Реферат: Культура Японии 6
Название: Культура Японии 6 Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | |
Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи. На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии. Долгое время японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке. Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд «Кодзики» («Записи о деяниях древности») и историческая хроника «Нихон сёки» («Записанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» — «Анналы Японии»), созданные во время периода Нара (VII — VIII веках). Оба произведения были написаны на китайском языке, но с изменениями для передачи японских имён богов и других слов.[1] В этот же период были созданы поэтические антологии «Манъёсю» (яп. 万葉集, «Собрание мириад листьев», 759? ) и «Кайфусо» (яп. 懐風藻? ) (751).
Широко известны и за пределами Японии виды поэтических форм хайку (яп. 俳句? ), вака (яп. 和歌 «японская песня» ? ) и разновидность последней танка (яп. 短歌 «короткая песня» ? ). Изобразительное искусство Живопись Японская живопись (яп. 絵画 кайга ? , «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.[2] Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э , картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом .КаллиграфияВ Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо (яп. 書道 «путь письма» ? ). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи. СкульптураСамым древним из видов искусств Японии является скульптура[3] . Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу. В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц. История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами.[3] В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы. Декоративно-прикладное искусство, ремёсла
Театр Одним из ранних видов театра стал театр но (яп. 能 но: ? , «талант, мастерство»), сложившийся в XIV-XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки (яп. 歌舞伎 «песня, танец, мастерство» ? ), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. В начале ХХ века в Японии появилась новая театральная традиция, наследие "ивовой ветви" - театр "Такаразука", в котором, в противоположность мужским театрам кабуки и но, играют одни женщины. Так, кроме института оннагата (мужчина-актер, играющий женские роли), появились амплуа мусумэяку (женщина-актер, утрированно играющая женщину) и отокояку (женщина-актер, играющая мужчину). Театры типа "такаразука" распространились по всему миру и ставят спектакли, в основном, в жанре "мюзикл".
|