Курсовая работа: Пути увеличения капитала коммерческого банка

Название: Пути увеличения капитала коммерческого банка
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: курсовая работа

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный технический университет.

Кафедра финансы и кредит

Курсовая работа

по дисциплине: Организация деятельности коммерческого банка

на тему: «Пути увеличения капитала коммерческого банка».

Выполнил:

Проверил(а):

Иркутск, 2010.

Содержание

Введение...............................................................................................................

3

Глава 1.

Понятие, сущность, функции капитала банка……………….........

5

1.1. Понятие капитала банка, его функции……………………....

5

1.2. Классификация капитала банка……………………………….

7

Глава 2.

Методы управления капиталом банка и проблемы повышения его капитализации…………………………………………………..

13

2.1. Основные проблемы повышения капитализации банков…...

13

2.2. Методы использования внутренних источников пополнения капитала банка…………………………….………………………...

21

2.3. Методы использования внешних источников пополнения капитала банка………………………………………………………

28

Заключение…………………………………………………………………......

33

Список использованной литературы………………………………………...

35

Введение

В связи с растущим числом банкротств и просроченных ссуд усилилось внимание к достаточности банковского капитала. Регулирующие органы требуют его роста, чтобы надежнее защищать вкладчиков и обеспечить жизнеспособность страховых фондов. Банкиры предпочитают меньшие нормативы капитала, чтобы поднять прибыльность и рост активов. Центральный банк Российской Федерации санкционировал минимальные нормы капитала, которые являются ограничителями практически для всех банков.

Капитал банка – это сумма собственных средств банка, составляющая финансовую основу его деятельности и источник ресурсов.

Капитал составляет финансовую основу в деятельности банка. Его увеличение снижает риск путем стабилизации доходов, а также его роста, страхуя от банкротства. Но также и уменьшает ожидаемый доход, поскольку акционерный капитал более дорог, чем задолженность.

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами. В современных условиях развития российской экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение.

Основная часть банковских ресурсов образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит устойчивость функционирования любого коммерческого банка.

Немаловажную роль играет повышение капитала банка путем публичных размещений акций на российском фондовом рынке. Но нестабильная ситуация в экономике, низкая доходность вложений в банковский бизнес, иногда, отсутствие дивидендов не способствуют расширению участия юридических лиц в уставном капитале банков.

Тема повышения уровня капитала и правильное управление им особенно актуальна сегодня, поскольку в условиях нынешней экономической ситуации не все банки могут поддерживать свою финансовую устойчивость, из-за резкого оттока денежных средств. Нестабильная экономическая ситуация, резкий рост конкуренции в банковском секторе, проведение агрессивной банковской политики при отсутствии адекватной информационной базы, отсутствие профессиональных знаний у части работников банков и другие негативные факторы приводят к банковским банкротствам и потере вкладчиками своих средств.

Целью курсовой работы является рассмотрение такого понятия как капитал банка, оценка, анализ и управление им.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- определить сущность, функции и виды капитала банка;

- проанализировать уровень капитала со стороны «достаточности и необходимости»;

- рассмотреть проблемы повышения капитализации банков;

- рассмотреть методы управления капиталом банка.

Глава 1. Понятие, сущность, функции капитала банка

1.1. Понятие капитала банка, его функции

Капитал банка - сумма собственных средств банка, составляющая финансовую основу его деятельности и источник ресурсов. Капитал банка призван поддерживать доверие клиентов к банку и убеждать кредиторов в его финансовой устойчивости. Он должен быть достаточно велик для обеспечения уверенности заемщиков в том, что банк способен удовлетворить их потребности в кредитах даже при неблагоприятно складывающихся условиях экономического развития страны.

Особое значение капитала банка определяется его функциями.

1. Главная защитная функция реализуется путем поглощения возможных убытков и обеспечивает защиту интересов вкладчиков.

2. Оперативная функция капитала банка создает адекватную базу роста для активов банка, то есть возможность расширения его деятельности. Поэтому у кредитных организаций с консервативной деятельностью капитал банка может быть меньше, чем у банков, деятельность которых отличается повышенным риском.

3. Регулирующая функция связана с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков.

Правила, относящиеся к обеспечению нормального функционирования банка, включают требования минимальной величины уставного капитала, необходимого для получения банковской лицензии; предельной суммы риска на одного кредитора и заемщика; ограничения по активам при покупке активов другого банка.

В международной практике используется единая методика расчета капитала банка, принятая в 1988 в городе Базеле (Базельское соглашение) и решением, принятом в 1997 Базельским комитетом, в соответствии с которым капитал банка должен рассчитываться с учетом рыночных рисков. Соглашение о международной унификации расчета капитала и стандартам капитала устанавливает единообразие в определении структуры капитала I и II уровня, соотношения между ними, шкалы взвешивания по риску для балансовых активов, системы пересчета забалансовых статей и стандарта минимального отношения капитала I и II уровня к активам и забалансовым операциям, взвешенным по степени риска.

Капитал I уровня – основной или базовый - включает:

- оплаченный акционерный капитал - обыкновенные акции;

- бессрочные некумулятивные привилегированные акции;

- открытые резервы, формируемые из чистой прибыли;

- доходы от продажи обыкновенных акций сверх их номинальной стоимости первым держателям;

- публикуемый нераспределенный остаток прибыли.

В соответствии с действующим в РФ нормативными положениями в состав капитала банка I уровня, используемого при расчете обязательных экономических нормативов, включают:

- уставный, резервный фонды и эмиссионный доход;

- стоимость безвозмездно полученного имущества;

- фонды накопления;

- нераспределенную прибыль, подтвержденную аудиторами.

Капитал I уровня уменьшается на величину допущенных убытков, выкупленных собственных акций, остаточную стоимость нематериальных активов.

Капитал II уровня включает:

- привилегированные акции, не включенные в капитал банка I уровня;

- переоценку основных фондов;

- резервы по кредитам I группы;

- прибыль текущего года;

- уставный капитал (паевой у не акционерных банков);

- субординированный кредит.

Величина дополнительного капитала, то есть капитала II уровня, не должна быть больше основного, базового капитала, а субординированный долг не должен превышать 50% капитала I уровня.

Активы банка исчисляются с учетом:

- кредитного риска;

- риска операций, учитываемых на внебалансовых счетах;

- риска операций по срочным сделкам;

- рыночных рисков (для банков, имеющих инвестиционный портфель, вдвое превышающий собственный капитал).

