Курсовая работа: Учет движения основных средств 3

Название: Учет движения основных средств 3
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: курсовая работа

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Пензенский государственный университет

Факультет дополнительного образования

Специальность «Экономика и управление на предприятии»

«УЧЁТ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»

Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский учёт»

Выполнил: слушатель гр. 29Э3

Лелюхина Е.А.

Проверил: доцент

Сурина В.И.

г. Пенза 2010 г.


содержание

1. теоретическая часть. 4

1.2. Определение основных средств. 4

1.2. Классификация основных средств. 6

1.3. Отражение основных средств на счетах бухгалтерского учета и их оценка. 7

1.4. Переоценка основных средств. 18

1.5. Выбытие основных средств. 20

1.6. Методы начисления амортизации.Примеры. 23

2. практическая часть. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

список использованной литературы.. 29


введение

Учет движения основных средств является одной из важнейших составляющих бухгалтерского учета. И, хотя, все аспекты бухгалтерского учета являются важными и требуют от бухгалтера высокого уровня знаний и опыта, именно детальное знание учета движения основных средств организации помогает наиболее эффективно проводить политику оптимизации налогового бремени предприятия, а значит способствовать его развитию.

Целью данной работы является изучение законодательно закрепленных правил и методов учета движения основных средств.

1. теоретическая часть

1.2. Определение основных средств

Основные средства — это внеоборотные активы, отвечающие определенным критериям и обладающие материально-вещественной структурой.

В этом определении присутствуют следующие ключевые понятия: основные средства; внеоборотные активы; определенные критерии; материально-вещественная структура.

Словосочетание «основные средства» подчеркивает тот факт, что именно это имущество определяет материально-техническую базу и производственный потенциал предприятия.

Как и нематериальные активы, основные средства представляют собой капитализированные расходы организации, но в отличие от них стоимость основных средств определяется их материальным воплощением.

С экономической точки зрения возможны две трактовки понятия основные средства.

Согласно первой основные средства рассматриваются как вложенный капитал, и, следовательно, все основные средства должны учитываться по себестоимости и их можно уподобить расходам будущих периодов (динамический баланс).

Согласно второй трактовке основные средства понимаются как ресурс, находящийся в предприятии (статический баланс).

Внеоборотные активы это все активы, которые используются более года и не относятся к оборотным.

Критерии выделения основных средств из множества внеоборотных активов установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств», согласно которому активы принимаются к учету в качестве основных средств при единовременном соблюдении следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Из этого определения следует, что от других материально-вещественных ценностей основные средства отличаются длительным сроком полезного использования.

Под словами «полезное использование» следует понимать согласно п. 4 ПБУ 6/01 возможность приносить доход. Если объект приносит доход более одного года, он относится к основным средствам, если меньше, то к материалам. Если организация относит объект к основным средствам, то она сама определяет срок полезного использования исходя из следующих факторов:

1) ожидаемого срока использования объекта в соответствии с предполагаемой производительностью;

2) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

3) планируемого объема производства продукции или работ в результате практического применения этого объекта;

4) ограничений, вытекающих из нормативно-правовых актов.

Срок полезного использования, исходя из приведенных факторов (за исключением последнего), может быть определен только приблизительно, т. е. граница между основными средствами и оборотными активами размыта и устанавливается, как правило, исходя из интересов организации.

Приведенные критерии основных средств строго соответствуют нормативным документам, но на практике их выполнение осложняется тем, что часто весьма сложно решить, будет ли использоваться тот или иной объект больше или меньше одного года. Но даже если ясно, что объект будет служить больше 12 месяцев, все равно возникает проблема цены. Нетрудно привести примеры имущества со сроком полезного использо­вания больше года (например, канцелярские принадлежности, калькуляторы и пр.), но которые с точки зрения здравого смысла назвать основными трудно. Составители нормативных документов это конечно понимают и вводят еще один, в сущности решающий, — стоимостной критерий, который объекты стоимостью не более 20 000 руб. за единицу разрешает сразу декапитализировать, т. е. списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска в производство и эксплуатацию. Это значит, что в учетной политике может быть принят лимит меньше 20 000 руб., что может существенно изменить финансовые результаты фирмы. В налоговом учете этого делать нельзя. (Глава 25 НК РФ устанавливает жесткий лимит в 10 000 руб.) Отсюда вытекает порядок, согласно которому объекты стоимостью выше стоимостного лимита капитализируются, а ниже — рекапитализируются в затраты на производство или же сразу, как было сказано, декапитализируются. При этом каждый капитализируемый объект представля­ет собой единицу учета.

Материально-вещественная структура представлена набо­ром предметов, служащих больше года и выступающих для орга­низации ее инвентарными объектами.

Инвентарным объектом средств является объект, которому присвоен инвентарный номер. Объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. В каче­стве объекта может выступать обособленный комплекс конструк­тивно сочлененных предметов, представляющих собой единое це­лое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в организации и не присваивается другим объек­там в течение пяти лет после его выбытия. В бухгалтерии на каж­дый объект или на группу однотипных объектов открывается ин­вентарная карточка, содержащая информацию о наименовании, стоимости и технико-эксплуатационных характеристиках объекта, дате принятия к учету и пр.

