Лабораторная работа: Изучение прямолинейного движения тела на машине Атвуда
Название: Изучение прямолинейного движения тела на машине Атвуда Раздел: Рефераты по физике Тип: лабораторная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное Агентство по образованию ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра физики ОТЧЕТ Лабораторная работа по курсу "Общая физика" ИЗУЧЕНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ НА МАШИНЕ АТВУДА Преподаватель Студент группы 645-1 ___________ /____________. / __________ / ____________ / ___________20__ г. __________ 20__ г. 20__ 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда. 2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА Схема экспериментальной установки на основе машины Атвуда приведена на рис.2.1. На вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна. Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе. Принцип работы машины Атвуда заключается в том, что когда на концах нити висят грузы одинаковой массы, то система находится в положении безразличного равновесия. Если на правый груз положить перегрузок, то система грузов выйдет из состояния равновесия и начнет двигаться. 3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ Средние значения времени < t > и квадрата времени < t 2 > прохождения грузом с перегрузом пути S:
(3.1) (3.2) Абсолютная суммарная погрешность измерения времени прохождения пути S: (3.3) Абсолютная случайная погрешность измерения времени прохождения пути S: σсл (t ) = t(a, n ) × S (t ) ; (3.4) где t(a, n ) - коэффициент Стьюдента Стандартная абсолютная погрешность измерения времени:
(3.5) где ti - времени прохождения пути при i –ом измерении ( i =1. … , n ), n – число измерений, < t > - среднее значение времени прохождения пути. Абсолютная суммарная погрешность косвенного измерения квадрата времени прохождения пути S: σ(t 2 ) = 2 < t > σ(t ) (3.6) Абсолютная погрешность косвенного измерения корня квадратного из расстояния: (3.7) Угловой коэффициент экспериментальной прямой: b = (3.8) Величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика: a = 2b2 (3.9) Абсолютную случайную погрешность ускорения sсл (a ) рассчитываем методом наименьших квадратов. Рассчитываем параметры линеаризованного графика (y = f(x) = Ax + B) и случайные абсолютные погрешности параметров.
Расчет производится по формулам: (3.10) куда входят следующие величины: (3.11) где n – число экспериментальных точек. Абсолютная случайная погрешность определения углового коэффициента: sсл (β ): (3.12) где вспомогательная величина: (3.13) Абсолютная случайная погрешность ускорения: s ( a ) = 4 b s ( b ) (3.14) 4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ. Измеренные значения и результаты их обработки приведены в таблице 4.1. Результаты измерений Таблица 4.1
Средние значения времени < t > и квадрата времени < t 2 > прохождения пути S, приведенные в таблице 4.1, рассчитаны по выражениям 3.1 и 3.2 (число точек измерения n=5 ). Для первой точки измерения (S 1 = 36 см): Стандартную абсолютную погрешность измерения времени рассчитываем по формуле 3.5 для числа измерений n=5: Δt1 = t1 −< t>1 = 4,857−5,036 = -0,179 с; Δt1 2 = (-0,179)2 = 0,032 с2 ; Δt2 = t2 −< t>1 = 4,991−5,036 = -0,045 с; Δt2 2 = (-0,045)2 = 0,002 с2 ; Δt3 = t3 −< t>1 = 5,184−5,036 = 0,148 с; Δt3 2 = (0,148)2 = 0,022 с2 ; Δt4 = t4 −< t>1 = 5,066−5,036 = 0,030 с; Δt4 2 = (0,030)2 = 0,001 с2 ; Δt5 = t5 −< t>1 = 5,084−5,036 = 0,048 с; Δt5 2 = (0,048)2 = 0,002 с2 ;
Абсолютная случайная погрешность измерения времени прохождения пути определяется по формуле 3.4. При доверительной вероятности a=0,9 и числе измерений n =5 коэффициент Стьюдента t(a, n ) = 2,1: σсл (t )1 = 2,1*0,055 = 0,116 c ; Результаты расчетов погрешностей прямых и косвенных измерений времени и квадрата времени. Таблица 4.2 Абсолютную систематическую приборную погрешность измерения времени определяем как половину цены наименьшего деления секундомера : σсис (t) = 0,0005 с ; Абсолютная суммарная погрешность измерения времени прохождения пути по формуле 3.3 : Так как величина σсис (t) много меньше величины σсл (t )1 (σсис (t) = 0,0005 с << σсл (t )1 = 0,116 c), то в дальнейшем будем считать, что σ(t )1 ≈ σсис (t )1 . Абсолютная суммарная погрешность косвенного измерения квадрата времени прохождения пути рассчитываем по формуле 3.6 : σ(t 2 )1 = 2×5,036×0,116 = 1,168 с2 ; Результаты измерений записываем в виде < t > ± σ(t) : t1 = 5,036±0,116 с. Результаты расчетов случайной, приборной и общей погрешности измерений времени и квадрата времени приведены в таблице 4.2. Абсолютную погрешность измерения расстояния определяем как половину цены деления линейки: σ(S) = 0,05 см ; Абсолютная погрешность косвенного измерения корня квадратного из расстояния по формуле 3.7 : Для остальных точек измерений (при других значениях S) расчет проводится аналогично. Результаты расчетов приведены в таблицах 4.2 и 4.3. Таблица 4.3.