1.2. Классификация капитала банка

Коммерческие банки для ведения коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать денежными средствами, то есть ресурсами. В современных условиях проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение.

Ресурсы коммерческих банков состоят из собственных и привлечённых средств.

Собственные средства – средства, полученные от акционеров банка при его создании и образованные в процессе его деятельности.

Также собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении прошлых лет. Фонды банка составляют основу собственных средств. Каждый из них имеет определенное целевое назначение.

Собственные средства банка включают:

1. Уставный (акционерный) капитал - это отправная точка в организации банковского дела.

2. Резервный, страховой и другие фонды банка, созданные за счёт прибыли. В обязательном порядке коммерческие банки должны формировать резервный фонд, который предназначается для возмещения убытков от активных операций банка, выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности полученной прибыли и для других аналогичных целей. Кроме обязательного формирования резервного фонда, коммерческими банками могут создаваться и другие фонды, источниками формирования которых служит банковская прибыль. Количество этих фондов, их названия, целевое назначение, размеры, порядок формирования и использования должны быть оговорены в учредительных документах банка или в специальных внутрибанковских положениях о фондах, утвержденных соответствующими органами управления банка. Чаще всего формируются фонд развития банка, фонды, аккумулирующие средства для выплаты дивидендов акционерам и индексации номинала акций, фонд текущих расходов банка. Могут создаваться также различные целевые фонды. В особую группу следует выделить фонды банка, образование которых связано с различными внешнеэкономическими факторами. Их можно объединить под общим названием фонды переоценки.

3. Нераспределённую в течение года часть прибыли коммерческого банка. Нераспределённая прибыль коммерческого банка существует в течение финансового года и является важным источником формирования собственных средств. Это текущая прибыль банка, которая ещё не распределена по результатам его финансовой деятельности в течение года среди акционеров и не зачислена в резервы или страховые фонды. Таким образом, банк в течение года может использовать нераспределённую прибыль по своему усмотрению.

Собственные средства являются основным видом обеспечения обязательств банка перед вкладчиками, поэтому определение их фактической величины и ее поддержание на необходимом уровне является для банка одной из первостепенных задач.

Особое отличие структуры банковских пассивов заключается в относительно небольшой доле собственных средств банка по сравнению с долей привлеченных средств. Это связано с тем, что банки занимаются перераспределением временно свободных средств клиентов, то есть работают в основном с «чужими» средствами, и банковские активы намного ликвиднее, чем активы нефинансовых компаний, так как находятся в основном в денежной форме, а не «заморожены» в виде основных средств и производственных запасов. Это позволяет быстрее мобилизовать банку денежные средства для выполнения своих обязательств перед кредиторами и снижает потребность в собственном капитале.

Собственные средства у различных коммерческих банков могут составлять гораздо большую долю в общем объеме ресурсов. Она зависит в основном от продолжительности деятельности банка и проводимой банком ресурсной политики. У вновь созданного банка все пассивы сформированы за счет собственных средств и представлены средствами, внесенными в уставный фонд. В некоторых случаях банками проводится целенаправленная политика по "удешевлению" ресурсной базы за счет сокращения привлечения средств клиентов и наращивания собственных средств.

Основную часть ресурсов современного коммерческого банка составляют привлечённые средства.

В мировой банковской практике все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции группируются следующим образом:

1. Депозиты. Основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков составляют депозиты, то есть денежные средства, внесенные в банк клиентами – частными и юридическими лицами и используемые ими в соответствии с режимом счета и банковским законодательством.

В российской банковской практике к депозитам можно отнести вклады и ценные бумаги, обслуживающие привлечение денежных средств клиентов в банки.

Разновидностью срочных депозитов и сберегательных вкладов являются депозитные и сберегательные сертификаты.

Права выпуска ценных бумаг имеет банк, проработавший не менее года, опубликовавший годовой отчет с заключением аудитора и создавшимся резервным фондом не менее 15% от уставного капитала.

Депозитный или сберегательный сертификат – это письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение денежных средств по истечении установленного срока и процентов по нему.

Коммерческие банки Российской Федерации могут выпускать срочные депозитные сертификаты с максимальным сроком обращения до 1 года.

К числу форм мобилизации кредитных ресурсов следует отнести банковские векселя. Банки выпускают только простые векселя. Преимущество банковских векселей состоит в том, что они могут использоваться: для расчетов за товары и оказанные услуги; в качестве залога при получении ссуд; физическими и юридическими лицами; имеют достаточно высокую ликвидность, высокую процентную ставку; отсутствуют ограничения на передачу векселя юридическому или физическому лицу; имеют различную срочность.

Отдельные коммерческие банки выпускают валютные векселя, что расширяет их возможности для аккумуляции кредитных ресурсов иностранной валюте.

Учет векселей и получение ссуд у Центрального банка - это способ привлечения дополнительных ресурсов. Он используется чаще всего коммерческими банками, испытывающими сезонные колебания ресурсов, или при возникновении у них чрезвычайных обстоятельств. Центральный банк при этом следит, чтобы его ссуды не превратились в постоянный источник средств. При получении таких займов коммерческие банки представляют обеспечение в виде различных ценных бумаг казначейства, обязательств федеральных и местных органов власти, краткосрочных коммерческих векселей.

Также пассивами для банка являются остатки средств на счетах клиентов, так как банк практически бесплатно может распоряжаться этими средствами. При регулярном использовании хранящихся средств все равно остаются определенные неиспользованные остатки. Наличие остатков связано с оседанием средств на пассивных счетах в коммерческих банках. Банк, открывая счета клиентам, использует остатки по счетам для проведения активных кредитных операций.

Так же средством привлечения клиентов можно назвать банковские карты. Их выпуск дает возможность интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок.

2. Недепозитные привлеченные средства. Недепозитные привлеченные средства – это средства, которые банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитов тем, что они имеют не персональный характер и инициатива привлечения средств принадлежит самому банку.

К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся:

- получение займов на межбанковском рынке;

- соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у центрального банка;

- продажа банковских акцептов;

- выпуск коммерческих бумаг;

- получение займов на рынке евродолларов;

- выпуск капитальных нот и облигаций.

На рынке межбанковских кредитов продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ.

Межбанковские кредиты удобны тем, что они поступают в распоряжение банка-заемщика практически немедленно и не требуют резервного обеспечения, поскольку не являются вкладами.

Большими перспективами для российских банков обладает такой недепозитный источник ресурсов, как выпуск облигаций.

