Реферат: Фондовые биржи 2

Название: Фондовые биржи 2
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ФОНДОВОЙ БИРЖИ В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 6

1.1 Понятие фондовой биржи и фондового рынка 6

1.2 Классификация операций фондовой биржи 8

1.3 Функции фондового рынка в системе макроэкономического равновесия 11

2 АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА 13

ФОНДОВЫХ БИРЖ В КАЗАХСТАНЕ 13

2.1 Анализ этапов развития фондовых бирж в Казахстане 13

2.2 Анализ деятельности фондовых бирж Казахстана 14

2.3 Анализ проблем развития фондового рынка Казахстана 16

3 ПЕРСПЕКТИВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 19

3.1 Взаимодействие Казахстана и стран СНГ в развитии фондового 19

рынка 19

3.2 Государственная поддержка развития фондового рынка 20

зАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25


Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что фондовый рынок в Казахстане сегодня находится в процессе развития, и функционирование его связано с рядом проблем, в частности эксперты выделяют такие проблемы как, не разработанность законодательства, отсутствие государственной поддержки и неразвитый рынок ценных бумаг.

Свое видение того, как должен развиваться фондовый рынок, глава государства Нурсултан Назарбаев изложил в выступлении на IV Конгрессе финансистов. По его мнению, чтобы РЦБ соответствовал современным требованиям, необходимо провести целый комплекс мероприятий.
Во-первых, предпринять шаги по совершенствованию корпоративного управления и повышению прозрачности деятельности компаний. Пакеты акций крупных государственных компаний будут переданы в создаваемый государственный холдинг, часть госпакета будет продана на фондовом рынке. «В результате на рынке начнут обращаться долевые бумаги первоклассных эмитентов, появится институт независимых директоров в составах советов директоров наших национальных компаний, что значительно улучшит качество корпоративного управления», - сказал президент.

Во-вторых, необходимо насытить рынок новыми инструментами. В первую очередь речь идет о проектных облигациях. Для их выпуска, по мнению Нурсултана Назарбаева, следует отобрать несколько значимых для экономики страны инвестиционных проектов, например, инфраструктурные проекты по строительству железных и автомобильных дорог, вокзалов и морских портов. Именно с выводом на фондовую биржу новых инвестиционных проектов можно решить проблему их финансирования.

В-третьих, необходимо принять закон о защите прав инвесторов. Инвестор должен быть уверен в том, что его права защищены законом, что никто и ни при каких обстоятельствах не сможет получить информацию о его финансовых активах и сбережениях. Кроме того, в стране нужно создать соответствующую инфраструктуру для привлечения населения в качестве инвесторов на фондовый рынок. Проект по созданию единого трансферагента, как предполагается, будет реализован на базе «Казпочты», которая имеет свои отделения даже в самых отдаленных и малонаселенных пунктах республики. Именно работники «Казпочты» будут оказывать услуги по приему и передаче документов между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их клиентами, а по сути - обучать население технологиям поведения на рынке ценных бумаг и прививать ему инвестиционную грамотность.

Объект исследования – экономическая теория.

Предмет исследования – фондовые биржи Республики Казахстан.

Цель работы – изучение проблем и перспектив развития фондовых бирж Республики Казахстан.

Задачи:

1) систематизировать учебный материал, посвященный проблеме исследования фондовых бирж Республики Казахстан;

2) дать характеристику особенностям развития фондовых бирж в Казахстане;

3) дать понятие фондовая биржа и фондовый рынок;

4) описать функции фондовых бирж в экономике;

5) проанализировать проблемы развития фондовых бирж и описать перспективы их развития.

Методологию исследования составляет анализ теоретического и статистического материала.

Основные источники: Закон РК, О фондовых биржах, Концепция развития рынка ценных бумаг в Казахстане на 2005-2007 гг. Экономическая теория под ред. Камаева А.М.


1 Характеристика места фондовой биржи в системе макроэкономического равновесия

1.1 ПОНЯТИЕ ФОНДОВОЙ БИРЖИ И ФОНДОВОГО РЫНКА

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)
фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п [3, с. 24].

