собственные проекты, не говоря уж о мелкой временной работе, которой занимается почти каждый студент. Однако работодатель сумеет по достоинству оценить этот широкий спектр лишь в том случае, если соискатель грамотно подаст его в своем резюме.

Повышенное внимание обращайте на гибкие навыки и свойства. Есть ситуации, в которых успешный результат связан с проявлением разных способностей и навыков, причем одни навыки ограничены конкретным заданием, а другие можно использовать и шире. Студентам стоит задаваться следующими вопросами: "Что от меня требовалось при выполнении этого задания?", "Как я достиг желаемого результата?", "Чему научился в процессе выполнения работы?".

Ниже перечислены некоторые группы навыков, которые помогут вам лучше оценить собственный опыт: навыки аналитические (умение анализировать, оценивать, изучать, исследовать); коммуникативные (умение вести переписку, писать письма, редактировать, представлять материал, продавать, выступать перед публикой, объяснять); творческие (способность к систематизации, дизайнерские навыки, манера исполнения, навык работы с настольной издательской системой, умение рисовать, фотографировать); интерактивные (организация тренингов, опыт преподавания, консультирования, решения проблем, проведения собеседований, PR); организаторские (менеджмент, планирование, использование БД, руководство, мониторинг, модернизация); количественные (умение работать с калькулятором, составлять бюджет, вести бухгалтерию, оперировать таблицами); научные (опыт установки и использования оборудования, замеров, диагностики).

Некоторые из этих навыков, несомненно, выявят ваши сильные стороны, поскольку связаны с такими чертами характера, как умение обращать внимание на детали, отзывчивость, самоорганизация, способность сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, логичность мышления, чувствительность и т. д. Без сомнения, разные должности подразумевают определенное отношение, черты характера и многие из перечисленных выше навыков для достижения положительных результатов!

Хотите написать классное резюме и при этом чувствуете, что вам не хватает опыта? Не беда! Используйте приведенные выше советы, чтобы заинтересовать работодателя. Помните: чем подробнее вы опишите свои проекты, задания, выполненную работу и т. д., тем яснее объясните не только то, в чем заключался круг ваших обязанностей, но и какими способами и при каких условиях был достигнут результат. Тщательный выбор формулировок в сочетании с предварительной общей характеристикой положения на рынке труда может сделать ваше резюме весьма убедительным. К тому же, начав резюме с определения цели, вы сразу же очертите область ваших интересов и тем самым выявите возможный круг обязанностей, которые можно и нужно на вас возложить. Так что такое активное начало сыграет вам только на руку. При определенных усилиях резюме студента без опыта работы может открыть много дверей, ранее недоступных.

Ключевые слова

размещено: 28.09.07

Когда вы предоставляете резюме работодателю, вы должны отдавать себе отчет в том, что, скорее всего, текст резюме будет занесен в электронную базу данных. Принцип работы компьютерных систем для анализа резюме построен на штампах. В центре всей этой системы стоят ключевые слова.

В компьютер вводятся эти обязательные условия, и тот начинает поиск резюме по базе данных, содержащих ключевые слова. Соответственно, в ваш текст нужно ввести максимальное количество штампов.

Чтобы найти хорошие ключевые слова, нужно не больше знаний, чем для того, чтобы искать информацию по желтым страницам или по библиотечному каталогу. Выписывайте эти словечки, когда просматриваете журналы по трудоустройству, газетные статьи или перечитываете конспекты лекций, оставшиеся у вас после окончания университета. Достижения лучше всего описывать с помощью существительных, а обязанности посредством глаголов.

