Реферат: Приватизация в России 7

Название: Приватизация в России 7
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

Филиал Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

Московского государственного индустриального университета

в г. Кирове

Кафедра экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Общая экономическая теория

на тему Приватизация в России

2008/2009 уч. год

Содержание

Введение........................................................................................................3

1. Теоретические аспекты трансформации собственности.......................5

1.1. Формы и способы приватизации..........................................................5

1.2. Особенности приватизации в зарубежных странах............................9

2. Российский опыт приватизации............................................................15

2.1. Ваучерная приватизация.....................................................................15

2.2. Денежная приватизация......................................................................20

3. Проблемы и перспективы приватизации в России..............................25

3.1. Итоги приватизации.............................................................................25

3.2. Перспективы приватизации................................................................30

Заключение..................................................................................................35

Список литературы.....................................................................................37

Приложение.................................................................................................38


Введение

Актуальность темы исследования. В течении многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции, должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. В экономике стали доминировать бюрократические мотивации: расточительство, безразличие к делу, краткосрочные ориентации, стремление к сиюминутной выгоде. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, превратились в тормоз социально-экономического развития общества.

Демонтаж тоталитарного огосударствления экономики, переход к рынку требуют принципиально новой системы отношений собственности. Прежде всего эти отношения должны стать многообразными, а экономика многоукладной. Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка.

Цель данной работы исследовать процесс приватизации государственной собственности в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать правовые основы и практику деятельности органов государственной власти по приватизации государственной собственности, изучить причины и последствия выявленных отклонений и нарушений законности в процессе приватизации; провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации; изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации; проанализировать предварительные итоги приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России; рассмотреть перспективы приватизации в России.

Предметом изучения данной работы являются формы приватизации.

Объект: приватизация государственных и муниципальных объектов в России.

Метод изучения: монографический, аналитический, статистический, табличный.

Информационная база: экспертно-аналитическое мероприятие Счётной палаты РФ «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы»; законодательные и правительственные документы, закон РСФСР от 03 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», научная и научно-методическая литература, материалы из периодических изданий, официальный сайт Счётной палаты РФ, сайты других информационных агенств.


1. Теоретические аспекты трансформации собственности

1.1. Формы и способы приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики.

Преобразование отношений собственности — магистральное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран. В первой и второй группах стран (к ним относятся бывшие советские республики и социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет Экономической Взаимопомощи), осуществляющих более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности [15].

Различают малую и большую приватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью, во втором — акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже.

В странах третьей группы (КНР и Вьетнам), взявших курс на длительный, постепенный переход к рыночному хозяйству через «социалистическое смешанное хозяйство» при сохранении политической диктатуры коммунистической партии, преобразование отношений собственности идет главным образом по пути создания частного сектора при активном привлечении иностранного капитала, без приватизации государственной собственности. При этом государственные предприятия все более широко используют рыночные методы хозяйствования.

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Основные доводы в пользу бесплатной приватизации сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

В случае платной приватизации государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими: 1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства). 2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки). 3.Социальная (обеспечение социального мира). 4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы: · продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий; · при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населением; · при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги; · в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-Out : данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Management-Buy-In : об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства. Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.[9]

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.

Предпродажный анализ и оценка предприятия: · стратегический анализ и оценка предприятия; · определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия; · определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении; · анализ потенциальных покупателей; · определение методов продажи; · определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур; · образование комиссии по оценке поступающих предложений;

Подготовка предприятия к продаже: · реализация необходимых мероприятий по реструктуризации; · разукрупнение; · осуществление кадровых перестановок.

Маркетинг: · организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей; · проведение национальных или международных тендеров.

Оценка предложений: · рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера; · проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.

Заключение договора: · разработка текста стандартных договоров.

Таким образом необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями [13].

