Реферат: Дифференциальная теория эмоций К. Изарда
Название: Дифференциальная теория эмоций К. Изарда Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Женский Институт ЭНВИЛА Кафедра психологии Тема: Дифференциальная теория эмоций К. Изарда . Выполнила студентка группы 201 Давидович М.Ю. Проверила преподаватель кафедры психологии Яцевич Е. П. Минск,2010 Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому интеллектуальному наследию и претендует на родство с классическими работами Дюшена, Дарвина, Спенсера, Кьеркегора, Вундта, Джеймса, Кэннона, Макдугала, Дюма, Дьюи, Фрейда, Радо и Вудворта, а также с более современными работами Якобсона, Синнота, Мау-рера, Гельгорна, Харлоу, Боулби, Симонова, Экмана, Холта, Сингера и многих других. Все эти ученые, представляя различные дисциплины и точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении. Однако заслуга концептуального обоснования теории принадлежит нашему современнику, Силвану Томкинсу, чья блестящая двухтомная работа <Аффект, воображение, сознание> будет часто цитироваться по ходу этой книги. Время создания теории дифференциальных эмоций относится к семидесятым годам двадцатого века. В этой теории, впервые за более чем столетнюю историю существования, психология всерьез взялась за изучение человеческих эмоций. Тем не менее, этот шаг, наконец, был сделан, и в конце двадцатого века наука о сознании человека вышла на принципиально новый уровень. Теория дифференциальных эмоций относится к группе теорий, которые считают эмоции явлением врожденным и связанным со строением человеческого организма. Это так называемая концепция генетической природы эмоций. Изард пишет в своей книге: "Я призываю читателя сосредоточить внимание на генетических корнях, эмоций". Концепция генетической природы эмоций предполагает, что способность испытывать те или иные эмоции передается генетически из поколения в поколение. Также эта концепция предполагает, что физиологические механизмы, связанные с эмоциями возникли у далеких предков человека в результате эволюции. А поскольку аналоги человеческих эмоций наблюдаются и у животных, то из этого делается вывод, что механизмы эмоций возникли в далеком прошлом еще у общих предков человека и этих животных в полном соответствии с теорией Дарвина. При таком подходе, каждая эмоция, которую испытывает человек, это результат действия отдельного физиологического механизма и каждая эмоция это совершенно отдельное явление: "целью данной работы является обоснование дискретности эмоций". Изард дает следующее определения эмоций: "Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия". Изард, выделяет ряд базовых или фундаментальных эмоций Фундаментальными он считает следующие эмоции: Интерес, возбуждение. Удовольствие, радость. Удивление, изумление. Печаль, горе, депрессия. Гнев, ярость. Отвращение, презрение, омерзение. Страх, ужас. Смущение, застенчивость. Стыд - унижение. Ощущение вины, совесть. Эмоции, расположенные в одной строке, Изард считает вызванными одним и тем же физиологическим механизмом, то есть, вариацией одной и той же эмоции. Таким образом, он исходит из того, что существуют десять базовых эмоций, а все остальные чувства и ощущения, которые испытывает человек, являются лишь сочетанием в различных вариантах базовых эмоций. Для того чтобы сориентироваться во всем многообразии эмоций, Изард указал основные критерии для определения того, что данная эмоция действительно является базовой. 1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты. 2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). 3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком. 4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов. 5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. В своей работе Изард приводит целый ряд примеров сложных эмоций, которые он выводит как сочетание двух и более базовых эмоций: "Когда человек сталкивается с неизвестным (потенциально возбуждающим, потенциально опасным) объектом или оказывается в новой ситуации, его интерес может трансформироваться в страх. Точно так же презрение, смешанное с радостью и возбуждением, вызывает воинствующий энтузиазм". "сочетание эмоций интереса и страха, ассоциированное с представлением о том, что риск, преодоление опасности содержат в себе элемент игры, развлечения, приводит к формированию такой аффективно-когнитивной ориентации 4 или личностей черты), как жажда приключений. Однако сочетание интереса и страха может быть связано с риском, заключенным в исследовательской деятельности, - в таком случае аффективно-когнитивной ориентацией человека будет любознательность". В работе Изарда встречается большое количество дельных мыслей, интересных идей и описаний отдельных эмоций. Одна из них заключается в том, что нет эмоций "плохих" и "хороших", все эмоции весьма функциональны и в определенных ситуациях полезны: "несмотря на обывательское деление эмоций на положительные и отрицательные, истинный знак конкретного эмоционального переживания можно определить только с учетом общего контекста". "Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия положительное, отрицательное, позитивное и негативное в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами". "Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх (например, боязнь авиаперелетов, антибиотиков, школы) чаще всего действительно имеет вредные