На основании данных, приведенных в таблицах 4.2, 4.3 строим графики зависимостей S = f 1 ( t ) ( рис. 4.1.) и S = f 2 ( t 2 ) ( рис. 4.2.), на графиках наносим доверительные интервалы. Рисунок 4.1. Зависимость пройденного пути S от времени t . Рисунок 4.2. Зависимость пройденного пути S от квадрата времени t 2 . На рис.4.3. представлен линеаризованный график = f 3 ( t ) зависимости квадратного корня пройденного пути от времени t . Рисунок 4.3. Зависимость от времени t . На графике (рис. 4.3) видно, что прямая пересекает доверительные интервалы для всех экспериментальных точек. Определим из графика угловой коэффициент прямой по формуле 3.8: b граф = 5 / 8,3 = 1,19 см0,5 /с ; Величину ускорения определим по формуле 3.9: a граф = 2×(1,19)2 = 2,83 см/с2 ; По методу наименьших квадратов (МНК) рассчитаем параметр b линеаризованного графика = b t и случайную абсолютную погрешность параметра sсл (b ). По формулам 3.11, используя данные таблицы 4.3, определяем значение величин S 1 − S 6 для расчета по МНК (число точек n =5): S 1 = 21,08 c; S4 = 90,75 c2 ; S 2 = 25,25 см1/2 ; S 6 = 130 см ; S 3 = 108,6 c×см1/2 ; S 5 = 5×90,75 − (21,08)2 = 9,4 c × см1/2 . По формуле 3.10 определим параметр b линеаризованного графика: b = (5×108,6 − 21,08 ×25,25) / 9,4 = 1,14 см1/2 /c. Угловой коэффициент прямой b = 1,14 см1/2 /c. Значение вспомогательной величины S 0 по формуле 3.13: S 0 = 130/ 3 – (25,252 + 1,14 2 ×9,4 ) / 15 = 0,01 см. По формуле 3.12 определим погрешность вычисления углового коэффициента прямой: s ( b) = (5×0,012 /9,4) 0,5 = 0,01 см1/2 /c . Величина ускорения по формуле 3.9 : a = 2×1,142 = 2,6 см/с2 . Абсолютная случайная погрешность ускорения по формуле 3.14 : s ( a ) = 4×1,14×0,01 = 0,046 см/с2 . Получаем: a = (2,6 ± 0,046) см/с2 = (2,6 ± 0,046)×10-2 м/с2 . 5. ВЫВОДЫ В результате проделанной работы мы смогли в пределах погрешностей измерений построить линеаризованный график зависимости . Все точки в этой зависимости укладываются на прямую в пределах их погрешностей. Подтвердили справедливость закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда: при равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью справедливо выражение S = at 2 /2 , где S – путь пройденный телом за время движения t, a – ускорение движения. В ходе работы определена величина ускорения и сделана оценка ее погрешности: a = (2,46 ± 0,23) × 10-2 м/с2 . 6. ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 6.1.Какие силы действуют на груз с перегрузом во время движения? Сила тяжести и сила натяжения нити. 6.2.Запишите уравнения движения для каждого из грузов.
Уравнения движения грузов имеют вид: 6.4.Каким образом из линеаризованного графика можно оценить систематическую погрешность измерения времени.
Систематическая погрешность приводит к тому, что прямая не будет проходить из начала координат. Величина отклонения от начала координат – систематическая погрешность. |