Реферат: Философия как наука 7
Название: Философия как наука 7 Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Челябинский государственный педагогический университет» (ГОУВПО «ЧГПУ») Профессионально-педагогический институт
Философия как наука.
Выполнил: студентка 3 курса, специальность: «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» Шахматов А.А. Проверил: Лукин А. Н. 2008 Философия (др. - греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира. Что такое философия?Основная статья: Метафилософия Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»[1] ). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»). Афинская школа. Философы Платон и Аристотель. Пример разности философских интересов: Платон держит в руках натурфилософский диалог «Тимей», Аристотель — «Этику» Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах. Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями. В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»[2] . Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности»[3] . Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»[4] Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное. История терминаТрадиционно считалось, что термин «философ» ввёл древнегреческий философ Пифагор. По сообщению Диогена Лаэртского: Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости[5] . Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ» - это Гераклит: Очень много должны знать мужи-философы[6] . Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона. Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока. В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия». Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»)[7] . В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»). В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей Аль-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга Аль Газали «Самоопровержение философов» (араб. Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах Аль Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признает значимость вклада Аль Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии». В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику. Функции философии и формы философской деятельностиПо отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции. 1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу. 2. Критическая и методологическая позиция. Философия критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила. 3. Позиция активного вмешательства. Философия претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку). В целом философия претендует на выполнение следующих функций. 1. Мировоззренческая функция: философия помогает сформировать целостную картину мира. 2. Методологическая функция: философия формулирует правила познания для всех частных наук. 3. Эвристическая (поисковая) функция: философия создаёт новые области теоретического исследования. 4. Функция социальной критики: философия осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. 5. Футурологическая функция: философия отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее. 6. Идеологическая функция: философия создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве. 7. Воспитательная и образовательная функция: философия участвует в формировании личности. Философия как мировоззрениеСм. также
Философия как образ жизниВ античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни. Философия и наука
Отношения науки и философии являются предметом дискуссии. С одной стороны, философия — это гуманитарная наука, занятая толкованием текстов. С другой стороны, философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука. Философия претендует на то, чтобы быть началом и итогом науки, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. Однако в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию проявляется обычно во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов). Философия и религияПодобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение. Философия и искусствоВ философии немецкого романтизма был выдвинут тезис «философия как искусство». Предмет философии Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней» Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии». Несмотря на все споры, к числу важнейших вопросов относятся:
Философия: за и против
История философииОсновная статья: История философии История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука. Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления. Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.
Современная философияОсновная статья: Современная философия Современные философские направления
Современные философские проблемыСтроение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке, 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H) — тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему. Нерешённые Проблемы, которыми занимается современная философия
Список решённых проблем варьируется в зависимости от философской школы. Там, где одни видят решение, другие продолжают видеть проблему, третьи же признают проблему псевдопроблемой.
Методы современной философииОсновная статья: Философский метод
Разделы философииВ вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной. Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию. Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии, а отделение политической теории — к появлению политической философии. Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания). Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей). Общефилософские дисциплины
Философия средств и способов познанияФилософские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).
Теоретическая философияТеоретическая философия — философские дисциплины, исследующие сущее.
Практическая философияПрактическая философия — философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология
Философские дисциплины или философские направленияСуществуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы. Философские теории идентичностиК философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.
Философские теории, разрабатываемые отдельными школами
Организация философии
Примечания1. Парменид. Фрагменты. B 3 DK // Фрагменты ранних греческих философов / Изд. подг. А. В. Лебедев. — М., 1989. 2. Философия // Большая советская энциклопедия 3. «Penguin Dictionary of Philosophy» («Философский словарь изд. Penguin») 4. Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. — М.: Мысль, 1974. С. 57. 5. Диоген Лаэртский. Книга I // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. — М.: Мысль, 1986. 6. Фрагмент B 35 DK. Пер. М. А. Дынника. 7. Парибок А. Философия в Индии // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика, 1996. — С. 432. Литература1. Хайдеггер М. Что это такое — философия? // Вопросы философии. — 1993. — № 8. — С. 113—123. 2. Мамардашвили М. К. «Философия — это сознание вслух» 3. Аквинский, Ф. Сумма теологии. Киев: Эльга, 2002. http://ru.wikipedia.org/w/index.php Содержание1 Что такое философия? 1.1 История термина 1.2 Функции философии и формы философской деятельности 1.2.1 Философия как мировоззрение 1.2.2 Философия как образ жизни 1.2.3 Философия и наука 1.2.4 Философия и религия 1.2.5 Философия и искусство 1.3 Предмет философии 1.4 Философия: за и против 2 История философии 3 Современная философия 3.1 Современные философские направления 3.2 Современные философские проблемы 3.3 Методы современной философии 4 Разделы философии 4.1 Общефилософские дисциплины 4.2 Философия средств и способов познания 4.3 Теоретическая философия 4.4 Практическая философия 4.5 Философские дисциплины или философские направления 4.5.1 Философские теории идентичности 4.5.2 Философские теории, разрабатываемые отдельными школами 5 Организация философии 6 Литература |