Коммерческие банки России с целью увеличения собственного капитала и банковских ресурсов производят эмиссию акций. В мировой практике для этих целей коммерческие банка могут выпускать капитальные ноты и облигации. Ноты и облигации выпускают в основном крупные банки, что ведет к увеличению капитала банка и его ресурсов.

Следует отметить, что специфика деятельности коммерческих банков, как кредитных организаций, заключается в том, что большая часть используемых ими финансовых ресурсов формируется за счёт средств клиентов и других привлечённых средств.

Сбережения населения составляют отдельную группу ресурсов банков. Общая основа оседания денег у населения как сбережений заключается в том, что распоряжаясь своими доходами, граждане могут отсрочить расходование денег на какой-либо промежуток времени. Принадлежащая населению масса стоимости, пока она не превратилась из денежной формы в предметы личного потребления, остается временно в распоряжении банка. Возврат этих средств, предоставляемых населением в качестве кредита государству или банку, происходит по мере того, как граждане используют свои денежные средства на покупку товаров и оплату услуг. Параллельно с использованием денежных сбережений одними гражданами образуются новые сбережения другими. Поэтому общая сумма денежных средств населения, которой могут распоряжаться банки в качестве кредитного ресурса, не только не уменьшаются, но и систематически возрастает.

Следует повторить, что собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении прошлых лет. Структура собственных средств зависит в основном от продолжительности деятельности банка и проводимой банком ресурсной политики.

Глава 2. Методы управления капиталом банка и проблемы повышения его капитализации

2.1. Основные проблемы повышения капитализации банков

Проблемы первичных публичных размещений акций компаний (IPO) на российском фондовом рынке обсуждаются на различных уровнях в течение многих лет. IPO весьма редки на российском фондовом рынке.

IPO на российском рынке важны как новый инвестиционный инструмент для компаний. Крупные публичные размещения, способные обеспе­чить ликвидность вторичных торгов, критически важ­ны для развития российского фондового рынка в це­лом.

Проходящие в настоящее время процессы корпоративных слияний и поглощений еще более усугубляют ситуацию. Из-за стратегической скупки доля ак­ций ряда компаний в свободном обращении стремительно сокращается, что приводит к увеличению воз­можностей манипулирования рынком и сокращению числа потенциальных инвесторов. Рынок уменьшается. Новых размещений акций на рынке как не было, так и нет, и появиться она может только через IPO.

Попытки проанализировать причины отсутствия прогресса в развитии IPO предпринимались неодно­кратно, как в многочисленных публикациях на эту тему, так и в ходе специально организованных «круг­лых столов» и конференций.

Основной этап большинства IPO – пуб­личное размещение акций андеррайтером среди пер­вичных инвесторов - уже относится к вторичному рынку.

Наряду с IPO на рынках осуществляются пуб­личные доразмещения акций, уже представленных на рынке, публичные продажи акций действующими акционерами, а также частные размещения среди ограниченного круга инвесторов.

Признаками IPO является установление рыноч­ной цены и рыночной капитализации частной компа­нии, которых она раньше не имела. В процессе IPO компания меняет статус с частной на публичную. Размещаемые акции могут быть либо выпущены вновь, либо продаваться существующими акционерами.

Процедура IPO завершается после проведения расчетов между эмитентом, андеррайте­ром и первичными инвесторами. Фактически IPO продолжается до тех пор, пока андеррайтер не выполнит всех обязательств перед эмитентом по до­говору андеррайтинга, в том числе по поддержанию цены акций на биржевых торгах.

Основной целью IPO яв­ляется получение бессрочных инвестиций с одновре­менным формированием публичного рынка акций компании и повышением узнаваемости и статуса компании. При этом существующие собственники и высшие менеджеры остаются управляющими.

Размещения на публичном рынке выгодны для компаний. Публичный рынок обычно платит определенную премию к сумме, которую гото­вы заплатить за долю в компании стратегические ин­весторы. Рыночная оценка стоимости акций позволяет ис­пользовать их в качестве инструмента слияний и по­глощений, а также вводить на их основе дополни­тельные формы стимуляции и вознаграждения со­трудников. Примерно треть эмитентов IPO вновь выходит на рынок в течение пяти лет, причем размер повторных размещений возрастает в среднем втрое по отноше­нию к объему IPO.

Вместе с тем публичное размеще­ние налагает на компанию ряд серьезных ограниче­ний. Это и раскрытие значительного массива внутри­корпоративных данных и регулярная публичная отчет­ность вместе с затратами на ее подготовку, и необхо­димость соответствия результатов деятельности ком­пании прогнозам аналитиков. Публичное размещение - это неизбежное сниже­ние доли собственности и доли в будущих доходах действующих акционеров, это - возникновение угро­зы недружественного поглощения, что особенно актуально в России, где юридическая защита от недруже­ственных поглощений не развита. Публичность приводит к существенной зависимости капитализации компании от общей рыночной конъюнктуры, в том числе негативной. Также, публичное размещение требует существенных затрат.

Проведение IPO счи­тается одной из самых сложных операций на финан­совом рынке. Основная проблема состоит в привлече­нии инвесторов к новой компании и определении ее рыночной стоимости, особенно в случае отсутствия аналогичных компаний на рынке.

Следует отметить, что IPO является всего лишь од­ним из источников инвестиций, связанных с акциями, причем не самым крупным. Не соответствует действительности широко распространенное мнение о высокой доходности ин­вестиций в IPO. Активность проведения IPO решающим образом зависит от текущей и прогнозируемой конъюнктуры рынка.

Проблемы, связанные с неразвитостью инфра­структуры, недостатками регулирования, ограничен­ным объемом российского рынка, приводят к тому, что крупные российские компании предпочитают проводить IPO полностью на западных рынках при минимальном присутствии на российском рынке. Эти размещения - фактический уход финансово­го рынка за рубеж.

Венчурное инвестирование в перспективные компании с выходом из бизнеса через IPO, которое широко распространено на развитых рынках, в России пока не получило заметного развития.

