Реферат: Методы психологии 5
Название: Методы психологии 5 Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Министерство науки и образования РК Павлодарский Государственный Педагогический Институт Реферат На тему: « Методы психологии » Подготовил:____________________________________________________ Проверил: _____________________________________________________ г.Павлодар 2007г. Содержание: 1. Введение. 2. Классификация научных методов. 3. Классификация донаучных методов. 4. Экспериментальный метод. 5. Исторические методы. 6. Метод наблюдений. 7. Заключение. 1. Введение Сегодня большая часть психологов придерживается определения психологии как науки о поведении и поэтому идентифицирует поведение как объект исследования психологии. Под поведением подразумеваются: 1) такие формы деятельности организма, которые воспринимаются непосредственно (например, улыбка), или такие, которые можно наблюдать только с помощью точных приборов (например, мускульное напряжение); 2) внутренние процессы, не наблюдаемые непосредственно: память, интеллект, свойства личности. Существование этих процессов выводится из наблюдаемых проявлений. Об интеллекте, например, можно судить, исходя из ответов испытуемого при тестировании. Наличие агрессивности можно предположить, наблюдая вербальную или моторную агрессию. Психология относится к гуманитарным наукам. Это молодая наука, но в ней используется, множество различных научных и донаучных методов. 2. Классификация научных методов 1. Экспериментальный метод подразумевает манипуляцию несколькими переменными, позволяет установить отношения причинности. 2. Описательные методы : 1) методы наблюдения спонтанного поведения в естественных или лабораторных условиях; 2) корреляционный метод изучает отношение между различными переменными, когда нет манипулирования переменными, он не направлен на установление определенных причинных связей; 3) генетические методы (изучают развитие субъектов). Генетические методы в свою очередь подразделяются на: - лонгитюдные (анализируют развитие поведения в различном возрасте одних и тех же субъектов); - метод поперечных срезов (например, сравнивают группы подростков различного возраста). 3. Исторические методы: a) исследование событий настоящих и прошлых; b) исследование отдельного случая (клинические случаи). 4. Метод наблюдений. Наблюдение состоит в том, чтобы идентифицировать, назвать, сравнить и описать поведение. Метод наблюдения с переменным успехом применялся в ходе исторического развития психологии и наиболее активно использовался в рамках возрастной психологии. 5. Лонгитюдный метод. Под лонгитюдным методом подразумеваются неоднократные наблюдения за явлением во времени с целью выявления постоянных аспектов и изменений и их объяснения. 6. Метод поперечных срезов. Этот метод подразумевает сравнение выборки испытуемых различного возраста.
3. Классификация донаучных методов 1. Метод "упрямства". Экспериментатор упрямо верит во что-либо и не расположен к объективному анализу и сравнению. 2. Интуитивный метод. Считается, что истина постигается с помощью интуиции. 3. Метод авторитета. Любые утверждения специалиста в какой-либо области принимаются слепо, без критики, и считаются безупречной истиной. 4. Метод рассуждения. При получении новых знаний экспериментатор выстраивает цепь рассуждений, используя при этом известные логические правила. 5. Эмпирический метод. Опыт, полученный непосредственно из факта, считается единственным критерием истины. Доверяют только информации, полученной через сенсорный опыт. Этот метод может являться источником ошибок, потому что то, над чем мы экспериментируем, представляет собой только небольшую выборку множества потенциальных ситуаций. Однако из представленных здесь методов, данный является наиболее приемлемым. 4. Экспериментальный метод Экспериментальный метод обладает особенностями, которые делают возможным установление отношений причинности между событиями. Применение этого метода не является легким, потому что требует от исследователя проведения эксперимента с соблюдением всех требований, предъявляемых к такого рода исследовательской деятельности (выбор независимых переменных, определение величин независимых переменных, выбор способа измерения ответов и реакций испытуемого, контроль за ходом эксперимента, устранение помех, выбор метода математической обработки результатов и т. д.) Также подразумевается систематический контроль за всеми факторами, которые отличаются от манипулируемых переменных, но которые могут влиять на явление. Экспериментальный метод имеет некоторые преимущества. Прежде