Реферат: Характеристика и анализ педагогических средств
Название: Характеристика и анализ педагогических средств Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт искусств Филиал в г. Омске КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Общая и профессиональная психология» ВАРИАНТ-8 Выполнил: Студент группы Ом-317С ИД Е. С. Долгих Проверил: Л. И. Дмитриева Омск – 2010 Содержание 1. Характеристика и анализ педагогических средств...................... 3 1.1. Выпишите из научной литературы различные определения понятия «педагогические средства». Какое из них вы считаете наиболее полным. Аргументируйте свой ответ. Сделайте вывод о значении педагогических средств в педагогическом процессе.............. 3 1.2. Приведите примеры классификаций средств обучения и средств воспитания. Предположите способ их систематизации........ 5 1.3. Поясните, используя научную литературу, достоинства и недостатки компьютеризации образования................................................... 9 2. Докажите правомерность высказывания А. Дистервега о том, что «больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и вкусном применении всего того, что знаешь». Приведите примеры педагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания, подтверждающие данное высказывание................................................................................... 13 3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения............................. 15 Список литературы........................................................................... 19 1. Характеристика и анализ педагогических средств. 1.1. Выпишите из научной литературы различные определения понятия «педагогические средства». Какое из них вы считаете наиболее полным. Аргументируйте свой ответ. Сделайте вывод о значении педагогических средств в педагогическом процессе. Педагогические средства – как комплекс, включающий в себя предметную поддержку образовательного процесса (материальные и идеальные средства), деятельность педагога и студента в процессе общения и компоненты игровых технологий. «Творческое мышление как часть научного мировоззрения студентов», подразумевая под ним особый вид продуктивного мышления, который может быть развит до уровня мировоззренческих знаний, взглядов, убеждений, идеалов и переосмысления в индивидуальном сознании общечеловеческих ценностей. Педагогические средства — это средства педагогического развития и формирования личности, ее образования, обучения и воспитания. Педагогические средства — это предметы, действия, явления в природе и в обществе, в мышлении человека, это весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящие в ее окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, учителя, а затем в педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью. Педагогические средства – это те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). Педагогические средства – это содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы. На мой взгляд, более раскрытым и точным оказалось определение. Педагогические средства – как комплекс, включающий в себя предметную поддержку образовательного процесса (материальные и идеальные средства), деятельность педагога и студента в процессе общения и компоненты игровых технологий. «Творческое мышление как часть научного мировоззрения студентов», подразумевая под ним особый вид продуктивного мышления, который может быть развит до уровня мировоззренческих знаний, взглядов, убеждений, идеалов и переосмысления в индивидуальном сознании общечеловеческих ценностей. Здесь четко прописано, что педагогические средства, это комплекс предметов, которые помогают в организации педагогического процесса. А, как известно, педагогический процесс – это процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы. Это означает, что педагогический процесс (методы, методики, приемы педагогической деятельности), не может существовать без педагогических средств (учебно-программная документация, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации). Вывод, педагогические средства служат неотъемлемую роль в педагогическом процессе, т.к. в этапе обучения и воспитания человека необходим комплекс учебных пособий, учебной документации, что будет протекать в педагогическом процессе. 1.2. Приведите примеры классификаций средств обучения и средств воспитания. Предположите способ их систематизации. Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. Классификация средств обучения - по характеру дисциплины - естественнонаучного содержания - гуманитарного содержания - технического содержания - по решаемым педагогическим задачам - средства теоретической и технологической подготовки o учебники o обучающие системы o системы контроля знаний - средства практической подготовки o задачники o тренажеры - контекстные средства o учебные курсы o восстановительные курсы - по ширине охвата учебного материала - интегральные - неинтегральные - по уровню образования - для школьного образования - для начального и среднего профессионального образования - для высшего профессионального образования - для профессиональной подготовки и повышения квалификации - по использованию телекоммуникационных технологий - локальные - сетевые o в зависимости от класса вычислительных сетей · ориентированные на локальные сети · ориентированные на глобальные сети o в зависимости от возможности взаимодействия обучаемых · предусматривающие взаимодействие · не предусматривающее взаимодействие - по формам представления информации - мультимедийные - не мультимедийные - по характеру модели изучаемого объекта (процесса) - использующие мат. модели - использующие физические модели - сопряжение с реальными объектами - по виду пользовательского