Не менее серьезная проблема для всех участни­ков IPO – невозможность одновременного проведения первичного размещения акций и начала вторичных торгов на бирже. Сегодня первичные инвесторы вынуждены иметь неликвидный капитал в течении 2 - 3,5 месяцев, не имея возможности продать на рынке купленные при IPO акции. Возникают чрезмерные курсовые риски, и только стратегические инвесторы могут позволить себе подобные операции. При регистрации отчета об итогах андеррайтер гарантирует бирже выполнение усло­вий листинга для выпуска акций, размещаемых при IPO, также по числу акционеров и числу бумаг в свободном обращении. Необходимость регистрации отчета об итогах размещения в России пока не отменены. Цель одна – разрешить вторичные торги практически одновременно с первичным раз­мещением. Этого можно добиться отменой регистрации отчета об итогах выпуска или замена ее на уведомление, так как для рынка и инвесторов важно общее финансовое состояние компании, а не факт оплаты номиналь­ной стоимости акций. Удостоверение факта оплаты уставного капитала можно переложить на андеррайтеров и биржи.

Самым важным при проведении IPO является то, как определяется цена размещения и как реально рас­пределяются акции среди первичных инвесторов. Это на развитых рынках является весьма закрытой темой. Если процесс подготовки к IPO де­тально расписан во множестве регулирующих доку­ментов и методик, то описание самого процесса раз­мещения обычно выражается одной строкой. Причин подобной закрытости может быть несколько:

- операции по первичному размещению фи­нансово весьма привлекательны для андеррайтеров, и им нет смысла делиться эксклюзивным опытом;

-при размещении сталкиваются про­тиворечивые интересы, распределение акций не явля­ется полностью справедливым, и информация об этом не раскрывается.

Ведущие ин­вестиционные банки никогда не раскрывают подроб­ностей и механизмов первичного размещения, то есть, как устанавливается цена размещения и в пользу каких инвесторов размещаются акции. Требования участников IPO весь­ма разнородны и противоречивы. Эмитент акций за­интересован в том, чтобы все акции были гарантиро­ванно размещены. Цена акции на вторичных торгах не должна снижаться по отношению к цене размещения, в противном случае компанию могут ждать иски инве­сторов, а также большие трудности при последующих выходах на рынок.

Спекулятивные первичные инвесторы, продающие свои акции в первые часы и дни вторич­ных торгов и во многом обеспечивающие начальную ликвидность, заинтересованы в значительном превыше­нии цены открытия на вторичных торгах над ценой размещения IPO. Андеррайтеры заинтересованы в значи­тельном росте цены на вторичных торгах - это основ­ной критерий успеха IPO и андер­райтера, для которого важна высо­кая ликвидность вторичных торгов, позволяющая ми­нимизировать затраты на выполнение им своих обяза­тельств перед эмитентом. Для удовлетворения разнородных требова­ний жесткие схемы размещений не подходят. В боль­шинстве стран эмитенты при IPO могут свободно вы­бирать между тремя основными видами размещений:

-по фиксированной цене;

-путем формирования книги заявок;

-через аукцион.

Общим для всех типов размещений является единая цена разме­щения, обеспечивающая равенство всех инвесторов. Обычно на рынке преобладает какой-либо один способ размещения.

Биржевые системы, яв­ляющиеся сосредоточием рыночной ликвидности, практически не используются на большинстве рынков при сборе заявок и проведении первичных размеще­ний, так как:

во-первых, это требования законодательства. В ряде стран на биржах могут со­вершаться сделки только с уже размешенными цен­ными бумагами.

во-вторых, может быть исторически сло­жившееся на развитых рынках разделение функций, при котором первичным размещением занимаются инвестиционные банки, вторичным обращением биржи.

Не последним фактором являются затраты, то есть плата за допуск к размещению на бирже, а также комиссион­ные, которые андеррайтеры и подписчики должны платить при размещении акций через биржу. На биржах может функционировать отдельный сектор, предос­тавляющий услуги на основе гибких технологий.

Процесс размеще­ния ценных бумаг, в том числе при IPO, как показы­вает международный опыт, требует отдельного регу­лирования. Главной целью регули­рования является запрет на действия, которые могут ис­кусственно повлиять на соотношение спроса и пред­ложения при размещении.

Российское законодательство по ценным бумагам практически не регулирует процедуры пуб­личных размещений. Не определен статус андеррай­тера, его права и обязанности. Не разрешена стандартная операция андеррайтера, как выкуп акций у эмитента и размещение их среди инвесторов. В действующих нормативных документах не оп­ределены возможные процедуры размещения по от­крытой подписке, правила аукционных размещений, не определена технология размещения путем состав­ления книги заявок. Также надо учитывать, что технологии раз­мещений должны оставаться гибкими, и излишняя зарегулированность им только повредит.

Фондовые биржи, не проводя первичных размещений, непо­средственным образом вовлечены в процесс проведе­ния IPO. Включение в биржевой листинг является необходимым условием начала IPO. Главный принцип IPO на развитых рынках - «хо­чешь получить капитал на публичном рынке, выполни условия биржевого листинга». Для успешного завершения IPO критически важ­ным является формирование ликвидного вторичного биржевого рынка размещенных акций. Большинство инвесторов готовы приобретать акции через IPO только при наличии возможности их свободной реа­лизации на открытом рынке сразу после размещения. Ликвидный рынок сокращает затраты андеррайте­ров на проведение «стабилизации». В особых случаях неэффективный вторичный рынок может привести к неудаче или даже отмене IРО.

Вторичный рынок позволяет выявить реальный рыночный интерес к акциям, размещенных в ходе IPO. Процедура биржевого листинга играет опреде­ляющую роль в достижении публичности размещения акций при IPO и ликвидности вторичных торгов. Главное условие листинга, обеспечи­вающее публичность и ликвидность рынка акций компании, — это наличие большого количества акционеров, обладающих существенными пакетами акций. Широкое публич­ное владение акциями обеспечивает их пригодность к тор­гам на бирже.

Дополнительной мерой обеспечения ликвидности акций компании являются требования листинга к объ­ему акций, находящихся в свободном. Но они не имеют шансов попасть в состав ведущих фон­довых индексов.

Нестабильная ситуация в экономике, низкая до­ходность вложений в банковский бизнес, а иногда и отсутствие дивидендов не способствуют расширению участия юридических лиц в уставном капитале банков – многие инвесторы предпочитают вкладывать средства в более прибыльный бизнес.

