Контрольная работа: Поведение работников в организации
Название: Поведение работников в организации Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа |
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Факультет заочного и послевузовского обучения КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5 «Поведение работника в организации» по дисциплине Организационное поведение План I Введение II Основная часть: 1. Личностные характеристики сотрудника 1.1 Восприятие 1.2 Направленность 1.3 Темперамент 1.4 Умственный и эмоциональный интеллект 1.5 Характер 2. Пять основных характерных черт личности 3. Типы поведения личности в организации 4. Формы поведения 5. Методы стимулирующего поведения III Заключение IV Литература I Введение Поведение человека слишком сложный процесс, чтобы быть объясненным в одном широком обобщении. Поведение – это то, что делает личность: чтение книги, изучение инструкции, разговор с начальником, беседы с коллегами, написание служебной записки и т.д. Поведение есть результат взаимодействия индивидуальных особенностей человека с окружающей средой. Индивидуальные особенности проявляются в способностях, позиции по любому вопросу, сознании, способности учиться, возрасте, личностных характеристиках. Окружающая среда – это то, что окружает человека на работе и вне работы. Поведение проявляется в действиях, в процессах мышления и коммуникации, в наблюдательности. Любое поведение имеет результат. Желательным результатом является эффективная работа. Поэтому руководитель должен заранее определять желаемые результаты, направлять поведение работников в нужном направлении, создавая для них мотивационный климат. II Основная часть
1. Личностные характеристики сотрудника Личность – устойчивое множество характеристик, которые определяют общность и различия в поведении людей. Эти характеристики сформированы наследственными, социальными, культурными и природными факторами. Существуют три подхода к пониманию личности: 1. теории свойств личности – предрасположенности направляют поведение индивида определенным образом; 2. психодинамические теории – объясняют динамическую природу развития личности, конфликт между бессознательной частью личности и «сверх я», примерно соответствующим совести, решаемый «эго», представляющий картину физической и социальной реальности личности; 3. гуманистические теории личности – утверждающие, что базовое побуждение человеческого организма направлено на самовыражение - реализацию своего потенциала. Все вместе эти теории освещают уникальные качества индивида, влияющие на его поведение. В ученой среде существует множество разнообразных точек зрения на понятие и сущность такого сложного явления, как личность, знание которых необходимо каждому человеку и тем более руководителю, пытающемуся оказать влияние на поведение людей в процессе трудовой деятельности. 1.1 Восприятие Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это активный процесс, в котором реализовано множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Перцептивные действия – основные структурные единицы процесса восприятия у человека. Восприятие обладает свойствами: · системности, т.е. воспринимаются не только элементы, но и вся структура в целом; · предметности, т.е. мы, связываем свойства предмета, доступные ощущениям, со всеми иными свойствами, известными нам; · избирательности, т.е. мы, воспринимаем один и тот же предмет по-разному. · апперцепция т.е. наше восприятие зависит от нашего опыта, интересов, отношения к жизни, установки, а также от работы подсознания; · осмысленности и обобщенности, т.е. мы в составлении на основе фрагментов увидеть целое. 1.2 Направленность Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека. Побуждать человека могут и материальные, и идеальные мотивы. Мотивы – осознанные побуждения к деятельности или поведению. Это внутренние побуждения, вызываемые неудовлетворенными потребностями, интересами и т.д. Мотивы формируются в сознании человека в отличие от стимулов, которые являются внешними по отношению к человеку побуждениями к деятельности. Потребность – испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Выделяют материальные, духовные и общественные потребности. Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности. Виды интересов, как и потребностей – материальные, духовные, общественные. Интересы могут быть широкими, глубокими, узкими, различаться по объему. Убежденность – глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Идеал – образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. 1.3 Темперамент Первичным индивидуальным свойством, которое характеризуется скоростью возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силой, лабильностью является нейродинамика. Вторичное индивидное свойство – темперамент. Это совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся: · в общей активности (объем взаимодействия человека с окружением, инициативность, готовность к действию); · в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота); · в эмоциональности (впечатлительности, импульсивность, эмоциональная возбудимость). Темперамент детерминирован, определен в основном генетически, он может оказать существенное влияние на выбор профессии, на стиль деятельности, формирование личности и социальный статус. Психологическую характеристику типов темпераментов определяют следующие основные его свойства: · сенсивность · реактивность · активность · соотношение реактивности и активности · темп реакции · пластичность · экстраверсия · эмоциональная возбудимость Кроме темперамента на структуры личности и ее специфику влияют такие факторы, как: · способности – представляют собой уже сформировавшиеся и готовые к использованию системы функциональных органов, могущие обеспечить успешное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения. · социальный статус – совокупность взаимосвязанных особенностей и черт человека, вытекающих из принадлежности его к конкретным социальным группам и социально-исторических общностям. · рефлексия – форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. · аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающаяся положительными эмоциями. 