1.2. Классификация основных средств

Можно выделить шесть оснований для классификации:

По натурально-вещественному составу и выполняемым функциям. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) основные средства учитываются по следующим группам: здания, сооружения, машины и оборудова­ние, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насажде­ния, другие виды основных средств (книжные фонды библиотек, капитальные затраты в арендованные основные средства, расходы на мелиоративные, осушительные и другие работы по улучшению земель).

Кроме того, в состав основных средств включаются земельные участки и объекты природопользования, приобретённые организа­цией в собственность.

По отраслевой принадлежности различают: основные средства промышленности, сельского хозяйства, торговли и т, д.

По степени использования в деятельности организации они подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резер­ве), в стадий достройки, дооборудования, реконструкции и час­тичной ликвидации, на консервации.

По имеющимся правам на объекты основных средств они подразделяются на следующие группы:

а) основные средства, при­надлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

б) основные средства, находящиеся у органи­зации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

в) основные средства, полученные организацией в аренду.

По характеру участия в производственном процессе основные средства делятся на активные и пассивные. Активные основные средства непосредственно воздействуют на предмет труда, пассивные обеспечивают условия для нормального протекания процесса производства.

По назначению основные средства подразделяются на производственные, используемые для получения доходов по обычным видам деятельности, и непроизводственные, не используемые при осуществлении обычных видов деятельности организации. К ос­новным средствам производственного назначения относятся объ­екты, использование которых направлено на систематическое по­лучение прибыли как основной цели хозяйственной деятельности. Они применяются в процессе производства промышленной про­дукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общест­венном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и других аналогичных видах деятельности.

1.3. Отражение основных средств на счетах бухгалтерского учета и их оценка

Планом счетов для учета основных средств предусмотрен счет 01 «Основные средства». По дебету счета отражается принятие ос­новных средств к учету по первоначальной стоимости или дооцен­ка этой стоимости в случаях, предусмотренных законодательст­вом. Выбытие основных средств и суммы уценки первоначальной стоимости объекта отражаются по кредиту счета.

Аналитический учет основных средств по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам, а также по их видам, местам нахождения и другим признакам, необходи­мым для составления бухгалтерской отчетности.

Если основное средство изначально предназначено для пре­доставления другим хозяйствующим субъектам, то бухгалтерский учет операций, с ним связанных, ведется на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Содержание записей по де­бету и кредиту счета 03 аналогично счету 01 «Основные средства».

Аналитический учет по счету 03 «Доходные вложения в мате­риальные ценности» ведется по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей.

В ходе эксплуатации, да и просто со временем основные сред­ства изнашиваются и теряют свою первоначальную стоимость. Это обесценение могло бы быть отражено по кредиту счета 01 «Основные средства», но тогда сальдо по счету не будет соответст­вовать оценке первоначальной стоимости этого имущества.

Она нужна как минимум для двух целей:

1) чтобы начислять аморти­зацию

2) для отражения временной динамики основных средств по вложенному в них капиталу.

Поэтому из счета 01 «Основные средства» как бы «вынесен кредит» в виде отдельного сче­та 02 «Амортизация основных средств». Он предназначен для обобщения данных о накопленной амортизации (износе) за время эксплуатации основных средств. По кредиту данного счета отражаются суммы начисленной амортизации, а по дебету — списание накопленной амортизации при выбытии объекта основных средств.

Теперь дадим самое общее представление о синтетическом учете основных средств на протяжении их жизненного цикла (см. рис. 1).

Рис. 1. Общая схема бухгалтерских записей по учету основных средств

Комментарии к рисунку:

1 — поступили основные средства. Все расходы, связанные с их поступлением, собираются на калькуляционном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

2 — отражен НДС по приобретенным основным средствам;

3 — принимаются к учету (вводятся в эксплуатацию) основные средства;

4 — начисляется амортизация основных средств, т. е. ранее капитализированные в них расходы постепенно, по мере эксплуатации, списываются на расходы организации, т. е. рекапитализируются;

5 — отражается выбытие основных средств. При этом выявляется их остаточная стоимость (первоначальная за минусом накопленной амортизации), которая списывается на прочие расходы — декапитализируется.

Таким образом, здесь в центре учета стоит счет 01 «Основные средства».

Построение аналитического учета на данном счете должно обеспечивать получение информации о суммах накопленной амортизации по отдельным инвентарным объектам и других данных, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.

Оценка основных средств представляет собой денежное выражение стоимости, в которой они находят отражение в бухгалтерском учете. Применяются три вида их оценки: первоначальная, текущая (восстановительная) и остаточная.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется:

• по объектам, приобретенным за плату, — по сумме фактиче­ских затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением НДС и других возмещаемых налогов;

• для объектов, поступивших безвозмездно, — по текущей рыночной стоимости на дату их принятия к учету;

• для объектов, вносимых учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал, — по денежной оценке, согласованной учредителями;

• для объектов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, — по стоимости переданного или подлежащего передаче имущества исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных товаров (ценностей). При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Таким образом, способ оценки основного средства зависит от варианта поступления объекта на предприятие. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвида­ции, а также в результате переоценки.

