Курсовая работа: Коммуникация как профессионально важное качество менеджера
Название: Коммуникация как профессионально важное качество менеджера Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОММУНИКАЦИЯ
2004
СОДЕРЖАНИЕ:
II. Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации 6 III. Описание выборки и процедуры исследования.. 16 3.1. Характеристика объекта исследования. 16 3.3. Процедура исследования. 17 IV. Анализ и интерпретация полученных результатов.. 22
I . Введение
Актуальность темы исследования. В жизни человека процессы коммуникации играют чрезвычайно важную роль, поэтому они привлекают внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистике, журналистике, менеджменте и др. Наиболее активно процессы коммуникаций начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950-1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату. Сфера производственной коммуникации в нашей стране изучалась, в основном, в рамках инженерной психологии. В последнее же время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального), поведения руководителя, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут, как улучшить работу предприятия, так и нанести ей существенный вред. В связи с развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес -коммуникации или делового общения . В последние годы появилось множество публикаций учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов. Целью данной курсовой работы является научно-теоретическое исследование феномена коммуникации как профессионально важного качества менеджера. В задачи работы входит: 1. Уточнить содержание исследуемой проблемы в контексте общей теории коммуникаций. 2. Раскрыть содержание, специфические формы и особенности коммуникации в организациях. 3. Обосновать выбранные методики для исследования коммуникативных умений и способностей будущих менеджеров. 4. Провести исследование коммуникативных качеств испытуемых в процессе профессионально ориентированного обучения. 5. Обобщить полученные результаты исследования и сделать обоснованные выводы. Объект исследования - будущие менеджеры – студенты I и V курсов Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, 30 человек. Предмет исследования - анализ коммуникативных способностей будущих субъектов управления. Гипотеза исследования : профессионально ориентированное обучение влияет на развитие личностных свойств, психологических качеств, необходимых будущему менеджеру для построения эффективного процесса коммуникации в организации. Методы и методология исследования : В исследовании использованы методы теоретического анализа, наблюдения, методы психологической диагностики: Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» и Методика Смекала-Кучера «Ориентировочная анкета». Для проведения исследования использовались две группы испытуемых: экспериментальная (V курс) и контрольная (I курс) группы по 15 человек в каждой. Метод обработки данных: статистическое сравнение. Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых: Б.Г.Ананьева, Т.Г.Грушевицкой, В.Зигерт, В.Б.Кашина, И.С.Кона, А.А.Леонтьева, Т. Питерса, Р.Уотермена и других.
II
. Теоретические подходы к моделированию коммуникационных
|
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
21 |
25 |
29 |
33 |
37 |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
22 |
26 |
30 |
34 |
38 |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
23 |
27 |
31 |
35 |
39 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
24 |
28 |
32 |
36 |
40 |
Дешифратор
Склонности |
Ответы |
|
положительные |
отрицательные |
|
Коммуникативные |
номера вопросов 1-й строки |
номера вопросов 3-й строки |
Организаторские |
номера вопросов 2-й строки |
номера вопросов 4-й строки |
Чтобы определить уровень коммуникативных и уровень организаторских склонностей, нужно высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение количества совпадающих ответов той или иной склонности к максимально возможному числу совпадений, в данном случае - к 20. Формулы для подсчета коэффициентов такие:
Кх Ох
Кк = —— ; Ко = —— ,
где
20 20
Кк - коэффициент коммуникативных склонностей;
Ко - коэффициент организаторских склонностей;
Кх и Ox - количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Анализ результатов
В ходе анализа результатов сначала дается оценка уровня коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок.
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Кк |
КО |
Шкала оценки |
0,10-0,45 |
0,2-0,55 |
1 |
0,46-0,55 |
0,56-0,65 |
2 |
0,56-0,65 |
0,66-0,70 |
3 |
0,66-0,75 |
0,71-0,80 |
4 |
0,75-1,00 |
0,81-1,00 |
5 |
Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом. Испытуемые, получившие оценку 1 , - это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемые, получившие оценку 2 , имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.
Для испытуемых, получивших оценку 3 , характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемые, получившие оценку 4 , относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку 5 , обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
С помощью методики ОА (Приложение 2) выявлялись следующие направленности:
1. Направленность на себя (НС) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (НО) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (НД) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция : «Опросный лист состоит из 30 пунктов. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Выберите ответ, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа обведите в кружок. Над вопросами не думайте слишком долго, первый выбор обычно бывает самым лучшим».
Диагностика проводилась следующим образом: каждому испытуемому предлагалось 2 бланка для заполнения двух тестов, потом зачитывалась инструкция и вопросы теста. В ходе проведения диагностики выяснилось, что для заполнения двух тестов испытуемые затрачивают около 30 минут.