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
Реклама / Коммуникации
изображение
графика
ролик
средства продажи
стимулирование сбыта
кабельное телевидение

Инженер-строитель
дизайн интерьера
гидрологический анализ транспортной системы
подводка коммуникаций

Системный администратор
сеть, сервер, роутер, Wi-Fi
мэйнфрэйм
LyNUX

Банкир
индекс РТС, банкомат, банк
уравновешенный баланс
коммерческая ссуда
конверсия клиентов

Специалист по выплатам компенсаций
система поощрительных вознаграждений
классификация
система оплаты труда

Экономист
экономический прогноз
промышленная политика
экономическое воздействие

Агент по операциям с недвижимостью
управление привлечением и размещением ресурсов коммерческого банка
долгосрочная аренда
определение стоимости недвижимости
ипотека

SAMPLING OF KEYWORDS
Advertising / Communications
Booth Development Image
Campaign
Promotional Materials
Sales Promotion
Cable Television

Civil Engineer
ASCE
Concrete Design
Preliminary Stress Analysis
Hydrology Trans Analysis

Computer Specialist
Analog Computer
Compaq
Mainframes
Unix

Banker
RTC ATM Bank
Reconciliation
Commercial Loan Operations
Customer Conversion

Compensation Specialist
Equity Review
Incentive Plan Job
Classification
Salary Structure

Economist
Economist Forecast
Industrial Policy Minority
Economic Impact

Real Estate Agent
Asset Management
Commercial Leasing
Real Estate Appraisal

Statistician
Biostatistics
Standard Deviation
Stat Regression

Инвентарь навыков

размещено: 28.09.07

Ниже представлен образец списка навыков, взятых из среза различных профессий. Для того чтобы определить, на какие стоит обращать внимание при написании резюме, следует:

  1. изучить свой "рабочий" и "нерабочий" опыт и перечислить основные задачи и цели каждого случая. Из этого списка выберите навыки, которые вы применяли с наибольшим удовольствием, или
  2. определите навыки, которые, по вашему мнению, являются самыми подходящими к вашему роду деятельности, и соотнесите их с данными списка.

Анализ сведений
Быть посредником между людьми
Влияние на взаимодействие между людьми
Возложение ответственности на кого-либо
Встреча с аудиторией
Выступление на людях
Демонстрирование нестандартных идей
Запись научных сведений
Запоминание информации
Измерение границ
Изучение проблем (трудность)
Инициация деятельности
Инкассирование денег
Исследование
Классификация записей
Классификация социальной деятельности
Консультация персонала
Координирование действий (событий)
Мобилизация капитала
Мотивирование других
Наблюдение за персоналом
Набор людей на работу
Написание статей для публикации
Обновление данных
Обследование физических объектов
Обучение персонала
Общение с людьми
Оказание помощи клиентам
Оперирование БД
Оповещение служб
Организация персонала и задач
Оценка программ
Оценка физического пространства
Планирование
Планирование программы работы
Повторение одной и той же процедуры
Подготовка нужных материалов
Подсчет расходов
Подсчет цифровых сведений (данных)
Поиск информации
Поиск новых путей решения (чего-то)
Представление нестандартных идей
Проведение переговоров
Проведение собеседований

Проведение собраний
Проведение уроков (спецкурсов)
Проверка на точность
Проверка отчетности финансовых операций
Программирование ПК
Продажа продукции
Работа сверхурочно
Разработка новых идей
Распределение информации
Распространение продукции
Реабилитация людей
Редактирование статей
Ремонт механических деталей
Рецензирование программ
Решение о направлении денежных средств
Следить за успехом других (прослеживать, наблюдать)
Создание демонстраций
Создание новых идей
Сопоставление других людей
Составление статистики
Способности устного перевода
Строительство зданий
Точная и четкая работа
Умение выражать собственные мысли
Умение давать советы
Умение находить недостающую информацию
Умение не отвлекаться от работы
Умение обращаться с оборудованием
Умение отчетливо представлять новые перспективы
Умение печатать
Умение писать ясные отчеты
Умение развлекать людей
Умение слушать других
Умение собирать теоретические основы
Умение составлять графики и диаграммы
Умение справляться с жалобами
Умение справляться со скрупулезной работой
Умение спрашивать с людей (задавать вопросы)
Умение убеждать
Управление организацией
Управление программами
Учреждение мероприятий
Чтение многих томов материала

Перечень сильных сторон

размещено: 28.09.07

Список, приведенный ниже, поможет вам выявить некоторые достоинства при написании резюме. Многие из них помогут вам при поиске и устройстве на работу. Во время чтения списка ставьте галочку около слова, которое вас, по-вашему, характеризует. Затем посмотрите на все отмеченные вами слова и выберете те, которые помогут вам при устройстве на работу.

