Реферат: Проблемы развития и реализации гендерного права в Республике Беларусь

Название: Проблемы развития и реализации гендерного права в Республике Беларусь
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Международное право

Кафедра международного и европейского права

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В БЕЛАРУСИ

ЭССЕ ПО КУРСУ

Академическое чтение и письмо

Выполнила: студентка 1 курса

очной формы обучения

программы «Международное право»

Трухан Анна Михайловна

Проверил: лектор Роленок А.В.

Вильнюс, 2010

ПЛАН

Введение

1. Исторические этапы развития прав женщин.

2. Защита и реализация прав женщин в мировой практике

2.1. Нормативно-правовое обеспечение прав женщин.

3. Защита и реализация прав женщин в Беларуси.

Заключение

Список литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ

Тема охраны и реализации прав женщин на данном этапе общественного развития очень актуальна и проблематична. Во всех государствах, несмотря на множество принятых нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос защиты прав женщин и непосредственно самих женщин, в обществе все еще сохраняются пережитки авторитарной власти мужей над женами, отцов над дочерьми, братьев над сестрами.

Актуальность данной темы заключается в том, что даже в самых развитых демократических государствах нет четкой охраны прав женщин. ООН и другие международные организации приняли огромное количество документов правового характера, которые регулируют вопрос защиты прав женщин и устранения дискриминации по половому признаку. Но далеко не все данные акты имеют абсолютную реализацию на практике.

Все это показывает то, что пока не будет разработан действенный законодательный блок для защиты женщин от негативного воздействия общества, то говорить о том, что данный вопрос исчерпал себя – невозможно.

Объектом исследования является концепция прав женщин как вида прав человека.

Предметом исследования являются общественные отношения, которые имеют непосредственное отношение к проблемам соблюдения прав женщин в нашем государстве.

При изучении данной проблемы были использованы различные методы: логический, исторический, сравнительный, а также статистический метод.

Цель данной работы заключается в анализе фактов, которые непосредственно касаются прав женщин, их защиты и реализации. В рамках данной работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть основные исторические этапы развития прав женщин; попытаться классифицировать эти права на основе различных нормативно-правовых актов и аргументировать свою точку зрения по поводу соблюдения нормативно-правовых актов, которые относятся к тематике защиты прав женщин в Республике Беларусь.

В ходе написания работы было обработано большое количество документов как правового, так и исторического характера для характеристики прав женщин на различных этапах государственного развития.

Таким образом, в рамках данного эссе я попытаюсь рассмотреть следующую гипотезу: принятие правовых документов, регулирующих вопросы защиты прав женщин и устранения дискриминации по половому признаку, не гарантирует их полную реализацию на практике.

1. Исторические этапы развития прав женщин

Осознание женщинами ущемления своих политических и гражданских прав пришло не только в последние века. Ошибочно полагать то, что права человека появились лишь после того, как в мире прозвучали великие Декларации прав человека и гражданина. Это безусловно не так. Например, француженка Олимпия де Гуж усмотрела в Декларации прав человека и гражданина умаление прав женщин. В 1791 году она опубликовала свою Декларацию прав женщин и гражданки. За такой поступок она была казнена.

Аналогичные события происходили и в США. В 1848г. Американские суфражистки опубликовали Декларацию чувств. Эта Декларация была откликом на провозглашенную ранее Декларацию независимости. В Декларации чувств были провозглашены социальные, правовые и религиозные права и свободы женщин. Задачами авторов было привести в этом документе статус женщины.

Подчеркивалось, что революция закрепила определенные права и свободы женщин, которые так и не были реализованы. [10.784].

Существенные изменения в правах женщин во всем мире произошли уже после Великой Октябрьской Революции. В числе первых декретов советской власти был декрет о гражданском браке 1917 года. Чуть позже был издан Декрет о расторжении брака. Эти декреты отменили прежние законы, которые ставили женщину в неравное положение с мужчинами в семье.

