Реферат: Учет поступления основных средств 2
Название: Учет поступления основных средств 2 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат |
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ на тему УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Выполнила: Иордатий Анна Владимировна студентка 4 курса факультета менеджмента и информационных технологий заочного отделения шифр зачетки 395-МЗ/04 группа 41-МЗ Преподаватель: Аношина Юлия Фёдоровна, к.э.н. Оценка: __________ Подпись преподавателя: __________ 2008 г
СОДЕРЖАНИЕ: Введение ....................................................................................................... 3 1.Основные средства как объект учета ….................................................... 3 2.Оценка основных средств…………….…………………………………. 4 3.Организация бухгалтерского учета поступления основных средств….10 Учет наличия и поступления основных средств………………………. 10 Учет амортизации основных средств……………………… …………13 Учет выбытия основных средств………………………… ……............15 Инвентаризация и переоценка основных средств ………………….18 Заключение ..................................................................................................22 Список использованной литературы ...........................................................23 ВВЕДЕНИЕ Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда. Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие. Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам. Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает региональные процессы производства, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности. Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранность всех средств хозяйства за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости продукции. Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием основных фондов. Это объясняется тем, что они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную цель хозяйства. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов — средств труда и материальных условий процесса труда. Средства труда — станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т.п., а материальные условия процесса труда — производственные здания, транспортные средства и другие[1] . При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем[2] . Аналогичное определение основных средств приведено в п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства Финансов РФ от 29 июля 1998г. № 34н. В учете к основным средствам относят: а) предметы со сроком полезного использования не менее 12 месяцев, независимо от их стоимости; б) предметы стоимостью на дату приобретения не менее 100-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования[3] . Период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации рассматривается в учете как срок полезного использования. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно[4] . В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности. ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Приказом Минфина РФ от 18 мая 2002 г. N 45н в абзац второй пункта 14 настоящего Положения внесены изменения Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); - суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; - таможенные пошлины; - невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; - иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта. Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств. Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой , выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения. Оценка объектов основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), производится на дату их принятия к бухгалтерскому учету. Ранее действовала норма - на дату оприходования. Оценка объектов основных средств, полученных по импорту, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в установленном порядке на дату их принятия к бухгалтерскому учету. Ранее действовала норма - на дату приобретения по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или по договору аренды (что также являлось основанием для принятия объектов на учет). Оценка всех получаемых объектов при их принятии на бухгалтерский учет производится с учетом расходов по доставке и приведению в состояние, пригодное к использованию. Стоимость ценностей , переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией; стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств. Порядок проведения переоценки (по решению руководителя организации), установленный Положением, распространяется только на коммерческие организации. Предусмотрена регулярность проведения переоценок для соответствия учетной (восстановительной) стоимости объектов основных средств их текущей рыночной стоимости. Сумма дооценки объекта основных средств относится в состав прочих доходов (в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы"), если по нему проводилась ранее уценка (в пределах средств уценки), результаты который списывались на убытки как прочие расходы. Сумма уценки объекта основных средств относится в состав прочих расходов (в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы"). Если ранее по данному объекту производилась дооценка, результаты которой относились на добавочный капитал, сумма уценки списывается в уменьшение добавочного капитала. При превышении суммой уценки средств дооценки она списывается в дебет счета 91. Дооценка по объектам основных средств, снятых с учета (списанных, проданных и выбывших по иным причинам), переносится на нераспределенную прибыль. Объекты основных средств , как новые , так и бывшие в эксплуатации, отражаются в бухгалтерском учете при их принятии на учет по первоначальной стоимости. В процессе использования объектов в зависимости от изменения условий, а также влияния внешних факторов они могут переоцениваться и приобретать восстановительную стоимость. Первоначальная стоимость объекта основных средств зависит от характера приобретения - покупки, сооружения или изготовления, внесения учредителями в счет их вклада в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения, в