Реферат: Отмена крепостного права в России 7

Название: Отмена крепостного права в России 7
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уральский государственный экономический университет.

Институт непрерывного образования.

Факультет сокращенной подготовки.

Кафедра менеджмент организации.

Контрольная работа.

По дисциплине: «Отечественная история».

На тему: «Отмена крепостного права в России».

Вариант:7

Студентки 1 курса гр. ЗСМ-10

Серковой Любови Алексеевны

Екатеринбург

2010г.

25. Становление современной российской государственности (1991-2004г.)

Становление российской государственности, органов власти, государственного и муниципального управления - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.

Руководству страны, общественно-политическим партиям и движениям, приходилось одновременно строить новое государство, выводить из паралича механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы, кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Стремление ряда субъектов Российской Федерации к "суверенизации", получившее широкое распространение еще в годы "перестройки" резкое падение авторитета органов власти и управления, игнорирование федеральных и иных законов, нормативных документов, постановлений ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.

Поиск цивилизованной системы государственного устройства, органов власти и управления шел в условиях сложнейших социально-экономических и социально-политических преобразований, в условиях перехода к рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания гражданского общества и правового государства.

При этом правовая основа российской государственности, функционирования федеральных и региональных органов власти, государственного и муниципального управления была довольно противоречивой, поскольку базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза.

Не удивительно поэтому, что становление новой российской государственности и ее законодательное оформление, поиск рационального устройства органов-властей управления, их состава и структуры, механизмов функционирования шел не столько постепенно, сколько очень медленно и неравномерно, методом проб и ошибок, путем принятия отдельных поправок к действовавшей Конституции РСФСР, законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

До сих пор далеко не завершена работа по разработке и принятию многих законов, имеющих исключительно важное значение для действующих органов власти и управления, государственной и муниципальной службы

Все это резко затрудняет деятельность органов власти и управления, отчасти делает их, с одной стороны безвластными, с другой -неуправляемыми со стороны общества, неподконтрольными ему, а действия их нередко нелегитимными, противоправными, а порой и опасными для настоящего и будущего России. Более того, все более распространенной и очевидной является ситуация, когда становится опасной для

12

законопослушных граждан и общества в целом даже власть, ограниченная правом, но

зачастую не считающаяся с ним, действующая по своему усмотрению, с позиций своих субъективных интересов. Не случайно борьба с коррумпированностью власти, в том числе высоких должностных лиц приобретает сейчас характер одной из важнейших государственных задач.

Реализовавшиеся в начале 90-х годов принципы государственного управления, согласно которым федеральные органы власти и управления ответственны лишь за макроэкономические проблемы, только координируют хозяйственную деятельность, не должны в условиях якобы "саморегулирующего рынка" заниматься государственным управлением, во многом показали свою несостоятельность. Они в значительной мере способствовали ослаблению влияния центра на регионы, потере управляемости экономикой из единого центра и должны быть во многом пересмотрены.

Подписание в марте 1992г. большинством субъектов РФ Федеративного договора, принятие Конституции РФ 1993г., развернувшийся затем процесс заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов Федерации сняли многие проблемы и противоречия между центром и регионами, но далеко не все. Продолжают сказываться негативные стороны федеративного устройства России, неравенства субъектов РФ в сфере реализации принципов бюджетного федерализма, экономического развития. Вызывает трения субъектов Федерации между собой и с центром то, что отчисления в федеральный бюджет не пропорциональны налоговой базе разных субъектов Федерации. Ряд субъектов федерации и органов местного самоуправления принимают законы, противоречащие положениям Конституции РФ и зачастую ставящие под сомнение силу и значимость федеральных законов, центральных органов власти и управления, не соблюдают или не исполняют федеральные законы, указы Президента РФ, судебные решения.

В России предстоит еще немало сделать, чтобы создать такое федеративное устройство, органы власти и управления которого смогут обеспечить действительную прочность и незыблемость единства и территориальной целостности страны, ее экономический, научно-технический и социально-политический прогресс.

Действенность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, в целом государственной власти и управления не может быть обеспечена в полной мере без совершенствования системы властных отношений управления и самоуправления на местном уровне.

В начале 90-х годов, в условиях гласности и демократизации представления о власти на местах как негосударственной власти, как самоуправления городов и сел вновь стали получать все больше сторонников. Все нагляднее становилась необходимость реформирования сложившейся практики местного управления, выведения местных

13

органов власти из строгой иерархии государственных органов.

