Реферат: Особенности сервиса в России
Название: Особенности сервиса в России Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: реферат |
Сервис в Росси переживает коренные изменения. Граждане Российской Федерации, еще не так давно жившие в большом СССР, привыкли к советской действительности с ее ненавязчивым сервисом, будь то магазин, прачечная или курорт. Но проблема улучшения сервиса возникла давно. Все началось с тех, кто имел возможность преодолевать «железный занавес», т.е. выезжать за границу. Эти люди рассказывали чудеса о сервисе далеких зарубежных стран. А с распадом СССР количество туристов росло не по дням, а по часам. И все путешественники, приезжая обратно, выражали крайнее недовольство отечественным обслуживанием. Особо остро этот вопрос встал в туристическом бизнесе, когда российские туристы посетившие, например, Турцию, категорически отказывались ехать в Сочи, Анапу, Геленджик и т.д. Просто сервис в Турции значительно лучше, чем на вышеупомянутых курортах, а цены, если и выше, то совсем незначительно. Не лучше ситуация с обслуживанием и в странах бывшего соцлагеря (Украина, Грузия), где за весьма приличные деньги предлагается не просто плохой сервис, а его полное отсутствие. Сложнее обстоят дела в других секторах, где обслуживание играет немаловажную роль. Например, человек среднего достатка не пойдет за продуктами в супермаркет с превосходным качеством обслуживания. Он пойдет в магазин эконом класса, где ниже цены и, пускай даже, очень средний сервис. Ведь на недельной закупке можно сэкономить порядка 50 долларов США, а это не очень маленькая сумма. Такая же ситуация и с магазинами, торгующими бытовой техникой, одеждой, хозяйственными товарами и т.д. Только здесь сервис может обойтись до 200 долларов США при особо крупной покупке (например, домашний кинотеатр). Да и сами владельцы магазинов или торговых сетей не очень-то гонятся за качеством сервиса, зачастую стараясь сэкономить на нем. Во многом это объясняется бурным развитием торговли в Москве и регионах, либо банальным неумением организовать хорошее обслуживание, не имея за плечами достаточного опыта. Весьма печальная ситуация сложилась в так называемых госучреждениях. Например, на почте можно вдоволь поностальгировать по социалистическим временам. Здесь и в очереди постоять придется, и нагрубят Вам от всей души. Но когда отсутствует конкуренция, то о качестве чего бы то ни было вообще говорить не приходится. Качество сервиса играет роль лишь для людей с достатком выше среднего, которые требуют к себе повышенного внимания. Но и за солидные деньги в России не всегда предоставляется качественный сервис. Например, у нас не предложат клиенту чай или кофе, как это принято даже на рынках Турции. Речь, конечно, не идет о продовольственных магазинах, но там, где торгуют техникой, одеждой и предоставляют услуги, то почему бы и не проявить больше внимания к своим клиентам? И совсем неприятно, когда в аптеке продавец, который, по идее, обязан иметь фармакологическое образование, не в состоянии порекомендовать тот или иной препарат (возможно, опасаясь ответственности), как это делают, скажем, в испанских аптеках. Все эти неприятные особенности сервиса в России, скорее всего, являются пережитками социалистического прошлого, когда конкуренция как таковая отсутствовала вообще, и покупателю было просто не из чего выбирать. Но в наши дни плохой уровень сервиса отражает лишь неуважение к клиентам и нежелание дальнейшего развития своего бизнеса, поскольку только улыбка на глазах потребителя является залогом успеха компании. Ярким примером этому служит минимальное присутствие туристов из Европы и Америки на территории России, хотя Москва, Санкт-Петербург и многие другие города чрезвычайно интересны для иностранцев. Но отсутствие гостиниц, рассчитанных на средний класс, с приемлемыми ценами отпугивает иностранных туристов. Тем не менее, жизнь не стоит на месте. Меняются люди, меняется и сервис. С ростом доходов, российский покупатель становится разборчивее и внимательнее, поэтому магазины просто вынуждены улучшать обслуживание своих посетителей. В Москве и во многих регионах уже появилась специальная технология mystery shopping для анонимной оценки работы персонала, качества продуктов и услуг с целью улучшения обслуживания. Это происходит посредством таинственных покупателей, которые под видом обычного посетителя торговой точки совершают покупки. С помощью этой технологии теперь любая фирма может проанализировать качество предоставляемых ею услуг или узнать все о качестве сервиса конкурентов. Таким образом, обслуживание в России постепенно превращается в серьезное орудие в конкурентной борьбе за клиента. И по мере улучшения экономической обстановки в стране конкуренция будет усиливаться, а следовательно, улучшится и сервис. Отдых в России, точно так же как и отдых за рубежом, это, прежде всего, предложение брэндов. Сколько их у нас? Раскрученные еще в советские времена брэнды туристских маршрутов можно пересчитать по пальцам: Карелия, Байкал, белые ночи в Ленинграде, Золотое кольцо России. В Советском Союзе внутреннему туризму уделяли большее внимание, чем сейчас. На высшем государственном уровне разрабатывались интересные туристические схемы, увлекательные экскурсии. Тогда понимали, что русское путешествие это отдых с легендой, историей, изюминкой. Потянуть формирование брэндов самим фирмам просто не под силу. Нужна поддержка государства. Современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде активно развивается санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние пять-шесть лет усилиями тур-операторов был создан ряд необычных экскурсионных продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали реальной альтернативой пляжному отдыху. Первые места по развитию туризма в России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По данным Российского союза туристической индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал. Окрестности озера Байкал и Забайкалье обладают уникальным набором естественных оздоровительных ресурсов. Девственная природа, чистый воздух гор и лесов, обилие солнечных дней сочетаются с богатейшими бассейнами минеральных вод и лечебными грязевыми озерами. Минеральные воды курорта Горячинска на берегу Байкала известны и за пределами этого края. Солнце, тихий шорох байкальского прибоя, озонированный лесной воздух, песчаный пляж - все здесь обладает успокаивающими и целебными свойствами. В Иркутской области расположен самый крупный в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод. Здесь около 300 минеральных источников и шесть крупных лечебных грязевых озер. Минеральные воды из восьми источников продаются в бутилированном виде. В области действует свыше 70 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений. У подножья Саянских гор, в Бурятии, располагается горноклиматический курорт Аршан. Термальные воды и сульфидные иловые грязи дополняет оздоровляющее воздействие ультрафиолетового излучения горного солнца и целебного воздуха тайги. В Читинской области более 300 источников с водой самого разного физико-химического состава и более 30 грязевых озер. Особенно известны дарасунские нарзаны (по содержанию углекислоты они превосходят знаменитые кисловодские), а также молоковские радоновые воды и сульфидные иловые грязи озера Угдан. Среди курортов наиболее популярны Дарасун, Молоковка, Шиванда, Олентуй. Еще одна серьезная проблема в развитии российского рынка внутреннего туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать к нам снова, а их суждения о российском туризме не способствуют формированию привлекательного облика страны. И последняя проблема - российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формированием позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимаются авторитетные государственные структуры. Администрациям национальных парков, заинтересованным в развитии внутреннего туризма, безусловно, следует иметь все это в виду. Здравницы Забайкалья переживают трудные времена
Каждый 10-й россиянин интересуется экстремальным туризмом Автор: В ОТПУСК.РУ Всегда свежие туристические новости Рубрики: Новости Сегмент экстремальных видов отдыха на российском рынке туризма пока невелик, зато имеет большой потенциал роста: если 5 лет назад такой турпродукт находил спрос у 1 человека из 100, сегодня активным туристом становится каждый десятый в нашей стране, отмечают аналитики. По крайней мере внутреннее развитие экстремальных видов туризма опережает спрос на заграничные поездки граждан за острыми ощущениями. «Мы рекомендуем ориентироваться туркомпаниям на 10% населения, которые, так или иначе, склонны к экстремальным видам туризма, — заявляет в эфире РБК-ТВ директор по развитию бизнеса ГК Step by step Дмитрий Рыжаков. — Именно столько по статистике имеют основание считать себя склонными к риску». Эксперт считает, что россияне уже «устали от пляжей», и пришло время для развития активных видов отдыха. Впрочем, с ним не согласен президент ГК «Астравел» Валерий Лощиц: «Каждый 10-й — это завышенные цифры. Разве что сюда отнести катание на санях, на снегоходах, и баню, и цыган, и т.д. Но сегмент на деле очень узкий, притом в России он только формируется: не подтянута инфраструктура, логистика, отсутствует информационное поле, чего нельзя сказать о тех же горных лыжах». Тем не менее, в России представлены все виды активно-приключенческого туризма: скалолазание (Эльбрус и другие горы Кавказа), сплавы по горным рекам Карелии и Алтая, поездки на велосипедах по бездорожью Байкала и т.д. Но, важно отметить, наибольшей популярностью пользуются Алтай, Приуралье, Карелия, Кольский полуостров, вся средняя полоса, Северный и Западный Кавказ, Байкал, Дальний Восток и Камчатка — все бренды, которые были созданы еще во времена СССР. Новых брендов нет. «Сказывается отсутствие инвестиций — некоторые секторы туристического бизнеса более привлекательны, чем работа с экстремальным туризмом, — сам себе противоречит Д.