Восстановительная стоимость (полная восстановительная стоимость ) стоимость аналогичных объектов основных средств в действующих условиях воспроизводства, т. е. стои­мость всех затрат на приобретение (строительство) основных средств, включая затраты на транспортировку, установку и т. п. по действующим рыночным ценам и тарифам на определенную дату. С течением времени первоначальная стоимость отклоняет­ся от восстановительной в силу различных причин - высокого уровня инфляции, удешевления производства, состояния рынка и пр. В том случае, когда величина отклонения становится су­щественной, первоначальная стоимость переоценивается и до­водится до уровня восстановительной, что соответствует теории статического баланса.

Остаточная стоимость основных средств — это первона­чальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортиза­ции. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе. Аналогично полной восстановительной стоимости используется понятие остаточной восстановительной стоимости.

В учете особое значение придается формированию первона­чальной стоимости основных средств, другими словами — капита­лизации расходов, принимаемых в учете как основные средства. При этом, чем больше первоначальная стоимость амортизируемого объекта, тем больше величина начисляемой амортизации и мень­ше величина прибыли.

Заметим, что величина первоначальной стоимости объекта, которая будет декапитализироваться путем начисления амортиза­ции в бухгалтерском учете, и первоначальная стоимость объекта, которая будет амортизироваться, в налоговом учете, как правило, не совпадают.

Для исчисления первоначальной стоимости основных средств во всех случаях их поступления предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету этого счета собираются затраты на приобретение, изготовление и сооруже­ние основных средств, стоимость основных средств, оприходо­ванных по другим вариантам поступления, а также расходы, связанные с подготовкой их к эксплуатации. В зависимости от вида основных средств и способа их поступления первоначаль­ная стоимость объектов основных средств отражается на раз­личных субсчетах.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основ­ных средств после их ввода в эксплуатацию, принятия к учету на основе акта приемки-передачи и других документов списывается с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства» или счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности». При этом бухгалтерские записи отлича­ются по каждому из приведенных выше случаев.

Рассмотрим их.

Приобретение основных средств за плату . Действующим законодательством деятельность по приобретению, изготовлению и сооружению основных средств рассматривается как инвестицион­ная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений (долгосрочных инвестиций).

Пункт 8 ПБУ 6/01 определяет общие правила формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату, по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление, которые слагаются из следующих сумм:

- выплаченных организацией в соответствии с договором по­ставщику (продавцу);

- уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- выплаченных за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенных пошлин и иных платежей;

- невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждений посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (например, начисленные до принятия объекта основных средств к учету проценты по заемным средствам).

Не включаются в фактические затраты на приобретение, со­оружение или изготовление основных средств общехозяйственные или иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непо­средственно связаны с приобретением, сооружением или изготов­лением основных средств.

Объект основных средств, стоимость которого при приобрете­нии выражена в иностранной валюте, оценивается в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Таковы общие правила формирования оценки основных средств. В конкретных случаях процесс формирования первона­чальной стоимости основного средства зависит от способа его приобретения, технологических и других особенностей подготов­ки к эксплуатации. В связи с этим можно выделить следующие ка­тегории основных средств:

• отдельные объекты основных средств, не требующих осуществления строительно-монтажных работ при подготовке к эксплуатации. К ним относятся: земельные участки, объекты природопользования, отдельные объекты основных средств, приобретаемые вне строительства (оборудование, транспортные средства и т. д.) и др.;

• объекты, требующие монтажа (сборки);

• объекты, вводимые капитальным строительством.

Рассмотрим особенности формирования оценки и принятия к учету каждой из перечисленных групп основных средств.

Рис. 2. Схема бухгалтерских записей по приобретению основных средств, не требующих
осуществления строительно-монтажных работ при подготовке к эксплуатации

Поясним записи:

1 — отражаются суммы, уплачиваемые продавцам и контрагентам за приобретение, доставку, и прочие расходы, связанные с подготовкой к использованию объектов основных средств;

2 — учтен НДС, предъявленный продавцами и контрагентами;

3 — отражены расходы по подготовке объектов к использованию, осуществляемые собственными силами организации;

4 — начислены проценты по кредитам и займам;

5 — введен объект основных средств в эксплуатацию;

6 — принят к налоговому вычету НДС.

Основные средства, требующие монтажа . Объекты, требующие монтажа (сборки) (технологическое, энергетическое и Производст­венное оборудование), учитываются при поступлении по дебету счета 07 «Оборудование к установке» в сумме фактической себе­стоимости приобретения, которая определяется в соответствии с порядком, установленным для учета материально-производствен­ных запасов (см. рис. 3).