Следует отметить, что практически все рынки находят отражение в инструментах рынка ценных бумаг. Так, например, рынок вновь
произведенной продукции и услуг представлен коносаментами, товарными фьючерсами и опционами, коммерческими векселями; рынок земли и природных ресурсов - закладными листами, акциями, облигация-
ми, обеспечением которых служат земельные ресурсы и т.д

Фондовый рынок является сегментом как денежного рынка, так и
рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д.

В рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным
механизмом перераспределения денежных накоплений. Фондовый рынок
создает рыночный механизм свободного, хотя и регулируемого, пере-
лива капиталов в наиболее эффективные отрасли хозяйствования [11, с. 32].

Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:

1) субъекты рынка (собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);

2) органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по
ценным бумагам, Национальный банк, Минфин и т.д.);

3) саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);

4) инфраструктура рынка (правовая, информационная (финансовая пресса, системы фондовых показателей и т.д.), депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для государственных и частных бумаг часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые системы),

Субъектами рынка ценных бумаг являются [7, с. 15]:

1) эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов,
юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от свое-
го имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

2) инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав
(население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.);

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности), по Закону Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 20.03.96г.

Любой фондовый рынок делится на первичный и вторичный. Первичный рынок объединяет фазу конструирования нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение. Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный рынки [9, с. 32].

Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по другим критериям:

1) по территориальному принципу (международные, национальные и
региональные рынки);

2) по видам ценных бумаг (рынок акций и т.п.);

3) по видам сделок (кассовый рынок, форвардный рынок и т.д.);

4) по эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг и т.п.);

5) по срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг);

6) по отраслевому и другим критериям.

Фондовая биржа - это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональны-
ми участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.

Признаки классической фондовой биржи:

1) это централизованный рынок, с фиксированным местом торговли, т.е. наличием торговой площадки;

2) на данном рынке существует процедура отбора наилучших то-
варов (ценных бумаг), отвечающих определенным требованиям (финан-
совая устойчивость и крупные размеры эмитента, массовость ценной
бумаги,как однородного и стандартного товара, массовость спроса,
четко выраженная колеблемость цен и т.д.);

3) существование процедуры отбора лучших операторов рынка в
качестве членов биржи;

4) наличие временного регламента торговли ценными бумагами и
стандартных торговых процедур;

5) централизация регистрации сделок и расчетов по ним;

6) установление официальных (биржевых) котировок;

7) надзор за членами биржи (с позиций их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового
рынка).

Всего в мире около 150 фондовых бирж, крупнейшими являются
следующие: Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская,
Тайваньская, Сеульская, Цюрихская, Парижская, Гонконгская и биржа Куала Лумпур.

1.2 Классификация операций фондовой биржи

Фондовая биржа представляет собой наиболее организованную часть рынка ценных бумаг. Для нее характерны унифицированные правила прове­дения операций с ценными бумагами. По своему правовому статусу фондо­вые биржи могут являться ассоциациями (США), акционерными обществами (Великобритания, Япония) или правительственными органами, подчиненными министерству финансов (Франция). Членами биржи могут быть только спе­циализированные на операциях с ценными бумагами биржевые (брокерские) фирмы. Ключевые позиции на крупнейших фондовых биржах обычно занимает 10-15 ведущих брокеров, каждый из которых обладает огромным собствен­ным капиталом [11, с. 27].

Для корпорации добиться права котировки своих акций на фондовой бирже весьма непросто. Принятие акций корпорации к котировке на Нью-Йоркской фондовой бирже, например, означает ее вступление в «высшее общество» американского бизнеса (условия принятия акций для котировки на Нью-Йоркской фондовой бирже будут рассмотрены подробно в следующей главе). Такого права добиваются лишь корпорации с первоклассной репу­тацией, имеющие большое число акционеров и рыночную стоимость акций, измеряемую, по крайней мере, сотнями миллионов долларов. Почетные мес­та в числе таких элитных фирм занимают сверхкорпорации типа IBM, сум­марная стоимость акций которой превышает 100 млрд. долл., или AT&T с ее почти 2 млн. акционеров.

