Лабораторная работа: Изучения прямолинейного движения на машине атвуда
Название: Изучения прямолинейного движения на машине атвуда Раздел: Рефераты по физике Тип: лабораторная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное Агентство по образованию ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра физики ОТЧЕТ Лабораторная работа по курсу "Общая физика" ИЗУЧЕНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ НА МАШИНЕ АТВУДА Преподаватель Студент группы 220201 ___________ /____________. / Стороженко Сергей Валерьевич ___________2011 г. 2011 г. 2011 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда. 2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА Схема экспериментальной установки на основе машины Атвуда приведена на рис.2.1. На вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна. Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе. Принцип работы машины Атвуда заключается в том, что когда на концах нити висят грузы одинаковой массы, то система находится в положении безразличного равновесия. Если на правый груз положить перегрузок, то система грузов выйдет из состояния равновесия и начнет двигаться. 3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ Средние значения времени < t > и квадрата времени < t 2 > прохождения грузом с перегрузом пути S:
(3.1) (3.2) Абсолютная суммарная погрешность измерения времени прохождения пути S: (3.3) Абсолютная случайная погрешность измерения времени прохождения пути S: σсл (t ) = t(a, n ) × S (t ) ; (3.4) где t(a, n ) - коэффициент Стьюдента стандартная абсолютная погрешность измерения времени:
(3.5) где ti - времени прохождения пути при i –ом измерении ( i =1. … , n ), n – число измерений, < t > - среднее значение времени прохождения пути. Абсолютная суммарная погрешность косвенного измерения квадрата времени прохождения пути S: σ(t 2 ) = 2 < t > σ(t ) (3.6) Абсолютная погрешность косвенного измерения корня квадратного из расстояния: (3.7) Угловой коэффициент экспериментальной прямой: b = (3.8) Величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика: a = 2b2 (3.9) Абсолютную случайную погрешность ускорения sсл (a ) рассчитываем методом наименьших квадратов. Рассчитываем параметры линеаризованного графика (y = f(x) = Ax + B) и случайные абсолютные погрешности параметров.
Расчет производится по формулам: (3.10) куда входят следующие величины: (3.11) где n – число экспериментальных точек. Абсолютная случайная погрешность определения углового коэффициента: sсл (β ): (3.12) где вспомогательная величина: (3.13) Абсолютная случайная погрешность ускорения: s ( a ) = 4 b s ( b ) (3.14) 4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ. Макет № 82 Измеренные значения и результаты их обработки приведены в таблице 4.1. Результаты прямых и косвенных измерений Таблица 4.1
Средние значения времени < t > и квадрата времени < t 2 > прохождения пути S, приведенные в таблице 4.1, рассчитаны по выражениям 3.1 и 3.2 (число точек измерения n=5 ). Для первой точки измерения (S 1 = 10 см): Стандартную абсолютную погрешность измерения времени рассчитываем по формуле 3.5 для числа измерений n=5: Δt1 = t1 −< t>1 = 1,558−1,43 = 0,13 с; Δt1 2 = ( 0,13)2 = 0,0169 с2 ; Δt2 = t2 −< t>1 = 1,423−1,43 = -0,007 с; Δt1 2 = (-0,007)2 = 0,000049 с2 ; Δt3 = t3 −< t>1 = 1,446−1,43 = 0,016 с; Δt1 2 = (0,016)2 = 0,000256 с2 ; Δt4 = t4 −< t>1 = 1,341−1,43 = -0,089 с; Δt1 2 = (-0,089)2 = 0,00792 с2 ; Δt5 = t5 −< t>1 = 1,376−1,43 = -0,054 с; Δt1 2 = (-0,0584)2 = 0,002916 с2 ;
0,0169 +0,000049+0,000256+0,00792+0,002916 S(t)1 = 5x(5-1) = 0,001 с; Абсолютная случайная погрешность измерения времени прохождения пути определяется по формуле 3.4. При доверительной вероятности a=0,9 и числе измерений n =5 коэффициент Стьюдента t(a, n ) = 2,1: σсл (t )1 = 2,1×0,001 = 0,0021 c ; Результаты расчетов погрешностей прямых и косвенных измерений времени и квадрата времени. Таблица 4.2
Абсолютную систематическую приборную погрешность измерения времени определяем как половину цены наименьшего деления секундомера : σсис (t) = 0,0005 с ; Абсолютная суммарная погрешность измерения времени прохождения пути по формуле 3.3 : σ(t)1 = 0,0005²+0,0021² = 0,0021 с; Так как величина σсис (t) много меньше величины σсл (t )1 (σсис (t) = 0,0005 с << σсл (t )1 = 0,0021 c), то в дальнейшем будем считать, что σ(t )1 ≈ σсис (t )1 . Абсолютная суммарная погрешность косвенного измерения квадрата времени прохождения пути рассчитываем по формуле 3.6 : σ(t 2 )1 = 2×1,43×0,0021 = 0,006 с2 ; Результаты измерений записываем в виде < t > ± σ(t) : t1 = 1,43±0,0021 с. Результаты расчетов случайной, приборной и общей погрешности измерений времени и квадрата времени приведены в таблице 4.2. Абсолютную погрешность измерения расстояния определяем как половину цены деления линейки: σ(S) = 0,05 см ; Абсолютная погрешность косвенного измерения корня квадратного из расстояния по формуле 3.7 : Для остальных точек измерений (при других значениях S) расчет проводится аналогично. Результаты расчетов приведены в таблицах 4.2 и 4.3. Таблица 4.3.