всего это возможность экспериментатора манипулировать одной или несколькими переменными, что позволяет получить достаточно ясную интерпретацию результатов. Кроме того, это почти полный контроль за ситуацией исследования. Данный метод дал в прошлом хорошие результаты. Однако этот метод был подвергнут критике, потому что результаты лабораторных экспериментов всегда являются результатами, полученными в искусственных условиях, и не могут быть перенесены на естественные ситуации. Экспериментальное исследование характеризуется в целом тремя фазами. В первой фазе мы имеем пред-тест, то есть одна или две переменные измеряются до применения экспериментального вмешательства по отношению к субъектам. Вторая фаза представлена экспериментальным вмешательством, то есть тем, что делает экспериментатор с испытуемыми в ходе эксперимента. Обычно имеется экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальная группа – это та, которая подвергается экспериментальному вмешательству. Контрольная группа не подвержена экспериментальному вмешательству и служит для контроля за результатами, полученными в экспериментальной группе. Таким образом, сравниваются результаты группы, которая была подвергнута воздействию, с результатами группы, не подверженной экспериментальному воздействию. Третья фаза представлена пост-тестом, в котором измеряются те же самые переменные, которые измерялись в пред-тесте, и устанавливается, произошли ли какие-либо изменения в данных переменных относительно пред-теста, то есть устанавливается, вызвало ли экспериментальное вмешательство изменения. 5. Исторические методы. I . исследование событий настоящих и прошлых; Данный метод используется для изучения прошедших событий или актуальных проблем путем исследования предшествующих исторических событий. Данный метод может быть использован для проверки того, каким образом настоящие события соотносятся с прошедшими событиями. Исторический метод имеет ограничения, поскольку невозможно быть уверенным, что два ряда данных или ситуаций, которые сравниваются, являются одинаковыми. Особенность данного метода заключается в том, что он основан на использовании наблюдений, которые не могут быть воспроизведены. Обычно исторический метод используется только одним исследователем, что очень редко позволяет проверить гипотезы исследования, поскольку оно построено на индуктивных рассуждениях. Данный метод подразумевает также работу с архивными документами. Архивное исследование уместно или тогда, когда уже собраны данные, относящиеся к гипотезам, при этом сбор новых данных не имеет смысла, или в случае, если эксперимент с переменными, представляющими интерес, невозможно осуществить по этическим или бытовым мотивам. Ограничивает применение архивных данных то, что они, как правило, собирались для ненаучных целей. Например, частные организации, которые собирали данные, осуществляли это для своих целей, часто используя способ, не приспособленный к потребностям исследования. Поскольку архивные данные имеют научную ценность, организации, которые собирают эти данные, должны ставить задачи, подобные тем, которые поставил бы ученый. Кроме того, архивное исследование всегда проводится после того, как произошли события, что затрудняет интерпретацию особенностей наблюдаемых отношений. Исследователь, который опирается на архивные данные, сталкивается со всеми теми ошибками, которые только могли произойти при сборе данных. II . Исследование отдельного случая (клинические случаи). Другим типом метода является метод исследования отдельного случая . Данный метод используется для интенсивного изучения одного человека с целью сбора значительного количества информации о нем. Исследование отдельных испытуемых имеет давнюю традицию. Фехнер (Fechner), которого некоторые исследователи считают основоположником экспериментальной психологии, работая с отдельными испытуемыми, открыл основные законы психофизики и изобрел базовые психофизические методы, которые и сегодня используются для измерения сенсорных порогов. Вундт (Wundt), который организовал первую психологическую лабораторию в 1879 году, также работал с отдельными испытуемыми. Его ученик Титченер (Titchener) использовал при работе с отдельными субъектами интроспекцию. Павлов проводил свои пионерские работы по исследованию условных рефлексов, используя метод исследования отдельного случая на собаках. Список ученых, которые использовали этот метод, большой, но включает в основном тех, кто работал до 1930 года. Основной тезис, лежащий в основе данного метода, гласит, что нормальные индивидуумы являются, по