Местные Советы народных депутатов, несмотря на все громкие слова об их народном характере, самостоятельности, демократичности, на деле во многом являлись лишь "агентами", нижним звеном центральной власти на местах, не имели должной самостоятельности. Дело не только в том, что местные Советы в условиях "демократического" централизма вынуждены были строго исполнять все предписания вышестоящих Советов, которые к тому же могли отменить любое неугодное им решение местных органов, аргументируя это его нецелесообразностью или незаконностью. Было не обязательно даже что-то запрещать им они все равно полностью зависели от материальных и финансовых ресурсов, выделяемых вышестоящими инстанциями. К тому же, когда каждое предприятие, учреждение или организация в любом населенном пункте обязательно были государственными или колхозно-кооперативными, то всякое решение какого-либо вопроса принимало видимость как бы государственной проблемы. При таком государственном устройстве не могло быть и речи о вопросах чисто местного значения. Но всякий раз, когда государство берется решать чисто местные проблемы, гражданин всегда оказывается в роли просителя, "маленького винтика".

В последние годы в стране проделана значительная работа по развитию местного самоуправления, по созданию и реализации федеральных законов и законодательных актов субъектов Федерации, регулирующих различные аспекты функционирования местного самоуправления.

Вместе с тем, еще не до конца преодолены противоречия между органами государственной власти на уровне субъектов Федерации и органами местного самоуправления, стремление первых ущемить интересы вторых, перераспределить в свою пользу муниципальную собственность, доходы, создаваемые в муниципальных образованиях.

Руководителями многих регионов формирование реального местного самоуправления воспринимается как покушение на их власть. Некоторые из них активно сопротивляются тому, чтобы передать "вниз", как того требует Закон, контроль над рядом управленческих функций, а тем более часть средств.

Не завершена работа по созданию необходимого законодательства РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, по приведению всех действующих в этой сфере правовых актов в полное соответствие с Конституцией РФ и Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления".

К сожалению, почти повсеместно муниципальные образования все еще не имеют возможности в полном объеме заниматься вопросами своей компетенции, создавать необходимую для этого финансовую и материальную базу.

Исключительно важное значение для повышения эффективности функционирования

14

власти и управления, их оптимального взаимодействия с населением и общества в целом,

имеет успешное решение проблемы кадрового обеспечения органов государственной и муниципальной власти и управления, местного самоуправления, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, подбора, расстановки, аттестации и рационального использования, оптимальной организации деятельности государственной и муниципальной службы как правового и социального института.

Проводимые в стране реформы государственного и местного управления и самоуправления открывают перспективы для стабильного решения федеральных, региональных и местных проблем, совершенствования организации и функционирования всех властных и управленческих структур и для решения социально-экономических и политических проблем развития всего общества, вывода его из затянувшегося кризисного состояния.

Происходящие позитивные и негативные перемены во всех областях хозяйственной и духовной жизни народа, как известно, самым тесным образом связаны с организацией государственной власти в центре и на местах, с вопросами развития самоуправления, с подготовкой высококвалифицированных кадров для этих органов. Овладев наукой управления, правовыми и социально-экономическими основами новой российской государственности и механизмом их реализации, работники органов власти и управления будут успешнее решать сложные задачи перехода к социально ориентированной рыночной экономике, подъему культуры и уровня жизни народов России, становления гражданского общества и правового государства. Но для этого весьма необходимо сделать власть не только действительно властной, но и управляемой, подконтрольной обществу, а управление –властным, правомочным и по настоящему эффективным, но в то же время тоже подконтрольным и подотчетным обществу.

15

Отечественная история.

Тесты и контрольные задания

Вариант: 9.

1в,2а,3б,4-4,5-3,6г,7г,8а,9а,10а,11б,12г,13б,14б,15б,16б,17а,18а,19в,20б,21г,22а,23б,24а.

11

Содержание.

Тема 7. Отмена крепостного права в России.

1. Внутренние и внешние причины буржуазных реформ 60-70-х годов ХIХв.

2. Отмена крепостного права и ее значение.

3. Либеральные реформы 60-70-х годов (земская, судебная, военная, финансовая, народного просвещения).

4. Изменения в экономическом и социально-политическом строе в результате реформ.

Список используемой литературы.