Между двумя мировыми войнами ситуация на мировой арене была различной. В России в это время был сделан прорыв в уравнивании прав мужчины и женщины. А в мире в это время господствовали старые патриархальные устои. Даже в прогрессивных в этом отношении Скандинавских странах термин «кормилец» вплоть до 70х годов 20 века отожествлялся в законах и в правоприменительной практике только с лицом мужского пола – с мужем и отцом. Дольше всего в Европе отрицалось равенство прав мужчин и женщин в Швейцарии. Лишь в 1968 году после неоднократных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии проголосовали за предоставление женщинам избирательных прав.

Не лучше была ситуация и в других цивилизованных странах. Например, 1928 год, Канада – дело о толковании Верховным судом страны термина «лица» в ряде законов. Согласно ст. 24 Закона «О Сенате» генерал-губернатору Канады принадлежит право время от времени назначать от имени королевы квалифицированных лиц в Сенат. В 1928 году пять ведущих суфражисток Канады обратилось в правительство страны с требованием назначить в Сенат женщину. Правительство Канады усомнилось в том, допускает ли такую возможность закон и обратилось в Верховный Суд с просьбой дать толкование термину «лицо». Верховный суд Канады сделал вывод, что в 1928 году термин «лица» должен иметь то же значение, что и в Законе « О Сенате» 1867 года. Исходя из этого, Верховный суд Канады на запрос дал отрицательный ответ. [4. 75]

Вторая Мировая война затронула все слои населения независимо от возраста и пола. Все это придало проблеме прав человека небывалую остроту. 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая Декларация прав человека. В ст. 2 данной Декларации закрепляется, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии и прочее. На базе этой статьи Всеобщей декларации прав человека в последующие 50 лет 20 века развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство.

4 ноября 1950 года была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В ст. 14 было закреплено, что обладание правами и свободами должно осуществляться без дискриминации на основе пола, религии, языка, цвета кожи.

1966 год – принятие двух международных пактов: о политических и гражданских правах и о социально-экономических и культурных правах. В данных пактах содержаться статьи запрещающие дискриминацию по какому-либо основанию, в том числе, и по признаку пола.

В 1967 году ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 году – Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

История развития и становления прав женщин на мировой арене достаточно длительная и насчитывает немалое количество фактов и правовых документов. Необходимо заметить, что женщину во все времена, вплоть до середины 20 века воспринимали как собственность супруга, отца или братьев, несмотря на то, что были приняты многочисленные акты, устанавливающие отмену дискриминации по половому признаку.

Права женщинам предоставлялись неохотно, небольшими уступками. Самыми последними правами, которые были предоставлены женщинам – это были политические права. Данные права позволяли женщинам избирать и быть избранными в государственные органы, на государственную службу.

2.Защита и реализация прав женщин в мировой практике

2.1. Нормативно-правовое обеспечение прав женщин

На данный момент в международном праве принят ряд деклараций, факультативных протоколов и конвенция о предотвращении дискриминации в отношении женщин.

1. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Данная Декларация, прежде всего, закрепила основные принципы, исполнение которых необходимо для того, чтобы дискриминация в отношении женщин была полностью искорена.

2. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. Данная Декларация была принята с целью повышенной охраны слабо защищенных слоев населения во время военных действий. Такими слоями населения являются женщины и дети.

3. Декларация о равенстве между мужчиной и женщиной как главный критерий демократии Данная Декларация провозглашает, что демократическим может считаться только то государство, которое не строит свое общество на принципах угнетения одних слоев населения другими по определенному признаку. Таким признаком является и дискриминация женщин по признаку пола.

4. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Данная Декларация является очень важным шагом в проблеме становления прав женщин на мировой арене.

5. Декларация об участии женщин в содействии международному миру и сотрудничеству.

6. Конвенция о политических правах женщины.