Недостаток денежных средств для финансирования текущей деятельности и инвестиций являлся основ­ной причиной низкой инвестиционной активности. Процесс смены собственников коммерческих банков протекает с определенными издержками, связанными со сменой политики банка, команды профессионалов и возрастанием риска ее подчинения субъективным интересам новых собст­венников. На региональном уровне процесс смены команды наиболее ощутим, так как при большом количестве молодых кадров достаточно трудно подоб­рать специалистов высокого уровня, особенно высше­го руководящего звена. Некоторые собственники планируют получать только высокие прибыли, не понимая, что для дости­жения своих целей пользуются в большей степени чужими ресурсами. Низкий уровень капитала региональных банков дает возможность крупным банкам, в основном сто­личным, усиливать свое влияние в регионах. В итоге региональные банки, теряя крупных заемщиков, вытесняются в более затратное рискован­ное кредитование среднего и малого бизнеса. При этом эти процессы со стороны филиалов сопровождаются требованием к клиенту о переводе части или всех его денежных потоков по месту полу­чения кредита, что ведет к сокращению ресурсной базы у региональных банков.

Существенное влияние на региональные банки оказывает и то, что операционные расходы их в ос­новном намного выше, чем аналогичные расходы фи­лиалов, что при сокращающейся марже за счет конку­ренции процентных ставок ведет к падению их рента­бельности относительно филиалов инорегиональных банков.

Существуют некоторые препятствия для капитализации банков. В виде ограничений по наращива­нию источников собственных средств для коммерческих банков, созданных в форме обществ с ограни­ченной ответственностью, так как размер дополни­тельного капитала, то есть капитал 2-го уровня, не может превышать размер источников основного капитала, капитала 1-го уровня. Данная особенность расчета собственных средств, с точки зрения надзора, являет­ся достаточно правильной и позволяет капиталу выполнять регулирующую функцию, стиму­лируя банки к увеличению капитала за счет внесения дополнительных инвестиций. Некоторым сдерживающим фактором роста собственного капитала банков остается необходимость формировать резервы под активные операции. При этом основная часть этих резервов проводится коммерческими банками только обо­ротами - формирование резервов при размещении средств в активные операции и восстановление резер­вов на доходы при возврате средств банку. Основная причина формирования резервов – это финансовое со­стояние предприятий-заемщиков.

Региональные банки могут соста­вить реальную конкуренцию крупным банкам, так как они нашли свою рыночную нишу. Этому способству­ет наметившаяся специализация небольших регио­нальных банков на обслуживании среднего и малого регионального бизнеса, местных органов власти, раз­личных субъектов местной промышленности, кото­рому практически не уделяют внимания крупные коммерческие банки, занимаясь финансированием солидных корпоративных клиентов.

В деятельности коммерческих банков положительные тенденции развития на­блюдаются именно у малых и средних. При­рост основных параметров опережает аналогичные пока­затели крупных банков. Повышается и функциональная роль средних и малых банков в экономике, их бизнес стал больше ориентироваться на реальный сектор. Учи­тывая незначительную капитализацию региональных банков, одним из приоритетных направлений их развития становится кредитование малого бизнеса, но оно по многим причинам связано с достаточно высокими рисками. Поэтому проблема повышения капитализации региональных банков при росте конкуренции на банковском рынке становится для них необхо­димым условием выживания. Те банки, которые не нашли своей ниши, испытывают трудности с поддер­жанием ликвидности и формированием ресурсной базы в скором будущем могут оказаться перед не­легким выбором: преобразование в небанковские кре­дитные организации, поглощение крупными банками или же ликвидация.

Нестабильная ситуация в экономике, низкая до­ходность вложений в банковский бизнес, а иногда и отсутствие дивидендов не способствуют расширению участия юридических лиц в уставном капитале банков – многие инвесторы предпочитают вкладывать средства в более прибыльный бизнес. Некоторым сдерживающим фактором роста собственного капитала банков остается необходимость формировать резервы под активные операции.

Решение упомянутых проблем являются лишь необходимым условием развития рынка российских IPO. Но для его роста не менее важны и благоприятный инвестиционный климат, и решение проблем защиты прав собственности, и совершенст­вование учетно-расчетной инфраструктуры россий­ского фондового рынка, и многое другое.

2.2. Методы использования внутренних источников пополнения капитала банка

Управление капиталом означает прогнозирование его величины с учетом роста объема балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком, соблюдения установленных нормативными актами пропорций между различными элементами капитала с целью достижения установленных банком параметров. Изменения в области нормативного регулирования и в состоянии финансовых рынков не позволяют банкам оценить результативность принимаемых управленческих решений. В большинстве коммерческих банках России работа по управлению капиталом ограничевается выполнением требований надзорных органов. Значительный опыт управления капиталом накоплен мировой банковской практикой, но используемые приемы и методы приспособлены к условиям развитой банковской системы и не могут быть перенесены на российские банки.

Усиливающееся давление на банки по поводу увеличения ими собственного капитала порождает необходимость в долгосрочном планировании объемов и источников роста капитала. В банковской практике известно множество способов планирования капитала, но все они включают только основные этапы, такие как:

- разработка общего финансового плана;

- определение величины капитала, необходимого банку с учетом его целей, предполагаемых новых услуг, условий государственного регулирования;

- определение величины капитала, который можно привлечь за счет внутренних источников;

- оценка и выбор наиболее подходящего к потребностям и целям банка источников капитала.

Планирование собственного капитала должно осуществляться на основе общего финансового плана. Планированию капитала предшествуют разработки по определению темпов роста активных операций банка и их структуре. На следующем этапе определяются необходимые источники финансирования активных операций, прогнозируется размер и источники привлеченных средств, оценивается состав активов по степени риска, исходя из стратегии банка. Эти данные являются необходимой исходной базой для составления плана доходов банка с учетом различных сценариев движения процентных ставок и прогнозируемого уровня непроцентных доходов и затрат. На основе прогноза выплаты дивидендов определяется вероятный размер внутренне генерируемого капитала. Исходя из планируемого роста активов, рассчитывается необходимая величина капитала, привлекаемого за счет внешних источников.

Источники прироста собственного капитала делятся на внутренние и внешние. Соотношение между этими источниками нередко определяется размером банка и его стратегией. Крупные банки, имеющие доступ к национальным и международным финансовым рынкам, имеют возможность выпускать обыкновенные, привилегированные акции или облигации для поддержания непрерывного роста своей деятельности. У небольших банков такие возможности ограничены. Они не могут привлечь инвесторов из-за отсутствия соответствующей репутации, более низкого уровня платежеспособности. Кроме того, небольшие по размеру выпуски ценных бумаг плохо реализуются на открытом рынке, их размещение связано с большими издержками и рисками. Поэтому небольшим банкам больше приходится полагаться на внутренние источники наращивания собственного капитала, таким как накопление прибыли.