авантюрного склада
агрессивный
аккуратный
активный
амбициозный
артистичный
бдительный
бесстрашный
благоразумный
борющийся за свои права
быстро усваивающий новое
вежливый
владеющий собой
влиятельный
выносливый
вышколенный
гибкий
грамотный
демократичный
дисциплинированный
добродушный
добросовестный
добрый
дотошный
дружелюбный
естественный
заслуживающий доверия
здоровый
здравомыслящий
здравый
зрелый
идеалистичный
изобретательный
индивидуалистичный
инициативный
интеллектуальный
искренний
искусный
исполнительный
квалифицированный
компетентный
консервативный
легкообучаемый
легкоприспосабливающийся
либеральный
логичный
любопытный
методичный
миролюбивый
мудрый
мягкий
надежный

невозмутимый
независимый
непоколебимый
непринужденный
непритязательный
неуклонный
обладающий чувством собственного достоинства
обстоятельный
общительный
обязательный
одаренный богатым воображением
оптимистичный
опытный
организованный
оригинальный
осмотрительный
осторожный
остроумный
отважный
ответственный
отзывчивый
очаровательный
передовой
подающий надежды
подготовленный
полезный
полный понимания
полный сочувствия
полный энтузиазма
понятливый
практичный
преданный
предусмотрительный
привлекательный
придирчивый
прилежный
приятный
прозорливый
производительный
проницательный
просвещенный
простой
профессиональный
прямолинейный
пунктуальный
пылкий
радостный
разносторонний
разумный
расслабленный

рациональный
реалистичный
решительный
с техническими способностями
с чувством юмора
самоуверенный
сведущий
серьезный
сильный
склонный к соперничеству
склонный к справедливости
скорый
скромный
сложившийся
спокойный
стабильный
старательный
строгий
тактичный
талантливый
творческий
теплый
терпеливый
тщательный
увлеченный
увлекающийся
умелый
умеренный
умный
упорный
упрямый
уравновешенный
усердный
хладнокровный
хорошо успевающий в учебе
целеустремленный
цепкий
честный
четко выражающий свои мысли
чуткий
широких взглядов
щедрый
щепетильный
эмоциональный
энергичный
ясно мыслящий

Глаголы для резюме

размещено: 28.09.07

Достижения
активировано
выполнено
добился
достигнуто
заработано (выручено)
застраховано
модернизировано
найдено
осуществлен запрос
осуществлено
поспособствовал
преодолено
приведено в исполнение
проверено
продано
произведено
расширено
реализовано
реструктурировано
реорганизовано
снижено
соревновался
увеличено
улучшено
упрощено
ускоренно

Помощь\Обучение
направлен
научен
облегчено
обучен
объяснено
оказана помощь
осуществлено руководство
отобрано
подготовлено
посоветовал
принял участие
проведена подготовка
проведена совместная работа
проинструктирован
проконсультировал
разъяснено
рассмотрено
смоделировано

Административные
возмещено
заказано (приказано)
закуплено
записано
намечено
обработано
обслужено
оказана поддержка
оказаны услуги
осуществлена поддержка
подготовлено
предложено
приведено в исполнение
проведена связь
продемонстрировано
распределено
скоординировано
снабжено
собрано
сопоставлено
составлен план
улажено
установлено
установлено происхождение
учреждено

Лидерские\менеджерские включено (в список)
возглавлено
заведовал
занята должность
мотивирован
одобрено
ознакомлен
основано

