Реферат: Система менеджмента качества 4
Название: Система менеджмента качества 4 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Содержание Введение 1. Область применения системы менеджмента качества……………..3 2. Область сертификации системы менеджмента качества………….5 3. Область применения стандарта ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001)…….6 4. Область сертификационного аудита…………………………………………..7 Заключение Список используемой литературы Введение Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успеха можно достигнуть в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента СМК — это система, создаваемая в организации для формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей.. СМК, как и любая система, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними. 1. Область применения Системы менеджмента качества Особенностью систем менеджмента качества, как впрочем, и систем экологического менеджмента, является то, единые правила одной единой СИСТЕМЫ (Системы менеджмента качества и /или Системы экологического менеджмента) могут распространяться на: 1. Одну единую Организацию (предприятие, юридическое лицо) точно в его «географических» (т.е. во всех офисах, если их больше одного, плюсом, если есть, вынесенные постоянные или временные площадки, на которых осуществляет деятельность Организация) и «тематических» (т.е. вид деятельности) границах. В этом случае область применения СМК совпадает с границами предприятия. Это самый простой случай. 2. Часть одной Организации. Эта часть, в первую очередь, выделяется по «тематическому» принципу, т.е. объединяет те фрагменты предприятия, на базе которых осуществляется деятельность, подлежащая сертификации. Например, на ЗАО «МУРОМ» во Владимирской области выпускают как фанеру (главная продукция) и древесно-стружечную плиту (тоже важная, но не основная продукции). В этом случае область применения СМК совпадает с рассматриваемым фрагментом предприятия. 3. Несколько организаций, каждое из которых является юридическим лицом, объединили свои управленческие и производственные ресурсы в одну систему менеджмента. Часто бывает, что это один единый бизнес, который был искусственно разделён на несколько юридических лиц с целью оптимизации налогообложения. Например, в группе предприятий «АРСО» (г. Киров, проектно-реставрационная и строительная фирма) одной единой СИСТЕМОЙ объединены 11 юридических лиц. 4. Несколько организаций, причём, от каждой Организации в область применения «делегированы» только те участки и цеха, которые выпускают фрагменты продукции или продукцию, производство которой будет охвачено одной единой СИСТЕМОЙ. В состав системы всегда входят подразделения, обеспечивающие функционирование инфраструктуры таких «мозаичных» систем. Примером такой сложной системы может служить ЗАО «ПЛИТСПИЧПОМ», пос. Балабаново Калужской области. На момент проведения первого сертификационного аудита в состав в состав единой системы менеджмента качества входило два юридических лица: ЗАО «ПЛИТСПИЧПРОМ» и ОАО «Малоярословецкий леспромхоз». При этом, СМК не распространялось на следующие подразделения ЗАО «Плитспичпром»: * Механический цех (производственное подразделение, созданное много лет назад только для того, чтобы обеспечивать собственными запчастями другие спичечные фабрики страны, на которых было установлено немецкое оборудование); * Производственно-технологический отдел по машиностроению (отдел подготовки производства в механическом цехе, производящем непрофильную для ПЛИТСПИЧПРОМа продукцию); * Отдел охраны окружающей среды (фактически – это городские муниципальные очистные сооружения, которые в силу особенностей развития в советское время градообразующих предприятий оказались в составе и под управлением предприятия); * Строительный отдел; * Ремонтно-строительный цех; * Медико-санитарный отдел; * Молодежно-спортивный комплекс; * Столовая; * Кулинария; * Магазин; * Гостиница; * Аптека. СМК также не распространяется на следующие подразделения ОАО «Малоярословецкий леспромхоз»: * Деревообрабатывающие цеха и связанные с ними нижние склады; Ест ещё один нюанс. Если в СМК входит несколько предприятий (юридических лиц), то должен быть принят какой-то документ (приказ головного предприятия, многостороннее соглашение и т.п.), который формально обязывает руководителей придерживаться единой СМК. То, о чём говорилось выше, называется «Область применения Системы менеджмента качества». Строго определения этой сущности не имеется. А значит, это можно определить своими словами как место и виды деятельности Организации, на которые решением высшего руководства Организации распространяются единые требования системы менеджмента качества. Изменение области применения СМК предприятие может осуществлять по своему усмотрению. Общая тенденция – это расширение области применения. Но может случиться и наоборот – сужение (уменьшение) области применения. Вот это надо делать осторожно, чтобы не получилось так, что в течение какого-то времени перед очередным надзорным аудитом предприятие «бросило на произвол судьбы» часть своей системы. 2. Область сертификации Системы менеджмента качества Второй особенностью систем менеджмента качества, как впрочем, и систем экологического менеджмента, является то, область применения СМК может не совпадать с областью сертификации СМК. Но если дело дошло до сертификации, то область сертификации не должна выходить за рамки области применения СМК. На одну систему менеджмента качества выдают один сертификат. Если говорить о сертификации в международном органе по сертификации, что, как правило, проще организационно и дешевле (вопреки домыслам, распространяемым некоторыми российскими органами по сертификации), то в сертификате указывают наименование одного предприятия либо группы компаний с полным перечнем входящих в группу предприятий. Причём, наименование группы компаний указывается без лишних формальностей такое, какое пожелает заказчик сертификационного аудита. Это может быть как зарегистрированная товарная марка, так и не зарегистрированная – на усмотрение заказчика. Область сертификации определяется также критериями аудита, т.