Большая часть совершаемых на фондовой бирже операций имеет непро­изводительный характер: по своему содержанию они представляют лишь перемещение стоимости (или титула стоимости) из одних рук в другие. Существует лишь одна операция фондовой биржи, которую можно рассматри­вать как производительную - это размещение новых ценных бумаг. В тех случаях, когда государство размещает заем или когда создается новое акционерное общество, обычно происходит инвестирование капитала, прямо или косвенно создаются стимулы для расширения сферы производства. По­добные операции влекут за собой также и усиление процессов концентра­ции и централизации капитала.

За день на крупнейших фондовых биржах мира осуществляются операции с десятками миллионов акций. Основными видами биржевых операций явля­ются непосредственная купля и продажа акций, а также заключение сроч­ных сделок. Как и любой другой рынок, биржа не только опосредует обра­щение капиталов, инвестированных в ценные бумаги, но является одновре­менно и ареной спекулятивных махинаций. Значительная часть биржевых операций ориентирована на получение спекулятивной прибыли в связи с использованием постоянных колебаний рыночных цен (курсов) ценных бу­маг. Биржевая спекулятивная игра может осуществляться как в расчете на повышение курса акций (игроков, придерживающихся такой стратегии, на­зывают быками), так и в надежде на падение курса (их называют медведя­ми).

При осуществлении спекулятивных сделок принимается во внимание не только прибыль, но и степень риска. Все совершаемые на фондовой бирже сделки можно разделить на три группы: сделки с полной гарантией; нор­мально-спекулятивные сделки; сверхспекулятивные сделки, риск по кото­рым невозможно учесть.

К первой группе относятся операции с ценными бумагами государства, ТНК; ко второй - с акциями и облигациями промышленных фирм, банков и т.п.; к третьей - с новыми эмиссиями ценных бумаг малоизученных ком­паний, впервые попавших в биржевой оборот. Естественно, что риск может быть чреват разными последствиями.

Однако было бы неправильно сводить к спекуляции всю деятельность биржи, уподобляя ее гигантскому игорному дому. Это не так, ибо биржа играет конструктивную роль в системе капиталистического производства, придавая необходимые динамизм и гибкость инвестиционному процессу.

На фондовой бирже широко распространены срочные сделки. Под этим видом биржевых операций подразумевается заключение сделки, дающей пра­во приобрести в течение оговоренного срока определенное количество акций по курсу, установившемуся в момент заключения сделки, или обязы­вающей совершить эту покупку. Понятно, что покупатель ценных бумаг выигрывает в том случае, если в течение срока до покупки акций проис­ходит возрастание их курса.

Помимо унифицированных услуг по операциям с ценными бумагами, фон­довые биржи играют сегодня важную информационную роль, снабжая держа­телей и потенциальных покупателей акций как оперативной информацией (индексы Джоу-Джонса, СП/300 и СП/500), так и подробными аналитически­ми отчетами, содержащими также и прогноз конъюнктуры рынка ценных бу­маг. Однако, несмотря на доступность информации и широкий спектр пре­доставляемых консультационных услуг, предсказать динамику текущих ры­ночных цен (курсов) конкретных корпораций оказывается чрезвычайно трудно: слишком велико число факторов, в том числе и внеэкономического порядка, оказывающих на них свое влияние.

Сущность всех проводимых на фондовой бирже операций была подытоже­на Ф. Энгельсом: «Биржа - это учреждение, в котором буржуа эксплуати­руют не рабочих, а друг друга», т.е. в ходе биржевых операций прибавочная стоимость, созданная в сфере материального производства, лишь перераспределяется между владельцами ценных бумаг.

1.3 Функции фондового рынка в системе макроэкономического равновесия

Функции фондовой биржи [10, с. 16]:

1) создание постоянно действующего рынка;

2) определение цен;

3) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их цена и условия обращения;

4) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников;

5) выработка правил;

6) индикация состояния экономики, её товарных сегментов и фондового рынка.

Основная роль фондовой биржи заключается в обслуживании движения денежных капиталов, которое опосредует распределение и перераспределение национального дохода как в целом в народном хозяйстве, так и между социальными группами, отраслями и сферами экономики.