IV . Анализ и интерпретация полученных результатов
В исследовании изучались следующие показатели:
1. КС – коммуникативные склонности
2. ОС – организаторские склонности
3. НС – направленность на себя
4. НО – направленность на общение
5. НД – направленность на дело
Полученные средние значения по показателям приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Таблица средних значений
№ |
Показатели |
Студенты I курса |
Студенты V курса |
1 |
КС |
0,68 выше ср. |
0,77 высокий |
2 |
ОС |
0,70 средний |
0,82 высокий |
3 |
НС |
33,52 высокий |
31,50 высокий |
4 |
НО |
32,16 средний |
33,15 средний |
5 |
НД |
24,32 низкий |
27,65 низкий |
Как видно из таблицы, студенты V курса демонстрируют более высокие значения показателей по сравнению со студентами I курса по всем позициям, кроме показателя НС, который у студентов V курса оказался ниже, чем у первокурсников. Это можно объяснить возросшей уверенностью дипломников в себе, они больше ориентированы не на себя лично, а на внешнее окружение. Гендерных различий не выявлено.
Интересно отметить, что направленность на общение в обеих группах демонстрирует средний уровень, а направленность на дело – низкий. Эти факты свидетельствуют, что качества НО и НД недостаточно сформированы у студентов как на начальном этапе обучения, так и на этапе защиты диплома. Наряду с этим коммуникативные способности студентов довольно высоки.
Таблица 4.2 дает представление о росте значений показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Таблица 4.2.
Таблица роста значений
Качество |
Изменения |
КС |
+ 0.09 |
ОС |
+ 0.12 |
НС |
- 2,02 |
НО |
+ 0.9 |
НД |
+ 3.33 |
Таким образом, в ходе исследования исходная гипотеза относительно того, что профессионально ориентированное обучение влияет на развитие личностных свойств, психологических качеств, необходимых будущему менеджеру для построения эффективного процесса коммуникации в организации нашла подтверждение. В процессе профессионально ориентированного обучения у студентов V курса по сравнению со студентами 1 курса повышаются значения качеств, являющихся профессионально важными.
Выводы
В ходе нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезы. В результате сравнения между собой групп испытуемых выяснено, что профессионально ориентированное обучение влияет на развитие профессионально важных качеств у студентов - будущих менеджеров.
В процессе обучения происходит развитие важных и необходимых субъекту управления показателей, таких, как коммуникативные способности и организаторские наклонности. Мы наглядно увидели развитие этих качеств в таблице роста значений. Обнаружено также, что дипломники больше ориентированы не на себя лично, а на внешнее окружение. Гендерных различий в группах обнаружено не было.
Заключение
Подводя итог нашему исследованию, можно отметить следующее.
Анализ литературы показал, что понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение - информационный обмен в обществе.
Под коммуникацией предлагается понимать обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности.
К основным элементам процесса коммуникации относятся: целевая аудитория, канал, метакоммуникативные знания, контекст. Успех коммуникации зависит от профессионального умения оперировать на этих уровнях коммуникации. Одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.
В ходе исследования исходная гипотеза относительно того, что профессионально ориентированное обучение влияет на развитие личностных свойств, психологических качеств, необходимых будущему менеджеру для построения эффективного процесса коммуникации в организации нашла подтверждение.
Исследование позволило установить: студенты V курса демонстрируют более высокие значения показателей по сравнению со студентами I курса по всем позициям, кроме показателя НС; в процессе обучения происходит развитие важных и необходимых субъекту управления показателей, таких как коммуникативные способности и организаторские склонности; дипломники больше ориентированы не на себя лично; гендерных различий не обнаружено.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.
2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
3. Зигерт В., Лат Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
4. Иванова М. Конструктивный диалог // Топ-Менеджер.-2002.-№ 22.
5. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. Кн. для учит. - М: «Просвещение», 1989. 254 с.
7. Леонтьев А.А. Психология общения. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Смысл, 1997.
8. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
9. О.Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. - М.МТ ПРЕСС, 1999.
10. Овсянко Д.В., Чернова Г.В., Воронцовский А.В. Интересы-цели-показатели: взаимосвязи согласование.- СПб., 1992.
11. Пейсахов Н.Н., Кашин А.П., Габдреева Г.Ш., Шевцов М. Н. Методики для изучения особенностей личности школьников. Казань: Лаб. операт. полиграфии. КГУ. 1991.
12. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. - М., 1986.
13. Почепцов Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001.
14. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2003.
15. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.- Т. 1-2.
16. Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989.
17. Стернин И.А. Русское и финское коммуникативное поведение. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
18. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М., 1985.