1.2. Особенности приватизации в зарубежных странах

Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в разных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Немецкая модель приватизации и построения социально-ориентированной экономики мало подходит для использования в других странах, поскольку все издержки, связанные с приватизацией, взяла на себя ФРГ, богатая финансовыми и кадровыми ресурсами. Приватизация почти 13 тыс. восточногерманских предприятий с общей численностью занятых более 5 млн. человек была успешно проведена всего за пять лет.

Наиболее показательных результатов по разгосударствлению собственности добились развитые западные страны. Характерно, что приватизация там базировалась на централизованном регулировании и рыночных методах. Так, в Великобритании применялось прямое квотирование продажи акций как индивидуальным держателям, так и иностранным инвесторам. А при приватизации многих предприятий правительство резервировало за собой «золотую акцию», позволяющую контролировать структуру новой компании. Часто использовались и непосредственные ограничения: запрет одному лицу владеть более чем 15% голосующих акций; требование, чтобы главным исполнительным лицом в компании был британский гражданин; установление лимитов на добровольное расформирование или ликвидацию предприятий. Контролировалось участие в приватизации иностранных инвесторов (для Великобритании и Франции) через владение ими не более чем 20% акций.

Неоднозначно оцениваются мероприятия по разгосударствлению собственности в развивающихся странах. Необходимо отметить, что народнохозяйственный комплекс в развивающихся странах строился как единое целое. А в этих условиях прекращение поддержки убыточных или неприбыльных производств, составляющих основу производственного процесса, вызывает разрушительные последствия. При выпадении одного звена из цепочки межотраслевого взаимодействия получается такой эффект, что начинает останавливаться все нарастающее количество производств, связанных в единый технологический узел. Для таких стран, как Индия, Бразилия, Турция, этот эффект наиболее характерен. В этом кроется одна из причин отсутствия серьезных, радикальных действий по приватизации. В этих странах применяется так называемая мягкая приватизация, главным методом которой выступает постепенное акционирование.

Примерами стран «жесткой приватизации» выступают Чили и Мексика. Ее успехи в этих странах базировались на сочетании государственного и частного начал, а также скоординированности макро- и микроуровней в этом процессе.

Для стран низшего эшелона «третьего мира» эффект приватизации оказался незначительным. Это объясняется тем, что местный предпринимательский капитал здесь находится еще в зачаточном состоянии. Поэтому единственным проводником экономического роста в таких странах, как Мали, Танзания, Нигерия, может быть только государство. Здесь наиболее активно проявляется возрождение государственного регулирующего начала, но уже на рыночной основе.

В восточноевропейских государствах наибольшее распространение получили три варианта приватизации. Первый предусматривает продажу государственных предприятий по их рыночной стоимости. В качестве основного он применяется в бывшей ГДР, Венгрии, частично в других странах. Второй вариант заключается в распределении среди всего взрослого населения прав на бесплатное приобретение государственной собственности в виде приватизационных купонов. Наибольшее распространение этот вариант получил в России, Чехии, частично использовался в Болгарии, Румынии, Польше. Третий вариант, или модель югославского самоуправления, предполагает создание на базе приватизированного предприятия акционерного общества, членами которого на льготных условиях могут стать его работники, а на общих - все другие граждане и пенсионные фонды. «Восточноевропейский» подход отличает дифференцированное отношение к приватизации различных объектов. «Малая приватизация» была проведена очень быстро. Небольшие предприятия сферы услуг, общественного питания, торговли распродавались за «живые» деньги. При этом учитывались интересы покупателей. Причинами медленного проведения «большой приватизации» являются недостаток денег у населения, низкая доходность приватизируемых предприятий и минимальный приток иностранного капитала.[9]

Наиболее справедливым и взвешенным в социальном отношении, безусловно, оказался чехословацкий путь купонной приватизации, который начал применяться с 1991 г. (после разделения бывшей ЧСФР с 1 января 1993 г. на Чешскую и Словацкую Республики он последовательно претворялся в жизнь только в первой).