7. Конвенция об охране материнства.

Таким образом, в теоретическом аспекте обеспечения гендерного равенства на международной арене все очень положительно и перспективно. Однако, следует заметить, что далеко не все представленные выше принципы активно реализуются на практике. Чаще всего, практическое исполнение данных норм даже в развитых европейских странах выполняется частично или не выполняется вообще.

3.Защита и реализация прав женщин в Беларуси

Современное состояние прав женщин в Республике Беларусь основывается на всех международно-правовых актах, принятых ООН. Однако, стоит отметить, что состояние современной белорусской женщины далеко не всегда руководствуется принципам многочисленных Деклараций. В нашей стране женщины принимают самое широкое участие во всех сферах производственной деятельности и общественной жизни: они составляют более половины общего количества рабочих и служащих. Изменился за последнее время характер женского труда, что можно объяснить прежде всего развитием научно-технического прогресса во всех отраслях экономики. Но, чаще всего, эксплуатация женского труда приводит к тому, что женщины на производстве, выполняют одну и ту же работу, что и мужчины, однако имеют за эту работу меньше денег. Как и в России, в Беларуси – большинство безработных – это представители женского пола.

Данная тема полностью раскрыта и разъясняется в главе XIX Кодекса законов о труде РБ. Законами предусмотрены социальные меры по охране труда и здоровья женщин, создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальную и моральную поддержку материнства и детства.

В статьях данного кодекса затронуты такие, например, жизненно важные вопросы, как:

- работы, на которых запрещается применение труда женщин и ограничение труда женщин в ночное время;

- запрещение привлечения беременных женщин к ночным, сверхурочным работам, работам в выходные дни и направление их в командировки;

- отпуск по беременности, родам и уходом за ребенком,

и другие вопросы, которые облегчают труд женщин и помогают им выполнять свои трудовые обязанности.

Многие вопросы, связанные с правами женщин, отражены также в основном законе нашего государства - Конституции Республики Беларусь.

Кодекс законов о труде устанавливает такую норму защиты трудовых прав женщин, как запрещение привлечения беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к ночным, сверхурочным работам, работам в выходные дни и направления их в командировки.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка по прежней работе [6. ст.262-271].

Женщины в Республике Беларусь наравне с мужчинами обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод (этот принцип закреплен в Конституции РБ 1994 года). Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе.

Женщины как любое гражданское лицо пользуются общей защитой Международного Гуманитарного Права в ситуации вооруженных конфликтов. Учитывая особую незащищенность женщин перед лицом конкретных видов насилия , им предоставлена также дополнительная защита. Речь идет, в частности, о защите материнства и необходимости защищать женщин от сексуального насилия.

В других ситуациях, в том числе во время беспорядков и внутренней напряженности в государстве, права женщин защищены разными международными конвенциями и, в первую очередь, конвенциями по Правам Человека, представляющих женщине равные с мужчинами права и запрещающих любые формы дискриминации, в частности, по гендерному (половому) признаку. Одна из конвенций посвящена исключительно защите прав женщин, речь идет о конвенции 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Сейчас её ратифицировали около 200 стран мира, в том числе Беларусь. Это налагает обязательства на правительство реально обеспечить равные права женщин и мужчин во всех сферах политической, экономической и общественной жизни, обеспечить равные возможности в сфере образования, на рынке труда и семье. Подписав конвенцию, Правительство, тем самым, обязалось ликвидировать все формы дискриминации по гендерному признаку, а также пересмотреть законодательство и обеспечить деятельность в образовательной, культурной сферах на предмет искоренения гендерных стереотипов. [5.125-129]

Но нельзя не обратить внимание на то, что многие статьи Трудового кодекса РБ не исполняются на практике. Например, в законодательстве занесено то, что работодатель обязан принимать на работу беременных женщин, но реальность такова, что работодатель, узнав о беременности будущего работника, отказывается от ее услуг.