интерфейса - с традиционным графическим интерфейсом - использующие технологию виртуальной реальности - по реализации интеллектуальных функций - интеллектуальные - не интеллектуальные Средства воспитания - материальные предметы, пособия (игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль). Классификация средств воспитания - познавательная деятельность - развитие познавательных интересов - накопление знаний - формирование умственных способностей Формы: внеурочная работа, экскурсии, олимпиады, конкурсы. - целостно-ориентационная деятельность - психологический процесс формирования отношений к миру - формирование убеждений - формирование взглядов - усвоение нравственных норм жизни людей - общественная деятельность - участие школьника в органах управления школы - работа ученического самоуправления - ученические и молодёжные объединения в школе - участие в трудовых, политических акциях Формы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, задания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники. - эстетическая деятельность - художественные вкусы - интересы - культура - способность детей Формы: инсценировка, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра. - досуговая деятельность - содержательный, развивающий отдых - свободное общение - спортивно-оздоровительные мероприятия Формы: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы. 1.3. Поясните, используя научную литературу, достоинства и недостатки компьютеризации образования. Достоинства. Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. К основным успехам компьютеров в образовании можно отнести следующие: · повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации, накопление, обмен и тиражирование ее; · использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Существование игровых программ и игровых компонентов в обучающих программах повышает притягательность компьютеров для детей; · компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения; · повышаются возможности индивидуализации обучения. Это может осуществляться посредством индивидуализации темпа предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика, текущего контроля успеваемости и повышения объективности такого контроля. Недостатки Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения новых информационных технологий в школьном и вузовском образовании. При этом компьютеризация процесса обучения сталкивается с рядом проблем, которые с одной стороны связаны с неиспользованными возможностями информационной технологии, а с другой – несоответствием традиционных учебных курсов возможностям компьютера. Таким образом, с появлением новых, современных технических систем обнаружился диалектический скачок, приведший к возникновению качественно новых условий работы - условий, при которых человек уже не мог даже при мобилизации всех своих компенсаторных возможностей успешно решить возложенные на него задачи. Отсюда следует важный вывод: причиной низкой эффективности новой техники являлся не человек, который своими ошибками препятствовал ее успешному применению, а особенности ее использования в образовательном процессе. Так на грани психологической науки и техники возник целый комплекс специальных теоретических и прикладных проблем, без разрешения которых стало невозможно создание новых комбинированных систем «человек-машина», способных эффективно разрешать возложенных на них задачи. · проблема соотношения объема информации (потока информации), который может предоставить компьютер пользователю (ученику или студенту) и объема сведений, которые пользователь может во-первых, мысленно охватить, во- вторых - осмыслить, а в-третьих - усвоить. · так же относится и проблема ориентации учащихся в потоке информации, предоставляемой компьютером. Ученика не приучили ориентироваться в мощном потоке учебной информации, он не может разделять ее на главное и второстепенное, выделять направленность этой информации, перерабатывать ее для лучшего усвоения, выявлять закономерности и т.п. · так же проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе). В результате использования обучающих программно-педагогических средств происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый пользователь (ученик или студент) усваивает материал по своему плану, т.е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1-2 занятия учащиеся будут находиться на разных стадиях (уровнях) изучения нового материала. Это приведет к тому, что преподаватель не сможет продолжать обучение по традиционной классно-урочной системе. · появляется опасность того, что учащиеся в силу своей неопытности не смогут отличить виртуальный мир от реального. Поэтому, во избежание возможного отрицательного эффекта использования информационной технологии в процессе обучения, при разработке программно-педагогических средств, содержащих элементы моделирования, необходимо накладывать ограничения или вводить соответствующие комментарии, например, «В реальных условиях ваша модель существовать не может», чтобы учащиеся не могли «уйти» за грани реальности в результате манипулирования химическими, биологическими, физическими явлениями. 2. Докажите правомерность высказывания А. Дистервега о том, что «больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и вкусном применении всего того, что знаешь». Приведите примеры педагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания, подтверждающие данное высказывание. Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. Между тем еще А. Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны. Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения поисковой - активности, учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы получить удовольствие от обучения. 