Фондовая биржа выполняет следующие функции: - мобилизацию и концентрацию временно свободных денежных накоплений и сбережений путем продажи ценных бумаг биржевым посредникам на первичном и вторичном фондовых рынках; -кредитование и финансирование государства и частного сектора путем покупки их ценных бумаг на первичном рынке и перепродажи на вторичном, а также кредитование и финансирование биржевых спекулянтов путем осуществления сделок на вторичном рынке; - концентрацию операций с ценными бумагами, установление на них цен, отражающих уровень и соотношение спроса и предложения.

Под первичным рынком специалисты понимают рынок, на котором происходит продажа впервые выпущенных бумаг (или новых партий таких бумаг), а под вторичным рынок, на котором ведется торговля уже обращающимися бумагами.


2 Анализ макроэкономического механизма

фондовых бирж в Казахстане

2.1 Анализ этапов развития фондовых бирж в Казахстане

17 ноября 1993 года Национальный Банк Республики Казахстан и двадцать три ведущих казахстанских коммерческих банка приняли решение создать валютную биржу. Существовавший до этого Центр проведения межбанковских валютных операций (Валютная биржа) являлся структурным подразделением Национального Банка. Основной задачей, поставленной перед новой биржей, являлись организация и развитие национального валютного рынка в связи с введением тенге. Как юридическое лицо биржа была зарегистрирована 30 декабря 1993 года под наименованием «Казахская Межбанковская Валютная Биржа» в организационно-правовой форме акционерного общества закрытого типа.

03 марта 1994 года биржа была перерегистрирована под наименованием «Казахстанская Межбанковская Валютная Биржа», что объяснялось необходимостью приведения наименования биржи в соответствие с действовавшим законодательством.

В течение первых двух лет существования биржа занималась организацией торгов только иностранными валютами. Однако уже в августе 1994 года Правлению биржи было дано поручение Биржевого совета начать проработку вопроса о развитии биржевого сервиса на рынке ценных бумаг, а для отражения направления дальнейшей деятельности биржи общее собрание ее акционеров приняло решение изменить наименование биржи на «Казахстанская межбанковская валютно-фондовая биржа».

Под новым наименованием биржа была перерегистрирована 12 июля 1995 года.

Новый закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 05 марта 1997 года ограничивал деятельность фондовой биржи только ценными бумагами, общее собрание акционеров биржи в апреле 1997 года приняло решение о ее реорганизации путем выделения в отдельное юридическое лицо ЗАО «Алматинская биржа финансовых инструментов» (AFINEX), которое было зарегистрировано 30 июля 1997 года. С 01 сентября этого года на торговую площадку AFINEX были переведены торги иностранными валютами и срочными контрактами. Сама Казахстанская фондовая биржа прошла перерегистрацию 03 июля 1997 года под своим прежним наименованием и 19 сентября этого года провела первые торги негосударственными эмиссионными ценными бумагами.

С 1999 года началось развитие биржевого рынка корпоративных облигаций, первые из которых были включены в официальный список биржи 01 февраля этого года. 1999 год отмечен также запуском с 05 июля биржевого сектора операций репо по государственным ценным бумагам и проведением 07 июля первого аукциона по размещению муниципальных облигаций.

Сегодня биржа представляет собой универсальный финансовый рынок, который условно можно разделить на четыре основных сектора: рынок иностранных валют, рынок государственных ценных бумаг, в том числе международных ценных бумаг Республики Казахстан, рынок акций и корпоративных облигаций, рынок деривативов.

2.2 Анализ деятельности фондовых бирж Казахстана

В 2005 г. отмечен значительный рост суммарного объема операций на Казахстанской фондовой бирже (KASE), достигший почти 25 млрд долл. (около 4 трлн тенге). Приведенный объем операций является самым большим годовым оборотом биржи за всю историю ее существования. При этом объем операций с государственными ценными бумагами (ГЦБ) на KASE, включая облигации местных исполнительных органов, во всех секторах рынка превысил 20 млрд долл. (3084,5 млрд тенге). Объем операций с негосударственными эмиссионными ценными бумагами (НЦБ) на KASE достиг эквивалента 767,6 млн долл. (118,6 млрд тенге). В секторе купли/продажи НЦБ наибольший объем оборота наблюдался у корпоративных облигаций, индексированных по изменению курса тенге [20;].