существу, одинаковыми. В 30-е годы математик Фишер (Fisher) предложил новые статистические методы (например, анализ изменчивости), которые стали доминирующими в психологии. После этого открытия традиция исследования отдельных случаев стала исчезать. Однако некоторые психологи, например, Скиннер (Skinner), продолжали использовать метод. Данный метод особенно часто используется в медицинской психологии. Он предусматривает четыре этапа: 1) полное описание действительного состояния проблемы; 2) получение информации об обстоятельствах, которые привели к нынешней ситуации; 3) оценка гипотез, построенных на базе собранной информации; 4) проверка одной или более гипотез и установление формы терапевтического воздействия. Ограничения наблюдаются за счет того, что часто используется информация, полученная от людей, непосредственно не вовлеченных в ситуации. Кроме того, часто накопленные данные не являются полными и их трудно использовать для сравнения двух исследований. 6. Метод наблюдений. На заре психологии многие ученые, наблюдавшие за развитием своих детей, вели дневниковые записи. И далее, вплоть до конца ХIХ века, ученые предпочитали исследовать поведение детей с помощью метода наблюдения. Однако в последующий период, в связи с широким распространением бихевиорального подхода и утверждением экспериментального метода и лабораторных исследований, метод наблюдения отодвигается на второй план. С 60-х годов XX века ученые начинают вновь обращаться к детскому поведению как предмету исследования, и это приводит к повышению значимости метода наблюдения. Усиление интереса ученых к методу наблюдения вызвано неудовлетворением и негативными эффектами от преимущественного использования в психологии лабораторных экспериментов. В 1982 г. Байли (Bailey) предложил классификацию различных типов наблюдения на основании: 1. Степени структурированности окружающей среды. Среда, в которой проводятся наблюдения, может быть естественной или искусственной. 2. Степени структурированности самого процесса наблюдения. Заданность наблюдения позволяет регистрировать только формы поведения и ответы испытуемых на изменяющиеся стимулы, вводимые исследователем, в то время как отсутствие заданности позволяет вести наблюдение за тем, что происходит, более свободно и полно. Метод наблюдения, в отличие от экспериментального, имеет описательные цели, то есть не предусматривает манипуляцию независимой переменной и выявление причины и следствия. Наблюдение используется в основном в возрастной психологии. Недостатком в применении этого метода является субъективность, избежать которой можно, используя систематические процедуры и строгое планирование наблюдения.Цель наблюдения – определить, что такое поведение. Существует три основных типа наблюдений: наблюдение в естественных условиях, наблюдение в контролируемых условиях и косвенные методы наблюдения. 1. Наблюдение в естественных условиях предполагает проведение исследования таким образом, что поведение объекта исследования не нарушается. Обычно оно проводится в среде, привычной для испытуемого, что подразумевает сохранение естественных для него условий. При естественном наблюдении можно использовать такие средства регистрации информации, как кинокамера и магнитофон (особенно для регистрации вербальной информации). 2. Второй тип наблюдения – это наблюдение в контролируемых условиях, которое подразумевает определенный контроль за зависимой переменной, даже если независимая переменная не меняется экспериментатором. Данное наблюдение имеет описательные цели и допускает использование контрольных групп. 3. Третий тип наблюдения – косвенные методы наблюдения (интервью, анкеты, опросники). Этот тип наблюдения может проводиться во всех возрастных группах. Иногда он сочетается с непосредственным наблюдением. 7.Заключение. Психология - наука сравнительно молодая, но интенсивно развивающаяся. Постоянно появляются новые и совершенствуются старые методы и технологии работы психолога. И раскрыть их все в масштабах реферата не представляется возможным. Поэтому данной работе я перечислил только основные методы, которые использует в своей деятельности наука психология. А также шире рассмотрел самые интересные, на мой взгляд, из них. Но при грамотном использовании представленных здесь методов работа специалиста будет продуктивной. Литература: 1. Грановская. Элементы практической психологии 2. Элена Дзуки. Введение в методологию социально-психологического исследования 3. Немов. Психология. Том 3 4. Столяренко. Основы психлогии Практикум. 5. Рогов. Настольня книга Практического психолога Том 1;2; |