Реферат: Роль инвестиций в экономике Владимирской области
Название: Роль инвестиций в экономике Владимирской области Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление образования администрации г. Владимира Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа №15. Реферат. Роль инвестиций в экономике Владимирской области. Выполнила: ученица 11 «В» класса Самарова Юлия. Проверила: учитель экономики Гришанова Л. Р. Владимир 2002 г. План: I. Что такое инвестиции. 1. Инвестиции – общие понятия. 2. Источники инвестиций. 3. Классификация инвестиций. II. Инвестиционные процессы в экономике Владимирской области. 1. Роль иностранных инвестиций в экономике. 2. Положение с иностранными инвестициями во Владимирской области. 3. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата. III. Перспективы инвестиционного процесса во Владимирской области. Список литературы. Что такое инвестиции. В современной экономической системе немаловажную роль играют инвестиции. Главными в этой отрасли являются понятия инвестиционная среда и инвестиционный процесс . Инвестиционная среда характеризуется типами бумаг, обращающимися на рынке, условиями их приобретения и продажи. Понятие инвестиционного процесса связано с тем, каким образом инвестор принимает решения при выборе бумаг, объемов и сроков вложения. Для лучшего понимания всей инвестиционной структуры, необходимо определить термин «инвестиции». Инвестиции – это капиталовложения, осуществляемые фирмами, банками и другими структурами. В наиболее широком смысле слово «инвестировать» означает: «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем». Два фактора обычно тесно связаны с этим процессом: время и риск . Отдавать деньги приходится сейчас и определенном количестве. Вознаграждение же поступает позже, если поступает вообще, и его величина заранее неизвестна. Инвестиции бывают реальные и финансовые . Между ними существует различие в том, реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы; финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие как обыкновенные акции и облигации. В примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими. К источникам инвестиций относятся: 1) Собственные финансовые средства, а так же иные виды активов и привлеченных средств; 2) Ассигнования из федерального, региональных и местных фондов поддержки предпринимательства, представляемой на безвозмездной основе; 3) Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий и организации различных форм собственности и частных лиц; 4) Различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы; кредиты банков и других институтов инвесторов: инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов, а также векселя и другие средства. Собственный капитал реципиента включает в себя первые три источника инвестиций. Последний источник является заемным капиталом реципиента – инициатора проекта; эти средства принадлежат возврату на определенный условиях (сроки, график, проценты). В нынешней экономической науке наиболее принято классифицировать инвестиции на две группы: по объектам вложения и по направленности действий . По объектам вложения инвестиции бывают: · Инвестиции в имущество (материальные инвестиции) – инвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе, например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов. · Финансовые инвестиции – вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и долговых прав, например, приобретение акций и других ценных бумаг. · Нематериальные инвестиции – инвестиции в нематериальные ценности, например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и т.п. По направленности действий: · Инвестиции на основании проекта – начальные инвестиции, или нетто-инвестиции , осуществляемые при основании или покупке предприятия. · Инвестиции на расширение – экстенсивные инвестиции, направленные на увеличение производственного капитала. · Реинвестиции – связывание вновь свободных инвестиционных средств посредством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия. · Брутто-инвестиции – инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций. Сложность рассматриваемых процессов инвестирования представляет собой одну из основный задач управления экономикой. При этом жизненно важными для инвесторов оказываются практически все аспекты хозяйственной деятельности будущего предприятия – начиная от внешней социальной среды и заканчивая вариантами его финансирования. В данной работе большое внимание уделено именно иностранным инвестициям, поскольку именно они играют основную роль в экономической деятельности предприятий Владимирской области. Поэтому целью данной работы является исследование инвестиционного рынка Владимирской области на основе изучения периодической печати. Задачи реферата таковы: 1. выяснить, какова роль инвестиций в экономике; 2. исследовать расположение инвестиций в городе Владимире и регионе; 3. изучить проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата; 4. сделать выводы о перспективах инвестиционного процесса во Владимирской области. Инвестиционные процессы в экономике Владимирской области. Как и во всяком явлении хозяйственной жизни, в зарубежных инвестициях можно найти благотворное влияние на экономику, и наносящее ей вред. Их проток способствует решению одних проблем и в то же время создает или обостряет другие. Однако в 90-х годах в России преобладал односторонний, апологетический подход к оценке знания иностранных инвестиций для страны. Как само собой разумеющееся предполагалось, что импорт капитала ничего, кроме пользы, принести не может, причем его значимость нередко преувеличивалась. Россия возродится только тогда, когда в нее придет иностранный капитал, заявил, например, один из высших руководителей. Следовательно, если он не придет, страна не возродится. С этим согласиться, конечно, нельзя. В некоторых публикациях зарубежные инвестиции оценивались как главное средство вывода экономики из кризиса. Основную задачу видели не в том, чтобы выявить плюсы и минусы деятельности иностранных инвесторов, дающую простор для всего положительного, а в том, чтобы любыми способами привлечь зарубежные вложения. По существу, господствовал принцип: все способствующее притоку иностранных инвестиций хорошо, а все препятствующее плохо. Идея во что бы то не стало добиться объемов иностранного капитала нашла воплощение в законодательных актах, регулирующих его импорт. С сентября 1991 г. действует закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержащий следующий основополагающий принцип их государственного регулирования: правовой режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РСФСР. Если последовательно исходить из этого принципа, то надо признать, что для зарубежных вложений открыты любые отрасли производства, где имеются инвестиции юридических лиц и граждан России, а значит, и такие доступы в которые иностранцам противоречат интересам нашей национальной безопасности. Зарубежным инвесторам закон позволяет все, что и гражданам России, но не говорится о том, что последние вправе делать все, что разрешено иностранцам. И это не случайно. В соответствии с данным законом и последующим законодательством зарубежные инвесторы освобождены от ряда пошлин и налогов, которые должны уплачивать наши граждане. Тем самым национальный режим был заменен для иностранных инвесторов режимом их льгот и привилегий. Значит, государство с момента ввода в действие закона помогло зарубежным предпринимателям побеждать российских в конкурентной борьбе. Неудивительно, что в таких условиях многие отечественные фирмы стали комуфлироваться под иностранные путем регистрации за рубежом и последующего функционирования в России как иностранных инвесторов. Однако было бы неверным утверждать, что в 90-х гг. наше законодательство не ограничивало деятельность зарубежных предпринимателей. Например, в соответствии с указом президента от 17 ноября 1992 года доля иностранных инвестиций в нефтяной промышленности не должна превышать 15% акционерного капитала, а в газовой ( указом от 28 мая 1997 г. ) – 9 %. Но эти и другие законодательные акты – исключение из общего правила. В июне 1999 г. был принят закон “ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации “. В нем говорится: правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной ими прибыли не может быть менее благоприятным, чем предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Подчеркивается, что изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Вместе с тем закон разрешает государственным органам ограничивать деятельность иностранных инвесторов в тех случаях, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и ее безопасности. Уже то, что допускается возможность отрицательного воздействия капитала на все перечисленное, свидетельствует о трезвом подходе