3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения. Проблема подготовки рабочих кадров. Говоря о подготовке рабочих кадров, следует, прежде всего, отметить, что в Российской Федерации, как ранее в СССР и в других странах мира, подготовка рабочих кадров осуществляется по двум направлениям: непосредственно на производстве предприятиями и в государственной системе начального профессионального образования - НПО. В советские времена существовала система присвоения разрядов непосредственно на заводе. Человек приходил на предприятие, не имея специального образования, работал, по ходу учился, потом сдавал экзамен, и ему присваивался определенный разряд. Другими словами, существовала система внутризаводской, внутрифирменной подготовки рабочих. В те времена доля подготовки рабочих через ПТУ составляла примерно 10-15 процентов. То есть 85-90 процентов рабочих в России готовилось непосредственно на производстве. Сейчас большинство наших предприятий оказались в тяжелом состоянии: им иногда не хватает денег на заработную плату, тем более на материальную базу, и совсем не остается средств на повышение квалификации рабочих. Да еще на рынке труда переизбыток рабочей силы. В результате многие предприятия не вкладывают деньги в собственную подготовку рабочих кадров. Сегодня примерно половина квалифицированных рабочих готовится через ПТУ. Половина - на производстве. Проблемы объема и структуры подготовки рабочих в НПО. Сейчас в России 3843 профессиональных училищ и лицеев, в которых обучается 1,6 млн. учащихся. 36% учреждений НПО финансируются субъектами Российской Федерации. За последние 12 лет закрыто почти 500 училищ, численность учащихся НПО сократилась на 200 тысяч человек. Среди учащихся ПТУ около 80% - выпускники 9 класса, и 20% - выпускники 11 класса. В целом по стране в 10-11 классы для дальнейшего обучения в основном в вузах идут 2/3 выпускников 9 класса, а в ПТУ и в техникумы идут лишь 1/3 выпускников 9 класса. Сложился определенный перекос в сторону приема молодежи в высшие учебные заведения. Структура подготовки рабочих кадров в современных экономических условиях также требует серьезных изменений. Сейчас финансирует подготовку в основном Федеральный уровень, формируются планы приема в учреждения НПО Министерством образования России на основе заявок субъектов Российской Федерации. Готовит рабочих – ПТУ, как правило, на основе своей сложившейся структуры подготовки рабочих, а потребитель – производство, фактически устранен как от механизмов финансирования, так и от формирования планов приема. Проблема качества подготовки рабочих кадров. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. И здесь эту проблему можно решать по следующим направлениям: Во-первых, необходимо провести разработку новых стандартов подготовки рабочих кадров по всем специальностям: соответствующие образовательные стандарты должны быть построены на основе разрабатываемых работодателями и Минтрудом профессиональных стандартов. Во-вторых, требует существенного улучшения учебно-лабораторная и материальная база учреждений НПО, без этого немыслима качественная подготовка квалифицированных рабочих. И это обновление базы учреждений НПО планируется реализовать двумя путями: Передача учреждений НПО в субъекты РФ на условиях со финансирования с регионами и работодателями и реализовать специальную программу развития материально-технической базы начального профессионального образования. Ключевым направлением обновления должна стать разработка и реализация механизмов использования материальной базы работодателей для подготовки для них кадров в учреждениях НПО. Если раньше была административная система закрепления за ПТУ базовых предприятий, то в новых условиях такое административное закрепление уже не работает. А новые механизмы еще не созданы. Кроме того, если, например, работодатель захочет сейчас передать в ПТУ какое-то оборудование, то ему это будет отнесено на прибыль. Более того, теперь даже за прохождение практик на бывшем базовом предприятии с ПТУ требуют денег, ибо и у самого работодателя нет гарантий, что выпускник ПТУ придет именно к нему по окончании учебы. Важнейшим направлением здесь должно стать развитие на региональном и местном уровнях реальных механизмов социального партнерства – администраций, работодателей и системы образования. В этих условиях необходимо предусмотреть ряд мер, как правовых, так и экономических, чтобы планирующаяся массовая передача учреждений НПО в субъекты Российской Федерации не привела бы к массовому закрытию или перепрофилированию учреждений НПО – или из-за недостаточности средств в субъектах РФ, или из-за желания по-другому распорядиться свалившейся на них собственностью этих учреждений. Решению проблем укрепления материальной базы и социальной поддержки учащихся НПО стало бы возвращение налоговых льгот на производимую учащимися НПО продукцию. Принятие нового Налогового кодекса два года назад в значительной мере лишило ПТУ возможности привлечения средств от их собственной производственной деятельности. Объектом исследования в данной проблеме являются квалифицированные рабочие кадры. Предмет исследования – организация начального профессионального образования в современных условиях. Список литературы 1. Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. Для инж.-пед. спец./ Екатеринбург. Обл. ин-т развития регионального образования. – Екатеринбург: Изд-во Свердл. Инж.-пед. ин-та, 1993. – 320 с. 2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 3. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. Тр./ Отв. Ред. Е.В. Ткаченко. – вып. 1-3 – Екатеринбург, 1995. 4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учею пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с. |