Реферат: Антикризисное управление. Лекции

Название: Антикризисное управление. Лекции
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Краткий курс лекций по дисциплине «Антикризисное управление»

Тема 1. Особенности и виды экономических кризисов. Причины их возникновения и разновидности

Противоречие между производством и потреблением - главная, но не единственная причина экономических кризисов. Истоками экономических кризисов являются комплексы противоречий, ко­торые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития. Многие противоречия и их обострение можно предвидеть, но не всегда можно полностью их устранить. Из­менение потребностей и интересов человека, а следовательно, и спроса на те или иные виды продукции, естественно и закономер­но.

Точки зрения о причинах экономических кризисов весьма про­тиворечивы. Воздействие одних и тех же факторов на цикличность (особенность) экономического развития в разные периоды и на разных этапах раз­лично, и проявление их в отдельных государствах имеет отличитель­ные особенности.

Регулярные (циклические), или периодические кризисы повторя­ются с определенной закономерностью, охватывают все сферы эко­номики, достигая большой глубины и продолжительности. Регуляр­ные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и под­готавливает базу для последующего кризиса.

К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежу­точные, частичные, отраслевые и структурные.

Промежуточный кризис отличается от регулярного тем, что он не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время фазу подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924 и 1927 гг., а в 1953-1954 и 1960-1961 гг. - только в США и Канаде.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства (например, банковский кризис в Германии 1932 г.).

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальные и международные (например, кризис мирового судоходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышленности в 1977 г.).

Структурный кризис является нарушением общего объективно­го экономического закона пропорционального развития отраслей и сфер общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важ­нейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой стороны (например, энер­гетический, сырьевой и продовольственный кризисы на Западе, парализовавшие развитие экономики в 70-е гг.).

Перед наступлением очередного периодического кризиса про­изводство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже на­чинается перепроизводство. Но возможности сбыта пока еще ка­жутся радужными, и банки продолжают кредитовать промышлен­ность и торговлю, способствуя тем самым расширению производства и увеличению предложения.

Тема 2. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного правления

Опасность кризиса существует всегда, управление социально-экономической системой должно быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление – это управление в котором поставлено предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Всю совокупность проблем антикризисного управления можно представить четырьмя группами:

- первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса.

- Вторая группа связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. В процессах их решения формулируется миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации.

- Третья группа проблем включает проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии.

- Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

Суть антикризисного управления выражается в следующих по­ложениях:

а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

в) к кризисам можно и необходимо готовиться;

г) кризисы можно смягчать;

д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе­циальных знаний, опыта и искусства;

е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны, и управление ими также может быть различ­ным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управле­ния (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

- мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок («семь раз отмерь...»), осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализ­му и пр.;

- установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологи­ческую стабильность деятельности;

- интеграции по ценностям профессионализма и компетентнос­ти;

- инициативности в решении проблем и поиску наилучших вари­антов развития;

- корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управ­ления, который надо понимать не только как характеристику дея­тельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характери­зоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, ан­тибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганиза­цией, принятием ответственности.

Тема 3. Государственное регулирование кризисных ситуаций

В управлении социально-экономическими процессами учитывается неопределенность результатов хозяйственных решений, а также риска. Использование концепции риска предполагает предвидение возможных критических ситуаций, оценку потерь для населения с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения.

В разработке и реализации такой концепции заинтересовано и само государство. Управленческие функции государство реализует в нескольких сферах.

1. это предприятия федерального подчинения

2. это предприятия с государственной долей участия в уставном капитале

3. государство обладает недвижимым имуществом

4. с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения.

5. государство регулирует отношения собственности в регионах

Виды государственного регулирования:

1. Нормативно-законодательная деятельность

В условиях кризиса особое значение приобретает государствен­ное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства обусловлено объективной необходимо­стью поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, получения потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей факторов. Поэтому государство ужес­точает режим контроля за соблюдением законов и нормативных ак­тов, связанных, например, с производством и реализацией алкоголь­ных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной элект­робытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, раз­витие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого ар­сенала законодательных и административно-правовых мер, поли­тики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологи­ческих правил.