Основным источником собственного капитала для банка является накопление прибыли в виде различных фондов или в нераспределенном виде. Это самый легкий и наименее дорогостоящий метод пополнения капитала, особенно для банков, деятельность которых характеризуется высокой нормой прибыли. Кроме того, привлечение капитала за счет внутренних источников не несет в себе угрозы потери контроля над банком существующими акционерами и снижения доходности их акций.

Реинвестирование прибыли - самая приемлемая и сравнительно дешевая форма финансирования банка, который стремится расширить свою деятельность. Такой подход к наращиванию капитальной базы не расширяет круг владельцев, а разрешает сохранить существующую систему контроля за деятельностью банка и избегнуть снижения доходности акций вследствие увеличения их количества в обращении.

Чистая прибыль, которая осталась в распоряжении банка после выплаты налогов, может быть направлена на исполнение двух основных задач:

- обеспечение определенного уровня дивидендных выплат акционерам;

- достаточное финансирование деятельности банка.

Помимо накопления прибыли можно выделить дивидендную политику банка. Дивидендная политика банка взыскивает значительное влияние на возможности расширения капитальной базы за счет внутренних источников. Величина прибыли, остающейся в распоряжении банка, имеет первостепенное значение для управления капиталом банка. Низкий уровень прибыли ведет к медленному росту внутренних источников капитала, повышая риск банкротства и сдерживая рост активов и соответственно доходов. Высокая доля прибыли, направляемая на прирост капитала, приводит к снижению выплачиваемых дивидендов. Соответственно, высокие дивиденды ведут к росту курсовой стоимости акций банка, что облегчает наращивание капитала за счет внешних источников. Дивиденды в этом случае выполняют двойную функцию:

- увеличивают доходы имеющихся акционеров;

- облегчают наращивание капитала путем дополнительного выпуска акций.

В общем существует пять основных типов дивидендной политики:

- выплата дивидендов по остаточному принципу;

- выплата дивидендов постоянного размера;

- выплата устойчиво растущих дивидендов (с коэффициентом роста);

- выплата дивидендов как постоянной доли чистой прибыли;

- выплата постоянной и переменной части дивиденда — регулярное распределение небольших дивидендов с возможностью дополнительных выплат в прибыльные периоды.

Дивидендная политика, основанная на остаточном принципе, когда на выплаты акционерам идет часть чистой прибыли, оставшаяся после удержания средств на внутреннее финансирование, характеризуется для инвесторов повышенным риском по сравнению с дивидендными политиками с более прогнозируемыми потоками дивидендов. Причина - невозможность на много лет вперед оценить объем вложений в будущие инвестиционные проекты и спрогнозировать остаток прибыли для выплат. Также, компания, устанавливая размер дивидендов как фиксированный процент от прибыли или иным способом, позволяющим инвесторам легче ориентироваться в расчетах будущих потоков доходов, увеличивает риски для себя. Так как, выполнив обязательства перед акционерами, организация может столкнуться с нехваткой средств на инвестиционные цели. Поэтому менеджменту приходится искать точку равновесия между интересами инвесторов и потребностями организации, стремясь к установлению гибкой дивидендной политики.

Большое внимание следует уделять построению доверительных отношений с акционерами, что предполагает максимальное раскрытие информации. С приближением даты объявления о выплате дивидендов следует заранее сориентировать инвесторов на тот или иной их размер, обосновывая свое решение вескими причинами.

О важности существования четко прописанной дивидендной политики для репутации организации в глазах акционеров и потенциальных инвесторов первыми в России стали задумываться крупнейшие предприятия. Ведь именно они являются основными проводниками западного опыта корпоративного управления в отечественную бизнес-среду. Грамотная дивидендная политика и максимальная информированность акционеров - важнейшие факторы инвестиционной привлекательности организации и залог ее будущего развития.

Дивидендная политика во многом зависит от структуры и концентрации акционерного капитала. Большинство российских банков отличается молодостью и нуждается в инвестиционных ресурсах на развитие. Поэтому, основной принцип их дивидендной политики - приоритет капитализации прибыли над ее распределением среди акционеров.

Оптимальной дивидендной политикой будет считаться та, которая максимизирует рыночную стоимость инвестиций акционеров. Банк сможет привлекать новых акционеров и сохранять старых, если доходность акционерного капитала, хотя бы, равна доходности инвестиций в другие сферы бизнеса с той же степенью риска. В условиях нынешнего рынка важной задачей для банков является выработка стабильной дивидендной политики, когда доля дивидендов поддерживается на относительно постоянном уровне.

Высокий уровень дивидендных выплат привлекает акционеров, но замедляет процесс накопления капитала. Это сдерживает рост объема активных операций, которые генерируют доходы банка, и повышает общий уровень риска. Снижение надежности банка также может стать причиной отлива капитала через продажу акционерами своих акций, которые становятся весьма рискованными. Дивидендная политика влияет не только на внутренние источники пополнения капитала, но и на внешние, так как возможности дополнительного привлечения капитала большой мерой определяются размером дивидендов.

Оптимальной дивидендной политикой считается такая, которая максимизирует рыночную стоимость акций банка. Доходность акций банка должны быть не ниже доходности других видов инвестиций с таким самым уровнем риска. В развитых странах средний уровень доходности банковских акций составляет 14-17 %.

Одним из важных факторов влияния на возможности банка привлекать капитал в будущем - это стабильность дивидендной политики. Для поддержания постоянного уровня дивидендных выплат банки в последнее время все более большую часть своих прибылей направляют именно на выплату дивидендов за акциями. Это связано как с повышением требований со стороны акционеров, так и с тенденцией общего снижения доходности банковской деятельности. Такое положение побуждает менеджеров банков к поиску внешних источников пополнения капитала.

Недостатком такого способа является то, что прибыль, направляемая на прирост капитала, облагается федеральными налогами. Значительное влияние на прибыль оказывают изменения экономических условий, процентных ставок, валютного курса и так далее, то есть изменения, которыми банк не имеет возможности прямо управлять. Также, прибыль банка является результатом его кредитной, инвестиционной, финансовой и дивидендной политики, поэтому итоги деятельности могут привести как к увеличению собственного капитала, так и к его сокращению вследствие убытков.

Прирост стоимости имущества за счет переоценки собственных зданий и оборудования является существенным источником капитала для банков, имеющих вложения в недвижимость с повышающейся ценой. Этот источник не является достаточно надежным, поскольку стоимость материальных активов подвержена значительным колебаниям особенно в условиях нестабильной экономики.

Задача менеджмента состоит в определении оптимального соотношения между величиной прибыли, которая направляется на пополнение капитала, и размером дивидендных выплат акционерам банка. Низкий уровень дивидендов приводит к снижению рыночной стоимости акций банка и побуждает владельцев к их продаже, которая означает отлив акционерного капитала из банка. Такая дивидендная политика не делает авансы потенциальных акционеров и может создать проблемы во время привлечения капитала в будущему, поскольку акции с низкими дивидендами не будут иметь спроса на рынке.

Преимуществами метода внутренних источников пополнения капитала являются:

- независимость от конъюнктуры рынка;

- нет расходов на привлечение капитала извне;

- простота применения, поскольку средства просто переводятся с одного бухгалтерского счета на другого;

- нет угрозы потери контроля над банком со стороны акционеров.

Недостатками метода внутренних источников пополнения капитала являются:

- полное налогообложение, поскольку на пополнение капитала направляется чистая прибыль после выплаты всех налогов;

- возникновение проблемы уменьшения дивидендов;

- медленное наращивание капитала.

Банки, растущие быстрее, чем это позволяет норма внутреннего роста капитала, должны привлекать дополнительный капитал из внешних источников.

3.3. Методы использования внешних источников пополнения капитала банка

Внешними источниками прироста собственного капитала банка являются:

- продажа обыкновенных и привилегированных акций;

- эмиссия капитальных долговых обязательств;

- продажа активов и аренда нескольких видов основных фондов, в частности принадлежащих банку зданий.

Выбор одного из указанных способов зависит от того, какой эффект это будет иметь по отношению к доходам акционеров, который обычно измеряется прибылью на одну акцию. Другими важными факторами, которые должны быть учтены, являются:

- относительные издержки, связанные с каждым источником капитальных средств;

- влияние на собственность и контроль за деятельностью банка существующих и потенциальных акционеров;

- относительный риск, связанный с каждым источником капитала;

- общая подверженность банка риску, выражаемая такими показателями, соотношение совокупного объема выданных кредитов и активов банка, либо депозитов, либо капитала банка;

- сила и слабость рынков капитала, на которых может осуществляться привлечение новых капитальных средств;

- регулирующие нормативные акты, касающиеся объема, и структуры собственного капитала.

Выпуск и продажа обыкновенных и привилегированных акций относятся к особо дорогим способам из-за высоких издержек по подготовке новой эмиссий и размещению акций. Также, возникает риск, связанный с доходами акционеров по сравнению с держателями долговых обязательств. В отечественной практике дополнительный выпуск акций ведет к росту сразу трех элементов собственного капитала банка:

- уставного капитала;

- эмиссионного дохода;

- резервного каптала, минимальный размер которого зависит от величины уставного капитала.

Количество акций, которыми владеет акционер, характеризует его вклад в уставный капитал и показывает его долю в имуществе фирмы. Уставный капитал АО поделен на определенное число акций.

Обыкновенные акции дают право:

- голоса в управлении АО через голосование на собраниях акционеров;

- на получение дивиденда;

- на получение части имущества АО при его ликвидации, но после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций.

Привилегированные акции дают право:

- на приоритетное получение дохода по сравнению с владельцами обыкновенных акций;

- на получение дивиденда;

- на долю в уставном капитале;

- на долю имущества пропорционально имеющимся у них акциям.

Привилегированные акции не дают право голоса в управлении предприятием.

Использование данного источника капитала несет в себе угрозу размывания существующей структуры акционерного капитала, контрольных пакетов акций. Во многом стремление сохранить контроль над банком побуждает акционеров налагать запрет на новые выпуски акций. Так как владельцы привилегированных акций имеют первичное право на прибыль банка по отношению к держателям обыкновенных акций, дивидендные выплаты последним могут снизится после выпуска привилегированных акций. Но по сравнению с долговыми обязательствами они обладают большей гибкостью, так как выплата дивидендов по ним не всегда является обязательной.

В западной практике для роста капитала банки широко используют выпуск облигаций или получение кредита на срок более 5 лет при соблюдении заранее оговоренного порядка их погашения в случае банкротства банка. Такие долговые обязательства погашаются после удовлетворения претензий всех кредиторов, но ранее выпуска собственных акций и получили название субординированных. Главное и основное данного источника наращивания капитала заключается в том, что процентные выплаты по субсидированному долгу исключаются из налогооблагаемого дохода. Если заемные средства приносят доход, превышающий процентные выплаты по ним, то выпуск субсидированных обязательств способен повысить прибыль на одну акцию. Так как по истечении срока субсидированные обязательства необходимо погашать, растущие банки часто прибегают к рефинансированию субсидированного долга, то есть осуществляют погашение облигаций, по которым истек срок займа, за счет средств от нового выпуска облигаций. Это позволяет банку, испытывающему потребность в финансировании своего роста, иметь долговые обязательства в качестве постоянного элемента капитала.

Катализатором увеличения объема эмиссий на развивающихся рынках есть принятие во многих странах регулятивных требований, которые, согласно рекомендациям Базельского комитета, позволяют рассматривать выпуски гибридных инструментов и субординированных долговых обязательств как регулятивный капитал. Другим моментом, который может повлечь за собой рост эмиссий в будущем, является внедрение стандартов Базель II, которые могут оказать давление на показатели капитализации из-за более высоких требований по коммерческому кредитованию, государственным долговым обязательствам в иностранной валюте и операционному риску.

Основным фактором, определяющим предложение капитальных ценных бумаг банков с развивающихся рынков, является высокий органический рост банков, поскольку расширение деятельности опережает внутреннее генерирование капитала. Рейтинги капитальных ценных бумаг отражают степень их субординированности и вероятность отсрочки выплат по бумагам, которая зависит как от структуры эмиссии, так и от самостоятельной финансовой устойчивости банка.

Обмен акций на долговые ценные бумаги производится в том случае, если банк в составе дополнительного капитала имеет субординированные облигации. На балансе коммерческих банков эти облигации учитываются по эмиссионной стоимости. Для погашения этих долговых обязательств банк должен накапливать фонд погашения.

