Реферат: Трансактный анализ Эрика Берна как метод оценки поведения личности
Название: Трансактный анализ Эрика Берна как метод оценки поведения личности Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Оренбургский государственный институт менеджмента Реферат по социальной психологии на тему: Трансактный анализ Эрика Берна как метод оценки поведения личности Выполнил: Мурзабулатов А. С. студент группы ЭУ-31 Проверила: Гостева Г. В. Оренбург – 2006 Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955г. В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция – это действие (акция), направленное на другого человека, это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: - Родительское (Родитель – Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения; - Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора; - Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся), возражающее детское Я. С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого – роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену; с позиции ребенка – роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя. В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение. Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Для того чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом, оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10 [см. Таблицу 1]. Таблица 1 Тест «Трансактный анализ общения»
Калькуляция теста
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД. Это свидетельствует о развитом чувстве ответственности, самообладании, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить (доминирующее положение В -составляющей). Достаточно высока доля Р -составляющей: с одной стороны – это способность учить, направлять, оценивать, осуждать и опекать; с другой стороны – чрезмерная категоричность и самоуверенность (учитывая, что эти качества находятся под контролем В -составляющей – это вполне приемлемо для делового общения; однако, в отношении с более близкими людьми это, хотя и редко, сводится к «упрямству»). |