к оценке воздействия иностранных инвестиций на нашу экономику и другие сферы общества. Следует отметить, что восторги по поводу той роли, которую могли бы сыграть зарубежные инвестиции в возрождении нашей страны, шли в основном от средств массовой информации, политической и экономической околовластной элиты, а у рядовых граждан отношение к ним более сдержанное. Так, проведенный фондом “ Общественное мнение “ в мае 2000 г. опрос показал: 23% респондентов относится к иностранным инвестициям положительно, 29 – знают о них, но не определились с мнением о их целесообразности, 20 – не знают, что они из себя представляют, а у 28 % - отношение к ним отрицательное. Итак, в чем заключается роль зарубежных инвестиций для оздоровления отечественной экономики? Только ответив на этот вопрос на основе анализа положительного и отрицательного воздействия иностранного капитала на наше народное хозяйство, можно разработать взвешенную государственную политику в этой сфере, отвечающую интересам общества. Нынешнее оживление производства не означает, что оно приобрело нормальный облик. Объемы выпуска продукции остаются существенно ниже, чем в период, предшествующий их падению. Отсюда огромная недогрузка производственных мощностей, большое количество убыточных предприятий. По данным Минэкономразвития, в начале 2001 г. в промышленной мощности использовались на 50%, а убыточных и бесприбыльных предприятий было почти 40%. Главное, что мешает выходу из кризиса, - узость рынка сбыта продукции, не соответствующая производственным возможностям, и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы, технического перевооружения. Чтобы выйти из этого тупика, необходим внешний для предприятий фактор, который, во-первых, способствовал бы расширению емкости рынка сбыта отечественных товаров, во-вторых, предоставил бы стартовый капитал для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы в условиях перехода от застоя и отсутствия денежных средств к нормальному развитию. В странах Западной Европы после Второй мировой войны, когда их экономика оказалась в таком положении, как сейчас российская, таким стартовым капиталом была помощь по “ плану Маршалла “. При недоступности банковского кредита для наших предприятий, неспособности государства выступить в качестве внешнего фактора, огромном оттоке свободных средств за рубеж особое значение приобретают иностранные инвестиции. Магистральный путь увеличения совокупного спроса – рост и совершенствование производства. Оно не только источник предложения товаров и услуг, но и рынок сбыта для поставщиков средств производства, а также продавцов предметов потребления и услуг, покупаемых предпринимателями и наемными работниками данного предприятия. Создание с помощью иностранного капитал успешно работающих предприятий могло бы расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самым способствовать возрождению экономики. Путем покупок акций и предприятий иностранные инвесторы способны обеспечить производства с простаивающими мощностями стартовым капиталом. Зарубежные инвестиции могли бы стать важным фактором экономического роста нашей страны, однако мешают этому их недостаточный объем и, как следствие, очень скромное место среди средств, используемых для возрождения производства. По данным статистики, доля иностранного капитала во всех инвестициях в основной капитал составляет 2,2%, а смешанного – 4%. Значительная часть последнего, - по существу, российская, но зарегистрированная за границей. Зарубежные инвестиции нужны не только как помощь для выхода нашей страны из экономического кризиса, но и как один из важнейших источников иностранной валюты. Наибольшую часть ее приносит экспорт товаров и услуг. Хоть роль зарубежных инвесторов как поставщиков инвалюты значительно скромнее ( доходы от товарного экспорта в 7-8 раз превышают общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику ), импорт капитала – гораздо более выгодный для принимающей страны способ получения инвалюты, чем экспорт товаров и услуг. Дело в том, что при экспорте товаров и услуг страна, с одной стороны, принимает инвалюту, с другой – в обмен на нее тут же отдает за границу определенные ценности на сумму, равную покупательной способности полученной валюты. В случае импорта капитала принимает инвалюту, но ничего взамен немедленно не отдает. Именно такая особенность зарубежных инвестиций позволила ряду развивающихся стран с ограниченными производственными и экспортными возможностями преобразовать экономику на основе закупок на мировом рынке значительных объемов современных средств производства за счет инвестированного зарубежного капитала и превратиться в новые индустриальные государства. Иностранные инвестиции сыграли в 90-х гг. и продолжают важную роль в демонополизации нашей экономики и, как следствие, в устранении стагфляции. Монопольное положение на рынке фирм, их союзов, объединений и нормальная рыночная экономика несовместимы, поскольку без свободной конкуренции не может действовать рыночный механизм стимулирования и регулирования производства, устанавливаться обоснованные цены. Недаром во многих странах существует антимонопольное законодательство, которое применяется и по отношению к самым крупным корпорациям. В то же время практика бывшего СССР и других социалистических стран показала совместимость с их экономикой монополизации производства и рынка товаров и услуг. Например, по расчетам ЦЭМИ, проведенным в 1989 г., 87% машиностроительной продукции в Советском Союзе изготовлялось на предприятиях, каждое из которых являлось единственным для всей страны производителем определенных товаров. В условиях значительной закрытости внутреннего рынка СССР для иностранной конкуренции эта производственная монополия сопровождалась рыночной, но последняя не порождала рост цен. Предоставление руководителями предприятий прав устанавливать любую цену на продукцию при сохранении монополизации на рынке привело к стремительному и многократному удорожанию товаров. Началась галопирующая инфляция. Важнейшим фактором выхода из нее стала демонополизация внутреннего рынка, которая осуществлялась не столько стандартным способом расчленения фирм-монополистов на самостоятельные образования, сколько посредством открытия рынков России для зарубежных товаров и формирования на ее территории иностранных предприятий. В этом отношении импорт капитала положительно повлиял на экономику нашей страны. Прямые зарубежные инвестиции способствуют также повышению технического и организационного уровня отечественного производства в результате передачи опыта предпринимателей развитых стран. Казалось бы, что все сказанное о позитивной роли импорта капитала в экономике принимающих стран должно вызывать самое благожелательное отношение к нему. Однако в действительности этого нет. Даже в США общественное мнение настроено далеко не пользу иностранцев, намеривающихся создать здесь свои предприятия или приобрести землю и другую недвижимость. Проведенный опрос показал, что 78% граждан выступают за закон, который ограничил бы зарубежные инвестиции в американские бизнес и недвижимость. О неоднозначном отношении большинства правительств стран к импорту капитала свидетельствует тот факт, что они, в отличие от российских властей, не только создают особых льгот для зарубежных инвесторов, а наоборот, сдерживают их доступ на свою территорию. Изучение в конце 90-х гг. Международным валютным фондом внешнеинвестиционной политики 184 государств – его членов показало, что 144 из них ( 78,3% ) используют ограничения импорта капитала протекционистского характера. Это объясняется тем, что иностранные инвестиции оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику и другие стороны жизни принимающих государств, в том числе России. Становясь объектом зарубежного инвестирования, страна не только получает определенные денежные суммы, но и отдает их фирме обслуживания иностранных займов и перевода части прибыли от прямых и портфельных вложений. В расчете на каждые 100 единиц импортного капитала денежные средства, отправляемые за границу, значительно меньше получаемых инвестиций. Отсюда возникает иллюзия, что денежные поступления в форме иностранных инвестиций – это всегда средство увеличения денежных доходов страны. В действительности, если она регулярно принимает прямые и портфельные вложения и получает займы в неизменном и тем более в уменьшающемся размере, даже когда инвестиции растут, через определенное время такая система превращается из способа получения страной дополнительных доходов в мощный “ насос “, вытягивающийся из нее увеличивающийся поток денежных средств. Именно так действует эта система в России. Свидетельство тому – приведенная ниже таблица. Иностранные инвестиции, полученные в течении года, и доходы от них, направляемые за рубеж (в млн. долл.)