1.4 Умственный и эмоциональный интеллект Интеллект определяется как: · общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; · система всех познавательных способностей индивида: ощущение, восприятие, памяти, представления, мышления, воображения; · способность к решению проблем без проб и ошибок, «в уме». На развитие поведенческих навыков и умений сегодня уходит столько же времени, сколько и раньше. И поныне не появилось никаких методик или средств, которые позволили бы сократить этот период; развитие эмоциональных способностей и навыков общения происходит все так же медленно. Развитие методов управления чрезвычайно отстает от технологического прогресса, что ставит менеджеров в крайне непростое положение, выход из него – в создании такой системы управления людьми в организациях, которая способствовала бы постоянному их развитию, прежде всего в части эмоционального интеллекта. 1.5 Характер Характер – подструктура личности в широком смысле слова. Его можно определить как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. Характер влияет на выбор целостных поведенческих актов с опорой на их содержательную сторону. Характер связан с личностью в узком смысле, но неоднозначно: у высокой личности может быть плохой характер, и наоборот. В качестве критерия для объединения различных черт характера в группы используются те сферы деятельности, в отношении к которым эти черты проявляются. А.Ф. Лазурский выделил 15 таких групп. Назовем некоторые из них: 1. отношение к вещам; 2. отношение к природе и животным; 3. отношение к отдельным людям; 4. отношение к социальной группе; 5. отношение к противоположному полу; 6. отношение к собственности; 7. отношение к себе; 8. отношение к семье, государству, труду, нравственности. 2. Пять основных характерных черт личности Для эффективного управления поведением менеджеры должны различать типы индивидуальности. Индивидуальность – набор определенных характерных черт, которые относительно устойчивы во времени. Исследователями была разработана модель индивидуальности «большая пятерка», которая состоит из пяти основных характерных черт: 1. экстраверсия (положительные эмоции, общительность, теплота в отношениях) – показывает, насколько человек способен испытывать положительные эмоции (его непредрасположенность к депрессиям). Экстраверты с большой вероятностью будут: испытывать удовлетворение от работы; положительно относиться как к организации, так и к занимаемой ими должности; проявлять общительность ко всем, кто связан с организацией (клиентами, поставщиками, партнерами); 2. нервозность (беспокойство, замкнутость, уязвимость) - противоположность экстраверсии. Свидетельствует, насколько люди склонны к конфликтам, постоянной раздражительности и недовольству. Они отрицательно относятся к организации, ко всем окружающим и всегда видят только негатив. Данной чертой обладает каждый человек, но только в большей или меньшей степени. Люди с невысоким показателем нервозности будут даже полезны организации благодаря своему критическому мышлению. Люди с высоким показателем всегда очень резки и слишком критичны, их нрав неустойчив, часто испытывает сильные отрицательные эмоции; 3. уживчивость (доверие, мягкость и прямодушие) – показывает, насколько легко человек может «сходиться» с другими. Для тех, у кого данный показатель высок, всегда характерны теплые отношения со всеми окружающими. А у кого низкий показатель – более характерны постоянные ссоры и недовольство другими. Они чаще идут на конфликт, проявляют недоверие и грубость; 4. добросовестность (компетенция, порядок, трудолюбие и организованность) – характеризует, насколько человек тщательно, аккуратно, скрупулезно и настойчиво относится к своей работе. Высокий показатель говорит о хорошей дисциплинированности и организованности. Низкий, наоборот, свидетельствует о нестабильности, отсутствии самодисциплины; 5. открытость к познанию – насколько человек оригинален в своих суждениях. Чем выше показатель, тем больше у человека свежих интересных идей, тем скорее он готов пойти на риск. Люди с низким показателем осторожны и нерешительны. Для них более свойственна рутинная и неинтересная работа, чем для людей с инновационным мышлением. Указанная модель универсальна для людей всех возрастов, национальностей, обоих полов, религий. Для каждого индивида можно нарисовать, профиль модели «большая пятерка». 3. Типы поведения личности в организации Выделяют четыре основных типа поведения работника в организации: 1. «преданный и дисциплинированный член организации», характеризуется следующими чертами: · полностью принимает ценности и нормы поведения, установленные организацией, и искренне старается вести себя в соответствии с ними; · старается способствовать реализации интересов организации посредством своих действий; 2. «приспособленец», для которого характерны: · неприятие ценностей организации; · внешнее поведение, отражающее следование принятым в организации нормам и формам поведения; · достижение состояния внутреннего комфорта при необходимости руководить или подчиняться; · вероятность совершения действий, противоречащим интересам организации; 3. «Оригинал», характеризующийся тем, что: · он приемлет ценности организации, но не приемлет установленных норм поведения; · часто испытывает трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством; · нуждается в предоставлении свободы выбора форм поведения для успешной работы в организации; 4. «бунтарь», которого отличают: · неприятие ни ценностей организации, ни норм поведения; · постоянное противоречие с окружающими и инициация конфликтных ситуаций; · обусловленность такого рода поведения отсутствием соответствующих навыков и привычек, а также непониманием важности норм и ценностей поведения в организации. 