Всего в заключении сделок на KASE в 2005 г. принимали участие 55 организаций, являющихся членами биржи по различным категориям.

Таким образом, очевидно, что основными операторами казахстанского фондового рынка в настоящий момент являются крупнейшие банки и компании по управлению пенсионными активами (КУПА).
В структуре биржевого оборота в 2005 г. преобладали сделки репо - 75%.

Рынок иностранных валют остается на 2-м месте (после репо) по величине годового оборота на KASE. Его объем несколько вырос за счет увеличения объемов реализации на бирже валютной выручки экспортеров и активизации импортеров, которые завозили в страну в основном инвестиционные товары. Последнее является следствием быстрого роста производства при относительно неразвитом импортозамещающем машиностроении.

В 2006 организована 1-я международная Конференция в городе Алматы на тему «IPO в Казахстане», во время которой представлена презентация Регионального финансового центра города Алматы. Проведены переговоры с крупными инвестиционными банками и компаниями России, «Renaissance Capital», «Тройка Диалог», «КИТ финанс», «АТОН», «АТОЛ» по вопросам открытия офисов и представительств в Республики Казахстан для работы на РФЦА. Достигнуты договоренности с банком «Credit Suisse», крупнейшей английской брокерской конторой «Numis» об открытии офиса в Алматы. Проведена презентация Регионального финансового центра города Алматы в Лондоне на конференции, организованной Лондонской фондовой биржей. Прорабатывается вопрос о проведении в Алматы совместной конференции с Лондонской фондовой биржей на тему «Развитие фондовых рынков в Казахстане и Центральной Азии».

За первые 11 месяцев 2006 года объем операций репо на Казахстанской фондовой бирже (KASE) составил 12 649,6 млрд тенге ($100 726,2 млн) и вырос относительно соответствующего периода прошлого года на 70,0% (на 79,9% в долларовом выражении).

В 2005 году объем соответствующих операций на KASE составил 8 090,4 млрд тенге ($60 848,2 млн).

2.3 Анализ проблем развития фондового рынка Казахстана

Потенциал бирж, который может заметно повлиять на экономику Казахстана, сегодня почти не используется. Эти структуры выпали из экономических процессов, а их деятельность практически свернута. Между тем, возрождение фондового рынка может принести отечественному бизнесу то, чего ему так не хватает – прозрачность и конкурентность.

Реанимировать фондовый рынок - вот главная задача правительства в ближайшие годы. Именно в этих целях была разработана Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы. Авторы внушительного по объему и емкого по содержанию документа - Агентство финансового надзора, Национальный банк, а также Министерство финансов и Министерство экономики и бюджетного планирования - отразили в бумаге многолетние чаяния не только властной вертикали, но и институциональных инвесторов, которые испытывают большие трудности по инвестированию своих активов.

Главное, что предстоит сделать теперь - запустить рынок акций, значительно расширить возможности для выпуска новых видов ценных бумаг, обеспечить предсказуемость государственной политики заимствования, так как поведение правительства на фондовом рынке является примером для корпоративных эмитентов. Как справедливо подметил председатель Агентства финансового надзора (АФН) Болат Жамишев, ГЦБ должны стать полноценным «бенчмарком» рынка - в противном случае дальнейшее развитие рынка ценных бумаг невозможно.

Самым динамично развивающимся в настоящее время является рынок корпоративных облигаций: ежегодно он увеличивается более чем на 100%. И перспективы роста довольно неплохие. Накопительные пенсионные фонды, банки, страховые организации имеют право вкладывать свои активы только в ценные бумаги, включенные в официальные списки. Поэтому объемы биржевой торговли корпоративными облигациями стабильно растут, и спрос со стороны институциональных инвесторов постоянно увеличивается.
Однако, несмотря на хорошие тренды и оптимистичные прогнозы по росту биржевых оборотов, специалисты говорят о небольшом клане эмитентов и, соответственно, незначительном количестве действующих выпусков облигаций. Так, по данным на 1 апреля 2004 года зафиксировано всего 75 действующих выпусков облигаций: 48 выпусков облигаций (29 эмитентов) включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи (KASE) по категории «А» и 11 выпусков (11 эмитентов) - по категории «В».