осуществлено руководство
осуществлено управление
подписан контракт
полномочия переданы
поручено
председательствовал
принят на работу
приобретено
проведен обзор
пройдено обучение
проконтролировано
решено
справился (с проблемой, задачей)
удержано

Коммуникационные
адресовано
был посредником
был представителем
выдвинут (на должность)
дан отчет
доставлено
изложено
написал
опубликовано
осуществлено руководство
ответил
отредактировано
перевезено
перевел (письменно)
посоветовал (предложил)
посоветовался
предложено
представлено
проводил переговоры
проводил собеседование
продемонстрировано
проинформировал
развлекал
решено в арбитражном порядке
созвонился
составлено краткое изложение
списался с
читал лекцию

Планирование\организация
было предвидено
запланировано
каталогизировано
категоризировано (распределено по категориям)
классифицировано
ликвидировано
локализовано
объединено
организовано
отрегулировано
отредактировано
принят на работу
произведено наблюдение
сгруппировано
собрано
собрано воедино
созвано (заседание)
спланировано
структурировано
улажено

Творческие
введено
возникло (из)
задумано
запущено
изменено
изобретено
исправлено
модернизировано
основано
отчетливо представил себе
повлияло
поправлено
проиллюстрировано
развито
разработано

сделал набросок
сконструировано
создано
стал автором
сформулировано
учреждено

Исследовательские\ аналитические выведено
выверено
выявлено
дана оценка
замечено
изучено
критически оценено
найдено
обнаружено
объяснено (например, явление)
определено
отрекомендовано
оценено
подсчитано
предсказано
проведен обзор
проведен опрос
проведена инспекция
проверено
произведен поиск
произведены исследования
произведены расчеты
разведано
размещено
сопоставлено
установлено

Банковские
выплачены (деньги)
вычислено на ПК
запроектировано
изображено
локализовано
осуществлен контроль
проанализировано
проведена ревизия
произведена оценка
профинансировано
сбалансировано
сгруппировано
собран материал
согласовано
составлен бюджет
составлена смета
сосчитано
спрогнозировано

Технические
адаптировано
восстановлено решена (проблема, задача)
вычислено на ПК
доказано
использовано
модифицировано
оказана поддержка
осуществлено программирование
отремонтировано
построено
принято
принято решение
проведена диагностика
произведено управление
произведены эксперименты
протестировано
разработано
систематизировано
сконструировано
специфицировано
спроектировано
укреплено
урегулировано

Как написать сопроводительное письмо

размещено: 07.08.07

1. Обращение. Если вы знакомы с адресатом лично или уже обращались к нему, назовите его по имени. Или напишите: «Менеджеру по персоналу», «Начальнику отдела кадров».

2. Вводный абзац содержит информацию о том, как вы узнали о вакансии. Здесь также нужно сообщить цель письма. Важно, чтобы прочтение этого абзаца заинтересовало адресата.

3. Тело письма содержит несколько параграфов. Именно здесь, в центре, нужно расположить информацию, которая может вызвать у работодателя наибольшую заинтересованность в вас. Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас. Уделите особое внимание вашим качествам и навыкам. Объясните, почему вы пишите именно в эту компанию и претендуете на эту позицию. Аргументируйте вашу заинтересованность в работе в данной компании.

4. Завершающий абзац еще раз демонстрирует вашу нацеленность на результат, деловую хватку и заинтересованность в работе.

5. Подпись. Используйте нейтральные выражения, например «С уважением» или «С наилучшими пожеланиями». Не забудьте расписаться.

6. Приложение содержит перечисление документов, прилагаемых к письму

Сопроводительные письма

размещено: 07.08.07

В настоящее время сопроводительные письма становятся все более и более актуальными. С одной стороны, они позволяют составить впечатление о том, как вы можете излагать и оформлять мысли на бумаге, с другой – дают дополнительную уверенность в вашей пригодности к какой-то конкретной работе. На самом деле они представляют ваше резюме работодателю. Смысл сопроводительного письма заключается в том, чтобы рассказать нанимателю о ваших особенных навыках и способностях, и о том, как они могут быть полезны для организации.