Анализ итогов, проведенных реформ показывает, что выход из кризиса и успешное развитие экономики невозможно без ее всесто­ронней гуманизации, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. За­кон, нормативно-правовая деятельность государства должны мак­симально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением -служить удовлетворению потребностей людей.

2. Финансовое регулирование можно представить как управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоря­жении домохозяйства, предприятия или государства, а также источ­никами доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. Бюджетная политика определяется рядом специфических фак­торов, и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Выйти из финансового кризиса можно путем десоциализации финансовой политики.

3. Регулирование в сфере производства сводится к активной промышленной политике, которую зачастую понимают как набор инструментов и механизмов ее реализации, т.е. как систему государственных закупок, прямого государственного кредитования, налоговых режимов и т.п.

4. Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массирован­ным и неэффективным размещением труда и капитала, резким па­дением объемов производства в государственном секторе экономи­ки. В результате расходы на соци­альные цели государство снижает тогда, когда потребность в соци­альной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позво­ляет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой дея­тельности главным является предотвращение абсолютной беднос­ти. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов — обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Тема 4. Банкротство предприятий их диагностика и санация

Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства

1. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Процедуры банкротства

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

2. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение.

Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства.

Процедуры банкротства кредитных учреждений.

1. По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений:

– о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;

– об отказе в признании кредитной организации банкротом.

2. В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

3. Конкурсный управляющий в течение десяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Диагностика - определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т.п.) посредством реализации комплекса исследовательских проце­дур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика — представляет собой одноразовый акт, а процесс, который осуще­ствляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диаг­ностика — это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состо­яния процессов управления.

Цель диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого иссле­дования и на перспективу, после чего можно откорректировать эф­фективную экономическую (политическую, социальную) полити­ку, стратегию и тактику.

Задачи диагностики — определение мер, направленных на ко­ординацию работы всех составляющих элементов системы. Профес­сиональное управление на любом уровне невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. Задачи диагнос­тики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа.

Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;

3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации , каждая из которых имеет ряд форм.

1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

– погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;

– погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;

– перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

– выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Тема 5. Управление рисками

В менеджменте понятие «риск» прежде всего связывается с ха­рактером и сложностью проблем, условиями принятия управлен­ческих решений и прогнозированием результата. Управленческий риск следует рассматривать как характеристику управленческой де­ятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени нео­пределенности, вследствие недостаточности информации, при вы­боре менеджером альтернативного решения, критерий эффектив­ности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации.

Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. В кризисных ситуациях возникает мно­жество рисков, разнообразных по содержанию, источнику проявле­ния, величине вероятности и размеру возможных потерь и негатив­ных последствий для данного бизнеса, а иногда и экономики в це­лом. Все это обусловливает потребность создания системы управления риском с привлечением квалифицированных «рисковых менедже­ров» — специалистов по управлению в рисковых ситуациях. Управле­ние риском наиболее наглядно можно рассмотреть на методологи­ческой основе процесса выработки и реализации рисковых управлен­ческих решений. Рисковыми, являются решения, принимаемые в условиях неопределенности, если известна вероят­ность достижения результата.

В управлении риском большое значение имеют функции и сред­ства управления, характеризующие содержание процесса управле­ния риском Стадии процесса выработки и реализации рисковых решений:

1.Информационный анализ: мониторинг внешней и внутренней среды, выявление новых источников риска и корректировка известных факторов; зависит от наличия информации об изменяющихся условиях управления.

2.Диагностика ситуации, которая определяется спецификой решаемой задачи. Основной акцент делается на учете причин, вызывающих изменения риска, их ранжировании и оценке потерь (выгод) при определенных параметрах ситуации. На данной стадии используются различные методы измерения и оценки риска (математические, статистические, интуиция).

3.Разработка вариантов риск-решений. Для каждого варианта решения рассматриваются границы (пределы) возможного негативного проявления риска. Оценка производится по всем содержательным аспектам риска - экономическим, социальным, экологическим, организационным, имиджевым, правовым.

4.Принятие решения — комплексное обоснование как самого решения, так и принятой вместе с ним вероятности и параметров допустимого риска. Предусматривается разработка системы ответ­ственности по управлению риском.