Рыжков (то есть гражданам РФ все же больше по душе турецкие пляжи). — А экстремальный туризм зачастую лишь довесок для многих туркомпаний, чтобы завершить круг предложений. Он банально не может сам себя развить с точки зрения рынка». Эксперты апеллируют к господдержке инфраструктурной и информационной базы активного отдыха. Примером может служить развитие туризма администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа. «У нас все развивается четко по плану, — отчитался руководитель Агентства по туризму ЯНАО Владимир Зобнин. — Есть программа о поддержке со стороны нашей администрации. Это новая отрасль экономики. Что касается позиционирования Ямала, работает информационный портал, и это не только Россия и СНГ — делаем английскую версию, немецкую и т.д.". По словам чиновника, со временем госучреждение «Окружной центр развития туризма» (сегодня единственный здесь туроператор) будет акционировано, а пока бизнес встает на ноги, деятельность данного оператора финансируется из бюджета ЯНАО. К слову, проблема развития внутреннего туризма в целом — это проблема государства. «Возможности не безграничны, крупные туроператоры сконцентрированы на определенных потоках, — признает В.Зобнин. — За Уралом немногие могут «потянуть». По этой же причине, собственно, и размер фингарантий для операторов, работающих на внутренних туристических направлениях, в разы меньше, чем для международников (500 тысяч рублей против 10 млн для международников с 2008г.). «Нужно в целом продвигать внутренний туризм, — говорит В.Лощиц. — Нельзя делать ставку только на Ямал, обходя Ханты-Мансийский автономный округ и Архангельскую область, но правильнее было бы открыть новый бренд — Север. Необходима пропаганда активного туризма, и если будет инфраструктура плюс информационное поле, придут и инвесторы. Денег в стране много» Куряне не любят отдыхать на родине, рассказали корреспонденту ИА REGNUM в турфирмах Курска. "Основные претензии отдыхающих таковы: небольшой выбор, низкий уровень сервиса, помноженный на русский менталитет, и что самое главное - очень высокие цены", - говорят специалисты. Так, директор фирмы "Мостур" (Курск) Анна Крашининникова рассказал, что многие интересуются турами на Байкал и на Камчатку, но когда узнают, что только один билет на самолет в один конец обойдется в 20-30 тысяч рублей, отказываются от этой идеи. В целом же продолжила тему директор "VKO-клуб" (Курск) Оксана Дейнеко, тур на Байкал стоит от 90 тыс рублей, и клиенты клуба предпочитают в итоге за эти деньги 2-3 раза съездить в Европу. Альтернативой Байкалу и Камчатке для курян стали Финляндия и Норвегия. В ряде регионов есть целый комплекс условий, благоприятных для развития туристской отрасли. Многообразие природно-климатических зон, наличие природных лечебных ресурсов, богатство историко-культурного наследия делают туризм потенциально привлекательным для инвесторов. Но согласно недавно проведенному Российским союзом туриндустрии опросу (респондентами выступили 115 туроператоров из 27 регионов) 47% представителей туристических компаний считают, что развитию въездного туризма препятствует дефицит современных гостиниц, 32% считают, что у нас неразвита индустрия развлечений, а 22,6% опрошенных недовольны дей-ствующим налоговым законодательством. Кроме того, в числе причин, препятствующих развитию отрасли, опе-раторы назвали дефицит информации на иностранных языках (указатели, карты, буклеты и т. п.), плохой сер-вис на транспорте и в гостиницах, проблемы с организа-цией посещений музеев, памятников, природных объек-тов, а также скудость рынка сувениров Учитывая неравномерность распределения туристского потенциала на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры, в основе разработки стратегических направлений развития туризма должен лежать принцип зонирования территории РФ в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках. районы с низким уровнем развития материальной базы туризма -Северный регион, Дальневосточный регион (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский регион (Горный Алтай), Восточно-Сибирский регион (район озера Байкал) и т.д. Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. Вывод из этого может быть только один: при таких соотношениях «цена-качество» внутренний туризм в России будет деградировать и впредь, а поток в зарубежье расти. Неразвитость внутреннего туризма автоматически ведет к ограничению возможности приема зарубежных гостей. Ведь средства размещения, туристская инфраструктура и для отечественных путешественников и для зарубежных - едина. Это в прошлые годы существовала специальная организация для приема иностранцев, их принимали в гостиницах повышенной комфортности, куда отечественных туристов редко когда пускали. Теперь же, если негде отдыхать нашим гражданам, то и зарубежных гостей принять негде. Взаимосвязь въездного и внутреннего туризма очевидна. Власти, наконец, должны уяснить эту простую истину, что иностранные гости идут вслед за отечественными. И все в той же пропорции: за четырьмя отечественными следует один зарубежный гость. |