Кроме того, письмо обязано разогреть интерес к резюме. Поэтому сопроводительные письма должны быть интересными, удобочитаемыми и лаконичными, чтобы у работодателя сложилось впечатление, что вы выбрали именно его предложение среди всех подобных.

Ниже представлены некоторые общие правила написания сопроводительных писем. Каждое письмо должно:

  1. Быть напечатано на бумаге хорошего качества, размером А4.
  2. Быть не длиннее одной страницы.
  3. Быть написано деловым стилем без грамматических, синтаксических и стилистических ошибок.
  4. Быть адресовано конкретному лицу. Избегайте обращения «Многоуважаемому господину, госпоже» или «Дорогой отдел кадров», если только это не указано в объявлении.
  5. Быть сопровождено текстом резюме для ознакомления.

Сопроводительное письмо должно содержать перечень причин, по которым работодатель захочет позвонить вам и пригласить на интервью (личную встречу). Письмо не должно быть скучным шаблоном – проявите творческие способности, но не забывайте о профессионализме. Ниже будут представлены основные образцы, с помощью которых вы сможете написать собственные оригинальные и интересные письма (см. следующие страницы).
Помните! Нельзя посылать резюме без сопроводительного письма! Сопроводительное письмо никогда не копируется, оно каждый раз пишется заново.
Письма, написанные по следам собеседования / письма благодарственные

Письмо, написанное по следам собеседования, призвано напомнить о вас тому, кто вас интервьюировал, и лишний раз подчеркнуть, кто вы и на какую должность претендуете. Главная цель такого письма – проявление учтивости к представителю компании и благодарность за отведенное вам время.

Однако есть и вторая цель, с которой пишутся такие письма: напомнить о себе! При большом числе претендентов вы не должны позволить вашей биографии затеряться, особенно если вас интервьюировали в самом начале этой очереди. Ведь предпочтение может быть отдано вашему конкуренту лишь потому, что воспоминания о собеседовании с ним свежее в памяти интервьюеров, чем о вашем. Кроме того, нелишне добавить в письмо сведения, которые вы либо забыли сообщить на интервью, либо о которых у вас изменилось представление после осмысления беседы. Полезно показать работодателю, что выше мышление эволюционирует.

Ниже вы найдете шаблон такого письма, здесь же дается перечень позиций, которые нужно обязательно включить в подобное письмо:

  • выскажите благодарность интервьюеру, особо отметив оказанные вам вежливость и уважение. Не забудьте указать должность, на которую вы претендуете, дату и место вашего интервью;
  • еще раз подчеркните заинтересованность в вакансии и заверьте своего адресата в том, что, если ваша кандидатура будет одобрена, работодатель ни на секунду не пожалеет о том, что нанял вас. Снова упомяните об особенных (специфических) обязанностях, уже оговоренных во время интервью. Не забудьте перечислить те из способностей и талантов, которые могут и дальше развиваться на благо организации;
  • закончите письмо простой, но сердечной фразой вроде: «Ожидаю ответа…»

Решающую роль здесь играет время. Постарайтесь выслать благодарственное письмо не позднее чем через три дня после интервью.

Как написать рекомендательное письмо

размещено: 07.08.07

Как написать рекомендательное письмо


На Западе уже давно стало традицией при смене места работы просить работодателя написать рекомендательное письмо. В нашу жизнь культура таких писем только входит, заменяя столь распространенные в прошлом характеристики. Так что многие работодатели просто не знают, как это делать, или у них нет времени. Поэтому приготовьтесь к тому, что рекомендательное письмо вам придется писать самим, а работодателю останется лишь подписать бумагу.

Подход к составлению рекомендательных писем, так же как и резюме и сопроводительных писем, индивидуален. Вот структура, которой следует придерживаться при написании подобных бумаг.