В принципе, такой стране, как Казахстан, можно было бы работать на бирже и с таким количеством эмитентов, но дело в том, что последние ведут себя неадекватно. Крупные акционеры, как правило, покупают большие пакеты акций компаний, чтобы сохранить контроль над предприятиями. И в дальнейшем эти акции не продаются. С облигациями происходит то же самое: инвесторы удерживают их обычно до погашения, отнюдь не стремясь проводить спекулятивные сделки, которые, собственно, и должны развивать рынок ценных бумаг. Кроме того, казахстанские компании предпочитают развиваться за счет собственных средств или, в крайнем случае, за счет банковских кредитов. Они не ставят своей целью проводить дополнительные эмиссии акций или облигаций, прежде всего потому, что финансовая отчетность компаний несовершенна.

На фоне того, что Казахстан в прошлом году получил инвестиционный рейтинг от всех ведущих международных рейтинговых агентств, и иностранные инвесторы начинают проявлять интерес к казахстанскому рынку, есть очень много нерешенных проблем. Самая главная из них - в 2004 году не было никакой тенденции к оживлению фондового рынка: «Объемы сделок росли, но ничего не делалось для того, чтобы увеличивалась доходность самого рынка.

То есть у нас нет игроков, у нас все - инвесторы, которые заняты лишь формированием инвестпортфелей». Председатель АФН Болат Жамишев придерживается мнения, что даже при существующих объемах заимствований на рынке государственных ценных бумаг можно более эффективно формировать рыночную доходность, пересмотрев способы размещения, увеличив, например, объемы единовременного размещения.


3 Перспективы макроэкономического развития фондового рынка Республики Казахстан

3.1 Взаимодействие Казахстана и стран СНГ в развитии фондового

рынка

Россия и Казахстан являются участниками различных интеграционных объединений, прежде всего ЕврАзЭс, ЕЭП, в рамках которых проводятся работы по взаимодействию фондовых рынков.

Необходимо отметить, что наиболее последовательно вопросы обеспечения эффективной интеграции финансовых, в том числе фондовых, рынков Казахстана и России рассматриваются и решаются в рамках Европейско-Азиатского Экономического сотрудничества (ЕврАзЭс).

При Интеграционном Комитете ЕврАзЭС функционирует Совет руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг. По инициативе Совета было утверждено Соглашение о сотрудничестве государств - членов Евразийского сообщества на рынке ценных бумаг (далее - Соглашение).

Целью Соглашения являются создание единого межгосударственного рынка ценных бумаг, разработка и принятие в рамках Евразийского экономического сообщества мер по защите интересов инвесторов, создание информационной базы данных о межгосударственном рынке ценных бумаг и обеспечение равноправного доступа к ней.

Гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС с целью признания уполномоченными органами по регулированию рынков ценных бумаг организаций, осуществляющих депозитарную деятельность, и номинальных держателей на основании соответствующих лицензий, выданных другими государствами-членами ЕврАзЭС.

Советом по данному вопросу одобрены Рекомендации по обеспечению взаимодействия организаций, осуществляющих учет прав на ценные бумаги государств - членов ЕврАзЭс решение № 26 от 28 октября 2004 г.

При осуществлении мер по гармонизации и унификации законодательных условий эмиссии и обращения ценных бумаг на фондовых рынках государствам – членам ЕврАзЕС руководствоваться принципами:

1) соответствия внутренних законодательных актов общепризнанным нормам и принципам международного права;

2) сокращения норм непрямого действия, требующих принятия подзаконных актов и разработки специальных механизмов их применения;
установления единых требований по раскрытию информации на рынках ценных бумаг государств - членов ЕврАзЭС;

3) выработки единых подходов к осуществлению надзора за деятельностью на рынке ценных бумаг.