иных случаях безвозмездного получения и в других формах получения. Первоначальная стоимость определяется: при покупке объекта основных средств (в том числе бывшего в эксплуатации) - фактическими затратами по его приобретению. При этом делаются следующие записи: Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" в размере фактических затрат по приобретению; при сооружении (строительстве) объекта (это касается зданий и сооружений) - фактическими затратами по сооружению объекта хозяйственным способом или с привлечением подрядных организаций. При этом делаются следующие записи: Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.90 "Вложения во внеоборотные активы" отражаются фактические затраты или стоимость работ, предъявленных подрядчиками к оплате; при изготовлении объекта (это касается оборудования) - фактическими затратами по изготовлению продукции. При этом делаются следующие записи: Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч.90 "Продажи"; Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" отражается фактическая производственная себестоимость; при получении объекта в качестве вклада в уставный (складочный) капитал - в размере, согласованном учредителями (участниками) организации. При этом делаются следующие записи: Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч.75 "Расчеты с учредителями" отражается договорная стоимость объекта. В случае превышения оценочной стоимости полученных основных средств над величиной вклада, отраженной в учредительных документах, на сумму превышения делается запись: Д-т сч.75 "Расчеты с учредителями", К-т сч.83 "Добавочный капитал"; при получении объектов основных средств по договору дарения безвозмездно - на основе их текущей рыночной стоимости. При этом делаются следующие записи: Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч.98 "Доходы будущих периодов" отражается принятие объекта к учету; Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" отражается ввод объектов в состав основных средств; Д-т сч.98 "Доходы будущих периодов", К-т сч.91 "Прочие доходы и расходы" отражается доход в размере начисленной амортизации по эксплуатируемому объекту; при получении объектов в обмен на другое имущество - по стоимости ценностей, передаваемых в обмен за основные средства, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При этом делаются следующие записи: Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражается стоимость полученных объектов; Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" отражается ввод объектов в состав основных средств. Капитальные работы по созданию многолетних насаждений, коренному улучшению земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы, кроме горно-капитальных) ежегодно оцениваются в сумме произведенных затрат, приходящихся на принятые в отчетном году в эксплуатацию площади, независимо от даты окончания всего комплекса работ зачисляются в состав объектов основных средств. При этом делаются следующие записи: Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" отражаются произведенные затраты. Объекты, выявленные при инвентаризации как неучтенные, зачисляются в состав основных средств по их текущей рыночной стоимости. При этом делаются следующие записи: Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.91 "Прочие доходы и расходы" отражается стоимость объектов. Во всех случаях получения организацией объектов в их инвентарную стоимость включаются затраты по их приведению в состояние, пригодное к использованию. В Положении не отражается характер таких работ (капитальные работы в форме реконструкции объектов или модернизации либо работы по капитальному или иному ремонту) и не дается зависимость результатов данных работ с порядком их списания. В связи с этим можно сделать следующие выводы. - Объекты, которые по их получении могут быть использованы по назначению, включаются в состав основных средств. Затраты по ремонтным работам, проводимым на уже действующем объекте, учитываются в составе себестоимости продукции, работ и услуг как работы по его восстановлению. - Объекты, которые по получении не могут быть использованы по назначению без приведения их в состояние готовности, до окончания работ учитываются в составе внеоборотных активов - на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" вне зависимости от их характера (капитального или некапитального). Оформление данных работ должно производиться как по работам капитального характера, т. е. с составлением смет. В состав основных средств по окончании данных работ объекты зачисляются в размере стоимости их получения (покупки, иной оценки) с учетом затрат по работам. Делается запись с кредита счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства". В связи с исключением из объектов учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов организация при переходе на новый План счетов бухгалтерского учета производит операции по переводу этих предметов со сроком службы более 12 месяцев в состав основных средств. В связи с этим делаются следующие операции. Стоимость предметов, отражавшихся ранее на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", учет которых должен вестись теперь на счете 01 "Основные средства", находящихся как на складе, так и в эксплуатации, включая временные нетитульные сооружения, списывается с кредита счета 12 в дебет счета 01. К предметам, учет которых должен вестись в составе основных средств, относятся предметы, если они имеют срок службы более 12 месяцев; превышающий обычный операционный цикл использования предметов, если он более 12 месяцев. Одновременно начисленная амортизация (износ) списывается со счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" в кредит счета 02 "Амортизация основных средств". Согласно Положению первоначальная стоимость объектов основных средств, уже принятых на учет, может быть изменена организацией в сторону увеличения или уменьшения только в следующих случаях: а) в сторону увеличения стоимости объекта - при проведении на действующем объекте работ капитального характера. По действующей классификации указанных