е. указанием, на соответствие какому стандарту предстоит аудирвать систему менеджмента. Область сертификации можно изменять. Обычно это происходит при подготовке к очередному надзорному аудиту. Организация должна заявить о намерении изменить область сертификации перед началом планирования надзорного аудита. Новый сертификат с изменённой областью сертификации может быть выдан только после успешного прохождения соответствующего аудита, по правилам Органа по сертификации. Возможные поводы для изменения области сертификации: 1. Изменение области применения СМК, связанного с изменением числа предприятий в группе, изменение их названий или организационного –правовой формы, официального адреса. 2. Расширение производство, увеличение производственных площадей. 3. Расширение линейки продукции или услуг, упомянутых в формулировке области сертификации. Например, внедрение в производство новых моделей ранее выпускаемых изделий, как правило, не требует изменения области сертификации. Введение новой услуги, например, постгарантийного обслуживания (сервиса) повлечёт за собой расширение области сертификации. 4. И т.п. Рекомендую предельно внимательно отнестись к формулированию области сертификации. Это очень ответственное дело, так как фактически именно эта фраза – «формула» области сертификации - является визитной карточкой предприятия. Текст области сертификации должен предельно полно показать возможности предприятия, но не быть длинным, громоздким, излишне детализированным. Одновременно формулируйте область сертификации по-русски и по-английски – это, как говорят в наших кругах, «позволит добавить ценности». Я много раз был свидетелем того, что одновременная работа на двух языках позволяет сделать формулу ярче, однозначнее. 3. Область применения стандарта ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001) При сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008 или ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Организация имеет право заявить о том, что требования, изложенные в некоторых пунктах Стандарта, неприменимы для данной Организации. Об этом говорится в п. 1.2 Стандарта. По моему наблюдению чаще всего исключают из своих СМК следующие пункты Стандарта: * 7.3 – «Проектирование и разработка» * 7.5.4 – «Собственность потребителя» * 7.6 – «Управление оборудованием для мониторинга и измерений» Опять же, по моим наблюдениям, исключение других пунктов раздела 7 Стандарта из своих систем вызывает подозрения, а при более пристальном рассмотрении всегда обнаруживаются несоответствия. Но даже указанные три пункта исключать надо очень осторожно. Я приведу примеры типичных примеров и ошибок. Пункт 7.3 – «Проектирование и разработка» нельзя исключать всем Организациям, где имеется услуга, конструкторская проработка деталей, оснастки, формирование техногически карт, проектов производства работ и т.п. Пункт 7.5.4 «Собственность потребителя» нельзя исключать там, где имеется собственная или арендуемая территория, на которую заезжают машины клиента или по поручения клиента (возможности ДТП), где имеется риск утечки данных о клиенте. Пункт 7.6 – «Управление оборудованием для мониторинга и измерений» нельзя исключать там, где имеются собственные технические устройства - средства изменения (анкеты для ответов клиентов в это число не попадает), в том числе калибры, шаблоны, контрольные образцы внешнего вида. Нельзя исключать там, где имеет место метрологическая экспертиза (второй абзац пункта 7.6, впервые включённый в текст Стандарта в версии 2008 года) при составлении проектной или конструкторской документации, технологических и контрольных карт. Изменять область применения стандарта ISO 9001:2008 возможно в любой момент, но обычно это делается при подготовке к надзорному аудиту. 4. Область сертификационного аудита Это понятие важнее всего для внешних аудиторов – тех, кто составляет план сертификационного аудита и осуществляет этот аудит. Для них обязательное требование, чтобы область аудита в точности соответствовало области сертификации. Ещё эта тема важна при составлении Программы внутренних аудитов СМК на год. При этом также важно, чтобы в рамках годовой программы внутренних аудитов СМК можно было охватить всю область сертификации. Для понимания понятия «область аудита» можно исходить из требований стандарта ISO 19011 «Рекомендации по аудиту СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА и/или окружающей среды». Понятие «область аудита» включает в себя организационную структуру предприятия, место расположения, виды деятельности и процессы, время и продолжительность аудита. Отсюда вытекает, что в область аудита входит также и линейка продукции как результат процесса. Заключение Система менеджмента качества является частью системы управления организации, и ориентирована на достижение результатов, основанных на целях качества, удовлетворении нужд и ожиданий заказчиков. Цели качества дополняют другие цели организации, такие как развитие, денежные средства, прибыльность, безопасность персонала и окружающей среды. Различные части системы управления организации могут быть объединены вместе с системой менеджмента качества, в единую, связующую унифицированную систему управления, использующую общие элементы. Это может способствовать планированию, распределению ресурсов, установлению взаимодополняющих целей и оценку эффективности. Так что перефразировав, известный лозунг можно сказать, что Качество и внедрение СМК - это веление времени, но не получение сертификата должно стать основной целью, а внедрение идеи качества, строительство системы. Список используемой литературы: 1. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» // ISO 9000:2005(R), Русская версия; Русская версия подготовлена: Организация: ФГУП «Стандартинформ»; Переводчик: Разумова Я.М., Редактор: Лебедева Е.В., Дата сдачи перевода: 15.02.2006; Москва 2006г. 2. Сайт: http://www.iso9001.su |