Основными задачами взаимодействия Казахстана и России в развитии фондового рынка являются принятие мер по созданию общедоступного фондового рынка, установление контактов между депозитариями (учетными системами) и взаимное открытие междепозитарных (корреспондентских) счетов депо (счетов номинального держания). Создание системы открытия международных междепозитарных счетов учетными организациями является основополагающей частью совершенствования механизма защиты прав и интересов инвесторов.

3.2 Государственная поддержка развития фондового рынка

Все пожелания президента нашли отражение в Программе развития рынка ценных бумаг, причем некоторые принципиальные моменты детализированы. В частности, это касается выпуска новых видов ценных бумаг. Так, декларируется, что выпуски ГЦБ должны соответствовать общим нормам на рынке. Это позволит институциональным инвесторам планировать свою инвестиционную политику на более длительный срок, а также получать реальный положительный доход по портфелю ГЦБ. Досрочное погашение ранее выпущенных государственных ценных бумаг будет допускаться только в исключительных случаях и с соблюдением обязательной процедуры уведомления собственников, а также сопровождаться программой рефинансирования привлеченных активов.

Что касается негосударственных ценных бумаг, то в перспективе появятся не только проектные ценные бумаги, но и коммерческие ценные бумаги, которые будут способствовать минимизации затрат и времени на обслуживание задолженности при финансировании оборотных активов. Предусматриваются мероприятия по развитию рынка производных ценных бумаг, в том числе по стимулированию появления и становления структурных и гибридных производных инструментов на долговые обязательства.

Получат развитие и другие структурные формы финансирования, в частности, секьюритизация. Правительством и Агентством финансового надзора совместно с корпорацией «Прагма» уже разработан законопроект «О секьюритизации». Секьюритизированные бумаги являются наиболее защищенным инструментом. На рынок смогут выходить молодые компании или те, которые раньше на фондовом рынке не работали. Им не обязательно иметь кредитную историю. Достаточно того, считают разработчики, что коммерческие ценные бумаги будут обеспечены обособленными активами.

В целях снижения уровня дефицита привлекательных инструментов в ближайшие два года будут созданы условия для свободного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов на территории республики. В то же время, казахстанские компании, планирующие размещение своих ценных бумаг на международных фондовых рынках, будут обязаны предварительно включать данные ценные бумаги в официальный список казахстанского организованного рынка.

Однако опасность того, что фондовый рынок будет долго раскачиваться, остается. Главным образом потому, что в настоящее время, к сожалению, АФН сосредоточило свою деятельность на нормативных поправках в нормативно-правовые акты и законы, а основная задача, стоящая перед ним - развивать рынок - как-то отошла на второй план. А без развития рынка нечего будет регулировать. Некоторые эксперты считают, что АФН следует очень тесно работать с эмитентами - дать им почувствовать преимущества фондового рынка, стимулировать раскрытие ими финансовой информации, сделать их транспарентными, привлекать к этой работе всех профессиональных участников рынка, особенно биржу.

В первой половине 2005 года ассоциация планирует завершить работу по подготовке кодекса корпоративного управления, а также провести ряд семинаров

Для эффективного внедрения принципов корпоративного управления в повседневную практику Программой развития рынка ценных бумаг предусматривается, что в листинговые правила KASE будут внесены требования об обязательном раскрытии эмитентами информации о применении норм корпоративного управления, как это практикуют крупнейшие мировые торговые площадки. Данная норма коснется в первую очередь компаний, ценные бумаги которых находятся в наивысшей категории официального списка фондовой биржи. По словам президента Казахстанской фондовой биржи Азамата Джолдасбекова, ответственность за достоверность предоставляемой информации будет нести непосредственно эмитент: «Поскольку мы не может брать на себя функцию тотального контроля за соблюдением таких норм, наши проверки будут вестись только за теми параметрами, которые можно достаточно легко проверить. Пока что мы ограничимся, по всей видимости, тем, что будем требовать три вещи: наличия кодекса корпоративного управления, наличия независимых директоров в составе совета директоров эмитента ценных бумаг и, безусловно, соблюдения процедур принятия решений советом директоров эмитента ценных бумаг с участием независимых директоров».