Все совершеннолетние граждане ЧСФР получили за административную пошлину в 1035 крон (тогда около 40 долл.) именные, не подлежащие свободной купле-продаже купонные книжки. Их владельцы имели возможность стать (как правило, через специально созданные инвестиционные фонды) обладателями солидных пакетов акций стоимостью (при удачном использовании книжек) до 70 000 крон. Купонная приватизация обеспечила довольно широкое «рассеивание» собственности среди различных слоев граждан, формирование значительного среднего класса как социальной опоры процессов рыночной трансформации и позволила избежать сколь-нибудь заметной криминализации большой приватизации.

Вместе с тем, бесплатный характер распределения купонных книжек привел к тому, что в Чехии и Словакии приватизация не сопровождалась реальным накоплением капитала. В результате этого большинство крупных приватизированных предприятий, нуждавшихся с переходом на рельсы рыночной экономики в срочном санировании и модернизации, оказались без достаточных средств для этого (в убыточном состоянии). Во многом вследствие этих обстоятельств после достижения позитивных макроэкономических результатов Чехией в 1994—1996 гг. ее экономическое положение с 1997 г. осложнилось.

С точки зрения экономической эффективности приватизации наиболее удачным, пожалуй, оказался опыт Польши. Из 8000 предприятий, предназначавшихся к началу 90-х гг. для большой приватизации, первоначально были переданы на возмездной основе в частные руки (в значительной части — иностранным инвесторам) только 1150 из них. Другие 5000 объектов были превращены в принадлежащие приватизационному ведомству предприятия, которые должны были провести исключительно своими силами, т.е. без финансовой помощи государства, собственное санирование (кредиты для этого они могли получать только на обычной коммерческой, возвратной и платной, основе), добиться самоокупаемости и рентабельности и тем самым подготовить себя к последующей приватизации уже на выгодной для государства и производственных коллективов основе. Остальные 1850 объектов, наиболее слабых в финансово-экономическом отношении и поэтому бесперспективных, были сразу же закрыты.

Продажа акций указанных 5000 предприятий проходит поэтапно с августа 1995 г. (первоначально 413 из них) через специально созданные национальные инвестиционные фонды. Граждане Польши могут приобретать акции либо за деньги, либо за распределяемые с ноября 1995 г. приватизационные сертификаты, которые, как и российские ваучеры, подлежали свободной купле-продаже. Право на приобретение сертификатов в филиалах государственной сберегательной кассы за административную пошлину в 20 злотых (около 3 долл.) получили 27 млн поляков в возрасте от 18 лет. Сертификаты должны быть обменены на акции в течение года после их приобретения. Процесс приватизации указанных предприятий путем продажи их акций за деньги или сертификаты почти завершен.

Польская приватизация оказалась достаточно жесткой для населения из-за резкого роста безработицы вследствие уменьшения персонала предприятий в ходе их санирования и гораздо менее привлекательной с точки зрения социальной справедливости, чем чешская. В то же время она сопровождалась реальным накоплением капитала и во многом способствовала тому, что Польша вышла из экономического трансформационного кризиса.

До завершения рыночной трансформации доля государственного сектора в производстве ВВП объективно должна оставаться в странах с переходной экономикой выше, чем в развитых странах. Только после того, как частный капитал завершит стадию своего первоначального накопления и окрепнет до такой степени, что сможет обеспечивать эффективное хозяйствование крупных предприятий и фирм, он окажется в силах поэтапно заместить государственный капитал в производстве товаров и услуг. Такой прогноз подтверждается и историческим опытом развитых стран в те периоды, когда частный капитал по различным причинам испытывал временную слабость (например, в Западной Европе и Японии в первые годы после Второй мировой войны вследствие военных разрушений и других связанных с войной причин) и на определенный срок замещался государственным. [15].

Таким образом в конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.[9] В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики.

2. Российский опыт приватизации

2.1. Ваучерная приватизация

Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». [6, стр. 54] Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992). [2, стр. 5.]