Рис. 3. Схема учета приобретения объектов основных средств, требующих монтажа

Поясним записи:

1— отражаются суммы, уплачиваемые продавцам (поставщикам) и контрагентам за приобретение, доставку, и прочие расходы, связанные с приобретением оборудования;

2— учтен НДС, предъявленный продавцами (поставщиками) и контрагентами;

3— передано оборудование в монтаж;

4—отражены расходы на монтажные работы, выполненные подрядным способом (без НДС);

5— отражены расходы на монтажные работы, выполненные хозяйственным способом;

6— начислен НДС на стоимость монтажных работ, выполненных хозяйственных способом;

7— введен объект в эксплуатацию;

8— принят к налоговому вычету НДС.

Объекты, вводимые капитальным строительством. Объектами, вводимыми капитальным строительством» являются здания, со­оружения со всеми относящимися к ним обустройствами (галереями, эстакадами), оборудованием, мебелью, инвентарем, а также при, необходимости с прилегающими к ним инженерными сетями, объектами внешнего благоустройства и пр.

Бухгалтерский учет операций по капитальному строительству ведется в порядке, установленном ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» и Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.

При капитальном строительстве организация строительства объектов, контроль за его ходом, бухгалтерский учет производимых при этом затрат выполняются застройщиками. Застройщики — это предприятия, специализирующиеся на выполнении указанных функций, а также действующие предприятия (заказчики), осуществляющие капитальное строительство.

Строительно-монтажные работы могут выполняться силами специализированных организаций (подрядный способ) или собст­венными силами застройщика-заказчика (хозяйственный способ).

К расходам, формирующим первоначальную стоимость объек­та, вводимого строительством, относятся затраты на строительные работы, на монтаж оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, инструмента, инвентаря и другие расходы, предусмотренные сметами. Заказчик-застройщик отражает соответствующие расходы по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 03 «Строительство объектов ос­новных средств»).

Общее представление о записях см. на рис. 4:

Рис. 4. Общая схема учета приобретения объектов, вводимых капитальным строительством

Поясним записи:

1— отражены суммы, уплачиваемые:

а) продавцам (поставщикам) за приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента;

б) подрядчикам за строительно-монтажные работы;

в) другим контрагентам за расходы, предусмотренные сметой на строительство;

2 — отражены расходы, связанные с приобретением, доставкой и проч. оборудования, требующего монтажа;

3 — учтен НДС, предъявленный продавцами (поставщиками), подрядчиками и прочими контрагентами;

4 — отражены расходы на строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом;

5 — передано оборудование в монтаж;

6 — начислен НДС на стоимость строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом;

7 — отражены расходы на государственную регистрацию прав на недвижимость;

8 — введен объект в эксплуатацию;

9 — принят к налоговому вычету НДС.

При этом инвентарная стоимость отдельного здания, сооруже­ния и помещения складывается из затрат, а каждой единицы объ­ектов, требующих монтажа, — из фактической себестоимости приобретения, затрат на строительно-монтажные работы и прочих расходов, связанных с капитальным строительством. Каждая еди­ница оборудования, не требующего монтажа, инструмента и ин­вентаря (предназначенных в качестве первого комплекта для вво­димых объектов), а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса, принимается к учету по фактической себестоимости их приобретения.

Получение основных средств в счет вклада в уставный (складоч­ный) капитал. Общее правило оценки основных средств, получен­ных в счет вклада в уставный (складочный) капитал, приведено в п. 9 ПБУ 6/01 — по денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законода­тельством Российской Федерации. При учреждении акционерных обществ эта оценка не может быть выше оценки рыночной стоимо­сти имущества, выполненной независимым оценщиком. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 де­кабря 1995 г. № 208-ФЗ привлечение независимого оценщика для оценки рыночной стоимости является обязательным.

Это требование запрещает искусственно завышать оценку ос­новных средств. В противном случае учредители могли бы произ­вольно завысить оценку имущества, а при последующей его амор­тизации создать псевдорасходы и тем самым скрыть прибыль. На­оборот, учредители имеют возможность занизить первоначальную оценку, что уменьшит последующие амортизационные начисле­ния и тем самым увеличить прибыль.

Первоначальная стоимость основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал, формируется на счете 08 «Вло­жения во вне оборотные активы» и складывается из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками), расходов на доставку, если их несет учреждаемая организация, и других расходов, связанных с подготовкой объекта к эксплуатации. Кроме того, в акционерных обществах в первоначальную стои­мость этих объектов могут быть включены расходы на оплату услуг независимого оценщика, если они оплачиваются учреж­даемой организацией. Это отражается следующими бухгалтер­скими записями по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

1) на сумму денежной оценки, согласованной учредителями (участниками), — в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями» (субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»);

2) на расходы по доставке и приведению объекта в состояние, пригодное для использования, — в корреспонденции со счетами расчетов, денежных средств и пр.;

3) на оплату услуг независимого оценщика, если они оплачиваются учреждаемой организацией, — в корреспонденции со счетами расчетов или денежных средств.

Получение основных средств по договору дарения (безвозмезд­но). Первоначальная стоимость основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), формируется по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и складывается из их теку­щей рыночной стоимости на дату принятия к учету, расходов на доставку, если они оплачиваются принимающей стороной, и дру­гих расходов, связанных с подготовкой объекта к использованию. Это отражается следующими бухгалтерскими записями:

1) на текущую рыночную стоимость поступившего основного средства — в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98 «Безвозмездные поступления»);

2) на расходы по Доставке и приведению объекта в состояние, пригодное для использования, — в корреспонденции со счетами расчетов, денежных средств и пр.