работ, установленной государством, к ним относятся работы по реконструкции зданий и сооружений и их расширению (к которым можно отнести работы по их достройке), а также техническому перевооружению зданий, сооружений и оборудования (к которым можно отнести работы по их дооборудованию). При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи: Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы", К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др. отражаются затраты капитального характера; Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" списываются затраты по окончании работ на увеличение стоимости объекта. При осуществлении организацией-арендатором капитальных работ на арендованных основных средствах, если это предусмотрено договором аренды, затраты по окончании данных работ зачисляются в состав ее собственных основных средств. В соответствии с договором аренды возврат объектов из аренды может предусматривать или не предусматривать оплату собственником прироста стоимости сданных в аренду основных средств. В соответствии с договором аренды возврат объектов из аренды может предусматривать или не предусматривать оплату собственником прироста стоимости сданных в аренду основных средств. Если договором не предусмотрена оплата собственником по окончании срока действия договора аренды дополнительных затрат арендатора , недоамортизированная часть стоимости этих объектов будет отнесена последним на финансовые результаты (в состав прочих доходов и расходов) в установленном для списания основных средств порядке; б) в сторону уменьшения стоимости объекта - при проведении работ по частичной ликвидации объекта. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи: Д-т сч.02 "Амортизация основных средств", К-т сч.01 "Основные средства" списывается начисленная амортизация по списываемой части объекта; Д-т сч.91 "Прочие доходы и расходы", К-т сч.01 "Основные средства" списывается остаточная стоимость ликвидированной части объекта; в) в сторону увеличения и уменьшения стоимости объекта - при проведении переоценки. прямого пересчета (прямой оценки) - согласно документально подтвержденным данным о рыночной цене объекта. Для этого могут быть использованы : данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости объекта. В рыночных условиях руководитель, принявший решение об оценке объектов основных средств по их текущей (рыночной) стоимости, должен ежегодно принимать решение об их переоценке, например, исходя из официальных данных об уровне инфляции свыше 5%. При осуществлении организацией расчетов с подрядчиками и поставщиками оборудования (как будущих объектов основных средств) в условных денежных единицах суммовые разницы, выявленные после их принятия на учет в составе основных средств, относятся на финансовый результат. Пример: Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражается стоимость зданий, сооружений и оборудования по цене приобретения (без учета НДС) с оценкой обязательств по курсу используемой валюты на дату получения права собственности на объекты (принятия работ, услуг); Д-т сч.01 "Основные средства", К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" объект вводится в состав основных средств; Д-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", К-т сч.51 "Расчетные счета" отражается операция по погашению задолженности в оценке перечисленных средств; Д-т сч.19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" доначисляется (или сторнируется) сумма НДС на отрицательную (положительную) суммовую разницу в оценке обязательств; Д-т сч.91 "Прочие доходы и расходы" (60), К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (91) списывается в состав прочих доходов и расходов отрицательная (положительная) суммовая разница (после изменения ее общей суммы на сумму НДС). Таким образом, в соответствии с новым порядком в российских правилах бухгалтерского учета устранены следующие различия с МСФО, имевшиеся ранее: · отнесение разниц по переоценке основных средств производится на счета учета финансовых результатов, наряду со счетом учета добавочного капитала; · предусмотрено использование накопленных средств дооценки при выбытии основных средств и направление их на нераспределенную прибыль (не по мере начисления амортизации, а единовременно); · сумма уценки списывается как расходы в случае отсутствия резервов переоценки (за счет добавочного капитала в части средств дооценки); · предусмотрена оценка получаемых основных средств в обмен на другое имущество, кроме денежных средств, с оценкой последнего по рыночной стоимости; · затраты по доведению принятых на баланс объектов в качестве активов до состояния, пригодного к использованию, до момента их признания в качестве основных средств увеличивают их первоначальную стоимость; · предусмотрена переоценка всех основных средств одной группы (однородных объектов) при переоценке одного объекта основных средств. Организация бухгалтерского учета поступления основных средств. Учет наличия и поступления основных средств .
Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов . При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией , назначаемой руководителем организации , оформляется акт ( накладная ) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1 ) . В нем указываются характеристика объекта , его местонахождение , источник финансирования приобретения , год выпуска или постройки , дата ввода в эксплуатацию , результаты испытания объекта , его соответствие техническим условиям и др. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств составляют на каждый объект в отдельности .По общему акту , оформляющему приемку нескольких объектов , рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь , инструменты , станки ,если они однотипны , одинаковой стоимости и приняты одновременно . К акту (накладной) приемки-передачи прилагается необходимая техническая документация ( паспорта , спецификации , рабочие инструкции и т.п.) . Каждому объекту основных средств , принятому на учет , присваивается инвентарный номер . Он сохраняется на все время эксплуатации объекта и обозначается на нем путем прикрепления металлического жетона , нанесения краской , насечки и т.