С ноября 1991 г. началась форсированная приватизация. В её основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:

• повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

• создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

• привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

• содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

• создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий [10].

В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 1/1/1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ.

Основная же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа [14].

В период с 1992 г. по 1994 г. малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую — за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.

С середины 1994 г. безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий стало возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.

Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые бесплатно раздавались населению. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры.

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда [14].

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.) За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.) [15].

Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:

С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

Такой порядок приватизации оказался выгоден так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Директора стали владельцами своих предприятий, так как они имели возможность скупить контрольные пакеты акций.

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний. Однако, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу [13].

Таким образом нормативная база приватизации, принятая в короткие сроки не могла быть достаточно полной. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны (из акционированных к 1995 г. 1110 предприятий ВПК 20 % были объявлены неплатежеспособными) [2, стр. 11], взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов.

Хотя предполагалось, что в результате ваучерной приватизации в России образуется средний класс, её итогом стало значительное расслоение общества.

2.2. Денежная приватизация

В 1995 году с целью пополнения государственной казны были предприняты залоговые аукционы. На продажу был выставлен ряд крупнейших компаний. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий, так как многие потенциальные покупатели к ним не были допущены. В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие), государственная собственность была передана в руки олигархов по беспрецедентно низкой цене.

На протяжении 1993-2003 гг. правовые и институциональные основы приватизации претерпели неоднократные и существенные изменения, завершившиеся принятием в 2001 году нового Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Введение в действие новых приватизационных механизмов потребовало разработки целого ряда нормативных правовых актов, конкретизирующих положения Федерального закона. Эта работа была в основном завершена к 2003 году, с которого фактически начинается отсчет нового, современного этапа приватизации в Российской Федерации, основная цель которого – устранение негативных тенденций и повышение эффективности управления государственным имуществом в целом [10].

В 2005 г. доходы федерального бюджета составили 34,8 млрд. рублей.

Распоряжением правительства РФ от 25.08.2005 г. N 1306-р, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества на 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2006 - 2008 годы. Минэкономразвития России должно было обеспечить в установленном порядке реализацию прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2006 год и основных направлений приватизации федерального

имущества на 2006 - 2008 годы.

Основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2006 - 2008 годах являлись: приватизация федерального имущества, не задействованного в обеспечении государственных функций Российской Федерации; обеспечение поэтапного сокращения числа федеральных государственных унитарных предприятий; повышение темпов приватизации федерального имущества; формирование доходов федерального бюджета.

На 1.06.2005г. РФ являлась собственником имущества 8293 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 3783 акционерных обществ.

В 2006 году были предложены к приватизации: пакеты акций акционерных обществ газового хозяйства, энергостроительного комплекса, строительного комплекса, кинематографии и кинопроката, гражданской авиации, здравоохранения, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, рыболовства, птицеводства, растениеводства, животноводства, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, акций внешнеэкономических организаций, а также акционерных обществ машиностроения; федеральные государственные унитарные предприятия гражданской авиации, геологии, нефтегазового комплекса, топливной промышленности, морского и речного транспорта, полиграфической промышленности, здравоохранения, растениеводства, птицеводства и животноводства.

В 2006 году была продолжена работа по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе в рамках реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)".

В 2006 году план по приватизации федерального имущества был выполнен на 58,9 процента. В 2006 году было продано 356 пакетов акций АО при плане в 1363, и только для 523 ФГУПов из 1412 были определены условия приватизации. В результате доходы федерального бюджета составили 18,26 миллиарда рублей по сравнению с 31 миллиардом рублей по плану. Наиболее крупными приватизационными сделками 2006 года стали продажа 100 процентов акций Международного аэропорта Сочи за 5,5 миллиарда рублей и 19,8 процента акций Дальневосточного морского пароходства за 3,9 миллиарда рублей.