2.

1. Внутренние и внешние причины буржуазных реформ 60-70-х годов Х I Х в.

Вопрос об отмене крепостного права достаточно назрел к середине XIX века как в силу моральных мотивов, так и по практическим соображениям.

Если теоретическая мысль и моральное чувство объединяли русских людей в одинаковом пожелании крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия указывали на естественное вырождение старого крепостного порядка. Под влиянием государственного роста, завоеваний XVIII века и успехов внешней торговли Россия первой половины XIX века "разрывала с натуральным строем прежнего времени, в котором обмен и обрабатывающая промышленность играли незначительную роль, и быстро переходила к расширению обмена и к увеличению фабрично-заводского производства" (Довнар-Запольский).

В XVIII в. мануфактурная промышленность России не уступала западноевропейской. Однако к середине XIX в. возникло несоответствие между масштабами территориальных владений империи Романовых и уровнем ее экономического развития.. Экономическое банкротство феодального режима стало очевидным. Производительные силы огромной страны были скованы господством крепостничества.

Конфликт между производственными отношениями феодального способа производства и развитием производительных сил обострялся. За первую половину XIX в. Россия продвинулась вперед в экономическом отношении. Расширились площади агрикультуры и масштабы колонизации (южных областей Украины, Поволжья, Приуралья, Сибири), возросли товарооборот и объем мануфактурного производства, начался промышленный переворот. Однако к началу реформы 1861 г. разрыв в уровне промышленного развития России и передовых стран Запада (Англия, Голландия, Франция) оказался большим, а Крымская война 1853-1856 гг. показала промышленную отсталость России.

Причины отставания очевидны. Крепостничество налагало отпечаток на все стороны жизни страны. Сельское хозяйство было сковано крепостным режимом и не могло развиваться. Разные формы крепостничества сохранились и в промышленности, тормозили ее развитие.

Важнейшим проявлением кризиса крепостного сельского хозяйства явилась социальная дифференциация в деревне. Перед реформой в помещичьих имениях нечерноземной полосы оброк составлял 80 %. Помещики избегали расширять господскую запашку, гнали крестьян на всякого рода промыслы. Создание прибавочного продукта все больше переносилось за пределы феодального поместья. На оброке состояли все удельные крестьяне.

Однако в поместьях черноземной полосы на долю оброчников перед реформой 1861 г. приходилось только 28,8 % крепостных крестьян. В Левобережной Украине оброчники

3

составляли до 0,7%. За первую половину XIX в. оброки увеличились в 23 раза.

Одновременно увеличивалась барщина, которая выходила за рамки трех дней. Крепостным приходилось работать на господском поле целую неделю. Но подневольный барщинный труд оказывался непригодным для улучшенных способов производства один из ученых хозяев того времени справедливо заметил, что барщиной обычно называлось то, что "медленно, нерадиво, без всякой охоты делается". Поэтому среди крепостных владельцев к середине XIX века выросло разочарование в успехе их земельного и фабричного хозяйства и сознание того, что они попали в кризис.

Недовольны положением дел были даже те помещики, которые в черноземной полосе вели барщинным трудом примитивное полевое хозяйство. Плотное крепостное население черноземного района, не уходившее в отхожие промыслы и не имевшее кустарных, умножилось настолько, что не все могли быть использованы на пашне. Некуда было девать рабочие руки. Это, естественно, порождало мысль о необходимости коренных хозяйственных перемен и даже о преимуществах наемного труда.

Затрудненность хозяйственной обстановки помещиков усложнялась их долгами. По некоторым подсчетам, к середине XIX века в среднем задолженность помещиков государству составляла более 69 рублей с души крепостных, что составляло более 2/3 их средней стоимости. Столь огромная задолженность была вызвана как тяжестями военного времени, так и хозяйственными неудачами и неумением жить соответственно своим доходам.

Сознание хозяйственного кризиса угнетало помещиков настроение недовольной крепостной массы их пугало недостаток денежных средств приводил к мысли о несовершенствах и устарелости крепостного порядка. Даже те помещики, которые не были захвачены высокой освободительной идеей, думали, что скоро конец старого порядка, и не сомневались в том, что нужна его реформа они только боялись, что реформа окончательно их разорит.

Таким образом, к середине XIX века в стране ухудшились и обострились крепостные отношения у помещиков они возбуждали опасения за будущее, а у крепостных рост недовольства своим нищенским состоянием.

Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 1856 год произошло 66 выступлений, то за 1859 — уже 797 [1]. Значительную роль в отмене крепостного права играли нравственный аспект и вопрос государственного престижа.

4

2. Отмена крепостного права и ее значение.

В начале своего царствования император Александр II заявил о том, что будет продолжателем политических принципов императоров Александра I и Николая I. Однако практика нового правительства показала существенные отличия его приемов от предшествующего режима.

Одновременно с этим манифестом, в том же марте 1856 г., государь, принимая представителей московского дворянства в Москве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве "Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу".

Статистические работы о числе и распределении крепостных крестьян по губерниям Европейской России велись в рамках подготовки реформы по отмене крепостного права 1861 года. Еще в 1858 году в Санкт-Петербурге вышла работа А.Г. Тройницкого "О числе крепостных людей в России". Но обобщающей стала книга "Крепостное население в России, по 10-й народной переписи", изданная в 1861 году. Проделанная работа позволяла получить необходимые сведения о масштабах крепостного права в России и хотя бы приблизительно просчитать социальные и экономические последствия предстоящих реформ.Исследование А.Г.Тройницкого имело большое значение для новой реформаторской политики Александра II.

В годовщину своего вступления на престол, 19 февраля 1861 г., император Александр II подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права и утвердил "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". 5 марта "воля" была обнародована.

Государственная власть не видела в этом никакого нарушения прав помещиков. В своей речи Государственному совету император Александр указывал на то, что крепостное право в Росси имело государственный характер "Право это установлено самодержавной властью, и только самодержавная власть может уничтожить его".

В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой.

По закону крестьяне получили право выкупить у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по соглашению с помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещиков и назывались временно-обязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками.

Выкуп производился по заключении соответствующих договоров ("уставных грамот"), при

5

этом казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель,

отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49

лет погасить свой долг государству ежегодными взносами "выкупных платежей" (в размере 6 % с выкупной ссуды).

Крестьянские надельные земли не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских "дворов" (семейств). Они передавались во владение крестьянским обществам, в которые соединялись по месту жительства вышедшие из крепостной зависимости крестьяне. Общества "уравнительно" распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и все подати (государственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща, миром, который был связан "круговою порукою", т.е. коллективной ответственностью, и потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных членов. Поэтому каждый крестьянин был "приписан" к своему обществу

Дворовые люди, находившиеся в личном услужении помещикам и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела, и по прошествии двух лет временно-обязанного состояния под властью помещиков могли приписаться к какому-нибудь сельскому или городскому обществу.

В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распространены на "удельных крестьян", а в 1866 г. на крестьян государственных, составлявших около 10 млн. душ мужского пола, т.е. около половины всего крестьянского населения России. Последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну.

Земельное обеспечение удельных и государственных крестьян было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян средний размер надела на душу мужского пола составлял у крестьян удельных 4,8 десятины, у государственных около 6 десятин.

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиками и их крестьянами как о размерах надела, так и о всяких обязательных отношениях крестьян к их бывшим господам. Это соглашение надлежало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года со дня освобождения.

Конечно, нельзя было надеяться, что помещики и крестьяне сами сумеют достичь мирного и справедливого конца своих отношений. Поэтому для разбора могущих возникнуть недоразумений, споров и жалоб была учреждена должность мировых посредников, избираемых из местных дворян. Мировые посредники должны были следить за правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами, выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты. Они наблюдали за ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях. О важнейших и сомнительных делах посредники докладывали уездному мировому съезду, состоявшему из мировых посредников всего уезда. Общее же руководство делом крестьянской

6

реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства.

Так было совершено великое дело отмены крепостного права. Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный (21-22 млн.) общественный класс. Прежде для управления им довольствовались помещичьей вотчинной властью. Теперь же управлять им должно было государство. Старые екатерининские учреждения, установившие в уездах дворянское самоуправление, уже не годились для нового, состоявшего из различных сословий, уездного населения. Необходимо было заново создать местную администрацию и суд. Крестьянская реформа, таким образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.

7

3.Либеральные реформы 60-70-х годов (земская, судебная, военная, финансовая, народного просвещения).

