Реферат: Управление финансами сущность, объекты и субъекты управления. Органы управления и их функции
Название: Управление финансами сущность, объекты и субъекты управления. Органы управления и их функции Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание 1. Теоретическая часть………………………………………………………….3 1.1. Управление финансами: сущность, объекты и субъекты управления. Органы управления и их функции. АСУ финансами……………………………...3 1.2. Финансовое состояние предприятия: значение и задачи ………..….….…..8 2. Практическая часть…………………………………………………………..….11 2.1. Расчёт динамики и структуры актива баланса……………………………...11 2.2. Расчёт динамики и структуры пассива баланса……………………………..12 2.3. Расчёт показателей ликвидности…………………………………………….13 2.4. Расчёт деловой активности……………………………………………………14 2.5. Анализ рентабельности………………………………………………………..15 2.6. Расчёт показателей финансовой устойчивости……………………………...16 2.7. Формальные критерии банкротства………………………………………..…17 Список используемой литературы………………………………..…………..….18 Приложения…………………………………………………………………………19 1. Теоретическая часть 1.1. Управление финансами: сущность, объекты и субъекты управления. Органы управления и их функции. АСУ финансами Управление финансами — это осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства. Следовательно, для управления финансами необходим специальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов. В управлении финансами, как и управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление [5, стр. 93]. В соответствии с классификацией финансовых отношений выделяют две сферы финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов и 2) общегосударственные финансы. Каждая из них имеет многочисленные субъекты управления, такие как финансовые службы хозяйствующих субъектов, финансовые органы, налоговые инспекции, представительства в сфере государственного страхования и др. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосударственного аппарата управления народным хозяйством. Управление финансами — понятие комплексное. Оно предполагает, что государство использует финансы в качестве инструмента управления народным хозяйством, воздействуя с их помощью на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства или других отраслей приводит к его ускорению или замедлению. Общее управление финансами в Беларуси осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: парламенты стран, аппараты президентов, правительства. В частности Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент. Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства — принимать постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых законов. Непосредственное оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь [1, стр. 56]. Министерство финансов выполняет следующие основные функции: • осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; • организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Совет Министров страны; • участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса; • разрабатывает и определяет порядок и сроки формирования и исполнения федерального (республиканского) бюджета; • ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны, а также подготовкой проектов международных соглашений по вопросам налогообложения; • определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных бюджетом; • обеспечивает исполнение республиканского бюджета, расписывает доходы и расходы, устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей; • управляет средствами, находящимися на счетах казначейства; • участвует в составлении проекта бюджета Союзного государства, а в дальнейшем обеспечивает его исполнение; • определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений; • осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представительств, а также контроль за соответствием изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы, законодательству и др. Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции: • контролирует соблюдение налогового законодательства; • организует деятельность инспекций, входящих в его структуру; • разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, законодательства о налогах и предпринимательстве; • проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и предпринимательстве, издает нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчисления • уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекции, входящих в его структуру; • обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др. Органом управления финансами является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейшими его функциями являются: • участие в разработке и реализации таможенной политики государства; • обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны; • принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; • обеспечение (в пределах его компетенции) экономической безопасности страны; • защита экономических интересов страны; • применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; • участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу страны; • обеспечение выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенным и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; • реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов и др. Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как: • составление сводных финансовых планов и прогнозов по • проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях; • контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях; • контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими; • финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п. [2, стр. 70] Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов. Реализация мер по активизации финансового механизма и его составных частей невозможно без АСУ. Это особенно необходимо в условиях перехода к рыночным отношениям, когда изменяется характер информации и ее объем. Поскольку система финансовых органов перерабатывает большой поток информации, меняющийся от командной к информационно-аналитической, то возрастание управленческих процессов, несмотря на рост численности управленцев, ведет к тому, что они не успевают своевременно вырабатывать и проводить в жизнь управленческие решения, пользуясь старыми методами и техническими средствами. При принятии управленческих решений, касающихся финансов, необходимо иметь достоверную информацию об управляемом объекте (прибыли, оборотных средствах, амортизации и др.), тенденциях его развития, влиянии принимаемого решения на перспективу развития этого объекта. Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системы финансов, порождает рост экономический и финансовой информации, что заставляет уметь ориентироваться в достижениях научно-технического прогресса в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово-экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации («хлеба» управления) на основе электронно-вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга. АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами. Новые возможности анализа обусловлены исключительными возможностями ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов. Управление финансами подразумевает ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет движения основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности. В корпоративную информационную систему входят модули «бухгалтерский учет и отчетность», «технико-экономическое планирование», «анализ финансово-хозяйственной деятельности». Также большой сегмент рынка занимает компания «1C Бухгалтерия». В настоящее время актуальной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу различных звеньев финансовых органов - районных и городских финансовых управлений (отделов), муниципальных образований. Практически такая работа начата внедрением в них автоматизированных рабочих мест (АРМов) инспекторов и экономистов с использованием в них микро-ЭВМ персонального пользования. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными деклараций о доходах населения. Если технология управления финансами на уровне низовых финансовых органов еще базируется на примитивном ручном способе сбора и обработки информации финансово-экономического характера, то появление в структуре местных финансовых органов ИВЦ и АРМов ведет к изменению характера труда их работников, поскольку бумажные технологии сменяются безбумажной в виде машинных носителей информации. В финансовой системе нашей страны получают дальнейшее развитие местные финансы в качестве ее перспективного самостоятельного звена. Это требует активизации работы по внедрению автоматизированных систем в различных звеньях финансовой системы в органической связи с АСФР Министерства финансов РБ. Большое значение применение автоматизированных систем управления имеет в страховании. Реализация повышенных требований по совершенствованию отношений страхования невозможна без развития уже функционирующей здесь системы АСУ-страхование. В этой системе широко используется математическая формализация (моделирование) расчетов по определению как размеров страховых взносов, так и страхового возмещения. АСУ - это система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления, в частности, финансами. Однако возможности АСУ нельзя преувеличивать, они не безграничны, поскольку есть еще такие задачи по управлению финансами, которые не поддаются формализации, т.е. их нельзя решить с помощью компьютера, они требуют опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. Например, АСУФ не может выполнять совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах люди сами ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека. В них имеет место постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов, но для этого требуется его высокая квалификация. АСУФ предлагают качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, управления финансами. В целях повышения эффективности их функционирования принимаются меры по разработке, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление финансами. 1.2. Финансовое состояние предприятия: значение и задачи В условиях рыночной экономики залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развития производства, его неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а «избыточная» устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов [4, стр. 112]. Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Это способность предприятия финансировать свою деятельность. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Главная цель финансовой деятельности – решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли. Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения ФСП и его платежеспособности. Источники анализа финансового положения предприятия - формы отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета, если анализ проводится внутри предприятия. В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п. Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются: · Оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения. · Оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения. · Анализ абсолютных относительных показателей финансовой устойчивости предприятия оценка изменения ее уровня. · Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса [3, стр. 266]. 2. Практическая часть 2.1. Рассчитать динамику и структуру актива баланса и сделать выводы.
Вывод: для предприятия доля оборотных активов превышающая 50% в активе баланса, является отрицательным моментов в деятельности предприятия. Т.к. актив баланса предприятия и оборотные активы увеличились по сравнению с прошлым годом соответственно на 12,35% и 28,28%, а внеоборотные активы уменьшились на 2,7%, то предприятие развивается не гармонично. 2.2. Рассчитать динамику и структуру пассива баланса и сделать выводы.
Вывод: Поскольку доля собственного капитала более 50%, то предприятие считается финансово устойчивым. Так как доля краткосрочных кредитов и займов больше 50% можно сказать, что руководство предприятия проводит правильную политику в области заёмного капитала. 2.3. Рассчитать показатели ликвидности и сделать выводы.
Вывод: поскольку коэффициент текущей ликвидности больше 1,7, то предприятие ликвидно, то есть платёжеспособно. 2.4. Рассчитать деловую активность и сделать выводы.
Вывод: все коэффициенты деловой активности предприятия имеют тенденцию к спаду. Это нам показывает, что деловая активность предприятия неудовлетворительная. 2.5. Провести анализ рентабельности и сделать выводы.
Вывод: все рентабельности предприятия предприятия имеют тенденцию к росту. Это нам показывает, что предприятие рентабельно. 2.6. Рассчитать показатели финансовой устойчивости
Вывод: коэффициенты автономии и финансовой напряженности говорят о том, что предприятие становится более финансово устойчивым и независимым от внешних кредитов. Исходя из значения коэффициента финансовой неустойчивости можно сказать, что предприятие стало больше зависеть от заемных средств. Коэффициент покрытия задолженности показывает, что у предприятия все же достаточно собственных средств, которые могут быть использованы для погашения заемного капитала. Увеличение количества собственных оборотных средств говорит о появлении финансовых ресурсов на предприятии. Коэффициент маневренности показывает какая часть собственных оборотных средств находится в обороте, так как увеличилось количество собственных оборотных средств, то коэффициент маневренности увеличился и достиг нормативного значения. Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами более 0,3, значит на предприятии величина запасов покрывается собственными оборотными средствами и не нуждаются в привлечении заемных. 2.7. Рассчитать формальные критерии банкротства и сделать выводы.
Вывод: поскольку коэффициент текущей ликвидности больше 1,7, то предприятие ликвидно, то есть платёжеспособно; коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами более 0,3, значит на предприятии величина запасов покрывается собственными оборотными средствами и не нуждаются в привлечении заемных; так как коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами менее 0,85 и коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами вообще равно нолю, то видно, что предприятие функционирует верно и далеко от банкротства. Список используемой литературы: 1. Бойко, Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право: учеб.пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный дом, 2006. 2. Государственные финансы: учеб. пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф.Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. 3. Теория финансов: учеб. пособие / под общ.ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – 3-е изд. – Минск: Вышэйш. шк., 2006. 4. Финансы предприятий: учеб. пособие / под общ.ред Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – 3-е изд. – Минск: Вышэйш. шк., 2006. 5. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Соврем.шк., 2008. ПРИЛОЖЕНИЯ Формы бухгалтерской отчётности предприятия за 2007-2008 годы (№1, №2, №5) |