В дальнейшем после ввода основного средства в эксплуатацию (Дт 01, Кт 08) часть доходов будущих периодов (в сумме начис­ленной амортизации за отчетный период) признается доходами отчетного периода (Дт 98 «Доходы будущих периодов», Кт 91 «Прочие доходы и расходы»). Применение счета 98 «Доходы будущих периодов» позволяет «эффект дарения» — безвозмездно полу­ченного дохода — растянуть на весь срок эксплуатации объекта, т. е. если вам подарили пальто и вы его будете носить пять лет, то стоимость (рыночная) в момент получения подарка не признается доходом того периода, когда вам вручили пальто, ибо это не разо­вый подарок, а поскольку он будет приносить пользу (как говорят ученые бухгалтеры — выгоду) в течение пяти лет, постольку и стоимость пальто надо разделить в нашем примере на пять, лет.

И каждый последующий год - подарка будет относиться на доходы текущего отчетного периода.

Таким образом, стоимость «подарка» капитализируется по активу как основное средство, подпадая под налог на имущество, и пассиву как доход будущих периодов. И затем, как мы отмети­ли выше, стоимость объекта декапитализируется и по активу (Дт сч. 20, 25, 26, Кт сч. 02), и по пассиву (Дт сч. 98, Кт сч. 9.1).

Поступление по результатам инвентаризации . Выявленные при инвентаризации неучтенные объекты основных средств или капи­тальных вложений принимаются к учету по рыночной стоимости, что отражается бухгалтерскими записями: Дт сч. 01 «Основные средства», Дт сч. 07 «Оборудование к установке», Дт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», Кт сч. 91-1 «Прочие доходы».

Получение основных средств в совместную собственность. Если у одного и того же объекта имеется несколько собственников, то данный объект находится в совместной собственности. Отметим, что этот объект может находиться в каждый отдельно взятый мо­мент времени во владении только одного собственника. Однако на счете 01 «Основные средства» следует показать у каждого собст­венника стоимость его доли данного основного средства.

Отсюда следует, что каждый собственник амортизирует свою долю самостоятельно и по своим принятым в его учетной полити­ке нормам и методам. Более того, каждый собственник может:

а) переоценить стоимость своей доли, но не само значение доли, если ее величина была установлена законом или предусмотрена в договоре;

б) заложит или продать свою долю собственности. При этом новый покупатель должен поставить на учет (по дебету счета 01) объект по фактически уплаченной величине и именно ее и амортизировать. Но сама доля его собственности в совместном объекте остается неизменной.

1.4. Переоценка основных средств

Организация в соответствии с теорией статического баланса имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. В последующем они пе­реоцениваются регулярно, чтобы их стоимость существенно не от­личалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Первоначальная стоимость основных средств и суммы начисленной амортизации могут переоцениваться двумя способами:

1) путем умножения первоначальной стоимости и суммы амор­тизации на повышающий (понижающий) индекс (индекс-дефлятор).

2) путем прямого пересчета исходя из документально подтвер­жденных рыночных цен. При этом амортизация пересчитывается пропорционально изменению стоимости объекта основных средств.

Для подтверждения рыночных цен используются: данные о ценах на аналогичную продукцию, предоставленные в письменной форме ор­ганизацией-изготовителем; сведения об уровне цен, полученные в органах государственной статистики, торговых инспекциях и орга­низациях, имеющих такие сведения и расположенных на соответст­вующих территориях; информация об уровне цен, опубликованная в средствах массовой информации, специальной литературе, катало­гах, рекламных объявлениях, пресс-релизах; экспертные заключения о рыночной стоимости однородных объектов основных средств.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате пере­оценки зачисляется в добавочный капитал организации, что отра­жается бухгалтерской записью: Дт сч. 01 «Основные средства», Кт сч. 83 «Добавочный капитал» — на сумму дооценки первоначальной стоимости; Дт сч. 83 «Добавочный капитал», Кт сч. 02 «Амортизация основных средств» — на сумму дооценки амортизации по объекту.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), что отражается следующим образом: Дт сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кт сч. 01 «Основные средства» — на сумму уценки перво­начальной стоимости; Дт сч. 02 «Амортизация основных средств», Кт сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)» — на сумму уценки амортизации объекта.

Более сложное правило отражения переоценки применяется в том случае, когда проводится дооценка основного средства, кото­рое ранее уценивалось, и уценка была отнесена на счет нераспре­деленной прибыли (непокрытого убытка). В этом случае сумма до­оценки в пределах суммы уценки (равная ей) относится на этот же счет, а дооценка — сверх этой суммы на добавочный капитал.

Если уценке основного средства предшествовала его дооцен­ка, которая была отнесена на увеличение добавочного капитала, то сумма уценки в пределах суммы дооценки объекта (равная ей) относится в уменьшение добавочного капитала организа­ции, а сверх нее — на счет нераспределенной прибыли (непо­крытого убытка).