На основании данных, приведенных в таблицах 4.2, 4.3 строим графики зависимостей S = f 1 ( t ) ( рис. 4.1.) и S = f 2 ( t 2 ) ( рис. 4.2.), на графиках наносим доверительные интервалы. Рисунок 4.1. Зависимость пройденного пути S от времени t . Рисунок 4.2. Зависимость пройденного пути S от квадрата времени t 2 . На рис.4.3. представлен линеаризованный график = f 3 ( t ) зависимости квадратного корня пройденного пути от времени t . Рисунок 4.3. Зависимость от времени t . На графике (рис. 4.3) видно, что прямая пересекает доверительные интервалы для всех экспериментальных точек. Определим из графика угловой коэффициент прямой по формуле 3.8: b граф = 4 / 2,3 = 1,73 см0,5 /с ; Величину ускорения определим по формуле 3.9: a граф = 2×1,732 =5,98 см/с2 ; По методу наименьших квадратов (МНК) рассчитаем параметр b линеаризованного графика = b t и случайную абсолютную погрешность параметра sсл (b ). По формулам 3.11, используя данные таблицы 4.3, определяем значение величин S 1 − S 6 для расчета по МНК (число точек n =5): S 1 = 12,17 c; S4 = 33,65 c2 ; S 2 = 25,51см1/2 ; S 6 = 137 см ; S 3 = 65,90 c×см1/2 ; S 5 = 5×33,65 − 12,17 2 = 20,14 c × см1/2 . По формуле 3.10 определим параметр b линеаризованного графика: b = (5×65,90 − 12,17 ×25,51) / 20,14 = 0,94 см1/2 /c. Угловой коэффициент прямой b = 0,94 см1/2 /c. Значение вспомогательной величины S 0 по формуле 3.13: S 0 = 137/ 3 – (25,512 + 0,94 2 ×20,14 ) / 15 = 1,03 см. По формуле 3.12 определим погрешность вычисления углового коэффициента прямой: s ( b) = (5×1,032 /20,14) 0,5 = 0,513 см1/2 /c . Величина ускорения по формуле 3.9 : a = 2×0,942 = 1,76 см/с2 . Абсолютная случайная погрешность ускорения по формуле 3.14 : s ( a ) = 4×0,94×0,513 = 1,93 см/с2 . Получаем: a
= (1,76 ± 1,93) см/с2
= (1,76 ± 1,93)×10-2
м/с2
. 5. ВЫВОДЫ В результате проделанной работы мы смогли в пределах погрешностей измерений построить линеаризованный график зависимости . Все точки в этой зависимости укладываются на прямую в пределах их погрешностей. Подтвердили справедливость закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда: при равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью справедливо выражение S = at 2 /2 , где S – путь пройденный телом за время движения t, a – ускорение движения. В ходе работы определена величина ускорения и сделана оценка ее погрешности: a = (1,76 ± 1,93) × 10-2 м/с2 .
1. Какие силы действуют на груз с перегрузком во время движения? На груз с перегрузом во время движения действует сила тяжести F тяж2 и противоположно направленная сила натяжения нити T2 . Сила тяжести F тяж2 = ( M + m ) g , где M – масса груза, m – масса перегрузка, g – ускорение свободного падения. 2. Запишите уравнение движения для каждого из грузов. Уравнение движения грузов имеют вид: ( M + m ) g – T 1 = ( M + m ) a 1 - груз с перегрузом (справа) Mg – T 2 = Ma 2 - груз ( слева ) В силу не растяжимости нити a 2 = - a 1 ; при невесомом блоке T 1 = T 2 имеем следующие уравнения движения: (M + m)g – T = (M + m)a Mg – T = - Ma 3. Укажите возможные причины, обуславливающие несовпадение теоретических выводов с результатами измерений. - физические допущения, принятые при теоретическом анализе движения грузов в эксперименте; погрешности измерения величин; - точность вычислений. 4. Каким образом из линеаризованного графика можно оценить систематическую погрешность измерения времени? Систематическая погрешность измерения времени σсис (t) приводит к тому, что прямая на линеаризованном графике не проходит через начало координат. Величина отрезка, отсекаемого прямой при пересечении с осью t ( от точки пересечения до начала координат), есть величина систематической погрешности измерения времени σсис (t). 5. Укажите физические допущения, используемые при теоретическом анализе движения грузов в машине Атвуда. Идеализация движения грузов на машине Атвуда: - нить и блок невесомы, нить не растяжима, сила трения на оси блока мала, можно пренебречь.
|