возраст
|
Социальная ситуация развития
|
Ведущая дея-ть
|
новообразования
|
кризис
|
Новорождённость
(от рожд.-2 мес)
|
Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.
Однако социальная ситуация должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. То единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, пока еще ничего нет
|
Ест, спит
|
Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений.
|
Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни - кризис новорожденности. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Психолог.смысл кризиса – без взрослого не выживет.
|
Младенчество
2 мес-1 год.
|
Отношения с близким взрослым,где все потребности ребёнка будут удовлетворены взрослым.
|
Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым.
|
Эмоциональный отношения,Ходьба , появление первого слова., подражания.
|
Кризис первого года жизни. Причина кризиса является противоречие между возросшими возможностями ребёнка и его местом в системе социальных отношений. Симптомы кризиса - негативизм и упрямствао ребёнка («Нет», «не буду», «не хочу», «дай»).
|
Раннее детство
1-3 года
|
Речевое общение
|
Овладевание элементарными предметными действиями(предметно-орудийная дея-ть)
|
Системное сознание, овладение речью, наглядное мышление, самосознание, осмысленное восприятие.
|
Кризис трёх лет - кризис самостоятельности. В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребёнка. У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности, например к конструировании. Остро реагируют на неудачи и неуспех.Ребёнок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Появляется позиция «Я сам».
|
Дошкольный возраст 3-6(7) лет
|
Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Ведёт самостоятельную дея-ть по указаниям взрослого.
|
Сюжетно-ролевая игра
|
Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо", Возникновение произвольного поведения, личного сознания ,Наглядно образного мышления, формирование новых мотивов.
|
Малый кризис 6-7 лет. ваЖнейшие симптомы такого кризиса - потеря непосредственности, кривляние. Ребёнок утрачивает прежние детские интересы, скрывает свои чувства и переживания от окружающих, оспаривает родительские просьбы или требования, стремиться не выглядеть и не быть «как маленький». Его основным новообразование является формирование мира внутренних переживаний.
|
Младший шк. В-ст 6(7)-10(11) лет
|
Социальная роль ученика. В отношениях «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок-социальный взрослый», «ученик-учитель».
|
учебная
|
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация.
|
Большой кризис . В кризисный период происходит рождение особой формы самосознания – чувства взрослости( «хочу быть и казаться взрослым»).
|
Подростковый возраст 10(11)-14(15)
|
переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, стремление приобщения к миру взрослых., ориентируясь на их нормы и ценности.Постребность общения со сверстниками.
|
Общение со сверстниками
|
возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, потребность в самоутверждении, подчинение нормам коллективной жизни.
|
Кризис 15 лет – формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания, кризис второго рождения Я.
|
Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет
|
Пороге вступления в самостоятельную жизнь, определение своего места в жизни
|
Профессиональное самоопределение
|
профессиональное самоопределение и мировоззрение.
|
Кризис связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Симптомы кризиса: повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия. Отмечается появление депрессивного состояния, часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения.
|