п. Объекты основных средств обычно нумеруются по порядково-серийной системе , и номер указывается во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета . Инвентарным номером объектов железных транспортных средств ( электровозов, тепловозов , локомотивов ) обычно служат номера , полученных на заводах-изготовителях , а у объектов автомобильного транспорта , тракторов и прицепов – знаки , присвоенные им госавтоинспокцией . Присваивать вновь поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя в течение 5 лет после списания , так как это может привести к путанице и ошибкам в учете . Акт (накладная ) приемки-передачи основных средств с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации передается в бухгалтерию организации . На основание акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основных средств (ф. № ОС-6) , где указывает инвентарный номер объекта и основные данные о нем ( первоначальная и восстановительная стоимость , срок полезного использования , норма амортизационных отчислений , сумма износа на момент оприходования и т.п. ) . На арендованные в порядке текущей аренды и финансового лизинга основные средства унитарные карточки не открываются . Для их аналитического учета используют копию карточки , прилагаемой арендодателем ( лизингодателем ) к акту сдачи объекта основных средств а аренду (лизинг ) . При реконструкции , значительной достройки или дооборудования объектов открывается новая карточка . Для обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в специальных описях и хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными по отраслевым классификационным группам , а внутри этих групп - по местам эксплуатации и по видам объектов . При выбытие основных средств инвентарная карточка из карточек изымается . В организациях с небольшим количеством объектов основных средств , а также если они представляют собой сложные инвентарные объекты , имеют много крупных составных приспособлений и устройств ( электоромоторов , трансмиссий и т.п. ) , пообъектный учет можно весть в инвентарных книгах . При использовании в учете компьютеров отпадает необходимость в карточке инвентарных карточек и все необходимые сведения о наличие и движение основных средств получают на основе информационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм ), используемых для управления основными средствами. Учет наличия и движения основных средств, принятых на баланс организации, ведется на счете Основных средств. Здания , машины и оборудование арендованные учитывают на забалансовом счете Арендованных основных средств . В коммерческих организациях (товариществах и обществах) основные средства могут поступить в порядке оплаты акций и/или вклада учредителей (акционеров ). В этом случае иу регистрируют в учете бухгалтерской записью Д-т сч . 01 ”Основные средства” К-т сч 75 ”Расчеты с учредителями” Оценка таких объектов и целесообразность их оприходования для зачисления в качестве вклада должна быть согласована с другими учредителями и отражена в протоколе собрания акционеров (пайщиков) . Предоставление организациям основных средств в безвозмездное пользование на счетах бухгалтерского учета отражают записью Д-т сч. 01 “Основные средства” К-т сч 83 ”Добавочный капитал” / ”Безвозмездно полученные ценности” – по рыночной стоимости оприходованных объектов основных средств . Фактические затраты , связанные с приобретением основных средств , за исключение НДС и других возмещаемых налогов , отражаются по дебету капитальных вложений а корреспонденции со счетами расчетов . Основные средства , приобретенные за плату , приходуются по договорной или рыночной цене покупки с добавлением расходов по доставку и установке ( включая процент на кредит , полученный для приобретения основных средств ) - до момента ввода объекта в эксплуатацию . На стоимость приобретенного объекта с учетом расходов на его монтаж и ввод в эксплуатацию делается бухгалтерская запись Д-т сч. 01 “Основные средства” К-т сч 08 “Капитальные вложения” Предварительно отражаются перечисленные выше затраты по приобретению ( кредиторская задолженность и другие расходы ) до их оплаты : Д-т сч . 08 “Капитальные вложения ” К-т сч 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками ” а затем их погашение: Д-т сч. 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” К-т сч 51 “Расчетный счет” В случае когда организация приобрела основные средства , не требующие установки и монтажа , достаточно записи по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 08 “Капитальные вложения” , чтобы отразить увеличение стоимости объектов основных средств в балансе и погасить кредиторскую задолженность в момент оплаты с записью по дебету счетов расчеты в корреспонденции со счетом 51 “Расчетный счет ” . Если основные средства приобретены за счет бюджетных ассигнований и других целевых источников финансирования или для выпуска продукции , освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость , то уплаченный при приобретение НДС включается в первоначальную стоимость объектов . В первоначальную стоимость служебных легковых автомобилей и микроавтобусов кроме НДС включается налог на приобретение автотранспортных средств . Оприходование основных средств , поступивших в виде вклада в совместную деятельность ( по договору простого товарищества ) , отражается по дебету счета Основных средств и кредиту счета Расчетов по выделенному на отдельный баланс имуществу ( субсчет “Расчеты по договору простого товарищества ”) . Организация , получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа , отражает их стоимость при принятие на учет по дебету счета Основных средств и кредиту счета Расчетов с государством и муниципальными органами органом . Одновременно на стоимость оприходованных объектов дебетуется счет Расчетов с государственным и муниципальным органом и кредитуется счет Добавочного капитала . Неучтенные объекты основные средств , выявленные при инвентаризации , приходуются по рыночной стоимости бухгалтерской записью Д-т сч . 