последствия. Но такая позитивная эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности - от сексуального насилия до художественного творчества". Другая идея состоит в том, что человек постоянно испытывает определенные эмоции, но не обращает на них внимания и не осознает этого: "эмоция постоянно присутствует в сознании, постоянно влияет на восприятие и поведение". "Думается, что эти неосознаваемые мотивы можно интерпретировать либо как эмоциональные переживания, которые человек не в состоянии обозначить словами, либо как очень слабые переживания, либо как переживания, не попавшие в фокус внимания". Это означает, что любое стремление, любое намерение человека, связано с определенной эмоцией, пусть даже небольшой интенсивности. "Эмоции играют первостепенную роль в мотивации. Любой мотив можно рассматривать как комбинацию мысли и чувства". Так, что люди, которые считают, что действуют, подчиняясь строгой логике, а не эмоциям, просто не осознают влияние эмоций на свое поведение. Часто, за отсутствие эмоций принимается умение их скрывать или врожденная манера не проявлять свои эмоции мимикой и поведением. Любое отношение к объекту, положительное или негативное, это уже эмоция, пусть даже она не проявляется ярко и не вызывает отчетливых ощущений. Эмоциональность Изард считает неотъемлемой составляющей личности любого человека: "Личность - это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной (система драйвов), эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными". Эмоциональная система, по Изарду, это такое же механическое образование, как и все остальные перечисленные выше системы:: "Лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным. Ее суть состоит в следующем: воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии; если эта энергия не может найти себе легального приложения (в том случае, когда инстинктивные требования конфликтны), она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности; разные виды такой активности - эмоциональная экспрессия и эмоциональное переживание - могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга: открытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, и потому человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности; в результате этого психическая жизнь человека насыщена не только описанными в учебниках чистыми эмоциями, такими как ярость, страх и т.п., но и широким спектром иных эмоций, от самых интенсивных до умеренных, конвенциональных, интеллектуально- рафинированных". Вообще, термин "инстинктивная энергия" впечатляет, тем более, что о природе этой энергии никаких пояснений не дается. Можно только предполагать, что имеется в виду электрическая или химическая энергия, направляемая на удовлетворение инстинктов. "Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно- переживательный аспекты. Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы. Лицевые нервы, мышечная ткань и проприоцепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе. Предполагается, что эмоция - это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию". Согласно Изарду, система эмоциональная и система логического мышления ( когнитивная) это две независимые друг от друга системы, которые могут в некоторых случаях взаимодействовать и тогда возникает эмоциональная связь между определенным образом и определенной эмоцией: "Когда эмоция возникает как отклик на конкретный ментальный образ, будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью, или об аффективно-когнитивной структуре. У взрослого человека эмоции очень часто связаны с ментальными образами, и потому мне представляется необходимым акцентировать внимание на этом тезисе: регулярное возникновение определенной эмоции в ответ на определенный образ в конце концов приводит к формированию аффективно-когнитивной структуры. Сразу же замечу - при всей важности когнитивной составляющей этого союза, при всей ее кажущейся приоритетности по сравнению с аффективным компонентом, именно вторая составляющая, то есть эмоция, обеспечивает мотивационный заряд структуры". А взаимодействие двух разных структур предполагает, хотя бы отчасти, конкуренцию между ними, то есть ситуацию, когда одна из систем подавляет другую. А это означает, что при всем том значении, которое Изард придает эмоциям, он по-прежнему противопоставляет эмоции и логическое мышление. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотиваци-онный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов: 1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес; 2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания; 3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека; 4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние; 5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса. В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вслед- ствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация). Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки: 1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком; 4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики. Список литературы:
Изард К. «Эмоции человека» - М., 1980. С. 464. Е. П. Ильин «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА» - М., 2001. С.745. Опря Вадим Романович: Циклическая теория эмоций. [Электронный ресурс]: http://zhurnal.lib.ru/o/oprja_w_r/anaff_01.shtml; 21.09.10 |