Из таблицы следует вывод: во второй половине 90-х гг. финансовая сфера России от системы зарубежных инвестиций гораздо больше теряет, чем получает, причем доходы от вложений, уходящие за рубеж, имели явную тенденцию к увеличению. Проиллюстрируем механизм действия данной системы с помощью условного примера. Допустим, что в начале первого года прихода прямых инвестиций в страну зарубежные предприниматели купили предприятия стоимостью в 100 денежных единиц. Это дало в течении года прибыль в размере 25 денежных единиц. Как показывает практика, часть этой прибыли обычно пересылается в страну происхождения инвестированного капитала. Для упрощения расчетов представим, что вся прибыль уходит за границу. Сути дела это допущение не меняет. При таких условиях система прямых иностранных инвестиций в первый год ее существования дает явную финансовую выгоду принимающей страны в размере 75 денежных единиц (100 – 25). Если в начале следующего года на покупку предприятий, так же, как и в предыдущем, расходуется 100 денежных единиц иностранного капитала при прочих равных условиях, за границу уйдет уже не 25, а 50 денежных единиц прибыли: 25, порожденных вложениями прошлого года, и 25 – данного. Третий год принесет 75 денежных единиц прибыли, ушедших за границу. За четвертый год суммы, полученные страной в форме прямых иностранных инвестиций и отдаваемые за границу как доход от зарубежных вложений этого и предшествующего годов – уравниваются. Затем начинается период возрастающего превышения инвестиционных доходов, уходящих из страны, над ежегодными вложениями, т.е. создается ситуация, характерная для России с 1995 г. С займами дело обстоит несколько сложнее. При названных выше условиях, а также с учетом, что ежегодный процент возврата основной суммы займа все время исчисляется к его полной, а не остаточной стоимости, общая сумма ежегодного возврата увеличивается вплоть до уравнивания инвестиций и доходов, уходящих за границу. После этого начинается период сохранения равенства между поступления денег в страну и их оттоком из нее, связанный с тем, что при неизменном многолетнем равенстве ежегодных инвестиций размеры получаемых займов начинают совпадать с величиной тех займов, выплата которых к данному году завершается. Та же закономерность сохраняется и с соотношением общей массы процентных начислений, уходящих за рубеж, и инвестициями ссудного капитала в данную страну. Правительства государств с низким и средним уровнем международной конкурентоспособности производства, в том числе России, вынуждены искусственно создавать на внутреннем рынке для импортных товаров примерно равную с отечественными конкурентоспособность за счет ввозных таможенных пошлин и количественных ограничений импорта. Прямые иностранные инвестиции позволяют зарубежным поставщикам изделий обойти таможенные барьеры с помощью двух способов. Первый – создать соответствующее предприятие в своей стране и экспортировать продукцию в ту, которую он избрал как рынок сбыта для нее. В этом случае придется преодолевать таможенные барьеры. Кроме того, издержки транспортировки товаров из одной страны в другую в среднем выше, чем при реализации продукции на своем внутреннем рынке. Все это помогает производителям из государств со средним и низким уровнем международной конкурентоспособности выстоять в борьбе с более сильными зарубежными соперниками. Другой способ проникновения со своими товарами на внутренний рынок чужой страны – создание в ней собственного предприятия. При этом продукция попадает на территорию иностранного государства в обход таможенных барьеров. Помимо того, издержки транспорта от места производства до места продажи чаще всего уменьшается. Вывод очевиден: иностранные инвестиции – эффективное средство для зарубежных предпринимателей в борьбе за рынок товаров и услуг принимающей страны, в вытеснении с него отечественных поставщиков. Нередко иностранные инвестиции существенно сдерживают экономическое развитие. Это происходит тогда, когда зарубежные фирмы, конкурирующие на рынке определенной продукции с отечественными скупают наши предприятия с целью устранения конкурентов. Поскольку экологическая политика России более либеральна, чем во многих странах Запада, то существует опасность переноса в нее ( в результате импорта капитала ) производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан. Зарубежные инвестиции нередко используют для подрыва национальной безопасности принимающей страны, ущемления ее суверенитета. Именно этим во многом обусловлено недоверчивое, а иногда и враждебное отношение некоторых государств к импорту капитала. Очевидным фактором является то, что Россия заплатила в свое время за займы МВФ отказом от самостоятельности в разработке и проведении в жизнь экономической политики. Она не могла быть суверенной, когда каждые несколько месяцев эмиссары МВФ разрешали предоставление очередного транша займа, если признавали, что правительство страны в течении предшествующего периода во всем следовало их рекомендациям. Важная сторона проблемы экономических последствий импорта капитала для России – его воздействие на инфляционные процессы. Иностранное инвестирование начинается с предоставления определенных денежных средств или займов, используемых зарубежными инвесторами на приобретение акций и других ценных бумаг, на строительство новых и скупку действующих предприятий в принимающей стране. Казалось бы, приток денег из-за рубежа расширяет общие объемы денежной массы в сфере обращения и способствует усилению инфляции. Однако в действительности импорт капитала в денежной форме в основном увеличивает не массу денег в обращении, а предложение товаров и услуг. Зарубежные инвестиции существуют в виде иностранной валюты. Это значит, что в соответствии с нашим законодательством они не должны использоваться непосредственно в сфере обращения обычных товаров и услуг, но могут быть обменены на российские платежные средства. Следовательно, по своей экономической природе инвалюта представляет собой одну из групп товаров, обмениваемых на российские деньги. С обычными товарами ее роднит и то, что, пройдя через ряд посредников, она, в большей своей части минуя сферу внутреннего обраще6ния, оседает у граждан как накопления, у Центробанка – в виде валютных резервов, а также уходит за границу. Обычные товары после их покупки не посредниками, а конечными потребителями и экспортерами, также выходят их сферы внутреннего обращения, в то время как деньги, выступающие в функции средства обращения, остаются в ней, переходя из рук в руки. Сказанное верно при неукоснительном соблюдении российского законодательства, запрещающего использование иностранной валюты в функциях средства обращения и платежа. В настоящее время одни экономисты связывают инфляцию со спросом, другие – с издержками. Если исходить из первой позиции, то механизм воздействия зарубежных денежных инвестиционных инъекций на инфляцию выглядит следующим образом. Инфляция спроса порождается превышением платежеспособного спроса над предложением товаров и услуг (товарным дефицитом). Импорт денег инвестиционного характера увеличивает предложение товаров и тем самым выступает как антиинфляционный фактор. Один из главных аргументов в пользу инфляции издержек – ссылка на дефицит в 90-х гг. (диспропорции между их количеством на счетах предприятий, необходимым для нормального воспроизводства, и несравненно меньшим их реальным объемом, неплатежи в случаях, когда они являлись следствием такой диспропорции, широкое развитие бартера и т.д.). Этот дефицит вполне объясним и закономерен, если связывать инфляцию с издержками, но абсолютно немыслим в условиях инфляции спроса. Совершенно очевидно, что при инфляции издержек, увеличивая спрос на российские деньги, импорт иностранной валюты для инвестирования способствует росту денежного дефицита и негативному воздействию на наше хозяйственное развитие. В свою очередь выпуск государственных долговых обязательств в краткосрочной перспективе способствует росту внутреннего спроса на товары и услуги, и соответственно, росту благосостояния населения, а в долгосрочной - для погашения долга государственные власти будут вынуждены увеличивать налоговое бремя или снижать расходы бюджета. При увеличении налогообложения государственный долг может превратиться механизм перераспределения национального дохода. Такое перераспределение будет осуществляться по следующим направлениям: 1. долговое финансирование дефицита бюджета изменяет структуру налогообложения различных поколений: экономическое положение сегодняшних улучшается, а будущих – ухудшается. 2. в то время как благосостояние налогоплательщиков в целом снижается, кредиторы государства повышают его за счет процентных доходов по обязательствам Сокращение национального дохода и падения уровня жизни населения могут наблюдаться при привлечении внешних кредитов и займов. При этом внешний долг сокращает величину национального дохода на сумму процентных выплат в пользу зарубежных кредиторов. На примере США и России можно оценить масштабы долга на величину национального дохода. По данным Федеральной резервной системы США, в 1995 – 99 гг. в этой стране среднегодовой объем государственных ценных бумаг – $5.4 трлн, в том числе в собственности частных инвесторов – $3.7 трлн. Средняя номинальная процентная ставка по краткосрочным обязательствам казначейства в этот период равна 5.1% в год, темпы инфляции по индексу потребительских цен равны 2.4% годовых. В этом случае средняя реальная ставка равна 2.7% годовых (3.1% - 2.4% ). Внутренним инвесторам принадлежит около 60% общего объема государственных ценных бумаг, находящихся в собственности частных владельцев. Таким образом, номинальные процентные доходы внутренних инвесторов – $113 млрд. ежегодно ($3.7 трлн *60%*5.1%). Среднегодовые темпы роста ВВП США в 1995 – 99гг.были 3%. Поэтому в США государственный долг способствует росту благосостояния владельцев ценных бумаг. Перераспределение национального дохода при этом не происходит. Совершенно иное влияние на национальный доход и благосостояние населения оказывает государственный долг России. Определяющее значение в нашей стране имеет внешний долг. По данным Министерства Финансов РФ, на 1 апреля 2001 года он равен $136 млрд. Средняя стоимость его обслуживания 6 – 7% годовых. Поскольку с 1999г. правительство проводит политику снижения долга, основными источниками выплат по нему являются налоговые и иные доходы бюджета. Согласно графику выплат по внешнему долгу в 2001 – 2010 гг. объем ежегодных выплат в пользу иностранных инвесторов составят от $14 до $20 млрд. Даже при благоприятной динамики ВВП и увеличении реального курса рубля их осуществление потребует не менее 4 – 6% ВВП России. Вот в каких масштабах оцениваются социалистические потери в виде сокращения национального дохода и внутреннего потребления товаров и услуг. В нашей стране не происходит перераспределение национального дохода в результате обслуживания государственного долга. Отличие от США заключается в том, что в России долг способствует снижению национального дохода. Невысокий уровень доходов населения, а также структура их распределения препятствуют сохранению качества трудовых ресурсов и развитию человеческого капитала, ограничивая возможности для экономического роста. При этом государственный долг является одним из основных факторов, сдерживающих увеличение уровня жизни и благосостояния населения страны. Тем не менее многие предприятия видят перспективу сокращения государственного долга только посредством иностранных инвесторов. В том числе, в нашей области предприятия, которые финансируются зарубежными инвестиционными компаниями, находятся в благоприятном экономическом климате и их производительность процветает. И это не случайно. Ведь наша область входит в 20 субъектов РФ по привлекательности инвестиций. Законодательным собранием Владимирской области впервые принят закон “ Об областной целевой программы привлечения иностранных инвестиций на территории области “, основным разработчиком ,которого является департамент внешних экономических связей. Одним из источников привлечения на территорию области инвестиций являются федеральные целевые программы, реализация которых позволила за 3.5 года получить дополнительно 176.7 млн. руб. С 1995 по 1999 годы наблюдается довольно ощутимый рост капиталовложений в экономику области. Если в 1995 году объем иностранного капитала = 7.8 млн. $, то в 1999 г. мы получили $44.5 млн. С 1997 – 99 гг. в экономику области за счет предоставления налоговых льгот мы получили инвестиций 264 млн. $. Хотя в 2001 году их несколько меньше, чем в 2000 г., но это не главная причина появления этого закона. Главная причина заключена в принципе: “ Лучше работать по заранее намеченной программе, чем хаотично “, как сказал А. И Заботин. Было решено разработать программу по региональному признаку, ведь наша область не ресурсная (зависит от других территорий), поэтому по отраслевому признаку не целесообразно было бы работать. Нашими основными партнерами являются :ФРГ, США, Италия – именно их вклад в экономику наиболее высокий. Наиболее высокой инвестированной привлекательностью обладают пищевая и стекольная промышленность, а также цветная металлургия, машиностроение металлообработка. Например, во Владимире сеть российско-американского сотрудничества – стекольная компания “ Раско “, уже давно и тесно, а главное взаимовыгодно сотрудничающая с Анопинским стекольным заводом –Покровская фабрика “Stolwerk “. В перспективе немецкие друзья покровчан намерены построить еще одну фабрику, для чего необходимо вложить немало средств. Турецкая фабрика “Шишекам “ заинтересовалась уршельским стекольным заводом, намерена выпускать бутылку. Давно и продуктивно в области работают Интервладлес и Интермещералес. Зарубежные капиталовложения оказывают благотворное влияние не только на финансовое состояние экономики области, но и на производительность труда, каковая, по данным Владимирской области комитета государственной статистики на предприятиях с учетом инвестиций в 2.4 раза больше, чем на остальных промышленных предприятиях. Зарплата на этих предприятиях тоже на 44% превышает среднюю по промышленности в области. В 1999 г. иностранные инвестиции в нашей области составили $55 млн. На 01.01.99 г. на территории Владимирской области было зарегистрировано 284 коммерческих организаций с иностранными инвестициями с общим объявленным уставным капиталом 371 млн. руб. Доля иностранного участия составила 201 млн. руб. или 54%. Динамика количества зарегистрированных коммерческих организаций с иностранными инвестициями с общим объявленным уставным капиталом.
В нашей области основными предприятиями, которые финансируются иностранными инвестиционными компаниями являются: ЗАО “Штольверк Рус”, “Сейма Италиана Автосвет”, “Интервладлес”, ЗАО “Виттория”, “РАСКО”, “РРП” и др. ЗАО “Штольверк Рус “ – немцы вложили около $200 млн. В данный момент оборот выпуска шоколада составляет 21 тысяча тонн в год. Планируется выпускать шоколада до 65 тысяч тонн. При пуске этой фабрики было создано 200 новых рабочих мест ( с пуском новых линий увеличиться до 400 ). За 1998 год наличные платежи и внебюджетные фонды равнялись 55 млн. руб., 99 – 90 млн. руб. (около 60% налоговых поступлений от предприятий Петушинского района). Мотопроизводство ЗИДа с английской компанией “ Оффроуд Леже “. ЗАО “ Сейма Италиана Автосвет “, созданное на базе ОАО “Завод Автосвет “ (г. Киржач), благодаря итальянским партнерам. Уставной фонд предприятия больше $1 млн. “ Интервладлес “ и “ Интермещералес “ инвестируются итальянцами с 1989 г., с начальным вкладом в хозяйство – $30 млн. Продолжается реконструкция (благодаря итальянцам ), Владимирской обувной фабрики (ЗАО “Виттория “ ) – сумма инвестиций более 2 млн. руб. В 1998 году АО “ Анопинский стекольный завод “ заключило долгосрочный, судя по всему, союз с американским фондом “Агрибизнес“, основав общую компанию по производству изделий из стекла “Раско”. Сейчас американцы инвестируют это предприятие в количестве $ 40 млн. (модернизация оборудования). О том, насколько эффективен этот инвестиционный процесс свидетельствуют следующие данные. Выпуск стеклотары компании “Раско” ( млн. штук в год ).
Увеличение числа рабочих мест на предприятии.
В данный момент 50 % акций компании “Раско” принадлежит американской стороне. В 1999 году “ Раско “ изготавливали 120 млн. бутылок в год, а в январе – феврале – 330 млн. бутылок, став крупнейшим российским производителем стеклотары. Для пивной, алкогольной и безалкогольной промышленности в 2000 г. изготавливали 1,5 млрд. бутылок в год. Это говорит о том, что до 20 % от всего российского объема производства стеклотары принадлежит “Раско“. В 2001 году планируется выпуск – 400 млн. бутылок, в 2002 году – 750-800 млн. бутылок. Рост прибыли компании при этом производстве составил: Объем поступления иностранных инвестиций в сектор экономики области в 1999 г. оставил $30,5 млн. и 377,3 млн. руб. Объем поступлений инвестиций по видам
Наибольшая доля инвестиций – кредиты (87,4 %). Владимирская область на душу населения в 1,8 раза уступает общероссийскому показателю по объему иностранных инвестиций. Хотя инвестиционная зона Владимирской области что ни на есть одна из самых приятных. А привлекателен наш регион для иностранных инвестиций следующими факторами: · выгодное географическое положение в связи с нахождением области в зоне магистрали Москва – Нижний Новгород; · высокая концентрация предприятий технологии обработки промышленности – в основном машиностроения; · наличие высококвалифицированной и сравнительно дешевой рабочей силы; · развитие наукоемких отраслей, опирающихся в сеть НИИ с невостребованным потенциалом; · развитие современных телекоммуникационных систем в регионе из-за его небольшой удаленности от центра; · реальные меры, предпринимаемые как административной областью, так и органами местного самоуправления на льготирование условий действия предприятий на время окупаемости проектов; · готовность предприятий к освоению иностранных капиталов, высшая степень проработки бизнес – планов; · областное законодательство, предусматривающее более льготные условия хозяйствования для предприятий с иностранными инвестициями, чем федеральное. Большинство АО выпускают акции в бездокументальной форме, и единственным доку ментом, подтверждающим владение инвестором акциями, является выписка из реестра, сама по себе не являющаяся ценной бумагой и не могущая служить предметом купли продажи. Большинство реестров оставалась во владении АО. А лишь часть всех реестров обычно одного эмитента, как правило, находилась под контролем компаний. Регламентация данного процесса на федеральном уровне произошла лишь со вступлением в силу Закона “ Об акционерных обществах “ в 1996 году. Для всех АО с акционерами больше 500 человек стала обязательной передача ведения реестра акционеров независимому регистратору. Надо это было для того, чтобы устранить частые злоупотребления со стороны руководства тех АО, которые оставили за собой право ведения реестров акционеров. С 1995 года Регистрационно-расчетная палата является действительным членом саморегулируемой организации профессионального участника фондового рынка ПАРТАД (профессиональные ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев), принимает участие в работе внутриобластной комиссии по рынку ценных бумаг и существующего при ней экспертного совета, созданных администрацией Владимирской области. В настоящее время ЗАО “РРП “ осуществляет комплексную программу по совершенствованию защиты прав инвесторов, повышению качества обслуживания акционеров, а также расширению своего присутствия на рынке регистрационных услуг. Уставный капитал ЗАО “ РРП “ равен 4080000 рублей и на период 2000 г. “РРП “ оказывает услуги 83 АО Владимирской, Ивановской, Московской, Свердловской и других областей с общим количеством акционеров – 320 тыс. При этом 45 из них являются эмитентами (500 акционеров). “ РРП “ является не только компанией, ведущей реестр, но и консультантом промышленных предприятий. Она тесно сотрудничает с ОАО “ Муромский машиностроительный завод “, ОАО “ Кольчугинский завод по обработке цветных металлов “, ОАО “ Ковровский механический завод “, ОАО “ Ковровский электромеханический завод “, ОАО “ВХЗ “, ОАО “Полимерсинтез“, РАО “Владимироблгаз” и другие. На территории Владимирской области находятся 23 завода , в том числе 80 % производства всего стекла России. Создание благоприятного инвестиционного климата в регионе является одним из обязательных условий экономического роста в стране. Понимая это, администрация Владимирской области активно использует возможности государственного регулирования инвестиционного процесса с целью привлечения потенциальных инвесторов в регионе. Можно выделить следующие направления этой деятельности: · разработка нормативных актов и метод рекомендаций по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, защите интересов инвесторов; · подготовка документов, регламентирующих взаимоотношения администрации области и предприятий, привлекающих бюджетные средства коммерческих банков под гарантии областного бюджета; · координация деятельности по созданию объектов инфраструктуры рынка инвестиций; · мониторинг деятельности инвестиционных фондов региона и компаний, анализ эффективности инвестиционных проектов в сфере материального производства; · привлечение в регион финансовых ресурсов, в том числе из федерального бюджета · проведение организационной и методической работы по созданию рынка ценных бумаг в области; · изыскание методов аккумуляции денежных средств населения в целях инвестирования их в отрасли экономики, в том числе через использование областного займа и ипотеки как внутренних источников инвестиций; Важной задачей сегодняшнего дня является обеспечение стабильных правовых условий, как для внутренних, так и для внешних инвесторов. В последние годы были реализованы определенные правовые и организационные меры по созданию необходимой правовой базы, стимулирующей инвестиционную активность в регионе. Из-за резкого сокращения средств, поступающих из федерального бюджета, особое внимание уделялось разработке нормативных актов по активизации инвестиционной деятельности и упорядочению механизма кредитования. В том числе утверждено положение о порядке оказания финансовой поддержки предприятиям и организациям за счет средств областного бюджета, выделяемых на возрастной основе. Поскольку фонд поддержки отраслей экономики за счет средств областного бюджета формируется с большими трудностями. Так, из доходной части бюджета направляются на поддержку хозяйственных субъектов не “живые деньги“, а совершенствуется практика оформления гарантий областного бюджета для получения кредитных ресурсов в коммерческих банках. Детально анализируются финансовые ресурсы региона. Проводятся мероприятия по рационализации расходов. Приоритетность выдачи бюджетных гарантий определена постановлением главы администрации области “Об организации и проведения конкурса инвестиционных проектов“. Для защиты бюджета, с целью снижения финансового рынка, разработаны и действует областной закон “О залоге ценных бумаг акционерных обществ при предоставлении им бюджетных средств на возвратной основе и гарантии областного бюджета для получения кредита“. Он позволяет регулировать отношения между акционерами и органами государственной власти Владимирской области. Особое внимание уделяется законам, способствующим стабилизации и развитию реального сектора экономики, от которого напрямую зависит наличие собственной базы инвестиционных ресурсов. К их числу относятся: закон “О государственной поддержке малого предпринимательства во Владимирской области“ и закон “Об основах промышленной политики Владимирской области“. В области отработана и внедрена система, обеспечивающая доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства. С 1994 г. льготные кредиты для реализации инвестиционных проектов получили 50 предприятий на общую сумму более 16 млн. руб. Согласно закону Владимирской области “ Об инвестиционном налоговом кредите “ коммерческим организациям предоставляется налоговая отсрочка платежей в областной бюджет на 4 года под 0,25 ставки Центробанка РФ при условии обеспечения прироста продукции и уплаты текущих платежей. Для решения задач в сфере научно – технической и инновационной деятельности принят закон Владимирской области “О научно – технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области“. Он направлен на развитие рыночной среды в сфере научной и инновационной деятельности, регулирование отношений между органами государственной власти области и субъектами научной и инновационной деятельности, а также создание дополнительных норм и гарантий для плодотворной научной и инновационной деятельности. На протяжении нескольких лет действуют областные нормативные акты, направленные на улучшение инвестиционного климата: закон “О предоставлении налоговых льгот юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Владимирской области“, решение Законодательного собрания Владимирской области “О льготах предприятиям с иностранными инвестициями”. В апреле текущего года принят закон “О дополнительных льготах организациям, реализующим инвестиционные проекты с участием иностранных инвестиций в приоритетных отраслях народного хозяйства“. Эффективность его заключается в том, что он через предоставление дополнительных льгот позволяет обеспечить стимулирование создания новых рабочих мест, что приведет к увеличению поступлений в областной бюджет налога с физических лиц. Кроме того, реализация инвестиционных проектов обеспечивает получение прибыли и рост основных фондов организации и, соответственно, влияет на увеличение сумм налогов на прибыль и на имущество организаций, реализующих эти проекты. Одним из направлений разработанной в области концепции долгосрочной программы развития внешнеэкономической деятельности области до 2005 г. является привлечение иностранных инвестиций на территорию области и создание благоприятного инвестиционного климата. Завершается подготовка проекта областной целевой программы “ Привлечение иностранных инвестиций на территорию области “. Ликвидация пробелов в законодательстве позволит повернуть финансовые потоки в сторону реальной экономики, обеспечив инвесторам гарантии и страхование от различных рисков. Важным элементом региональной инвестиционной политики является поддержание инвестиционного имиджа региона. С этой целью проводится большая работа по подготовке необходимых информационных материалов, их открытости и доступности. В настоящее время в областной администрации сформирован банк данных на 107 инвестиционных проектов – предложений предприятий, две трети которых имеют паспорта. Девятнадцать проектов выделены как приоритетные и включены в инвестиционную программу предоставления гарантий областного бюджета в 2000 г. Перечень представлен в Санкт-Петербургское отделение “Российской финансовой корпорации“. Наиболее привлекательные проекты получили от нее регистрационные свидетельства, что обеспечивает доступ иностранных и отечественных инвесторов к информации о них. Список инвестиционных проектов направлен также в Росвнешторг, банк СБС-АГРО, Владимирский банк Сбербанка РФ, Центр ЮНИДО по международному промышленному сотрудничеству в России, нижегородское региональное отделение ФКЦБ России, а также в Министерство экономики РФ, для участия в Российской выставке инвестиционных проектов. Для доработки инвестиционной карты России с целью привлечения иностранных инвесторов направлена информация в лондонское представительство Центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики РФ. Размещена информация о предприятиях области, объектах инфраструктуры рынка и сфере услуг в российском бизнес – каталоге “Навигатор – 98/99 “ и направлены аналогичные материалы для формирования каталога “Навигатор – 2000 “. Проводимая работа обеспечивает информационную открытость области. Другим направлением развития экономики является реализация международных программ технической помощи. Так, в течение 1997 г. на территории Владимирской области осуществлялось 26 проектов технической помощи в различных отраслях народного хозяйства (наука, малый и средний бизнес, сельское хозяйство, медицина, образование, жилищное хозяйство и т. д.), а в 1998 г. – уже 29. В 1999 г. из-за прошлогоднего кризиса их число сократилось до 7, однако сотрудничество продолжается. Администрация области совместно с торгово-промышленной палатой г. Рима реализуется проект строительства итальянского бизнес – центра. Целью его является создание в г. Владимире регионального центра по координации всех проектов, проводимых на территории Центральной России совместно с итальянскими деловыми кругами. В сотрудничестве с Исследовательским центром социальных инвестиций при Правительстве Италии ( фонд “ Ченсис “ в 1998 г. начата работа по программе развития инфраструктуры туризма в регионах “ Золотого кольца России “. Развитию деловых связей способствуют регулярно проводимые переговоры и деловые встречи с представителями иностранных государств и субъектов Российской Федерации. В 1998 г. администрацией Владимирской области подписаны соглашения о сотрудничестве в экономической, научно – технической и культурной областях с регионами Словакии, Болгарии, Венгрии, Беларуси. Намечено подписание аналогичных соглашений с другими республиками. Деятельность по созданию привлекательного имиджа региона отражена в журнале “Эксперт “ № 39 за 1999 г., где Владимирская область по инвестиционному рейтингу имеет пониженный потенциал (умеренный риск). По рейтингу потенциала в 1999 г. область занимает 34-е место, по рейтингу риска – 12-е из 89-ти субъектов РФ. При этом, по рейтингу законодательного риска область стоит на 43-м месте, а по наличию регионального законодательства занимает 12-е место. Среди рейтингов, составляющих инвестиционный потенциал, инфраструктурный и инновационный занимают соответственно 13-е и 17-е места. Кроме того, Владимирская область вошла в 20 первых регионов по числу действующих совместных и иностранных предприятий. Администрацией Владимирской области постоянно инициируется участие предприятий и организацией области в международных выставках и ярмарках, что способствует не только привлечение инвестиций, а также и расширению географии экспорта. Этому вопросу уделяется достаточно серьезное внимание, что, в свою очередь дает положительные результаты. Только в 1998 – 1999 гг. в них приняли участие более 200 предприятий области. Федеральные целевые программы являются одной из традиционных форм государственного регулированию территориального развития путем поддержки экономических и социальных секторов экономики. Органы власти области принимают меры к получению государственных бюджетных инвестиций. Одним из способов оживления инвестиционной деятельности является ипотечное кредитование. Принято постановление главы администрации области “О порядке кредитования жилищного строительства; с помощью которого улучшится кредитно-финансовый механизм для поддержки жилищного строительства в области с использованием средств областного бюджета. Отработан метод нетрадиционного финансирования инвестированного проекта ОАО “ВТЗ“ через облигационный заем администрации Владимирской области, организованный в 1995 году на общую сумму 100 млн. деноминированных рублей. Проводимая политика по созданию привлекательного инвестиционного климата, усилия по принятию стабильных и ясных правил экономических взаимоотношений между регионом и внутренними и внешними инвесторами делают возможным установление оптимального баланса интересов сторон и достижение реальных резервов. На данный момент объем инвестиций во Владимирской области составляет:
Затратная хозяйственная система, действовавшая на протяжении последних десятилетий существования СССР, а точнее – с 1965 г. по 1991 г., до основания подорвала советскую модель расширенного воспроизводства именно тем, что нанесла сокрушительный удар по реальной эффективности накоплений, сделала производственные капиталовложения год от года менее результативными, переориентировала их на инфляционный критерий, который удовлетворялся удорожанием средств производства без адекватного улучшения их качества. Причем затратная макроэкономическая система – так уж пришлось – возобладала в тот момент, когда мировое хозяйство вступило на порог неоиндустриального развития. Совершенно некстати установленная, она не дал советскому народному хозяйству возможности даже подступиться к новому этапу индустриализации, отличительному развертыванием совершенно неведомого прежде типа производительных сил: уже не просто электрифицированных, а технотронных, интегрированных с микропроцессорными устройствами контроля и управления. Вместо эффективных и высокопроизводительных технотронных рабочих мест, благодаря которым связь работника с промышленным аппаратом производства обязательно опосредствуется ЭВМ, продолжалось воспроизводство техники, рассчитанной на механизированный и ручной труд. На ее основе поддерживался также старый тип занятости, присущий потребностям индустриализации 30-50 гг. ХХ в., когда важно было как можно скорее обеспечить создание и количественный рост отечественной промышленности, а вместе с тем – перевод основной массы рабочей силы из деревни в город. Затратная система хозяйствования абсолютно пасовала перед ключевыми факторами прогресса: высокими, наукоемкими, технотронными технологиями – в стране так и не сумели наладить их воспроизводство; качеством труда – производительность интеллектуального труда не учитывалась и не поощрялась; качеством продукции – его повышение измеримо экономией качества, а система во всех случаях отдавала приоритет количеству и “ валу “; эффективностью производства – ее приращения всегда равнозначно экономии живого труда и требует постоянного перераспределения рабочей силы между профессиями и предприятиями, отраслями, регионами, однако затратная система исключала такое перераспределение ( кроме того, повышение эффективности неизбежно сопряжено с сокращением общественно необходимых затрат труда и, следовательно, должно сопровождаться соразмерным понижением цен, но и это было несовместимо с затратной системой ); вертикальной интеграцией и межотраслевыми формами организации труда; системой оплаты по эффективности труда, когда рост заработной платы происходит пропорционально экономии общественно необходимых затрат и народнохозяйственных издержек. Находясь в неразрешимом противоречии с ключевыми направлениями социально-экономического прогресса, затратная хозяйственная система жестко блокировала переход страны на более прогрессивный этап индустриального развития. Блокировала также и тем, что перевела эффективность капиталовложений из области плюсовых значений в область минусовых, инфляционных. Соответстве6нно, на уровне народного хозяйства вместо реального роста накапливается инфляционный. К 80-м гг. возник вопрос о качестве экономического роста. “Верхи” постановили считать выходом рыночные преобразования, притом взяли за образец производственные отношения не высшего, а низшего, фактически домонополистического. Стране упорно навязывалось представление, будто экономическим отношениям эпохи свободной конкуренции никакой альтернативы нет. Движение к ним и составило суть того, что назвали “ перестройкой “. На практике она действительно привела к изменению макроэкономической системы, но происшедшее изменение оказалось регрессивным, а не прогрессивным: затратная система окончательно трансформировалась в инфляционную. Последствия проявились сразу же: как показали расчеты по данным межотраслевых балансов СССР, еще в 1988 г., памятном отменой плановых ограничителей увеличение цен, общественное воспроизводство перестало быть расширенным, а прирост денежной массы “ пошел в гору “ вопреки динамики товарной массы. Упразднение всякого регулирования главнейших воспроизводственных пропорций уже само по себе означало полный отказ от всякой вообще централизованной, т.е. управляемой макроэкономической модели. Попятный формационный поворот, несмотря на весь его показной радикализм, оставил стране прежние макроэкономические проблемы и добавил к ним тяжкое бремя других, например – неуправляемость экономических процессов. Действительность наглядно доказала главное: рыночные отношения не столько преодолевают, сколько интенсифицируют деятельность экономики инфляционного типа. Столь же консервативно – реакционными были и последующие “ либеральные реформы “. Они внесли лишь последнюю лепту в “ системные преобразования “, вследствие чего макроэкономическая система не только осталась инфляционной, но и приобрела форму компрадорской, т.е. такой, которая распространяет принцип продажности на все без исключения сферы социально - экономического устройства, включая элементы государственного суверенитета. Ныне, в условиях компрадорской экономики, нет даже речи о производстве внутренних накоплений: “ реформаторы “ упорно занимаются “ привлечением “ внешних инвестиций, для чего старательно выполняют многочисленные требования зарубежных кредитов, причем преимущественно внеэкономические, т.е. организационно – политические, вроде расчленения “ естественных “ монополий, беспрепятственного вывоза капиталов и прибылей, свободной скупки стратегических предприятий, торгового флота, природных ресурсов, недр, земель, объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, активизации иностранного контроля над банковским сектором, биржевым и валютным обращением и т.д. Однако под воздействием непримиримых противоречий жизнь преподносит один парадокс за другим. В частности, чем больше проявляется заботы об улучшении условий привлечения инвестиций, тем острее становится инвестиционная проблема. На откуп иностранному капиталу отданы практически все “командные высоты“ экономики, дело дошло даже до либерализации земельного оборота, а ожидаемого притока инвестиций как не было, так и нет. Более того, компрадорская система продолжает ускорять их отток из страны, что явственно обнаруживается по данным анализа платежных балансов за 1994-2000 гг.: пик вывоза капитала в товарной форме приходится на вторую половину прошлого года. Причем оттоком завершаются даже инвестиции, классифицируемые как “прямые” и осуществленные в промышленный сектор экономики. Думается, что с учетом сказанного, необходимо вести коррективы в законодательные акты, регулирующие политику нашего государства по отношению к иностранным инвестициям. Ее основополагающий принцип может быть сформирован следующим образом: “ Правовой режим деятельности иностранных инвесторов должен быть таким же, как и предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами “. К числу изъятий относятся государственные меры ограничительного характера, направленные на устранение или, по крайней мере, смягчение отрицательных последствий импорта капитала. В частности, имеются в виду меры, ориентированные на ликвидацию или уменьшение потерь денежных средств, которые несет Россия от перевода за границу части прибыли от прямых и портфельных зарубежных инвестиций и от обслуживания иностранных займов. Наиболее кардинальный способ решения этой проблемы – запрет на вывоз из страны прибыли, полученной от зарубежных инвестиций, применяемый в ряде государств. Менее жесткий способ – установление экспортной пошлины в процентах к размеру прибыли. Она могла бы создать большую заинтересованность иностранных инвесторов в использовании их прибыли внутри России и уменьшить ее потери. Возможны и такие формы внешнеторгового протекционизма, как квотирования, лицензирование “добровольные ограничения импорта“ и др. Из всех форм использования иностранных займов, поступающих в страну, наибольший экономический эффект дает направление их на расширение производства путем создания новых предприятий и модернизации действующих, их технической реконструкции с помощью закупки необходимых средств производства, превращаемых в основной капитал, а также набора дополнительной рабочей силы. Никакое другое применение зарубежных вложений не способно так непосредственно и эффективно способствовать росту и совершенствованию производства не создает более благоприятных условий для возврата займа и выплаты ссудного процента. Этот дополнительный капитал, вложенный в производство, в нормальной рыночной экономике дает прибыль, которая позволяет не только расширить предприятие, обеспечить достаточный предпринимательский доход, уплатить налоги и ренту, но и выполнить обязательства по обслуживанию займа. Особенность иностранных инвестиций, поступающих в Россию, - слабое применение этой наиболее рациональной формы. Немалая их часть шла на спекуляции ценными бумагами и валютой, покупку ГКО, осуществление программ, требовавших расходов, не возмещаемых доходами, возвращалась обратно за границу, но уже как собственность российских нуворишей, исчезла неизвестно куда, но не использовалась на рост и совершенствование производства. По данным статистики, ежегодно из общего объема инвестиций (около 10 млрд. долл.) на увеличение и обновление основного капитала иностранные инвесторы и совместные предприятия расходовали 2-3 млрд. долл., причем не только приходящих из-за границы, но и накопленные в России. Поэтому одна из важнейших задач государства – создание системы жесткого регулирования, ориентированной на стимулирование более рационального использования инвестиций, приходящих в страну. Другим аспектом политики государства могло бы стать формирование системы ограничений импорта капитала, направленных на укрепление экономической, идеологической и военной безопасности. В настоящее время усиливается внимание к необходимости таких мер. Об этом свидетельствуют предложения ряда депутатов Госдумы, выдвинутые летом 2001 г., специальные ограничения на покупку в России для иностранцев, а также запрет на приобретение ими контрольных пакетов акций наших б.в. компаний. Представляется также, что по примеру США Федеральное собрание следовало бы предоставить президенту право запрещать любые зарубежные инвестиции, угрожающие национальной безопасности страны. В целом же, Российская банковская система в ближайшие 2-3 года все еще не сможет предоставить экономики страны кредиты в полном объеме на приемлемых для предприятий условиях. Ставка рефинансирования Банка России удерживается на уровне 25% годовых, а другие негативные факторы формируют высокую цену заимствования финансовых ресурсов. В этой ситуации основным источником средств для финансирования предприятий еще будут их собственные средства и средства регионов. Но, как показывает мировая практика, увеличение объема инвестиций не всегда приводит к экономическому росту, особенно в странах с переходной экономикой. Инвестиции влияют на экономический рост прежде всего в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Более важное значение имеет их эффективность. Эффективность же зависит от возможностей кредитов. А для решения этой проблемы, необходимо реформировать экономические процессы на региональном уровне. Многие субъекты РФ воспользовались возможностями не только отечественного, но и международного капитала. И как показывает статистика во Владимирской области иностранный капитал довольно благоприятно влияет на развитие промышленности. Но всем известно, что всякие внешние инвестиции — будь то прямые или портфельные — имеют целью окупаемость, а потому неизбежно предполагают превышение оттока над притоком капитала. На отдельных этапах развития приходится идти на соответствующие издержки, но тогда они оправданы модернизацией производственных сил. В данном случае ни малейшего оправдания такого рода издержек нет. Исходя из хозяйственной практики, пора осознать: посредством иностранных инвестиций Россия не сможет обеспечить переход к техногенным средствам производства. Причина проста: автоматизация экономически выгодна в любой развитой стране, но только не в нашей, где компрадорская рента многократно превышает совокупный фонд оплаты труда. Теперь, когда история компьютеризации современного производства насчитывает почти полвека, незачем долго искать, почему наша страна утратила в конце XX в. статус высокоразвитой. Наличие и господство технотронных по характеру производительных сил — вот что отличает в современном мире развитую страну от слаборазвитой. Без технотронного производственного аппарата у России никакой перспективы социально-экономического прогресса нет и быть на может. Только ради масштабной неиндустриальной модернизации имеет смысл привлечение зарубежных инвестиций, но в таком случае они должны быть вещественными, т.е. поступать не в денежном выражении, а в виде конкретных наукоемких технологий и их комплексов. Децентрализованным образом такое их привлечение невозможно. Любые капиталовложения извне, организованные частными фирмами, могут иметь разве микроэкономическое значение. Для целей же технологической модернизации общественного воспроизводства соответствующие ресурсы должно привлекать государство — тогда только они будут служить улучшению макроэкономической ситуации. По такому пути идут, кстати, все развитые страны мира. К примеру, только за первые пять месяцев 2001 г. Германия привлекла через свои правительственные облигации свыше 560 млрд. долл., да еще с приемлемой доходностью (платой за займы). В пересчете на дисконтную ставку они гораздо выгоднее, чем кредиты. И по срокам привлечения они намного превышают кредиты. Пользуясь преимуществами высокотехнологичной экономики, с помощью эмитированных правительственных облигаций Германия за один день привлекает больше инвестиционных средств, чем Россия за целый год, и использует их на повышение конкурентоспособности всего производства. Между прочим, отношение к правительственным облигациям наиболее точный критерий того, насколько современный мир считается с выпускающим их государством. Рейтинг облигаций российского правительства крайне низок, они по сути дела не котируются, их объем ничтожно мал, а цена чрезмерна велика. Запад мирится, когда централизованное привлечение иностранных инвестиций осуществляет Китай, чья экономика уже много лет подряд на подъеме , а для России же стремится оставить исключительно лишь децентрализованный способ их привлечения. Тем самым Запад наглядно демонстрирует истинное отношение к российским “реформам” и их последствиям, ни во что не ставя компрадорскую систему. В условиях компрадорской экономической системы даже созданные накопления невозможно удержать ни внутри производства, ни внутри страны. Липецкий завод холодильников относится к тем редким отечественным предприятиям, которые хотя бы сохранили способность продуцировать капиталовложения. Мало какие предприятия страны обладают ныне такой способностью. Но толку немного даже от тех, которые создают накопления. В одном случае сформированные накопления обогащают частных лиц, в другом — зарубежные фирмы и страны. Ни тот, ни другой вариант Россию не устраивает. Но компрадорская экономическая система не считается со стратегическими интересами страны. Самое худшее в том и состоит, что в настоящее время в российской экономике не действуют никакие внутренние побудительные мотивы развития технологического процесса: ни социальные (занятые работники довольны наличием заработка и мирятся с отсталостью условий труда, не протестуют, а чиновников устраивает “занятость”), ни конкурентные (дешевая рабочая сила исключает конкуренцию в области автоматизации рабочих мест), ни собственно воспроизводственные (высокотехнологичные капиталовложения неэффективны без вертикальной интеграции экономики и динамичного роста производительности труда). Редчайшие исключения лишь подтверждают общие правила, т.е. бесперспективность компрадорской системы. Например, опыт объединения “Красный Октябрь”, которое успешно провело технологическую модернизацию производства, осуществив капиталовложения в объеме 100 млн. долл., наглядно демонстрирует возможность и эффективность собственного производства накоплений, при условии, что цель заключается в долгосрочном развитии, а не акционерной распродаже предприятия. В условиях становления рыночной экономики основной целью инвестиционной политики выступает постепенный перевод экономики на интенсивный путь развития с последующим сокращением затрат на экстенсивный рост производительного потенциала. Список литературы. 1. АиФ – Владимир – Иваново, №51, 2000 г. 2. Владимирские ведомости – 28 января, 2000 г. 3. Владимирские ведомости – 11 мая, 12 мая, 2001 г. 4. Волков И. М., Грачева М. В. Проектный анализ:[учебное пособие для студентов ВУЗов], – М.: издательское объединение “ЮНИТИ”, 1998 г. 5. Вы и мир инвестиций: [учебное пособие для старшеклассников], – М.: Белые альвы, 1998 г. 6. Доничев О. А. Создание результативной инвистиционно-воспроизводственной модели регулирования рынка инвестиционных ресурсов, – Владимир, 1998 г. 7. Журнал для акционеров №5, 2000 г. 8. Обзор экономики России: Основные тенденции развития, 2000 г. 9. Перспективы развития российской экономики и ее место в глобальном экономическом пространстве [Материалы к VIII Кондратьевским чтениям], – 2000 г. 10. Проблемы социально-экономического развития Владимирской области на современном этапе, 1998 г. 11. Регионы: справочные сведения о субъектах РФ/ составители: Белокучкин, Михайловская, – М.: Панорама, 1999 г. 12. Российская экономика и перспективы развития регионов после кризиса 1998 г.: Взгляд молодежи. – Владимир, 2000 г. 13. Труд – 5 апреля, 2001 г. 14. Труд – 13 марта, 2001 г. 15. Шарп Ю. Ф. и др. Инвестиции: перевод с английского, – М.: “ИНФРА”, 1999г. 16. Экономика и жизнь – №1, 2001 г. 17. Экономист, №8,2001 г. 18. Экономист, №11, 2001 г. 19. Экономическая география России: [учебник], – М.: “ИНФРА”, 1999 г. 20. Экономический рост в Центральной России – временный успех или долговременная тенденция развития. – Владимир, 2001 г. |