01 “Основные средства” К-т сч 99 “Прибыль и убытки” Бухгалтерии необходимо установить причину возникновения излишка и виновных в этом лиц. Пример 1: ОАО «Альфа-Банк» приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. В счете была обозначено стоимость составных частей компьютера : · Системный блок –12000 руб. ( в том числе НДС -2000 руб.) · Монитор – 4200 руб.( в том числе НДС-700 руб. ) · Клавиатура – 300 руб. (в том числе НДС –30 руб. ) · Мышь – 180 руб. ( в том числе НДС – 30 руб.) Итого стоимость компьютера –16680 руб. ( в том числе НДС – 2780 руб.) . Составные части компьютера ( системный блок , монитор ,клавиатура , мышь ) могут функционировать только в составе единого комплекса , поэтому бухгалтер «Актива» принял их к учету как единый инвентарный объект и сделал проводки : Д-т сч. 60 К-т сч 51 -16680руб. – оплачен счет продавца Д-т сч. 08 К-т сч 60 - 13900 руб. (16800-2780) – оприходован компьютер на балансе организации ( по стоимости составных частей без учета НДС ) Д-т сч. 19 К-т сч 60 -2780руб. – учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца Доставку компьютера (300 руб. , в том числе НДС –50 руб.) «Актив» дополнительно оплатил начисленный из кассы через подотчетное лицо : Д-т сч. 71 К-т сч50 -300 руб. –выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера Д-т сч. 08 К-т сч71 -250 руб. (300-50) – плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера ( на основание авансового отчета подотчетного лица ) Д-т сч. 19 К-т сч 71 -50 руб. –учтен НДС по расходам на доставку (на основание счета-фактуры транспортной организации) Когда ввели в эксплуатацию , бухгалтер «Актива» сделал проводки : Д-т сч. 01 К-т сч 08 -14150 руб. (13900+250) - компьютер зачислен в состав основных средств организации Д-т сч. 68 субсчет “Расчеты по НДС” К-т сч. 19 -2830 руб. (2780+50) -произведен налоговый вычет. Учет амортизации основных средств. С 1 января 2002 года порядок расчета амортизации основных средств изменился. Кроме того, для целей налогообложения отражать амортизацию основных средств нужно в аналитических регистрах налогового учета. Так требует глава 25 Налогового кодекса РФ. Из текста главы 25 Налогового кодекса РФ не ясно, как начислять амортизацию по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года. Не разъяснен этот вопрос и в Методических рекомендациях (утверждены приказом МНС России от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98) к этой главе. Как сообщается в МНС России, в ближайшее время в главу 25 Налогового кодекса РФ будут внесены изменения, которые уточнят порядок начисления амортизации по "старому" имуществу. И скорее всего эти изменения вступят в силу задним числом, то есть с 1 января 2002 года. В бухгалтерском учете не нужно начислять амортизацию на те основные средства, которые перечислены в пункте 17 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. До 1 января 2002 года эти основные средства не амортизировались и при расчете налога на прибыль. Однако с 1 января 2002 года ситуация изменилась. Дело в том, что в статье 256 Налогового кодекса РФ приведен несколько иной перечень имущества, не амортизируемого при расчете налога на прибыль. Таким образом, появилось имущество, амортизация которого в бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете налога на прибыль. Это: - многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста; - объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.); - имущество некоммерческих организаций, используемое в предпринимательской деятельности. Кроме того, есть основные средства, амортизация которых в бухгалтерском учете начисляется, но в целях налогообложения не учитывается. К ним относятся: - яки, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота); - имущество, приобретенное за счет бюджетных и иных аналогичных средств (или часть его стоимости, если финансирование было частичным); - основные средства, полученные организацией в рамках целевого финансирования; - мелиоративные и иные объекты сельскохозяйственного назначения, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями, если они построены за счет бюджетных средств; - имущество, безвозмездно полученное атомными станциями в соответствии с международными договорами РФ для повышения их безопасности; - основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование; - произведения искусства. Таким образом, покупая имущество, надо определить, можно ли начислять по нему амортизацию как в бухгалтерском учете, так и в целях налогообложения. "Малоценные" основные средства В подпункте 7 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ сказано, что имущество, первоначальная стоимость которого не превышает 10 000 руб., не амортизируется. Его стоимость нужно включать в состав материальных расходов сразу, как только его ввели в эксплуатацию. А в бухгалтерском учете действует другое правило. Сразу на затраты можно списать только то имущество, стоимость которого не превышает 2000 руб. Об этом сказано в пункте 18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В письме Минфина России от 27 декабря 2001 г. N 16-00-14/573 сказано, что правило, установленное подпунктом 7 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ, можно применять и в бухгалтерском учете. Иначе говоря, в бухгалтерском учете организация также вправе списать имущество стоимостью не более 10 000 руб. в тот момент, когда начнет его эксплуатировать. В сложившейся ситуации бухгалтер должен сам решить, как ему поступать. Возможно, кто-то уже сейчас, покупая основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, будут списывать их на затраты. А кто-то решит, что лучше подождать, пока не будет изменено ПБУ 6/01. Ведь данные бухгалтерского учета используются для расчета налога на имущество. И, списав с баланса основные средства, которые ПБУ 6/01 все-таки пока еще не разрешает списывать, занижаете налог на имущество. Поэтому при расчете этого налога рекомендуется учитывать объекты стоимостью от 2001 до 10 000 руб. А после того, как изменения в ПБУ 6/01 будут приняты, налог на имущество можно будет пересчитать.