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки пе­реносится с добавочного капитала организации на нераспределен­ную прибыль организации, т. е. происходит трансформация одной формы собственного капитала в другую: Дт сч. 83 «Добавочный капитал», Кт сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Процедура переоценки основных средств сложна в методоло­гическом плане, трудоемка и, следовательно, дорогостояща. В на­стоящее время она не носит обязательного характера, поэтому важно оценить целесообразность ее проведения.

В условиях инфляционной экономики при стабильном росте цен дооценка стоимости основных средств увеличивает величину амортизационных отчислений, а следовательно, уменьшает вели­чину бухгалтерской прибыли. Амортизационная стоимость основ­ных средств согласно ст. 257 НК РФ переоценке не подлежит, и, таким образом, в настоящее время переоценка не влияет на нало­гооблагаемую прибыль.

1.5. Выбытие основных средств

Основные средства могут выбывать из организации по следую­щим причинам:

1) при списании в случае морального и физического износа;

2) в результате продажи;

3) как вклад по договору простого товарищества;

4) в результате безвозмездной передачи по договору да­рения;

5) при передаче по договору лизинга;

6) по другим причинам.

Физически изношенные и морально устаревшие основные средства, которые постоянно не используются на предприятии, подлежат списанию. В соответствии с п. 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы, связанные со списанием основных средств, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета фиксиру­ется остаточная стоимость основного средства и другие расходы, вызванные выбытием, по кредиту — поступления от списания ос­новных средств (материалы, детали, узлы, агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, оприходованные по, текущей рыночной стоимости).

Остаточная стоимость выбывающего основного средства выяв­ляется на счете 01 «Основные средства» при списании суммы на­копленной амортизации в дебет счета 01 с кредита счета 02 «Амор­тизация основных средств». С этой целью к счету 01 «Основные средства» может быть открыт субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной аморти­зации, что отражается бухгалтерскими записями: Дт сч. 01-1 «Основные средства» (субсчет «Выбытие основных средств»), Кт сч. 01 «Основные средства» - на сумму первоначальной стоимости объекта; Дт сч. 02 «Амортизация основных средств», Кт сч. 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие основ­ных средств») — на сумму начисленной амортизации по выбываю­щему объекту.

Рис. 5. Общая схема учета выбытия основных средств

Поясним записи:

1 — списывается первоначальная или восстановительная стои­мость ликвидируемого основного средства;

2 —- списывается сумма амортизации, начисленной до момента списания;

3 - списывается остаточная (недоамортизированная) стоимость ликвидируемых основных средств. Это сумма прямого убытка пред­приятия, возникающая по причине недоиспользования, т.е. преж­девременной ликвидации основных средств;

4 — принимается к учету металлолом, оприходованный при спи­сании ликвидируемых основных средств.

И, как следствие всего цикла, на самом счете 91 «Прочие доходы и расходы» благодаря записям на его субсчетах образовался оконча­тельный итог от ликвидации.

В бухгалтерском учете основные средства списываются на основании первичного документа — акта на списание основного средства, в котором отражаются причины списания.

При продаже основных средств доходы и расходы согласно ПБУ 9/99 также отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расхо­ды». Доходом признаются поступления от продажи или дебитор­ская задолженность покупателя в сумме, предусмотренной догово­ром, а расходами - остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств, налоги на стоимость реализации и расходы на продажу.

При безвозмездной передаче основных средств записи состав­ляются по аналогичной схеме. Доходы в данном случае, естествен­но, отсутствуют, но в соответствии с действующим законодатель­ством передача основного средства на безвозмездной основе при­знается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ) и подлежит обложению НДС. В учете данная операция отразится следующими записями по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»:

1) остаточная стоимость объекта - в корреспонденции со сче­том 01 «Основные средства»;

2) НДС на стоимость безвозмездно переданного имущества — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

3) расходы на подготовку к передаче, доставку и др. — в кор­респонденции со счетами 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персона­лом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и креди­торами» и др.

При недостаче, хищениях и порче основных средств расходы (потери) от их выбытия отражаются в бухгалтерском учете на осно­вании результатов проведенной инвентаризаций по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» следующими записями:

1) на остаточную стоимость объекта — в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства;

2) на сумму восстановленного НДС, приходящегося на недоамортизированную стоимость объекта и ранее принятого к нало­говому вычету, — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Результаты инвентаризации регулируются на основании реше­ния руководителя. Если будут установлены виновные лица и при­нимается решение о взыскании с них материального ущерба, то по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба») делаются записи:

1) на сумму недостачи (по остаточной стоимости) — в коррес­понденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценно­стей»;

2) на разницу между взыскиваемой суммой и стоимостью не­достачи (рыночной стоимостью) — в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-4 «Разница между сум­мой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей»).

Если виновное лицо не установлено или суд отказал во взы­скании, то потери от недостач, порчи и хищений относятся на де­бет счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При авариях, стихийных бедствиях и других аналогичных об­стоятельствах доходы и расходы, связанные с ликвидацией основ­ного средства, рассматриваются как чрезвычайные и отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки».

