Курсовая работа: Оценка термодинамического совершенства цикла Брайтона с регенерацией тепла. Расчёт теплообменн
Название: Оценка термодинамического совершенства цикла Брайтона с регенерацией тепла. Расчёт теплообменн Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕПАРТАМЕНТ ПО АВИАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ Курсовая работа По дисциплине «Термодинамика и теплопередача» Тема «оценка термодинамического совершенства цикла Брайтона с регенерацией тепла. Расчёт теплообменного аппарата» Выполнил: Студент гр. Принял: Преподаватель 1. Цель и задачи курсовой работы. Цель курсовой работы – закрепить теоретические знания, полученные при изучении курса и научиться самостоятельно рассчитывать и анализировать термодинамические процессы в элементах двигателей и системах летательных аппаратов; производить анализ идеальных циклов авиационных двигателей; 2. Содержание и объем работы . Работа содержит расчеты и анализы термодинамических процессов в элементах двигателей и системах л/а; анализ идеальных циклов авиационных двигателей; одновременные расчёты газовых потоков в элементах двигателей; Введение Техническая термодинамика является частью термодинамики – раздел теоретической физики. Объектом исследований технической термодинамики являются авиационные двигатели – тепловые машины, в которых изучаются закономерности взаимного превращения теплоты в работу, устанавливается взаимосвязь между тепловыми, механическими и химическими процессами, имеющими место в тепловых машинах. В качестве рабочего тела в авиационных двигателях используют воздух атмосферы Земли. К параметрам состояния (свойствам рабочего тела) относят давление, температуру, удельный объём (или плотность) и др. Исследование любой тепловой машины начинается с исследования ее идеального цикла. При этом переход от реальных циклов к идеальным производится при следующих допущениях: 1. Все процессы, образующие цикл, считаются обратимыми. 2. Рабочее тело идеализируется – химический состав его принимается неизменным во всех процессах цикла. Для циклов, в которых рабочим телом является газ, последний считается идеальным с неизменными физическими свойствами. 3. Цикл считается замкнутым, т.е. процессы смены рабочего тела не рассматриваются, а заменяются условным политропным процессом отвода теплоты q2 . 4. Процесс горения топлива заменяется условным политропным процессом подвода теплоты q1 . Особенности цикла Брайтона. а) рабочее тело – поток воздуха (открытая термодинамическая система); б) сжатие производится в компрессоре – лопаточной машине, в которой механическая работа, подводимая к ротору компрессора, преобразуется в энергию давления. Поэтому степень повышения давления или степень сжатия ограничивается напорностью лопаточных аппаратов; в) температура газа в точке «3» ограничивается из-за прочности турбины – лопаточной машины, в которой происходит преобразование тепловой энергии рабочего тела в механическую работу на валу; г) давление в точке «4» равно давлению в точке «1», то есть выхлопные газы имеют только более высокую температуру по сравнению с атмосферным воздухом. Регенерация теплоты является одним из средств повышения термодинамического КПД цикла. Основное отличие газотурбинного двигателя, работающего по циклу Брайтона с регенерацией теплоты, от обычных ТВД состоит в том, что он имеет теплообменный аппарат, через который протекают холодный воздух, сжатый в компрессоре, и горячие газы, выходящие из турбины. Вследствие обмена теплотой между ними происходит подогрев воздуха перед его поступлением в камеру сгорания и охлаждение горячих газов. Под регенерацией тепла понимают использование с помощью специального теплообменника части тепла , уходящего из двигателя в атмосферу, для предварительного подогрева сжатого воздуха, поступающего в камеру сгорания из компрессора. Регенерация тепла снижает количества внешней теплоты, подводимой к потоку в термодинамическом цикле и, следовательно, повышает экономичность двигателя. Возможность использования регенерации тепла в авиационных двигателях невелика. В авиации стараются сделать летательный аппарат как можно легче, следовательно, специальный теплообменник, применяемый в данном процессе, из-за своих внушительных размеров противоречит этому. Группа М 2 0 9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсовой работе по дисциплине «Термодинамика и теплопередача» Содержание пояснительной записки. В первой части курсовой работы определение: - параметров состояния рабочего тела в контрольных точках цикла Брайтона с регенерацией тепла; - энергетических показателей термодинамических процессов, составляющих цикл Брайтона с регенерацией тепла; - экономии топлива при использовании регенерации тепла в авиационных двигателях; - возможность использования регенерации тепла в авиационных двигателях; - термодинамического совершенства цикла Брайтона с регенерацией тепла по отношению к базовому циклу – циклу Карно. Во второй части курсовой работы определение: - коэффициентов теплоотдачи при вынужденном, конвективном теплообмене; - критериев динамического и теплового подобия; - основных параметров теплообменного аппарата. Часть 1. Оценка термодинамического совершенства цикла Брайтона с регенерацией тепла. Исходные данные для выполнения 1-й части курсовой работы: 1. Степень повышения давления рабочего тела 2. Степень подогрева 3. Степень регенерации (для цикла Брайтона с регенерацией тепла). 4. Параметры состояния в начальной точке цикла для всех вариантов: 5. Расход воздуха через двигатель .