Также большой проблемой является маленький размер пособий для матерей – одиночек. Вообще, проблемы социальных выплат в нашей стране поставлены очень остро.

Существует и по сегодняшний день острая проблема проституции и продажи белорусских женщин за границу. Это говорит о том, что наши правоохранительные органы не имеют материальной базы, теоретических знаний для решения данной проблемы. А проблема проституции будет господствовать в обществе до тех пор, пока для всех женщин не будут обустроены нормальные условия труда.

В Беларуси, по сравнению с остальными европейскими странами, очень велик процент абортов. Этот факт говорит о том, что социальные и моральные устои общества не способствуют нормальному рождению и воспитанию детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая эту проблему с разных сторон, ученые до сих пор не пришли к единому выводу по поводу определения прав женщин, а некоторые из них вообще считают, что права женщин нельзя рассматривать в отдельном контексте от прав человека.

При изучении этапов развития прав женщин с помощью исторического метода был сделан ряд заключений и выводов. Если в ранний период развития человеческого общества женщина не считалась отдельным индивидом, полностью подлежал власти отца или мужа. В некоторых странах древнего мира отец даже мог самостоятельно принимать решения по поводу жизни или смерти своих дочерей: как новорожденных, так и вплоть до достижения ими брачного возраста. В Средние века в период развития идей реформации и гуманизма отношение к женщине меняется в сторону утверждения мужчинами самостоятельности и индивидуализации женщин.

В наше время женщины признаются субъектами права, которые нуждаются в особой защите и особом к ним отношении. На законодательном уровне в Республике Беларусь закреплено положение женщин в обществе.

Проанализировав определенные нормативно-правовые акты, я пришла к выводу, что, даже имея большое количество законов, факультативных протоколов, у нас в стране вопрос об охране и реализации прав женщин окончательно и полностью не решен.

Чтобы понять это, необходимо посмотреть на проблемы, связанные с женщинами, которые существуют на сегодняшний день в обществе:

Проституция – на данном этапе общественного и правового развития нашего государства власть активно пытается бороться против этого способа зарабатывания денег, однако пока безрезультатно. Причина кроется в огромном проценте безработицы среди женщин и в неудовлетворенности жизненных проблем, которые возникают у женщин.

Еще одной проблемой является продажа женщин за границу в публичные дома. Опять у государства безуспешные попытки предотвратить это негативное социальное явления.

Чтобы искоренить все негативные факторы, связанные с неправильной реализации прав женщин не только в Беларуси, но и в других странах, необходимо достаточно большое количество времени и основательная законодательная база, на которой должен строиться принцип исключительного исполнения государственными органами охраны прав женщи

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Гапова Е. Женщины на краю Европы. Минск, ЕГУ, 2003.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : (Конвенция от 4 ноября 1950 года). - М.: РИОР, 2007.

3. Конституция Республики Беларусь

(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008.

4. Смагина Л.И. Права женщин: теория и методика : Монография .Минск: Аист, 2001. с. 75

5. Франсуаз Буше-Сольнье Практический словарь гуманитарного права. Москва: МИК, 2004. [с.125-129]

6. Трудовой кодекс РБ от 26 июля 1999г. №296-3

http://audit.iatp.by/sacon/trud.htm

7. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 9 июля 1999 г. № 278-З

http://www.tamby.info/kodeks/kobs.htm

Дополнительная:

8. Бовуар С. Второй пол. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя,1997.

9. Гапова Е. Усманова А. Гендерные истории Восточной Европы. Минск, ЕГУ, 2002. ISBN 985-6614-61-9.

10. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для ВУЗов / Д.В.Дождев. - М.: Норма, 2006. – с. 784.

11. Ушакин С. Поле пола. Вильнюс, ЕГУ; М: ООО "Вариант", 2007.

12. Тагунов Д.Е. История государства и права зарубежных стран. Минск: Книжный дом, 2005.