5.Организация и реализация — виды управленческой деятельности по реализации риск-решения, в процессе которой выявляются новые аспекты проявления организационного риска (невыполнение, задержки и т.п.). Это требует оперативного принятия мер. Контроль изменений в параметрах риска и корректировка могут иметь существенное значение в антикризисном менеджменте. Своевременность реакций и действий менеджера — главное условие стабилизации ситуации и снижения угрозы потерь.

Основные средства воздействия при управлении риском в антикризисном менеджменте:

1. Стратегия управления - политика, обеспечивающая правомерность и допустимость риска конкретного вида в рисковых решениях, разрабатываемых применительно к конкретным социально-экономическим системам и ситуациям.

2. Критерии выбора решения, которые предусматривают разработку пределов (границ) риска, динамику изменения потерь (увеличения, снижения) в зависимости от объема продаж, размера затрат-издержек, изменения цен, инфляции и т.п.

3. Разработка путей и средств минимизации потерь, нейтрализация и компенсация негативных последствий риск-решений, страхование и другие возможности защиты от риска — необходимые условия выработки и реализации риск-решений и используются в той или иной степени при выполнении работ на каждой стадии процес­са управления риском.

4. Оценка эффективности достигнутого уровня как отношения упущенных возможностей или потерь к затратам на управление риском. Как видим, оценка риска — это часть оценки эффективности управленческого процесса как процесса выработки и реализации рискового решения. Результат оценки дает основание для корректировки отдельных элементов процесса управления риском. При управлении конкретными рисками данный процесс детализируется
с учетом соответствующей рисковой ситуации, внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно воздействующих на ее характер, а также тенденций развития и особенностей проявления вероятных последствий.

5.Формирование таких гибких организационно-управленческих звеньев в системе управления организациями, как «экспертизы и прогнозирование рисков», «консультационные службы в области рисковой деятельности». Наиболее простыми решениями могут стать введение должности рискового менеджера в аппарат управления и создание органа, координирующего действия по управлению основными видами риска всех подразделений, организаций.

Тема 6. Инвестиционная политика в антикризисном управлении

Объем инвестиций - важнейший критерий устойчивого разви­тия национальной экономики. Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной по­литики важно обеспечить связь между стратегическими и такти­ческими решениями в области инвестиций. Основная цель анти­кризисной инвестиционной стратегии государства - структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприя­тий, осуществление государственной финансовой поддержки не­платежеспособных предприятий для восстановления их платежес­пособности или финансирования реорганизационных мероприя­тий.

Тактические и стратегические инвестиционные решения разли­чаются масштабами финансовых вложений и степенью неопреде­ленности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков.

Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок:

- политическая и социально-экономическая стабильность в об­ществе;

- наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законо­дательства;

- рост реальных налоговых поступлений в бюджет;

- устойчивость национальной валюты;

- снижение темпов инфляции;

- прекращение утечки капитала из страны.

Антикризисная инвестиционная стратегия должна быть направ­лена на преодоление негативных явлений в экономике России.

В управлении инвестиционным процессом необходимо:

• четко определить цели инвестирования (создание новых пред­приятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.);

• выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначен­ными приоритетами. Так, в современных условиях преимуще­ственным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кри­зиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимально­го эффекта при минимуме затрат;

• выявить реальные источники инвестиций и с учетом определен­ных возможностей создать законодательную базу для осуществ­
ления и развития инвестиций, в том числе иностранных.

Эти базовые условия должны обеспечить решение основной за­дачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государ­ства — создание накоплений для обновления основного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.

Источниками финансирования инвестиционного процесса яв­ляются:

• собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми
органами в виде возмещения ущерба, и т.д.);

• продажа основных фондов, земельных участков и других видов активов;

• привлеченные средства от продажи акций, средства, выделяемые промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы; ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятии различных форм собственности и частных лиц;

• различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, векселя.

В процессе принятия инвестиционных решений можно выде­лить следующие этапы:

• оценка финансового состояния предприятия и возможностей его участия в инвестиционной деятельности;

• обоснование размера инвестиций и выбор источников финансирования;

• оценка будущих денежных потоков от реализации инвестиционного проекта.

Одним из наиболее важных этапов оценки инвестиционной при­влекательности предприятия является анализ его финансово-хозяй­ственной деятельности, с помощью которого можно оценить перс­пективность анализируемого предприятия с точки зрения возмож­ности мобилизации доступных источников средств и отдачи на требуемые вложения.

Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, которое подразумевает оценку степени эффективности размещения средств, устойчивости платежеспособности, наличия достаточной финансовой базы, обеспеченности собственными оборотными сред­ствами, организации расчетов и др. Поскольку источником инфор­мации для характеристики финансового состояния являются дан­ные финансовой отчетности, его оценивают за определенный пе­риод, а потому важное значение для принятия инвестиционных решений приобретает прогноз тенденций в финансовом состоянии предприятия и выявление основных направлений его изменения.

Широкое распространение для оценки финансового состояния предприятия получили методики, основанные на анализе системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии предлагаемых в отечественной и зарубежной литературе методик с использовани­ем финансовых коэффициентов их главные отличия определяются:

- степенью многочисленности используемых в анализе финансо­вых коэффициентов;

- принципами оценки весомости этих коэффициентов;

- методами получения обобщенной оценки финансового состоя­ния предприятия

Тема 7. Стратегия и тактика антикризисного управления

В настоящее время для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Стратегия кризисного управления позволяет установить:

- каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо);

- с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою неспособность и достигнуть намеченных целей.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно по­стоянно следить за основными факторами окружающей среды и де­лать своевременные и правильные выводы относительно своих по­требностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризис­ные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, вы­бирается соответствующая антикризисная стратегия.

Тактическими (оперативными) мероприятиями по выходу из экономического кризиса могут быть сокращение расходов, закры­тие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, использование внутренних резервов,

модернизация, установление текущих убытков, выявление внутренних резервов, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д.

Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных страте-, Осуществление оперативных мероприятий по выходу из эко­номического кризиса в отрыве от стратегических целей может кратковременно улучшить финансовое положение, но не устранит глу­бинные причины кризисных явлений.

Первый этап тактического планирования — реализация выбран­ной антикризисной стратегии; при этом менеджеры должны:

окончательно уяснить выработанную антикризисную стратегию и цели, их соответствие друг другу;

- детально довести идеи новой стратегии и смысл целей до сотрудников с целью широкого их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;

- привести ресурсы в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;

- выработать решения по поводу организационной структуры.
При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, кто будет ока­зывать сопротивление, какой стиль поведения надо выбрать. Сопро­тивление необходимо уменьшить до минимума или устранить неза­висимо от типа, сущности и содержания изменения.

Тема 8. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления

В России история профсоюзного движения начинается с 1905 г. Профсоюзы являются одним из гарантов социального мира. Они последовательно добиваются осуществления экономического роста на основе твердой приверженности идеалам социальной справедливости.

Принципы:

- продуманность позиции (начиная коллективные действия, профсоюзы имеют конкретную и понятную для всех участников цель, четкий план и сохраняют готовность вернуться за стол переговоров и пойти на разумный и обоснованный компромисс при условии удовлетворения основных требований участников коллективных действий)

- солидарность (только единство большинства трудящихся, их сознательная дисциплина, помощь других отрядов профсоюзного движения дают реальный шанс победить в противоборстве с работодателями);

- законность (приступая к коллективным действиям, профсоюзы стремятся не допустить дискредитации профсоюзного движения и, как правило, не поддерживают незаконные забастовки и стихийные акции, которые в конечном итоге вредят главным целям);

- гласность (профсоюзы стремятся обеспечить общественную поддержку участников коллективных действий, широко распространяя информацию о причинах конфликта и требованиях трудящихся).

Работники объединяются в профсоюз для того, чтобы защитить свои права. Профсоюз контактирует с федеральными, региональными и местными органами власти, стремясь решать вопросы трудовых отношений и улучшения положения работников; он является законным представителем работников во взаимоотношениях с работодателем. Именно профсоюз защищает интересы работников в ситуации индивидуальных и коллективных споров; правила внут­реннего трудового распорядка, многие другие важные документы и решения в сфере трудовых отношений на предприятии работода­тель обязан принимать с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Благодаря профсоюзам работникам предоставляются бес­платная юридическая помощь, консультации по различным вопро­сам трудовых отношений. Профсоюзам предоставлено право конт­роля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Профсоюзные представители участвуют в работе комиссии по ох­ране труда, проверяют условия и охрану труда на рабочих местах, участвуют в работе по предупреждению производственного травма­тизма и профессиональных заболеваний. Профсоюзы заключают соглашения и коллективные договоры, которые улучшают положе­ние работника, дают преимущества в оплате труда, продолжитель­ности отпуска, охране и безопасности труда, решении социальных вопросов, проявляют заботу об организации детского и семейного отдыха, спортивных и культурных мероприятий.

