Реферат: Разновидность метода опроса
Название: Разновидность метода опроса Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТФ-л в г. МинскеСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА» Минск, 2007ВВЕДЕНИЕСвои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования. Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований. Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) [1, 20 с.]. Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. [1, 23 с.]. В данной работе мы рассмотрим метод опроса. МЕТОД ОПРОСАМетод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Сущность метода опросаОпрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы. При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. Виды опросов· Анкетирование · Личностные тесты · Интервью. ВопросыПравила составления вопросов· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным. · Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов. · Вопросы должны быть краткими. · Вопросы должны быть конкретными. · Вопросы не должны содержать подсказку. · Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов. · Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным). · Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера. Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами· Закрытые — открытые o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента. o Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами. · Субъективные — проективные o Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. o Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента [2, 32 с.]. Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯМетод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Сущность метода анкетированияАнкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных [1, 44 с.]. Виды анкетированияПо числу респондентов· Индивидуальное анкетирование (один респондент) · Групповое анкетирование (несколько респондентов) · Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов) По полноте охвата· Сплошное (опрос всех представителей выборки) · Выборочное (опрос части выборки) По типу контактов с респондентом· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) · Заочное (анкетёр отсутствует) o Рассылка анкет по почте o Публикация анкет в прессе o Публикация анкет в интернете o Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. [1, 42 с.] Онлайн анкетированиеС ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные: · BuddyQuiz. Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге. · SurveyMonkey.com. Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах [2, 46 с.]. ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫТесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации. К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести: 1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация — Методика исследования особенностей мышления (МИОМ). 2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) - оценка особенностей и уровня интеллекта. 3. Корректурная проба - оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895). 4. Тест памяти Мейли - оценка зрительной, слуховой памяти. 5. Шкала оценки Озерецкого - оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923). 6. Тест «Спираль» - оценка двигательных функций. 7. Тест «Линеограммы» - оценка переключения внимания, пластичности мыслительных функций. 8. Тест «Комбинаторные способности». 9. Тест «Установление закономерностей» - оценка внимания, памяти, логического мышления. 10. Тест «Красно-черные таблицы» - оценка переключения внимания. 11. Тест «Перепутанные линии» - оценка устойчивости внимания. 12. Корректурная проба: «Информационный поиск» - оценка кратковременной памяти, внимания. 13. Тест «Умозаключения» - оценка логического мышления. 14. Тест «Компасы» - оценка пространственного воображения. и др. К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести: 1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций. 2. Метод последовательной динамической оценки — МПДО (Б.Я.Шведин, 1989). 3. Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990) [3, 85 с.]. МЕТОД ИНТЕРВЬЮМетод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Сущность метода интервьюМетод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов. В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. Виды интервьюПо степени формализации· Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются. · Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом. · Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. По стадии исследования· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования. · Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений. · Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных. По количеству участников· Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый). · Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек. · Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии [2, 45 с.]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методы опроса - устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка. Опрос - прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях. Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Опросы могут быть: · Письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка). · Очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.). · Экспертные и массовые. · Выборочные и сплошные. · Первичные и повторные. Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника: Корреспондент - исследователь. Респондент- опрашиваемый. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. 3. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005. |