Привлечение средств на условиях субординированного долга имеет для банков некоторые преимущества по сравнению с другими способами увеличения их собственного капитала. Во-первых, выплата процентов по субординированного долга осуществляется за счет увеличения валовых расходов. Во-вторых, долговые обязательства не предоставляют их владельцам права на управление банком. В-третьих, механизм привлечения средств на условиях субординированного долга проще, чем тот, который применяется, в частности, при эмиссии акций. В-четвертых, приобретение акций возможно только за счет собственных средств акционеров. В условиях экономической нестабильности, значительной инфляции, спада производства, убыточности значительного количества предпринимательских структур довольно трудно банкам разместить акции на приемлемых условиях. Более приемлемым является привлечение средств на условиях субординированного долга.

Для поддержания своей деятельности банки иногда продают имеющееся у них здание и берут затем его в аренду у новых владельцев. Это обеспечивает дополнительный приток денежных средств, а также существенную добавку к собственному капиталу, что усиливает капитальную позицию банка. В последние годы банки стали широко использовать бонусную эмиссию. При росте рыночной стоимости каких-либо активов банка по сравнению с их балансовой стоимостью банку невыгодно продавать такие активы. Для покрытия разницы между балансовой и рыночной стоимостью создаются резервы для переоценки собственности, эти резервы капитализируются в виде бесплатного размещения акций между акционерами банка, что составляет бонусную эмиссию. Новые акции увеличивают акционерный капитал, но не распыляют собственность банка и не уменьшают стоимость выпущенных до этого акций.

Выбор способа привлечения внешнего капитала должен производиться на основе тщательного финансового анализа имеющихся альтернатив и их потенциального влияния, прежде всего на доходы акционеров.

Банки, имеющие доступ к источникам внешнего капитала, обладают большей свободой в выборе стратегий роста и использования благоприятной конъюнктуры финансового рынка. В России в условиях потери доверия к банковской системе конъюнктура финансового рынка резко ухудшилась. Это отрицательно сказывается на возможностях привлечения дополнительного капитала банками путем выпуска ценных бумаг.

Заключение

Для нормального функционирования банка большое внимание уделяется величине собственного и привлеченного капитала, рискам и его активам.

Собственный капитал коммерческого банка составляет основу его деятельности и является важным источником финансовых ресурсов. Он призван поддерживать доверие клиентов к банку и убеждать кредиторов в его финансовой устойчивости. Капитал должен быть достаточно велик для обеспечения уверенности заемщиков в том, что банк способен удовлетворять их потребности в кредитах и при неблагоприятно складывающихся условиях экономического развития народного хозяйства. Это обусловило усиленное внимание государственных и международных органов к величине и структуре собственного капитала банка, а показатель достаточности капитала банка был отнесен к числу важнейших при оценке надежности банка. Вместе с тем собственный капитал имеет первостепенное значение для обеспечения устойчивости банка и эффективности его работы. Сдерживающим фактором его роста остается необходимость формировать резервы под активные операции.

Уровень необходимого капитала должен определяться в зависимости от ожидаемых финансовых потерь, определение которых затрудняется из-за отсутствия статистики и беспрецедентности переживаемого кризиса.

Следует отметить, что в деятельности кредитных организаций положительные тенденции развития наблюдаются именно у малых и средних банков. Прирост основных параметров (уставный капитал, собственные средства, активы) опережает аналогичные показатели крупных банков. Повышается и функциональная роль средних и малых банков в экономике, их бизнес стал больше ориентироваться на реальный сектор. Учитывая незначительную капитализацию региональных банков, одним из приоритетных направлений их развития становится кредитование малого бизнеса.

Еще одним путем повешения капитала банка является IPO. Но на сегодняшний день он плохо развит. При размещении акций на российском фондовом рынке, его рост не менее важен. Для этого необходимы благоприятный инвестиционный климат, решение проблем защиты прав собственности, совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры российского фондового рынка и многое другое.

Усиливающие внимание на увеличение капитала ведет к планированию. Планирование собственного капитала должно осуществляться на основе общего финансового плана. Определяются темпы роста активных операций, источники их финансирования, прогнозируемый размер и состав активов по степени риска. Исходя из этого рассчитывается необходимая величина капитала, привлекаемая за счет внешних источников. Источниками собственного капитала для банка является накопление прибыли, дивидендная политика, прирост стоимости имущества за счет переоценки собственных зданий и оборудования.

Внешние источники пополнения капитала банка независимы от конъюнктуры рынка, у них нет расходов на привлечение капитала извне, нет угрозы потери контроля над банком со стороны акционеров. Но они подлежат полному налогообложению, возникают проблемы уменьшения дивидендов, идет медленное наращение капитала.

Банки, растущие быстрее, чем это позволяет норма внутреннего роста капитала, должны привлекать дополнительный капитал из внешних источников. Это продажа обыкновенных и привилегированных акций, эмиссия капитальных долговых обязательств, продажа активов и аренда основных фондов.

Выбор способа привлечения внешнего капитала должен производиться на основе финансового анализа имеющихся альтернатив и их потенциального влияния.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г.

2. Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» от 10 июля 2002 г.

3. Инструкция ЦБ № 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» от 22 июля 2002 г.

4. Положение ЦБ РФ № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитной организации» от 10 февраля 2003 г.

5. Авагян Г.Л. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Учебное пособие для ВУЗов / Г.Л. Авагян, Ю.Г. Вешкин. – С.: Магистр, 2008.

6. Белоглазова Г.Н. Банковское дело: Учебник для вузов. 2-е изд. / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2008.

7. Букато В.И. Банки и банковские операции в России / В.И. Букато, Ю.В. Головин, Ю.И. Львов / под ред. М.Х. Лапидуса. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2009.

8. Виноградова Т.Н. Банковские операции. Учебное пособие / Т.Н. Виноградова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2008.

9. Геддес Р. IPO и последующие размещения акций / Росс Геддес. – М.: Олимп-Бизнес, 2008.

10. Ермаков С.Л. Основы организации деятельности коммерческого банка / С.Л. Ермакова, Ю.Н. Юденко. – М.: КНОРУС, 2009.

11. Коробова Г.Г. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2007.

12. Никонова И.А. Стратегия и стоимость коммерческого банка / И.А. Никонова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

13. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка / Г.С. Панова. – М.: ИКЦ «ДИС», 2007.

14. Петрова В.И. Комплексный анализ финансовой деятельности банка / В.И. Петрова, А.Ю. Петрова. – М.: Финансы и статистика, 2007.

15. Семенюта О.Г. Основы банковского дела в РФ / О.Г. Семенюта. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

16. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам) / Г.Н. Щербакова. – М.: Вершина, 2007.

17. www.banki.ru – Информационный портал Banki.ru.