При защите прав и интересов работников в условиях кризиса профсоюзы исходят из того, что каждый работник имеет право на:

- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые предусмотрены действующим законодательством;

- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы;

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих и празднич­ных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; полную достоверную информацию об условиях труда и требова­ниях по охране труда на рабочем месте;

- переподготовку, профессиональную подготовку и повышение своей квалификации в порядке, предусмотренном ТК РФ, иными федеральными законами;

- объединение, включая право на создание профессиональных со­юзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

- участие в управлении организацией в предусмотренных законо­дательством и коллективным договором формах; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей и на ин­формацию о выполнении коллективного договора, соглашений; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов не запрещенными законом способами;

- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном действующим в стране законодательством;

- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполне­нием им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;

- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Тема 9. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости

Можно выделить следующие виды инноваций, применяющиеся при антикризисном управлении:

1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Под антикризисной устойчивостью понимается способность предприятия возвращаться в состояние экономического равновесия, после того, как оно было выведено из него негативными возмущающими воздействиями, вызванными кризисом.

Диагностика антикризисной устойчивости включает в себя:

– диагностику финансовой устойчивости;

– потенциала ее кадрового состава;

– адаптации организационных структур к изменяющимся условиям;

– ее финансового состояния;

– информационной культуры сотрудников;

– изменения научно-технического потенциала организации и отрасли;

– влияния правового поля на деятельность организации в целом и ее сотрудников;

– изменения экологической ситуации и ее влияния на деятельность организации;

– решения проблем безопасности;

– экономической ситуации в организации.

Существуют следующие методы формирования антикризисной устойчивости:

– методы усиления финансовой устойчивости за счет управления ликвидностью и структурой активов и источников средств;

– управления себестоимостью за счет оптимизации постоянных и переменных затрат;

– управления доходами предприятия по основному виду деятельности, операционным и внереализационным доходам;

– антикризисного управления персоналом.

Тема 10. Человеческий фактор антикризисного управления

В руководстве предприятием важно управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом.

Механизм стратегического управления персоналом в условиях кризиса на российских предприятиях только формируется.

Одной из важных составляющих управления персоналом на кризисных предприятиях является кадровая политика. Ее цель – обеспечение оптимального баланса сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда. Существуют четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий.

1. Пассивная кадровая политика. У руководства предприятия нет четко выраженной программы действий в отношении персонала, и в условиях кризиса на предприятии кадровая деятельность сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий работы.

2. Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения задачи, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса.

3. Превентивная кадровая политика. Руководство предприятия имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако у него нет средств для воздействия на эту ситуацию.

4. Активная (рациональная) кадровая политика. Руководство предприятия имеет удовлетворительный диагноз и обоснованный прогноз развития ситуации, а также средства для воздействия на нее.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Для организаций, переживающих кризис, разрушительные последствия конфликта особенно нежелательны. Но вместе с тем конструктивный конфликт – единственный способ поиска путей выхода из кризиса конкретного предприятия. Только его персонал владеет информацией о внутреннем взаимодействии и реальных возможностях коллектива. Реализация же этого потенциала, его материализация в реструктуризации бизнеса, освоении нововведений немыслима без конфликтов. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:

– инициирование изменений, обновления, прогресса;

– ясное представление назревшей проблемы и создание благоприятной почвы для ее решения вследствие предания гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу, а также аргументирования, четкой формулировки и выражения интересов;

– мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и как следствие – экономия рабочего времени и средств организации;

– формирование у участников конфликта чувства сопричастности принятому в результате этого конфликта решению, что облегчает его реализацию;

– стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;

– побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или уменьшающих ее значимость;

– развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт урегулируется в результате взаимодействия сторон. Приводящее к согласию честное соперничество увеличивает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;

– разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое определение их интересов и позиций;

– преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности», формирование у работника свободомыслия и развитие индивидуальности;

– выработка у участников конфликта навыков относительно безболезненного решения потенциальных проблем;

– усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов.