Реферат: Изменение формы представления информации
Название: Изменение формы представления информации Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||
Конспект урока информатики в 5-м классе по учебнику Босовой Л.Л. на тему "Изменение формы представления информации"
Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации. План:
Для урока:
Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации. Запишите домашнее задание в дневники: параграф 1. 13, №8 стр. 53 - Откройте тетради, запишите число и тему урока: “Изменение формы представления информации”. 1 вопрос: Что такое обработка информации? Ответ: Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №2 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо, сейчас ещё раз вспомнили определение.) 2 вопрос: С какими типами обработки информации вы знакомы? Ответ:
(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №3) - А ещё мы решили 2 задачи. В одной задаче нужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. (слайд №4 ). В другой задаче нужно было расшифровать сообщение, т. е. изменить форму, а не содержание (заменить цифры буквами из таблицы учебника на стр. 30). (слайд №5 ) Вопрос: Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики? Ответ: На уроках математики мы решаем чаще всего задачи похожие на первую, т. е. связанные с получением новой информации. Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).
Запишите в тетради способы кодирования информации. Задача №1 (устно) (слайд №7 ) По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя. Ответ: Пятачок Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен? Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки. - Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную ( рисунки заменили буквами), но не меняли содержание. Задача №2 (слайд №8 ) А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово. КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя. (Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.) Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали? Ответ: Символьный, т. к. использованы буквы. На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации. Итак , при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №9 ) Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации . Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №10 ) Нам предстоит ответить на этот вопрос. Но сначала рассмотрим несколько примеров. (слайд №11 ) Задание №3 Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предмета. - Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу. (У всех розданы готовые таблицы. Приложение 2) Наводящий вопрос: Как можно назвать столбцы? Ответ:
(Дети заполняют сами. Проверим ответ слайд №12 ) Задание №4 Систематизируйте. (кадр №12)
(Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно). Раздать быстро на несколько парт (или на все) телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п. 1. Ребята, посмотрите и скажите: “Как в этих источниках систематизирована информация?” Возможные ответы:
Вопрос: А для чего информацию расположили именно таким образом? Возможный ответ: Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно. - Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно. Задание (устно): Подберите синонимы к слову “Систематизировать”. Возможные ответы:
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию? (Выслушать несколько мнений и показать слайд №14 ) Систематизировать - это значит расположить таким способом , чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации. Вопрос: Для чего нужно систематизировать информацию? Ответ: Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию. Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд №15 ) Вопрос: Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы) (слайд №16) Методы поиска информации:
Практическое задание за компьютером: Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу. (Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы. Приложение 3) Ответ:
- Ребята, подведём итог. (перед звонком слайд №17 ) Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске. Источники:
|