Заключение

Будущее фондового рынка, без преувеличения, во многом зависит от психологической готовности среднего класса пересмотреть форму ведения своего бизнеса. Без изменений в ментальности топ-менеджеров все попытки расшевелить рынок за счет выпуска новых видов ценных бумаг и привлечения частных инвесторов к биржевым операциям окажутся безуспешными. Да, появятся дополнительные возможности вложения свободных капиталов, в том числе населения, но как же быть с доверием к новым и прежним ценным бумагам? Без доверия они могут значить не больше, чем фантики. Тем более, что рынок готовится к появлению еще одной категории финансовых инструментов, для выпуска которых не обязательно вводить их в листинг биржи и, соответственно, эмитент освобождается от необходимости проходить «фэйс-контроль». Значит, на рынок придут новые игроки, никак себя ранее не зарекомендовавшие. Они могут предложить привлекательные облигации с точки зрения доходности и обеспеченности. Однако недоверия к ним от этого меньше не будет, если не наоборот. Осторожного инвестора, прежде всего, интересует, как собственник, занимающий деньги на рынке, управляет своим предприятием: коллективно ли акционеры принимают решения, делегируются ли полномочия и ответственность или будущее компании зависит от поведения лишь одного человека.

Очевидно, что развитие фондового рынка привнесет дополнительные риски. Тот же российский рынок, который шагнул намного дальше казахстанского, богат на спекулятивные сделки, у нас пока маловато бумаг - различных фьючерсов и опционов, но все идет к тому, что выбор инструментов в ближайшие год-два расширится. Ориентиром для инвестора, столкнувшегося с нарастанием рисков, станет именно качество корпоративного управления. И те компании, которые оперативно сумеют перестроиться, демонстрируя свое умение вести транспарентный и этичный бизнес, несомненно, будут иметь большие преимущества перед другими эмитентами акций и облигаций.

Таким образом, решение проблем развития фондового рынка в Казахстане будет способствовать вхождению Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных государств мира.

список использованной литературы

1) Конституция Республики Казахстан – 20стр.

2) Закон РК О фондовых биржах - 33стр.

3) Концепция развития рынка ценных бумаг в Казахстане на 2005-2007 гг. – 24стр.

4) Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за первое полугодие 2006 года и задачи на второе полугодие 2006 года – 32стр.

5) Сводная аналитическая информация о ходе выполнения программы Правительства Республики Казахстана на 2006-2008 годы I полугодие 2006 года – 47стр.

6) Информация о ходе реализации стратегического плана Развития Республики Казахстан до 2010 года (по итогам 2005 года) – 13стр

7) Введение в экономическую теорию / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М., 2001. – 15стр.

8) Деньги. Кредит. Банки / под ред. Сейткасимовой Д.К. Алматы.2005 – 15стр

9) Краткий статистический ежегодник Северо-Казахстанской области 2004. – Петропавловск, 2005 – 32стр.

10) Курс рыночной экономики / Под ред. проф. Г.И. Рузавина. – М., 1999 – 16стр.

11) Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп. /Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 1999 – 32,27стр.

12) Кэмпбелл Маконнел, Стенли Брю Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1,2.. - М.: Республика, 1992 – 41стр.

13) Лапустина М.Г. и др. Деньги. Кредит. Банки / М.Г. Лапустина, А.Г. Поршнев, Ю.Л.Старостин, Л.Г.Скамай. - М.: «Инфра-М», 2001 – 30стр.

14) Мишкин О.Е. Деньги. Кредит. Банки. М.: 2005 – 13стр.

15) Организация предпринимательской деятельности /Под ред. А.С. Пелиха. - М. - Ростов-на-Дону: «МарТ», 2003 – 24стр.

16) Основные показатели по труду по формам собственности: Статистика труда и занятости населения. – Петропавловск, 2003 – 36стр.

17) Основные тенденции и проблемы развития мировой экономики на пороге XXI века. – Алматы, 2001.- 167с

18) Основы экономической теории: Учебник. – М., 1999.- 57стр.

19) Рыночная экономика: Словарь. – М., 2003 – 15стр.