1. Заголовок

2. Подтверждение факта работы в компании

3. Краткая характеристика (чего добился, как себя зарекомендовал)

4. Рекомендации

5. Контактные координаты: должность, фамилия, имя, отчество того, кто подписывает рекомендательное письмо, и его контактный телефон.

На рекомендательное письмо можно поставить печать компании. Это необязательно, но для солидности не помешает.

Заручиться рекомендациями вы можете у человека, который хорошо вас знает, поскольку вы у него учились или работали: преподаватель, руководитель курсовой или дипломной работы, заведующий кафедрой, декан факультета, начальник на рабочем месте.

Образец пробного письма (такое письмо направляется как пробный шар в тех случаях, когда ситуация неясна и автор письма зондирует почву)

размещено: 07.08.07

Его\ее должность, имя нанимателя
Имя (обязательно для такого письма)

Уважаемый господин / госпожа ___________!

Абзац № 1: Если ваше письмо неожиданно для адресата, с первых строчек вы должны привлечь внимание читателя. Это можно сделать следующим образом:

  1. назвать способ, с помощью которого вы узнали об этой вакансии (сразу укажите имя человека, если знаете),
  2. упомянуть о деятельности работодателя, о которой вы слышали и которая вас заинтересовала как предмет вашей будущей деятельности,
  3. отметить собственные достижения (например, доклад, интернатуру, работу и т. д.), которые могут показаться им интересными, поскольку связаны с деятельностью компании или той областью, в которой компания работает, или же это какой-то особенный круг обязанностей, в который вы хотели бы привнести что-то новое.

Также упомяните о своем статусе (дата выпуска, если это важно). Закончите абзац перечислением обязанностей, в которых вы особенно блестяще себя проявили.

Абзац № 2: Начните с того, что вы прекрасно понимаете, какие обязанности вам придется выполнять в той сфере, которую вы упомянули в конце абзаца № 1. Затем перечислите качества, необходимые для подобной работы, делайте упор на университетской подготовке, опыте, навыках и моральных позициях (установках), требующихся для достижения успеха. Ни в коем случае не упоминайте о качествах, которым вы не соответствуете! Затем выберите вашу самую сильную сторону, образование или опыт и присовокупите это к наиболее важным качествам, упомянутым вами в предыдущем предложении.

Абзац № 3: Продолжайте говорить о моментах (сильных), которые вы не успели затронуть в абзаце № 2. Если вы не обладаете опытом непосредственно в этой сфере, говорите о навыках и умениях, приобретенных вами в других сферах, которые могут быть перенесены (использованы) в область вашей потенциальной деятельности. В заключение абзаца стоит упомянуть об уверенности, что набор ваших качеств поможет вам принести выгоду работодателю.

Абзац № 4: Следует сказать, что вы очень заинтересованы в интервью по поводу любого свободного или ожидаемого места, которое вам подходит. Расскажите о своем резюме, поясняя каждый яркий эпизод в обратном хронологическом порядке, чтобы подчеркнуть достоинства. Предложите начать с интервью по телефону, если вы, положим, живете в другом городе. Не забудьте написать свой номер телефона. Если в ближайшее время планируете специально приехать и сейчас заняты составлением графика собеседований, скажите им об этом прямо и не забудьте отметить, что вы обязательно уведомите их заблаговременно по телефону и согласуете точное время вашего визита. В заключение поблагодарите за внимание к вашему делу\ вопросу.
С уважением,
Ваша подпись и имя (напечатанное)
Шаблон сопроводительного письма

Рекомендательное письмо Ивану Иванову

размещено: 07.08.07

Рекомендательное письмо Ивану Иванову

Настоящим подтверждаю, что Иван Иванович проходил стажировку в отделе кадров ООО «Компания» с 1 июля 2000 по 31 августа 2000 г.