На 1 января 2007 года государство являлось собственником имущества 6533 ФГУПов и акционером 3997 АО. В 2007 году МЭРТ предложило добавить в план приватизации 12 ФГУПов и 95 АО. В частности, в список должны были попасть 100 процентов акций "Машиноимпорта" и 100 процентов акций Мурманского рыбного порта. В результате приватизации 2007 г. в федеральный бюджет предполагалось зачислить 41 млрд рублей [8].

Правительство РФ приняло решение доработать и уточнить новый план приватизации федерального имущества 2007 года. Распоряжением от 29 апреля N 542-р премьер-министр утвердил изменения, которые вносятся в раздел II прогнозного плана приватизации на 2007 г. и основных направлений приватизации на 2007-2009 гг., утвержденного распоряжением правительства от 25.08.2006 г. N1184-р. 29 апреля Михаил Фрадков подписал распоряжение N 543-р об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2008-2010 гг. Минэкономразвития РФ поручено обеспечить в установленном порядке реализацию этого документа.

Так, в 2008 г. были предложены к приватизации акции 557 АО, в том числе: пакеты акций акционерных обществ ТЭК, энергостроительного комплекса, строительного комплекса, внешнеэкономических организаций, гражданской авиации, здравоохранения, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, рыболовства, птицеводства, растениеводства, животноводства, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, а также акционерных обществ машиностроения. Кроме того, планировалось приватизировать находящиеся в федеральной собственности 12 долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также 101 объект федерального имущества, являющихся имуществом казны и не обеспечивающих выполнение государственных функций. Бюджетные поступления от приватизации в 2008-2010 гг. ожидаются на уровне 12 млрд. руб. в год.

Президиум правительства РФ одобрил прогнозный план приватизации федерального имущества на 2009 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2010-2011 годы. В план приватизации на 2009 год включены пакеты акций 320 АО. Кроме того, в 2009 году должно быть акционировано 239 ФГУПов с возможной последующей продажей их акций.

Ставится задача в 2009-2011 годы завершить преобразование ФГУПов в АО, автономные учреждения или казенные предприятия. Сейчас в госсобственности находится более 5709 ФГУПов, из них в течение трех лет должно быть акционировано 3000, на 2500 ФГУПов существуют ограничения по приватизации. Доходы от приватизации на 2009 год запланированы в объеме 12 млрд рублей. Кроме того, запланировано, что в 2010 и 2011 годах бюджет получит от приватизации также по 12 млрд. руб.

На заседании президиума поднимался вопрос о переходе к среднесрочному планированию приватизации. Сейчас планы приватизации утверждаются в срок на 1 год. «Предлагается перейти на трехлетние планы со скользящим уточнением каждый год», эта инициатива связана с тем, что зачастую в течение одного календарного года не удается осуществить акционирование и приватизацию ФГУПов. Также на заседании президиума правительства Минэкономики предложит передавать в доверительное управление министерствам ФГУПы и госпакеты акций АО. Тем самым правительство делает следующий шаг — после внедрения института независимых директоров в госкомпании и создания госкорпораций — к очередному раунду продажи крупных объектов госсобственности. Изменение правил приватизации — уже второй шаг правительства, который может указывать на продолжение "большой" приватизации в ближайшие годы. В июне 2008 года первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил о назначениях независимых директоров в 11 госкомпаний со 100% госсобственностью. Из объяснений самого Шувалова следовало, что это сделано для улучшения корпоративного управления в АО, эксперты же расценили это как начало предпродажной подготовки. При этом в Белом доме утверждают, что переход на трехлетний приватизационный план предполагается не ранее чем с 2010 г.

Еще одно предложение Минэкономики передавать в доверительное управление отраслевым министерствам ФГУПы и государственные АО на этапе их акционирования. Это расширяет возможности министерств конкурировать с федеральными агентствами — сейчас ФГУПы находятся в управлении лишь у них, сохраняя право независимой хозяйственной деятельности, как и обычные АО. Первый эксперимент предполагается провести с госорганизациями, занимающимися дорожным строительством. Если предложение будет поддержано, Минтрансу будут переданы в управление 146 ФГУПов. Минэкономики обосновало это необходимостью создания крупной структуры, занимающейся дорожным строительством [12].