Пример В январе 2002 года ООО "Лактория" приобрело письменный стол за 6000 руб. (в том числе НДС - 1000 руб.). За его доставку поставщику уплатили 360 руб. (в том числе НДС - 60 руб.). В этом же месяце стол был передан со склада в офис. В бухгалтерском учете при этом были сделаны такие проводки: Дебет 08 Кредит 60 5000 руб. (6000 - 1000) - учтена стоимость стола; Дебет 19 Кредит 60 1000 руб. - учтен НДС; Дебет 08 Кредит 60 300 руб. - учтены расходы по доставке стола; Дебет 19 Кредит 60 60 руб. - учтен НДС; Дебет 60 Кредит 51 6360 руб. (6000 + 360) - оплачен стол, а также услуги поставщика по его доставке; Дебет 01 Кредит 08 5300 руб. (5000 + 300) - введен в эксплуатацию стол; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 1060 руб. (1000 + 60) - возмещен НДС из бюджета. В целях налогообложения стоимость стола (5300 руб.) была списана бухгалтером ООО "Лактория" на расходы в январе 2002 года. Это отражено в соответствующем регистре налогового учета. Однако в бухгалтерском учете было решено начислять амортизацию стола начиная с февраля 2002 года. Согласно учетной политике ООО "Лактория" на 2002 год, в бухгалтерском учете амортизация начисляется линейным способом. По решению руководителя организации срок службы стола будет равен трем годам (36 мес.). Поэтому в феврале 2002 года по нему нужно начислить амортизацию в размере 147 руб. (5300 руб. : 36 мес.). Бухгалтер при этом должен сделать такую проводку: Дебет 26 Кредит 02 - 147 руб. - начислена амортизация стола за февраль. Прежде чем начать начислять амортизацию, организация должна определить срок полезного использования основного средства. До 1 января 2002 года в целях налогообложения применялись Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072. Однако с 1 января 2002 года эти нормы не действуют. Теперь, чтобы установить срок полезного использования основного средства, нужно обратиться к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 (далее - Классификация). В этом документе все основные средства разбиты на 10 амортизационных групп. Для каждой группы установлен интервал срока полезного использования. Например, офисная мебель относится к четвертой амортизационной группе. Срок ее полезного использования может составлять от пяти лет одного месяца до семи лет включительно. Конкретный срок в рамках этого интервала организация выбирает самостоятельно. Сроки, указанные в Классификации, необходимо использовать только в целях налогообложения. А в бухгалтерском учете срок службы каждого основного средства организация может установить самостоятельно. Так сказано в пункте 20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Однако рекомендуется устанавливать для бухгалтерского учета те же сроки , которые выбраны для налогового. Учет выбытия основных средств.
Основные средства выбывают из организации в результате: - продажи; - списания или ликвидации; - передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций; - безвозмездной передачи; - по другим причинам. Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций. Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. В соответствии с МСФО 16 прибыли и убытки, возникающие от выбытия или реализации объекта основных средств, должны определяться как разность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовой стоимостью актива и признаваться как доход или расход в отчете о прибылях и убытках. В ПБУ 6/01 уточнен порядок отражения доходов и расходов от списания объектов основных средств на счете прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. С введением в действие с 1 января 2000 года Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" и "Расходы организации" , а также с применением с 1 января 2001 года Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, затраты, связанные с выбытием, продажей и прочим списанием объектов основных средств, к которым относятся такие затраты , как начисленная оплата труда и отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств (демонтаж, упаковка, разборка металлолома и др.), стоимость услуг вспомогательных производств , участвующих в операциях по выбытию основных средств, задолженность другим организациям за услуги, например транспортные, комиссионные, оплата услуг экспертов, плата за оформление документов, могут предварительно аккумулироваться на счете учета вспомогательного производства или прямо относиться в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы". Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы". Основные средства могут быть проданы, безвозмездно переданы, списаны в случае морального и физического износа, ликвидированы при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, переданы в виде вклада в уставный (складочный) капитал других предприятий. В любом случае, если выбытие актива связано с их продажей, выручка должна быть согласована сторонами договора. Причем доходы и расходы в этом случае являются операционными. В пункте 15 ПБУ 6/01 установлено , что сумму дооценки актива нужно перенести из добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации. В бухгалтерском учете при этом делается проводка. Дебет 83 Кредит 84 - списана дооценка по выбывшему объекту основных средств. Пример В мае 2001 года ООО "Лагуна" демонтировало станок. В результате переоценки его первоначальная стоимость была увеличена на 5000 руб. и составила 100 000 руб. Амортизация, начисленная по станку к этому времени, равна 60 000 руб., а демонтаж обошелся в 10 000 руб. Но после него у организации появились материалы, которые стоят 20 000 руб. В бухгалтерском учете ООО "Лагуна" данная ситуация отражается так. Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 100 000 руб. - списана стоимость демонтированного станка; Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" 60 000 руб. - списана амортизация по демонтированному станку; Дебет 91 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" 40 000 руб. (100 000 - 60 000) - списана остаточная стоимость станка; Дебет 23 Кредит 10 (69, 70) 10 000 руб. - отражены расходы по демонтажу станка; Дебет 91 Кредит 23 10 000 руб. - списаны расходы по демонтажу станка; Дебет 10 Кредит 91 20 000 руб. - учтены материалы, оставшиеся после демонтажа станка; Дебет 99 Кредит 91 субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" 30 000 руб. (40 000 + 10 000 - 20 000) - отражен убыток от демонтажа станка; Дебет 83 Кредит 88 -5000 руб. - списана дооценка по выбывшему станку. Выбытие основных средств производится учреждением в установленном действующим законодательством порядке. Основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости. Для оформления списания пришедших в негодность основных средств применяются: акты о списании основных средств в бюджетных учреждениях ф.ОС-4 бюдж.; акты о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях ф.ОС-4а бюдж.; акты о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетных учреждениях ф.444. Указанные акты составляются постоянно действующей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. Для определения пригодности имущества к дальнейшему использованию, возможности его восстановления, а также для оформления документации на списание пришедшего в негодность имущества в кредитной организации создается комиссия из соответствующих должностных лиц. При этом в комиссию должны быть включены заместитель руководителя кредитной организации, главный бухгалтер (бухгалтер), представитель юридической службы, другие специалисты (по решению руководителя) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества. В компетенцию комиссии входит: - осмотр объекта (предмета) имущества, подлежащего списанию, с использованием технической документации, данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию; - установление причин списания объекта; - выявление лиц, по вине которых произошло выбытие объекта (предмета), внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности; - определение возможности использования или реализации (в т.ч. как вторсырья, лома, утиля) отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка, контроль за изъятием из списываемых объектов отдельных узлов, деталей, материалов, состоящих или содержащих цветные и драгоценные металлы, определение веса, стоимости и сдача на склад; - составление акта на списание объекта основных средств, акта на списание автотранспортных средств с приложением актов об авариях, если они имели место. В актах должны быть указаны данные, характеризующие объект, - дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления, приобретения или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации (износа), проведенные ремонты, причины выбытия, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акты утверждаются руководителем кредитной организации. Бухгалтерские записи по лицевому счету осуществляются на основании первичных документов (актов, накладных и т.п.). На дату реализации либо выбытия (списания) лицевой счет подлежит закрытию с отнесением остатка, отражающего финансовый результат, на соответствующие счета по учету доходов/расходов. По дебету счета отражаются: балансовая стоимость выбывающего имущества в корреспонденции со счетами по учету основных средств, нематериальных активов, материальных запасов; затраты, связанные с выбытием (реализацией) в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями; сумма, подлежащая доплате в случае неравноценного обмена по договору мены, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями или уплаченная сумма в корреспонденции со счетом по учету денежных средств. По кредиту счета отражаются: выручка от реализации объекта, определенная договором купли-продажи, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями; рыночная цена имущества, получаемого по договорам мены, в корреспонденции со счетом по учету капитальных вложений (если получаемое имущество - основные средства, нематериальные активы), счетами по учету материальных запасов, а также сумма, подлежащая получению при неравноценном обмене в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями; амортизация, начисленная на выбывающий объект, в корреспонденции со счетами по учету амортизации; невыплачиваемые арендодателю/лизингодателю платежи (при досрочном возврате в установленных договором случаях лизингового имущества лизингодателю) в корреспонденции со счетом по учету арендных обязательств. При списании имущества вследствие его непригодности к дальнейшему использованию по кредиту лицевого счета также отражаются: переоценка, на сумму разницы между балансовой стоимостью и фактически начисленной амортизацией (при списании не полностью амортизированных основных средств) в корреспонденции со счетом по учету прироста имущества при переоценке, в пределах суммы остатка на лицевом счете выбывающего объекта; стоимость оприходованных по цене возможного использования (реализации) узлов, деталей, материалов в корреспонденции со счетами по учету материальных запасов; суммы возмещения материального ущерба от недостач или порчи ценностей, взыскиваемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях с виновных лиц, в корреспонденции со счетом по учету расчетов с работниками по оплате труда либо со счетом по учету расчетов с прочими дебиторами. Инвентаризация и переоценка основных средств .
Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.). Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях: - при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса); - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); - после стихийных бедствий (немедленно после их окончания); - перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября); - при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов); - в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 1.5 и 1.6 настоящих Методических указаний. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.). Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью. Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения. Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера. Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18). На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя. Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера. Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией. Возможен вариант, при котором материалы результатов инвентаризационной комиссии с учетом ее предложений оформляются соответствующим протоколом. Он утверждается руководителем организации. На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации. На выявленные неучтенные основные средства делается запись на их оприходование в оценке исходя из технического состояния : Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ. Ее цель – показать в учете современную стоимость производства основных средств находящихся как в запасе, так и в эксплуатации. Восстановительная стоимость основных средств исчисляется на базе их балансовой (первоначальной)стоимости и индексов изменения этой стоимости в разрезе отдельных видов и групп или путем прямого пересчета экспертным путем на дату переоценки. В любом случае современная стоимость имущества в составе основных средств рассматривается как рыночная цена и признается достоверной для принятия к учету, если она документально подтверждена, в следующих случаях: - приведена в соответствующих каталогах (ценниках) предприятий-изготовителей на аналогичную продукцию; - указана в информации, исходящей из органов государственного управления; - опубликована в средствах массовой информации; - определена в установленном порядке экспертами, т. е. лицами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на право осуществления лицензионной деятельности. Основные средства, как правило, служат предприятию многие годы. Но, как известно, со временем цена на имущество меняется. Она может вырасти или снизиться. Организациям важно знать, какова рыночная стоимость их основных средств на данный момент. Чтобы привести стоимость основных средств к рыночной, многие коммерческие организации регулярно проводят переоценку. В соответствии с пунктом 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Иными словами предусмотрено два способа переоценки: - с применением индекса-дефлятора; - путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации (такой пересчет может производиться самостоятельно или с привлечением оценщиков). Исходя из формулировки «имеют право», переоценку проводить необязательно, если по мнению предприятия, стоимость основных средств соответствует рыночным ценам и устраивает его с точки зрения финансового положения и налогообложения. Формулировка «частично» означает, что переоценивать можно не все, а только часть объектов основных средств. Когда имущество организации переоценивается первый раз, то сумма уценки относится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Так сказано в пункте 15 ПБУ 6/01. При этом делается такая проводка: Дебет 84 субсчет "Переоценка основных средств" Кредит 01 - списана на непокрытый убыток сумма уценки основного средства. Помимо первоначальной стоимости объекта необходимо пересчитать еще и его амортизацию. Как это сделать? Прежде нужно рассчитать специальный коэффициент. Делают это следующим образом: рыночная стоимость основного средства, которую определили в результате переоценки К =———————————————————————————————— первоначальная стоимость основного средств до переоценки Затем этот коэффициент надо умножить на сумму амортизации, которая была начислена по основному средству до переоценки. Полученная величина и будет считаться амортизацией по переоцененному объекту. Результаты корректировки амортизации отражаются на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" следующей проводкой: Дебет 02 Кредит 84 субсчет "Переоценка основных средств" - списана на нераспределенную прибыль сумма уценки амортизации основного средства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные средства могут поступить на предприятие путем приобретения за плату или в обмен на другое имущество; сооружения и изготовления; внесения учредителями в счет вкладов в уставный капитал; безвозмездного получения; и в других случаях. На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, составляется Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту. Аналитический учет основных средств на предприятии ведется в бухгалтерии по классификационным группам, а внутри групп по инвентарным объектам и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за их сохранность. Каждому объекту присваивается инвентарный номер. На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка, являющаяся регистром аналитического учета. В карточке содержится наименование и номер объекта основных средств, номер акта и дата приемки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делаются отметки о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии. По местам использования учет основных средств ведут в инвентарных списках, в которых содержатся краткие сведения о каждом объекте, находящемся в эксплуатации. Синтетический учет основных средств согласно Плану счетов ведется на счете 01 "Основные средства", который предназначен для учета наличия и движения, как собственных основных средств, так и полученных на условиях финансовой аренды (лизинга), а также арендованных целостных имущественных комплексов, которые входят в состав основных средств. По дебету счета 01 "Основные средства" отражают: 1) поступление (приобретенных, созданных, бесплатно полученных) основных средств, зачисленных на баланс предприятия; 2) суммы расходов, связанные с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и пр.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта; 3) сумму дооценки стоимости объекта основных средств. Законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по достройке или оборудованию объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, зачисляются в основные средства с соответствующим увеличением уставного фонда в полной сумме всех фактически произведенных затрат (включая на доставку, монтаж, установку). Оборудование, не требующее монтажа, а также оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для постоянного запаса, инструмент и инвентарь по получении их производственными предприятиями и организациями зачисляются в основные средства в сумме затрат на приобретение, включая расходы на доставку. Капитальные вложения предприятий и организаций в насаждения, а также капитальные вложения инвентарного характера в земельные участки, недра и водные угодья включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Безвозмездно поступившие в установленном порядке объекты основных средств, не требующие монтажа, принимаются на учет по счету основных средств по первоначальной стоимости, указанной в документах о передаче.
Список использованной литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть I от 10 июня 1994г. N 51-ФЗ 2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» 3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» 4. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» 5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» 6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» 7. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина Бухгалтерский учет – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 576с. 8. Н. П. Кондраков Бухгалтерский учёт – М.: ИНФРА-М, 2001, 354 с. 9. Мордовкин А.В. Бухгалтерский учет и налогообложение основных средств. М.: «Главбух», 2001 – 534 с. [1] Мордовкин А.В. Бухгалтерский учет и налогообложение основных средств. М.: «Главбух», 2001 – 534 с., С.34 [2] П.4 раздела I Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ от 30 марта 2001 года № 26н [3] П.50 раздел III Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. № 34н [4] П.6 раздела I Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ от 30 марта 2001 года № 26н |