За время стажировки Иван зарекомендовал себя положительно. В его обязанности входил расчет заработной платы служащих на базе компьютерных программ (до и после налогообложения), составление социальных пакетов: систем пособий, льгот и премиальных. Он быстро освоился со всеми обязанностями и выполнял их отлично.

Иван не остановился на достигнутом и проявил интерес к участию в организации корпоративных тренингов, а также проведению собеседований при приеме на работу новых сотрудников.

По стилю работы Иван склонен к работе в команде, демонстрируя ответственность и исполнительность по данным ему поручениям.

Он легко входит в контакт с новыми людьми, коммуникабелен, аккуратен и внимателен.

В целом могу охарактеризовать Ивана как отличного работника и перспективного сотрудника.

Начальник отдела кадров
Тел. 999-9999

_________________/И.О. Фамилия/

Образцы для ознакомления, можно не распечатывать!

Сопроводительное письмо 1

размещено: 07.08.07

Уважаемые господа,


В отделе содействия занятости выпускников МГУ я получил информацию о том, что в Вашей компании есть вакансии в области налогообложения.

Меня интересует вакансия налогового консультанта, так как это является наиболее интересной для меня сферой деятельности. Я обладаю глубокими знаниями российской налоговой системы и российского бухгалтерского учета.

У меня есть успешный практический опыт разрешения различных вопросов с целью преодоления тех или иных налоговых проблем. Опыт работы мне удалось сочетать с успешной научной деятельностью – защищена кандидатская диссертация по вопросам налогообложения оплаты труда, а также опубликованы статьи по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

Моим приоритетом на ближайшие пять лет является перспективная работа в сфере налогообложения в крупной компании.

Благодарю Вас за рассмотрение моего резюме. Буду признателен за отклик и приглашение на собеседование в удобное для Вас время.

С уважением,

Михаил Кузнецов

Комментарии PricewaterhouseCoopers:

  • Письмо полностью соответствует структуре сопроводительного письма.
  • Суммирован опыт, который показывает, почему соискатель является хорошим кандидатом на вакансии в указанной области.
  • Указан опыт в области научной деятельности, который относится к вакансиям.
  • Письмо лаконичное, но при этом содержит всю важную информацию.
  • Вежливая форма завершения письма.

Сопроводительное письмо 2

размещено: 07.08.07

Добрый день!

Мне известна ваша компания и ее высокий статус в консалтинговом бизнесе, для меня было бы высокой честью работать вместе с вами. Прошу рассмотреть мое предложение, оно может быть интересным для вас.

В настоящий момент я изучаю курс финансового менеджмента в Высшей Экономической Школе (С-Пб Гос. Университет экономики и финансов) и в ближайший месяц мне необходимо определиться с темой дипломной работы, защита которой состоится в июне 2007 г. Если ваша компания заинтересована в найме энергичного и грамотного сотрудника в недалеком будущем – буду рад возможности встретиться и обсудить актуальную для вашего бизнеса тему и наши возможные перспективы.

P.S. Выбор темы – свободный, из спектра задач управления финансами:
от экономической теории до налоговой политики, IPO и международной отчетности.

С уважением,
Иван Куликов, NOV INC
руководитель проектов

ЗАО <НОВ Инк СПб> (www.spt.ru)
Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 37 лит. <А>
тел. (812)535-7671, -7457
факс (812)366-4238


Комментарии PricewaterhouseCoopers:

  • В начале письма отсутствует четко сформулированная цель обращения в компанию.
  • Нет логической связи между выбором темы дипломной работы и обращением в компанию.
  • Автор прибегает к самовосхвалению вместо того, чтобы предоставить аргументы в пользу своей кандидатуры.
  • В письме есть некорректно сформулированные фразы и обороты, несоответствующие правилам написания сопроводительных писем (например, «Прошу рассмотреть мое предложение, оно может быть интересным для вас»).
  • Письмо содержит грубые грамматические и орфографические ошибки.

По материалам спецвыпуска журнала «Гид молодого специалиста»