Таким образом в настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

3. Проблемы и перспективы приватизации в России

3.1. Итоги приватизации

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 [Таблица №1 и №2]. По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых «правил политической игры».

С другой стороны, после относительно быстрого (за три-четыре года) проведения приватизации реставрация командной экономики стала в России невозможной – это нарушало бы интересы новой элиты, сделавшей себе состояние на разделе государственной собственности.

Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства [3].

При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало.

Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему[10].

Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. С одной стороны, положительным само по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн из них приобрели акции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов, число которых достигало 685). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.

Поскольку ваучеры не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому усилению социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже, — способствовало быстрой криминализации российской экономики.

На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), посулив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в «доверительное управление» миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн граждан был нанесен ущерб в 6 трлн руб. (тогда это соответствовало примерно 13 млрд долл.) [10].

Весьма сомнительными оказались и льготы коллективам предприятий. Надо отметить, что такие льготы во многом оправданы тем, что большинство предприятий к моменту начала приватизации находились в сложном финансовом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции не представляли интереса для внешних инвесторов. В то же время такие льготы явно противоречат основному принципу демократии — равноправию граждан.

Поскольку сотрудники предприятий имели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть акций со скидкой, их администрации при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удавалось сделать. К тому же та часть акций, которая при проведении приватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994 г. льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних были отменены.

Важнейшим итогом приватизации стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.

В стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.

В течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

Таким образом, в России произошел переход от социализма к капитализму, появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса и Егора Гайдара до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей. На начало 2008 года — на повестке дня — те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства — ГИФО), или по другому — Государственные сертификаты (например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.

3.2. Перспективы приватизации

Результаты приватизации в России не следует переоценивать. Доступ к собственности остался тесно связанным с близостью к властным структурам, не сложился механизм действенной защиты прав собственности. Свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением. Большая часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация». Однако, президент (ныне премьер-министр) В. В. Путин, поддерживаемый большинством россиян, неоднократно высказывался против пересмотра итогов приватизации.

«В настоящее время приватизация проводится главным образом в целях оптимизации структуры госсобственности», — сказал Путин, пояснив, что каждый уровень власти должен иметь то имущество, которое необходимо для исполнения его функций. В настоящее время стоит задача завершить формирование конкурентоспособных интегрированных структур в ключевых отраслях промышленности, таких, как Объединенная авиастроительная корпорация и Объединенная судостроительная корпорация. В уставные капиталы таких структур должны передаваться акции предприятий, имеющих перспективы для развития и превращения в современные производства. Все остальные предприятия, не нужные государству, должны вноситься в план приватизации. Сейчас формируется 21 такая структура.

Путин также поручил Минэкономразвития подготовить предложения по совершенствованию процедуры приватизации. Он отметил, что программы приватизации принимаются ежегодно, но выполняются лишь на половину, а приватизация отдельных предприятий растягивается на несколько лет. По мнению главы правительства, такая ситуация – результат несовершенства управленческих процедур и коррупции [16].

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978 г. в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более 1/2 ВВП КНР.

К сожалению, как уже отмечалось выше, в России вновь созданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями. В настоящее время значительна эластичность социально-экономической структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональные структуры предпринимательства.

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж). Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии.

В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах. Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм. Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных обществ.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

Процесс приватизации государственных компаний в России будет продолжаться, заявил избранный президент РФ Дмитрий Медведев в интервью британской газете The Financial Times: "У нас достаточное количество государственных компаний, ряд из них очень крупные. Тому есть исторические и объективные экономические причины. Тем не менее, только где-то одна треть валового внутреннего продукта создается в государственных компаниях. Значительная часть госкомпаний была приватизирована, и этот процесс будет продолжаться".

Медведев сообщил, что только около 26% нефти в России добывается и перерабатывается государственными компаниями, и в этом смысле доля частного сектора в РФ гораздо больше, чем, например, в Норвегии.