4. Формы поведения Существуют следующие формы поведения: 1. целевое, которое подразделяется: · на функциональное (это цели связанные с функциями) · экономическое (определяется стремлением человека к достижению определенного уровня благосостояния). Экономическая форма делится в свою очередь на три формулы поведения: 1) максимум доходов ценой максимума усилий; 2) минимум доходов при минимуме усилий; 3) максимум доходов при минимуме усилий; 2. стратификационное, основанное на стремлении личности изменить свой статус; 3. инновационное – для людей, которые проявляют творческое отношение к работе и пользуются своей изобретательностью в решении задач; 4. адаптационно-приспособительное, нацеленное на устранение конфликтов, ссор и стрессов в коллективе; 5. церемониально-приспособительное, связанное с необходимостью поддержания устойчивости структуры организации, ее традиций, обычаев и т.д. Процесс социализации работника включает в себя следующие моменты: · изменение установок, ценностей и форм поведения; · адаптация к организационной среде, новым должностным обязанностям и рабочему коллективу; · взаимное влияние сотрудников и руководителей. 5. Методы стимулирующего поведения Для того чтобы эффективно работать, человеку требуется определенный стимул. Хороший руководитель обязан знать, каким образом можно стимулировать того или иного подчиненного. К методам стимулирующего поведения относятся: 1. мотивация – 1) стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности. 2) долговременное воздействие на работника в целях изменения его ценностных ориентаций и интересов, развитие трудового потенциала. 2. коммуникативная компетентность. Чтобы создать работнику необходимую среду, в которой он сможет наиболее эффективно использовать свой потенциал, менеджер должен максимально информировать своего подчиненного о его перспективах развития и требованиях, предъявляемых к нему. 3. удовлетворенность работника трудом. Очень важна в персональном развитии. Возникает лишь тогда, когда человек посредством своей работы полностью удовлетворяет свои потребности. В учебнике В.Н. Глумакова «Организационное поведение» удовлетворенность трудом описывается следующей формулой: удовлетворенность трудом = характер и содержание работы + оплата + возможности карьеры + руководство +отношения с товарищами по работе. III Заключение В менеджменте все более активно используются данные о разнообразии человеческого поведения и личностных характеристик, предлагаемые психологией. И традиционно большое внимание у менеджеров вызывают психологические рекомендации об особенностях обращения с разными людьми. Личностные параметры уже давно являются значительными и успешно действующими критериями при отборе и найме сотрудников. Личность рассматривается в качестве ключевого фактора для понимания отношения к работе и карьере, преодоления стресса, анализа проблем и принятия решений. Кроме того, личность рассматривается кик центральный фактор в движущих силах мотивации, в межличностных отношениях. Не существует единой теории, включающей в себя все, что нам известно о таком понятии, как личность. Каждая теория и каждый подход предлагает свой путь к изучению личности. Например, некоторые теории рассматривают личность как систему склонностей вести себя сходным образом в ряде ситуаций. Эти теории делают упор на характерные черты людей, их взгляды и потребности, управляющие их поведением. Существуют также образовательные теории личности, в том числе теория социального обучения, которая рассматривает людей как общую сумму всего, чему они научились. Другие теорий подчеркивают значение движущих сил личности в виде ощущений, мыслей и суждений людей, возникающих по мере познания и развития окружающего мира. Концепция личности формируется на базе попыток самовыражения и реализации своих способностей. Наконец, некоторые теории сосредоточивают внимание на внутреннем состоянии индивида и рассматривают личность как следствие внутренних конфликтов и путей их разрешения. Личность как научная категория является предметом исследования различных отраслей знаний: психологии, медицины, социологии, управления и т.д. В организационном поведении ориентируются на концепции личности, имеющие существенное значение для эффективного управления человеческими ресурсами в экономических системах. IV Литература 1) Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996 г 2) Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. 3) Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008 г. 4) Спивак В.А. Организационное поведение, М.: Эксмо 2007 г. 5) Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. Учебник. М.: ,ЭКОНОМИСТЪ, 2006. 6) Карташова Л.В., Никонова Г.В., Соломанидина Г.О. Организационное поведение. Учебник М.: Изд-во ИНФА-М, 2007 7) Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для Вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 8) Шапиро С.А. Организационное поведение М.: Изд-во ГРОСС-МЕДИА, 2005. |