По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» фиксируются следую­щие чрезвычайные расходы:

1) остаточная стоимость объекта — в корреспонденции со сче­том 01 «Основные средства»;

2) расходы по демонтажу, разборке основного средства и др. — в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по опла­те труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» и др.

Чрезвычайные доходы отражаются по кредиту счета 99 «При­были и убытки» следующими записями:

1) на текущую рыночную стоимость имущества, остающегося при ликвидации основного средства, — в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 01 «Основные средства»;

2) на сумму полученного (признанного) страхового возмещения — в корреспонденции со счетами денежных средств или расчетов.

1.6. Методы начисления амортизации. Примеры.

1.Метод равномерного (прямолинейного) списания (straight-line method). Согласно этому методу амортизируемая стоимость объекта равномерно списывается (распределяется) в течение срока его служ­бы. Метод основан на том предположении , что амортизация зависит только от длительности срока службы. Сумма амортизационных от­числений для каждого периода рассчитывается путем деления амор­тизируемой стоимости (первоначальная стоимость объекта минус его ликвидационная стоимость) на число отчетных периодов эксплуата­ции объекта. Норма амортизации является постоянной.

Пример.

Первоначальная стоимость грузового автомобиля 10 000 дол., его ликвидационная стоимость в конце пятилетнего срока эксплуата­ции - 1000 дол. Сколько составит ежегодная амортизация?

Решение:

Первоначальная стоимость - Ликвидационная стоимость / Срок службы =

= 10 000 дол. – 1 000 дол. / 5 = 1 800дол.

Начисление амортизации в течение пяти лет можно отразить сле­дующим образом, дол.:

Таблица 2.1. Начисление амортизации: метод прямолинейного списания

Первоначаль­ная стоимость

Годовая сумма амортизации

Накопленный износ

Остаточная стоимость

Дата приобретения

Конец 1-го года

Конец 2-го года

Конец 3-го года

Конец 4-го года

Конец 5-го года

10000

10000

10000

10000

10000

10000

--

1800

1800

1800

1800

1800

--

1800

3600

5400

7200

9000

10000

8200

6400

4600

2800

1000

Три момента вытекают из этой таблицы:

1) в течение всех пяти лет амортизационные отчисления одинаковые;

2) накопленный износ увеличивается равномерно;

3) остаточная стоимость равномерно уменьшается, пока не достигнет оценочной ликвидационной стоимо­сти.

Ответ: ежегодная амортизация 1800 дол.

2.Метод начисления износа пропорционально объему выполненных работ (производственный - production method ) основан на том, что амортизация (износ) является только результатом эксплуатации и от­резки времени не играют никакой роли в процессе ее начисления. Этот метод следует применять в том случае, когда отдача объекта в течение срока его полезной эксплуатации может быть определена с достаточной точностью.

Пример.

Первоначальная стоимость грузового автомобиля 10 000 дол., его ликвидационная стоимость в конце пятилетнего срока эксплуата­ции - 1000 дол. Грузовик может выпол­нять определенное число операций, а его пробег рассчитан на 90 000 миль. Определить амортизационные расходы на милю .

Решение:

Первоначальная стоимость — Ликвидационная стоимость /

Предполагаемое число единиц работы =

= 10 000 дол. – 1 000 дол./90 000 = 0,10 дол. миля

Предполагаемое число единиц работы - 90 000 миль. Если предположить, что при эксплуатации за первый год грузовик имел пробег в 20 000 миль, за. второй год - 30 000; за третий - 10 000, за четвертый год - 20 000 и за пятый - 10 000, то таблица амортизаци­онных отчислений будет выглядеть следующим образом, дол.:

Таблица 2.2. Начисление амортизации: производственный метод

Первона­чальная стоимость

Мили

Годовая сумма амортизации

Накоп­ленный износ

Остаточная стоимость

Дата приобретения

10000

10000

Конец 1-го года

10000

20000

2000

2000

8000

Конец 2-го года

10000

30000

3000

5000

5000

Конец 3-го года

10000

10000

1000

6000

4000

Конец 4-го года

10000

20000

2000

8000

2000

Конец 5-го года

10000

10000

1000

9000

1000

Заметим прямую связь между ежегодной суммой амортизации и единицей работы или использования. Накопленный износ уве­личивается ежегодно в прямой зависимости от единиц работы или использования (пробега). Наконец, остаточная стоимость ежегодно уменьшается прямо пропорционально показателю единицы работы или использования до тех пор, пока не достигнет ликвидационной стоимости.

3.Ускоренные методы ( accelerated methods ) заключаются в том, что в начале эксплуатации основных средств суммы начисленной аморти­зации значительно превышают амортизационные суммы, начислен­ные в конце срока службы объекта. Используя эти методы, исходят из того, что многие виды основных средств производственного назначе­ния действуют более эффективно пока они еще новые (т.е. в первые годы их эксплуатации) и имеют высокие производительные способно­сти. Это отвечает правилу соответствия, по которому происходит спи­сание большей части износа в начале эксплуатации основных средств (а не в конце), если их полезность и производительная способность значительно больше в первые годы, чем в последующие.

Метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - кумулятивный ме­тод ( sum - of - the - years ' - digits method ) определяется суммой лет срока службы какого-то объекта, являющейся знаменателем в расчетном коэффициенте. В числителе этого коэффициента находятся числа лет, остающиеся до конца срока службы объекта (в обратном поряд­ке).

Пример.

Первоначальная стоимость грузового автомобиля 10 000 дол., его ликвидационная стоимость эксплуата­ции - 1000 дол..Предполагаемый срок полезной службы грузовика 5 лет. Определить ежегодную сумму амортизации.

Решение:

Сумма чисел - лет эксплуатации составит 15 (кумулятивное чис­ло):

1+2+3+4+5=15.

Затем путем умножения каждой дроби на амортизируемую сто­имость, равную 9 000 дол. (10 000 дол. - 1 000 дол.), определяют ежегодную сумму амортизации:

5/15; 4/15; 3/15; 2/15; 1/15

Таблица амортизационных отчислений в этом случае будет выгля­деть следующим образом, дол.:

Таблица 2.3. Начисление амортизации: метод суммы чисел

Первона­чальная стоимость

Годовая сумма амортизации

Накоп­ленный износ

Остаточная стоимость

Дата приобретения

10000

10000

Конец 1-го года

10000

(5/15х9000)=

3000

3000

7000

Конец 2-го года

10000

(4/15х9000)=

2400

5400

4600

Конец 3-го года

10000

(3/15х9000)=

1800

7200

2800

Конец 4-го года

10000

(2/15х9000)=

1200

8400

1600

Конец 5-го года

10000

(1/15х9000)=

600

9000

1000

Из таблицы видно, что самая большая сумма амортизации начис­ляется в первый год, а затем год за годом она уменьшается, накоплен­ный износ возрастает незначительно, а остаточная стоимость каждый год уменьшается на сумму амортизации до тех пор, пока она не до­стигнет ликвидационной стоимости.

Показатель, используемый в методе суммы чисел, рассчитывается:

S = ,

где S - сумма чисел;

N - число лет предполагаемого срока службы объекта.

S= 5*(5+1)/2=15 лет.

Метод уменьшающегося остатка ( declining - balance method ) осно­ван на том же принципе, что и метод суммы чисел. Хотя при этом методе может применяться любая твердая ставка, но чаще всего бе­рется удвоенная норма амортизации по сравнению с нормальной, ко­торая используется при прямолинейном методе. Этот процесс обычно называется методом уменьшающегося остатка при удвоенной норме амортизации (double-declining-balance method).

Пример.

Грузовой автомобиль имеет срок полезного использования 5 лет. Соответственно при прямолинейном методе норма амортизации на каждый год составляет 20% (100% : 5 лет). При методе уменьшающегося остатка с удвоенной нормой списания норма амортизации будет равна 40% (2 х 20%). Эта фиксированная ставка в 40% относится к остаточной стоимости в конце каждого года. Предполагаемая ликвидационная стоимость не принимается в расчет при подсчете амортизации, за исключением последнего года, когда сумма амортизации ограничена величиной, необходимой для умень­шения остаточной стоимости предмета до ликвидационной.

Таблица, иллюстрирующая данный метод, представлена ниже.

Таблица 2.4. Начисление амортизации: метод уменьшающегося остатка

Первона­чальная стоимость

Годовая сумма амортизации

Накоп­ленный износ

Остаточная стоимость

Дата приобретения

10000

10000

Конец 1-го года

10000

(40% х 1 000)=

4000

4000

6000

Конец 2-го года

10000

(40% х 6 000)=

2400

6400

3600

Конец 3-го года

10000

(40% х 3 600)=

1440

7840

2160

Конец 4-го года

10000

(40% х 2 160)=

864

8704

1296

Конец 5-го года

10000

296

9000

1000

Как видно из таблицы, твердая норма амортизации всегда приме­нялась к остаточной стоимости предыдущего года. Сумма аморти­зации (самая большая в первый год) уменьшается из года в год. И наконец, сумма амортизации в последнем году ограничена суммой, необходимой для уменьшения остаточной стоимости до ликвидацион­ной.

2. практическая часть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был рассмотрен теоретический аспект бухгалтерского учета основных средств. В теоретической части работы было дано определение понятию основных средств, приведена их классификация. Кроме того, в первой части освещены вопросы отражения основных средств на счетах бухгалтерского учета и их оценка, приведены методы переоценки. И, наконец, в последних главах рассмотрены операции выбытия основных средств и методы начисления амортизации, приведены примеры.

список использованной литературы

1. ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н "О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"

2. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. – М.: «Юнити-.Диана», 2008

3. Теория бухгалтерского учета: Учебник / Под ред. Е.А. Мизиковского. – М.: Экономистъ, 2004. – 400 с.

4. Финансовый учет: учебник/ под ред. В.Г.Гетъмана.-М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Теория бухгалтерского учета: Учебник / Под ред. Е.А. Мизиковского. – М.: Экономистъ, 2004. – 400 с.