При этом он отметил, что есть такие государственные компании, само существование которых необходимо для экономической безопасности страны в целом. "Я имею в виду инфраструктурные монополии, такие, как "Газпром" или РЖД, оборонные предприятия, которые выпускают оборонную продукцию".

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменения в ст. 4 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», принятый Госдумой 23 мая и одобренный Советом Федерации 30 мая.

Федеральным законом из ст. 4 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» исключается положение, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года.

Необходимость внесения такого изменения обусловлена тем, что указанное положение, устанавливающее запрет на приватизацию жилых помещений, предоставленный гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года, постановлением Конституционного суда РФ от 15 июня 2006 года признано не соответствующим Конституции [11].

15.01.2009 Российское правительство передало в Минобороны РФ полномочия по управлению и приватизации земельных участков и другого федерального имущества, находящегося в ведении Вооруженных сил и других подведомственных организаций, которые раньше от лица РФ осуществляло Росимущество.

С этого года по новому указу президента объединяются Росрегистрация и Роснедвижимость. В первую очередь это должно помочь тем, кому предстоит оформлять свои права на дачные дома и земельные участки.

Таким образом ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

Заключение

Любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности. В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики.

В России нормативная база начального этапа приватизации, принятая в короткие сроки не могла быть достаточно полной. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

Таким образом, в России произошел переход от социализма к капитализму, появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса и Егора Гайдара до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей. На начало 2008 года — на повестке дня — те же проблемы: теперь уже приватизация социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (Государственные сертификаты, например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.

Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).


Список литературы

1. Закон РСФСР от 03 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» // Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. – Ст. 927.

2. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы — Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин. — М.: Издательство «Олита», 2004.

3. Васильев, А.М. Приватизация: сравнительный анализ. Россия, Центральная Азия, арабские страны. /А.М.Васильев, В.Ю.Кукушкин, А.А.Ткаченко Российская академия наук. – М.: Изд-во «Вост. лит.», 2002.

4. Гавриленкова, Е. Российская экономика: опыт трансформации 1990-х годов и перспективы развития / Составит., общ. редакция Е. Гавриленкова, П. Вельфенса. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – 246 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М., 2004

6. Экономические обзоры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [Текст] /«Российская Федерация». М. 1995.

7. Ясин, Е.Г. Модернизация российской экономики: В 2 кн. / Отв. Ред. Е.Г.Ясин. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 328 с.

8. http://lenta.ru/news/2007/04/18/privatization/

9. http://lib.mabico.ru

10. http://www.ach.gov.ru

11. http://www.bn.ru/news/2008/06/15

12. http://www.kommersant.ru

13. http://www.krugаvet.ru/articles

14. http://www.moskvam.ru

15. http://www.nuru.ru

16. http://www.rosbalt.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ


Годы

1995

1998

2000

2004

Всего, тыс.

1946

2727

3106

4150

в т. ч. по формам собственности, %

– государственная и муниципальная

25,5

11,9

11,2

19,8

– частная

62,5

73,9

74,4

78,0

– прочие

12,0

14,2

14,4

12,2

Приложение №1

Таблица №1. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)


Годы

1993

1996

1999

2002

Число приватизированных предприятий, всего

42 924

4 997

1 536

2 557

Из них, в %

– государственная собственность

16,45

18,57

6,77

3,36

– собственность субъектов РФ

22,18

14,31

19,40

8,84

– муниципальная собственность

61,37

67,12

73,83

87,78

Структура приватизированного имущества по способам приватизации, в %:

– акционирование;

31,10

22,50

12,00

3,40

– продажа на аукционе и коммерческом конкурсе;

38,00

42,10

74,60

61,40

– выкуп арендованного имущества;

29,50

32,10

8,30

32,90

– прочие

1,40

3,30

5,10

2,30

Приложение №2

Таблица №2. СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО В РОССИИ 1993–2002 ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