Приложение 1
Опросник КОС
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравиться ли Вам заниматься общественно работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли , что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых для Вас людей?
28. Верно ли , что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли , что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда, ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Приложение 2
Ориентировочная анкета
Ф.И.О.________________________________________Должность________________________
ИНСТРУКЦИЯ: Опросный лист состоит из 30 пунктов. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Выберите ответ, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа обведите в кружок. Над вопросами не думайте слишком долго, первый выбор обычно бывает самым лучшим.
1. Больше всего удовлетворения в жизни даёт: А) оценка работы; В) сознание того, что работа выполнена хорошо; С) сознание, что находишься среди людей.
2. Если бы я играл (а) в футбол, то хотел бы быть: А) тренером, который разрабатывает тактику игры; В) известным игроком; С) выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые: А) имеют индивидуальный подход; В) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; С) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые: А) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; В) вызывают у всех дух соревнования; С) производят впечатление, что предмет, который они преподают, им не нравится.
5. Я рад (а), когда мои друзья: А) помогают другим, когда предоставляется для этого случай; В) всегда верны и надёжны; С) интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех: А) с которыми хорошо складываются взаимные отношения; В) которые могут больше, чем я; С) на которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те: А) кто добился жизненного успеха; В) может сильно любить; С) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Если бы я мог выбирать, то хотел бы быть: А) научным сотрудником; В) начальником отдела; С) опытным лётчиком.
9. Когда я был ребёнком, я любил: А) игры с друзьями; В) успехи в делах; С) когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я: А) встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи; В) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения; С) когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школы должна была бы заключаться: А) в подготовке учеников к работе по специальности; В) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; С) воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых: А) недемократическая система; В) человек теряет индивидуальность в общей массе; С) невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: А) для общения с друзьями; В) любимых дел и самообразования; С) беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: А) работаю с симпатичными людьми; В) у меня работа, которая меня удовлетворяет; С) мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда: А) другие меня ценят; В) чувствую удовлетворение от выполненной работы; С) приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы: А) отметили дело, которое я выполнил; В) похвалили меня за мою работу; С) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель: А) имел ко мне индивидуальный подход; В) стимулировал меня на интересный труд; С) вызывал на дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем: А) оскорбление личного достоинства; В) неуспех при выполнении важной задачи; С) потеря друзей.
19. Больше всего я ценю: А) личный успех; В) общую работу; С) практический результат.
20. Очень мало людей: А) действительно радуются выполненной работе; В) с удовольствием работают в коллективе; С) выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу: А) ссоры и споры; В) отметание всего нового; С) людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы: А) чтобы окружающие считали меня своим другом; В) помогать другим в общем деле; С) вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, которое: А) требовательно; В) пользуется авторитетом; С) доступно.
24. На работе я хотел бы: А) чтобы решения принимались коллективно; В) самостоятельно работать над решением проблемы; С) чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу: А) об искусстве хорошо уживаться с людьми; В) о жизни известного человека; С) типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть: А) дирижёром; В) солистом; С) композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу: А) смотря детективные фильмы; В) в развлечениях с друзьями; С) занимаясь своими увлечениями.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием: А) выдумал интересный конкурс; В) выиграл бы конкурс; С) организовал бы конкурс и руководил бы им.
29. Для меня важнее всего знать: А) что я хочу сделать; В) как достичь цели; С) как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы: А) другие были довольны им; В) выполнить прежде всего свою задачу; С) не нужно было укорять его за работу.
[1] Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
[2] Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
[3] Леонтьев А.А. Психология общения. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Смысл, 1997. С.240.
[4] Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
[5] Почепцов Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001.
[6] Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989, S.279-282.
[7] Стернин И.А.Русское и финское коммуникативное поведение. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20.
[8] О.Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой.- М.МТ ПРЕСС, 1999.
[9] Овсянко Д.В., Чернова Г.В., Воронцовский А.В. Интересы-цели-показатели: взаимосвязи согласование.- СПб., 1992.
[10] Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. - М., 1986, С.97.
[11] Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М., 1986, С.177-178.
[12] Иванова М. Конструктивный диалог // Топ-Менеджер.-2002.-№ 22.
[13] Зигерт В., Лат Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
[14] Иванова М. Конструктивный диалог// Топ-Менеджер.-2002.-№ 22.
[15] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.
[16] Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.- Т. 1-2.
[17] Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М., 1985.
[18] Пейсахов Н.Н., Кашин А.П., Габдреева Г.Ш., Шевцов М. Н. Методики для изучения особенностей личности школьников. Казань: Лаб. операт. полиграфии. КГУ. 1991. 35 с.
[19] Кон И.С. Психология ранней юности. Кн. для учит. - М: «Просвещение», 1989. 254 с.