3.2.1. Расчёт параметров состояния в контрольных точках цикла Брайтона без регенерации тепла (рис.1) Рис.1. Изображение цикла Брайтона в p - v координатах Точка 1: Т1 =288 К р1 =101325 Па Уравнение состояния идеального газа ; . Точка 2: Давление: , где π – степень повышения давления.; Па; Температура , подставляем в формулу, получаем: К; Удельный объем: ; Плотность: Точка 3: Давление: Па; Температура: К, где – степень подогрева. Удельный объем: ; Плотность: . Точка 4: Давление: Па; Температура: К; Удельный объем: ; Плотность: . 3.2.2. Расчёт энергетических показателей термодинамических процессов цикла Брайтона без регенерации тепла.Процесс 1-2: Изменение внутренней энергии рабочего тела, Дж/кг: ; Деформационная работа, Дж/кг: ; Техническая работа, Дж/кг: ; Изменение теплосодержания рабочего тела, Дж/кг: ; Удельная теплоемкость при постоянном давлении: ; Количество теплоты, участвующее в процессе: ; Изменение энтропии рабочего тела: ; Удельная теплоемкость при постоянном объеме: (уравнение Майера ); (показатель адиабаты ). Процесс 2-3: Изменение внутренней энергии рабочего тела, Дж/кг: ; Деформационная работа, Дж/кг: ; Техническая работа, Дж/кг: ; Изменение теплосодержания рабочего тела, Дж/кг: ; Количество теплоты, участвующее в процессе: ; Изменение энтропии рабочего тела: . Процесс 3-4: Изменение внутренней энергии рабочего тела, Дж/кг: ; Деформационная работа, Дж/кг: ; Техническая работа, Дж/кг: ; Изменение теплосодержания рабочего тела, Дж/кг: ; Количество теплоты, участвующее в процессе: ; Изменение энтропии рабочего тела: ; Процесс 4–1: Изменение внутренней энергии рабочего тела, Дж/кг: ; Деформационная работа, Дж/кг: ; Техническая работа, Дж/кг: ; Изменение теплосодержания рабочего тела, Дж/кг: ; Количество теплоты, участвующее в процессе: ; Изменение энтропии рабочего тела: ; 3.2.3. Расчёт энергетических показателей цикла Брайтона без регенерации тепла: а) - удельная работа сжатия, Дж/кг; б) - удельная работа расширения, Дж/кг; в) - работа цикла (свободная энергия на выходе из тепловой машины), Дж/кг; г) - количество тепла, подведенное к 1 кг рабочего тела в цикле, Дж/кг; д) - - количество тепла, отводимое от рабочего тела в окружающую среду, Дж/кг; е) - полезно использованное тепло в цикле, Дж/кг; Совершенство термодинамического цикла Брайтона без регенерации тепла: а) - термический КПД цикла Брайтона; б) - термический КПД цикла Карно. Цикл Карно, состоящий из двух адиабатных и двух изотермических процессов (рис.2) и совершаемый в диапазоне температур Т 1 – Т 3 , является базовым для любого термодинамического цикла; в) - совершенство заданного термодинамического цикла Брайтона Рис. 2 . Цикл Карно в p , v координатах «1 – 2» - адиабатический процесс сжатия; «2 – 3» - изотермический процесс расширени –подвод теплоты к рабочему телу « 3 – 4» - адиабатический процесс расширения; «4 – 1» - изотермический процесс сжатия – отвод теплоты от рабочего тела ; 3.2.5. Расчёт параметров состояния рабочего тела на входе и выходе из теплообменного аппарата: а) холодный теплоноситель: Вход (точка 2): Па; К; ; К; Па; Выход (точка 2та ): ; б) горячий теплоноситель: Вход (точка 4): Па; ; К; ; Выход (точка ): Па; К; ; ; 3.2.6. Количество теплоты, полученное холодным теплоносителем в теплообменном аппарате: ; 3.2.7. Экономия топлива (в процентах) при использовании регенерации тепла составляет: ; 3 .2.8. Совершенство термодинамического цикла Брайтона с регенерацией тепла: а) ; б) ; в) ; г) ; 3.2.9. Оценка возможности использования регенерации тепла в цикле Брайтона а) Определяется максимальное значение степени повышения давления из условия (Т 4 ³Т 2 ): Часть 2. Расчёт теплообменного аппарата. Исходными данными для решения задачи являются: 1. Параметры состояния на входе в теплообменный аппарат холодного и горячего теплоносителей. 