С отменой крепостного права пришлось реформировать органы местного самоуправления. По закону 1 января 1864 г. были созданы земства. Выборы депутатов-гласных- в состав уездного земского собрания проходили по трем избирательным категориям (куриям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьян. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. Исполнительными органами были губернские и уездные земские управы.

В 1870 г. была проведена городская реформа. В городские думы выборы проходили по трем группам налогоплательщиков: мелких, средних и крупных. Городской голова и управа избирались думами. Органы самоуправления занимались коммунальным хозяйством, благоустройством, школами, больницами.

С 1864 г.началась судебная реформа, были созданы судебные округа. В окружном суде обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого защищал адвокат(присяжный поверенный).Рассмотрение дел было устным, состязательным, публичным, гласным. Окружной суд являлся бессословным. После судебных прений присяжные заседатели выносили свое мнение. На основании вердикта присяжных суд выносил приговор. Коронных судей министр юстиции назначал пожизненно. Они считались независимыми от административных органов и полиции. Второй инстанцией были судебные палаты по уголовным и гражданским делам, третьей - департаменты Сената. Император сохранил право помилования.

Мелкие уголовные и гражданские дела разбирали мировые судьи, избираемые земским собранием или городской думой. Спорные вопросы рассматривались съездом мировых судей. Царь хотел дать русскому народу «суд скорый, правый и милостивый». Сохранились особые суды для духовенства, военных, в некоторых министерствах. Судебная реформа считалась прогрессивной, способствовала формированию правовой культуры у населения.

1 января 1874 г был принят закон, отменивший рекрутскую повинность.Воинская обязанность стала всесословной, единой для мужчин, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья.Фактически отбор в армию происходил по жребию,т.к.призывные контингенты превышали необходимое для армии число новобранцев.

Реформы способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения.

8

4. Изменения в экономическом и социально-политическом строе в результате реформ.

Опубликование "положений" о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. "Колокол" Герцена в статьях Огарева провозгласил, что крепостное право в действительности вовсе не отменено и что "народ царем обманут".

С другой стороны, сами крестьяне ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием "временно обязанных". В некоторых местах произошли волнения, ибо крестьяне думали, что господа спрятали настоящую царскую волю и предлагают им какую-то подложную. В с. Бездна Казанской губернии дошло до того, что войска стреляли в толпу крестьян, причем было свыше 100 человек убитых и раненых.

Весть о бездненском усмирении произвело удручающее впечатление в обществе и вызвало ряд антиправительственных демонстраций. Осенью 1861 г. происходили серьезные студенческие волнения в Петербурге, в Москве, в Казани, в Киеве, и в этом же году появились первые нелегально изданные революционные прокламации "Великорусс", "К молодому поколению" и др. В стране резко активизировалось революционное движение.

В этот период произошло относительное обнищание крестьянства, его поляризацию, выделение из среды крестьянства новых классов - сельской буржуазии и сельского пролетариата.

Эволюция помещичьего хозяйства состояла во все большей интенсификации земледелия на базе широкого использования наемного труда, применения сельскохозяйственных машин.

Капиталистическая система, при которой обработка помещичьей земли производилась вольнонаемными рабочими с применением машин и минеральных удобрений, преобладала в Прибалтике, на Правобережной Украине, в Новороссии и на Северном Кавказе. Батраки рекрутировались из беднейших крестьян, которые продавали или бросали свои мизерные наделы и уходили на заработки. Число батраков в 1890 году достигало 3,5 млн. человек (около 20% всего мужского населения рабочего возраста).

Процесс развития капитализма в сельском хозяйстве России вел ко все большему распространению капиталистической системы помещичьих хозяйств и вытеснению отработочной. При этом земля разорившихся помещиков сплошь и рядом попадала в руки наиболее крупных дворян, а также купцов и сельской буржуазии.

9

Литература

1. История России с древнейших времен до второй половины XIX века.

2. Фортунатов В.В. Отечественная история для гуманитарных вузов 2009.

5. Бюллетень Население и общество № 293 – 294 от 18 июня - 1 июля 2007

10

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уральский государственный экономический университет.

Институт непрерывного образования.

Факультет сокращенной подготовки.

Кафедра менеджмент организации.

Контрольная работа.

По дисциплине: «Отечественная история».

На тему: Тесты и контрольные задания.

Вариант: 9

Студентки 1 курса гр. ЗСМ-10

Серкова Любовь Алексеевна

Екатеринбург

2010г.