2. Параметры состояния на выходе из теплообменного аппарата холодного и горячего теплоносителей. Значения всех параметров состояния берутся из первой части контрольной работы при расчете цикла Брайтона с регенерацией тепла при оптимальном значении pорт . 3. Массовый расход холодного и горячего теплоносителей G хол =G гор, кг/с. 4. Форма канала – равносторонний треугольник со стороной l 1 для холодного теплоносителя и l 2 для горячего теплоносителя. 5. Скорость течения холодного с 1 и горячего с 2 теплоносителей, м/с. Значения исходных данных, перечисленных в п.3,4,5, берутся из табл. 3
3.3.1. При расчете цикла Брайтона с заданной степенью регенерации s р становятся известными параметры состояния холодного (точка «2» или точка «к» и точка «2та » или точка «кта ») и горячего (точка «4» или точка «т» и точка «4та » или точка «тта ») теплоносителей на входе и выходе из теплообменного аппарата. Точка 2: Па; Па; К; К; ; ; ; ; Точка 4: Па; Па; К; К; ; ; ; 3.3.2. Далее рассчитываются: а) определяющая температура для горячего (Т оп1 ) и холодного (Т оп2 ) теплоносителей (для расчёта критериев подобия): K; К; б) плотность горячего и холодного теплоносителей при данных температурах из уравнения состояния: в) площадь проходного сечения потока для теплоносителей из уравнения расхода: где G – массовый расход холодного и горячего теплоносителей, кг/с; с 1 – средняя скорость движения холодного теплоносителя по каналам теплообменного аппарата,м/с; с 2 – средняя скорость движения горячего теплоносителя по каналам теплообменного аппарата,м/с; г) необходимое количество каналов для теплоносителей:
где F кан1 , F кан2 – соответствующие площади поперечного сечения каналов. Для равностороннего треугольника со стороной L 1 или L 2 имеем: д) по значению температуры Т оп1 (или Т оп2 ) с помощью табл. 5 находятся коэффициенты теплопроводности l1 (или l2 ) и динамической вязкости m1 (или m2 ) теплоносителей методом линейной интерполяции:
е) эквивалентный гидравлический диаметр канала для горячего и холодного теплоносителей: ж) число Рейнольдса: з) число Нуссельта из критериальных уравнений в зависимости от характера движения теплоносителей: Re £2000 – ламинарный, 2000<Re £104 – переходный, Re >104 – турбулентный, и) коэффициенты теплоотдачи от горячего теплоносителя к стенке канала (a1 ) и от стенки к холодному теплоносителю (a2 ): к) коэффициент теплопередачи: л) количество теплоты, переданное воздуху в теплообменном аппарате: м) средний температурный напор в теплообменном аппарате, работающем по схеме противотока, определяется формулой: н) потребная площадь теплообмена: о) потребная длина каналов для теплоносителей: п) ширина теплообменного аппарата: р) принимая ширину теплообменного аппарата равной В =0.5…0.6 м, находим потребное количество рядов каналов для теплоносителей: с) высота теплообменного аппарата: 3.3.3. Определяются потери полного давления по газовой и воздушной сторонам теплообменного аппарата: а) ) при турбулентном движении теплоносителя: где x - коэффициент сопротивления трения находится по формуле: |